Приемы педагогической техники - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Приемы педагогической техники - страница №1/1

ПРИЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ

© Анатолий Александрович Гин, 1999
anatoly@gin.gomel.by

Идеальная дидактика ­ это ее отсутствие. Ученик сам стремится к знаниям так, что ничто не может ему помешать. Пусть гаснет свет ­ он будет читать при свечах.

Идеальное управление ­ когда управления нет, а его функции выполняются. Каждый знает, что ему делать. И каждый делает, потому что хочет этого сам.

СОДЕРЖАНИЕ книги

ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ 8
Принцип свободы выбора 8
Принцип открытости 8
Принцип деятельности 9
Принцип обратной связи 9
Принцип идеальности 9

ДИДАКТИКА 11


Повышение интереса к учебному материалу 11

Привлекательная цель 11
Удивляй! 11
Отсроченная отгадка 12
Фантастическая добавка 13
Лови ошибку! 13
Практичность теории 15
Пресс-конференция 16
Вопрос к тексту 17

Повторение пройденного на уроке 17



Своя опора 17
Повторяем с контролем 18
Повторяем с расширением 18
Свои примеры 18
Опрос-итог 18
Обсуждаем д/з (домашнее задание) 18

Повторение изученных ранее тем 19



Своя опора 19
Повторяем с контролем 20
Повторяем с расширением 20
Пересечение тем 20

Уровни и виды домашнего задания 20



Три уровня д/з 21
Задание массивом 22
Особое задание 23
Творчество работает на будущее 25

Приемы подачи домашнего задания 26



Необычная обычность 26
Идеальное задание 27

Подготовка к докладу 28


Коллективная учебная деятельность 29

Организация работы в группах 30
Лови ошибку! 31
Пресс-конференция и вопрос к тексту 32
Своя опора 32

Мозговой штурм 32


Деловые игры 37

Игра 1. "Компетентность" 37
Игра 2. "НИЛ" 38
Игра 3. "Точка зрения" 40

Игровая учебная деятельность 41



Игры-тренинги 41
Игры в случайность 42
Театрализация 43
Да и нет говорите 44
  УПРАВЛЕНИЕ КЛАССОМ 47
Соуправление 47

Демонстрация профессионального уровня 47
Выход за пределы 47
Сравняйте позиции 48
Советуйтесь! 48


Традиции урока 49

Вход в урок 49
Завершение урока 49
Отдых 50
Задание ­ на стол! 50
Руки прочь! 50


Дирижируем уроком 51

Четкая команда 51
Дай себе помочь 52
Введите роль 53
"Мордашки" 55
Резюме 55

Приемы устного опроса 56



Базовый лист контроля 56
"Светофор" 57
Показательный ответ 58
Опрос по цепочке 58
Тихий опрос 58
Магнитофонный опрос 59
Программируемый опрос 60
Взаимоопрос 60
Защитный лист 60
Отсроченная реакция 61
Щадящий опрос 61
Идеальный опрос 61

Приемы письменного контроля 62



Фактологический диктант 62
Выборочный контроль 62
Тренировочная контрольна работа 62
Блиц-контрольная 63
Релейная контрольная работа 63

Против списывания 63



Удаление источников 63
Каждому ­ своя делянка 64
Ничто не ново под луной 64

Оценивание 64



Оценка ­ не отметка 64
Расширение поля отметок 65
Знакомьте с критериями 66
Райтинг 66
Кредит доверия 66
Своя валюта 66


ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА УЧИТЕЛЯ 68
Картотека учителя 68
Подготовка темы 70
Конструктор урока 71

ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение 1. Методика оценки педагогических методик 75
Приложение 2. О творческих учебных задачах 77
Приложение 3. Антишкола 84
Приложение 4. ТРИЗ-педагогика (справка) 87


ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ

Краткий теоретический минимум

­ Видишь ­ вот нить. Незатейливая вещь, не так ли? ­ Так.


­ А вот обычный узел. Ты ведь уже видел такие? ­ Да. ­ А теперь мы с тобой перевяжем нити узлами ­ вот так. И получилась сеть.

С ней мы можем ловить рыбу или сделать заграду, изготовить гамак или придумать что-нибудь еще. Видишь, какая польза только от того, что каждая нить теперь не просто сама по себе? ­ Да.

Приемы педагогической техники ­ сеть. Они поддерживают друг друга, складываясь в нечто целое, в систему.

А теперь познакомимся с основными принципами педтехники. Их всего пять. Это немного, но на то они и принципы. Зато каждый из них реализуется с помощью гаммы конкретных приемов.

ПРИНЦИП СВОБОДЫ ВЫБОРА

Существует огромное количество ценностей в этой жизни. Одни мы игнорируем, другим следуем, третьи презираем, четвертые... Но среди них есть одна, безоговорочная для каждого нормального человека, ­ свобода! Никто из нас не любит навязанные действия, чуждые решения, отсутствие выбора. И особенно не любят этого дети.



ФОРМУЛИРОВКА: в любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, предоставлять ученику право выбора. С одним важным условием ­ право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор!

Это можно сделать в рамках современной системы обучения. Вот только некоторые примеры свободного выбора: "В. Ф. Шаталов задает ученикам много задач, и они сами выбирают для решения любые из них; у С. Н. Лысенковой дети сами выбирают, какие трудные слова учительница должна написать на доске; И. П. Волков дает ученикам только тему, а учащиеся сами определяют, какой предмет изготовить и из какого материала." [Основы педагогического мастерства /Под ред. И. А. Зязюна. ­ М.:Просвещение, 1989. ­ С. 211.]

Конечно, перечень примеров можно значительно расширить. В этом мы еще убедимся.

ПРИНЦИП ОТКРЫТОСТИ



"Я знаю, что я ничего не знаю", ­ говорил мудрый грек.

"Я хорошо знаю химию, литературу и историю", ­ звучит из уст благополучного выпускника школы. Печально. Печально то, что этот выпускник не знает главного: ОН НЕ ЗНАЕТ, ЧЕГО ОН НЕ ЗНАЕТ. Весьма смутно представляет сегодня школьник (и даже студент) границы своей информированности, и уж совсем в тумане ­ границы познания наук. Откуда ж тогда взяться любознательности, без которой любое обучение ­ лишь воспитание исполнителей!



ФОРМУЛИРОВКА 1: не только давать знания ­ но еще и показывать их границы. Сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса.

Нет, не сумма аккуратно уложенных в голову ответов на стандартный перечень вопросов ­ главное достояние школьника! Единственно оправданный и симпатичный вид жадности ­ жадность к познанию и саморазвитию. Вот его настоящее достояние! Ибо "образование не достигает точки насыщения" [Слова, высеченные на камне у входа в центр подготовки кадров компании IBM, штат Нью-Йорк.].

И еще один момент. Какие задачи решают в школе? Так называемые "закрытые" задачи, то есть имеющие точное условие (из пункта А в пункт Б...), строгий алгоритм решения, единственно верный ответ.

А какие задачи ставит перед человеком жизнь? Открытые задачи! Имеющие достаточно размытое, допускающее варианты условие (как найти себе работу? спутника жизни? как увеличить прибыль предприятия? уменьшить вероятность аварии?..), разные пути решения, набор вероятных ответов. В этот зазор ­ между задачами школярски-закрытыми и жизненными, открытыми ­ зачастую проваливаются интерес учеников и, соответственно, наши образовательные усилия.



ФОРМУЛИРОВКА 2: использовать в обучении открытые задачи (см. приложение «О творческих учебных задачах», стр. 77).

Благо, как показывают наш опыт и эта книга, такие задачи могут быть найдены, подобраны, разработаны в любых учебных предметах.

ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

"Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать", ­ говорил академик Александр Львович Минц.

А Бернард Шоу утверждал: "Единственный путь, ведущий к знанию ­ это деятельность".

Доказательства? Да вспомним хотя бы выпускника педвуза, впервые пришедшего в класс. Его знания по дидактике, методике не были пропущены через деятельность, отлиты в рабочие приемы педтехники. И результат такой подготовки известен.



ФОРМУЛИРОВКА: освоение учениками знаний, умений, навыков, смыслов организовывать преимущественно в форме деятельности.

Действительно, чтобы знание становилось инструментом, а не залежами ненужного старья на задворках интеллекта, ученик должен с ним работать. Пока проверкой знаний считается бойкий ответ-пересказ в режиме фонографа, пока изучение и повторение осуществляются в режиме заучивания, школа работает процентов на девяносто в холостом режиме.

Что значит работать со знанием? Говоря общими словами, это означает его применять, искать условия и границы применимости, преобразовывать, расширять и дополнять, находить новые связи и соотношения, рассматривать в разных моделях и контекстах...

ПРИНЦИП ОБРАТНОЙ СВЯЗИ



ФОРМУЛИРОВКА: регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи.

Чем более развита система ­ техническая, экономическая, социальная или педагогическая, тем больше механизмов обратной связи в ней. Летчик в полете отслеживает по приборам ряд параметров: от температуры за бортом до количества горючего в баках. Без этого успешный полет не представим. Успешный урок тоже. Только учитель в уроке отслеживает другие параметры: настроение учеников, степень их заинтересованности, уровень понимания... Учитель не имеет "термометра настроения" или "высотомера понимания", но зато у него есть свой набор приемов, позволяющих четко сориентироваться в обстановке.

ПРИНЦИП ИДЕАЛЬНОСТИ

(высокого КПД)

Идеальность ­ одно из ключевых понятий теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Психоаналитикам знаком принцип удовольствия, экономистам ­ принцип рентабельности, инженерам ­ принцип повышения коэффициента полезного действия (КПД). Суть всех этих принципов едина. Любое наше действие характеризуется не только получаемой от него пользой, но и затратами ­ затратами сил, нервов, времени, денег... Идеальность действия (или, если хотите, его КПД) тем выше, чем больше польза и чем меньше затраты. В применении к педагогической технике это означает, что некоторые приемы и технологии были отброшены, несмотря на их полезность. Отброшены из-за низкой идеальности, то есть либо слишком много сил учителя они требовали для своего воплощения, либо слишком редких качеств. Наш идеал ­ чтобы учитель не уставал, не вырабатывался при самой высокой эффективности своего труда! Наверное, наш идеал, как и всякий другой идеал, недостижим. Но стремиться к нему полезно.

ФОРМУЛИРОВКА: максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования.

Чем больше активность, самоорганизация учеников, тем выше идеальность обучающего или управляющего действия. Если мы грамотно согласуем содержание и формы обучения с интересами школьников, то они тогда САМИ будут стремиться узнать: а что же дальше? Согласуем темп, ритм и сложность обучения с возможностями учеников ­ и тогда они почувствуют свою успешность и САМИ захотят ее подкрепить.

А еще принцип предполагает активное вовлечение учеников в управление своим коллективом, и тогда они САМИ обучают друг друга.

И последнее. Однажды Джейн Поли, ведущая программы новостей одного из телеканалов США, сказала: "Хорошо организованная жизнь ­ это как сетка для страховки. Благодаря ей вы можете выделывать высоко на проволоке более сложные трюки" [Цитируется из газеты "Чикаго Трибюн".]. Сетка, сеть ­ образ, с которого мы начали. Приемы педагогической техники ­ сеть. А результат ­ хорошо организованный труд учителя, хорошо организованный класс, хорошо организованные знания.

Каждому принципу педагогической техники соответствует в книге свой знак. Набор таких знаков после названия каждого из приемов показывает, какие именно принципы технологически поддерживает, воплощает данный прием.


УПРАВЛЕНИЕ КЛАССОМ

(выдержки из главы)

СОУПРАВЛЕНИЕ

Управление группой людей требует авторитета.

Бывает авторитет силы. Ему подчиняются из страха наказания. Механизм силового управления сравнительно прост, поэтому его часто используют люди. И тогда не нужна никакая педтехника. Но и расплата за эту простоту велика.

Бывает авторитет знания. Ему подчиняются добровольно: все понимают, что так будет лучше. Ключевое слово здесь ­ уважение. Но не всякое знание признается группой как заслуживающее уважения.

В реальных условиях авторитет учителя включает обе составляющие ­ авторитет силы и авторитет знания. Вопрос меры ­ какая составляющая основная, главная, ведущая. Так хочется, чтобы вторая...

А сейчас нас интересуют конкретные приемы поддержания этой составляющей ­ демократической, дружеской, сотруднической.

ДЕМОНСТРАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ

Профессионализм уважают все. И ученикам, особенно старшеклассникам, тоже нужно убедиться в том, что учитель досконально владеет предметом.



ФОРМУЛА: учитель показывает свой пример выполнения творческого или хотя бы сложного задания.

Это труднее, чем сравнивать сочинения школьников с Белинским, оставаясь в позиции контролера. Но по-настоящему внимательно слушают только тех, кто сам умеет делать то, чему учит.



Пример.
Учитель разбирает на уроке сложные олимпиадные задачи. При этом ни разу не заглядывает в конспект. Пусть видят рассуждения вслух, ошибочные попытки, радость ухватывания логической нити и распутывания всего клубка. Обычно диспозиция урока такая: учитель по одну сторону "баррикады"-задачи, а ученик ­ по другую. Здесь же все не так. Учитель и ученик сообща сражаются с задачей. И, победив, поздравляют друг друга!


А выбирают задачи так. Учитель дает толстый задачник. Ученики выбирают задачу. И вместе ­ в бой...

Пример.
Сергей Юрьевич Курганов (автор замечательной книги "Ребенок и взрослый в учебном диалоге") читал детям свои сочинения. На те самые учебные темы, на которые писали они. Вывод, который не могли не сделать ученики: да, он имеет право учить!

ВЫХОД ЗА ПРЕДЕЛЫ



ФОРМУЛА 1: учитель выходит за пределы учебника.

Если учитель сможет гармонично вплести в ткань урока последние события, окружающую действительность, сюжет из популярного мультфильма или детского сериала ­ восторг и признательность ему обеспечены.



Пример.
­ Я долго, ­ продолжал он, ­ мучился над вопросом: как говорить на уроке о гармонических колебаниях ­ рассказать, как пружина колеблется, маятник колеблется и так далее?


А потом пришло озарение, я подумал: мы живем на Черном море, я в ста метрах от моря живу, так ну какой еще должен быть урок в Одессе по теории колебаний? И вот он, шум прибоя, крик чаек, стук человеческого сердца, и вдруг ­ отрывок из "Песни о Буревестнике". Его прекрасно исполняет Смоктуновский!

А потом я задаю вопрос: "Ребята, как вы думаете, почему урок сегодня начинается именно с этого фрагмента?" И фрезеровщики мне рассказывают о колебаниях... Мой традиционный вопрос: "Назовите тело, которое не колеблется". И снова неожиданный ответ: "Кирпич". Я им говорю: "Ребята, а если в глубь кирпича посмотреть ­ ведь там все те же колебательные движения атомов и молекул". И потом после маленького музыкального фрагмента начинается чистая физика, 20 минут чистейшей физики: колебания маятника, уравнение движения... [Из опыта работы учителя-новатора Н.Н.Палтышева. Из кн: Основы педагогического мастерства/Под ред. И. А. Зязюна. ­ М.: Просвещение, 1989. ­ С. 214­215.]

ФОРМУЛА 2: учитель выходит за рамки своего учебного предмета.

Если физику приходится заменить заболевшего биолога, пусть не пожалеет сил и проведет на хорошем методическом уровне биологию. Используйте межпредметные знания, чтобы показать свою компетентность в иных сферах знаний. Цитируйте стихи и меткие высказывания на уроке математики, покажите свои знания математики на литературе и языке. Всегда можно найти тему разговора, в рамках которой это не будет выглядеть притянутым "за уши". Связать гуманитарный цикл с естественнонаучным помогут Тит Лукреций Кар, Данте, Ломоносов, Верхарн, Свифт, Гете, Брюсов...



ФОРМУЛА 3: учитель демонстрирует знание молодежной субкультуры.

Для этого стоит потратить время на чтение хотя бы одного молодежного журнала.



Пример.
Учитель физики начал тему "Резонанс" с вопроса: почему электрическая гитара, в отличие от акустической, может иметь любую, даже весьма причудливую форму корпуса?


И подтвердил свой вопрос показом нескольких картинок с гитарами популярных рок-музыкантов...

Выйти за пределы земного тяготения помогает ракета. Выйти за пределы очерченного круга знаний помогает картотека. О картотеке учителя ­ разговор впереди.

СРАВНЯЙТЕ ПОЗИЦИИ

ФОРМУЛА: учитель сам ставит себя в позицию оцениваемого.

Учитель всегда "смотрит сверху". Ему хорошо. Попробовал бы сам отвечать под пристальным взором... Даже если дети не говорят это вслух, даже если они так не думают, ­ они все равно это чувствуют. Чувствуют внутреннюю несправедливость ситуации. Поэтому автор призывает учителя к смелому поступку. Поставьте себя в позицию оцениваемого. Ваша храбрость будет вознаграждена. Для начала в течение некоторого времени сами давайте оценку своему уроку. И не жалейте себя. Хотя это не просто ­ автор пробовал. Жалко все-таки себя, родимого. Но ­ риск вознаграждается!

Только обязательно учтите одну мелочь. И даже не мелочь совсем, а оч-чень важную деталь. Оценку вы даете себе и уроку, но ни в коем случае не конкретным детям, иначе это выродится в морализирование.

ДИАЛОГ:

­ А как быть, если, например, конкретные Петя с Васей мешали мне вести урок?
­ Скажите что-то типа: сегодня я недовольна уроком и собой. Больше тройки не заслужила. Потому что не смогла справиться с дисциплиной на уроке.
­ Действительно, не просто такое произнести...
­ Да. И ученики это тоже понимают. За что и уважают. Если вы перейдете этот рубикон, то дальше не так страшно. В дальнейшем вы позволите ученикам ставить себе оценку. Для этого есть несколько приемов. Читатель увидит их ниже ("Введите роль" и "Резюме", см. стр. 53 и 55 книги).

СОВЕТУЙТЕСЬ!



ФОРМУЛА: по всяким сложным вопросам, проблемам отношений учитель советуется с детьми!

Убедите детей, что их мнение значимо для Вас. Ведь это действительно так... Но не устраивайте плебисцит - это может поставить Вас в весьма трудное положение. Порассуждайте с ребятами вместе над вашими общими проблемами. Обсудите разные варианты решений. При этом либо полная честность - либо лучше вообще в эти игры не играть. Сразу предупредите - последнее слово все-таки за Вами. И конечно, Вы не забудете поблагодарить учеников за совместное обсуждение...




ТРАДИЦИИ УРОКА

(полезные ритуалы педагогического общения)

Вся культура пронизана традициями. Неспроста. Традиции позволяют нам согласовать свои действия, сосуществовать слаженно.

"ВХОД" В УРОК

Атлет, придя на тренировку, не хватается за штангу без разминки. Каратисты начинают с медитации. Нужен настрой на определенный тип работы, деятельности. Для этого существует процедура "входа" в урок. Сама процедура может быть разной. В зависимости от возраста, учебного предмета, других условий... Некоторое количество лет назад распространенным "входом в урок" был такой: все встали, замерли, посмотрели в глаза учителю, по команде сели. Не хочу сказать, что он плох - все хорошо или плохо только в зависимости от конкретных условий. Скажу, что он не единственный и не достаточный.

ФОРМУЛА: учитель начинает урок с "настройки".

Например, знакомим с планом урока. Это лучше делать в полушуточной манере. Например: сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями - а для этого проведем маленький устный опрос. Потом попробуем ответить на вопрос: (тема урока в вопросной форме). Затем потренируем мозги - решение задач. И наконец, вытащим из тайников памяти самое ценное (тема повторения).

Если есть техническая возможность, урок можно начинать с короткой музыкальной фразы. Она может быть мажорно-возбуждающей, как "Танец с саблями" Хачатуряна или "Болеро" Равеля. Или минорно-успокаивающей, как романс Свиридова... С традиционного разбора домашнего задания. С интеллектуальной разминки - два-три не слишком сложных вопроса на размышление. С традиционного устного или короткого письменного опроса. Простого опроса - ибо основная его цель настроить ребенка на работу, а не устроить ему стресс с головомойкой... Могут быть и другие варианты "входа" в урок.

Пример:
У нас такая традиция входа в урок - после нескольких наводящих предложений дети сами должны определить, о чем будет идти речь на уроке. (Осипова Валентина Михайловна, Самара)

Если есть правило, то есть и исключения... Когда класс слабый, "трудно настраивается", то начинаем урок всегда (или почти всегда) определенным образом. Но если класс слажен, проблем с управлением нет, то вход в урок можно разнообразить...

ЗАВЕРШЕНИЕ УРОКА

ФОРМУЛА: учитель завершает урок четко, традиционным словом или действием.

Ученики ценят умение завершить урок точно со звонком, не затягивая его на полперемены... И все же последнее "слово" за учителем, а не звонком. Пусть это будет простая фраза типа: "Урок завершен, успехов вам!" Или: "Урок завершен, до встречи на следующем уроке!" Важно только, чтобы фраза всегда обозначала конец урока. Пусть она будет благожелательной. И никаких: "Ой, забыла сказать самое главное!..". Еще лучше, если сигнал об окончании урока будет несловесным.



Пример.
Учитель всегда, заканчивая урок, гасил лампу над доской. Через некоторое время само собой сложилось, что щелчок выключателя обозначал: урок окончен. И никаких слов не нужно.

ОТДЫХ


Да, чуть не забыли, что кроме начала и конца урок имеет и "середину".

Формула: учитель использует традиционную игру-отдых на уроке.

Требования к такой игре таковы: она долго не надоедает; не слишком возбуждает детей; не выпадает из структуры урока, помогает нашей главной цели - познанию. Читатель уже мысленно оглянулся на раздел "Игровая учебная деятельность", и правильно сделал. Автор же признается в регулярном использовании игры "да-нетка". [См. стр.]

Но всякому произрастающему на уроке овощу - свое время. Так же четко, как и завершение урока, проходит завершение отдыха. Если игра подзатянулась, ломаем ее решительно. Не позволяем заиграться. Заранее четко договариваемся с детьми: никаких уговоров типа: "давайте еще поиграем" не будет. Тем более что эта игра - не последняя.

ЗАДАНИЕ - НА СТОЛ!

Формула: если дети регулярно сдают домашнее задание на проверку, то процедура сдачи отрабатывается единожды и надолго. И кладутся тетради всегда на определенное место учительского стола.

РУКИ ПРОЧЬ!

Стенания пятиклассника: "первый раз учительница устроили мне головомойку за дежурство потому, что я не вытер перед уроком доску. Второй раз - за то, что вытер. Где справедливость?" Читатель правильно предположил, что вытертая старательным дежурным доска с контрольным заданием настроения учительнице не прибавила... Что делать учителю? Доску сторожить?

Похожая проблема у учителей, на столе которых часто приготовлены приборы, реактивы, наглядность к уроку. Школьный народец очень любопытен... Сколько раз приходилось видеть сцену: "Зачем трогал? - А я не зна-ал". Конечно, можно под страхом наказания запретить подходить к учительскому столу. Но ведь часто там вещи, которые "потрогать" можно или даже полезно... А необоснованные запреты авторитета не добавляют. Как быть?

Что ж, и эта задача решаема. Пусть старшеклассники нарисуют Вам яркий знак: не трогать! Можете даже объявить конкурс на эскиз знака - это только поспособствует его известности.

Формула: при необходимости специальный знак "не трогать" ставится на стол учителя или вешается на доску.

И ДРУГИЕ...

Конечно, мы не исчерпали тему. И не сделаем этого - ведь традиции появляются и умирают в круговороте жизни. Пусть вечно живет только одна: традиция смены хороших традиций на лучшие.

ОТКРЫТАЯ ПРОБЛЕМА: Какие еще традиции полезны на уроках? Как добиться, чтобы полезные традиции начальной школы не потерялись при переходе к среднему звену? Что мешает сделать подобные традиции общешкольными? Пишите... Интересные находки мы будем публиковать в сборнике "Педагогика+ТРИЗ". Естественно, с указанием Вашего авторства.

ДИАЛОГ:

- Я учитель химии. В кабинете всегда лежит у входа мокрая тряпка, и я требую тщательно вытирать ноги при входе. И обязательно здороваться, глядя в глаза. Это можно считать полезным ритуалом?
- Да.


ДИРИЖИРУЕМ УРОКОМ

ЧЕТКАЯ КОМАНДА

Урок. Учитель показывает на одну из первых парт и произносит: "Свободная парта". Хозяева парты быстро собираются и освобождают ее, пересаживаются на другие места. Вопросов не задают. Что происходит?

Действия учеников по команде "Свободная парта" заранее оговорены, и даже отрепетированы. Учитель дает такую команду, если ему для определенной формы работы нужна одна из первых парт.

Формула: учитель отрабатывает с учениками несколько ЧЕТКИХ команд.

Команду можно считать ЧЕТКОЙ, если есть совершенно понятная, не допускающая отклонений технология ее выполнения. В некоторых случаях такие команды экономят много сил и весьма полезны с точки зрения дисциплины.



Пример.
Кому не знакома такая сцена: сдается контрольная работа. Учитель уже распорядился. Один списывает у соседа, пользуясь толчеей и неразберихой. Второй кричит - я забыл тетрадь подписать! И, как бы подписывая тетрадь, лихорадочно доделывает работу. Третий перекрикивается со сходным вариантом - ответ сверяет. Немногим лучшим дело обстоит, если тетрадь собирает дежурный. Тогда можно пронаблюдать бой гладиаторов не за жизнь - за тетрадку. Не спасает положение и такой способ: тетради передают с задних парт на передние. Основная причина в том, что ребята в состоянии стресса. Стремление "доделать" оказывается сильней других внешних сигналов. А общая неразбериха и нервная обстановка раздражает и педагога, который не справляется с обстановкой, и школьников. Что не лучшим образом скажется на перемене и последующих уроках.

Но возможен и другой сценарий. Во первых, любая контрольная завершается за пять минут до звонка. И завершается она четкой командой: "Работа окончена". По этой команде ученики СРАЗУ ЖЕ откладывают в сторону ручки, карандаши и т.п. Обмануть в этом случае нельзя - пишущий заметен. Учитель собирает взгляды детей на себя и очень спокойно, намеренно тихо, 2 - 3 минуты беседует с ребятами о контрольной. Ну как, устали? Что было не понятно? Ответы? Пожалуйста... У тебя неправильно? Не переживай, может только в расчетах ошибся...

Главная цель - успокоить, войти в нормальный режим. Теперь по одному человеку на ряд - тетради собраны. И последняя хитрость - за 2-3 минуты до завершения учитель предупреждает об этом - например, звуком маленького колокольчика.

И опять Автор, рискуя быть назойливым, повторит: выполнение четкой команды отрабатывается, репетируется до контрольной работы.



Пример.
Команда "Внимание". По этой команде ученики прекращают любую деятельность (работу с текстом, обсуждение в группах, решение задач...) и сосредотачиваются на учителе. Особенно важно отработать такую команду, если на уроках неизбежен "рабочий шум" (деловые игры, лабораторные и практические работы...). Тогда учителю не придется говорить, перекрывая многие голоса - фактически кричать.

ДИАЛОГ:


- Не напоминает ли это немного казарму... Хочется больше человеческого тепла, что ли... Слишком технологично.
- Вспоминаю старый добрый фильм: "Звуки музыки". Помните? Там мужчина остался один с детьми. Их было то ли пять, то ли семь. Он им отдавал команды свистком. Не потому, что не любил. А потому, что четкая организация и ритм позволяли нормально выжить в такой ситуации. В том числе и освободить время для спокойного человеческого общения. И еще: нет ничего добрее для человека, чем хорошая технология. Плохая технология - это вредные продукты, загаженная природа, ломающиеся вещи... Хорошая - комфортная жизнь и чистый воздух. Хорошая технология в образовании - прочные знания + здоровая психика. И время для задушевных разговоров тоже найдется.
- А оправдано ли время, затраченное на отработку четких команд?
- Такие команды отрабатываются только для часто повторяющихся случаев. Один раз отработали - много раз пользуетесь. В большинстве случаев достаточно трех-четырех команд для успешной работы в классе.

НЕВЕРБАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

(или, в переводе, - несловесное управление)

Где проще всего спрятать дерево? Правильно - в лесу. Подобное растворяется в подобном... Но причем здесь наши уроки?

Основную учебную информацию учитель передает голосом. Дисциплинарные замечания, управляющие действия - тоже. И это уменьшает их эффективность, ибо "подобное растворятся в подобном". И это создает дополнительную нагрузку ученику.

Потому-то и появился маленький колокольчик как инструмент управления в приеме "четкая команда". Его звук отличается от звука голоса. Именно такой - отличающийся - звук уместен для команды "внимание" при рабочем шуме. Можно хотя бы громко хлопнуть в ладони. Правда, Автор только недавно "прозрел", что не каждый умеет хлопать громко!

К счастью, руки могут не только хлопать... Руки могут многое. Они могут взять на себя не менее половины управляющих сигналов на уроке.

ФОРМУЛА: учитель использует для управления классом несловесные команды.

Пример. (Из практики Автора)
Боевое крещение я получил, учась на третьем курсе университета. Тогда мне поручили - а больше некому было - вести физику в очень хулиганском восьмом классе. Да еще брать его пришлось посередине учебного года. Скоро - учебный практикум. А это куча приборов на столах, пересадки с парты на парту, необходимые и поэтому разрешенные разговоры на уроках... Самое страшное в такой ситуации - потерять управление. За три урока до начала стали отрабатывать поведение на Практикуме. 5 минут в конце каждого урока - самая настоящая дрессировка. Конечно, в форме игры. Примерно так: "А теперь - шумим. Разве это шум - Сергей, я же знаю, как ты умеешь шуметь!" Три хлопка - и полная тишина!!! Нет, еще быстрее! Мы добились полного внимания за секунду. Плохо... Надо за пол секунды!"

* * *


Есть известное житейское наблюдение: мы любим не столько тех, кто нам помог, сколько тех, кому помогли сами. Этот психологический эффект в основании следующего приема.

ДАЙ СЕБЕ ПОМОЧЬ...

... и польза от этого будет великая. Обоюдная польза. Например, ребята могут разработать очень качественный дидактический материал. Конечно, под Вашим руководством.

Пример.
Каждый успевающий ученик 11 класса получал задание: оформить по три задачи из повторяемых тем. Каждая задача выписывалась на отдельном листе. На другом листе приводилось ее решение и выделялись промежуточные результаты. Через несколько лет учитель получил сборник контрольных работ на все темы 9 - 10 классов. Контрольные состояли из 30 - 40 вариантов трех степеней сложности. То есть каждый ученик получал свой отличающийся вариант, и никаких проблем со списыванием... Кстати, силами тех же учеников работы аккуратно оформлены - каждый вариант на сложенном пополам - как маленькая книжечка - плотном листе формата А4. И проверять контрольную - одно удовольствие. Ведь к ней приложена тетрадь со всеми разобранными задачами и промежуточными результатами. По такой тетради, опять-таки, контрольную проверят старшеклассники.

Чтобы обозреть множество дидактических полезностей, которые могут дать Ваши ученики, вернитесь к списку типовых творческих заданий [стр...]

Конечно, прием не сводится к разработке дидактики и помощи в проверке. Это и доклад, часть урока, а то и полные уроки, которые проведут старшеклассники в младших классах. Это и ученики-лаборанты на практических работах...

Формула: учитель максимально использует ситуации, в которых ученики могут ему помочь.

Главное правило - помощь не бывает "из-под палки". Если кто-то делает что-то в "добровольно-принудительном порядке" - не будем ждать от него хорошего отношения.

ДИАЛОГ:

- Ставить ли оценки за помощь?


- Прежде всего, не забыть поблагодарить. Не в спешке обронить казенное "молодец", а так, чтобы ученик поверил в искреннюю благодарность. Это главная оценка. Что же касается отметки, то тут все неоднозначно... Отметка не может быть платой за услугу. Никогда не ставил отметки за помощь в проверке тетрадей, например. Или за то, что кто-то разносил пробирки по партам. А вот за составление кроссворда по темам повторения - да. Надеюсь понятно, почему... И еще: если ученик разработал применяемый в дальнейшем материал - ну хотя бы задание контрольной работы - то на нем обозначено: разработал такой-то.
- А можно ли специально организовывать ситуацию, в которой требуется помощь?
- Наверное, да. Особенно в младших классах. Во всяком случае, мне известны примеры, когда учителя делают это искусно.

Пример.
Сергей Ефремов из Рязани (преподаватель курса развития творческого воображения на базе ТРИЗ) рассказывал, как конструировал такие ситуации. - "Ой, мне нужен еще один карандаш". Тотчас же множество дружественных рук первоклашек тянется к учителю с предложением помощи. Карандаш берется у низкостатусного ученика, который нуждается в психологической поддержке...


Пример.
В лаборантской перепутались растворы. Кто поможет разобраться - что в какой пробирке? При таком вопросе всегда лес рук. Так подается обычное задание на выявление растворов индикаторами... [поделилась Осипова Валентина Михайловна, г. Самара]

ВВЕДИТЕ РОЛЬ



ФОРМУЛА: ученик участвует в управлении обучением, выполняя некую роль.

Учитель читает лекцию. Передает некоторый пласт знаний, теорию или гипотезу, набор фактов. Как только произносится нечто, что может вызвать у учеников сомнения, взметается вверх рука и следует реплика: "А я не верю! Докажите, что..." Это действует "Фома неверующий". Непростая роль. Но зато помогает усвоить материал и оживить лекции. К концу урока или его теоретической части слово берет "связник". Его роль - найти связь сегодняшнего материала с ранее полученными знаниями, в том числе и по другим учебным предметам. А может быть, на этом уроке лучше ввести роль "подводящего итог"? Он скажет, какая мысль, (вывод, результат...) на уроке была, по его мнению, главной.

Есть в классе и "спонсоры знаний". Это те, к кому может обратиться за помощью отставший по болезни ученик. Иногда на "сцене" урока появляются "почемучки". Их роль (это может быть один или несколько учеников) - подготовить серию вопросов к фронтальному устному опросу (Приемы устного опроса - отдельный раздел в книге). Пусть сами и проведут этот опрос. И получат за него оценку.

Интересная роль - "штурмана". Это группа учеников, задача которых разработать программу повторения какой-то давно пройденной темы. Конечно, по согласованию с учителем. Если предыдущие роли можно было условно назвать "дидактическими", то теперь поговорим об организационных. Вот роль, которая при некоторых условиях - решать учителю - может быть долговременной. Это - "адвокат". Почетная и уважаемая роль. Все жалобы учеников по домашнему заданию (непонятно, слишком много и т.д.) теперь не сваливаются многоголосым хором на голову учителя, а рассказываются, пишутся, передаются адвокату. А он защищает их интересы. Конечно, роль может осуществиться, если учитель серьезно к ней относится и дает адвокату реализовать свои права. Что не означает необходимости "идти на поводу". Кстати, и спорные вопросы об оценках по письменным работам в большинстве своем отпадут на стадии разговора ученика с адвокатом, если последний знает предмет. Впрочем, спорных оценок практически не бывает, если учитель... Стоп! Автор опять забежал вперед. Разговор о приемах оценивания впереди...

"Психолог". Эта роль вводится тогда, когда в "королевстве не всё спокойно". В конце урока "психолог" оценивает атмосферу урока, степень ее дружественности, или наоборот. Он вправе сделать в тактичной форме (подскажите ему - как) замечания любому участнику урока, в том числе - учителю. "Анатолий Александрович! После ответа Виктор остался зря стоять у доски целых 5 минут..." или "Вы обещали спросить Иру и забыли..." Учитель: "Да, а я и не заметил. Извини, Виктор. Как будем поступать в дальнейшем, если я опять увлекусь?", "Виноват перед Ирой. Давай на переменке решим, как быть?" А иной раз так приятно услышать: "всё было здорово. Всегда бы так."

"Хранитель времени". Он записывает на полях своей тетради-конспекта время, когда Вы начинаете новую линию урока. И сдает учителю листок такого вида: - устный опрос - 12.40 - объяснение темы - 12.45 - разбор задачи - 13.00 - самостоятельная работа в группах - 13.10 - обсуждение урока + разбор д/з - 13.20. Таким образом, учитель сможет сверить хронометраж реального урока со своим планом. Где затянул время и почему? Стоило ли это делать... Хороший способ научиться "чувствовать кожей" урочное время.

Итак, типовые роли:
- Фома Неверующий - связник - спонсор знаний - почемучка - адвокат - штурман - подводящий черту - психолог - хранитель времени

ОТКРЫТАЯ ПРОБЛЕМА: Какие еще роли могут быть? С какими трудностями сталкивается учитель, применяя этот прием? Какие роли хорошо работают в младшей школе? Что из них применимо в детском саду или Вузе? Пишите... Интересные находки мы будем публиковать в сборнике "Педагогика+ТРИЗ". Естественно, с указанием Вашего авторства.

ДИАЛОГ:


- Дидактические роли даются только сильным ученикам? - Смотря какие. Смотря в какой стадии использования ролей. Если эти приемы новы для класса, то первопроходцами пусть будут сильные. Не будет "грехом" даже подсказать начинающему "Фоме", в каком месте ему надо бы "возмутиться".
- Мне кажется, что "адвокатом" лучше всего быть самому авторитетному в классе ученику. А роль "Психолога" я бы поручила классному хулигану. - Поэкспериментируйте! Советую относиться к этому немножко как к игре. Учтем только, что роли в большинстве своем стоит "тасовать". Пусть разные ученики побудут в разных ролях. Только не забудьте потом рассказать, что у Вас получилось.
- Как часто менять роли? - "Хранитель времени" - сравнительно длительная роль. Сначала обычно ученик просто забывает аккуратно проставлять время. Но через несколько уроков это делается автоматически, без затруднений. Пусть ученик побудет в этой роли месяц. А "Подводящего итоги" или "Вопрошателей" можно менять от урока к уроку. А можно и не менять некоторое время - учителю виднее.
- А не слишком ли всё это сложно? - Если вы с понедельника раздадите все роли, то вероятность провалиться не мала. Роли нужно вводить постепенно.
- Какую роль нужно вводить первой? - Какую Вы считаете нужной. В процессе работы Вы сами решите, когда, на какое время, какие роли нужны. К тому же совсем не обязательно, чтобы на всех уроках использовались роли. Ведь это только один из многих приемов управления классом...
- А можно поделиться? У меня на уроках в начальных классах работает роль "Дежурного по словарю". Перед уроком он выходит к доске и повторяет с остальными слова, правописание которых можно проверить только по словарю. - Замечательно!
- У меня вопрос: если "связник" или "подводящий итоги" будут делать неправильные выводы, каковы действия учителя? - Ну и что? Вы можете с ними не согласиться. Можете использовать их мнения для диалога. Можете и просто промолчать... Благодаря любому из этих действий ученики после уроков лишний раз поговорят о Вашем предмете. А Вам того и надо.

Еще один простой прием организации обратной связи:

МОРДАШКИ

Для старших групп д/с или первых классов



ФОРМУЛА: ученики сигнализируют о своем эмоциональном состоянии с помощью карточек со стилизованными рисунками.

Например, вот таких: (рисунок не представлен - прим. ДК)


Хорошее

Урок начинается с того, что каждый ребенок показывает одну из "мордашек", соответственно своему настроению. Здесь важно, что ребенок сам осознает свое состояние и делится этим с учителем, что повышает самоуправляемость ребенка. Сверхэффект: дети видят внимание к себе. А учителю дается возможность подкорректировать настроение двумя-тремя фразами, дополнительно настроить на работу. Показом "мордашек" можно и завершить урок. Если улыбок стало больше - урок удался!

Для старших классов другой прием обратной связи - резюме.

РЕЗЮМЕ


ФОРМУЛА: ученики письменно отвечают на серию вопросов, отражающих их отношение к уроку, учебному предмету, учителю...

Резюме проводится раз в неделю или в месяц.

Некоторые типовые вопросы: 1. Что нравится на уроках? 2. Что не нравится на уроках? 3. Можешь ли учиться лучше по предмету? 4. Что мешает учиться лучше? 5. Какие действия учителя считаешь неправильными? 6. Поставь отметку учителю по 10-бальной системе. Обоснуй ее. 7. Поставь себе отметку по 10-бальной системе? Обоснуй ее.

Но про крайней мере один раз в каждом классе проведите резюме обязательно. Иногда можно увидеть довольно неожиданное мнение о себе и своих уроках.



Пример.
Полина К. преподает черчение. На одном из семинаров автора она рассказала: "Завуч часто говорит мне, что я не умею работать, и дети плохо относятся к моим урокам. Я чувствую, что это не так, но не могу возразить. А в последнее время - человек я внушаемый - и сама стала сомневаться. Что мне делать?" Через месяц Полина случайно встретила автора: "Я провела резюме по Вашему совету. И сейчас чувствую себя гораздо увереннее. Завуч была не права..."

Конечно, в резюме можно "схлопототать" по первое число. Бывает. В архивах автора сохранилось самое жесткое резюме, которое ему пришлось получить. Произошло это после очередного 2-х - часового занятия кружка "Изобретатель".



Пример.
Форма резюме была такой: - Что не понравилось на занятии? - Что понравилось? - Какие вопросы остались после занятия? - оценка работы преподавателя и своей?


Вот оно, резюме шестиклассницы Светы:
Мне очень не понравилось занятие в пятницу. Во-первых, начали не в 16, а позже, во-вторых, было много бесполезной информации. Зачем Вы так долго говорили о Латвии, о конкурсах в журнале "Костер". Единственное, что было важно и интересно для меня, как говорится, для ума и для сердца, это рассказ о тризовских кружках Викентьева, где кроме ТРИЗ преподают журналистику, и о семье Мурашковских. Честно говоря, мне что-то не верится, чтобы мальчик пяти лет мог так рассуждать. И упражнение типа "Барьер". Зачем Вы так долго говорили о том, что очень важно уметь брать интервью, но не показали даже на примере, как из человека выманивать информацию, и задали нам на эту тему домашнее задание?


Может ли быть такое: человек не может ударить другого человека, а потом, перешагнув этот барьер, спокойно убивать людей?

Преподавателю - 3 балла (почти все занятие - бесполезная информация). Себе - 3 балла (просто слушала).

Тем больнее, что столь низкая оценка за занятие была неожиданной. Я даже немного обиделся на Свету. Глупо и непрофессионально - но все мы люди... К слову сказать, за то же занятие другой кружковец, Саша Б., поставил 10 баллов. И сделал приписку: снизил бы Вам оценку, но пока не знаю, как делать лучше.

Строго? - Строго! И правильно. Автор призывает учителя культивировать строгое отношение к себе. Это хорошее условие для профессионального роста. Да и ученики тогда строгое отношение к ним принимают, как справедливое. Конечно, форма резюме может быть различной. Хочу привести один симпатичный пример из начальной школы. Резюме - не резюме, но что-то похожее...

Пример.
"Помогите мне!" - так называется маленькая тетрадочка, которая лежит на столе учительницы в 3 "А" классе.


Каждый может ее взять и сделать свои записи: задать вопрос, обратиться с просьбой, высказать пожелание, сообщить учителю о своих затруднениях - и сразу же получить совет, поддержку, помощь... Это все равно, что шепнуть учителю на ушко.
Посудите сами.
Светлана Анатольевна, вы очень быстро диктуете... Я не успеваю... Кира.
Давайте сходим в зоопарк на экскурсию и посмотрим зверей и рыб. Я хочу узнать побольше о них... Сергей.
Скажите Сереже, чтобы он меня не толкал нарочно... когда я пишу.... Инна
У меня пропала ручка... я ее оставила после чтения на парте, а на математике уже не нашла... Кто найдет, пусть скажет...
Давайте во время уроков делать паузы и заниматься физкультурой... а то когда сидишь долго, немного устаешь... Олег.
А можно нам смотреть вечером телевизор? Мама говорит, что нельзя, а я думаю, что если хочется, то можно, хотя бы чуть-чуть... Я хочу, чтобы на родительском собрании вы поговорили, можно смотреть или нет... Света
[Газета "1 сентября" 20 февраля 1993].

ДИАЛОГ:


- Резюме Вам сдано и прочитано. Что дальше? - После благодарности всем я зачитывал вслух несколько интересных фраз. Иногда - противоречащих друг другу. Без комментариев. Хотя удержаться от них трудно. Пару раз срывался и говорил: "Я с этим не согласен, хотя благодарю за честно высказанное мнение".
- Резюме анонимное? - Может быть, в определенных условиях, анонимные лучше. Но у меня ученики подписывались.
- А если боятся подписаться? - Это уже серьезный звоночек: что-то не так. Возможно, Вы здесь и не при чем. Просто кто-то уже использовал искренность ребят неэтично. Теперь они не скоро раскроются. Главное правило: быть благодарным за каждое мнение, хотя можно СПОКОЙНО не согласиться. Без нездоровых эмоций. Даже если задели "за живое". И тогда, пусть не сразу, Вам станут доверять. И дай бог Вам силы оправдать это доверие...


ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА УЧИТЕЛЯ

(выдержки из главы)

КАРТОТЕКА УЧИТЕЛЯ

Корней Иванович Чуковский собрал интересные детские высказывания - и появилась известная "От двух до пяти". "Приемы педагогической техники" - тоже результат обработки картотеки...

Спросите себя: сколько интересных фактов из телепередач и газет, просмотренных за последнюю неделю, Вы можете восстановить в памяти? А за последний год? А сколько времени потрачено на это?

Поэтому теперь будем поступать иначе. Увидели по телевизору интересный для себя факт - записали на листок бумаги. В газете - вырезали. В книге - выпечатали или хотя бы записали общий смысл и реквизиты книги.

Все эти листики, листы, вырезки - карточки. Золотые крупинки знания в море информации. Знания, нужного именно Вам. Хранить их будем в конвертах, папках, или - для небольших объемов - наклеенными на стандартные картонки.

Какие "золотые крупинки" интересуют Учителя? Занимательные факты по своему предмету, красивые задачи и загадки, игры, мнемонические формулы, цитаты великих людей, типичные ошибки и "ляпы" Учеников...

НАКОПИТЕЛЬ



эпиграф: "в первый раз закинул он невод..."

Оп, попалась карточка! Со временем приходит азарт, как у рыбака... Все, что "попалось" - бросаем без разбору в большой конверт или папку - это наш "накопитель". В свободное время разгребаем накопитель, раскладываем информацию по направлениям - разделам картотеки.

НАЧАЛО ПУТИ

эпиграф: "начало Дороги всегда рядом. А там уж как получится..." Владислав Крапивин

Пока карточек мало, не будем городить огород с каталогом... Достаточно иметь набор папок по интересующим направлениям. И одну папку "всячина" - если нашли что-то занятное, но не попадающее в выбранную тематику. Если таких занятностей накапливается несколько одной направленности - то это повод дополнить картотеку новой папкой...

Главное (!!!) - выработать привычку не упускать ценную информацию.

КАТАЛОГ


Ну вот, теперь у нас много карточек. Они разложены по папкам и конвертам... Как найти нужную? Тут не обойтись без каталога. Вести его удобно в виде таблицы примерно такой формы:

№ Раздел Ключевые слова Адрес Примечания

         

Графа "номер карточки" заполняется последовательно. То есть, если у вас 125 карточек, то очередная будет 126-й. (Номера проставляются и на самих карточках) Графа "раздел" обычно включает основные учебные разделы. Но не обязательно разделы картотеки совпадают с разделами учебной программы! Например, преподаватели литературы ведут разделы: "крылатые фразы о языке и литературе", "занимательные истории из жизни писателей", "интересные фразы из школьных сочинений" и т.п. Потом карточки из таких разделов служат интересным дополнительным материалом, основанием для публикаций.

Ключевые слова помогут при быстром просмотре восстановить в памяти содержание карточки. Графа "адрес" указывает местонахождение карточки. Например, П 7/12 означает седьмую папку и двенадцатый лист в ней.

Пример. Карточка из картотеки преподавателя биологии

№ 95
П 7/12

Выяснилось, что у людей, сломавших ногу, в которой были закупорки артерий, кровообращение в этой ноге восстанавливалось. При переломе срабатывала система защиты организма, подводящая к перелому нужные вещества и удаляющая отходы - в зоне перелома открывались резервные сосуды и начинали расти новые. Таким способом можно лечить болезнь, но нужно ломать ногу! К тому же после сращивания перелома прекратится сосудистая реакция. Нужно ломать ногу снова? Как быть? Ответ: Врачами было предложено сделать в различных участках кости несколько небольших повреждений (высверлить небольшие кусочки). При этом повреждалась только наружная кортикальная пластина - прочность кости не нарушалась. Кость сверлят выше места закупорки артерий, в зоне, где давление крови несколько выше обычного. В ответ на это в зону притекает больше крови, что увеличивает приток крови к больному месту. В результате таких операций 99% больных выписываются с улучшением. (Из книги В.И.Тимохова "Сборник творческих задач по биологии...", изд. "ТРИЗ-ШАНС",1996, стр. 47)

Запись в каталоге выглядит так:

№ Раздел Ключевые слова Адрес Примечания

95 Анатомия Кровообращение, нога, сверление. П 7/12 Использована в олимпиаде 1998

         

Правда, карточка может относиться сразу к двум разделам. Например, последняя карточка может быть включена не только в раздел "Анатомия", но и "Медицина"... В таком случае разделы напишем рядом.

№ Раздел Ключевые слова Адрес Примечания

95 Анатомия, Медицина Кровообращение, нога, сверление. П 7/12 Использована в олимпиаде 1998

        

ШАГ В РАЗВИТИЕ

Иногда одни и те же карточки имеет смысл классифицировать по разным основаниям. Например, одно основание - учебные темы по литературе, а другое - по языку.

Пример. Карточка со стихом:

№ 49
П 4/16



Как уст румяных без улыбки,
Без грамматической ошибки
Я речи русской не люблю.

Пушкин

по литературному основанию относится к разделу "крылатые фразы...", а по языковому - к разделу "материалы для отработки правил пунктуации". Здесь-то и начинается самое интересное. Уроки языка и литературы начинают поддерживать друг друга через конкретный текстовый материал. - 4 - Появляются красивые переплетения, материал свертывается в емкие конструкции. Каталог будет выглядеть так:

№ Раздел 1 Раздел 2 Ключевые слова Адрес Примечания

49 Крылатые фразы Пунктуация   П 4/16 Использована в олимпиаде 1998

           

ДИАЛОГ:


- Что может послужить вторым основанием для картотеки учителя биологии или физики, например? - Преподаватель любой специальности может взять первым основанием учебные темы, а вторым - с каким приемом педтехники можно применять данный материал.

Пример. Из картотеки Учителя физики
Содержание карточки:

№397
П 2/75


В патентное бюро пришла заявка на изобретение. Инженер предлагал использовать мощный электромагнит для вытягивания из печи раскаленных железных заготовок. Но в авторском свидетельстве на это изобретение ему было отказано. Почему? Ответ: железо и другие магнитные вещества при достижении определенной температуры - физики называют ее точкой Кюри - теряют свои магнитные свойства. Этот-то эффект и не учел незадачливый инженер (Из статьи автора "Изобретение себя" в "Учительской газете").

По основанию "учебные темы" карточка попадает в раздел "Магнетизм". По основанию "педприемы" - в разделы "удивляй", "лови ошибку" и "работа в группах".

Запись в каталоге:

№ Раздел 1 Раздел 2 Ключевые слова Адрес Примечания

397 Магнетизм Лови ошибку, удивляй, работа в группах   П 2/75 Использована на вводном занятии по мозговому штурму.    

ДИАЛОГ:


- В нашей школе большое внимание уделяют межпредметным связям, интеграции курсов. Можно ли вторым основанием сделать "смежные области знаний"? - Конечно. А можете ввести в каталог третье основание и соответственно третью графу: "раздел (3)". Все зависит от Вашего желания и целей.
- И все же это удобнее делать на компьютере! - Да, когда есть такая возможность... Но в наших условиях компьютерная картотека не всегда заменяет бумажную. У последней свои преимущества.