Праздники в Китае - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Праздники в Китае - страница №1/1

Праздники в Китае.


Официальными праздниками в Китае являются Новый год (он отмечается по всей стране 1 января), праздник Весны (Новый год по лунному календарю, который отмечается по всей стране в течение трех дней), Международный женский день (8 марта), День международной солидарности трудящихся (1 мая), который празднуемся всенародно один день, День молодежи Китая (4 мая), Международный день защиты детей (1 июня), День создания Народно-освободительной армии Китая (1 августа), День учителя (10 сентября), Национальный праздник КНР (1 октября) отмечается всенародно три дня.

К наиболее важным и распространенным праздникам в Китае относятся праздник Весны, Праздник "Юаньсяо", Праздник "Цинмин", Праздник "Дуаньу", Праздник "Чжунцю", Праздник "Чунъян" и т. д.. Наряду с общими праздниками многие национальные меньшинства сохранили свои традиционные праздники. Например, у дайцев – это "Праздник воды", у монголов – "Надом", ияне отмечают "Праздник факела", яотяне справляют "Праздник Дану", байцы устаивают "Мартовский базар", чжуаны – песенные соревнования, тибетцы отмечают тибетский Новый год и праздник урожая "Ванго", мяотяне – праздник "Тяохуа".


НОВЫЙ ГОД.

1 января

Самый, пожалуй, главный из праздников для нас – Новый год – в Китае (где сейчас он называется Юань-дань) проходит достаточно незаметно. Никаких шумных ночных застолий, новогодних «Огоньков», сверкающих елок и красноносых дед морозов с мешками подарков. Только в крупных универмагах и торговых центрах, отдавая дань западным традициям, ставят кое-где блестящие искусственные елочки и кукольных Санта Клаусов, а китайцы отправляют своим западным друзьям электронные новогодние открытки. Да и то делается это к Рождеству 25 декабря, а не к Новому году.

«Юань-дань» – значит первый, начальный день нового года (юань – означает «начало», дань – «заря», или просто «день»). Новый год в Китае вплоть до XX-го века отсчитывался по лунному, а вовсе не по привычному нам календарю, и Юань-дань отмечался в первый день первого лунного месяца. В разные эпохи Юань-Дань приходился на разные времена года, так как отсчет нового года велся с разных месяцев. После календарных реформ ханьского императора У-Ди (140-86 гг. до н.э.), он стал приходиться на тот отрезок времени в январе–феврале, в который сейчас в Китае празднуется Чуньцзе, т.е. «Праздник Весны», новый год по лунному календарю.

После синьхайской революции 1911 года, правительственным декретом первый день первого месяца по лунному календарю стал называться «Праздником Весны» (Чунь цзе), а первое января по западному календарю – «Новым Годом» (Синь нянь).

27 сентября 1949 г. правительство только что созданной Китайской Народной Республики постановило называть первый день лунного календаря «Праздником Весны» (Чунь цзе), а первое января по западному календарю – «Юань-Дань». С этого времени 1 января стал официальным государственным праздником Китая.

Но и сегодня китайцы по-прежнему не отмечают этот день, не воспринимая его как праздничный, знаменующий смену лет. «Западный» новый год – не конкурент лунному, или Празднику Весны.


ПРАЗДНИК ВЕСНЫ.

1-го числа 1-го месяца по лунному календарю

Каждый год в конце зимнего сезона, в преддверии весны, китайский народ по традиции торжественно и радостно отмечает первый в году традиционный праздник – праздник Весны. В прошлом этот праздник назывался "Синьнянь" (Новым годом), так как по лунному календарю (это летоисчисление принято в истории Китая издревле) праздник Весны как раз приходился на первый день нового года. После Синьхайской революции (1911 г.) в Китае начал применяться новый стиль летоисчисления. Для отличия от Нового года по новому стилю Новый год по лунному календарю был переименован в праздник Весны (он приходится на один из дней с третьей декады января по вторую декады февраля по новому стилю летоисчисления).

В основе Праздника Весны лежит обряд жертвоприношений предкам и духам, существовавший при первобытнообщинном строе. Как праздник Весны отмечается с династии Ся (21-16 вв. до н.э.). Это мероприятие устраивалось в последний месяц года после завершения полевых работ в благодарность за богатый урожай. В настоящее время праздник Весны – самый главный традиционный праздник китайцев.

Тогда же возник китайский цикл гороскопа из названий 12 животных, обожествляя их и применяя их образы для обозначения годов, исходя из астрономических наблюдений.

В канун праздника люди делают многочисленные покупки, шьют новую одежду, совершают обряды жертвоприношений Богу очага и предкам, обязательно собираются всей семьей за праздничным столом, уставленным огромный количеством яств. В ночь под праздник Весны, которую называют "чуси", вся семья собирается вместе. Устраивается обильный праздничный ужин, после которого ведутся беседы на разные темы, игры. Во многих семьях не ложатся спать всю ночь, это называется "Шоусуй" – ожидание Нового года. Утром следующего дня полагается обходить дома родственников и близких с поздравлениями и пожеланиями всех благ.

В эти дни принято ходить в гости, посещать храмы. Во дворах и на улицах запускаются петарды. Организуются выступления пляшущих драконов, танцующих львов, хороводы, выставки бумажных фонарей, каллиграфии и китайской живописи.

Во всех этих мероприятиях заложен единый смысл: провожая старый год, избавиться от нищеты, всех неприятностей и болезней, встретить Новый год, желая богатства, богатого урожая, здоровья и благополучия.

В домах принято наклеивать на окна бумажные вырезки из красной бумаги, лубочные картинки, изображающие растения, птиц, животных, сказочные персонажи. Вырезки создают атмосферу праздника в доме. Принято также вывешивать по обеим сторонам входа в помещение парные надписи «чунь лянь», смысл которых содержит народную мудрость. Популярно зажигание разноцветных свечей с изображением иероглифов.

В дни праздника Весны устраиваются традиционные массовые представления: танцы львов, пляски драконов, хороводы "сухопутных лодок", номера на ходулях.

ПРАЗДНИК "ЮАНЬСЯО".


15–й день 1- го месяца по лунному календарю.

Официальным праздником был объявлен императором Вэньди в эпоху Западная Хань. В 58-75 гг. при императоре Минди династии Восточная Хань в императорском дворце и буддийских монастырях стали ночью зажигать фонари, прославляя Будду, простолюдинам было приказано вывешивать к празднику зажженные фонари. С тех пор праздник получил название «Праздником фонарей».





Основными мероприятиями являются массовые гуляние по улицам, где вывешиваются красочные разноцветные фонари в форме птиц, животных, персонажей из легенд, мифов и сказок, а также приготовление юаньсяо (клецки из рисовой муки со сладкой начинкой).

Праздник лесопосадок 12 марта

День лесопосадок – официальный праздник Китая. Отмечается в честь памяти великого революционного деятеля Сунь Ят-сена. Сунь когда-то выступил с этой инициативой - массовыми посадками деревьев, в которых принимают личное участие и руководители партии и государства.
ПРАЗДНИК "ДУАНЬУ"

Считается, что он возник как память о древнекитайском поэте-патриоте Цюй Юане. Поэт жил в царстве Чу в эпоху Воюющих царств. Он не смог осуществить свои политические цели, был не в силах спасти царство Чу от гибели, и 5-го числа пятого месяца (после свержения царства Чу царством Цинь) Цюй Юань покончил с собой, бросившись в реку Милоцзян. Согласно преданию, после смерти поэта люди сели в лодки и долго искали его тело в реке. С тех пор каждый год 5-го числа пятого месяца в память о великом поэте на реках традиционно устраиваются гонки на челнах, по форме напоминающих дракона. Одновременно в реку для Цюй Юаня бросают бамбуковые коленца, наполненные вареным рисом. В народе сохранился обычай есть в этот день "цзунцзы" – рис, завернутый в листья тростника.



ПРАЗДНИК "ЧЖУНЦЮ".

Он приходится на середину осени, поэтому еще в древности его назвали "Чжунцю". Издавна каждый год в "Чжунцю" люди готовили из муки пряники и приносили их в дар богу луны. По окончании обряда пряники ела вся семья, что символизировало благополучие в семье. Этот обычай сохранился до наших дней. В этот день полная луна особенно яркая. Под ярким светом луны вся семья собирается вместе, любуется небесным телом и ест лунные пряники.





ПРАЗДНИК "ЧУНЪЯН".

Он приходится на 9-й день девятого месяца по лунному календарю.



13-15 апреля

Согласно легенде, давным-давно в Сишуанбаньна жил жестокий правитель, у которого было 7 жен. Не в силах терпеть тиранию правителя, жены сговорились и убили его. Но оказалось, что голова обладала магической силой и от ее прикосновения все загоралось. Ради благополучия людей жены решили не выпускать голову из своих рук в течение года. Благодарные жители стали обливать женщин водой, чтобы облегчить их страдания. Постепенно голова стала истлевать и превратилась в прах. Отсюда пошел обычай обливать друг друга водой в знак пожелания благополучия. Во время праздника проводятся гонки драконовых лодок, запуск петард и самодельных ракет, исполнение танцев с барабанами, танцев павлинов, молодежь обменивается кисетами и сумками, выражая, таким образом, свои симпатии друг другу.





Драконы занимают центральное место в китайской мифологии.
В отличие от европейских драконов, изображаемых обычно злыми и кровожадными, китайский дракон был, как правило, существом добрым, благодатным, милостивым к людям. За это китайцы своих драконов любили и воздавали им высокие почести.

В честь этого главного мифологического существа ежегодно в китайском городе Вэйфань проходит Международный фестиваль воздушных змеев (Weifang Int'l Kite Festival), в котором принимают участие более 1000 человек из более чем 30 стран мира.

Змеями эти сооружения называются чисто условно, на самом деле у них тысяча форм, размеров и расцветок, и змеи – лишь небольшая их часть.

Программа фестиваля предусматривает международный конкурс и чемпионат Китая по бумажным змеям, посещение Музея бумажных змеев, демонстрацию изготовления змеев китайскими мастерами.
КУЛЬТУРА ВОЗДУШНЫХ ЗМЕЕВ.

Воздушные змеи — это один из видов китайских игрушек. В изготовлении и игре со змеем присутствуют элементы развлечения, спорта и эстетического наслаждения. В облике воздушных змеев воплотились народные обычаи, нравы, привычки, уровень науки и техники, характерный для соответствующей эпохи. Воздушные змеи распространены по всему Китаю, но особенно они популярны в местечке Вэйфань в провинции Шаньдун, в городах Пекин, Тяньцзинь, Наньтун в провинции Цзянсу, эти места особенно славятся изготовлением неповторимых воздушных змеев. Продолжатель в четвертом поколении дела изготовления воздушных змеев типа «ха» Ха Ици сказал нашему корреспонденту:

«В народе запуск воздушных змеев связан с представлениями китайцев об изгнании болезней, всяческих недугов и дурных мыслей. Это — часть культуры и нравов Китая».

Точное время появления бумажных змеев установить уже трудно. Ученые, изучающие их, делают различные предположения. Более вероятное время их появления — это ранний период эпохи Цинь.



Первый воздушный змей был сделан из деревянных планок. Китаец по имени Мо Цзы придумал и смастерил первого змея за 3 года. Согласно летописям, во времена династии Хань уже появились бумажные воздушные змеи. Их называли бумажными птицами, а во времена эпохи Пяти династий появилось новое изобретение «поющий воздушных змей». К этим змеям прилаживали бамбуковые свистульки, которые при запуске издавали звуки на ветру.

Говоря об истории воздушного змея, мастер по изготовлении воздушного змея Ха Ици сказал нашему корреспонденту:



«История воздушного змея насчитывает примерно 2100-2500 лет. Первые воздушные змеи были изготовлены из дерева. Например, их делали из веток и листьев. С начала правления династии Тан, воздушный змей был уже широко распространен в народе. Он был игрушкой. Раньше далеко не в каждый сезон можно было запустить воздушного змея. Теперь техника их запуска изменилась и усовершенствовалась. Запуск воздушных змеев стал видом спорта. Воздушные змеи стали также новыми товарами, художественными изделиями».

Воздушных змеев мастерили из бумаги и не пытались поднять с их помощью в воздух людей или грузы, но их использовали для связи и измерения расстояний. К примеру, в одной древней книге упоминается, как осажденные в городе люди при помощи бумажного змея, связались со своими войсками и своевременно получили помощь. Еще в древних летописях упоминается, как военачальник Хань Син, используя бумажного змея, определял расстояние и составлял план нападения на врага.

В течение многих веков люди делали бумажных змеев и придавали им символические значения. При изготовлении змеев широко использовалось искусство живописи и каллиграфии. Бумажные змеи несли на себе отпечаток времени, отражали мечты и стремления людей к прекрасному, добрые пожелания. Бумажные змеи бывают следующих видов:



Во-первых, змеи с орнаментом, символизирующим благополучие и долголетие. На них есть изображения Дракона и Феникса, а также рыб и птиц, приносящих счастье, богатство, мирную жизнь. Многие росписи на змеях созданы на основе народных преданий, сказок. Дракон – символ древнего Китая, поэтому бумажные змеи с традиционным изображениям дракона или феникса, а также бумажный змей-сороконожка всегда приковывают к себе внимание, особенно в момент запуска.

Во-вторых, на змеях бывают изображения, символизирующие надежду и счастье. К примеру, рисуют ласточек. Китайское слово «Фуянь» означает «ласточку, несущую счастье». Люди мастерят змеев с твердыми крылышками и приклеивают к ним символы счастья. А вот еще один пример: слово «юй» (означает рыбу) и созвучно со словом «юй», которое при произнесении слова в другой тональности обозначает достаток, поэтому можно часто увидеть бумажных змеев в виде рыб, парящих в небесах.



В-третьих, есть змеи с узорами и изображениями, символизирующими долголетие. К примеру, на змеях нарисованы сосны, волшебные грибы линъчжи, персики, якобы обладающие волшебной силой и дающие долголетие. Даже пишутся соответствующие иероглифы, имеющие тот же смысл – благопожелание долголетия.

В-четвертых, есть змеи с узорами и изображениями, символизирующими радость, праздничное настроение... обычно это соответствующие по смыслу большие иероглифы, которые приклеены к змеям, сделанным в виде бабочек, цветов, птиц и т. д.

Изготовление воздушных змеев в Пекине прошло трехвековой путь. Самыми типичными из них являются воздушные змеи в форме ласточек. Пекинские воздушные змеи похожи на ласточек с распростертыми крыльями и с острым треугольным хвостом. Змеи по внешнему виду также напоминают китайский иероглиф «Да» – «Большой». Мастер по изготовлении воздушного змея Ха Ици сказал нашему корреспонденту:



«Пекинские воздушные змеи, изготовленные в виде ласточек, несут в себе глубокое содержание. Орнамент обычно изображен на крыльях змея, зачастую это летучие мыши, название которых в китайском языке произносится омонимично слову «счастье». Это созвучие придает воздушным змеям смысловой оттенок счастья и благополучия».

Работу выполнила Митяшина И. С.,

учитель музыки МКОУ СОШ с. Тополево,

Хабаровского края, Хабаровского района.