Практикум по современноЙ литературе Направление подготовки 050100 педагогическое образование Профиль «Русский язык и Литература» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Литература XIX века (I часть) (название дисциплины согласно рабочему... 1 52.17kb.
Курс по выбору основы делового английского языка учебная программа... 2 390.78kb.
Программа вступительных испытаний в гбоу впо мгпу по направлению... 1 123.26kb.
Литература для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 2 539.09kb.
Направление 050100. 62 «Педагогическое образование», профиль «Начальное... 1 19.37kb.
Литература русского зарубежья (наименование) Направление подготовки... 1 160.02kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 23 История зарубежной... 1 352.5kb.
Литература для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100. 2 582.05kb.
Рабочая программа учебной дисциплины вспомогательные исторические... 1 279.75kb.
Практикум по английскому языку: учебное пособие / О. В. Гаврилова; 6 1255.42kb.
Практикум по стилистике английского языка: учебное пособие / О. 5 1432.97kb.
Вечер портрет «Чарли Чаплин и К» 1 159.57kb.
- 4 1234.94kb.
Практикум по современноЙ литературе Направление подготовки 050100 педагогическое - страница №1/1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования



«Нижегородский государственный педагогический университет»

Филологический факультет

УТВЕРЖДАЮ
И.о. ректора НГПУ

______________ Л.Е.Шапошников

«_______»_______________20 г.

Рабочая программа дисциплины (модуля)

Практикум по современноЙ литературе


Направление подготовки

050100 педагогическое образование
Профиль «Русский язык и Литература»
Квалификация (степень) выпускника – бакалавр

Нормативный срок освоения программы – 5 лет

Форма обучения

очная
Нижний Новгород

2011


  1. Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины (модуля) «Практикум по современной литературе» являются:

1. Установление границ современного отечественного литературного процесса.

2. Определение специфики современной отечественной литературы, ее места в культурном процессе и жизни общества.

3. Осуществление личностного роста студента.
2. Место дисциплины в структуре ООП
Для освоения курса студенты используют знания, умения и навыки, сформированные при изучении предмета «Литература» в общеобразовательной школе. Содержание предмета и знания, умения, навыки, сформированные в ходе его изучения, в дальнейшем применяются при изучении курса «История русской литературы».
3. Требования к результатам освоения дисциплины (модуля)
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
1.Владение культурой мышления, способностью к обобщению,анализу,восприятию информации, постановке целей и выбору путей ее достижения(ОК-1)

2.Способность анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы(ОК-2).

3.Способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества(ОК-3).

4.Способность логически-верно строить устную и письменную речь (ОК-6).



5.Способность использовать навыки публичной речи,ведения дискуссии и полемики (ОК-16).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: особенности русского литературного процесса на современном этапе, имена, значимые для современного литературного процесса, периодизацию и классификацию современной литературы, типологию художественного сознания.
Уметь: анализировать художественные тексты , выявлять общие особенности и закономерности литературного процесса, различать произведения реализма и постмодернизма.
Владеть навыками анализа художественного текста, культурой самостоятельного мышления, способностью свободно рассуждать на заданную тему.
4. Структура и содержание дисциплины (модуля)
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.




п/п

Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)




всего

лекции

Практ.

кср







1

Реализм

1

1н.-2н.

4




4




Входная диагностика(тестирование).Устный ответ по теме




2

Постмодернизм

1

3н.-5н.

6




6




Устный ответ по теме.Тестирование на знание текстов.




3

Контрольн. Работа №1

1

6н.

2




2







К.р. - 3 задания открытого типа.

Письменная работа



4

Женсккая проза

1

7н.-9н.

6




6




Устный ответ по теме.Тестирование на знание текстов.




5

Контрольн.работа №2

1

10н.

2




2







К.р. - 3 задания открытого типа

Письменная работа



6

Современная поэзия

1

11н.-15н.

10







10




Защита рефератов

7

Коллоквиум

1

16н.-17н.

4




4







Итоговое собеседование

































5. Образовательные технологии

В курсе используются элементы проектного метода, метода кейса, модульного обучения,активные формы обучения (дискуссии).




6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

.

Контрольная работа 1.



Вопросы и задания:

1.Назовите основные черты реализма и постмодернизма.

2.В чем смысл названия повести А.Варламова "Рождение"?

3.Перечислите основные темы рассказов В.Пелевина.



Контрольная работа 2.

Вопросы и задания:

1.Назовите основные особенности женской прозы.

2.Определите основные черты поэтики рассказов Л.Улицкой.

3.Проанализируйте рассказ Т. Толстой(по выбору).



Материалы тестов.

Занятие1.

Занятие2.

О.Павлов "Дело Матюшина"

-Как зовут главного героя?

а.Яков


б.Василий

в.Карпович

-О чем просил герой свою мать в письме?

а.купить сапоги

б.приехать к нему

в.прислать денег

-Чем заканчивается текст?

а.возвращением Матюшина из армии

б.похоронами отца

в.размышлениями о привязанной собаке



Занятие3.

ПелевинВ. Рассказы.

-Кого не должны пропускать в Смольный юнкера из рассказа "Хрустальный мир"?

а.Ленина


б.Чингисхана

в.демонов

-Чье творчество изучал Антонов в рассказе "Мардонги"?

а.Пушкина

б.Гоголя

в.Чехова


-Кем был Иван из рассказа "День бульдозериста"?

а.рабочим

б.шпионом

в.бомжом


Занятие4.

Ю.Буйда.Рассказы.

-Какой общий символ есть в рассказах "Голубка" и "Чарли Чаплин"?

а.паровоз

б.рюмочка

в.белая стена

-Какое событие разрушило жизнь людей в рассказе "Тема быка, тема льва"?

а.приезд богини

б.война


в.эпидемия свиного гриппа

-Кто в этом рассказе спас город?

а.дед Муханов

б.Колька Урблюд

в. Вита Маленькая головка

Занятие5.

В.Тучков "Смерть приходит по интернету"

Сколько новелл входят в цикл?

а.9

б.11


в.13

-Как преступления названы в подзаголовке?

а.наказанные

б.безнаказанные

в.несостоявшиеся

-Какая новелла завершает цикл?

а."Могила неизвестной матери"

б."Два брата"

в.Случай на охоте"

Занятие 6.

Контрольная работа 1.

Занятие 7.

Л.Улицкая

-Куда каждое воскресенье ездят Берта и Матиас("Счастливые")?

а.в гости

б.в сад


в.на кладбище

-Зачем Тома Колыванова вышила портрет Сталина ногами (" Дар нерукотворный")?

а.потому что очень любила его

б.потому что ее заставили

в. чтоб получить квартиру

-философию чего излагает Катя Рыжая ("Народ избранный")?

а.нищенства

б.избранности

в.болезни

Занятие 8.

Т.Толстая.Рассказы.

"Соня"


-Кто задумал подшутить над Соней

а.Николай

б.Адочка

в.муж


"Река Оккервиль"

-Кто такая Вера Васильевна?

а.бабушка

б.певица


в.соседка

-Кем работал Симеонов?

а.аптекарем

б.кондитером

в.переводчиком

Занятие 9.

Токарева В.

-По какой причине герой рассказа "Ехал грека" оказался выброшенным из жизни?

а. из-за пьянства

б. его считали погибшим

в. уехал жить в другой город

-Кем и где работал он?

а.официантом в ресторане

б.музыкантом в ресторане

в.музыкантом в филармонии

-Как зовут его любимую девушку?

а.Вера

б.Ника


в.Вероника

Занятие 10.

Контрольная работа 2.
Темы рефератов:

1. Поэтический портрет поколения в стихах А.Башлачева.

2. Роль «маски» в поэзии В.Высоцкого.

3. Мифологическая образность в стихах Б.Гребенщикова.

4. Диалог времени в лирике Б.Ахмадулиной.

5. Лирический герой поэзии Е.Евтушенко.

6. Характер стилизации в поэзии Юлия Кима.

7. Традиции акмеизма в лирике Евг.Рейна.

8. Поэтический авангардизм Игоря Холина.

9. «Книжная» реальность в поэзии Александра Кушнера.

10. Проблема культуры и цивилизации («мир» и «антимир») в поэзии А.Вознесенского.

11. Специфика восприятия и изображения мира в лирике А.Жигулина.

12. Поэтический мир Дениса Новикова.

13. «Критический сентиментализм» Сергея Гандлевского.

14. Трагический мир поэзии С.Липкина.

15. «Простые истины» Б.Чичибабина.

16. Мир и человек в лирике Б.Окуджавы.

17. Характер «маски» в поэзии Дмитрия Пригова.

18. Взаимоотношения лирического героя и окружающего его мира в стихах И.Бродского.

19. Характер поэтического эксперимента в стихах Всеволода Некрасова.

20. Специфика восприятия и изображения мира в поэзии Михаила Айзенберга.

21. Поэзия Т.Кибирова. Оценка романтического в мировосприятии поэта.


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)
а) основная литература:
1.А.Варламов "Рождение".

2.В.Пелевин "Мардонги","Хрустальный мир","День бульдозериста"

3.О.Павлов "Дело Матюшина"

4.Ю.Буйда. "Тема быка, тема льва", " Миленькая и Масенькая", "Голубка".

5.В.Тучков "Смерть приходит по интернету".

6.В.Нарбикова "Шепот шума".

7.Л.Улицкая "Счастливые","Народ избранный","Дар нерукотворный".

8. Т.Толстая "Соня","Река Оккервиль","Милая Шура".

9.В.Токарева "День без вранья","Ехал грека".

10.И.Клех "Крокодилы не видят снов".


б) дополнительная литература:
1. Агеносов В. Анкудинов К. Современные русские поэты. Справочник – антология. - М., 1998 – 364с.

2. Активные формы преподавания литературы: лекции и семинары на уроках в ст. классах. /Р.И.Альбеткова, С.Г.Герке, Л.Б.Гладкая и др. Сост. Р.И. Альбеткова. – М.: Просвещение, 1991. – 175 с.

3. Антоненко С. Пост – постмодерн?// Москва, 1998. - №8. - С.175 – 180.

4. Артамонов С.Д. Сорок веков мировой литературы в 4 кн. Кн.4 Литература нового времени. – М.: Просвещение, 1997. – 336с.

5. Барт Р.Избранные работы: Семиотика. Поэтика: пер. с фр. – М.: Изд. Группа “Прогресс”, 1994. – 616с.

6. Белая Г.А. Художественный мир современной прозы. – М.: Наука, 1983. – 191с.

7. Берг М.О. О литературной борьбе. // Октябрь, 1993. - №2. – С.184 – 192.

8. Войцеховский Б. Виктор Пелевин: Ельцин тасует правительство по моему сценарию! // Комсомольская правда, 1999. – 25 августа. – С.12 –

9. Генис А. Беседа седьмая: Горизонт свободы. Саша Соколов. // Звезда, 1997. - №8. – С.236 – 238.

10. Генис А. Виктор Пелевин: Границы и метаморфозы. //Знамя, 1995. - №12. – С.210 – 214.

11. Иванов А. Как стеклышко. Вен. Ерофеев вблизи и издалече. //Знамя, 1998. - №9. – С.170 – 177.

12. Иванова Н. В полоску, клеточку и мелкий горошек (перекодировка истории в современной русской прозе). //Знамя, 1999. - №2. – С.176

13. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. - М.: Интрада, 1998. –225с.

14. Кожинов В. Статьи о современной литературе. - М.: Советская Россия, 1990. – 544с.

15. Корнев С. Столкновение пустот: может ли постмодернизм быть русским и классическим? //НЛО, 1997. - №28. – С.244 – 259.

16. Курицын В. Постмодернизм: новая первобытная культура. //Новый мир, 1992. - №2. – С.225 –232.

17. Курицын В. Время множить приставки: к понятию постмодернизма. //Октябрь, 1997. - №7. – С.178 – 183.

18. Курицын В. О некоторых попытках противостояния авангардной парадигме. //НЛО, 1996. - №20. – С.331-357.

19. Курицын В. К ситуации постмодернизма. //НЛО, 1995. - №11. – С.197-223.

20. Курицын В. Концептуализм и соц-арт: тела и ностальгии. //НЛО, 1998. - №2. – С.306-310.

21. Курицын В. Очарование нейтрализации. //Литературная газета, 1992. – 11 марта (№11). – С.4.

22. Курицын В. Группа продленного дня. //В.Пелевин. Жизнь насекомых. – М.: Вагриус, 1997.- С.7-12.

23. Кутырев В. Постмодернизм. //Москва, 1998. - №9. – С.6-9.

24. Лосева И.Н., Капустин Н.С., Кирсанова О.Т., Тохтамышев В.П. Мифологический словарь. – Р.-на-Д.: Феникс, 1997. – 576с.

25. Липовецкий М. Разгром музея. Поэтика романа А.Битова “Пушкинский дом”. //НЛО, 1995. - №11. – С.230 – 244.

26. Липовецкий М. Паралогия русского постмодернизма. //НЛО, 1998. – №2. – С.285-304.

27. Липовецкий М. Изживание смерти. Специфика русского постмодернизма. //Знамя, 1995. - №8. – С.194-205.

28. Липовецкий М. Патогенез и лечение глухонемоты.//Новый мир, 1992. - №7. – С.213-223.

29. Липовецкий М. Апофеоз частиц, или диалоги с хаосом. //Знамя, 1992.-№8. С.214-224.

30. Нефагина Г.Л. Русская проза второй половины 80-х – нач. 90-х гг. ХХв. Уч. пособие для студентов филфаков вузов. – Минск, 1997. – 231с.

31. Новиков В. Заскок. //Знамя, 1995. - №10. – С189-199.Просвещение, 1990. – 191с.

32. Пелевин В. Сочинения: в 2 т. Т.1: Омон Ра: Роман; Бубен нижнего мира: Рассказы. – М.: Терра, 1996. – 368с.

33. Рейнгольд С. Русская литература и постмодернизм. // Знамя, 1998. – №4. – С.209-220.

34. Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература: учебное пособие. – М.: Флинта: Наука, 1999. – 608с.

35. Степанян К. Кризис слова на пороге свободы. // Знамя, 1999. - №8. – С.204-214.

36. Философский словарь под ред. И.Т.Фролова. – М.: Изд-во политической литературы, 1991. – 560с.

37. Хализев В.Е. Теория литературы. Учеб. – М.: Высшая школа, 1999. – 398с.

38. Эпштейн М. Метаморфозы. // М.Эпштейн Парадоксы новизны. – М., 1988. – С139-176.

39. Эпштейн М. Поле карнавала, или Вечный Веничка. //Золотой век, 1993. - №4. – С.84-92.

40. Эпштейн М. Концепты… Метаболы…: О новых течениях в поэзии. // Октябрь, 1988. – С.194-203.

41. Эпштейн М. После будущего. О новом сознании в литературе. // Знамя, 1991. – №1. – С.217-231.

42. Эпштейн М. Истоки и смысл русского постмодернизма. // Звезда, 1996. - №8. – С.166-188.

43.Эрастова А.В. Пелевин - эссеист:аспекты изучения//Новое прочтение отечественной классики .вып.9 ,Н.Н.2006

44.Эрастова А.В. Мотив уродства в рассказах Л.Улицкой.//Новое прочтение отечественной классики, вып.7,Н.Н.2004

45.Эрастова А.В. Валерия Нарбикова: рецепция и традиция( роман "Шепот шума")//Новое прочтение отечественной классики,вып.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы
http://pelevin.nov.ru/

http://lib.rus.ec/a/25578

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D0%BD_%D0%92.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B9_%D0%92%D0%B0%D1%80%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B2

http://buida.ru/

http://www.vavilon.ru/texts/prim/tuchkov0.html

http://www.gramotey.com/?last_name=%CD%C0%D0%C1%C8%CA%CE%C2%C0

http://lib.rus.ec/a/25782

http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00106850_0.html

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)
Материалы тестов и задания для контрольных работ.

Автор (ы) кандидат филол. наук, доц. каф. русской литературы А.В. Эрастова

Рецензент (ы)_________________________________________________________

Заведующий кафедрой доктор филол.наук, профессор В.Т. Захарова