Практические занятия по курсу современной истории россии (1917 – 2008 гг.) Нижний Новгород - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Практические занятия по курсу современной истории россии (1917 – 2008 гг.) Нижний - страница №1/8

Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО Нижегородский государственный педагогический университет

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ


ПО КУРСУ

СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИИ РОССИИ

(1917 – 2008 гг.)

Нижний Новгород


2010

Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета



Практические занятия по курсу современной истории России (1917 - 2008 гг.). – 3-е изд., испр. и доп. Н.Новгород: НГПУ, 2010. – с.

Даны темы, планы практических занятий, методические рекомендации, перечень источников и литературы, предложены индивидуальные задания и вопросы к коллоквиумам и контрольным работам. Предназначено для студентов III – V курсов дневного отделения исторического факультета.


Составители: Федоров В.Д., доктор исторических наук, профессор,



Грехова Н.Н., кандидат исторических наук, доцент,

Сомов А.Г., кандидат исторических наук, доцент,

Перчиков Ю.А., доктор исторических наук, профессор
Ответственный за выпуск: Шляхов М.Ю., кандидат исторических наук, доцент,

зав. кафедрой современной истории России.

Рецензент: Набатов Г.В., доктор исторических наук, профессор ННГУ

им. Н.И.Лобачевского




© Нижегородский государственный педагогический университет, 2010

Практические занятия по современной истории России охватывают время с 1917 по 2008 гг. и включают в себя важнейшие проблемы одного из наиболее сложных и драматичных периодов истории нашего Отечества. Цель занятий - помочь студентам более глубоко изучить общий курс отечественной истории посредством анализа конкретно-исторического материала, почерпнутого из документов и исследований историков. На практических занятиях студенты совершенствуют навыки самостоятельной работы с источниками, приобретают умение вести научную дискуссию и аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Перечень основной литературы составлен с учетом того, чтобы студенты имели возможность познакомиться с историческими исследованиями, вышедшими как за последние три-пять лет, так и с работами предыдущего периода, не утратившими научную ценность и в настоящее время. Это не избавляет студентов от необходимости привлекать дополнительные источники информации. При работе над каждой темой и при выполнении каждого индивидуального задания рекомендуем, в частности, использовать современные мультимедийные издания: Антонова Т.С., Харитонов А.Л., Данилов А.А.,.Косулина Л.Г/ Под ред. Т.В.Батаевой, М.С.Антоновой, А.Л.Харитонова. История России: XX век. Компьютерный (мультимедиа) учебник. М., Клио Софт, 1997; Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2000 2 CD (Кирилл и Мефодий. 1999); Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2000 7 CD (DVD). Диск 6: «Видеоархив российской истории» (Кирилл и Мефодий. 1999). Перечень источников и литературы к занятиям включает также и интернет-ресурсы.

На практические занятия выносятся проблемы, которые, как правило, не рассматриваются в лекционном курсе, либо в лекциях им уделяется ограниченное внимание. С целью активизации деятельности студентов и интенсификации учебного процесса предлагаются различные формы проведения практических занятий. Планируются семинары с коллективным обсуждением основных вопросов темы, "круглые столы" и конференции. Они предполагают обсуждение вопросов, наиболее дискутируемых и получивших в историографии последних лет неоднозначное толкование и оценку. Коллоквиумы и контрольные работы, включенные в тематику занятий, должны выявлять эффективность самостоятельной работы студентов учебной группы.

Предлагаемая тематика практических занятий предназначается для студентов III - V курсов дневного отделения исторического факультета.
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
Данное занятие начинается с ознакомления студентов с целями и задачами изучения курса «Новейшая история России», с программой и структурой учебного курса. Преподаватель рекомендует учебную литературу, основные интернет-сайты, разъясняет методику проведения практических занятий, организацию самостоятельной работы с различными источниками, раскрывает содержание и формы проведения контрольных работ и коллоквиумов. Студентам предлагается ознакомиться с тематикой индивидуальных заданий и выбрать тему для доклада или сообщения.


ЧАСТЬ I. 1917 – КОНЕЦ 1920-х гг.
ЗАНЯТИЕ 1

Тема: Февральская революция и общественно-политическая обстановка в стране весной 1917 г.

План


  1. Февральская революция и ее итоги. Образование двоевластия в стране.

  2. Внутренняя и внешняя политика Временного правительства.

  3. Классы и политические партии, их стратегия и тактика в период двоевластия.


Источники

Хрестоматия по истории СССР. 1917 – 1945. – М., 1991. С. 9-17, 18-21.

Политические партии и общество в России 1914 – 1917 гг.: Сборник документов. М. 1999 [http:www.auditorium.ru/books/110].

Ленин В.И. О задачах пролетариата в данной революции // Полн. собр. соч. Т. 31. С. 113-118.

Ленин В.И. О двоевластии // Там же. С 145-148.

Милюков П.Н. Воспоминания. Т. 2.- М., 1990. С. 279-318.

Набоков В. Временное правительство. – М., 1990.

Страна гибнет сегодня: Воспоминания о Февральской революции 1917 г. – М., 1991.



Литература

Барсенков А.С., Вдовин А.И. История России. 1917 – 2004. М. 2005.

Новейшая история Отечества. ХХ век. Под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. Т. 1. М. 2001.

Кара-Мурза С. Советская цивилизация. Т. 1. От начала до Великой победы.. М. 2001.

Политическая история России первой четверти XX века. СПб. 2006.

Спирин Л.М. Россия 1917 год: Из истории борьбы политических партий. – М., 1987.

Февральская революция 1917 г. в российской истории. «Круглый стол» в ИРИ РАН //Преподавание истории и обществознания в школе. 2008. № 3 - 5.
Методические рекомендации

Главной целью семинарского занятия является выявление исторической сущности Февральской революции 1917 г. При обсуждении первого вопроса необходимо выявить причины революции, показать, что она была вызвана системным кризисом самодержавия и была закономерной как вариант разрешения противоречий в российском обществе. Охарактеризуйте хронику революционных событий в Петрограде и их итоги, выявите своеобразие Февральской революции и причины образования двоевластия.

Главным содержанием второго вопроса является самоанализ внутренней и внешней политики Временного правительства. Изучите Декларацию от 3 марта и определите характер и специфику преобразований, намеченных Временным правительством.

В заключение семинарского занятия рассмотрите позицию классов и основных политических партий весной 1917 г. их стратегию и тактику в период двоевластия. Дайте содержательный анализ программ кадетов, эсеров, меньшевиков и большевиков и ответьте, как политические партии прогнозировали дальнейшее развитие страны, как определяли пути демократизации общества, какую модель социального устройства они считали для России наиболее оптимальной, как пытались разрешить аграрный вопрос?


ЗАНЯТИЕ 2

Тема: Нарастание кризиса летом 1917 г. и углубление дестабилизации российского общества в сентябре-октябре 1917 г.
План

1. Перегруппировка политических сил и борьба за массы в летний период. Раскол революционной демократии.



  1. Выступление Корнилова и его последствия.

  2. Общенациональный кризис осени 1917 г. и пути выхода из него.


Источники

От Февраля к Октябрю. Документы и материалы // Вопросы истории КПСС. 1987. № 6.

Хрестоматия по истории СССР. 1917-1945… С. 17-21.

Керенский А.Ф. Воспоминания. - М., 1996.

Ленин В.И. Кризис назрел // Полн.собр.соч. Т. 34. С. 272-273.

Милюков П.Н. Ликвидация выступления Корнилова // Октябрьская революция: Мемуары. - М., 1990. С. 87-114.



Литература

Волобуев П.В. Выбор путей общественного развития: теория, история, современность. - М., 1987.

1917 год: Почему Февраль? Почему Октябрь? // Наше Отечество. Т.1. М., 1991. С. 368-379.

Иоффе Г.З. «Белое дело". Генерал Корнилов. - М., 1989.

Калягин А.В. Россия: год 1917. Мультимедийное учебное пособие. 2006 [http://media.ssu.samara.ru/aivirus]

Октябрь 1917: величайшее событие или социальная катастрофа? - М., 1991.

Октябрьская революция. Вопросы и ответы. - М., 1987.

Методические рекомендации

Данный семинар развивает и конкретизирует предыдущую тему. На нем рекомендуется рассмотреть, как шло нарастание кризиса и углубление дестабилизации российского общества летом-осенью 1917 г. и вскрыть социальное содержание этих перемен.

При рассмотрении первого вопроса следует показать социальную напряженность в стране, охарактеризовать июльские события в Петрограде, определить их характер и дать оценку действиям большевиков. При этом следует выявить, какие последствия события 3-5 июля в Петрограде имели как для Временного правительства, так и для Советов, как они изменили расстановку политических сил?

Второй вопрос предполагает осветить подготовку и осуществление корниловского мятежа. Выявите политические силы, поддерживавшие Корнилова, его взаимоотношения с Керенским. На основе изучения программы Л. Корнилова и его действий докажите, что это была попытка установления в стране военной диктатуры. Объясните причины провала корниловского выступления и его последствия.

Третий вопрос начните с определения понятия «общенациональный кризис». На конкретном историческом материале покажите его проявления в экономической, социальной, политической и идеологической сферах, в общественной жизни страны и определите наиболее реальные на ваш взгляд, пути выхода из кризиса. Подумайте, были ли альтернативы Октябрю и какая, по вашему мнению, имела больше шансов на то, чтобы быть реализованной? Обоснуйте свой ответ.


ЗАНЯТИЕ 3

Тема: Октябрьские события в Петрограде и Москве. Приход большевиков к власти
План

  1. Октябрьское восстание в Петрограде: подготовка и свершение.

  2. Установление советской власти в Москве.

  3. II съезд Советов и его решения. Формирование большевистского правительства. Первый правительственный кризис.

Источники

Хрестоматия по истории СССР. 1917 - 1945… С. 21-94.

Декрет о земле съезда Советов рабочих и солдатских депутатов [http:www/historiydoc.edu.ru]

Ленин В.И. Большевики должны взять власть // Полн.собр. соч. Т. 34. С. 239-241.

Ленин В.И. Марксизм и восстание // Там же. С. 243-247.

Ленин В.И. Советы постороннего // Там же. С. 282-284.

Керенский А.Ф. Прелюдия к большевизму. М. 2006.

Октябрьский переворот / Сост. Д.С. Анин.- М., 1991.

Дан Ф.И. К истории последних дней Временного правительства //Октябрьская революция: Мемуары / Сост. С.А. Алексеев. - М., 1991 [http:www.hrono.ru/statii/dan_vprav.html].

Авксентьев Н. Большевистский переворот. Воспоминания // Отечественная история. 1992. № 5.



Литература

Городецкий Е.Н. Рождение Советского государства. - М., 1987.

Карр Э. История Советской России. Т. 1. - М., 1990. С. 101-114, 191-205.

Октябрь 1917: величайшее событие века или социальная катастрофа? - М., 1991.

Октябрьская революция. [http:www//dic.academic.ru]

Первое Советское правительство: октябрь 1917 - июль 1918 г. - М., 1991.

Рабинович А. Большевики приходят к власти. Революция 1917 г в Петрограде. М., 1989.

Старцев В.И. Победа Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде и Москве // Вопросы истории. 1989. № 12.

Фроянов И.Я. Уроки Красного Октября. СПб. 2007.
Методические рекомендации

Семинарское занятие по данной теме предполагает изучение октябрьско-ноябрьских событий в Петрограде и Москве, связанных с борьбой большевиков за власть, а также анализ их первых декретов, принятых II Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов.

При подготовке первого вопроса необходимо на основе ленинских писем «Большевики должны взять власть» и «Марксизм и восстание» показать смену тактики большевиков в борьбе за власть. Выявите разногласия по вопросу о восстании в ЦК партии, определите позиции Каменева и Зиновьева, рассмотрите суть расхождений между Лениным и Троцким. Охарактеризуйте основные мероприятия большевиков по подготовке восстания и деятельность Временного правительства в этот период, его просчеты и ошибки. Объясните, почему большевики в Петрограде одержали легкую и практически бескровную победу?

Изучение второго вопроса должно быть нацелено в основном на выявление причин довольно длительной и кровопролитной борьбе большевиков за власть в Москве. При этом необходимо выделить как организационные, так и политические просчеты в деятельности московского ВРК, определить соотношение военных сил, показать хронику основных событий в Москве, связанных с борьбой за установление советской власти.

При рассмотрении третьего вопроса следует изучить основные документы, принятые II Всероссийским съездом Советов и проанализировать содержание Декрета о мире и Декрета о земле. Используя дополнительную литературу определите оценки первых декретов советской власти в историографии. С какими из них вы согласны или не согласны. Аргументируйте свой ответ. Объясните, почему на съезде было сформировано однопартийное правительство и чем был вызван первый правительственный кризис?

Обобщая изучение предлагаемых вопросов следует сделать вывод, что победа большевиков в Петрограде и в Москве предопределяли установление советской власти во всей стране.


ЗАНЯТИЕ 4

Тема. «Круглый стол» по теме "Октябрь вчера и сегодня: дискуссии, споры, суждения"

План


  1. Современные дискуссии по проблемам Октября в отечественной историографии.

  2. Октябрьская революция в трудах западных историков.

3. Октябрь в воспоминаниях участников

Литература

Булдаков В.П. Историографические метаморфозы " красного Октября"// Исторические исследования в России: тенденции последних лет. М. 1996.

К истории русских революций: события, мнения, оценки. М. 2007.

Революция 1917 г. и Гражданская война в России (Цикл дискуссионных передач, организованных «Радио Свобода» с участием ученых-историков). [http:www.swoboda.org/programs/cicles/civilwar]

Российские революции: 90 лет спустя. «Круглый стол» в институте российской истории РАН //Отечественная история. 2008. № 6.

Грехов А.В. Новейшая зарубежная историография о закономерности Октябрьской революции //Революции 1917 г в России: уроки истории и политики. Н.Новгород. 2008.

Рабинович А. Большевики приходят к власти. Революция 1917 г. в Петрограде. М. 1989.

Россия 1917 год. Выбор исторического пути. - М., 1989.

Споры об Октябре вчера и сегодня // Коммунист. 1990. № 15.

Сироткин В.Г. О мировой революции и России, которую мы потеряли // Свободная мысль. 1992. № 15.

Трухан Г.А. Был ли неизбежен Октябрь // Отечественная история. 1992. № 4.

Россия в XX веке. Историки мира спорят. - М., 1994.

Октябрьская революция. Мемуары. М. 1991.

Октябрьский переворот. Революция 1917 г. глазами ее руководителей. М. 1991.



Индивидуальные задания


  1. Революция и российская армия в 1917 году.


Литература

Октябрьская революция и армия: Сборник документов и материалов. - М., 1973.

Разложение армии в 1917 г. // 1917 год в документах и материалах. - М.-Л., 1925.

Деникин А.И. Крушение власти и армия. Февраль - сентябрь 1917 г.// Очерки русской смуты. - М., 1991.

Андреев А.М. Солдатские массы гарнизонов русской армии в Октябрьской революции. - М., 1975.

Гаврилов Л.М. Солдатские комитеты в Октябрьской революции. Действующая армия. - М., 1985.

Гальперина Б.Д. Февральская революция и права солдат // Вопросы истории. 2000. № 10.

Старцев В.И. Человек с ружьем в Октябре 1917 г. // Октябрь 1917: величайшее событие века или социальная катастрофа? - М., 1991.

Чанкевич Е.И. Русская гвардия в Февральской революции//Вопросы истории.2002.№ 9.


  1. Крестьянское движение в 1917 г.


Литература

Ефимов О.В. Власть и крестьянство в 1917 – 1918 гг. (На материалах Нижегородской губернии). Арзамас. АГПИ. 2007.

Короленко В.Г. Земли! Земли! // Новый мир. 1990. № 1.

Кабытов П.С., Козлов В.А., Литвак Б.Г. Русское крестьянство: этапы духовного освобождения. - М., 1988.

Малявский А.Д. Крестьянское движение в 1917 году. Март-октябрь. - М., 1981.

Осипова Т.В. Российские крестьяне в революции и гражданской войне. М. 2001.

Седов А.В. Проблемные вопросы крестьянского движения в 1917 г. // Октябрь 1917 года: вопросы истории. - Н.Новгород, 1993.

Судьбы российского крестьянства. - М., 1996.

Тюкавкин В.Г., Щагин Э.М. Крестьянство России в период трех революций. - М., 1987.


  1. Российская интеллигенция и революция.

Литература

Горький М. Несвоевременные мысли и рассуждения о революции и культуре (1917-1918). - М., 1990.

Российская интеллигенция на родине и в зарубежье. Новые документы и материалы. М. 2001.

Струве П.Б. Размышления о русской революции. - М., 1991.

Ершова Э.Б. Революция, реформы и российская творческая интеллигенция в первой половине ХХ в.// Вопросы истории. 2001. № 6.

Алексеев П.В. Революция и научная интеллигенция. - М., 1987.

Знаменский О. Интеллигенция накануне Великого Октября (февраль-октябрь 1917). - Л., 1988.

Интеллигенция и революция: Сборник статей. - М., 1985.

Фильченкова Э.М. Интеллигенция и революция // Российская провинция в годы революций и гражданской войны. Н.Новгород. 1997.


  1. Установление советской власти в Нижнем Новгороде и губернии.

Литература

Победа Октябрьской социалистической революции в Нижегородской губернии. Документы и материалы. - Горький. 1957.

Октябрь в Нижнем Новгороде и Нижегородской губернии: Сборник воспоминаний.-

Горький. 1957.

Кожевников В.П. Историография установления советской власти в Нижнем Новгороде // Российская провинция в годы революций и гражданской войны 1917-1922 гг.- Н.Новгород. 1998.

Воскобойникова Н.В. Нижегородская провинция в революционных событиях 1917 г. // Там же.

Революции 1917 г. в России: уроки истории и политики. Н.Новгород. 2008

Саечников В.С. Некоторые проблемы формирования низовых органов власти в конце 1917-начале 1918 гг. //Дискуссионные проблемы отечественной истории. Арзамас. 1994.

Титков Е.П. Установление советской власти в нижегородской деревне // Крестьянство Центрального промышленного района. - Калинин, 1984. С. 79-81.
Методические рекомендации

Формой проведения данного семинарского занятия является «круглый стол» по проблемам Октябрьской революции. В ходе дискуссии следует обсудить трактовку основных и наиболее спорных проблем Октября в советской и современной отечественной историографии, познакомиться с основными концепциями Октябрьской революции в трудах зарубежных историков и оценками октябрьских событий 1917 г. их участников и руководителей.

На основе изучения рекомендуемой литературы выявите основное различие в концепциях Октября в работах западных и отечественных историков. Какие тезисы зарубежной историографии, посвященной русской революции 1917 г., восприняты современной отечественной историографией?

ЗАНЯТИЕ 5

Контрольная работа по теме: "Революция 1917 года в России"
Вопросы и задания


  • Были ли реальные шансы у Николая II сохранить престол и династию на троне в феврале-марте 1917 г.?

  • Какие политические партии и группы сыграли решающую роль в февральских событиях в Петрограде?

  • Почему Февральская революция завершилась двоевластием? Охарактеризуйте взаимоотношения Временного правительства и Советов весной 1917 г.

  • Какая из политических партий доминировала на политической арене:

а) весной 1917, б) июне-июле, в) августе? Какие изменения в тактике политических партий произошли к осени 1917 г?

- В чем социально-политическая сущность корниловщины. В чем причины конфликта между А.Керенским и Л. Корниловым. Какие силы поддерживали каждого из них?



  • Перечислите политические кризисы в период двоевластия. Чем был вызван июльский кризис в Петрограде и какую роль в событиях 3-5 июля сыграли большевики?

  • Докажите, что осенью 1917 г. в стране сложился общенациональный кризис. Раскройте, в чем его сущность.

  • Какие были альтернативы Октябрю и какая из них, на ваш взгляд, имела больше шансов на то, чтобы быть реализованной? Обоснуйте свой ответ.

  • Некоторые считают Октябрьскую революцию случайной, незакономерной. Выразите свое отношение к этому суждению, аргументируйте свою точку зрения.


ЗАНЯТИЕ 6 - 7

Тема: Создание новой государственности в России. Превращение большевизма в государственную структуру
План

  1. Разрушение старой системы власти и создание новых государственных органов в центре и на местах.

  2. Созыв и разгон Учредительного собрания.

  3. Правительственный блок с левыми эсерами, его распад и оформление однопартийной системы.

  4. Конституция РСФСР 1918 г.: подготовка, принятие, содержание.


Источники

Декреты Советской власти. - М., 1957. Т.1. С. 39-41, 72, 172-174.

Хрестоматия по истории СССР. 1917-1945… С. 64-69, 70-71.

Ленин В.И Выборы в Учредительное собрание и диктатура пролетариата //Полн. собр. соч. Т. 35.

Ленин В.И. Речь о роспуске Учредительного собрания на заседании ВЦИК 6(19) января 1918 г.// Там же.

Троцкий Л. Разгон Учредительного собрания //К истории русской революции. - М., 1990. С. 206-212.

Учредительное собрание. Россия 1918 г. Стенограмма и другие документы. - М., 1991.

Литература


Городецкий Е.Н. Рождение Советского государства. 1917-1918. - М., 1987.

Журавлев В.В., Симонов Н.С. Причины и последствия разгона Учредительного собрания // Вопросы истории. 1990. № 12.

Знаменский О.Н. Всероссийское Учредительное собрание. - М., 1976.

Медушевский А.Н. Учредительное собрание как политический институт революционного периода //Отечественная история. 2008. № 2.

Протасов Л.Г. Всероссийское Учредительное собрание: история рождения и гибели. М., 1997.

Карр Э. История Советской России. Т.1. - М., 1990. С. 101-134.

Макаров В.Б. Советское государственное управление первого десятилетия: эволюция системы. Н Новгород., 2001.

Разгон А.И. Правительственный блок большевиков и левых эсеров//Исторические записки. Т. 117. - М., 1989.

Судьба Учредительного собрания. «Круглый стол» в Институте российской истории РАН //Отечественная история. 2008. № 6.

Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1918 г. - М., 1984.



Индивидуальные задания

  1. Мятеж левых эсеров 6 июля 1918 г. в Москве: разные версии одного события

Литература

Мятеж левых эсеров по документальным материалам Красной книги ВЧК // Известия ЦК КПСС. 1989. № 5.

Открытое письмо Марии Спиридоновой ЦК партии большевиков // Горизонт. 1990. № 5.

Велидов А. Шестое июля // Переписка на исторические темы. - М., 1988.

6 июля 1918 года. Две версии одного события // Отечественная история. 1992. № 3.


  1. Брестский мир: сторонники, противники, условия.

Литература


Ленин В.И. К истории вопроса о несчастном мире // Полн. собр. соч.Т. 35. С. 243-252.

Ленин В.И. Тяжелый, но необходимый урок // Там же. С. 393-397.

Советско-германские отношения. От переговоров в Брест-Литовске до подписания Раппальского договора. Сборник документов. Т. 1. М., 1968.

Панцов А.В. Брестский мир // Вопросы истории. 1990. № 2.

Михайлов Н. Уроки одной недели // Переписка на исторические темы. - М., 1988. С. 103-128.

Брестский мир // Наше Отечество. Т. 2. - М., 1991. С. 4-34.


Методические рекомендации

Основной целью семинарского занятия является рассмотрение процесса создания в России советской государственности и превращения большевизма в государственную структуру.

Первый вопрос предполагает анализ особенностей первых шагов большевиков по разрушению старой системы управления и создания новых государственных органов. Для выявления их особенностей и определения сущности новой государственной системы необходимо изучение «Декларации прав трудящихся и эксплуатируемого народа» и других документов III Всероссийского съезда Советов.

При рассмотрении второго вопроса следует показать отношение большевиков к Учредительному собранию, определить причины его изменения после Октября 1917 г., проанализировать результаты выборов и последствия роспуска Учредительного собрания.

Изучая правительственный блок с левыми эсерами, важно отметить причины его формирования, определить круг задач, решенных большевиками в рамках этого блока, выявить причины разногласий и, как следствие их, распада союза с левыми эсерами и создания однопартийной системы.

Четвертый вопрос предполагает обсуждение основных статей первой Советской Конституции, которые закрепили основы нового общественного строя и государственности России. Выявите в тексте Конституции положения, касающиеся избирательной системы и определите ее специфику. Выясните, являлась ли советская политическая система более прогрессивной по сравнению с буржуазным парламентаризмом, политической системой дореволюционной России.


ЗАНЯТИЕ 8

Тема: Экономическая политика большевиков (ноябрь 1917 г. - лето 1918 г.)
План

  1. Организация управления промышленностью. Создание ВСНХ и его деятельность.

  2. Аграрная программа большевиков и первые преобразования в деревне.

  3. Введение продовольственной диктатуры и учреждение комбедов в деревне.



Источники

Декреты Советской власти. Т. 1. - М., 1957. С. 17-20, 409.

Хрестоматия по истории СССР 1917-1945…С. 71-74, 78-84.Декрет о земле съезда Советов рабочих и солдатских депутатов [http:www/historiydoc.edi.ru]

Ленин В.И. Пролетарская революция и ренегат Каутский//Полн. собр.соч.Т.37.С.305-331.

Ленин В.И. Об организации продовольственных отрядов // Полн. собр. соч. Т. 36. С. 430-432.

Литература

История советского крестьянства. Т. 1. - М., 1986.

Кабанов В.В. Аграрная революция // Вопросы истории. 1989. № 11.

Карр Э. История Советской России. Т. 1. - М., 1990. С. 426-448.

Лейберов И. Революция и хлеб. - М., 1993.

Макаров В.Б. История советского государственного управления (октябрь 1917-июнь 1941 гг.). Н.Новгород.,2001.

Осипова Т.В. Российские крестьяне в революции и гражданской войне. М. 2001.

Тюкавкин В.Г., Щагин Э.М. Ленин о трех российских революциях. - М., 1987. С. 120-131, 156-172.


Методические рекомендации

По первому вопросу предполагается рассмотреть основные направления политики большевиков в области организации управления промышленным производством. Необходимо обратить внимание на несостоятельность и неэффективность рабочего контроля и самоуправления, показать роль ВСНХ в создании системы государственного управления национализированной промышленностью.

Второй вопрос начните с анализа «Декрета о земле» и «Закона о социализации земли», являвшихся аграрной программой большевиков. Особое внимание обратите на первые преобразования в деревне с осени 1917 до весны 1918 гг., связанные с разделом помещичьих земель. Объясните, почему не произошло обещанного «черного передела».

При рассмотрении третьего вопроса необходимо выяснить, в чем причины и сущность перехода большевиков к чрезвычайным мерам в деревне. Охарактеризуйте деятельность комбедов и покажите их роль в расколе деревни.


ЗАНЯТИЕ 9 - 10

Коллоквиум по теме: Гражданская война и иностранная интервенция

Вопросы


  1. Причины и возможности предотвращения гражданской войны.

  2. Периодизация гражданской войны, ее основные этапы.

  3. Социальная база противников и сторонников Советской власти. Позиция крестьянства в гражданской войне.

  4. Начало формирования Белого движения. Военные действия на Дону, Южном Урале, Сибири. Образование антисоветских правительств.

  5. Иностранная военная интервенция: причины, формы и методы. Взаимодействие с внутренней контрреволюцией.

  6. На фронтах гражданской войны (1919 -1920 гг.)

  7. "Военный коммунизм": политика и идеология.

  8. Окончание и последствия войны. Причины победы большевиков в гражданской войне.


Источники

Из истории гражданской войны: Сборник документов и материалов. Т. 1. - М., 1960. С. 124-126, 129-130, 139-142. 309-311, 335-336.

Хрестоматия по истории СССР. 1917-1945… С. 93-94, 97-101, 103-106, 114-115, 119-120, 125-130.

Ленин В.И. Военная переписка. 1917-1922. - М., 1966.

Деникин А.И. Очерки русской смуты // Вопросы истории. 1992. № 11-12. С. 107-123.

Революция и гражданская война в описаниях белогвардейцев. Деникин, Юденич. Врангель. - М., 1991.


Литература


Гражданская война в СССР: В 2 т. – М., 1980-1986.

Гражданская война в России: Перекресток мнений. - М., 1994.

Революция и гражданская война. [http://www.rusrevolution.info]

Галин В. Тенденции: В 2-х т. Т. 2 Интервенция и гражданская война. М. 2005.

Антисоветская интервенция и ее крах. 1917-1922. - М., 1987.

Калягин А.В. Гражданская война в России 1917 – 1920 гг.: Учебное пособие (Электронная версия) 2005 [http://media.ssu.samara.ru /avirus]

Гимпельсон Е.Г. "Военный коммунизм": политика, практика, идеология. - М., 1973.

"Военный коммунизм": как это было // По материалам "круглого стола". - М., 1991.

Павлюченков С.А. "Военный коммунизм" в России: Власть и массы. - М., 1997.
Методические рекомендации

Данное семинарские занятие проводятся в форме коллоквиума. Основная задача – итоговая проверка результатов самостоятельной работы студентов над наиболее значимыми и дискуссионными проблемами истории гражданской войны и иностранной интервенции.

На основе изучения рекомендованных источников и научной литературы студентам предстояло выяснить точки зрения отечественной историографии по вопросам об истоках и причинах гражданской войны, о социальном составе участников, охарактеризовать противоборство «красных» и «белых» на основных фронтах гражданской войны, идеологию «Белого дела» и его лидеров. Необходимо было раскрыть сущность политики «военного коммунизма», дать оценку причин, обусловивших победу большевиков в гражданской войне.
ЗАНЯТИЕ 11

Конференция на тему "Актуальные проблемы истории гражданской войны"

Доклады


  1. Создание Красной Армии: основные этапы и их содержание.

Литература

Какурин Н.Е. Как сражалась революция. - М., 1990. Т. 1. С. 136-154.

Ленин В.И. Военная переписка. 1917-1922. - М., 1966.

Реввоенсовет республики. - М., 1991.

Городецкий Е.Н. Рождение Советского государства. 1917-1918. - М., 1987.

Кавтарадзе А. Военные специалисты на службе республики Советов. - М., 1988




  1. Белогвардейские правительства и их политика.

Литература

Белые армии, черные генералы: Мемуары белогвардейцев. М. 1991.

Воспоминания генерала барона Врангеля: В 2-х ч. - М., 1992.

Россия антибольшевистская: Из белогвардейских и эмигрантских архивов. - М., 1995.

Деникин А.И. Очерки русской смуты. - М., 1991.

Допрос Колчака. Стенограмма. - Л., 1926.

Белое движение на юге России: Неизвестные страницы и новые оценки. М. 2000.

Владимирский М.В. К истории финансирования белого юга (1918 -1920)//Отечественная история. 2008. № 3.

Иоффе Г.З. Колчаковская авантюра и ее крах. - М., 1983.

Богданов К.А. Адмирал Колчак. Биографическая повесть-хроника. - СПб., 1993.

Бордюгов Г.А., Ушаков А.И. Белое дело: идеология, основы, режимы власти. Историографические очерки. М. 1998.

Карпенко С.В. Крах последнего белого диктатора. - М., 1990.




  1. Политические партии России в гражданской войне.

Литература

Российские либералы. Кадеты и октябристы: Документы, воспоминания, публицистика. М. 1996.

История политических партий России / Под ред. А.И. Зевелева. - М., 1994.

Голиков Д. Крушение антисоветского подполья в СССР. - М., 1986.

Непролетарские партии России. Уроки истории. - М., 1994.

Думова Н.Г. Кадетская контрреволюция и ее разгром (октябрь 1917 - 1922 гг.). - М., 1992.

Алексеева Г.Д. Партия социалистов-революционеров после Октября 1917 г. // Вопросы истории. 1992. № 6-7. С. 179-185.


  1. Советско-польская война: новые подходы и оценки


Литература

Польско-советская война. 1919-1920. Ранее не опубликованные документы и материалы: В 2-х ч. - М., 1994.

Тухачевский М. Поход на Вислу. - М., 1992.

Махутина И.В. Польско-советская война. - М., 1994.

Дадиани Г.Л. Советско-польская война 1919-1920 гг. // Военно-исторический журнал. 1990. № 5.

Манусевич А.Я. Еще раз о советско-польской войне 1919-1920 гг. // Военно-исторический журнал. 1991. № 5.

Мельтюхов М.И. Советско-польские войны. Военно-политическое противостояние 1918 – 1939. М. 2001.


  1. "Антоновщина": вымыслы и реальность.

Литература

Крестьянские восстания в Тамбовской губернии в 1919-1920 гг. "Антоновщина". Документы и материалы. - Тамбов, 1994.

Есиков С.А., Протасов Л.Г. "Антоновщина": новые подходы (О крестьянском движении в годы гражданской войны) // Вопросы истории. 1992. № 6-7. С. 47-57.

Донков И.П. "Антоновщина": замыслы и действительность. - М., 1971.

Осипова Т.В. Крестьяне в революции и гражданской войне. М. 2001.

Судьбы российского крестьянства. ХХ век. М. 1996.

Сазонов В.В. У истоков крестьянского восстания на Тамбовщине // Вопросы истории. 2001. № 4.


  1. Кронштадтское восстание 1921 года.

Литература

Кронштадт. 1921. Документы и материалы. - М., 1997.

Кронштадтский мятеж - причины и ход событий. Документальные материалы //Советские архивы. 1989. № 1. С. 45-53.

Кронштадтская трагедия 1921 года //Вопросы истории. 1994. № 4-7.

Щетинов Ю.А. За кулисами Кронштадтского восстания 1921 г. //Вестник Московского университета. История. 1995. № 2, 3.
ЗАНЯТИЕ 12

Тема: Национальная политика в 1917-1924 гг.: характер, содержание, итоги.
План


  1. Право наций на самоопределение: теория и практика (1917-1920 гг.).

  2. Задачи дальнейшего объединения советских республик. Партийные дискуссии о формах союзного государства.

  3. Образование СССР. Структура и компетенция союзных органов власти.

  4. Национально-государственное строительство во второй половине 20-х гг..


Источники

КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. - М., 1970. Т.2. С.246-256, 401-402, 433-434.

Ленин В.И. К вопросу о национальностях или об автономизации // Полн. собр. соч. Т. 45. С.356-362.

Ленин В.И. Об образовании СССР // Там же. С.211-213.

Ленин В.И. Речь по национальному вопросу на VII (Апрельской) Всероссийской конференции РСДРП(б) //Там же. Т.31. С.431.

Ленин В.И. Тезисы по национальному вопросу // Там же. Т.23 С.315.

На пути к " социалистическому унитаризму" ( Из новых документов 1922 г. по истории образования СССР // Отечественная история. 1992. № 4.

Несостоявшийся юбилей. Почему СССР не отпраздновал своё 70-летие. - М., 1992. С.72-79, 103-140, 200-230.

Сталин И.В. Вопрос об объединении независимых национальных республик. //Сочинения. Т.5. С.138-144.

Сталин И.В. Об образовании СССР. Доклад на I съезде Советов СССР //Там же. С.156-159.

Сталин И.В. Политика правительства по национальному вопросу //Там же. Т.4. С.225-229.

Хрестоматия по истории СССР. 1917-1945… С.209-211, 214-221, 222-230.



Литература

Байбаков С.А. История образования СССР: итоги и перспективы изучения. М. 1997.

Метаморфозы интернационализма // Наше Отечество. Т.2. С.137-163.

Карр Э. Распад и воссоединение // История Советской России. Т.1. С.209-316.

Национальный вопрос и межнациональные отношения в СССР: история и современность ("Круглый стол") // Вопросы истории. 1989. №5.

Национально-государственное строительство в переходный период от капитализма к социализму (1917-1936). - М., 1979.

Образование СССР (1922 -1924) [http://cccp.narod.ru/work/hist_sssr_1.html]

Образование СССР и национальная политика советской власти [http://www.ckct.org.ru/study/history/lek49.shtml


Методические рекомендации

Семинарское занятие по данной теме предполагает прежде всего обращение к целому ряду источников. Подготовку первого вопроса следует начать с изучения «Декларации прав народов России», где излагались основные принципы национальной политики большевиков. На конкретных примерах следует доказать, что в 1917-1920 гг. шел поиск различных форм национально-государственного строительства.

При раскрытии второго вопроса, на основе анализа работ В.И.Ленина и И.В.Сталина, покажите разногласия между ними по проектам создания нового союзного государства, выявите различия плана «автономизации» и ленинского варианта «федерации». Необходимо определить предпосылки и принципы образования СССР.

Третий вопрос предполагает изучение Конституции СССР 1924 г., анализ которой дает возможность раскрыть вопрос о распределении полномочий между центральными и республиканскими органами власти, а также выявить противоречия национальной политики в 20-е гг.


ЗАНЯТИЕ 13 – 14.

Тема: Социально-экономические проблемы новой экономической политики
План

  1. Социально-экономические и политические причины перехода к новой экономической политике.

  2. Противоречия и непоследовательность концепции нэпа.

  3. Мероприятия нэпа в сфере сельского хозяйства.

  4. Промышленное производство, торговля и финансовая политика в 20-е гг.

  5. Кризисы, противоречия и экономические результаты нэпа.


Источники

Бухарин Н.И. Новый курс экономической политики // Избранные произведения. - М., 1988. С. 24-33.

Ленин В.И. Доклад о замене разверстки натуральным налогом //Полн. собр. соч. Т.43. С. 57-70.

Ленин В.И. Пять лет российской революции и перспективы мировой революции //Там же. Т.45. С. 286-289.

Ленин В.И. О кооперации // Там же. С. 363-372.

Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Т.1. - М., 1967. С. 212-214, 220-221, 233-234, 472-479.

Хрестоматия по истории СССР. 1917-1945… С.163-165, 169-172, 173-179, 181-182, 86, 191-193, 202-203.

Чаянов А.В. Записка о современном состоянии сельского хозяйства // Известия ЦК КПСС. 1989. № 6.



Литература

Виноградов С.В. Нэп: опыт создания многоукладной экономики. М. 1996.

Горинов М.М. Нэп: поиски путей развития. М. 1992.

История социалистической экономики. Т.2. Переход к нэпу. Восстановление народного хозяйства. - М., 1976.

Нэп: приобретения и потери. М. 1994.

Новая экономическая политика (1921 – 1928) [http://www.humanities.edu.ru/db/msg/19952]

Новая экономическая политика: Уроки хозяйственных реформ. М. 1989.

Лютов Л.Н. Неэффективность промышленности в условиях нэпа // Вопросы истории. 2000. № 4. Полищук И.С. Новая экономическая политика: теория и практика. Тверь. 2007.

Поляков Ю.А., Дмитренко В.П., Лельчук В.С. Новая экономическая политика. Разработка и осуществление. - М., 1982.

Россия в 20-е гг. XX столетия [http://www.xserver.ru/user/rosru/index.shtnul].

Симонов Н.С. Советская финансовая политика в условиях нэпа // История СССР. 1990. № 5.

Экономическая политика революционного большевизма (1917-1927) // Наше Отечество. Т.2. С.164-210.

Финансовое оздоровление экономики: опыт нэпа. М. 1990

Методические рекомендации

Социально-экономический и политический кризис конца 1920-х – начала 1921 гг. и угроза потери большевиками власти вызвали необходимость смены экономической политики.

Первый вопрос данного семинарского занятия предполагает анализ всего комплекса причин перехода к новой экономической политике.

При рассмотрении второго вопроса необходимо определить задачи, сущность нэпа и его содержание, выявить, что нового появилось в экономической политике по сравнению с периодом «военного коммунизма», показать противоречия и непоследовательность ленинской концепции нэпа.

Третий и четвертый вопросы посвящены мероприятиям нэпа в сфере сельского хозяйства, промышленного производства, торговли и финансов. Необходимо выявить, в каких сферах экономики нэповский механизм был наиболее эффективен.

При подготовке последнего вопроса занятия основное внимание необходимо уделить выявлению социальных противоречий нэпа и причин его частых кризисов, обобщению экономических результатов новой экономической политики.

При подведении итогов семинарского занятия возможно обсуждение проблемного и дискуссионного вопроса о сущности нэпа:

Новая экономическая политика – это: а) антикризисная программа; б) универсальный метод советского строительства; в) реставрация капитализма. Аргументируйте свое мнение.
ЗАНЯТИЕ 15

Тема: Общественно-политическая жизнь страны в условиях нэпа
План


  1. Реформа политического строя в 20-е годы: замыслы и результаты.

  2. Партийные дискуссии о путях дальнейшего развития страны и борьба за политическое лидерство.

  3. Обострение социально-политических противоречий в конце 20-х гг. и отход от нэпа.


Источники

Бухарин Н.И. Политическое завещание В.И. Ленина //Избранные произведения. - М.1988.

Валентинов Н. Новая экономическая политика и кризис партии после смерти Ленина: Воспоминания. - М., 1991.

Большевистское руководство: переписка. 1912-1927 гг. М. 1996.

Ленин В.И. Письмо к съезду // Полн. собр. соч. Т.45. С. 343-348.

Резолюция и постановление X съезда РКП(б): "О единстве партии", "О синдикалистском и анархическом уклоне в нашей партии" // КПСС в резолюциях… Т.2. С. 334-337.

Троцкий Л.Д. Новый курс //К истории русской революции. - М., 1990. С. 164-203.

Хрестоматия по истории СССР. 1917-1945… С. 415-421.


Литература


Политическая история России первой четверти XX века. СПб. 2006.

Власть и оппозиция: Российский политический процесс XX столетия. - М., 1995. С. 90-130.

Гимпельсон Е.Г. Нэп и советская политическая система. 20-е годы. М. 2000.

Макаров В.Б. Советское государственное управление первого десятилетия: эволюция системы. Н.Новгород. 2002.

Земцов В.Н. К истории политической системы в СССР (1917-1928). - М., 1991.

Ковалев Д.В. Политическая дискриминация крестьянства в нэповской России //Вопросы истории. 2007.№ Демократическая альтернатива середины 20-х гг. // Реформа системы управления в Советской России. - М., 1989.

Цакунов С.В. Нэп: эволюция режима и рождение национал-большевизма //Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал. Т.1. - М., 1997. С. 57-119.

Шишкин В.А. Власть, политика, экономика. Послереволюционная Россия ( 1917-1928 гг.) СПб., 1997.


Методические рекомендации

Основной целью семинарского занятия является характеристика и оценка общественно-политической жизни страны в годы нэпа.

При подготовке первого вопроса необходимо выявить особенности политического режима 1920-х гг., определить суть «диктатуры партии». Раскройте основные направления реформирования политической системы, их глубину и непоследовательность.

Второй вопрос предполагает обсуждение внутрипартийной дискуссии 20-х гг. о путях дальнейшего развития страны. Выявите течение в партии, образовавшиеся после смерти В.И.Ленина, объясните, почему борьба за личную власть закончилась победой Сталина?

Основное внимание при рассмотрении третьего вопроса должно быть нацелено на выявление причин обострения социально-политических противоречий в конце 20-х гг., приведших к отказу от нэпа. Объясните, почему партия не поддержала линию Н.И.Бухарина?
ЗАНЯТИЕ 16

Конференция на тему: Нэп: содержание актуальных проблем
Доклады


  1. Нэп в современной отечественной историографии.

Литература

Винер М. Был ли нэп? Некоторые размышления об историографии советского крестьянства 20-х годов // Россия в XX веке: Судьбы исторической науки. - М., 1996. С.338-343.

Горинов М.М. Советская история 1920-30-х годов: от мифов к реальности //Исторические исследования в России. Тенденции последних лет. - М., 1996. С.239-277.

Грехова Н.Н. Социально-экономические аспекты нэпа в постперестроечной отечественной историографии //Отечественная история X1X –XX веков: историография, новые источники. Н.Новгород. ННГАСУ. 2003.

Неретина Л.А. Соотношение политики и экономики. Завершающая стадия нэпа (Конференция в Москве) // Отечественная история. 1996. № 2.

Орлов И.Б. Современная отечественная историография нэпа: достижения, проблематика, перспективы // Отечественная история. 1999. № 1.




  1. Кооперация в условиях нэпа: тенденции и противоречия развития.

Литература


Партия и кооперация. - М., 1978.

Кабанов В.В. Судьбы кооперации в Советской России: проблемы, историография //Судьбы российского крестьянства. - М., 1996. С. 212-248.

Кабанов В.В. Кооперация, революция, социализм. М. 1997.

Грехова Н.Н. Сельскохозяйственная кооперация и государственная власть в условиях нэпа//Новые материалы по русской истории. ХХ век. - Н.Новгород, 1996. С. 75-83.

Грехова Н.Н. Потребительская кооперация в годы нэпа: тенденции и противоречия развития ( на материалах Нижегородской губернии) // Вопросы российской и всемирной истории. Арзамас. 2002.

Грехова Н.Н. Особенности развития кустарно-промысловой кооперации Нижегородской губернии в первые годы нэпа //Материалы УШ чтений памяти профессора Н.П. Соколова. Н.Новгород. 2002.

Файн Л.Е. Нэповский "эксперимент" над российской кооперацией //Вопросы истории. 2001. № 7.


  1. Нижегородская деревня в 20-е гг.: общее и особенное в развитии.

Литература

Грехова Н.Н. К проблеме взаимоотношений власти и крестьянства в условиях нэпа//Дискуссионные вопросы российской истории. Арзамас, 1995. С. 181-185.

Грехова Н. Н. Социально-экономическое развитие Нижегородской губернии в годы нэпа. Учебное пособие. Н. Новгород. 2005.

Десять лет Советской власти в Нижегородской губернии. - Н.Новгород, 1927.

Кооперативно-колхозное строительство в Нижегородской губернии. 1917-1927 гг. Документы и материалы. - Горький, 1980.

Нижегородский край и его хозяйство. Материалы Нижегородского губисполкома. Вып. 1. - Н.Новгород, 1925.

Серебряков В.М., Белянцев В.И. Восстановление народного хозяйства в Нижегородской губернии в 1921-1925 гг. - Горький, 1967.


  1. Сменовеховство: идейные воззрения и их реализация в практике взаимоотношений с Советской властью.

Литература

Лушина Л.С. Проблемы новой экономической политики в идейных воззрениях сменовеховцев. - М., 1990.

Раев Марк. Россия за рубежом: История культуры русской эмиграции. 1919-1939. - М., 1994.

Смена вех: Сборник статей. - Прага, 1921.

Трифонов И. Я. В.И. Ленин и борьба с буржуазной идеологией в начале нэпа. - М., 1969.

Шкаренков Л.К. Агония белой эмиграции. - М., 1987.

Цакунов С.В. Нэп: эволюция режима и рождение национал-большевизма //Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал. Т.1. - М., 1997. С. 57-119.


  1. Советское государство и русская православная церковь в 20-е годы.

Литература

Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. - М., 1991.

Васильева О.Ю. Русская православная церковь и советская власть в 1917-1927 гг. //Вопросы истории. 1993. № 8.

Декларация митрополита Сергия от 29 июля 1927 г. и борьба вокруг нее. Публикация документов // Отечественная история. 1992. № 6.

Русская Православная Церковь в советское время (1917-1991 гг.): Материалы и документы по истории отношений между государством и церковью. М.,1995. Т. 1.

Русская православная церковь и коммунистическое государство. 1917-1941. Документы и фотоматериалы. М. 1996.

Лобанов В.В. Патриарх Тихон и советская власть (1917 – 1925 гг.) М. 2008.

Митрофанов Р. История Русской православной церкви XX века. М. 2008.

История русской православной церкви. - М, 1990.

Одинцов М.И. Государство и церковь (История взаимоотношений. 1917-1938 гг.). - М., 1991.

Титков Е.П. Патриарх Сергий (Страгородский): подвиг служения Церкви и Родине. Арзамас. 2007.


  1. Становление советской номенклатуры в 20-е гг.: понятие, главные черты и механизм действия.

Литература

Восленский М.С. Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза. - М., 1991.

Коржихина Т.П., Фигатнер Ю.Ю. Советская номенклатура: становление, механизмы действия //Вопросы истории. 1993. № 7.

Гимпельсон Е.Г. Советские управленцы. 1917-1920. М. 1998.

Гимпельсон Е.Г "Орабочивание" советского государственного аппарата: иллюзии и реальность // Отечественная история. 2000. № 5.

Нефедов В.Н. Номенклатура империи: исследование кризиса. Н. Новгород. 1994.

Левин М. Бюрократия и сталинизм //Вопросы истории. 1995. № 3.

Наумов О.В. К началу формирования партийной номенклатуры // Историческая наука и архивы. - Н.Новгород, 1993. С. 160-162.

Семенов Ю.И. Россия: что с ней случилось в двадцатом веке // Российский этнограф. 1993. № 20.

Черных А.И. Становление России советской: 20-е годы в зеркале социологии. - М., 1998. С. 21-62.



ЧАСТЬ П. 1930-е - 1945 гг.
ЗАНЯТИЕ 1 - 2

Тема: Проблемы форсированного строительства социализма в СССР в 30-е годы
План

  1. Советская индустриализация: специфика задач и методов их решения.

  2. Коллективизация сельского хозяйства: эволюция главных целей и методов.

  3. Социальная политика. Изменения в социальной структуре общества.

  4. Социально-экономические результаты и издержки политики "большого скачка".

  5. Командно-административная система управления народным хозяйством: понятие, основные черты, соответствие историческим условиям.


Источники

Документы свидетельствуют. Из истории деревни накануне и в ходе коллективизации. - М., 1989.

Индустриализация СССР. 1926-1928 гг. Документы и материалы. - М., 1969. С. 118-119, 317-319.

Индустриализация СССР. 1929-1932 гг. Документы и материалы. - М., 1970. С. 196, 198, 199, 201, 216, 272-324.

Экономика ГУЛАГа и ее роль в развитии страны. 1930-е годы. Сб.док. М.,1998.

История России, 1917-1940: Хрестоматия /Сост. В.А. Мазур и др.; Под ред. М.Е. Главацкого. - Екатеринбург, 1993. С. 244-274.

Письма из деревни //Коммунист. 1990. № 1.

Хрестоматия по истории СССР. 1917-1945… С. 281-283, 284-286, 289, 296-301, 303-306, 327-329.



Литература

Данилов В.П. Коллективизация: как это было // Страницы истории советского общества. - М., 1989. С. 228-253.

Девис Р.У., Хлевнюк О.В. "Развернутое наступление социализма по всему фронту" // Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал. В 2 т. Т.1. - М., 1997. С.120-172.

Ивницкий Н.А. Коллективизация и раскулачивание в начале 30-х годов. По материалам Политбюро ЦК ВКП(б) и ОГПУ // Судьбы российского крестьянства. - М., 1996. С. 247-297.

Изменения социальной структуры советского общества. 1921- середина 30-х гг. - М., 1978.



Лельчук В.С. Курс на индустриализацию и его осуществление // Страницы истории советского общества… С. 173-227.

Мерль Ст. Экономическая система и уровень жизни в дореволюционной России и Советском Союзе. Ожидания и реальность // Отечественная история. 1998. № 1.

Осокина Е.А. Цена "большого скачка". Кризисы снабжения и потребление в годы первых пятилеток // Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал… Т.1. С. 205-243.

Политика "большого скачка" 1928-1941 // Наше Отечество. Т.2. С. 211-280.



Житимская В.Б. Демографическая история России в 1930-е годы. Взгляд в неизвестное. М.,2001.

Земсков В.Н. Спецпоселенцы в СССР. 1930-1960. М.,2003.
Методические указания

Главной задачей, стоящей перед страной, являлась индустриализация. Обратите внимание, что это понятие включает в себя широкий спектр технико-технологических процессов в экономике страны, включая и аграрный сектор, подготовку высококвалифицированных специалистов. В этих целях необходимо изучить первоисточники, а затем внимательно ознакомиться с научно-учебной литературой по обозначенной тематике.

Докажите, что развитие тяжелой индустрии электроэнергетики имело большое значение для преобразования аграрного сектора. Главные задачи определяли пятилетние планы, на особенность которых следует обратить внимание. Источники для проведения индустриальных преобразований. Назовите их. В каких документах впервые сказано о них.

В чем заключалось преимущество крестьянских объединений. Почему остановились лишь на одной форме кооперирования? Как изменялась социальная структура советского общества? Почему государству потребовались высокие темпы развития? Раскройте понятие «командно-административная система управления»? Каковы ее основные черты?


ЗАНЯТИЕ 3

Тема: Политическая система СССР в 30-е годы
План

  1. Утверждение режима личной власти Сталина (1929-1934 гг.). Идейная и организационная оппозиция.

  2. Политические институты: отношения государства, партии, общественных и других организаций.

  3. Политические нормы (Конституция, законы), политическое сознание населения (представления, ценностные установки) и их роль в политических процессах 30-х гг.

  4. Характер советского общественного строя.



Источники

Доклад Первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева XX съезду КПСС "О культе личности и его последствиях" // Известия ЦК КПСС. 1989. № 3.

Заявление Бухарина, Рыкова, Томского на ноябрьском 1929 г. Пленуме ЦК ВКП(б) //Документы свидетельствуют. - М., 1989. С. 274-282.

История России, 1917-1940: Хрестоматия… С. 274-306.

О деле так называемого "Союза марксистов-ленинцев" //Известия ЦК КПСС. 1989. № 6.

Общество и власть: 1930-е годы. Повествование в документах. М., 1998.

Сталин И.В. Речь на июльском Пленуме ЦК ВКП(б) 1928 г. // Сочинения. Т.11. С. 157-187.

Сталин И.В. О правом уклоне в ВКП(б) // Там же. Т.12. С.2-39.

Конституция СССР 5 декабря 1936 г. // Конституция общенародного государства. - М., 1978. С. 226-244.

Фрагменты стенограммы декабрьского Пленума ЦК ВКП(б) 1936 года // Вопросы истории. 1995. № 1.

Литература

Власть и оппозиция. - М., 1995. С. 131-174.



Гинцберг Л.И. По страницам "особых папок" Политбюро ЦК ВКП(б) // Вопросы истории. 1996. № 8.

Гордон Л.А., Клопов Э.В. Что это было. Размышления о предпосылках и итогах того, что случилось с нами в 30-40-е гг. - М., 1990.

Зевелев А.И. Из истории утверждения единовластия Сталина. - М., 1989.

Земсков В.Н. Заключенные в 1930-е годы: социально-демографические проблемы // Отечественная история. 1997. №4.

Маслов Н.Н. Об утверждении идеологии сталинизма // История и сталинизм. - М., 1991. С. 37-86.

Реабилитация. Политические процессы 30-50-х гг. - М., 1991.



Такер Р. Сталин. Путь к власти. - М., 1990.

Жуков Ю.Н. Сталин: Тайны власти. М.,2007.

Жуков Ю.Н. Иной Сталин: политические реформы в СССР в 1933-1937 гг. М.,2007.
Методические указания

Что из себя представляла политическая система в СССР в 30-е годы. В каких условиях сложился режим личной власти И.В.Сталина. Инакомыслие: назовите конкретные документы, людей, которые стояли в оппозиции к власти.

Выясните и объясните взаимодействие государства и партии, общественных организаций в системе.

Причины принятия основного закона страны (сер.30-х гг.). Теория и реальная действительность, сложившаяся в стране.

Какие оценки общественного строя находят отражение в научных исследованиях отечественных историков?
ЗАНЯТИЕ 4

Тема: Наука и культура в 30-е годы
План

  1. Подчинение общественных наук идеологии сталинизма.

  2. Литература и искусство: противоречивые достижения.

  3. Союз и противостояние интеллигенции и режима личной власти.


Источники

История России, 1917-1940: Хрестоматия… С.306-327.

Культурное строительство в РСФСР. Документы и материалы. Т.2. 1928-1941. - М., 1986.

"Принять срочные меры к оздоровлению". О кризисной ситуации во МХАТе // Источник. 1997. № 6.



Сталин И.В. О некоторых вопросах истории большевизма. Письмо в редакцию журнала "Пролетарская революция" // Сочинения. Т.13. С. 84-102.

1937 год. Институт красной профессуры //Отечественная история. 1992. № 2.

Хрестоматия 1917-1945… С. 406-411, 434, 459-460, 461-466.

Литература


Геллер М.Я. Союз нерушимый //Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал… Т.1. С. 173-204.

Есаков В.Д. Советская наука в годы первой пятилетки: Основные направления государственного руководства наукой. - М., 1971.

Зезина М.Р. и др. Культура в условиях формирования административно-командной системы // История русской культуры. - М., 1990. С. 328-353.

Куманев В.А. Судьбы советской интеллигенции в 30-е гг. // История СССР. 1990. № 1.

Маслов Н.Н. Советское искусство под гнетом "метода" социалистического реализма: политические и идеологические аспекты (30-40-е гг.) // Отечественная история. 1994. № 6.

Черных А.И. Становление России советской: 20-е годы в зеркале социологии. - М., 1998. С. 63-166.

Методические указания

Одним из основных звеньев плана построения социализма являлось культурное преобразование в стране. При помощи каких путей удалось решить проблемы народного образования, ликвидации неграмотности. Финансирование образования в предвоенных пятилетках. Раскройте значение постановления о преподавании истории в учебных заведениях. Покажите роль государства в подготовке научных и учительских кадров. Покажите достижения науки в предвоенные годы, литературы и искусства. Обратите внимание на взаимоотношения власти и интеллигенции. По возможности используйте конкретные источники при доказательстве контактов людей интеллектуального труда с представителями власти.

Индивидуальные задания


  1. Отечественная историческая наука в 30-е годы.



Литература

Алексеева Г.Д. История. Идеология. Политика (20-30-е гг.) // Историческая наука России в XX веке. - М., 1997.

Советская историография. - М., 1996.



Зеленов М.В. Главлит и историческая наука в 20-30-е годы /Вопросы истории.1997. № 3.

История и сталинизм. - М., 1991.




  1. СССР 30-х годов глазами западных писателей.

Литература

Два взгляда из-за рубежа: Андре Жид. Возвращение из СССР.



Лион Фейхтвангер. Москва 1937. - М., 1990.

Джон Скотт за Уралом. - М., Свердловск, 1991.



  1. Повседневная жизнь рядового советского гражданина в годы первых пятилеток.

Литература

Лебина Н.Б. Повседневность 1920-1930-х годов: "борьба с пережитками прошлого"//Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал. Т.1. - М., 1997. С. 244-290.

Лебина Н.Б. Теневые стороны жизни советского города 20-30-х годов // Вопросы истории. 1994. № 2.

Осокина Е. Люди в годы первых пятилеток: способы и стратегии выживания // История: Приложение к газете "Первое сентября". 1997. №19. С. 4-11.

Черных А.И. Становление России советской: 20-е годы в зеркале социологии. - М., 1998.



следующая страница >>