Пояснительная записка курс «История Вологодского края» составлен на основе «Федерального компонента государственного стандарта общег - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Пояснительная записка Рабочая программа по немецкому языку разработана... 1 306.65kb.
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе 2 527.49kb.
Мартюкова Ирина Леонидовна учитель русского языка и литературы 1... 1 183.02kb.
Пояснительная записка Настоящая рабочая программа разработана на... 1 151.94kb.
Учитель Лазарева Ирина Михайловна пояснительная записка рабочая программа 5 1394.13kb.
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с... 1 174.83kb.
Рабочая программа составлена в 2013 г. Пояснительная записка. 1 241.46kb.
Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе 2 423.48kb.
Пояснительная записка Настоящая программа по русскому языку для VII... 1 149.68kb.
Пояснительная записка Курс «История Средних веков» 1 93.47kb.
Программа по истории России для 7-9 классов. Пояснительня записка... 1 367.36kb.
Бизнес план светомастерской 1 89.39kb.
- 4 1234.94kb.
Пояснительная записка курс «История Вологодского края» составлен на основе «Федерального - страница №1/1

d:\рабочие программы педагогов\предметы\денисовская л.н\денисовская л.н. ист в к 8.jpeg

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «История Вологодского края» составлен на основе «Федерального компонента государственного стандарта общего образования» и стандарта образовательной области «История края». Программа имеет следующие цели:

-воспитание патриотизма, чувства гражданственности, уважения к истории и традициям Вологодского края;

-освоение системы знаний об историческом развитии региона;

-формирование личности выпускника как достойного представителя региона, хранителя и продолжателя его историко-культурных ценностей и традиций;

-овладение методами исторического познания, умениями работать с различными источниками информации по краеведению;

-применение знаний и представлений об исторически сложившихся нормах и ценностях для эффективного взаимодействия, духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве, социальной адаптации выпускников.

Курсы истории Вологодского края призваны:

-дать представление о древнейшей истории нашего края,

-об основных археологических памятниках и культурах;

-формировать представление об административных границах и системе управления края в разные периоды истории, о географических особенностях расселения в регионе и социальной структуре;

- формировать у школьников знания основных фактов и событий истории края, предоставление о роли и месте Вологодского края в истории России, специфике социальных и экономических процессов, о различных сторонах жизни вологжан;

-раскрыть основные стороны культурного процесса в регионе, познакомиться с памятниками материальной и духовной культуры, их особенностями;

-расширить интерес к субрегиональному материалу (истории района, села, улицы, семьи), формировать представление о значимости « малых дел и событий», из которых складывается история всей страны.

Общие принципы отбора содержания материала программы:

*системность; *целостность; *научность; *доступность, учет возрастных особенностей обучающихся основной школы.

Полнота содержания: программа включает основные сведения, необходимые для реализации запланированных в стандарте «История края» цели обучения.

Вариативность: программа может быть использована при работе с разными группами обучающихся, учитель вправе самостоятельно отбирать в каждом тематическом блоке наиболее важный материал, исключать некоторые вопросы и дополнительно включать иные в зависимости от уровня подготовки и возрастных особенностей обучающихся, не нарушая при этом логику изучаемого курса инвариантную часть содержания.

Практическая направленность: реализация программы способствует вовлечению школьников в практическую деятельность по изучению истории края через работу с различными историческими источниками, справочной и иной литературой, проведению ученических исследований, пониманию своего места в разрешении проблем края, участию в работе по сохранению материальных и культурных памятников края.

Предлагаемая программа составлена с учетом последних научных достижений. Программа содержит материал, позволяющий учителю показать роль и место Вологодского края в истории России, типичное и специфическое в его социально-экономическом, политическом и культурном развитии. В содержании программы включены также вопросы проблемного характера, что способствует пониманию учащимся сложностей и противоречивости процесса развития края, формирование умений критического мышления, определения и аргументации собственной позиции в отношении к событиям и личностям прошлого и настоящего. Данные темы и проблемы могут впоследствии стать основой для организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся.

Программа раскрывает содержание уроков, объединяя их в разделы и тематические блоки, список литературы по истории края, в том числе и методической.

При изучении краеведческого материала необходим творческий подход к организации обучения, широкое применение современных образовательных технологий, активизирующих мыслительную деятельность обучающихся, поощряющих их самостоятельность и инициативу. Лучшему решению образовательно-воспитательных задач способствует использование различных форм организации учебных занятий: лабораторных, лабораторно-практических занятий, дидактических игр, дискуссий, лекций, семинаров, собеседований, экскурсий, встреч, диалоговых форм занятий, сочетание общеклассных, групповых и индивидуальных форм учебной работы.

В процессе изучения краеведческих курсов необходимо сочетание учебной и внеклассной работы, способствующей вовлечению обучающихся в исследовательскую и проектную работу, в изучение источников различного характера: законодательных актов, систематических материалов, делопроизводственной документации, мемуаров, писем, устных рассказов, литературных произведений, периодической печати, фотодокументов, архитектурных сооружений. И тд.

Предполагаемые результаты: усвоенные на основе данного курса исторические знания, сформированные умения и навыки должны стать основой для последующего обучения в старшей школе; формирование самоактуализирующейся личности, обладающей системными знаниями, способной понимать и оценивать происходящие события и принимать ответственные решения.

Изучение истории Вологодского края способствует развитию творческих способностей учащихся и повышению эффективности исторического образования. Нельзя забывать о том, что история родного края должна быть умело вписана в контекст всей русской истории. Учащиеся должны осознавать её как часть общего, а не как отдельно развивающееся явление.

Тематическое планирование по курсу «История Вологодского края» предлагается в соответствии со Стандартом образовательной области и программой предмета «История Вологодского края» и в 8 классе рассчитано на 17 часов, реализуется в течении 1 года. Главная цель тематического планирования – показать место каждого урока в теме и каждой темы в системе изучаемого курса. В процессе изучения курса осуществляется тесная взаимосвязь с историей, обществознанием,литературой,географией.

Требования к уровню подготовки учеников.

В результате изучения курса «История Вологодского края» ученик должен:

Знать/понимать:

*основные этапы и важнейшие события истории края с древности и до наших дней; выдающихся деятелей региональной истории; земляков, внесших весомый вклад в отечественную историю;

*основные достижения культуры и систему ценностей, сформировавшихся в ходе развития региона, вклад края в становление отечественной материальной и духовной культуры;

*изученные виды исторических источников, в том числе документы, карты, иллюстрации, статистические данные и др.

Уметь:

*соотносить даты важнейших событий истории края с веком, определять длительность, последовательность, синхронность ключевых событий и процессов региональной и отечественной истории; свободно оперировать датами при характеристике важнейших процессов и явлений;



*показывать на карте древнейшие поселения на территории края, пути славянского расселения, торгово-ремесленные центры, владения удельных княжеств на территории края, границы края на различных этапах его развития

*использовать даны исторических карт при характеристике социально-экономического, политического и культурного развития края

*объяснять происхождение названий крупнейших городов края, а также родного города/поселения, связывать название и историю родных мест с историей края, отечественной историей.

*характеризовать социальный и сословный состав населения и его эволюцию на отдельных этапах развития региона, описывать положение различных категорий населения, их образ жизни, особенности быта и нравов; иллюстрировать их изменения, используя местный историко-этнографический материал; анализировать поведение, нравы и поступки людей в конкретных ситуациях.

*рассказывать о важнейших региональных событиях и их участниках, демонстрируя знания ключевых фактов, дат, терминов; выявлять поворотные события и явления в социально-экономической, политической, культурной и духовной жизни края.

* описывать выдающиеся памятники культуры края, характеризовать их создателей на основе текста учебного пособия, иллюстраций и фрагментов исторических источников хрестоматии; характеризовать появление новых центров провинциальной общественной и культурной жизни региона (усадьба, книгоиздательство, периодическая печать, библиотеки и т.д)

*характеризовать центры и крупнейших деятелей православия на территории края, влияние православия на развитие региона

*использовать приобретенные знания при выполнении творческих работ, отчетов об экскурсиях, написании рефератов и тд.

* соотносить общие исторические процессы и отдельные факты истории края; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений, событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов; выявлять общее и особенное в развитии края на фоне отечественной истории, понимать уникальность вклада региона в становление отечественной культуры; определять на основе изученного материала причины и следствия ключевых событий региональной истории;

* объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры;

*применять навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, справочной и краеведческой литературой, данными СМИ, архивными и музейными фондами; использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении проблемных задач, сравнивать свидетельства разных источников.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

*понимания исторических причин и значения событий и явлений современной жизни региона;

* высказывания собственных обоснованных суждений об историческом наследии края и его роли в становлении и развитии российской цивилизации;

*объяснения норм социального поведения людей, исторически сложившихся на территории края;

* использования знаний об истории края, традициях и поведении людей в ходе межкультурного взаимодействия, толерантного отношения к представителям иной национальной и религиозной принадлежности.

Содержание курса:

Раздел 1. Вологодский край в первой половине 19 века.

Тема 1. Территория и население вологодского края в первой половине 19 века.

Административно-территориальные преобразования на территории нашего края. Особенности расселения на территории края, основные типы сельских поселений. Основные категории населения. Демографические процессы.

Тема 2 Экономическое развитие Вологодского края в первой половине 19 века.

Сельское хозяйство: земледелие, животноводство.

Промыслы и ремесла в крае. Мануфактурное производство. Дворянское предпринимательство. Торговля края. Ярмарки.

Тема 3. Местное управление и самоуправление в крае.

Вологодские губернаторы А.П.Мельгунов, Н.И.Бараш, Н.П.Брусилов, Д.Н.Бологовский. Административные, судебные и полицейские учреждения.

Тема 4. Наш край в политической жизни России. Социальные движения в крае.

Вологжане на защите Отечества. Участие дворян Вологодского края в военных действиях конца 18-первой половине 19 века. Война 1812 года: участие вологжан в боевых действиях, денежные пожертвования. Вологжане и освоение территории в Северной Америке.

Тема 5.Культура края в первой половине 19 века.

Духовные учебные заведения. Народные училища и Вологодская гимназия. Ланкастерская школа в Вологде. Северная учебная ферма. Литературная жизнь в крае. Вологодская городская каменная и деревянная архитектура. Волог7одский театр. Художественные промыслы.

Раздел 2. Вологодский край во второй половине 19 века.

Тема 6. Аграрные реформы 1860-х годов в крае и их последствия.

Изменения в землепользовании крестьян. Выкупная операция и ее итоги. Результаты реформы для государственных крестьян.

Тема 7 Социально-экономическое развитие Вологодского края в пореформенный период.

Развитие сельского хозяйства. Крестьянские промыслы: кружевоплетение, роговый. Маслодельно-сыродельное дело. Н.Верещагин. Губернские выставки в крае. Промышленность. Пищевая отрасль. Кожевенное производство. Красавинская льнопрядильная и ткацкая фабрика Я. Грибанова.

Тема 8 Местное управление и самоуправление в крае.

Преобразования в системе государственной и судебной власти в губернии. Вологодские губернаторы. Судебная реформа в крае

Тема 9. Общественно-политическая жизнь в крае во 2 половине 19 века

Общественная жизнь в крае. Создание благотворительных, просветительских, страховых обществ. Вологжане и русско-турецкая война 1877-1878 гг. Политические ссыльные в Вологодской губернии в 1860-е годы. Участие вологжан в народническом движении

Тема 10. Культура и быт в начале 20

Уровень грамотности населения. Развитие профессионального образования. Книжная торговля и библиотеки. Периодическая печать. Развитие краеведения. Вологодское общество изучения Северного края.

История Вологодского края 8 класс Распределение учебного времени

Раздел курса

Время на изучение материала

Время на повторение и контроль знаний

Раздел 1 Вологодский край в первой пол 19 века

5

1

Раздел 2 Вологодский край во второй пол 19 века

5

1

Раздел 3 Вологодская край в начале 20 века

4

1

Итого:

14

3

Тематическое планирование курса «История Вологодского края» 8 класс

п/п


Темы разделов, уроков

Смысловые блоки

Опорные понятия, даты, персоналии

Основные понятия и термины

Основные географические и исторические объекты

Возможные методические приемы

Материал УМК

Раздел 1. Вологодский край в первой половине 19 века ( 6 час)

1

Территория и население Вологодского края в первой половине 19 века.

Административно-территориальные преобразования в крае. Особенности расселения, основные типы сельских населенных мест.

Губерния, уезды, волости, экстенсивный и интенсивный пути развития

Деревня, сельцо, село, «крепостнические уезды», половники




Урок постановки учебных задач с элементами повторительно-обобщающей беседы4 работа с карто4 анализ диаграмм.

Пар 1 учебника, хрестоматия, рабочая тетрадь.

2

Экономическое развитие Вологодского края в первой половине 19 века

Сельское хозяйство: земледелие, животноводство. Промыслы и ремесла в крае. Мануфактурное производство. Дворянское предпринимательство маслоделие и сыроварение, винокурение, коневодство. Торговля края, ярмарки. Транспортные артерии края.

Десятина, Генеральное межевание, трехполье, подсека. Мануфактура. Ярмарки.

«Удобные и неудобные земли», тягло, четырехполье, четверти, аршин, сажень

Грязовецкий, Череповецкий, Вологодский, Кадниковский, тотемский, Никольский, Устюгский уезды, Сухоно-Двинский водный путь, Мариинская система, Онежский, Белозерский и Тихвинский каналы; Я. Грибанов, помещики Межаковы

Комбинированный урок; работа учащихся на основе групповых заданий с последующим представлением результатов; работа с картой 9показать крупные ярмарки и водные пути на территории края); анализ документов хрестоматии.

Пар 2 учебника, хрестоматия, рабочая тетрадь.

3

Местное управление и самоуправление в крае

Вологодские губернаторы и их вклад в развитие края. Административные, судебные и полицейские учреждения на территории края. Реформа государственной деревни П.Д.Киселева на территории края. Городское самоуправление. Деятельность Вологодского губернского дворянского собрания

Губернское правление. Губернатор, городничий, прокурор, городская дума, городской голова, дума, дворянские собрания, предводители дворянства. С.С. Уваров, А.Х.Бенкендорф, П.Д.Киселев.

Полицмейстер, земский суд, земский исправник

Н.И.Барш, Н.П.Брусилов

Комбинированный урок, сообщения о вологодских губернаторах 19 века

Пар 3 учебника

4

Наш край в политической жизни России. Социальные движения в крае.

Участие дворян вологодского края в военных действиях конца 18 века-первой половины 19 века. Война 1812 года. Вологжане и освоение территории в Северной Америке. Формы крестьянского протеста

Рекрутская повинность; 1803 г.. 1812 г., Александр 1, А.В.суворов,Ф.Ф.Ушаков







Комбинированный урок, работа с текстом учебника, документами хрестоматии на основе групповых занятий.

Пар 4 учебника, хрестоматия, рабочая тетрадь

5

Культура края в первой половине 19 века

Духовные учебные заведения.. Народные училища и Вологодская гимназия. Ланкастерская школа в Вологде. Северная учебная ферма. Литературная жизнь в крае. Открытие типографии и первая провинциальная газета «Вологодские ведомости». Вологодская городская каменная архитектура помещичьей усадьбы. Вологодский театр. Выдающиеся вологжане-деятели культуры и науки

Семинарии, училища, классицизм, ампир, ионическая колонна, фронтон

Ланкастерская школа

Г.Вологда, г.Тотьма, г.Великий Устюг

Рассказ учителя с элементами беседы, работа над иллюстративным рядом, выделение особенностей художественных стилей

Пар 5 учебника

6

Урок обобщения и закрепления знаний













Исторический диктант, тестирование, решение кроссвордов.

Пар1-5 учебника, хрестоматия, рабочая тетрадь

Раздел 2 Вологодский край во второй половине 19 века (6 час)

7

Аграрные реформы 1860-х годов в крае и их последствия

Изменения в землепользовании крестьян. Выкупная операция и ее итоги. Результаты реформы для государственных крестьян.Поземельная община. Крестьянское самоуправление.

Уставная грамота, отрезки и прирезки земли, временнообязанные крестьяне, подати, сельский староста, сход

«Владенная запись»




Комбинированный урок, работа учащихся с текстом учебника и документами хрестоматии на основе групповых заданий

Пар 6 учебника, хрестоматия, рабочая тетрадь

8

Социально-экономическое развитие Вологодского края в пореформенный период

Развитие сельского хозяйства. Крестьянские промыслы: кружевоплетение, роговый. Маслодельно-сыродельное дело. Н.Верещагин. Губернские выставки в крае. Промышленность. Пищевая отрасль. Кожевенное производство. Красавинская льнопрядильная и ткацкая фабрика Я. Грибанова.

Промыслы




Череповецкий, Вологодский, Кадниковский, Грязовецкий, Тотемский уезды, г. Великий Устюг; Н.В.Верещагин, К.А.Левашов, Я.А.Бурлов

Работа учащихся на основе групповых заданий с текстом учебника, документами хрестоматии

Пар 7 учебника, хрестоматия, рабочая тетрадь

9

Местное управление и самоуправление в крае

Преобразования в системе государственной и судебной власти в губернии. Вологодские губернаторы. Судебная реформа в крае. Видные деятели местного самоуправления: В.Попов,И.Милютин, Х.Леденц0в

Губернатор, мировые посредники, земские участковые начальники, мировой суд, окружной суд, присяжные заседатели, судебная палата, земские губернские и уездные собрания.курии, гласные, городская дума и управа,городской голова.1864, 1870.




С.Ф.Хоминский, М.Н.Кормилицин, А.П.Угрюмов, И.А.Милютин

Комбинированный урок, составление схемы «Органы управления и самоуправления в крае во 2 половине 19 века»

Пар 8 учебника, хрестоматия, рабочая тетрадь

10

Общественно-политическая жизнь в крае во 2 половине 19 века

Общественная жизнь в крае. Создание благотворительных, просветительских, страховых обществ. Вологжане и русско-турецкая война 1877-1878 гг. Политические ссыльные в Вологодской губернии в 1860-е годы. Участие вологжан в народническом движении. Народнические кружки в Вологде, Устюге и их участники.

Благотворительное общество, народничество, «хождение в народ»; 1863-1864 гг, 1877-1878 гг, н.В.Щелгунов,В.В.Берви-Флеровский, П.Л.Лавров




Братья Верещагины, О.Д.Мельникова, сестры А. и М.Юшины, Н.А. Назимова

Работа в группах с текстом учебника и документами хрестоматии с последующим представлением результатов

Пар 9 учебника, хрестоматия, рабочая тетрадь

11

Культура Вологодского края во второй половине 19 века

Развитие сети начального образования. Начало профессионального образвания: Петовская ремесленная школа. Средние светские и духовные учебные заведения. Развитие библиотечного дела. Издательское дело в рае.Вологодском крае. Вологжане-ученые. Писатели и поэты.Театральная жизнь в Вологде.Живопись.

Церковно-приходские школы, гимназии, семинары, училища

Петровская ремесленная школа

Г. Тотьма, г.Череповец, г.Великий Устюг, г.Грязовец, г.Никольск, г.Вологда В.В. Верещагин, П.С.Тюрин.Н.И. и П.И.Суворовы и др.

Комбинированный урок

Пар 10 учебника, хрестоматия, рабочая тетрадь

12

Урок обобщения и закрепления знаний













Решение тестовых заданий, исторический диктант, решение заданий и кроссвордов в рабочей тетради

Пар 6-10 учебника, хрестоматия, рабочая тетрадь

Раздел 3. Вологодский край в начале 20 века (5 час)

13

Население и хозяйство Вологодского края в начале 20 века

Численность населения и его социальный состав. Городское и сельское население. Экономика вологодской деревни. Обеспеченность крестьян землей. Сельское хозяйство. Животноводство. Крестьянские промыслы. Столыпинская реформа в крае в 1906-1916 годах. Кооперативное движение. Вологодское общество сельского хозяйства

Промыслы, отходничество, бурлаки, хутор, отруб, переселенческая политика, кооперативы; 1897 год, 1906 год, П.А.Столыпин

ВОСХ

Г.Сокол, г.Череповец, г,Вытегра, г.Вологда, г.Великий Устюг, Никольский уезд

Работа в группах с текстом учебника, работа с картой

Пар 11 учебника, хрестоматия, рабочая тетрадь

14

Власть и общество в начале 20 века

Активизация культурно-просветительской деятельности интеллигенции. Революция 1905-1907 гг. Пушкинский народный дом-центр революционного движения в Вологде.

Политические ссыльные, революция, манифест, черносотенцы, стачка; 9 января 1905 года, 1905-1907 гг

Маевки

М.И.Ульянова,

Н.Н.Андреев,

В.А.Кудрявый, О.А.Варенцова, А.В.Луначарский, И.А.Самммер,И.В. Сталин


Рассказ учителя с элементами беседы, сообщения учащихся о вологодских ссыльных 1908-1914 гг

Пар 12 учебника, хрестоматия, рабочая тетрадь

15

Культура и быт в начале 20

Уровень грамотности населения. Развитие профессионального образования. Книжная торговля и библиотеки. Периодическая печать. Развитие краеведения. Вологодское общество изучения Северного края.







А.Н.Коркин,

Н.Е.Введенский,

Х.С.Леденцов


Комбинированный урок, сообщения учащихся о выдающихся уроженцах края

Пар 13 учебника, хрестоматия, рабочая тетрадь

16

Наш край в начале 20 века




См.уроки №14-16

См.уроки №14-16




Лабораторная работа. Работа с документами хрестоматии.

Хрестоматия, рабочая тетрадь

17

Урок обобщения и закрепления знаний













Тестирование, решение заданий и кроссвордов в рабочей тетради




УМК

1.Программа и тематическое планирование 6-9 класс. История Вологодского края.Автор составитель М.А.Безнин и др.-Вологда.2007.

2.Безнин М.А., История Вологодского края. С древнейшего периода до конца 18 века. 6 -7 классы. «Вологда», 2010 год.

3.Безнин М.А., История Вологодского края. 19-начало 21 века. 8 -9 классы. «Вологда», 2010 год.

4.Хрестоматия по истории Вологодского края, ИД «Истоки», 2006 год

5.История Вологодского края с древнейшего периода до конца 18 века. Методическое пособие для учителей 6-7 классов общеобразовательных учреждений под ред. М.А.Безнина. –Вологда, 2011.

6. История Вологодского края 19-начало 21 века. Методическое пособие для учителей 8-9 классов общеобразовательных учреждений под ред. М.А.Безнина. –Вологда, 2011.

Ресурсы


  1. Видео «Ветераны Великой Отечественной войны»

  2. Видеофильм «Русский Север Белозерье»

  3. Документальный фильм «Вологда» 1976г

  4. Видеофильм «Вологда- цветущий город»

  5. Видеофильм «Вологодчина назад в прошлое» часть 1

  6. Видеофильм «Вологодчина назад в прошлое» часть 2

  7. През «Наш край»

  8. През «Нюксяне- герои Советского Союза»

  9. През «Нюксеница»

  10. През «Городищна»

  11. През «Геральдика Вологодской области»

  12. През «Маршалы Победы»

  13. През «Вспомним всех поименно»

През «Улицы Вологды