Пояснительная записка Для того чтобы сформировать у подростка бережное отношение к природе, необходимо - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Пояснительная записка Для того чтобы сформировать у подростка бережное отношение - страница №1/1

Муниципальное образование Тимашевский район

Группа разработчиков:

Заместитель директора по ВР Сергеенко Евгения Анатольевна

Заместитель директора по ВР

Никитина Татьяна Валентиновна

Заместитель директора по ВР

Кошкина Марина Вячеславовна

2012


Пояснительная записка

Для того чтобы сформировать у подростка бережное отношение к природе, необходимо:

- познакомить его с окружающим миром растений и животных, где ребёнок сможет познакомиться с Красной книгой, книгой рекордов Гиннесса лекарственными растениями;

- оценить свои собственные возможности и возможности своих родителей;

- научиться работать в группах, выбрать занятие по душе.

Занятие поможет воспитать в участниках интерес к природе, повысить знания экологического образования.

Мероприятие реализует задачи второго уровня «Программы воспитания и социализации».

Формируя осознанное отношение к природе, важно помочь ребёнку увидеть себя в ином качестве, обновлённым.

Занятие представляет собой игру-путешествие, требующее специального оборудования, может проводиться как в классной комнате, игровой, так и в актовом зале.

В мероприятии могут принимать участие ученики одного – двух классов. Продолжительность может варьироваться в зависимости от количества участников – от 35 до 50 минут.

«Путешествие в страну Экология» - это попытка средствами игры познакомить участников с редкими видами растений и животных, способствовать сохранению экологической среды.

Кроме того, подростки, овладевшие навыками на занятии, смогут самостоятельно провести его элементы для сверстников.

Результатом занятия может стать знание экологических основ, некоторых положений Красной книги.

Цели занятия:


  • прививать любовь к природе;

  • воспитывать готовность сохранять и защищать ее;

  • понимать закономерности происходящего в ней.

Задачи:

- обучить навыкам работы с Красной книгой;

- обучить навыкам распознавания и использования на практике видов лекарственных растений.

- обучить навыкам работы в группах;

- создать условия для формирования бережного отношения к природе.

- способствовать приобщению группы к сохранению экологически чистой среды.



Ожидаемый результат:


Участники занятия

ЗНАЮТ


Участники занятия

УМЕЮТ


Понятия - экология, экологическая среда

Применять полученные знания по отношению к своему здоровью

Виды лекарственных растений

Отличать и использовать растения

Виды редких животных

Охарактеризовать каждый вид животных

Правила поведения на природе

Практически использовать знания


План проведения занятия




Этап занятия

Оперативные задачи педагога

Способы, приёмы организации деятельности

1

Приветствие, знакомство с тематикой занятия

Настроить на предстоящую работу, создать доброжелательную атмосферу, познакомить с предстоящей деятельностью

Беседа

2

Объяснение и конкретизация правил проведения игры

Кратко рассказать об этапах занятия, пояснить значение каждого этапа, разделение на группы

Рассказ - объяснение

3

Информационное введение в игру

Познакомить с основными экологическими понятиями

Рассказ – объяснение с участием учеников-помощников

4

Работа в командах

Помочь овладеть навыками коллективной работы, работы в группах

Группа выполняет упражнения совместно с педагогом, родителями

5

Подведение итогов

Дать позитивную оценку работы учеников и их родителей

Беседа, анализ занятия, самоанализ каждого участника занятия, педагог, воспитанники и родители благодарят друг друга, прощаются


План-конспект занятия

Форма:

путешествие по разным экологическим станциям: «Лечебное лукошко», «Деревня растений», «Мир животных», «Город музыки», «Станица загадок».



Участники: ученики, родители.
Ход классного часа.

Слово учителя.

Мой земной, мой родной, мой кружащийся шар... Огромный, но такой хрупкий, что на фотографии из космоса похож на елочную игрушку. Предлагаю вам и вашим родителям отправиться в космическое путешествие. Мы помчимся вместе с вами в космическом пространстве среди звезд, и, кажется, нет этому пути конца...



1-й чтец.

Земля в опасности. День за днем, час за часом человечество скользит в пропасть небытия, нарастает угроза глобальной экологической катастрофы.



2-й чтец.

 Катастрофически сокращаются леса. Во многих местах, некогда сплошь покрытых лесами, к настоящему времени они сохранились на 10-30% территории. Площадь тропических лесов Африки уменьшилась на 70%, Южной Америки - на 60%.



1-й чтец. 

Истощаются природные ресурсы. При сохранении современных темпов добычи и потребления, разведанные запасы нефти будут исчерпаны уже через 30 лет, газа - через 50, угля - через 200 лет, железа-250 лет, цинка - 25, свинца - через 20 лет.



2-й  чтец.

Концентрация токсичных синтетических веществ в сточных промышленных водах, поступающих в естественные водоемы, превышает предельно допустимые нормы в 50-150 раз. Расход пресной воды таков, что человечество может исчерпать все ее запасы уже к 2100 году...



Учитель.

 Закончился XX век. Век, в котором человечество приблизилось к грани экологической катастрофы. XX век оставил нерешенным вопрос выживания. Нам предстоит искать пути спасения планеты и самих себя.

«Счастье - это быть с природой, видеть ее, говорить с ней», - так писал более ста лет тому назад Л. Н. Толстой. Вот только природа во времена Толстого и даже гораздо позже, когда детьми были наши бабушки и дедушки, окружала людей совсем другая, чем эта, среди которой мы живем сейчас. Реки тогда спокойно несли в моря и океаны свою прозрачную воду, леса стояли дремучие, а в голубом небе ничто, кроме птичьих песен, не нарушало тишину. А совсем недавно мы поняли, что всего этого: чистых рек и озер, дикого леса, нераспаханных степей, зверей и птиц - становится все меньше и меньше. Безумный XX век принес человечеству вместе с потоком открытий и множество проблем. Среди них очень и очень важная - охрана окружающей среды. Отдельным людям, занятым своей работой, порой трудно было заметить, как бледнеет природа, как трудно было когда-то догадаться, что Земля круглая. Но те, кто постоянно связан с природой, кто ее наблюдает и изучает, - ученые, писатели, работники заповедников, многие другие, - обнаружили, что природа нашей планеты быстро скудеет. И стали говорить, писать, снимать фильмы об этом, чтобы задумались и забеспокоились все люди на Земле.

Ученик 1.
Мы рубим лес, устраиваем свалки.
Но кто же под защиту всё возьмёт?
Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.
Подумайте, а что нас дальше ждёт?
Пора бы человечеству понять,
Богатство у Природы отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять:
Она, как мы, такая же - живая!

Учитель: 

Сегодня мы узнаем, насколько грамотны и воспитаны с точки зрения экологии наши пятиклассники и их родители. А для этого мы с вами отправимся в путешествие по стране «Экология». Предлагаю разделиться на две команды родителей и детей, придумать название команды.

И первая наша станция «Лечебное лукошко».
Ученик1.
Вот заданье Айболита,
Врачевания урок:
И ромашку, и малину
Собирайте летом впрок,
находите листья мяты,
валерьяну, Иван - чай,
травам скажем мы, ребята:
«От болезней выручай!».
Ученик 2.

Лечит ландыш, подорожник, от недугов всевозможных, потому что Айболит


Запасать их вам велит.
Займитесь все полезным делом,
Пусть каждый станет сильным, смелым!
А у кого что заболит
Так вам поможет Айболит!

Учитель:

Предлагаю вам ответить на четыре вопроса, по два каждой команде:


1 . Какие растения  нужно собирать летом впрок? (ромашка, малина, мята, валерьяна, Иван - чай, ландыш, подорожник)

2.Почему нужно собирать эти растения?


3. Что означает слово «аптека»? (учреждение осуществляющее изготовление и отпуск лекарств.)
4. А кто знает, когда была открыта первая аптека? (754 г. В Багдаде, а в России 1581 и она называлась Царева аптека).

Учитель: 

Продолжаем наше путешествие. И следующая наша станция «Мир животных».

Щади зверей и птиц,
Деревья и кусты.
Ведь это всё слова,
Что царь природы ты.
Ты только часть её,
Зависимая часть.
Что без неё
И мощь твоя, и власть.
Ребята показывают сценку, а команды отвечают на вопросы. Результаты заносятся в таблицу.

СОВА: 


« Ох, и не любят же меня люди. Голос, видите ли, мой им не нравится, и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба»

Учитель:

  Ребята, а какую пользу приносят совы? Сова за лето съедает 1000 мышей, а 1 мышь съедает 1 кг. Зерна, значит, она сова сохраняет  в год 1 тонну хлеба.

 ЖАБА: 

«Сама знаю, что не красавица. А окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то еще и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая»



Учитель:

 Какая польза от жаб?    Жабы охраняют от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси в дом жабу – и они исчезнут.  Каких ещё полезных животных вы знаете? Какую пользу они приносят?



Учитель: 

Вы, наверное, все знаете, о существовании книги рекордов Гиннеса. О чем эта книга? А знаете ли вы, что у животных тоже есть такая книга?

 Из Книги рекордов Гиннесса. Команды по очереди тянут карточки и дают правильные ответы

1. Самое большое животное на Земле. ( Кит. Он млекопитающее, а не рыба, дышит не жабрами, а легкими. 86 видов. Самый большой - голубой или синий. Его длина примерно 33 м. На его спине  могут уместиться 30 слонов.)

2. Самые страшные рыбы, или самые древние рыбы на Земле. (Акулы. Появились 400 млн. лет назад, раньше, чем динозавры. Насчитывается более 350 видов.)

3. Самый быстрый зверь. (Гепард. В переводе означает «собака-кошка». Развивает скорость до 120 км/час.)

4. Самая крупная кошка. (Тигр. Амурские тигры достигают в длину 3,5 ми весят более 300 кг.)

5. Самая большая змея. (Анаконда. Обитает в Южной Америке. Самая длинная -8м 29см, по 6-7м  встречаются часто).

6.Самая крупная птица. (Страус. Достигает высоты 2,5м, весит примерно 100 кг, но развивает скорость до 50 км/час).

7.Самая маленькая птичка. (Колибри. Их насчитывают 400-500 видов. Самые маленькие -величиной со шмеля. Съедают пищу в 2 раза больше своего веса.)

8.Самый большой зверь на суше. (Слон. Индийский слон, вес 5-6 т.; африканский - 7-8 т. Живут слоны 60-70 лет.)

9.Самый высокий зверь. (Жираф. Достигает роста 5,5-бм, весит целую тонну.)

10. Самый лучший прыгун. (Кенгуру. Обитает только в Австралии. Около 50 видов. Достигает до трех метров в высоту и до 12 метров в длину.)

11.Самые большие обезьяны. (Горилла. Длина тела взрослого самца может достигать 2м, а вес 270 кг.)

12.Самая большая черепаха. (Слоновая. Весит примерно 600 кг. Длина и ширина по 1,5 м. Может  голодать по 18 месяцев.)

13.Самая хитрая кошка. (Леопард. Может бесшумно и ловко подкрадываться к жертве, прикидываться мертвым, изображая умирающего, стонать, подманивая неопытных оленей, верблюдов.)

14.Самый большой лежебока. (Барсук. Летом спит весь день, а зимой - день и ночь. Довольно большой зверь, примерно 1 м длиной. Полезный -уничтожает вредных насекомых, грызунов,  ядовитых змей.)

Учитель: Ребята, следующая станция нашего путешествия называется «Мир растений». Давайте поговорим об удивительных растениях. Какие вы знаете удивительные растения?(ответы детей)

А знаете ли вы, что в Бразилии растет молочное дерево? Иногда его называют «дерево-корова». Чтобы «подоить» его, надо надрезать кору и тотчас в подставленную кружку потечет белая струйка. По вкусу этот древесный сок очень напоминает молоко.

Конфетное дерево растет в Индии, Японии и Китае. Не так давно его завезли на Кавказ и в Крым. Подсушите на солнце плоды конфетного дерева и они напомнят вкус настоящих конфет (вкусных и сладких). А вот плоды колбасного дерева хоть с виду и напоминают колбасу, но совершенно не съедобны. 

В Индии, Индонезии и на тропических островах можно встретить хлебное дерево. Конечно, на нем поспевают не булочки, батоны и буханки, а крупные тяжелые плоды, килограммов по 30 каждый. Из их мякоти местные жители пекут в золе лепешки, по вкусу напоминающие настоящий хлеб.

Самое твердое на свете дерево - железное. Но это общее название для разных пород. На Кавказе, например, его называют самшитом, а в тропических странах - черным деревом. Древесина у них настолько твердая, что топор отскакивает, нож не берет, и такая тяжелая, что в воде тонет. Из не которых пород железного дерева даже вытачивают детали машин, как из настоящего железа.

Из семян шоколадного дерева получают шоколад и какао.

Бумажное дерево - из коры его молодых побегов делают бумагу для денежных знаков.

Семена сального дерева покрыты слоем тугоплавкого жира, похожего на воск. Из налёта на семенах получают растительное масло, используемое в производстве свечей и мыловарении. Плоды мыльного дерева содержат сложные химические соединения, растворы которых легко пенятся при взбалтывании и поэтому используются вместо мыла.

Карандашное дерево - красный можжевельник - растет на юге нашей страны. Древесина его мягкая, легкая, с розоватым ядром, хорошо режется и колется. Поэтому и идет она главным образом на оболочки карандашей.

Учитель: Среди растений тоже есть рекордсмены. Вы знаете таких? Вот некоторые факты.

Самое древнее ныне растущее дерево – это гинко,  произрастающий в китайской провинции Чжэцзян. Этот вид возник еще в юрский период, около 160 млн. лет назад. В Японии гинко называется «Серебряным абрикосом».

Самый большой кактус в мире, сагуаро, растет в Мексике и штате Аризона. Он легко достигает высоты в 15 метров, а весит от 6 до 10 тонн. В цветке сагуаро- 3500 тычинок, которые настолько большие, что мелкие птица вьют иногда там гнезда.
Ива арктическая — самое северное дерево (кустарник) в мире, его ветки могут достигать 5 метров в длину, но они никогда не поднимаются выше, чем на 10 см. от земли. Таким образом, ива защищается от ледяного ветра и растет под снежным покрывалом в течение всей зимы.

Самое крупное хищное растение, способное переваривать самую крупную добычу относится к семейству непентовых. Лягушки, птицы и даже крысы попадаются в его ловушки и перевариваются с помощью ферментов. Растет в тропических лесах Азии, на о. Борнео и Индонезии.

Самое вонючее в мире растение – аморфофаллус. Он растет в тропических лесах и пахнет гниющей рыбой. Весь остров Суматра буквально пропах этим запахом.

Самое опасное жалящее растение – Новозеландское крапивное дерево. Оно может убить собаку и даже лошадь, впрыскивая им под шкуру смесь сильных ядов. Тонкие жгучие волоски на листьях содержат гистамин и муравьиную кислоту.

Учитель:  И, представьте себе, что все эти животные и растения  могут исчезнуть, и не только эти. Ребята, сегодня у нас в экспозиции представлена Красная книга. Кто из вас знает, о чем эта книга? Для чего она создана?

Охраняется Красной книгой

Столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты.

Охраняются звери,

Охраняются змеи,

Охраняются даже цветы.



Учитель:

Продолжаем путешествие, и следующая станция «Музыкальная». Задание командам: кто сможет больше вспомнить и исполнить песен, в которых упоминаются животные или растения.

( «Миллион, миллион, миллион алых роз», «В траве сидел кузнечик», «Жили у бабуси два весёлых гуся», «Люси», «Аист на крыше», «Не дразните собак», «У дороге чибис», «Пропала собака» и др).

Учитель: 

Едем дальше по нашей стране под названием «Экология». И следующая станция «Загадочная».  А знаете ли вы загадки о природе? (Говорят дети)

 1. Стоят в поле сестрички: Желтый глазок, белые реснички, (ромашка)

2. Гудит, а не мотор, Летит, а не птица, Жалит, а не змея, (шмель)

3. Висит милашка, Красная рубашка, Брюшко сыто, Зернами набито, (шиповник)

4. Маленький да толстенький, С амбаром за щекой, Зёрна собирает, Запасы ест зимой, (хомяк)

5. Беленькие горошки на зеленой ножке ... (ландыш)

6. Стоят столбики белёные, На них шапочки зелёные, (берёзы)



Учитель: Продолжаем путешествие. Следующая станция «Отдыхайка».

     Друзья, а что мы с вами делаем в свободное время? Конечно, отдыхаем. В  словаре В. Даля понятие «отдохнуть» означает « ничего не делать», покоится после трудов, но сейчас отдохнуть – значит съездить куда-то в природу, сходить в поход к реке, в лес.

Послушаем стихотворение и подумаем, а не было такого с нами?

Мы приехали на речку

Воскресенье провести,

А свободного местечка

Возле речки не найти!

 

Тут сидят и там сидят!



Загорают и едят,

Отдыхают, как хотят,

Сотни взрослых и ребят.

 

Мы по берегу пошли



И поляночку нашли

Но на солнечной полянке

Тут и там – пустые банки,

И, как будто нам назло,

Даже битое стекло!

 

Мы по бережку прошли,



Место новое нашли

Но и здесь до нас сидели:

Жгли костры, бумажки жгли –

Тоже пили, тоже ели,

Насорили и ушли!

 

Мы прошли, конечно, мимо…



- Эй, ребята! – крикнул Дима-

Вот местечко хоть куда!

Родниковая вода!

Чудный вид! Прекрасный пляж!

Распаковывай багаж!

 

Мы купались, загорали,



Жгли костры, в футбол играли-

Веселились  как могли!

Пили квас, консервы ели,

Хоровые песни пели…

Отдохнули и ушли!

 

И остались на полянке



У потухшего костра

Две размокшие баранки –

Словом, мусора гора!

 

Мы приехали на речку



Понедельник провести,

Только чистого местечка

Возле речки не найти!

Учитель: А как надо правильно отдыхать на природе? (ответы команд)

Вот и подходит к концу наше путешествие. Страшно даже представить нашу планету безжизненной. Жизнь на протяжении миллионов лет создавала ту красоту, которая окружает нас, которую мы привыкли считать естественной.



Ученик 4.
Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса,
Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась,
И была на ягодах роса.
Мы хотим, чтоб солнце грело
И березка зеленела,
И под елкой жил смешной колючий ёж.
Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала,
Чтобы летом лил веселый дождь!

Ученик 5.

Давайте будем

Беречь планету.

Во всей Вселенной

Похожей нету,

Во всей Вселенной

Совсем одна,

Что будет делать

Без нас она



Подведение итогов. Награждение.
Методические рекомендации к занятию
Необходимы: мультимедийный проектор, плакаты с высказываниями:

« Экологии двери открыты. Мы беречь должны все вокруг нас, чтобы солнце светило с орбиты и наш жизненный пульс не угас»,  «Экология – наука о нашем доме»,    «Человек – сын или покоритель природы», «Красная книга – это сигнал опасности»),  Красная книга, глобус.


Список литературы:

  1. Книга рекордов Гиннесса. М., «Астрель», 2007.

  2. Красная книга РФ. М., «Астрель», 2001.

  3. Русские народные загадки, пословицы и поговорки. / сост. авт. вступ. ст. Ю.Г. Круглов.- М. «Просвещение», 1990

  4. Я познаю мир. Дет.м.цикл: животные/сост. П.Р. Ляхов. М.: «АСТ», 1995