После смерти Ярослава Мудрого в 1054г его сыновья разделили между собой земли - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
После смерти Ярослава Мудрого в 1054г его сыновья разделили между собой земли - страница №1/3

Суздаль.


Впервые Суздаль (Суждаль) появляется в летописи под 1024 годом, как название целой округи, ремесленных поселений на побережье реки Нерль до самой Клязьмы. Археологические раскопки показывают, что здесь были поселения не позднее Х века н.э. В XI веке это была богатая земля, входившая в состав Киевского государства. 

Христианство неохотно принималось в этих краях, населенных главным образом смердами-общинниками. Проповедников изгоняли или убивали. После того, как правивший в то время Ярослав Мудрый издал новые законы, приведшие к еще большей зависимости смердов от богатой части населения, на суздальской земле вспыхивает восстание, подавлять которое приехал сам Ярослав.

После смерти Ярослава Мудрого в 1054г. его сыновья разделили между собой земли. Всеволод Ярославич получил Ростов, Суздаль, Белоозеро, Поволжье и Переславль Южный, которые потом перешли к его сыну, Владимиру Мономаху. Во время правления Мономаха богатые суздальские земли пытался отвоевать у него князь Олег Святославович, владевший Муромом и Черниговом, и при нападении сжег Суздаль.

Этим посягательства на город не окончились. В 1107г. на Суздаль напали волжские болгары. После нападения болгар Мономах строит в Суздале первый христианский собор - Успенский. До нас собор не дошел, но по сведениям раскопок и реконструкции, проведенной А.Д. Варгановым, это было мощное кирпичное четырехстолпное здание с одной главой.

После Мономаха Ростово-Суздальским княжеством правит его сын Юрий Долгорукий, который делает Суздаль стольным градом, а княжескую резиденцию размещает в соседней Кидекше на берегу Нерли. Таким образом он заодно брал под контроль и водный путь до Суздаля по реке Каменке. Из-за частых вражеских набегов и местных восстаний Юрий Долгорукий был вынужден возвести вокруг города земляные укрепления, на верху которых устанавливались стены из заостренных сверху дубовых бревен. Земляные валы сохранились и до сих пор. Снаружи крепости с севера и запада стену огибала Каменка, а с востока – ров. В город было три въезда с башнями и воротами.

В это время в Суздаль начинает стекаться ремесленный и торговый люд, и с восточной части разрастается посад. Он также был обнесен земляными укреплениями с дубовым тыном и воротами. С севера посад был защищен и искусственным рвом («Нетёкой»).

Также вокруг города начинают занимать земли и монастыри. Уже в конце XI века на высоком правом берегу Каменки вырастает Дмитриевский Печерский монастырь, находившийся под покровительством киевского митрополита Ефрема.  

В городе концентрируется несколько сил: княжеская власть, бояре и горожане. Им было суждено оказывать свое влияние на предстоящую борьбу за власть сына Юрия Долгорукого Андрея Боголюбского.

Князь Андрей, которого суздальские бояре хотели сделать правителем Суздаля, при этом сохраняя свое вече, сначала приняв их предложение, затем отказался подчиняться боярской знати и начал политику укрепления единовластия, за что и поплатился: недовольные его политикой и удалениями неугодных бояр, старая ростово-суздальская знать составляет заговор, и 29 июня 1174г. заговорщики проникают во дворец Андрея в Боголюбове и убивают его.

После гибели Андрея суздальцы пытаются выйти из подчинения Владимиру, куда Андрей Боголюбский перенес столицу княжества, но это им не удается. Младший брат князя Андрея Всеволод III (Большое Гнездо) остается княжить во Владимире. При нем Суздаль продолжает расти и укрепляться. При впадении в Каменку речки Мжары располагается владение младшего брата Всеволода Михалки - Михайловская слобода (Михали).

После смерти Всеволода в 1212г. Владимиро-Суздальское княжество было разделено между его многочисленными сыновьями. Суздаль в 1217г. отдан Юрию Всеволодовичу, который перестраивает собор, построенный его дедом Юрием Долгоруким в 1148г. Новый белокаменный трехглавый собор получает название Рождественского. 

Нашествие монголо-татарской орды в 1237-1238гг. не обошло и Суздаль. Под предводительством хана Батыя орды осадили Владимир и вверх по течению Нерли пошли к Суздалю. Обманув расчеты великого князя Георгия, ожидавшего врагов на реке Сить, ордынцы вышли на Ярунову гору, в непосредственной близости от кремля. Суздаль был сожжен и разграблен, а почти все его жители перебиты или взяты в плен. Был уничтожен Введенский монастырь. Дружина великого князя была разбита на реке Сить.

В 1257г. Суздаль был обложен данью, сбором которой занимались баскаки – ордынские сборщики.

Владимирский престол в это время утрачивает свое реальное значение, а Суздаль превращается в центр религиозной жизни. В нем строятся новые монастыри. В северной части города рядом с Ризоположенским строится Троицкий монастырь, на северо-западе от них на высоком берегу Каменки – Александровский (предания связывают его название с именем Александра Невского), на востоке на излучине Каменки – Васильевский. От ранних построек этих монастырей не осталось и следа – все они были деревянными.

Под влиянием политики московских князей суздальский князь Константин Васильевич переносит столицу Суздальско-Нижегородского княжества на Волгу, подальше от влиятельного соседа. Во время противостояния суздальских и московских князей строятся мощные Спасский (Спасо-Евфимиев) и Покровский монастыри, служившие также и крепостями.

В 1392г. московский князь Василий Дмитриевич получает в Орде ярлык на Суздальско-Нижегородское княжение. Это означало окончание независимости Суздаля, хотя попытки восстановить политическую власть и прежнюю территорию княжества продолжались вплоть до 1445 года.  

К концу XV – началу XVI веков Суздаль уже полностью подпадает под власть усилившейся Москвы, и его монастыри становятся местом ссылок неугодных представителей княжеских и боярских родов. Больше всего именитых ссыльных побывало в женском Покровском монастыре, которому в связи с этим доставались и богатые дары.

Утратив свое политическое значение, город становится крупным религиозным центром. Здесь располагается центр Суздальской епископии, получившей в конце XVI века статус архиепископии. В монастырях Суздаля оживляется каменное строительство. Одним из первых заменяет деревянные строения каменными Покровский монастырь, вслед за ним – Спасо-Евфимиев. Надстраивается кирпичом древний Рождественский собор. В Ризоположенском монастыре строится новый каменный собор. Покровский монастырь часто навещал царь Иван IV Грозный. К его приезду суздальский архиерей сооружает кремле церковь Благовещения.

В Суздале появляются свои иконописцы, чеканщики, серебряники.

На стенах кремля в XVIв. насчитывалось 15 башен. Эта стена огораживала ту часть Суздаля, которая считалась собственно городом. Там помещались осадные дворы богатых суздальцев – бояр, князей, монастырских владык, – «жилецкие» избы и архиерейский двор. Тюрьма и пороховой погреб тоже были в черте города.  Ворота – проезжие и проходные – были оборудованы спускными решетками и подъемными мостами.

С востока к городу примыкал посад, обнесенный с XII века вторым валом с бревенчатым тыном. В середине посада лежала торговая площадь, окруженная улицами и переулками, в которых жили торговцы и ремесленники.

За Каменкой перед кремлем раскинулись заливные луга: Андреев луг (ныне Ильин), Луг ворон, Болотоусов. Все луга принадлежали суздальскому архиерею. Между Андреевым лугом и монастырями помещалась Кожевенная слобода. 

XVII век для Суздаля начался с оставившего заметный след на облике города польско-литовского разорения. После того, как в 1607г. Лжедмитрий II расположился под Москвой в местечке Тушино (за что получил прозвание «Тушинский вор»), и не смог взять Москву приступом, отряды польско-литовских войск принялись за разграбление окрестных городов.

В 1608г. после непродолжительной осады польско-литовские отряды взяли Суздаль, разграбили и подожгли. В 1611г. город снова подвергся нападению литовцев. Следы этих трагических событий еще долго сохранялись и в облике города, и в памяти суздальцев. В борьбе за освобождение Московского государства от польского вторжения Суздаль принял активное участие: в 1612г. суздальский князь Дмитрий Пожарский с большим отрядом выступил на помощь народному ополчению.

В первой четверти XVII века Суздаль преследовали неурожаи и – как следствие этого – крестьянские бунты. В 1634г. на Суздаль напали крымские татары. После этого Суздаль постепенно начал отстраиваться заново. Но семнадцатому веку, видимо, было суждено стать одним из самый несчастливых для Суздаля: в 1644г. его отдают как приданое за Ириной, дочерью царя Михаила Федоровича, датскому королевичу Вольдемару Гольштинскому. Пожар 1646г. уничтожил весь посад, а чума 1654г. унесла жизни почти половины горожан.

После всех несчастий первой половины XVII века Суздаль снова начал оправляться. Каменное строительство, правда, было под силу только богатым монастырям – Спасо-Евфимиеву и Покровскому. Прочие монастыри с трудом справлялись с постройкой немногочисленных своих зданий. Постепенно монастыри богатеют, что приводит к увеличению церковного строительства. Присланный из Москвы строитель Никифор Беклемишев возводит вокруг кремля новые стены с башнями. В Суздале появляются свои каменщики; зодчие Мамин, Грязнов и Шмаков из посадских людей становятся выдающимися мастерами своего времени. 

В 1708г. Петр I издал указ о разделении России на 8 губерний. Суздаль оказался уездным городом Московской губернии, а еще через год, когда Московскую губернию поделили на 9 провинций, стал центром отдельной провинции.

В 1714г. в городе была учреждена первая школа, а в 1723г. - духовная семинария, выпускником которой был химик Д.И.Виноградов, изобретатель русского фарфора.

Начало XVIII века для Суздаля было тяжелым. Начатые Петром I Северная война и строительство Петербурга привели к новым трудностям: необходимы были люди и средства. Суздальские монастыри страдали от мобилизации своих крестьян на работы в Петербург, на верфи в Воронеже, в Москву. В 1719г. город уничтожает пожар, а вскоре от эпидемии снова вымирает почти половина жителей.

Но, несмотря ни на что, торговые посадские люди отстраивают свою часть города, посад расширяется, строятся каменные дома купцов взамен деревянных. К XVIII веку относится такое явление в архитектуре города, как строительство «парных» церквей – «летних» и «зимних» рядом. В то время, как монастырское строительство сильно сокращается, деревянные городские церкви сменяются новыми каменными, могущими поспорить красотой с храмами монастырей.

В 1767г. в Спасо-Евфимиевом монастыре учреждается тюрьма для «безумствующих колодников», иначе говоря, для политических преступников.

В 1776г., после образования Владимирской губернии, Суздаль становится уездным городом и получает новый герб – белого сокола на синем фоне. Епархия переводится в губернский центр, и здание архиерейских палат передается духовной семинарии. В палатах размещается бурса - общежитие для семинаристов, обучающихся за казенный счет. Те помещения, которые не были заняты бурсой, отданы под жилье для учителей, а склады и кладовые архиерейских палат отдаются суздальскому купечеству для хранения товаров.

В 1788г., при Екатерине II, царским правительством утверждается новый генеральный план Суздаля. Им предусмотрены правильные прямоугольные кварталы и прямые улицы. Но старая планировка города оказалась достаточно устойчивой, и реконструкция только выпрямила и удлинила центральную улицу и расширила границы Суздаля, который теперь включал в себя не только старую центральную часть, но и предместья – монастыри с ремесленными слободами. Строится новая прямая улица – Васильевская, названная по монастырю.

В XVIII веке написан известный труд Анания Федорова – «Историческое собрание о граде Суждале», - дополнявшийся позднее сведениями других местных краеведов.  

После утверждения регулярного плана города в конце XVIII века в Суздале продолжается каменное строительство. Это, в отличие от прошлых веков, главным образом гражданские здания. В 1806-11гг. в центре города вырастают Торговые ряды (Гостиный двор), в 1834г. - Присутственные места (сейчас это здание занимает загс). В 1820-х гг. строятся ломбард и таможня. После победы над Наполеоном в Ризположенском монастыре возводится 72-метровая колокольня.

В середине XIX века появляются так называемые богоугодные заведения - Вихреевский женский приют (ныне детский сад №3), Шишкинский приют для мальчиков-сирот (в нем в советское время разместилась ветеринарная лечебница). Купец Блохин на свои средства открывает Блохинскую богадельню (в советское время - художественное училище). Строится здание земской управы.

Главная улица застраивается купеческими домами, различающимися по архитектуре, в зависимости от вкусов владельцев. Эти здания дошли до нас, не сильно изменившись.

Суздаль растет и развивается как купеческий город. В Гостином дворе к середине XIX века насчитывалось до 180 «растворов» - торговых лавок, принадлежавших суздальским и приезжим купцам. Ежегодно 23 сентября на большую ярмарку в город съезжались купцы со всей России. Это неудивительно - через Суздаль в то время проходил торговый путь из южных губерний на север, в Петербург и Архангельск. В самом Суздале и его окрестностях жители занимались сельским хозяйством, держали сады и огороды; также были развиты и ремесла: чеканка, златошвейное искусство, узорное ткачество, литье колоколов. Суздальская мануфактура и кожи продавались во всех южных городах России.

После строительства Николаевской железной дороги значение Суздаля как торгового города стало резко падать. Усиливаются мануфактуры соседнего Иваново, а в Суздале остается несколько небольших предприятий и частные ремесленники, получающие заказы от ивановских и ореховских фабрик.

История Суздаля в ХХ веке до такой степени изобилует и бурными и трагическими, и радостными и обнадеживающими событиями, что кажется, будто вся предыдущая история в сравнении с нею скудна и скромна. Конечно, это не так: если взглянуть на дошедшие до нас повествования о потрясениях и переменах, происходивших в городе от самого дня его основания, то можно понять, что просто большинство имен и событий были утеряны. События и люди ХХ века еще известны, не так давно они ушли в прошлое, и потому ХХ век кажется самым насыщенным временем в истории Суздаля. Потому и стóит так подробно на нем остановиться. 

На рубеже веков в Суздале, который обошла стороной железная дорога, каменной застройки было по-прежнему немного, и улицы, многие из которых не были даже замощены, застраивались деревянными домами; часть их сохранилась и по сей день. Немаловажной частью города были сады и огороды, имевшиеся почти у каждой семьи; ими «было занято до 366 десятин земли, и ежегодно вывозилось на рынок до 620 пудов овощей в сыром виде, кроме капусты и картофеля» (из ст. К. Либеровского «Огородничество в Суздальском уезде»). В конце сентября в Суздале начиналась Преподобенская Евфросиньевская ярмарка, на которой торговали всем – от животных до галантерейных товаров и икон.

Были в городе и маленькие частные фабрики и заводы, на которых было занято в общей сложности 36 человек: пестрядинная фабрика, колокольно-литейный и кожевенные заводы. При этом в городе был и драматический кружок, и даже целых две футбольные команды.

Был и еще один кружок – социал-демократический. Организаторами его были А.К.Гастев и А.И.Скобенников, входили туда в основном представители местной интеллигенции – учителя, ветеринарный врач. Маленький кружок в 1907 году был раскрыт и после обыска у его участников четверо из них были отправлены в Сибирь. Те, кому удалось избежать суда, остались в Суздале, но революционной деятельностью заниматься прекратили.

Памятным событием истории Суздаля этих лет стал приезд императорской семьи в 1913 году. Николай II с дочерьми посетил Ризположенский, Спасо-Евфимиев и Покровский монастыри, преподнес подарки, а некоторые особо ценные иконы из монастырей попросил передать для хранения в Петербургский музей Александра III, предварительно сделав с них копии.  



Революция и гражданская война Известие о Февральской революции 1917 года дошло до Суздаля с опозданием. 5 марта состоялось собрание граждан Суздаля в доме купца Кашицына, где был избран Городской исполнительный комитет, куда вошли представители всех слоев суздальского населения: купцов, ремесленников, земских служащих, учителей, духовенства, крестьян, военных. Но через два дня из Владимира поступило указание назначить уездным комиссаром только что смещенного суздальцами главу Земской управы Шафрова.

О низложении Временного правительства в Суздале тоже узнали с опозданием на две недели, и вскоре власть в городе перешла к Советам. Председателем уездного исполкома был назначен большевик М.П.Иринин, а 9 (22) ноября состоялось первое собрание Совета крестьянских и солдатских депутатов, и первым уездным комиссаром был избран Митрофан Дунин.

За время гражданской войны власть в Суздале, в отличие от многих городов России, не менялась. Шли перемены только внутри самого города, и перемены, для одного из религиозных центров удивительные. Жители не только не возражали, но даже охотно поддерживали вскрытие рак с мощами, реквизиции церковного и монастырского имущества, сожжение икон. Это продолжилось и в следующие десятилетия.

Достопримечательности

На том месте, где сейчас находится музей под названием «Суздальский кремль», когда-то, в XII веке, и начал строиться этот город. Здесь, в излучине Каменки, были сооружены первые земляные укрепления и возведен первый городской собор.



Рождественский собор (XII-XVIвв.) - старейшее здание Суздаля. По преданию, он был построен на месте заложенного Владимиром Мономахом в конце XI века храма Успения Пресвятой Богородицы – первой христианской церкви в Суздале. Этот храм был огромным и величественным. Шестистолпное (или четырехстолпное) мощное здание с одной главой было сложено из тонкого кирпича - плинфы - и расписано лучшими византийскими мастерами. Но уже примерно через полвека из-за слишком слабого для такого гиганта фундамента собор начал рушиться и по приказанию Юрия Долгорукого был разобран.

В середине XII века (1148г.) на месте прежнего собора из тесаного белого камня - пористого известняка - был возведен новый огромный храм, сходный по своей архитектуре с Успенской церковью в Киево-Печерской Лавре. Он поставлен на мощный фундамент, врытый в глубокий котлован. Венчали массивный шестистолпный четверик храма три шлемовидных главы на высоких барабанах. Центральная глава, вероятно, помещалась на дополнительном постаменте, а малые главы опирались на восточные углы здания.

Первое документальное упоминание о соборе относится к Лаврентьевской летописи под 1222г., когда на основании прежнего собора по велению владимирского князя Юрия Всеволодовича возводится третье здание, окруженное тремя притворами, выполняющими также роль укрепляющих стены контрфорсов. Собор был надстроен и украшен рельефными рисунками, женскими масками, резьбой, и опоясан аркатурой с колонками. Строительство длилось с 1222 по 1225гг., когда епископ Симеон заново освятил собор и переименовал его из Успенского в Богородице-Рождественский. В 1233г. интерьер собора был заново расписан фресками, а полы выложены терракотовой плиткой.

В 1445г. во время набега казанского хана собор горел, и своды его обрушились. Восстановления ждать пришлось долго: только в 1530г. по приказанию царя Василия III его разобрали до аркатурно-колончатого пояса и заново надстроили. Вместо трех глав теперь сделали пять, с высокими кирпичными световыми барабанами с узкими щелями-окнами. В таком виде, с некоторыми перестройками XVII-XVIII веков, собор сохранился до наших дней.

В 1634г. по распоряжению епископа Серапиона собор снова расписывают, при нем же в 1635-1636гг. строится придел святых Федора и Иоанна. При митрополите Илларионе разбирают огромные хоры, на которых размещалось 5 престолов: архангела Гавриила, Усекновения главы Иоанна Предтечи, великомученика Димитрия, Вознесения Господня и трех святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста).

Внутри собор не менее величествен, чем снаружи. Одна из главных его достопримечательностей – Златые врата - уникальный образец декоративно-прикладного искусства суздальских мастеров. При реставрации собора в 1938г. под руководством А.Д.Варганова и И.А.Столетова на стенах южной апсиды были обнаружены орнаменты времен Мономаха и уникальные древние фрески 1233 года.

Некрополь Рождественского собора представляет отдельный интерес. Среди захороненных под чугунными плитами пола есть члены известнейших боярских и княжеских родов, таких, как Шуйские, Шуйские-Скопины, Бельские. Там же покоятся сыновья Юрия Долгорукого - Иван и Святослав.

В 1930-х гг. богослужения в соборе прекратились, и начались научные и археологические исследования. К 1960-м гг. позднейшие обстройки были снесены и здание обрело вид XVI века, за исключением луковичных глав со звездами.

В августе 2005г. собор, долгое время бывший на реставрации, снова открылся. При реставрации в нем были обретены мощи святого Арсения Элассонского (1550-1635), архиепископа Суздальского и Тарусского, канонизированного в 1982г., которые были оставлены в соборе. Последним этапом реставрации было восстановление фресок и белого камня.

Соборная колокольня (1635) находится к югу от Рождественского собора и по своим размерам вполне ему соответствует. Она была сооружена по приказу епископа Серапиона. Массивный восьмерик с широкими арками звона заканчивается шатром с тремя рядами слуховых окошек разной формы. Под шатром сделана небольшая кровля над карнизом – полица, характерный элемент крепостных башен.

В конце XVII века на колокольне были сделаны часы с боем, отбивающие каждый час и каждую четверть часа. Сейчас они отремонтированы, и в кремле можно слышать их звон.

Во втором этаже колокольни были устроены два престола. В конце XVII века по приказу митрополита Иллариона церковь была расширена, к ней пристроили алтарную часть и соединили ее галереей с архиерейскими палатами. С севера колокольню тоже окружили обходной галереей, а с востока пристроили высокое крыльцо с восьмигранным шатром.

В 1719г. во время большого пожара галерея и переходы обрушились и были восстановлены только в 1968г. по проекту А.Д.Варганова.

Архиерейские палаты (XV-XVIIIвв.) - сложный комплекс каменных строений, древнейшей из которых является угловая юго-восточная часть - епископские палаты конца XV века. Со стороны собора палаты окружены невысокой каменной стеной с воротами, а с другой стороны - земляным валом. Снаружи над палатами виден маленький купол домовой трапезной церкви, восстановленной в формах XVI века: с восьмискатным покрытием, живописной галереей на арках и высоким крыльцом, схожим с вторым крыльцом со стороны колокольни. В состав Архиерейских палат входят жилые постройки, хозяйственные, трапезная палата и упомянутая домовая епископская трапезная церковь. В конце XVII века при митрополите Илларионе все эти строения, прежде стоявшие порознь, были объединены в единый комплекс при помощи переходов, галерей и потайных лестниц. Тогда же была построена огромная бесстолпная Крестовая палата для торжественных приемов, площадью в 338 кв. м и с девятиметровыми потолками. Суздальский историк ключарь Ананий Федоров писал об этой палате: «И то чуду подобно…свод един без столпов содержится непоколебим». К сожалению, до наших дней подлинный свод не сохранился, он был восстановлен в 1967-1970гг. под руководством архитектора А.Д.Варганова и инженера В.В.Пластина.

 В Кремле сохранились крепостные валы и рвы, остались и некоторые церкви, относившиеся к кремлю. Это Успенская церковь (XVIIв.), пара церквей у крепостного вала – Никольская и Христорождественская.

Деревянная Никольская церковь (1766) была перевезена в Кремль из с. Глотово Юрьев-Польского района. Она поставлена между архиерейскими палатами и земляным валом, на месте другой деревянной церкви, сгоревшей в XVII веке.  

Село Глотово известно тем, что в нем будто бы родился Михаил Романов, основатель царской династии Романовых. Правда, это ничем не подтверждается, кроме устных преданий. 

С переносом церкви Николы из Глотова в Суздаль связана знаменательная веха в музейной истории города – с этого началось создание музея деревянного зодчества, теперь являющегося одним из очень интересных достопримечательностей Суздаля.

Деревянная церковь – редкий сохранившийся образец «клетских» храмов, близких по способу постройки к деревянной избе. Она состоит из двух срубов-«клетей» разного размера; главный сруб приподнят на подклете, к нему примыкает второй сруб, пониже, исполняющий роль трапезной. Почти такой же высоты, как и центральный сруб, граненая апсида примыкает к нему с восточной стороны. Открытая галерея опоясывает храм с трех сторон.

Главка поставлена на конек крыши и покрыта лемехом – деревянной «чешуей». Сама кровля очень высокая, с крутыми скатами.

Стройная золотистая церковь смотрится очень органично в общем ансамбле кремля, и можно только порадоваться, что ее не стали переносить на территорию музея деревянного зодчества.

Сейчас Суздальский кремль – это музей, с многочисленными экспозициями, посвященными истории Суздальской земли, известным людям, с ней связанным, сокровищам из монастырей и церквей, древнерусской живописи и прикладному искусству. Интерьеры Крестовой палаты заслуживают особого внимания. Они создавались по записям XVIII века и воспроизводят предметы, окружавшие ее владельцев в то время. Сокровища Рождественского собора тоже перенесены в музей.



Музей открыт ежедневно с 10.00 до 18.00, кроме вторника и последней пятницы каждого месяца.

В нижней трапезной Архиерейских палат работает ресторан «Трапезная», одно из самых престижных и дорогих заведений города.



Успенская церковь (XVIIв.) «на княжьем дворе», в восточной части кремля, у дороги, на которой когда-то стояла проездная Ильинская башня, была построена приблизительно во второй половине XVII века, по крайней мере, к этому времени относят ее нижнюю часть; по документам, в 1650г. здесь на месте сгоревшей деревянной была поставлена каменная церковь (возможно, что на самом деле  это было сделано позднее). В 1720г., после сильного городского пожара, церковь перестраивают.

Изначально при храме были шатровая колокольня и придел Сергия и Никона Радонежских (XVII-XVIII вв.); ее окружала изящная невысокая ограда с воротами и опорными столбиками-башенками. Все это было разрушено после 1926 года, когда решалась судьба самой Успенской церкви.

С сохранением этого храма связана печальная история из летописи Суздаля 1920-х годов. В 1926г. руководство политизолятора, размещавшегося в Спасо-Евфимиевом монастыре, обратилось к директору суздальского музея В.И.Романовскому с предложением сноса либо Успенской, либо Афанасьевской церкви для использования кирпичей «для строительных надобностей». Романовский, поставленный перед жестоким выбором, предложил оставить Успенскую церковь как представляющую собой в соединении с приделом и колокольней более интересный ансамбль, нежели Афанасьевская. Ансамбль все равно не уцелел – позднее колокольня и придел Успенской церкви тоже были разрушены.

Успенская церковь – одна из редких в Суздале представительниц московского, или нарышкинского барокко. Широкий восьмерик на четверике украшен в этом архитектурном стиле – не очень пышно, но изящно. Широкий купол церкви увенчан небольшой главкой на высоком барабане интересной двухъярусной формы.

Церковь была отреставрирована под руководством А.Д.Варганова в 1958г. На нее, как и на все кремлевские церкви, открывается прекрасный вид с оборонительных земляных укреплений кремля.

Эта пара церквей у самого крепостного вала, в юго-восточном углу кремля, была построена у Никольских ворот, выводящих к Каменке.



Никольская церковь (после 1720г.) - одна из первых церквей, построенных после большого городского пожара 1719г. В это время создается новый тип посадского храма - трехчастно-осевой, состоящий из основного объема, колокольни и соединяющей их трапезной. Вероятно, Никольская церковь стояла здесь и раньше, так как проездные ворота рядом с ней носят то же имя, а святой Николай издревле считался покровителем путешественников, и то, что храм в его честь был поставлен именно на выезде из города, было не случайно.

Это «летний» храм, основной кубический объем которого украшен просто и очень изящно. Перспективный портал с колонками и во втором ярусе окна с резными наличниками сообщают гладкой стене гармонический вид. Под самой кровлей проведен широкий карниз из кокошников и валиков. Четырехскатную кровлю венчает главка на высоком тонком барабане, украшенном двумя аркатурными поясами.

Колокольня храма построена по типу старинных шатровых деревянных церквей - «восьмерик на четверике» - и из всего ансамбля особенно интересна. Это подлинный шедевр суздальского зодчества, сейчас, к сожалению, нуждающийся в реставрации, но не утерявший своей красоты. По периметру шатра вверху восьмерика она украшена небольшими пирамидками с крестами. Сам шатер - вогнутый, классической суздальской формы, снабжен тремя рядами «слухов», круглых и пятиугольных. Декор всей колокольни очень богат: нижний четверик со всех сторон украшен фронтонами, а в верху его, у основания восьмерика, поставлены небольшие башенки. Восьмерик украшают три яруса ниш разной формы: полукруглые, квадратные и восьмиугольные. Под изящными, легкими арками звона колокольню опоясывает резной узорчатый карниз. Венчает сооружение небольшая шлемовидная главка.  

Христорождественская церковь (1775), стоящая рядом, - «зимняя», построенная по классической схеме суздальских «теплых» храмов. Кирпичное здание состоит из двух прямоугольных объемов разной высоты, с двускатной кровлей. Венчает церковь небольшая главка на тонком резном барабане, придающая ее внешности ощущение высоты и стройности. В XIX веке к ней была пристроена паперть.

Эта пара храмов очень хорошо видна с земляных укреплений кремля. Ее же можно узнать и в известном фильме «Женитьба Бальзаминова», снимавшемся в Суздале.

Проект создания Музея деревянного зодчества и крестьянского быта возник в 1960-х годах. Автором его стал В.М.Анисимов, сотрудник реставрационной мастерской. Музей решили разместить на берегу Каменки на окраине Суздаля, на месте несохранившегося Димитриевского монастыря, одного из самых ранних в Суздале – XI века. До революции здесь стояла пара церквей - Димитриевская (1773) с колокольней 1812 года и «теплый» Георгиевский храм (1751).

 

Из разных сел Суздальского района сюда свезли уцелевшие деревянные строения: церкви, жилые избы, хозяйственные постройки. Пустовавшее место на высоком берегу Каменки снова заполнилось творениями человеческих рук.



Это своеобразная деревня, в которой сконцентрировано все, что дошло до нас из XVIII-XIX веков, не сгорело при пожарах, не было разобрано на дрова или разломано в трудные годы. Улицы деревни составляют привезенные из деревень дома и постройки, а доминируют над всем высокие купола деревянных церквей и крылья ветряных мельниц.

Музей деревянного зодчества дает представление не только о сельской архитектуре, но и о быте русских крестьян. В Суздаль перевезены изба крестьянина-середняка из с. Илькино Меленковского района, двухэтажный дом зажиточного крестьянина из д. Лог Вязниковского района, изба из д. Каменево Камешковского района, украшенная богатой резьбой.

В избах собраны экспозиции, отражающие жизнь крестьян разного достатка: как богатых, так и середняков (обстановку избы бедняков, кстати, воссоздавать не стали). Вокруг изб расположились и хозяйственные постройки: сараи, овины, амбары, колодцы, бани. Недавно в одной из мельниц, привезенных из Судогодского района, была открыта новая экспозиция, которая знакомит туристов с устройством этой необходимой части жизни деревни.

 

Преображенская церковь из с. Козлятьево Кольчугинского района (1756) –красивая постройка в три яруса, центр которой состоит из трех восьмериков друг на друге, увенчанных просто и в то же время изящно луковичной главкой, покрытой лемехом. Два боковых придела также завершают похожие, чуть меньшие главки. Пристройки, окружающие церковь, украшены бочарным покрытием, а на легкую галерею, приподнятую над землей и крепящуюся прямо к стене пристройки, ведет простое изящное крыльцо.

 

Второй деревянный храм в музее – Воскресенская церковь из с. Потакино Камешковского района (1776). Такие храмы были весьма распространены во Владимирской губернии – «восьмерик на четверике», крытый дощатой кровлей, увенчанный небольшой главкой. Церковь построена так называемым «кораблем», или, иными словами, по трехчастно-осевой композиции: к основной части примыкает трапезная, а к трапезной с запада прирублена шатровая колокольня с крыльцом. Колокольню завершает довольно широкий тесовый шатер с полицей и маленькой главкой, так же, как и остальные, крытой лемехом.



К музею деревянного зодчества фактически относится и стоящая за его пределами, на территории Кремля, церковь Николы из с. Глотово Юрьев-Польского района (1766); более того, именно с ее «переезда» в Суздаль и началась организация музея.

 Музей летом становится местом проведения разнообразных праздников. Один из самых известных и оригинальных – праздник Огурца, проходящий в июле, во время сбора огурцов. О распространенности этого овоща на суздальской земле писал ключарь Рождественского собора Ананий Федоров, первый городской историк: «Во гpаде Суждале по добpоте земли и по приятности воздуха луку, ческноку, а наипаче огурцов пpеизобильно». На празднике выступают лучшие областные фольклорные коллективы, можно принять участие в играх или просто найти оригинальные сувениры и попробовать огуречные (и не только) блюда.

О праздниках в Суздале можно подробнее прочесть на сайте Владимиро-Суздальского музея-заповедника


следующая страница >>