Политология Ответы на вопросы Одесса Политика как общественное явление - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Ответы на вопросы областной заочной личной викторины по местному... 1 173.62kb.
Дэн Миллмэн Вопросы разума — ответы сердца. Как вернуть своей жизни... 12 1526.47kb.
Человеческие отношения на основе фильма режиссёра Тимура Текмабетова 1 92.17kb.
Программа курса «культурология» Курс «Культурология» 1 262.47kb.
Программа вступительных испытаний на магистерскую программу 1 136.05kb.
Вопросы и ответы 0 Общие вопросы 1 118.49kb.
Программа дисциплины «Научно-исследовательский семинар \"Политика... 1 187.79kb.
Программа дисциплины «Культура и политика» 1 203.62kb.
Программа дисциплины «Проблемы нарушения и защиты прав человека в... 1 134.82kb.
Ответы на вопросы задания №2 1 55.76kb.
Перед тем, как отправить нам ответы на вопросы викторины, проверьте... 1 42.95kb.
Доклад о работе тринадцатого совещания Вспомогательного органа по... 10 1321.88kb.
- 4 1234.94kb.
Политология Ответы на вопросы Одесса Политика как общественное явление - страница №1/2

Христианский Гуманитарно-Экономический

Университет (отделение психологии)

Валентина Филимонова

Политология

Ответы на вопросы

Одесса
1. Политика как общественное явление.

Происхождение, структура и функции политики в обществе.

В практической жизни человека никакие исторически устойчивые формы и способы его существования не возникают в результате произвольного желания отдельных лиц или групп. Все они являются своеобразными ответами на вызовы времени, изменение обстоятельств и условий человеческой жизнедеятельности. Так и с политикой, сформировавшейся в результате пересечения целого ряда тенденций в развитии общества, востребовавших этот способ обеспечения людских интересов и решения назревших проблем.

Политика возникла в связи с необходимостью реализации таких интересов групп, которые затрагивали их общественное положение и не поддавались удовлетворению без вмешательства институтов публичной власти, предполагая использование методов принуждения. Таким образом, политика стала регулировать не все групповые интересы, а лишь те из них, которые затрагивали их властно значимые потребности и предполагали вовлечение в конфликт «третьей» силы в лице государства.

Политика – это действия, направленные на власть, её обретение, удержание и использование.


Три основные группы определений политики:

*социологические, характеризующие политику через другие общественные явления – экономику, право, мораль, культуру;

*субстанциональные, ориентирующие на раскрытие первоосновы политики;

*научно - сконструированные, раскрывающие, её характер.


Политика имеет сложную структуру. В качестве основных элементов обычно выделяют: *политическое сознание;

*субъекты политики;

*политическую организацию;

*политические отношения;

*политическую культуру;

*политические интересы.


Значение политики обусловлено функциями, которые она выполняет в обществе.

*обеспечение целостности и стабильности общества как сложной социальной системы;

*интеграция различных слоев населения;

*управление и регулирование социальными процессами;

*выражение властно значимых интересов всех групп и слоев обществ;

*авторитарное распределение ценностей в обществе;

*политическая социализация личности;

*мобилизации и эффективность общей деятельности.

Как глобальный механизм регулирования социальных отношений политика есть способ рационализации межгрупповых конфликтов и институциализации межгруппового диалога, придания процессу конкуренции за власть в основном цивилизованных и мирных форм.
2. Политика и мораль. Соотношение целей и средств в политике.

Соотношения политики и морали занимала и занимает умы людей на протяжении не одного тысячелетия. В центре проблемы всегда стояли вопросы нравственного воздействия на власть, способности общества к одухотворению политической конкуренции. В процессе эволюции политической мысли выкристаллизовались три крайних позиции по этим вопросам. Так, одна часть теоретиков стояла на позиции отрицания возможностей серьезного влияния морали на политику. Вторая часть ученых, напротив, считали их ведущими ориентирами для любой, в том числе политической, деятельности. Третья группа ученых настаивала на необходимости облагораживания политики моралью, соединения тех и других стандартов при осуществлении государственной власти.



Практический опыт показал, что в политике, как и в любой другой сфере общественной жизни, понимание и реализация человеческих интересов изначально связаны с этико-мировоззренческим выбором человека, с определением им собственных позиций относительно справедливости своих притязаний на власть, допустимого и запретного в отношениях с государством, политическими партнерами и противниками.  В осознании политической реальности у человека всегда присутствуют этические ориентиры. В мотивации его поведения в сфере государственной власти, как правило, всегда переплетаются две системы координат, нравственная и политическая. Политическое сознание в целом имеет логико-рациональный и целенаправленный характер. Моральное сознание базирующегося на недоказуемых принципах веры, оно перемещает жизнь человека в мир идеальных сущностей. Мораль побуждает рассмотрение всех социальных явлений сквозь призму взаимоисключающих оценок: благородство-низость, верность-предательство, сострадание-равнодушие и т.д. Поэтому, если политика подчиняет человека приземленным целям и понятиям, то мораль ориентирует на возвышенные идеи и представления. В то время как политическое сознание заставляет человека оценивать события и поступки с точки зрения вреда или пользы, выгоды или убытка, которое принесет то или иное действие, моральное сознание помещает эти же вопросы в плоскость взаимоотношений. Взаимодействие этих двух разных способов отношения к жизни приобретает в политике неоднозначное выражение. Например, значительные слои населения руководствуются в сфере государственной власти только общеморальными оценками происходящего или, как говорил М. Вебер, являются носителями «этики убеждения», рассматривающей политику в качестве пространства воплощения неизменных принципов и идеалов. В то же время в политике создаются условия для формирования иной разновидности морального сознания, или (опять пользуясь веберовской терминологией) «этики ответственности». Содержание этих моральных оценок и требований во многом предопределяется осознанием того, что достижение «хороших» целей во множестве случаев связано с необходимостью их примирения с использованием «нравственно сомнительных, или опасных средств и с вероятностью скверных побочных последствий». Поэтому перед политиками, руководствующимися этой формой моральных требований, стоит проблема выбора «меньшего зла», т.е. достижения целей средствами, смягчающими неизбежные издержки регулирования конфликтных ситуаций. Таким образом, люди, руководствующиеся «этикой ответственности», делают свой политический и моральный выбор, перенося акценты с оправдания целей на оправдание методов их достижения. Вывод таков, пока существуют политика и мораль, окончательно разрешить их противоречия, определив оптимальные способы их взаимовлияния, попросту невозможно. Нельзя поставить политику по ту сторону Добра и Зла, как нельзя лишить мораль возможности воздействовать на политическое поведение людей. В то же время их вековечному конфликту можно придать цивилизованную форму.
3. Политика и экономика: проблемы взаимоотношений.

Экономика, оказывает влияние на деятельность конкретных политических систем и режимов правления. Слабо развитая экономика, как правило, предполагает централизацию власти и усиливает авторитарные тенденции. Экономический же рост, повышение доходов на душу населения в целом способствуют развитию демократических тенденций. В основном экономика влияет на политику через социальную сферу, т.е. определяя материальное положение разных социальных групп и обусловливая тем самым дифференциацию социальных статусов их членов. В то же время как разновидность властно-государственного принуждения политика сохраняет значительные регулятивные способности воздействия на экономические процессы. И, прежде всего в тех ситуациях, когда та или иная хозяйственная проблема приобретает значительный социальный масштаб и начинает затрагивать интересы значительной части населения или всего государства. В этом смысле характер политического влияния на экономику может быть трояким: позитивным, негативным или нейтральным. 


4. Политика как наука. Предмет, категории и методы исследований.
Политика как наука, занимается раскрытием сущности политики как целостного общественного явления:

*выявление ее необходимых структурных элементов, внутренних и внешних связей и отношений;

*определение основных тенденций и закономерностей, действующих в различных общественно-политических системах, ближайших и конечных перспектив развития;

*выработка объективных критериев социального измерения политики.


Существуют три уровня изучения политики:

*политическая теория, изучающая наиболее общие закономерности становления, развития и смены политических систем; понятия и категории;

*рассмотрение реальных политических процессов применительно к конкретному этапу общественного развития, разработка теории и методики исследования политической жизни;

*конкретные исследования политических институтов, ситуаций, деятельности субъектов политики.


Что касается методов исследования политики, то они заключаются в том, чтобы вооружить исследователей эффективным способом познания политической реальности. Все этим методы опираются с одной стороны, на общефилософские принципы, законы и категории, применяемые во всех областях научного знания. А с другой - на конкретные приемы и процедуры, разработанные частными науками в ходе эмпирического анализа различных явлений общественной и природной жизни.

Методики политических исследований можно подразделить на три следующие группы:

*сбор первичной информации, например наблюдение, изучение документов, опросы; *вторую группу образуют приемы, используемые в целях обработки и анализа исходных данных: описание, классификация, типологизация, статистический, математический анализ;

*третья группа включает в себя такие приемы, которые используются для проверки научной гипотезы либо для достижения соответствующего эффекта в практической политической деятельности: социальное экспериментирование и моделирование.


Функции политологии - это два тесно связанных между собой аспекта:

*первый аспект касается усиления прикладного значения политологии. Он находит свое выражение, прежде всего в ее обращенности к самой политической жизни, в реагировании на потребности политической практики;

*второй аспект практической функции политологии касается ее взаимоотношений с властью.
Немаловажную роль в жизни современного общества играет прогностическая функция политологии. Эта функция предполагает:

*определение ближайших и отдаленных перспектив развития нашего общества; *заблаговременное проведение научных экспертиз наиболее значимых политических решений с точки зрения реальности ожидаемого от них эффекта;

*моделирование политических процессов и отношений.
Теоретическая, методологическая, практическая и прогностическая функции политологии в наибольшей степени отражают ее связь с жизнью. Вследствие осуществления именно названных функций политология выступает как наука не созерцательная, а действующая.

5.Взаимосвязь и соотношение политологии с другими обществоведческими науками.

Политология не просто тесно связана, на неё оказывают влияния другие области гуманитарного знания: религия, философия, социология, политическая экономия, психология, география, юридическая наука и другие.


Понятия и категории, разрабатываемые на других уровнях общественного знания, не механически переносятся в сферу политологии, а наполняются там новым содержанием. Так, например, проблема сознания в социологии исследуется как проблема группового сознания, в теории государства и права - как проблема правового сознания, а в политологии - как проблема политического сознания.

Поскольку политика есть специфическая форма теоретической и практической деятельности классов, наций, социальных групп и индивидов, направленная на завоевание, удержание и использование политической власти, постольку важным объектом внимания политологии служит сама политическая власть, определение ее сущности и структуры, механизм распределения и осуществления этой власти в обществе. А это наилучшим образом может быть осуществлено лишь тогда, когда политика рассматривается в системе различных связей и отношений.

Существует ряд практических и теоретических предпосылок, обусловливающих значение этой отрасли социального знания, ее включение в структуру гуманитарного образования.

История политической науки - это история возникновения, развития, обновления и смены множества политических учений, разработанных представителями разных стран и народов. Анализ этих учений дается, как правило, в хронологическом (временном), пространственном (географическом) и портретном измерениях. Влияет на историю политических учений религиозные, юридические и политико-социальные традиции.

Религиозная традиция в развитии политической мысли исторически предшествовала всем другим. Религия возникла значительно раньше, чем другие формы общественного сознания. Поскольку в сознании того времени доминировала мифология, постольку свое первоначальное выражение традиция в истории политических учений получила в форме мифа. В числе прочих особенностей мифологического истолкования политических явлений господствующим является представление о божественном происхождении земных порядков и установлений. В Древнем Риме была создана новая наука - юриспруденция, в центре внимания которой находился широкий круг проблем теоретического и практического характера: взаимодействие нормального и отклоняющегося поведения; соотношение публичного и частного права; систематизация и кодификация права; создание и применение норм права; правила и приемы толкования юридических норм. Все эти и многие другие вопросы вошли в понятие римского права, которое справедливо рассматривается в качестве классического и до сих пор непревзойденного. Суть юридического мировоззрения состоит в том, что его представители смотрели на государство и право с тоски зрения обыденной жизни. Они выводили их содержание из разума и опыта, а не из теологии.

6. Политические идеи античности (Платон, Аристотель).
Аристотель и Платона одни из первых мыслителей, внесшие существенный вклад в формирование политико-социологической традиции.

Платон, учит о двух мирах, мире идей и мире явлений. Мир идей - это истинное бытие, вечно неизменный божественный проект изменчивого человеческого мира. Мир явлений - это нечто мнимое, несамостоятельное и подвижное, точнее, это искаженная копия мира идей.

С учетом сказанного Платон подходил к анализу всех проблем политики, в том числе к характеристике идеального государства, которое трактуется им как максимально возможное воплощение мира идей в земной общественно-политической жизни. Раскрывая смысл этого государства, Платон выделял следующие его особенности:

*разделение труда между гражданами, основанное на строгой иерархии основных сословий полиса: философов-правителей, воинов, ремесленников и земледельцев.

*хорошо отлаженную систему воспитания, которая должна способствовать поддержанию и воспроизведению сословий иерархии;

*аристократическую форму правления, которая обеспечивает приход к руководству государством лучших и благородных ее представителей.
Аристократической форме государственного правления Платон противопоставлял четыре других, каждая из которых представляет ту или иную степень отклонения от идеала: тимократию, олигархию, демократию и тиранию. Низший общественный класс, по Платону, обладает и более низким нравственным характером.

Идеальная государственная система, согласно Платону, обладает чертами нравственной и политической организации и направлена на решение важных государственных задач. К ним он относит следующие задачи: защита государства от врагов, осуществление систематического снабжения граждан, развитие духовной культуры общества и граждан. В выполнении этих задач состоит, по Платону, осуществление идеи блага как идеи, правящей миром. Наилучшей формой правления Платон считает аристократическую республику. Характерная черта отрицательных типов государства, по Платону, - это наличие материальных интересов. Поэтому Платон выдвигает на первый план в своем идеальном государстве нравственный принцип, который должен выражаться в правильном образе жизни всех граждан этого общества. В нарисованном проекте идеального утопического государства Платона жизнь его граждан во многом регламентирована. Для высших сословий Платон не допускает частной собственности, она возможна только для низшего, производительного класса. Для высших сословий Платон также не допускает существования семьи. Он полагает, что браки возможны только под наблюдением государства и только для рождения детей. Дети отбираются у родителей и воспитываются в специальных учреждениях. Мальчики и девочки получают одно и то же воспитание, так как, по Платону, женщина вполне способна выполнять те же самые социальные функции, что и мужчина. Социальная утопия Платона, направленная на то, чтобы сделать счастливым все государство, приносит в жертву отдельного человека. По Платону, идеальное государство состоит из людей, которые выполняют свои социальные функции без учета своих личных интересов и потребностей. Таким образом, сплоченность государства обеспечивается за счет жесткого ограничения и обеднения личной жизни людей, полное подчинение личности государству. Платоном предусматривалась жесткая идеологическая диктатура властей. За "безбожие" полагалась смертная казнь. Также подвергалось строгой цензуре любое искусство, которое не было направлено на развитие морального совершенства в интересах государства. "Самое главное здесь следующее, - пишет Платон, - никто никогда не должен оставаться без начальника - ни мужчины, ни женщины. Ни в серьезных занятиях, ни в играх никто не должен приучать себя действовать по собственному усмотрению... Надо начальствовать над другими и самому быть у них под началом"


Суть идей Аристотеля состоит в том, что политическая жизнь индивидов концентрируется в полисе, который является особенностью и продуктом эллинской культуры. Именно в полисе как городе-государстве, олицетворяющем подлинную политическую жизнь, происходит формирование человека как существа политического.

Государство является результатом естественного развития, а не божественного предначертания. Его главная цель - достижение блага всех граждан. Исторически государство представляет собой более позднее образование, чем индивид, семья и т.д., ибо возникает из разросшейся семьи. Форма государства определяется с одной стороны тем, во имя чего осуществляется само правление (во имя общей пользы или личного блага). Исходя из этого, Аристотель подразделяет формы государства на правильные, при которых правители имеют в виду общую пользу, и неправильные, где в основе лежат только собственные интересы правителей. К правильным формам государства он относил монархию, аристократию и политию, а к неправильным - тиранию, олигархию и демократию. Аристотель отдавал предпочтение политии, полагая, что благодаря сочетанию в себе лучших качеств аристократии и демократии полития обеспечивает правление подлинного большинства в интересах общей пользы.



Аристотель подверг критике учение Платона о совершенном государстве, и предпочитал говорить о таком политическом устройстве, которое может иметь у себя большинство государств. Он считал, что предлагаемая Платоном общность имущества, жён и детей приведёт к уничтожению государства. Аристотель был убеждённым защитником прав индивида, частной собственности и моногамной семьи, а также сторонником рабства. Осуществив грандиозное обобщение социального и политического опыта эллинов, Аристотель разработал оригинальное социально-политическое учение. При исследовании социально-политической жизни он исходил из принципа: «Как и всюду, наилучший способ теоретического построения состоит в рассмотрении первичного образования предметов». Таким «образованием» он считал естественное стремление людей к совместной жизни и к политическому общению. По Аристотелю, человек – социальное существо, и он несёт в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству». Первым результатом социальной жизни Аристотель считал образование семьи - муж и жена, родители и дети… Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Так возникло государство. Государство создаётся не ради того, чтобы жить вообще, а жить, преимущественно, счастливо. Согласно Аристотелю государство возникает только тогда, когда создаётся общение ради благой жизни между семьями и родами, ради совершенной и достаточной для жизни самой себя. Природа государства стоит «впереди» семьи и индивида. Так совершенство гражданина обуславливается качествами общества, которому он принадлежит - кто желает создать совершенных людей, должен создать совершенных граждан, а кто хочет создать совершенных граждан, должен создать совершенное государство. Отождествив общество с государством, Аристотель был вынужден заняться поисками целей, интересов и характера деятельности людей от их имущественного положения и использовал этот критерий при характеристике различных слоёв общества. Он выделял три главных слоя граждан: очень зажиточные, средние, крайне неимущие. По мысли Аристотеля, бедные и богатые «оказываются в государстве элементами, диаметрально противоположными друг другу, что в зависимости от перевеса того или иного из элемента устанавливается и соответствующая форма государственного строя». Будучи сторонником рабовладельческой системы, Аристотель тесно связывал рабство с вопросом собственности: в самой сути вещей коренится порядок, в силу которого уже с момента рождения некоторые существа предназначены к подчинению, другие к властвованию. Это общий закон природы и ему подчинены и одушевлённые существа. По Аристотелю, кто по природе принадлежит не самому себе, а другому и при этом всё-таки человек, тот по своей природе раб. Наилучшее государство - это такое общество, которое достигается через посредство среднего элемента (то есть «среднего» элемента между рабовладельцами и рабами), и те государства имеют наилучший строй, где средний элемент представлен в большем числе, где он имеет большее значение сравнительно с обоими крайними элементами. Аристотель отмечал, что, когда в государстве много лиц лишено политических прав, когда в нём много бедняков, тогда в таком государстве неизбежно бывают враждебно настроенные элементы. Основным общим правилом, по идее Аристотеля, должно служить следующее: ни одному гражданину не следует давать возможности чрезмерно увеличивать свою политическую силу сверх надлежащей меры.
7. Представления о власти и государстве в трудах средневековых теологов (А.Августин, Ф.Аквинский).

Наиболее развитое учение об общественном устройстве в эпоху средневековья предложили Августин Аврелий и Фома Аквинский. Они являются основными создателями христианской политической теории.

Классический вариант религиозной традиции в истории политической мысли представлен в учениях средневековья, переходной ступенью к которым была политическая теория Аврелия Августина (Блаженного Августина). Именно в этой теории были сформулированы важнейшие догматы христианской церкви, положенные в основу господствующего мировоззрения новой общественно-экономической формации. По мнению Августина, там, где государство не подчиняется церкви, оно ничем не отличается от шайки разбойников; там, где нет поклонения Богу, нет и права, нет общей пользы. Все политические и государственные порядки являются следствием греховности человека. Сама же эта греховность предопределена Богом, наделившем человека свободной волей, т.е. способностью жить по-своему, а не по-божески.

Вершиной религиозной политической мысли эпохи средневековья стало учение Фомы Аквинского (Аквината). Фома Аквинский различает три элемента власти: сущность, форму и использование. По своей исконной сути власть есть установление божественное, а поэтому всегда несет людям хорошее. Однако конкретные формы и способы приобретения власти, ее устройства и использования могут быть дурными, несправедливыми. Отсюда повиноваться властям следует в той степени, в какой она проистекает от Бога. Несомненной заслугой Фомы Аквинского является разработка специальной теории закона. Вечный закон заключен в Боге, тождественен ему и существует сам по себе. Что касается других законов, то они являются производными от вечного закона и связаны с ним особыми отношениями субординации. К числу таких законов относится естественный закон, которые есть не что иное, как отражение вечного закона в человеческом разуме. Конкретизацией естественного закона является человеческий закон, основное предназначение которого состоит в том, чтобы силой, страхом побуждать людей избегать зла и достигать добродетели.




8.Средневековая русская политическая мысль.
Начальная стадия политической мысли России отличалась тем, что она не отделялась от религиозной, растворялась в синкретическом видении мира общины. В древних источниках княжеская власть виделась отцовской, праведной. Так, в "Поучениях" (XII в.) В. Мономаха говорится об ответственности князя за авторитет власти, проводимую политику, судебное разбирательство, успехи в воинском деле. В. Мономах завещал быть милосердным и правосудным, не позволять "сильным погубить человека". В "Молении Даниила Заточника" (XII-XIII вв.) выделяется другая сторона княжения - каким должен видеться князь? Он должен быть заботливым отцом и в то же время грозным для врагов и подданных. Источник власти идентифицируется с божественным началом, и в этом суть политической мысли средневековой Руси. На Руси сильной оказалась тенденция идентификации основы власти с согласием властвующих и подданных. В "Повести временных лет" Нестора (XI-XII вв.) есть легенда о том, как на Русь призвали варяжских князей. Легенда как бы выполняла реальную политическую роль, рассказывая об исторической независимости Киева от византийских императоров, которые претендовали на всевластие во всем православном мире. Уже со времен Древней Руси росло сознание, что в основе государства должно лежать согласие. Активность незнатных граждан России в годы шведско-польской интервенции, подъем национального самосознания народа привели к идее избрания царя "всей землей". Мысль о народно-избранном царе противоречила старому убеждению о божественном происхождении власти, но одновременно положила начало русской традиции соборности. В новом принципе "глас народа - глас божий" объединялось теологическое и мирское видение власти. Если соборность и можно назвать демократией, то только в общинном смысле слова. Соборность исключала Я, предлагала только МЫ, исключала несогласие и тем более оппозицию, но предполагала авторитарность. Соборность по сути своей основана на полновластии большинства, которое может обернуться и тиранией большинства. Власть идентифицировалась с отцом, тотемом и решением вопросов всем миром. Соборность и авторитаризм - два гармонично подпирающих друг друга начала в равной мере исключающих автономию, ограничение простора власти. Идеология русской государственности развивалась в обстановке независимости от внешних политических центров и растущих национальных интересов. В "Слове о законе и благодати" Иллариона (XI в.) говорилось о независимости Киева от Византии. Утверждалось, что время богоизбранности Царьграда, притязаний Византии на создание вселенской церкви и империи прошло, что Русь не нуждалась в чьей-либо опеке. По мере усиления роли государства, с переходом византийской ветви христианства на Руси в русское православие идея государственной и церковной независимости перерастает в осознание особой миссии России в отношении православия во всем мире. В XVI в. сформировалась теория "Москва - третий Рим". Сложилась важнейшая идеологическая основа согласия и определения границ государственных интересов. В России всегда был прочный союз царя и церкви. Обычно княжение и царствование идеализировалось в летописях, всевластие царей рассматривалось незыблемым принципом, вмешательство церкви в дела государства недопустимым. Однако царь в свою очередь должен всегда знать пределы своего волеизъявления. Последствия союза царской власти и церкви сказались неоднозначно на политическом развитии России. Такой союз укреплял центральную власть, государственность, но одновременно лишал Русь важного источника развития - критики власти. Церковь находилась в основном под властью князей и царей. Это ограничивало ее возможности в критике власти. Критика в адрес царской власти прозвучала только раз и то из-за рубежа. Критика изнутри была обречена и уже потому невозможна. Курбский (XVI в.), признавая полновластье царя, в то же время считал, что царь должен советоваться со своими вельможами, оставлять за боярином "право отъезда", если он был недоволен царем. Курбский увидел опасность в политике Ивана IV, который опирался на опричнину, состоящую из малоизвестных и малоимущих, жаждущих крови именитых бояр. Своей политикой Иван IV разрушал жизненно необходимый для государственности социальный слой. Однако критика Курбского не возымела какого-либо значения в политике. Но критика, прозвучавшая в "Молении", предупреждала об опасности доверяться боярам, о необходимости защиты всех от "думцев". Идея существования вредного и опасного сословия между отцом (князем) и детьми (народом) отражала двойственное отношение народа к власти. Неприкосновенность личности князя, впоследствии царя, сосуществовала с откровенным недоверием к боярству, потом к воеводам, дворянам, якобы искажавшим волю царя. В этом недоверии выражалась и критика властей и скрывалась опасность правового нигилизма в отрицании основ государственности. Русская аристократия выставлялась врагом и царя, и дворян, и крестьян.

9. Политическая концепция Н.Макиавелли.
Никколо Макиавелли (1469-1527) является представителем эпохи Возрождения. Он обосновал политическую науку как относительно самостоятельную область общественного знания. Сам Н. Макиавелли имел политический опыт 14-летней работы в качестве секретаря правительства республики. В своем обосновании политической науки Макиавелли четко обозначил два пути, по которым может вестись анализ политических учреждений, - путь сравнительного изучения, который Макиавелли успешно применял сам, наблюдая и сравнивая учреждения Франции и Германии с итальянскими и флорентийскими; второй путь - историко-догматический: соотношение государства и права, личности и государства, церковной и светской власти, военной организации и государственного строя, вопросы зарождения, эволюции и смены различных форм государственного устройства и управления. Во-вторых, истолкование государства как образования не тождественного всему обществу. Именно Макиавелли стал понимать государство как одно, хотя и важное, состояние общества, как его определенную политическую организацию. Он же по существу впервые в политической теории ввел в научный оборот сам термин "государство". Вслед за античными политическими мыслителями, Макиавелли выделяет шесть форм государства (правления), три из которых "дурны во всех отношениях" (тирания, олигархия и охлократия), а три другие "сами по себе хороши", но при определенных обстоятельствах тоже могут стать "дурными" (монархия, аристократия и демократия). Смена форм государства происходит циклически, на основе круговорота (монархия-тирания-аристократия-олигархия-демократия-охлократия) и связывается не с божественной волей, а с закономерным повторением определенных ситуаций и соотношений борющихся сил. Наилучшей формой государства Макиавелли считал смешанную, составленную из трех простых - монархии, аристократии и демократии. В-третьих, взгляд на человека как на индивида, наделенного разумом и обладающего свободой воли, что делает его не покорным слугой провидения, но активным деятелем, борцом за свои интересы и идеалы. В-четвертых, отделение политики и права от морали. Политики и право, по мнению Макиавелли, основываются не на христианских догматах, не на моральных принципах, а на практике и опыте, решающую роль в которых играет сила. Отсюда советы и рекомендации государю, которые отличаются особой прагматичностью. Они подчинены задачам достижения политической цели и включают в себя такие средства и способы, как военная сила, дипломатическая ловкость, проницательность, хитрость и жестокость.

10. Политические концепции эпохи Английской буржуазной революции

(Т.Гоббс, Дж. Локк).
Видными представителями естественно-правовых теорий были Т. Гоббс (1588 - 1679) и Д. Локк (1632-1704) - в Англии. Отличительной чертой естественно-правовых теорий явилось стремление их авторов использовать политико-юридические воззрения в целях обоснования прогрессивных для той эпохи требований буржуазии. Эти требования преподносились в качестве непреложных выводов из так называемых вечных принципов естественного права. Согласно этим требованиям старые политические порядки и учреждения объявлялись неразумными и не отвечающими естественному праву, а потому подлежащими отмене и замене новыми политическими порядками и учреждениями. В свою очередь новые политические порядки и учреждения изображались как естественные, соответствующие природе человека, находящие свое оправдание в коренных свойствах человеческого бытия. Важную роль в теории естественного права играла идея общественного договора. Согласно этой идее, автономно существующий индивид составляет первооснову всего социального мироздания. Совокупность независимых индивидов конституирует общество в его естественном состоянии. Переход от естественного состояния общества, к государственно-организованному, осуществляется путем заключения общественного договора. Причины, побуждающие индивидов к заключению такого, договора могут быть разными: стремление избежать войны всех против всех, желание установить порядок и справедливость, потребность подкрепить естественное равенство индивидов их равенством по закону и т.д. Существенно отличались друг от друга в ряде случаев и выводы, к которым приходили разные авторы естественно-правовых теорий. Так, например, Гоббс, исходя из того, что индивиды, заключив общественный договор между собой, вверяют затем власть и свою судьбу главе государства (который, кстати, в договоре не участвует и никакой ответственности перед договаривающимися индивидами не несет), обосновывал идею абсолютной монархии.

11. Политические теории эпохи Просвещения (Ж.Руссо, Ш.Монтескье).
Представителями естественно-правовых теорий во Франции были Ш. Монтескье (1689 - 1755) и Ж.-Ж. Руссо (1712 - 1778). Руссо признавал "действительным лишь один акт общественного договора, а именно - образование народа и общества (в форме демократического государства) как единственного и абсолютного источника и суверена общей воли (верховной политической власти)". Согласно Руссо, основная задача этого договора состоит в том, чтобы "найти такую форму ассоциации, которая защищает и ограждает всею общею силою личность и имущество каждого из членов ассоциации и благодаря которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, однако только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде".

Определенным своеобразием отличалось истолкование естественного и позитивного права у Монтескье. Естественные законы, существовали до образования государственно-организованного общества. Они обеспечивали равенство, мир и относительное благополучие людей. При переходе к государственно-организованному обществу естественные законы заменяются позитивными законами, но не произвольно, а исходя из конкретной исторической обстановки. При этом большое влияние на формирование закона оказывает географическая Среда: климат, почва, рельеф местности, величина территории. Характер законов, по Монтескье, в значительной степени зависит также от формы государства. При деспотической форме правления господствуют произвол и страх, а не законы. При монархической - порядок и законопослушание. При республиканской - добродетель и политическая свобода. Гарантию безопасности граждан от беззакония и произвола Монтескье видел в разделении властей, на законодательную, исполнительную и судебную.



12. Политическая теория Маркса
Социально-экономическая (марксистская) теория в качестве основных факторов образования государства видит в развитии общественного разделения труда, возникновении частной собственности, классов и эксплуатации одних классов другими. Государство создается экономически господствующими группами для подчинения себе неимущих слоев населения.

Маркс был материалистом, а вместе с тем противником религии и теологии, против всякой метафизики. Процесс мышления, он превращает под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург (творец, созидатель) действительного... У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней” (“Капитал”). Маркс решительно отвергал не только идеализм, но и распространенную точку зрения Юма и Канта, агностицизм, критицизм, позитивизм.



13. Полемика российских западников и славянофилов по политическим вопросам

Полемика по философским вопросам складывалась под влиянием социально-культурных процессов, происходивших на Руси: предпосылки для возникновения философского сознания созревали уже в культуре языческой Руси, её христианизация (Х в.) сыграла важную роль в становлении русской философской культуры. Источником русской философской мысли были произведения киевского философа - митрополита Иллариона, давшего философско-историческое толкование русской жизни конца Х - начала XI в., поставившего вопрос о месте русского народа в мировой истории, об историческом значении принятия им христианства («Слово о законе и благодати», «Молитва», «Исповедание веры»). Илларион полагал, что христианизация Руси является завершающим этапом распространения этой веры и рассеивания «тьмы бесослужения» с помощью «слова ангельского» и крещение открыло людям путь к жизни вечно, к истине и благодати. Прежде всего, следует отметить, что в отличие от философии западноевропейских стран она не могла опереться на культурное наследие античного мира. Г. Флоровский писал «научная, философская, литературная традиция Греции отсутствует» в древнерусском культурном запасе. Не успев сложиться на базе язычества, философия сразу же оказалась в плену богословия, пришедшего из Византии вместе с православным христианством.

В отличие от представителей немецкой классической философии русские мыслители осознавали недостаточность слишком отвлеченного мышления и рассматривали философию как средство решения коренных проблем человеческого бытия. В центр своих размышлений они ставили индивидуальную и общественную жизнь человека. Именно поэтому в качестве важной особенности этой философии можно назвать антропоцентричность, пристальное внимание к проблемам человека.

Поиски русской философской мысли путей исторического развития России в XIX в. проходили в атмосфере противоборства двух тенденций. Представители первой акцентировали внимание на самобытности русской культуры, связывая ее с неповторимым своеобразием духовной жизни. Представители второй стремились вписать Россию в процесс развития культуры Запада. Они считали, что поскольку Россия встала на путь цивилизованного развития позже других стран Европы, постольку она должна учиться у Запада и пройти тот же исторический путь.

Славянофильство как направление философской и политической мысли занимало видное место в идейной борьбе середины XIX в. Противоречивое внутри себя, оно имело как прогрессивные, так и реакционные черты. От славянофильства ведут начало многие течения, каждое из которых брало из него какую-то одну идею, доводя ее до крайности и увязывая с различными политическими задачами. Яркими представителями были Алексей Степанович Хомяков (1804-1860) и Иван Васильевич Киреевский (1806-1856) и другие, оказавшие значительное воздействие на развитие русской мысли. В центре их внимания находились судьбы России, и её роль в мировом историческом процессе. Хомяков отрицал возможность логического познания и подчинял разум вере, поэтому главную задачу философии видел в том, чтобы поднять разум до уровня веры. Постижение Бога возможно лишь разумом, соединенным в церкви на основе нравственной любви. Все творчество мыслителя пронизывала идея о коренном различии исторических путей России и Запада и доказательство самобытности русского народа. В самобытности исторического прошлого России славянофилы видели залог ее всечеловеческого призвания, тем более что западная культура, по их мнению, уже завершила круг своего развития и клонится к упадку, что выражается в порожденном ею чувстве «обманутой надежды» и «безотрадной пустоты». По словам В. Соловьева, славянофилы, представляя всю западную историю как плод человеческого злодейства, имели в этом ложном представлении достаточное основание для негодования и вражды. Славянофилы развивали основанное на религиозных представлениях учение о человеке и обществе, проявившееся, например, в учении об иерархической структуре души и ее «центральных силах» (Хомяков) или о «внутреннем сосредоточении духа» (Киреевский). В работах славянофилов утверждается, что реформы Петра I явились причиной своеобразного дуализма русской культуры, элитарный слой которой обращен на Запад, а народный - на Восток.

Историческое значение славянофильства в том, что оно стало выражением идеологии русского либерализма, игравшего активную роль в подготовке крестьянской реформы 1861 г. Отстаивая реформы «сверху», славянофилы объективно были выразителями перехода России от феодально-крепостнического строя к буржуазной монархии.

К западникам относятся выдающиеся мыслители - В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов , Д.И. Писарев, А. И. Герцен. Западники прошли поучительную школу немецкой классической философии и французского Просвещения. Они полагали, что сознание есть свойство не всей, а лишь высокоорганизованной материи - мозга. Среди западников в философском отношении особо выделяются Герцен и Чернышевский. К западничеству примыкали те мыслители и политические деятели, которые считали западно-европейскую культуру последним словом мировой цивилизации. По их мнению, Россия должна следовать за Европой, идти теми путями, которые уже проложены. Нет смысла заниматься социальным творчеством - все, что нужно, имеется в полноте. Западники не видели в стране таких социальных институтов, которые могли быть как-то использованы при движении вперед. Православие воспринималось ими негативно, самодержавие отрицалось, а община рассматривалась как запоздалое историческое явление, препятствовавшее индивидуальному творчеству и проявлению инициативы. В целом западничество характеризуется европейской ориентацией мысли, интересом к западноевропейской культуре, борьбой за исправление исторического развития России и перевода ее на путь европейской цивилизации. По своей социальной ориентации западники различались следующим образом: одни представляли революционно-демократическое крыло, другие принадлежали к либеральному направлению. Однако все они выступали против официальной народности и славянофильского учения. Дискуссия между славянофильством и западничеством велась в общем плане, ее участники придерживались скорее философии, чем конкретной социологии и политики. Славянофилы тесно взаимодействовали между собой и их трудно представить в отрыве друг от друга.
14. Проблемы политики и власть в работах М. Вебера
Политическое лидерство - это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого одни люди выражают и знают потребности, интересы своих последователей и в силу этого обладают престижем и влиянием, а другие - отдают им добровольно часть своих политических, властных полномочий и прав для осуществления их целенаправленного представительства и реализации. В результате слияния интересов наступает состояние взаимной мобилизации всех участников политического процесса: и руководителей, т. к. они знают, что их действия опираются на поддержку и одобрение массы и уверены в своих силах, и рядовых участников политического процесса или движения, ибо они чувствуют, что их интересы понятны, а цели сформулированы. В силу этого наступает значительная интенсификация политической жизни, основанная на доверии.

Утрата доверия ведет к возникновению явления, противоположного лидерству - противодействия или политического вызова. Оно выражается в различных проявлениях скрытой или явной враждебности по отношению к самому лидеру, так и к тем ценностям, которые он представляет. Поскольку лидерство - это вид авторитетного властного руководства, то на его характер влияет и тип осуществляемой лидером власти.

Классическую типологию политического господства разработал М.Вебер. Он выделил три идеальных типа легитимности политической власти: традиционный, рационально-легальный и харизматический.

Традиционный тип легитимности основывается на привычке подчиняться власти, вере в её священность. Примером традиционного типа господства являются монархии.

Рационально-легальная легитимность характеризуется верой людей в справедливость существующих правил формирования власти. Мотивом подчинения является рационально осознанный интерес избирателя. Примером такого типа легитимности являются демократические государства.

Харизматический тип политического господства основывается на вере населения в исключительные, уникальные качества политического лидера. Харизматический тип власти чаще всего наблюдается в трансформирующихся обществах. Функциональная роль харизматического типа организации власти состоит в том, чтобы стимулировать, ускорить исторический прогресс.

В современной политической науке классификация М.Вебера дополняется другими типами легитимности власти. Например, выделяется идеологическая легитимность, основанная на обосновании правомерности власти с помощью идеологии, внедряемой в сознание широких слоев населения.




15. Современная политическая мысль:

парадигмы, школа, перспективы развития
Теоретическая функция политологии имеет своей целью, прежде всего разработку основных концептуальных парадигм, объясняющих характер развития общества на его разных этапах.

Неспособность прежних теоретических установок служить научными политическими парадигмами обусловлена не только тем, что они были оторваны от реальной общественной жизни, но и тем, что они исходили из ее жесткой экономической, социально-структурной, политической и духовно-идеологической направленности. Сегодняшние процессы в России идут в русле парадигмы политического плюрализма, который активно заявил о себе в конце 80-х гг. Процесс ее реализации происходил по следующей схеме: плюрализм мнений - плюрализм действий - плюрализм организаций - плюрализм общества в целом.



16. Субъекты политики: понятие и классификация
Субъект и объект власти являются непосредственными участниками властных отношений. Субъектами могут быть отдельные люди, социальные группы, институты, движения, но по своей роли в политике они далеко не однозначны. Субъект политики имеет такие интересы, сферой реализации которых служат именно политические отношения. Особенно велика роль таких субъектов политики как классы (социальные группы, объединяющие людей с одинаковым типом отношения к собственности) и нации (группы людей, объединенные одним языком, культурой, психическим складом, территорией, общностью экономической жизни). Именно во взаимодействии между ними формируется тот круг проблем и интересов, которые, будучи восприняты или отражены отдельными личностями, движениями, партиями, институтами и организациями, требуют для своего решения обязательного вмешательства государственной власти.

В политике нет постоянного закрепления атрибутов субъекта или объекта за определенным неизменным носителем - все участники политических отношений обладают сознанием и волей и в зависимости от конкретной ситуации могут выступать в качестве объекта (когда политическое действие направлено на него) и в качестве субъекта (когда он сам служит источником, носителем политического действия). Так, государство выступает объектом политики, когда на него направлено воздействие тех или иных политических сил, например в целях его реформирования, но оно может быть и субъектом политики, когда само активно вмешивается в регуляцию социальных отношений. Политическая партия выступает в роли субъекта политики, например в предвыборной борьбе, и может служить объектом, когда к ней применяются меры государственных репрессий, регулирования деятельности и т.д. При стремлении к максимальному сужению круга субъектов политических отношений, в конечном счёте, при доведении их количества до единицы возникает тоталитарная модель построения политических отношений; а при признании естественности множественности интересов и способов их выражения в политике - плюралистическая модель.



17. Политические интересы социальных групп: генезис и их реализация
Проблема сознания в социологии исследуется как проблема группового сознания, в теории государства и права - как проблема правового сознания, а в политологии - как проблема политического сознания. Поскольку политика есть специфическая форма теоретической и практической деятельности классов, наций, социальных групп и индивидов, направленная на завоевание, удержание и использование политической власти, постольку важным объектом внимания политологии служит сама политическая власть, определение ее сущности и структуры, механизм распределения и осуществления этой власти в обществе. А это наилучшим образом может быть осуществлено лишь тогда, когда политика рассматривается в системе различных связей и отношений, ибо чтобы действительно знать предмет, надо всесторонне изучить его.

Существует ряд практических и теоретических предпосылок, обусловливающих значение этой отрасли социального знания, ее включение в структуру гуманитарного образования.

В первую очередь к ним относятся потребности практического характера, т.к. политология имеет дело с таким массовым общественным явлением как политика. Заниматься политикой в условиях происходящих ныне преобразований - значит рассматривать общественную жизнь с точки зрения того, какие массы людей вовлечены в эти преобразования, как они воспринимают их, на какие социальные инициативы готовы, какую активность проявляют в них. Кроме того, политология исследует особую сферу общественной жизни - политическую, в которой сосредоточены основные рычаги управления обществом - государство, партии, профсоюзные и иные общественно-политические организации. От того, как будут взаимодействовать между собой эти организации, каким содержанием будет наполнена их деятельность, зависит не только сам процесс преобразований, но и их результаты.


следующая страница >>