«Поиск. Опыт. Традиции» №2 2009,­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
«Поиск. Опыт. Традиции» №2 2009,­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ - страница №1/5


«Поиск. Опыт. Традиции» №2 - 2009



,­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­




Учредитель Л.А. Наумова

Редактор Т. А. Образкова

Научный консультант

Л.В. Андриевская

Технический редактор

Л.А. Зайцева
Редакционная коллегия:

Г.Б. Ермакович

И.В. Ильинова

Н.И Кузьмичева.

Л.И. Термелева

И.П. Килячкова

Автор ремарок Т.А. Образкова

-------------------------------------------


На 2-й странице обложки: литография А.С. Пушкина

Адрес редакции:

Самарская область,

Кинель – Черкасский район,

с. Тимашево,

ул. Комсомольская 31,

тел. 2 – 42 – 47,

e-mail: timkust@mail.samtel.ru.

Сдано в набор 20. 01.2009 г.

Подписано в печать 5.04.2009 г.

Формат альманах

Тираж 50 экз.

Цена 100 р.

-------------------------------------------


Третий номер журнала «Поиск. Опыт. Традиции» утвержден на заседании научного совета МОУ ТСОШ «ОЦ» 4 апреля 2009 г., протокол № 6




О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух,

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг.

А. С. Пушкин

Заказ № 03




Содержание
Главная тема

Андриевская Л.В. Международная «Ярмарка социально-педагогических инноваций – 2009»

Наумова Л.А. Школа будущего.

Методика. Опыт

Мелешихин М.А. Формирование информационно-культурной личности.

Образкова Т.А. Телепередачи. Компьютерные технологии на уроках литературы.

Воробьева Н.В. Качество образования. Методика В.Н. Зайцева.


Самообразование учителя

Савицкая Е.М. Инновационная деятельность: психологический портрет учителя.



Консультация

Архипова И.Н. Интерактивные формы обучения

Кузьмичева Н.И. Модель воспитательного мероприятия

Используйте эти материалы

Фаст Ю.А. Активизация иноязычного материала в устной речи.

"Our plans for the Weekend" (5 класс)
Образкова Т.А. Урок-исследование. 6 уроков по роману И.А. Гончарова «Обломов»:

Гончаров и его роман «Обломов», «Система воспитания в семье Обломовых», «А. Штольц. Система воспитания», «Ольга Ильинская», «Социальное зло «обломовщины», «Обломов – «лишний» человек».


Козлова И.Е. Литературно-музыкальная композиция ко Дню Защитника Отечества

«Когда поют солдаты».


Мелешихин М.А. Базовые логические структуры Алгебры логики.
Иванова О.Е. Урок биологии в 7 классе на тему «Пресноводная гидра».

Иванова О.Е Урок биологии в 6 классе на тему «Основные и образовательные ткани

растений».
Серова Н.И. Урок изучения нового материала. Чередование гласных в корнях –кас-/-кос-.
Профильное обучение

Андриевская Л.В. Информация. МОУ ТСОШ «ОЦ» как образовательная Региональная и Федеральная площадка.

­­­­Дошкольное образование. Преемственность

Зубеева АА., Самохвалова Н.В. Проблема обучения детей рассказыванию и пути ее

решения.



Сообщения и заметки

Андриевский А.А. Инструкция по обеспечению безопасности учащихся и персонала школы МОУ ТСОШ «ОЦ» в условиях террористических актов.



Традиции

Т.А. Образкова. Есть, чем воспользоваться и что продолжать.


Точка зрения

Образкова Т.А. Синдром школьных убийств



СТАТИСТИКА

Миненкова Г.А. Итоговая аттестация выпускников 2009 года

Путилова Н.Д. Состав обучающихся МОУ ТСОШ «ОЦ». Динамика правонарушений. Статистика оздоровления.
Конкурсы

Андриевская Л.В. Приоритетный национальный проект «Образование»

Областной конкурс «Крылья успеха»

Критика и библиография

Илья Глазунов: «Русский тот, кто любит Россию». «Россия Распятая».


Приложения (на электронном носителе)

Архипова И.Н. Презентация. Формы уроков.

Серова Н.И. Чередование гласных в корнях –кас-/-кос-.



Главная тема




Андриевская Л.В. – заведующая научной работой МОУ Тимашевская средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» Кинель-Черкасского района Самарской области



Международная «Ярмарка социально-педагогических проектов и воспитательных технологий»

Уже седьмой год на территории Отрадненского образовательного округа проходит Международная «Ярмарка социально-педагогических проектов и воспитательных технологий», в которой принимают участие учителя Тимашевского образовательного центра: Т.А. Образкова (7 проектов), В.М. Кленов (4 проекта), Л.А. Майстренко (3 проекта), Л.В. Андриевская (2 проекта), И.В. Ильинова (2 проекта), Л.А. Зайцева (2 проекта), Н.И. Ильина (2 проекта), О.И. Локтионова, И.П. Килячкова, Л.В. Головина, С.Г. Субботская, О.Е. Иванова (2проекта), В.Г. Остапенко.

В 2009 году на заочный тур Международной «Ярмарки социально-педагогических проектов и воспитательных технологий» было представлено около 400 проектов из всех регионов страны, в результате жесткого отбора выдержали испытания 126 проектов, среди них – 5 проекта Тимашевского образовательного центра: Т.А.Образковой (2), И.В. Ильиновой, И.П. Килячковой, Зайцевой Л.А.

Авторы проектов Тимашевского образовательного центра представили актуальные, технологичные работы, содержащие варианты решения важных, существенных для нашего времени проблем. Оригинальные идеи, наработки, новые подходы к процессам обучения и воспитания, доказательность необходимости их внедрения в систему работ других педагогов и других видов деятельности - отличительные черты интеллектуального продукта наших педагогов, представленных на Международную «Ярмарку социально-педагогических проектов и воспитательных технологий- 2009».

Желаем участникам «Ярмарки» востребованных проектов!





Методика. Опыт





Мелешихин М.А. – учитель информационной культуры МОУ Тимашевская средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр»

Кинель-Черкасского района Самарской области.



ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ.

1.Проблема и актуальность темы

Современная информатика – это фундаментальная научная и учебная дисциплина, которая обеспечивает формирование универсальных интеллектуальных способностей учащихся. А одной из важнейших задач современной школы является интеллектуальное воспитание учащихся. Целью образовательного процесса является не только получение знаний, т.е. изучение информатики, математики и других общеобразовательных предметов, но и полноценное использование их на практике, развитие и расширение индивидуальных интеллектуальных ресурсов учащихся.

Общеобразовательная область, представляемая в учебном плане школы курсом информатики, может быть рассмотрена в двух аспектах: общенаучный и технологический. Первый аспект охватывает область структуры знаний, а второй - область формирования компетенций. Педагогические функции при этом сводятся к следующему:


  • Формирование основ научного мировоззрения.

  • Развитие мышления школьников.

  • Подготовка школьников к практической деятельности, труду, продолжению образования.

Информатика как предмет оснащает выпускника умениями преобразования задания из формы, в которой вы выполняете его сами (например, пишете ручкой на бумаге заявление), в такую форму, в которой оно выполняется другими (печатаете и форматируете). Это означает описать задание как процедуру самодостаточную, которая может полно и точно исполняться сколько угодно раз, и кем угодно, или чем угодно.

Школьная информатика - это комплекс из органичного сочетания всех основных линий информатики. Информационные технологии открывают учащимся путь к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают совершенно новые формы и методы обучения с применением средств концептуального и математического моделирования явлений и процессов. Информационные технологии – мощный потенциал для самореализации личности во внеурочной деятельности.

В период становления информационного общества, в котором главными ценностями являются творческий потенциал и умственные способности человека, необходимо подготовить учащихся к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, когда готовятся и принимаются решения на основе коллективного знания. Условия возникновения проблемы связаны с необходимостью создания атмосферы, способствующей росту личностных достижений и формированию информационной культуры учащихся; умению работать самостоятельно.

Введение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс раскрывает перед учителем большие возможности. Именно поэтому данная проблема актуальна, т.к. все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают.


2. Цели и задачи

Изучая вместе с учащимися информатику и информационные технологии, учитель информатики направляет действия на достижение следующих целей:

~освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях, моделях;

~овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовать собственную информационную деятельность и планировать её результаты;

~развитие  познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

~воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов её распространения; избирательного отношения к полученной информации;

~выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Как учитель информатики я ставлю перед собой следующие задачи:

-организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы они твердо усвоили программу курса;

-выработать у учащихся умения формулировать и решать задачи повышенной сложности, используя методы решения более простых задач;

-формировать у учащихся умение разрабатывать алгоритмы решения задач, а это:

~умение проверять правильность алгоритма,

~умение выбирать методы самоконтроля,

~выбирать методы оформления и обоснования алгоритма;

-развивать:

~умение работать с учебниками,

~умение конспектировать.

-воспитывать у учащихся настойчивость в поиске решения задач, различных методов решения.


3. Технология формирования ИК старшеклассников

I этап – проектировочный. На этом этапе веду ознакомление с понятием «информационная культура».

Суть ИК заключается во владении умениями и навыками работы с информационными потоками на основе информационных технологий. Использование новых информационных технологий в образовательном процессе позволяет эффективно воздействовать на процесс формирования ИК учащихся при условии создания обучающих программ соответствующей педагогической модели и реализации конкретных методических подходов, при создании которых используются следующие технологии:



    • технология проектов;

    • кейсовая технология;

    • игровая технология;

    • Интернет-технология.

На этом же этапе провожу диагностику уровня сформированности ИК, которая показала, что из 25 учащихся профильного класса 10% имеют высокий уровень, 20% – средний, 70% – низкий уровень сформированности ИК. Следовательно, целью дальнейшего этапа будет работа по выбору оптимальных технологий, способствующих формированию ИК.

II этап – содержательный. На этом этапе произошло внедрение технологий, способствующих формированию ИК учащихся.

Учащиеся 10-11 классов школы обучаются по программам профильного обучения. Программа организации физико-математических профильных классов включает концепцию реализации информационно-технологического профиля, учебный план на 3 часа информатики: 2 часа элективных курсов и 1 час консультаций в неделю - весь учебно-методический комплект. Профильный уровень обеспечивает более подробное проникновение в конкретные информационные системы и предусматривает изучение следующих курсов: «Web-дизайн», «Компьютерная графика», «Объектно-ориентированное программирование». В связи с этим особую актуальность приобретает кейсовая технология, способствующая культурному, гуманитарному развитию учащихся на основе приобщения к самой широкой информации. Поскольку учащиеся профильных классов находятся на разных уровнях владения основами программирования, разработан кейс по программированию, в который входит весь теоретический материал, приведены примерные решения задач по каждой теме, есть система вопросов по теории, задачи для тренировки и самоконтроля учащихся. Отдельно разработаны контрольные работы и тесты по каждой теме. Учащимся был предложен вариант работы с кейсовой технологией по следующей схеме: первые три блока они изучают дома самостоятельно, решают задачи, отвечают на теоретические вопросы. Затем один раз в неделю они приходят на консультацию, показывают домашнюю работу, защищают ее. На следующем занятии учащиеся выполняют контрольную работу, тесты.

По ряду причин вопросы формирования ИК участников образовательного процесса невозможно решить только в учебное время. Большую роль в реализации поставленных задач играет внеурочная деятельность учащихся, построенная на основе элективных курсов и кружковой деятельности по предмету.

III этап – оценочно-результативный. Использование данных технологий способствует успешному формированию ИК, достижению оптимизации темпа работы учащихся, уровневой дифференциации обучения, повышению мотивации учебной деятельности. Критериями уровня сформированности ИК, ценностного отношения к ее повышению могут служить следующие показатели:


Составляющие ИК

2007/08 г.

2008/09 г.

1.Умение работать с большим объемом сведений

72 %

94 %

2.Культура поиска новой информации

80 %

100 %

3.Умение сохранять полученную и переработанную информацию

90 %

100 %

4.Умение четко излагать результаты деятельности

85 %

94,5 %

5.Знание норм, регламентирующих использование интеллектуальной деятельности

70 %

83 %

4. Учитель – творец урока

В процессе своей педагогической деятельности я применяю различные подходы и технологии в организации обучения учащихся информатике.

Моя еще небольшая педагогическая практика, сотрудничество с лучшими педагогами школы и района, постоянное самообразование по предмету позволили мне прийти к своей педагогической идее (надеюсь со временем её более усовершенствовать). В ее основе лежат принципы как традиционной, так и нетрадиционной формы обучения.

Основными направлениями в своей работе считаю:



I.Личностно-ориентированный, дифференцированный подход в обучении, который обеспечивает успешное усвоение учащимися учебного материала посредством использования на уроке:

-индивидуальных заданий, учитывающих учебные возможности по предмету отдельных групп учащихся;

-создание на уроке ситуации успеха;

-использование групповой формы работы, позволяющей оказание помощи слабому со стороны сильного ученика;

-применение на уроке обучающих карточек;

-проведение контрольных, самостоятельных, практических работ по индивидуальным карточкам;

-использование индивидуальных домашних заданий.

II. Проблемное обучение осуществляю через создание проблемных ситуаций, организацию дискуссий по обсуждению различных точек зрения на один и тот же вопрос, выполнение учащимися заданий с проблемным содержанием, постановку вопроса с противоречивыми данными или заведомо допущенными ошибками и т. п.

III. Много внимания уделяю вопросу сохранения и укрепления физического и психического здоровья учащихся, используя различные приемы и элементы здоровьесберегающих технологий:

-психологический настрой в начале урока и создание благоприятного психологического климата в течение всего урока;

-физкультминутки для сохранности зрения, осанки;

-снятие стрессовых ситуаций при контроле знаний через использование различных форм их организации, позволяющих ученику исправить оценку;

-широкое использование наглядного демонстрационного материала, таблиц, памяток и т. д. в ходе самостоятельной деятельности учащихся.

IV.Систематически работаю над понятиями, терминами. Применяю разнообразный дидактический материал.



  1. Использую в организации учебно-воспитательного процесса на уроке, как традиционные формы обучения, так и нетрадиционные.

В последние годы нетрадиционные формы уроков используются учителями  довольно широко. Интерес к ним вызван многими обстоятельствами. Утверждается новый стиль педагогического мышления, ориентирующегося на интенсивное и эффективное решение образовательно-воспитательных задач в рамках сжимающегося объема учебного времени, на творческо-поисковую самостоятельность школьников, модернизацию процесса обучения. Учитель стремится удивить ученика, который проводит свое время не за книгой в библиотеке, а у телевизора, за компьютером, видеоиграми и пр.

Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, науке, а так же развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными, самыми необычными источниками знаний.

Ведь интерес к изучению информатики во многом зависит от того, как проходят уроки. Даже на самых хороших уроках элемент обязанности сдерживает развитие увлеченности предметом.

Я веду поиск эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы умственную деятельность учеников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. На уроках забочусь о том, чтобы каждый ученик работал активно и увлеченно, так как в такой момент возникает развитие любознательности и познавательный интерес. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда формируются и определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Надо раскрыть  перед подростком притягательные стороны информатики, иначе его интересы замкнутся на компьютерных играх, на «стрелялках» и «догонялках».

Итак, я веду обучение через формирование познавательного интереса к предмету.

В школьном учебно-воспитательном плане это делаю на групповых занятиях, уроках, неделях наук:



  • Кроссворды

Кроссворды можно разбить по разным признакам на такие группы:

-по специфике используемых вопросов (стандартные, занимательные)

Если в кроссворде вопрос ставится в необычной форме, например, выполнен в виде рисунка, в форме занимательной задачи, загадки, это занимательный кроссворд, иначе стандартный.

-для активизации деятельности (познавательные, мотивационные, актуализирующие, развивающие). Если в кроссворде через вопросы предполагается сформировать у обучаемых новые знания, то он познавательного характера. Если вопросы призваны привлечь учащихся к изучению нового материала или направлены на повышение интереса к предмету, то это мотивационный кроссворд; если же через них с опорой на изученный материал предполагается подготовить учащихся к восприятию нового материала, то это актуализирующий кроссворд;

-для контроля знаний (кроссворды для текущей, тематической или обобщающей проверки). Кроссворды для текущей проверки направлены на проверку базовых знаний обучаемых по текущему материалу. Кроссворды для тематической проверки направлены на проверку базовых  и дополнительно полученных знаний по определенной теме. Кроссворды для общей проверки направлены на общую проверку знаний по большому блоку материала (за четверть, полугодие, год).

-по предметной области (по математике, информатике, литературе, биологии и т.д.);

-по содержанию (терминологические, на знание определёний, на знание дат).

Средством реализации задач является электронная таблица Excel и текстовый редактор Word (при данной работе у учащихся отрабатываются навыки работы с таблицами). В процессе работы с кроссвордами у ребят также формируется логическое, творческое мышление, вырабатываются такие качества как терпение, аккуратность, сосредоточенность.



  • Викторины

При объяснении материала или его контроля учитель часто использует систему вопросов. Вопросы могут быть выражены нестандартным способом, например, в виде викторины. В работе учителя с точки зрения обучающих целей это практически ничего не меняет, но за счёт нестандартной подачи материала облегчает работу с обучаемыми. Викторины можно разбить по такому же принципу, как и кроссворды. К формулированию вопросов можно привлекать самих же учащихся.

  • Мозаика

Мозаика состоит из ограниченного числа деталей – типовых элементов. Хотелось бы подчеркнуть, что конструирование из мозаики – это не только детское занятие. Это одно из направлений искусства. Мозаичными панно украшены стены зданий с древних времён. Работая с мозаикой, учащиеся знакомятся с геометрическими фигурами и развивают пространственное воображение, фантазию, творческие способности.

Средство реализации – графический редактор Paint.



  • Игра

Учебные игры на уроках информатики в школе могут быть эффективным инструментом повышения интереса учащихся к предмету. Их можно использовать как облегченную и увлекательную форму проведения контрольных мероприятий.

Урок-игра

Детям интересны игровые уроки. Во время проведения таких уроков появляется возможность в увлекательной, игровой форме дать детям тот материал, который в традиционной форме усваивается очень слабо и без интереса, провести неординарно обобщающий урок по теме. В процессе игры вырабатывается у детей умение сосредоточиться, мыслить самостоятельно, развивать внимание и стремление к знаниям.

Увлёкшись, ребёнок не замечает, что учится – он познаёт, запоминает новое, ориентируется в необычной ситуации.

Игры являются ценным средством воспитания умственной активности детей, активизируют психические процессы.



  • Ребусы

Важной задачей курса информатики является усвоение учащимися правильной терминологии. Для этого и используют всевозможные тематические ребусы. Такие упражнения развивают логическое мышление, воображение, творчество, зрительное внимание, умение мыслить нестандартно, позволяют отрабатывать грамотное написание терминов по информатике.

К разработке ребусов я привлекаю учеников старших классов. Творчески мыслящие ребята делают это с огромным удовольствием.

Средством реализации является текстовый редактор Miсrosoft Word (у ребят отрабатываются навыки работы с графическим объектами – вставка рисунков из файла, вставка картинки, создание рисунка, создание надписи в рисунке, расположение элементов и комбинирование их в один объект, копирование, перемещение, изменение размеров и т.д.)


  • Практикум

Главная задача учителя информатики состоит в формировании у учеников устойчивых навыков в использовании компьютера для научных и бытовых задач.

Утверждение «Компьютер – инструмент человека в его информационной деятельности» становится осознанным для ребёнка лишь тогда, когда подтверждается собственным опытом.

Для приобретения такого опыта можно использовать небольшие практикумы. Перед ребятами ставится задача, решение которой заинтересует их. Ее выполнение разбито на этапы и рассчитано на несколько учебных недель.


  • Доклады и сообщения

Доклады и сообщения используются для выработки у учащихся навыков работы с дополнительной литературой.

Сообщение исторических сведений по информатике является одной из форм воспитания материалистического мировоззрения. Систематически и правильно поставленная работа способствует лучшему усвоению науки, возбуждает к ней интерес.

Экскурсы в историческое прошлое оживляют урок, дают разрядку умственному напряжению, повышают интерес к изучаемому материалу и способствуют прочному его усвоению.

В процессе работы у ребят расширяется кругозор, приобретаются навыки работы с библиотечными каталогами и самой литературой.

Ребята учатся выделять главное и систематизировать.


  • Недели наук

В рамках учебно-воспитательного плана школы проводятся недели образовательных наук, на которых широко используются КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п., которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.

Роль учителя – организовать активное участие учеников в подготовке этих недель.

Информатизация в обучении является составляющей частью общей проблемы модернизации содержания школьного образования. Решение данной проблемы позволит создать комфортные условия обучения, такие, при которых ученик почувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что сделает продуктивным сам процесс обучения.

Формы и методы использования компьютеров на уроке, конечно, зависят от содержания урока, цели. Например: применение компьютера при изучении нового материала (использование фрагментов имеющегося программного обеспечения по предмету, использование разработанных презентаций, подготовленного банка иллюстративного материала); использование диагностических и контролирующих материалов; использование тренинговых программ; использование компьютера для вычислений, построения графиков; организация проектной деятельности учащихся с использованием информационно-коммуникационных технологий. На уроках информатики используется следующее программное обеспечение:

-универсальное ПО (пакеты Microsoft Office: Word, Excel, Access, PowerPoint; графических редакторов: Paint, Adobe PhotoShop CS2, Adobe Illustrator и др.);

-Интернет-ресурсы; материалы дистанционных олимпиад по информатике и on-line тестирования.

Наличие ноутбука, мультимедийного проектора и интерактивной цифровой доски значительно расширило возможности применения ИКТ в образовательном процессе. Учитель не прикован к своему рабочему месту (компьютеру), что позволяет осуществлять более тесный контакт с аудиторией и незамедлительную обратную связь.

При этом структура урока всегда остается та же - неважно, используется интерактивная доска или нет. Но в некоторых случаях интерактивная доска может стать хорошим помощником, например, при, так называемом, индуктивном методе преподавания, когда ученики приходят к тем или иным выводам, сортируя полученную информацию. Учитель может по-разному классифицировать материал, используя различные возможности доски: перемещать объекты, работать с цветом, привлекая к процессу учеников, которые затем могут самостоятельно работать в небольших группах. Иногда можно снова обращать внимание учащихся на доску, чтобы они поделились своими мыслями и обсудили их перед тем, как продолжить работу.

Интерактивная доска - ценный инструмент для обучения всего класса. Это визуальный ресурс, который помогает преподавателю излагать новый материал очень живо и увлекательно. Она позволяет представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов, преподаватели и учащиеся могут комментировать материал и изучать его максимально подробно. Она может упростить объяснение схем и помочь разобраться в сложной проблеме.

С помощью интерактивной доски можно сделать представление идей увлекательным и динамичным. Доски являются ценным инструментом для преподавателей при объяснении абстрактных идей и концепций. На доске можно легко изменять информацию или передвигать объекты, создавая новые связи. Учитель может рассуждать вслух, комментируя свои действия, постепенно вовлекать учащихся и побуждать их записывать идеи на доске.

В результате использования мною интерактивной доски учебное время урока организуется более рационально; расширились возможности в выборе средств и методов обучения; повысилась мотивация учащихся и их активность на уроке, а как следствие и успеваемость. При этом практически не нарушается привычное течение и комфорт урока.

Преподавание с помощью интерактивной доски для меня имеет следующие преимущества:

• материалы к уроку можно приготовить заранее - это обеспечивает хороший темп занятия и сохраняет время на обсуждения.

• можно создавать ссылки с одного файла на другой - например, аудио-, видео-файлы или Интернет-страницы. Это позволяет не тратить время на поиск нужных ресурсов.

• на уроке можно импровизировать и быть гибче в изложении материала, возможности доски позволяют рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов.

• после занятия файлы можно сохранить в изначальном виде или такими, как они были в конце занятия вместе с дополнениями. Их можно использовать во время проверки знаний учеников.

За время использования интерактивной доски на своих уроках могу сделать следующие выводы:


  • Значительно повышается эффективность урока за счет инновационной наглядности изучаемого материала; возможность показа сложных процессов и объектов в динамике их виртуального изменения;

  • Возможность развивать креативные способности детей за счет моделирования, конструирования, мыследеятельностного и виртуального эксперимента;

  • Повышение интереса и учебной мотивации учащихся к изучению предмета;

5. Реализация проблемы учителя через внеклассную работу

Все большее количество учащихся принимает участие в конкурсах различного уровня, связанных с информатикой и информационными технологиями: Всероссийские игры-конкурсы «КИТ – Компьютеры. Информатика. Технологии.», «Инфознайка» (90 чел. и 193 чел. соответственно), в Российских открытых заочных конкурсах-олимпиадах в г.Обнинск в проекте «Познание и творчество» (5 работ в I туре и 12 работ во II туре), четверо учащихся приняли участие в областном фестивале компьютерного творчества памяти Петра Павлова. В школе работают кружки Flash-анимации и Web-дизайна, на которых школьники создали и регулярно обновляют школьный сайт (www.timkust.ukoz.ru). Участие в конкурсах и работа в кружках во многих случаях требуют от учащихся использования различных источников. Дети обращаются к дополнительной литературе, периодической печати, документам и обязательно пользуются информационными услугами компьютерных сетей. Это вызывает у учащихся глубокие интеллектуальные чувства, в том числе чувства удовлетворения и уверенности в свои возможности и силы, формирует интерес к предмету.

Глобальная цель образования состоит в том, чтобы человек мог лучше ориентироваться в жизни, был способен найти свое индивидуальное место в ней, умел строить жизнь так, чтобы как можно полнее реализовать свои возможности. Главную свою учительскую и человеческую задачу я вижу в том, чтобы помочь ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью, в том числе и через участие в конкурсах, играх, викторинах.

Много внимания уделяю созданию обстановки комфортности, атмосферы уважительности во взаимоотношениях всех участников учебного и внеучебного процесса. Ученики знают, что они могут задать любой вопрос, не опасаясь насмешки со стороны одноклассников или недовольства учителя. Ответить на возникающие вопросы часто предлагаю другим ученикам, сам же лишь комментирую или обобщаю их выводы.


следующая страница >>