«Подготовка к сочинению по рассказу А. И. Куприна «Гранатовый браслет»» Учитель: Никифорова Е. А - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
«Подготовка к сочинению по рассказу А. И. Куприна «Гранатовый браслет»» Учитель: - страница №1/1

Конспект урока по литературе в 11 классе

Тема : «Подготовка к сочинению по рассказу А. И. Куприна «Гранатовый браслет»»

Учитель: Никифорова Е. А.


Филиал МБОУ СОШ с. Наровчат в селе Плесковка 2013 г.

Тема: подготовка к сочинению по рассказу

« Гранатовый браслет».
Цели урока:

  1. проанализировать этапы подготовки к написанию сочинения: выбор эпиграфа, формулировка главной мысли будущего сочинения, составление плана, использование цитат для доказательства своих мыслей;

  2. развивать устную и письменную речь учащихся;

  3. воспитывать любовь к художественному слову.


Ход урока.


  1. Знакомство с целями урока.

( На уроке тихо звучит бетховенская соната номер два для того, чтобы учащиеся могли под впечатлением музыки более полно выразить свои мысли и чувства).


  1. Анализ этапов работы над сочинением.

Учитель: Ребята, на сегодняшнем уроке мы будем готовиться к работе над сочинением по рассказу И. А. Куприна «Гранатовый браслет». Для начала давайте выделим этапы подготовки к сочинению.
Ученики:

  1. обдумывание темы сочинения;

  2. определение основной идеи сочинения;

  3. определение жанра сочинения;

  4. подбор материала (цитат, высказываний и др.);

  5. составление плана сочинения;

  6. обдумывание вступлений к основной части;

  7. составление подробного плана основной части;

  8. анализ заключения.


Учитель: Какие темы для сочинений вы выбрали?

Ученица: Я выбрала первую тему («Хочу поделиться мыслями о прочитанном рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет»). Главное слово в ней, на которое я должна опереться в своей работе над сочинением,--мысли: мои мысли о героях и их чувствах. Своё сочинение я буду писать в жанре письма, адресатом которого является автор произведения—А. И. Куприн, так как считаю, что, обращаясь к конкретному человеку, легче высказывать свои мысли.
Ученик: Я выбрал вторую тему «… что это было: любовь или сумасшествие?». Она более конкретная, чем первая тема. Это сочинение-рассуждение, поэтому в нём должен быть тезис, т. е. мысль, которую надо доказать, следовательно, необходимы доказательства и вывод. Главное слово в ней или «любовь», или «сумасшествие» в зависимости оттого, что буду доказывать.
Учитель: А теперь, ребята, нам нужно сформулировать идею сочинения.
Ученики:

--Чувства бедного телеграфиста Георгия Желткова к Вере Шеиной—это любовь, а не сумасшествие.

--Я проверял себя – это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которой Богу было за что-то меня вознаградить.

--Редчайший дар высокой любви стал единственным содержанием жизни Желткова.

--Я считаю, что Желтков не безумец, не маниак, что его чувства к Вере—это не сумасшествие, это любовь, и попытаюсь доказать своё мнение.
(Несколько учащихся зачитывают эпиграфы, выписанные из текста произведения цитаты, которые будут использовать для доказательства идеи сочинения, и пытаются обосновать свой выбор.)

Ученик: в качестве эпиграфа к сочинению я решил взять слова Шекспира: Нам говорит согласье струн в квартете,

Что одинокий путь подобен смерти.

Почему я выбрал именно этот эпиграф? Считаю, что данные слова перекликаются с описанной в рассказе трагичной судьбой Желткова.

Ученик: Эпиграф—строки из стихотворения Тютчева:

Любовь, любовь,-- гласит преданье,

Союз души с душой родной.

Их единенье сочетанье

И роковое их слиянье,

И поединок роковой.

И чем одно из них нежнее

В борьбе неравной двух сердец,

Тем неизбежней и вернее,

Любя, страдая, страстно млея,

Оно изноет, наконец.

Ученик: Мне понравились слова Омара Хайяма, которые прозвучали на прошлом уроке: Словно солнце горит, не сгорая, любовь,

Словно птица небесного рая—любовь.

Но еще не любовь—соловьиные стоны,

Не стонать от любви умирая,-- любовь!

Именно эти строки, по-моему, как нельзя лучше передают смысл рассказа Куприна «Гранатовый браслет». Они очень точно определяют образ телеграфиста Желткова и его чувства к княгине Вере, вот поэтому я беру их как эпиграф к своему сочинению.

Учитель: ребята, сейчас мы перейдём к следующему этапу—составлению плана. План—это каркас сочинения. Без него невозможно выразить свои мысли последовательно и логично.

Ученик:

    1. Вступление. В нём я буду обращаться к писателю со словами приветствия, поскольку своё сочинение я пишу в эпистолярном жанре.

    2. Основная часть. Я назвал её так: « мои рассуждения о любви, описанной в рассказе «Гранатовый браслет».

а) генерал Аносов о любви;

б) обретённые чувства;

в) любовь и письма Желткова;

г) бездушные люди;

д) последнее письмо;

е) соната 2.

3. Заключение. М. Горький о любви. Значение рассказа « Гранатовый браслет».

Ученик: Своё сочинение я буду писать по такому плану:

  1. Вступление. « Темп любви в творчестве писателей и поэтов».

  2. Основная часть: « Что это было: любовь или сумасшествие?». Главная мысль заключается в следующих словах: « Я считаю, что Желтков не безумец, не маниак, что его чувства к Вере—это не сумасшествие, а любовь». В качестве доказательства привожу письма Желткова к Вере.

Основная часть состоит из пунктов:

а) глубина чувств Желткова;

б) последнее письмо Желткова;

в) отношение мужа Веры к чувствам и письмам Желткова.

3. Заключение. Значение рассказа « Гранатовый браслет».
Учитель: Выбор вступления—следующий ответственный этап работы над сочинением. Вступление—первый пункт пана сочинения. С него начинается текст. Начало его должно быть ярким, эффектным, вызывающим интерес читателей ко всему сочинению. Давайте охарактеризуем виды вступлений.

Ученик:

--Историческое вступление (характеризуется эпоха, в которой создавалось произведение или описывается история его создания).

--Аналитическое вступление (анализируется, объясняется значение слова из названия сочинения или из произведения).

--Биографическое (важные сведения из биографии писателя).

-- Сравнительное вступление (сопоставляется подход разных писателей к раскрытию одной и той же темы).

--Лирическое вступление (на жизненном или на литературном материале).
Учитель: Дома вы подготовили вступления к вашим сочинениям. Прослушаем их.

Ученик: Листая отрывной календарь, я обратил внимание на небольшую притчу Феликса Кривена. В ней он рассказывает о том, как однажды « Былинка полюбила Солнце… Конечно, на взаимность ей трудно было рассчитывать: у Солнца столько всего на Земле, что где ему заметить маленькую, неказистую былинку! Да и хороша была бы пара—Былинка и Солнце! Но Былинка думала, что пара была б хороша, и тянулась к Солнцу изо всех сил. Она так упорно к нему тянулась, что вытянулась в высокую стройную Акацию.

Красивая Акация! Чудесная Акация! Кто узнает в ней прежнюю Былинку! Вот что делает иногда любовь, даже неразделённая.

Какая красивая сказка …--подумал я. — А ведь она мне напоминает какое-то произведение. И вдруг в моей памяти всплыли имена: телеграфист Желтков и княгиня Вера… Былинка – Желтков и Солнце—Вера.

Я считаю, что это лирическое вступление.
Ученик: Многоуважаемый Александр Иванович! Пишет Вам почитательница Вашего творчества. Обращаюсь к Вам со словами благодарности и почтения за прекрасное Ваше творение. Особый интерес вызвал у меня Ваш рассказ «Гранатовый браслет». Это произведение произвело на меня огромное впечатление: перечитываю его третий раз. Это вступление лирическое.

Ученик: Любовь—излюбленный темп писателей. В любом произведении можно найти страницы, посвящённые этому чувству. Тонко описывает любовь Шекспир в трагедии « Ромео и Джульетта», Булгаков в романе «Мастер и Маргарита». У Тютчева есть прекрасные строки о любви:

Любовь, любовь,-гласит преданье,-

Союз души с душой родной.

Их единенье, сочетанье

И роковое их слиянье,

И поединок роковой.

И чем одно из них нежнее

В борьбе неравной двух сердец

Тем неизбежней и вернее,

Любя, страдая, страстно млея,

Оно изноет, наконец.

Любви посвящает свой рассказ «Гранатовый браслет» Куприн. Это вступление сравнительное.

Учитель: А теперь перейдём к следующему этапу работы:обдумыванию вариантов заключения.

Скажите, пожалуйста, о чём необходимо писать в конце сочинения?

Ученик: В заключении можно написать о значении творчества Куприна, привести высказывания о писателе и произведении, высказать своё мнение по поводу прочитанного рассказа.

Ученик: Пройдут годы, но идеал любви как проявление высшей духовной силы человека будет по-прежнему жить в сознании Куприна и воплощаться в новых его произведениях.

Ученик: Этот рассказ рассчитан на утончённого читателя, который может глубоко понять душу героев Куприна.


  1. Доработка сочинения.

(После обсуждения этапов работ над сочинением следует дать учащимся время, чтобы они доработали план сочинения, более тщательно подобрали материал к сочинению).
4. Чтение и обсуждение сочинения-образца.

Прочитать сочинение-образец, обсудить услышанное сочинение: определить жанр, выделить вступление, основную часть, заключение; сформулировать основную мысль сочинения, понять, как полно и логично она обоснована в сочинении; проанализировать, насколько удачен подбор материала (цитат, высказываний и проч.).
5.Домашнее задание:

Написать сочинение на одну из предложенных тем.