Подготовка к егэ. Синтаксис и пунктуация простого предложения - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Подготовка к егэ. Синтаксис и пунктуация простого предложения - страница №1/1

Подготовка к ЕГЭ. Синтаксис и пунктуация

простого предложения

Вариант 1

1. В каком примере есть обращение?



  1. Зима. Что делать нам в деревне?

  2. Заря! Как звучно это слово.

  3. Луна! Ты житель горних стран.

  4. Весна! Весна! Как воздух чист! Как ясен небосклон!

2. Какое предложение осложнено обособленным определением? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Издалека едва слышна заглушаемая неумолчным шу­мом волн песня рыбаков.



  1. Листва из-под ног выходит плотно слежалая и серая.

  2. Равнина уже покрывшаяся первыми весенними цвета­ми была прекрасна.

4) Угрюмо шмель гудит толкаясь по стеклу

3. Какое предложение не осложнено уточняющим членом?



  1. Теперь же, после половодья, это была река саженей в шесть.

  2. Вдруг впереди, под темными горами, мелькнул огонек.

  3. Несмотря на плохую погоду, лыжные соревнования со­стоялись.

  4. Внизу, в тени, шумел Дунай.

4. В каком предложении четыре группы однородных членов? (Знаки препинания не расставлены.)

  1. Деревья и травы летом и в начале осени по-весеннему сочны и свежи.

  2. А дождь так и сыплет так и сечет все чаще и сильнее и дробит кровли и окна.

  3. Райский смотрел на комнаты на портреты на мебель ви­дел чистоту чопорность порядок слушал как во всех ком­натах попеременно пробили бронзовые и малахитовые часы.

  4. И в этом энергичном лице и в этой дышавшей здоровьем фигуре чувствовалось что-то стихийное сильное и не­обузданное и в то же время доброе и даже простодушное.

5. В каком предложении союз как присоединяет сравнительный оборот?

  1. Было так тихо, как только бывает в лесу зимою в безвет­ренный день.

  2. По временам срывалась с вершины тоненькая веточка, и чрезвычайно ясно слышалось, как она, падая, с легким треском задевала за другие ветви.

  3. Туман, как опрокинутое море, висит над лесом, и кажет­ся нам, что оказались мы в сказочном царстве Нептуна.

  4. Мне казалось, что я чувствую, как время медленно и бес­шумно проходит мимо меня.

6. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.



Спустившись по крутому склону,

1) лыжникам предстояло пройти 10 километров вдоль реки.

2) на пути лыжника возникло непредвиденное препятствие.

3) получался значительный выигрыш во времени.

4) можно было добраться до посёлка за час-полтора.
7. Укажите предложение с грамматической (синтаксической) ошибкой.

1) Первое время дети скучали по городу, друзьям, оставшимся там, но скоро оценили прелести деревенской жизни.

2) Те, кто прошёл курс лечения в санатории, чувствуют себя хорошо.

3) У художников зрительная память, естественно, развита лучше, нежели у музыкантов.

4) В лагере не хватает спортивного оборудования, а что касается с питанием, оно вполне удовлетворяет всех.
8. На месте каких цифр должны стоять запятые в данном ниже предложении?

Пушкин пропускал строфы (1) ставя лишь их номера (2) обычно (3) из чисто композиционных соображений.

1) 1 3) 1,2

2) 1,2,3 4) 1,3
9. В каком предложении нет вводных конструкций? (Знаки препи­нания не расставлены.)

1) Дверь к моему удивлению оказалась незапертой и я за­шел в эту комнату.

2) Мы долго кружили по просторному заливу и разумеется заблудились.

3) Все в этом доме казалось слаженным и обустроенным по­этому мы прекрасно чувствовали себя в незнакомой об­становке.

4) Не было ничего что бы по мнению бабушки не пригоди­лось в хозяйстве.
10. Какое предложение осложнено обособленным определением? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Егор возбужденно говоря и размахивая руками входил в комнату.

2) Оставшиеся вдвоем друзья долго сидели молча.

3) Обвитое виноградником место было похоже на крытую уютную беседку темную и прохладную.

4) Бросив поводья опустив голову на грудь я ехал еще долго.
Прочитайте текст и выполните задания А27-А29; В1-В8; С1.

(1)Писатель живет ради них, своих читателей и зрителей. (2)В романах, повестях, рассказах автор непременно - порою даже непроизвольно — делится своим жизненным опытом, своими размышлениями, страданиями и надеждами.

(З)Позже письма могут донести до автора мнение тех, ради кого все его неусыпные думы, смятения, его беззащитная откровенность, его труд. (4)0дин из читателей в своем письме вспоминает, как однажды в Доме литераторов он услышал от меня строки стихотворения, автора которого я и сейчас с уверенностью назвать не могу:

(5)А люди ищут счастья,

Как будто

Счастье,


Счастье есть...

(6)Многие, очень многие вопросы читателей можно свести к такому общему смысловому знаменателю: что являет собой в реальности понятие «счастье»? (7)Интересуются и тем, бывал ли я когда-нибудь абсолютно счастлив. (8)0твечаю сразу и не задумываясь: «абсолютно» не бывал никогда. (9)Как говорил Аркадий Исаакович Райкин, самый бессмысленный вопрос звучит так: «У вас всё хорошо?» (10)Разве хоть у кого-нибудь и когда-нибудь бывает всё хорошо?!

(11)А если бы вдруг и было... (12)0щущать этакое безграничное, бездумное и беспечное счастье - это, на мой взгляд, безнравственно и грешно. (13)Ведь если даже у вас всё вроде сложилось благополучно, кто-то в то же самое время испытывает душевные и физические муки... (14)Классики русской литературы проникли в глубины общечеловеческих ситуаций, общечеловеческих конфликтов и психологических катаклизмов. (15)0ни постигли непостижимые сложности бытия. (16)Что же они думают о столь желанном для каждого счастье? (17)Пушкин, как известно, писал: «На свете счастья нет, но есть покой и воля». (18)Под волей он разумел свободу. (19)Лермонтов искал «свободы и покоя» - и это было едва ли не самым сокровенным его стремлением. (20)Искал-то Лермонтов «покоя», а в реальности уподоблялся тому парусу, который «ищет бури, как будто в бурях есть покой!» (21)«Покой нам только снится...» - через много лет печально констатировал Александр Блок. (22)Быть может, во второй половине двадцатого века покой людям уже и не снится. (23)Но всё же мы жаждем душевного покоя, в котором только и возможен творческий непокой и благотворный непокой в любой другой деятельности, необходимой людям. (24)Бессмертных житейское благоденствие посещало не часто. (25)Принято считать Гёте баловнем судьбы. (26)А вот Ираклий Андроников показал мне гётевское письмо, в котором «баловнем» сказано, что, если бы в его жизни был хоть один совершенно счастливый месяц, он бы и всю жизнь свою почитал счастливой. (27)Вот вам и «абсолютно»!

(28)На памятнике отца Лермонтова в Тарханах читаем:

(29)Ты жизнь мне дал,

Но счастья не дал.

(30)Ты сам на свете был гоним,

Ты в жизни только зло изведал...

(31)Тяжко приходилось бессмертным. (32)«В жизни только зло изведал....... (ЗЗ)Это относилось и к самому поэту. (34)Но сколько мудрости и света подарил он людям?!

(По А. Алексину)

11. Из предложений 15-17 выпишите словосочетание, в котором используется связь ПРИМЫКАНИЕ.
12. Среди предложений 12-16 найдите предложение, в котором сказуемое выражено прилагательным. Напишите его номер.
13. Среди предложений 1-6 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите его номер.
14. Какие три из перечисленных средств выразительности используются в предложениях 11-19? Напишите номера этих средств.

1) метафора 2) сравнение 3) риторическое обращение

4) синонимы 5) разговорные синтаксические конструкции
Подготовка к ЕГЭ. Синтаксис и пунктуация

простого предложения

Вариант 2

1. В каком примере есть обращение?



  1. Русский характер! Поди-ка опиши его.

  2. Зима! Из глубины твоих снегов встают, чернея, пни де­ревьев.

  3. Чудо! Оно совершается в каждом листке.

  4. Прощанье! Скорбное слово!

2. В каком предложении нет обособленного обстоятельства? (Знаки препинания не расставлены.)

  1. Когда я вошел к Орлову с платьем и сапогами он сидел на кровати свесив ноги на медвежий мех.

  2. Одетая в легкое платье она сама казалась белее и легче.

  3. Полюбовавшись на голубое небо усеянное разорванны­ми облаками на далекий берег Крыма который тянется лиловой полосой я отправился в крепость.

  4. Мне хотелось еще раз испытать то невыразимое чувство когда гуляя в тропическом лесу или глядя на закат солн­ца в Бенгальском заливе замираешь от восторга и в то же время грустишь по родине.

3. В каком предложении нет пояснительных членов?

  1. Иногда что-нибудь хочется сделать — почитать.

  2. Из лесного оврага неслось воркотанье диких голубей, или горлинок.

  3. Яркая зелень камыша перемежалась здесь с белыми об­лаками цветущего дягиля, распространяющего вокруг свой неповторимый, я бы сказал, речной аромат.

  4. В жизни есть только одно несомненное счастье — жить для других.

4. В каком предложении обобщающее слово стоит перед однородны­
ми членами? (Знаки препинания не расставлены.)

  1. Кругом повсюду мох и внизу под ногами и на камнях и на ветвях деревьев.

  2. Твоя живая тишина твои лихие непогоды твои леса твои луга и Волги пышные брега и Волги радостные воды все мило мне.

  3. И мостик через канаву и деревья и каждая травинка все кажется рельефнее выпуклее и ярче под косыми лучами утреннего света.

  4. Среди птиц насекомых в сухой траве словом всюду даже в воздухе чувствовалось приближение осени.

5. Какое предложение является простым со сравнительным оборо­том? (Знаки препинания не расставлены.)



  1. Стало мне вдруг хорошо на душе как будто детство мое вернулось.

  2. Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду словно бабочек легкая стая с замираньем летит на звезду.

  3. Смутно белели старые березы по сторонам шоссе будто их стволы просыпало снегом.

  4. Ленивый гром потягивался за горизонтом как заспанный силач и распрямлял плечи нехотя потряхивая землю.

6. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.



Находясь на эскалаторе,

1) запрещается садиться на ступени.

2) держитесь за поручни.

3) есть простые правила, которые нужно соблюдать.

4) левый ряд должен быть свободен.
7. Укажите предложение с грамматической (синтаксической) ошибкой.

1) В рассказе Чехова «Злоумышленник» речь идёт совсем не о пустяковых проблемах.

2) По сравнению с виршами поэтов 18 века стихи Дениса Давыдова - само совершенство.

3) Компьютеры нового поколения не такие громоздкие, чем прежние.

4) Отправитель просит ответить сразу по получении письма.
8. На месте каких цифр должны стоять запятые в данном ниже предложении?

Город (1) раскинувшийся со всеми своими колокольнями (2) и башнями (3) на правом берегу реки (4) поражал воображение путешественников.

1) 1, 2 2) 2, 4

3) 1, 3 4) 1, 4

9. В каком предложении нет вводных конструкций? (Знаки препи­нания не расставлены.)

1) Генерал казалось не слышал слов капитана но это впе­чатление было обманчивым.

2) Долга полярная ночь но к счастью и ей приходит конец.

3) Впрочем наша встреча происходила при весьма стран­ных обстоятельствах.

4) Ему нездоровилось однако он все-таки приехал чтобы проститься с друзьями.


10. Какое предложение осложнено обособленным определением? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Проснувшись рано утром он вспомнил сразу же вчераш­ний разговор с другом.

2) И звезды слушают меня лучами радостно играя.

3) Наклонивший голову мальчик старательно переписы­вал текст стихотворения.

4) Не жаль мне лет растраченных напрасно.

Прочитайте текст (отрывок из книги К. С. Станиславского «Моя жизнь в искусстве») и выполните задания.
(1)Пьесы Чехова не обнаруживают сразу своей поэтической значительности. (2)Прочтя их, говоришь себе: «Хорошо, но... ничего особенного, ничего ошеломляющего. (З)Всё как надо. (4)3накомо... правдиво... не ново...»

(5)Нередко первое знакомство с его произведениями разочаровывает. (6)Кажется, что нечего рассказывать о них по прочтении. (7)Фабула, сюжет?.. (8)Их можно изложить в двух словах. (9)Роли? (10)Много хороших, но нет выигрышных, за которыми погонится актер на амплуа хороших ролей (есть и такой). (11)Большинство из них маленькие роли, «без ниточки» (т.е. в один лист, не требующий ниток для сшивания). (12)Вспоминаются отдельные слова пьесы, сцены...

(13)Но странно: чем больше даешь волю памяти, тем больше хочется думать о пьесе. (14)0дни места её заставляют, по внутренней связи, вспоминать о других, ещё лучших местах и наконец о всём произведении. (15)Ещё и ещё перечитываешь его - и чувствуешь внутри глубокие залежи.

(16)Мне пришлось играть в пьесах Чехова одну роль по несколько сот раз, но я не помню спектакля, во время которого не вскрылись бы в моей душе новые ощущения, а в самом произведении - новые глубины или тонкости, которые не были мною раньше замечены.

(17)Чехов - неисчерпаем, потому что, несмотря на обыденщину, которую он будто бы всегда изображает, он говорит всегда, в своем основном духовном лейтмотиве, не о случайном, не о частном, а о Человеческом с большой буквы. (18)Вот почему и мечта его о будущей жизни на земле - не маленькая, не мещанская, не узкая, а напротив - широкая, большая, идеальная, которая, вероятно, так и останется несбыточной, к которой надо стремиться, но осуществления которой нельзя достигнуть.

(19)Чеховские мечты о будущей жизни говорят о высокой культуре духа, о Мировой Душе, о том Человеке, которому нужны не «три аршина земли», а весь земной шар, о новой прекрасной жизни, для создания которой нам надо ещё двести, триста, тысячу лет работать, трудиться, страдать. (20)Всё это из области вечного, к которому нельзя относиться без волнения.

(К.С. Станиславский)
11. Из предложений 6-8 выпишите словосочетание, в котором используется связь СОГЛАСОВАНИЕ.
12. Среди предложений 14-17 найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное. Напишите его номер.
13. Какое из предложений 1-12 осложнено обособленным обстоятельством? Напишите номер этого предложения.
14. Какие из перечисленных средств выразительности используются автором в предложениях 18-20?

1) анафора 2) антитеза

3) градация 4) парцелляция

5) рады однородных членов



Подготовка к ЕГЭ. Синтаксис и пунктуация

простого предложения

Вариант 3

1. В каком примере есть обращение?



  1. Деревья! Их не с чем сравнивать, они огромны, как облака.

  2. Осень. Осыпается весь наш бедный сад.

  3. Война! Знакомый людям звук с тех пор, как брат от брат­них рук пред алтарем погиб невинно.

  4. Исчезни, мрачный дух сомненья!

2. В каком предложении нет обособленного обстоятельства? (Знаки
препинания не расставлены.)

  1. Как солнце зимнее прекрасно когда бродя меж серых туч на белые снега напрасно оно кидает слабый луч!

  2. Ветер дуя на свободе был так силен что в четверть часа высушил меня совершенно.

  3. Перед тем как изложить на бумаге свои воспоминания Репин рассказывал их нескольким людям мне моей се­мье случайным гостям.

  4. Между тем луна вошла в такую силу что свет ее лился на дно оврага как бы рассеивая туман.

3. Какое предложение не осложнено уточняющим членом?

  1. Теперь же, после половодья, это была река саженей в шесть.

  2. Вдруг впереди, под темными горами, мелькнул огонек.

  3. Несмотря на плохую погоду, лыжные соревнования со­стоялись.

  4. Внизу, в тени, шумел Дунай.

4. В каком предложении обобщающее слово стоит после однород­ных членов? (Знаки препинания не расставлены.)

  1. Нет ничего откладывать нельзя ни праздник ни воскрес­ную прогулку.

  2. По опушкам лесов еще растут грибы подосиновики розо­вые сыроежки скользкие грузди и душистые рыжики.

  3. Крашеные скамьи вдоль стен всей комнаты огромный стол под образами в переднем углу широкая печь с запечьями уступами и выступами все это было очень знакомо.

  4. Все кругом зеленая трава на улице шумящая листва на деревьях солнце над головой выглядело несказанно радостным и привлекательным.

5. Какое предложение является простым со сравнительным оборо­том? (Знаки препинания не расставлены.)

  1. После дождя все вокруг как-то преобразилось просторы гладко улеглись вдали как будто выровняли горы и рав­нину подмели.

  2. Азовское море цветет в начале августа как цветут реки и пруды.

  3. Иней лежал даже на палубе как белая крупная соль и хрустел под ногами.

  4. Многие русские слова сами по себе излучают поэзию как драгоценные камни излучают таинственный блеск.

6. Выберите грамматически правильное продолжение предложения:



Не имея часов,

1) сориентироваться во времени помогут растения.

2) есть множество других способов определить время суток.

3) можно определить время по цветам.

4) у нас не было возможности точно определить время.
7. Укажите предложение с грамматической (синтаксической) ошибкой.

1) Ветер словно помогает спортсмену, чтобы прыгнуть подальше.

2) Работа удовлетворяет всем требованиям, предъявляемым к дипломным работам.

3) Мы были на экскурсии в Бородине и Можайске.

4) На станции «Театральная» вам нужно перейти на другую линию.
8. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?

Рыбак (1) склонившись лицом к самой воде (2) высматривал что-то в глубине.

1) 1, 2 - выделяется причастный оборот

2) 2 — выделяется причастный оборот

3) 1- выделяется деепричастный оборот

4) 1, 2 - выделяется деепричастный оборот
9. В каком предложении нет вводных конструкций? (Знаки препи­нания не расставлены.)

1) К его удивлению Анна приняла это известие очень спо­койно и спросила только когда он вернется.

2) После чая когда по моему расчету охота на уток должна была кончиться я спустился к мельнице.

3) Вам верно случалось слышать где-то отдаленный водо­пад когда встревоженная окрестность полна гула и хаос чудных звуков вихрем носится перед вами.

4) Я с жадностью читаю Тургенева и удивляюсь как у него все понятно просто и по-осеннему прозрачно.
10. Какое предложение не осложнено обособленным приложением? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Звезды таящие мысли глубокие силой какою вы душу пленяете?

2) И ветер нарушитель тишины шумит скользя во мраке вдоль стены.

3) Тут и меня старика не забыли.

4) Было начало июля самое веселое время года.
Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Александра Ивановна... (2)Может быть, любовь к первой учительнице, если вам на нее повезло, так же необходима и естественна, как и первая любовь вообще?

(3)Вспоминая свои чувства к Александре Ивановне, я думаю, что в моей любви к ней каким-то образом нераздельно слились два чувства - любовь к ней именно, такому человеку, каким она была, и любовь к русской литературе, которую она так умело нам раскрывала.

(4)0на почти каждый день читала нам что-нибудь из русской классики или несколько реже что-нибудь из современной, чаще всего антифашистской литературы.

(5)0сталось в памяти чтение «Капитанской дочки» Пушкина, как минуты сладчайших переживаний. (6)Если в области духа есть чувство семейного уюта, то я его впервые испытал во время чтения этой книжки, когда в классе стояла мурлыкающая от удовольствия тишина.

(7)Помню, Александра Ивановна заболела, и ее три дня заменяла другая учительница. (8)На последнем уроке она пыталась продолжать чтение «Капитанской дочки», но как только мы услышали ее голос, нас охватили ужас и отвращение.

(9)Это было совсем, совсем не то! (10)Видно, она и сама это почувствовала, да и ребята в классе расшумелись с какой-то искусственной злой дерзостью. (11)Она закрыла книгу и больше не пыталась нам ее читать.

(12)Сейчас трудно сказать, почему мы с такой силой почувствовали чужеродность ее чтения. (13)Конечно, тут и любовь к нашей учительнице, и привычка слышать именно ее голос сказались. (14)Но было и еще что-то. (15)Этим препятствием была сама временность пребывания этой учительницы с нами. (16)Книга нам рассказывала о вечном, и сама Александра Ивановна воспринималась как наша вечная учительница, хотя, конечно, мы понимали, что через год или два ее у нас не будет. (17)Но мы об этом не задумывались, это было слишком далеко.

(18)Недавно, читая записки Марины Цветаевой «Мой Пушкин», я вспомнил наши чтения «Капитанской дочки» и удивился несходству впечатлений. (19)Мятежную душу будущего поэта поразил в этой книге Пугачев, он показался ей таинственным, заманчивым, прекрасным. (20)Меня же, как сейчас помню, больше всего поражал и радовал в этой книге Савельич. (21)Не только меня, я уверен, и весь класс.

(22)В образе Савельича Пушкин устроил себе пир, который не всегда мог позволить себе в жизни. (23)Тут преданность выступает во всех обличиях. (24)Величайшее чувство, красоту которого Пушкин столько раз воспевал в стихах. (25)И вот эта идея преданности с неожиданной силой погружала нас в свой уют спокойствия и доверия. (26)Идея преданности самой идее, которая, по-видимому, из-за отсутствия других воплощений высоких человеческих страстей развивалась в нас с трагической (о чем мы не ведали), а иногда и уродливой (о чем мы тем более не ведали) силой.

(27)Может быть, именно поэтому чтение «Капитанской дочки» производило тогда такое сладостное, такое неизгладимое впечатление. (28)И именно поэтому мы оттолкнули (чуть-чуть уродство) попытку другой учительницы продолжать чтение Александры Ивановны.

(По Ф.Искандеру)

11. Из предложения 12 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.


12. Среди предложений 9-17 найдите сложные предложения, включающие односоставное безличное. Напишите номера этих предложений.
13. Среди предложений 18-27 найдите предложения с вводным предложением. Напишите номера этих предложений.
14. Какие из перечисленных средств выразительности используются в трех последних абзацах? Напишите, номера этих средств.

1) парцелляция 2) сравнение 3) лексический повтор 4) метафора 5) эпитеты