План. Введение. 1 стр. Сионизм: сущность и формы 2 стр. Всемирная сионистская организация. 2 стр. Цели и задачи сионизма. 8 стр. Зак - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
План. Введение. 1 стр. Сионизм: сущность и формы 2 стр. Всемирная сионистская организация. - страница №1/1

ПЛАН.

Введение. 1 стр.

1. Сионизм: сущность и формы 2 стр.

1.1. Всемирная сионистская организация. 2 стр.

1.2. Цели и задачи сионизма. 8 стр.

Заключение 19 стр.

Список используемой литературы. 21 стр.

ВВЕДЕНИЕ.


В последние десятилетия терроризм стал реальной угрозой в международной безопасности. На современном этапе по мотивации выделяется три основных вида терроризма: политический, националистический и религиозный. На практике указанные три вида терроризма взаимосвязаны. Ряд ученых различает терроризм по объектам посягательства на: международный и внутригосударственный. Во второй половине ХХ века терроризм стал достаточно острой проблемой для демократического сообщества. В наши дни, когда идет активная борьба с криминалистическим терроризмом, особенно важно обратиться к опыту национальных спецслужб Израиля. Эффективное противостояние - именно это играет важную роль. Поэтому появление многочисленных антитеррористических организаций, и как следствие этого - удачное выполнение поставленной задачи, обусловило хронологические рамки исследования.

Начальной датой можно считать конец прошлого века, когда в 1897 году была создана Всемирная сионистская организация (ВСО). Первым президентом и главным теоретиком ВСО был венский журналист Теодор Герцль. А 14 мая 1948 года и само образование государства Израиль. Конечной даты не существует, так как их деятельность продолжается и сейчас довольно успешно.

Объективное исследование указанной проблемы показало, что эти организации иногда использовали свои полномочия не по назначению, а в своих личных интересах. Действовали они не только в своей стране, но и за ее пределами, прикрываясь государственными интересами, совершая террористические акты в других странах. Указанная проблема всегда вызывала интерес в историографии.

В последние годы появился ряд научно-популярных книг, затрагивающих эту проблему. В каждой книге дается свое оценочное мнение по поводу действий государства Израиль на международной арене.


1. Сионизм: сущность и формы

1.1. Всемирная сионистская организация

Культ насилия… Как глубоко въелся он в политику Тель-Авива, порожденный самой доктриной сионизма. "Земля без людей", - гласит один из ее постулатов, - должна принадлежать "людям без земли" – евреям.

Что может быть абсурдней этих рассуждений? Они подвергнуты критике даже некоторыми сионистскими лидерами, такими, например, как бывший президент Всемирной сионистской организации Наум Гольдман. "Ничего в этой формуле, - писал он, - конечно, не было правильного: большинство евреев во всем мире не люди без земли, а верные граждане своих стран".

И Палестина, хотя и не столь плотно населенная, конечно, не была "землей без людей". Но под сионистским флагом продолжаются агрессивные действия, звучат угрозы, вынашиваются новые захватнические планы. И, кажется, нет конца затянувшейся конфликтной ситуации на Ближнем Востоке.

Непосредственной жертвой политики сионистских лидеров стал сам израильский народ. Угар милитаризма, дух насилия не мог не отравить израильское общество. О его пороках, о росте преступности, коррупции, стяжательстве, расистских настроениях с тревогой пишет даже сама израильская печать.1

Сионизм – вид националистической идеологии, связанной с идеей переселения "всех евреев" на земли их отдалённых предков – к горе Сион, ныне – в государство Израиль, будто бы являющееся "землей обетованной" для всех евреев; как и всякий национализм, сионизм ограничено включает презрение и ненависть к иным народам, к расово неполноценным чужеплеменным "гоям".

Вырастая из националистического чувства отчужденности евреев и из мифа об "избранности евреев", сионизм, как особое идейное и организационное течение, возник только на грани ХIХ и ХХ веков; он отнюдь не "голос крови" или "естественное право", а исторически преходящая форма национализма и расизма.

С начала XX века в сионизме произошли определенные модификации: он "территоризировался" на будто бы "пустых", а на самом деле ранее заселенных вытесняемыми арабами землях Израиля; создал фактически многонациональное сообщество, где евреи-израильтяне – полноправные граждане, а около миллиона израильских граждан-арабов и десятки тысяч новых русских граждан этой страны неполноправны; организовал воспринявшую его идеологию государственную структуру, постоянно ведущую агрессивные войны, оккупирующую сопредельные провинции всех соседних государств, а арабский народ Палестины вообще лишающую права на самоопределение; в поисках модных попечителей сменил кайзера и царя на тогдашних британских хозяев Ближнего Востока, а после второй мировой войны – на богатого американского спонсора, который через неформальные сионистские организации и прямо от лица конгресса ежегодно субсидирует Израиль, с которым он находится в "особых отношениях", многомиллиардными долларовыми дотациями – как непотопляемый бастион своей политики на Ближнем Востоке.1

Ещё большая гибкость свойственна сионизму как идеологической концепции. Националистическая, по сути, идеология сионизма всегда включает в себя традиционно-шовинистические и мессианско-избраннические позиции восходящие к некоторым догматам иудаизма. В зависимости от обстоятельств сионизм поощряет обращение к военной силе для подавления "интифады" ("войны камней") на оккупированных землях Палестины. Сионизм скрывает противоречия между обещанной его доктриной и реальной практикой сионизма в Израиле.2

Сионизм появился в конце прошлого века, когда в 1897 году была создана Всемирная сионистская организация (ВСО). Первым президентом и главным теоретиком ВСО был венский журналист Теодор Герцль. Он сыграл немаловажную роль в разработке программы буржуазно-националистического решения так называемого еврейского вопроса. Дело в том, что еврейская буржуазия искала новые более эффективные средства восстановления своего контроля над еврейскими массами и укрепления своих экономических и политических позиций в мире капитала.

В этот момент Герцль и предложил в брошюре "Государство евреев", до сих пор почитаемое как "библия сионизма", программу территориально политического решения еврейского вопроса. Герцль не возражал против Палестины, но был готов рассмотреть возможности в Аргентине, Уганде, и других районах мира. Сионисты выдвинули лозунг: "Землю без народа – народу без земли!".3

В марте 1897 года евреям "всего мира" было предложено прислать делегатов на Сионистский конгресс в августе того же года в Мюнхене. Западноевропейские евреи были решительно против этой затеи. Протесты посылались сначала со стороны раввинов германии, а затем и от мюнхенских евреев, так что пришлось перенести конгресс в швейцарский город Базель. Реформированное еврейство Америки еще за два года до конгресса объявило, что оно "не ожидает ни возвращения в Палестину…ни восстановления каких-либо законов, касающихся еврейского государства". Когда раввин Стефан Уайз (в будущем один из влиятельнейших "советников" президента Франклина Рузвельта) хотел в 1899 году опубликовать труд о сионизме, то Еврейское издательство Америки ответило ему через своего секретаря, что оно не может взять на себя риск издания такой книги.1

На конгресс Герцля прибыло 197 делегатов, в большинстве своем из Восточной Европы. Эта группа лиц объявила о создании Всемирной сионистской организации, которая провозгласила евреев отдельной нацией, поставив перед собой целью добиться для нее "общественно признанного и юридически гарантированного дома", а Герцль заявил, что "еврейское государство уже существует". То, что произошло в действительности, было собранием в Базеле небольшой группы евреев, претендовавшей на представительство своего еврейства, но категорически отвергнутой многочисленными организациями западных евреев.2

Тем не менее, их предложения, как бы они не выглядели в то время, были поставлены на повестку дня международной политики. Фактически Базельский конгресс был новым Синедрионом, созванным для отмены обязательств, принятых наполеоновским правительством за 90 лет до этого. Первый Синедрион отверг признание евреев отдельной нацией и все поползновения создать еврейское государство. Новый Синедрион объявил евреев самостоятельной нацией с требованием собственной государственности.

Так Герцль неожиданно оказался лицом к лицу со своими хозяевами и с теми заговорами, которые с его помощью должны были распространиться на весь Запад. Вскоре он остался один, будучи только застрельщиком, сделавшим свое дело, после чего на сцену вышли настоящие хозяева. Он выковал для них оружие, которое они применили для наступления на Европу. Сменившему его настоящему вождю, Хайму Вейцману, это было вполне ясно: "Заслуга Герцля заключалась в том, что он создал центральную парламентскую власть сионизма… Впервые за всю историю еврейства в рассеянии правительство великой державы официально вело переговоры с выборными представителями еврейского народа. Этим было восстановлено юридическое лицо еврейского народа и признано его существование как такового".3

Покойный профессор Соломон Шехтер еще в 1914 году сказал на встрече сионистов в городе Цинцинате (США): "Мы нуждаемся в сионизме, если мы хотим, чтобы еврейство, ортодоксальное или реформистское, продолжало существовать".4

Чтобы поддержать утверждение о существовании "всемирной еврейской нации", сионистские пропагандисты, которые не могут показать этого каким-то общим определением, вынуждены избирать путь создания тенденциозного определения, не соответствующего действительному положению еврейских общин, но дающего возможность включить евреев "во всемирную еврейскую нацию". С такой тенденциозной игры начал Теодор Герцль. В своей речи "Еврейство" (7 февраля 1896 года) он сказал: "Яне требую от нации общего языка или ярко выраженных расовых признаков. Этакого скромного и простого определения достаточно для нации. Мы историческая общность людей, принадлежащих друг к другу ясно выраженной связью, и наша сплоченность сохраняется в силу существования общего врага".

Еще раз Герцль привел определение нации на первом сионистском конгрессе в октябре 1897 года. "Я убежден, - сказал он, – что нация – это группа людей общего исторического прошлого, сплоченная наличием общего врага".1

Слабость этого определения не случайна. Герцль не мог найти научного определения, которое дало бы ему возможность назвать все еврейские общины мира "нацией", поскольку в действительности таковой нет…

В современных сионистских взглядах мы находим отражение подхода Герцля к определению еврейской нации. В 1964 году доктор Наум Гольдман, в то время президент Всемирной сионистской организации (ВСО), писал: "Еврейский народ – это историческая сущность, единственная в своем роде… Его характеризуют три фактора: то, что он народ всемирный; то, что он связан с Израилем; то, что с общеисторической точки зрения он является одной из наименее идентичных в мировой истории групп".2

На протяжении многих сотен лет евреи, составлявшие незначительное меньшинство населения Палестины, тем не менее, пользовались равными правами с основным арабским населением. Очень многое объединяло их: сотрудничество в экономической и культурной сфере, общее семитское происхождение, долгие годы чужеземного угнетения в Палестине, одинаково ненавистного арабам и евреям. Нельзя считать, что у евреев были какие-либо специфические, особые права на проживание на территории Пластины. Не заботясь о соблюдении норм элементарной общечеловеческой морали, "отец сионизма" Теодор Герцль без зазрения совести указывал своим еврейским соплеменникам путь к созданию чисто еврейского государства на территории Палестины: "Предположим, например, что нам необходимо очистить страну от диких зверей; мы не будем метать стрелы и копья и просто преследовать медведей; мы организуем широкую и энергичную охоту, мы вместе выгоним зверей и сбросим на них мелинитовые бомбы". В этих словах человеконенавистническая программа сионистских колонизаторов…3

Основатель так называемого ревизионистского сионизма В. Жаботинский, которого сторонники правонационалистического блока "Ликуд" и его ядра – партии "Херут" считают своим духовным вождем и главным идеологом, писал еще задолго до создания Израиля: "Все здравомыслящие люди, не считая слепорожденных, поняли давно, что достичь согласия палестинских арабов по их доброй воле на превращение Палестины из арабской страны в страну с еврейским большинством является вещью совершенно невозможной".1

На начальном этапе сионистской деятельности в Палестине, то есть с момента создания (1897год) Всемирной сионистской организации (ВСО) до окончания первой мировой войны происходил процесс сращивания интересов международного сионизма и британского империализма. Внимание этих двух партнеров было сфокусировано на Палестине, за утверждение в военном отношении в Восточном Средиземноморье и обеспечении защиты Суэцкого канала – важнейшей артерии, связывающей метрополию с Индией.2

На II сионистском конгрессе в 1898 году Теодор Герцль говорил откровенно: "Англия первой в современном в современном мире поняла необходимость колониальной экспансии... И поэтому я считаю, что идеи сионизма, являющиеся идеями колониализма, должны встретить быстрое и легкое понимание в Англии".

В этот момент цели и предложения сионистов полностью соответствовали имперским стратегическим интересам правящих кругов Англии. В меморандуме британского генерального штаба от 9 декабря 1918 года подчеркивалось: "Создание буферного еврейского государства в Палестине, хотя само по себе это государство будет слабым, желательно для Великобритании со стратегической точки зрения…". После принятия английским кабинетом так называемой декларации Бальфура (2 ноября 1917 года) и представления Великобритании Лигой Нации мандата на управление Палестиной (24 июля 1922 года), сионистская колонизация этой страны вступила в новый этап.3

В этом широкоизвестном документе, который арабские авторы справедливо считают краеугольным камнем всей антиарабской империалистической политики в ХХ веке, говорилось: "Правительство его величества относится благожелательно к учреждению в Палестине национального очага для еврейского народа и приложит все свои старания для облегчения завершения этой цели, причем ясно понимается, что ничего не должно быть сделано, что могло бы нанести ущерб гражданским или религиозным нравам еврейских общин в Палестине…"4

Однако Англия с момента провозглашения декларации Бальфура сознательно лицемерила, заявляя о своём стремлении не допустить ущерба правам нееврейских общин. В Палестине. В действительности наблюдалось поразительное совпадение послевоенных целей британского империализма и сионистского движения, объясняемое во многом умелым "подстраиванием" сионистов к английским имперским интересам в регионе. От этого совпадения целей было недалеко до возникновения той "питательной среды", где проросли зловещие семена вражды.1

Сионизм не имеет ничего общего с национально-освободительным движение еще и потому, что самого "всемирного еврейства" вообще не существует.

К тому же, первоначальные теоретики сионизма еще не усматривали в Палестине "землю библейских предков", и речь шла не об "освобождении" территории, а о её приобретении.2

1.2. Цели и задачи сионизма.

Цели сионизма – цели реакционные, империалистические, контрреволюционные. Они далеко не ограничиваются рамками Ближнего Востока и захватническими войнами против арабских стран и народов. Как один из ударных отрядов империалистической реакции, сионизм стремится развернуть свою антипрогрессивную деятельность во всех странах мира, во всех его уголках. Деятельность и явную и подпольную. В зависимости от условий.1

Согласно закону Талмуда, разрушение – не самоцель, а лишь средство к достижению поставленной им цели. Исчезновение национальных государств должно стать необходимой прелюдией к установлению победоносной империи "избранного народа" в земле обетованной. Для этой конечной цели в середине прошлого века в тех же областях восточной Европы, где правил Талмуд и где мировая революция получила своё оформление в первый толчок, была мобилизована вторая армия – армия сионизма.

Сионизму была поставлена задача добиться "возвращения" евреев в Палестину и заложить там основы мировой еврейской империи. Идея господства над другими народами шла на протяжении последних ста лет в ногу с идеей революции, и успехи одной не могли быть достигнуты без помощи другой. Их успехи налицо: "возвращение" стало совершившимся фактом, как и национальное государство избранного племени; одновременно национальные государства других народов, этих низменных пород вне еврейского Закона, либо совершенно уничтожены, либо ослаблены и обессилены: европейских великих держав прошлого и начала нашего века больше нет. Силы еврейского государства действовали сверху, развращая правительства этих стран, силы революции подрывали снизу основы их существования.2

Империализм – классовый враг. Теперь, после понесенных им тяжелых поражений и относительного ослабления, вызванного усилением влияния революционных антиимпериалистических сил и укреплением их единства, империализм стал еще более хитер, чем прежде. Он не брезгует никакими средствами. Научно-технический прогресс предоставил в его распоряжение очень сильные средства не только для истребления народов и уничтожения материальных ценностей, но и для затушевывания фактов и одурманивания умов.

В Израиле классовый враг использует опасное оружие – сионистскую идеологию, которую ему удалось внедрить в сознание значительной части еврейских масс и превратить в господствующую идеологию. Сионистская идеология оправдывает деятельность сионизма внутри страны и вне её.3

Сионистская идеология охватывает следующие вопросы: существует ли еврейская мировая нация, существует ли мировое национально-освободительное движения евреев, может ли территориальная концентрация евреев решить еврейский вопрос, вечен ли антисемитизм, идентичны ли понятия "еврей – Израиль – сионизм", является ли то, что они используют эти понятия как средство для убеждения народных масс, находят своё отражение в торжественных речах и статьях; многие сионисты относятся к ним вполне серьёзно..

Вместе с этим такие вопросы могут не возникать в повседневной и даже "теоретической" пропаганде.

Вследствие различных перемен в действительности или в общественном мнении, сионистская пропаганда готова скрыть то или иное положение, заменить его другим положением, противоположным или непохожим, на срок длительный или короткий, и даже отрицать эти положения, не усматривая в этом ничего существенного.

Важно знать, что любая попытка прямо сразить сионизм в области провозглашенной им идеологии, равносильна старанию удержать угря в руке – он всегда выскользнет. Вместе с тем необходимо вести полемику о сионистской идеологии.1

Внешне идеология сионизма как бы сводилась к учению о создании "еврейского государства", поэтому при поверхностном знакомстве сионистская система взглядов могла показаться и трогательно беспомощной и церковно-наивной, и эмоционально ранящей своими полупоэтическими сентенциями: "Если существует библейский народ, должна существовать и библейская страна…". Колониально – территориальные притязания, проповедь классового мира среди евреев и объединение их по расовому признаку в отдельных странах и в международном масштабе противопоставление народов земного шара как антисемитов евреям, морализирование по поводу расовой чистоты и исключительности "богом избранной нации", отрицание интернационализма и "теоретическое" обоснование необходимости раскола рабочего движения. откровенный антикоммунизм – все это немедленно обнаруживается. как только со дна книгохранилищ поднимают труды. составляющие идейное наследие сионистских классиков".2

Сионизм возник как один из придатков империалистической идеологии. В августе 1897 года в Базеле (Швейцария) на первом международном съезде сионистов была основана Всемирная сионистская организация (В.С.О.). Несколько позднее возникло образованное ею международное сионистское акционерное общество – Еврейский колониальный трест. Свою деятельность организованный сионизм начал с подлога. Выяснилось, что его не устраивает дата собственного рождения. Сионистские и просионистские круги (для внешнего потребления) активно распространяли миф о том, что сионизм "стремящийся создать еврейское государство"; древен как мир, ибо "евреи в течение тысячелетий лелеяли мечту о возвращении в Палестину". Примечательно, что распространению этого мифа уделяется не меньшее внимание и в наши дни.1

Современный сионизм – это идеология, разветвленная система организации и политическая практика крупной еврейской буржуазии, сросшейся с монополистическими кругами США и других империалистических держав. Основным содержанием сионизма является воинствующий шовинизм и антикоммунизм.2

Составную часть реакционной идеологии сионизма составляет положение об "извечности антисемитизма", о том, что "всегда и везде евреи будут ненавидимы инородцами, иноверцами" и единственный ответ на это – "ответная ненависть".

Вопреки утверждениям сионистов, извращающих и фальсифицирующих факты, антисемитизм не является вневременной категорией. Он – не вечен, а имеет вполне конкретные временные и исторические координаты.3

Было время, когда даже сионистские идеологи не рисковали отождествлять евреев с сионистами, а антсионистов – с антисемитами. Лишенное оснований отождествление еврея с сионистом, а в настоящее время Израиля с сионизмом – это относительно новое явление. В настоящее время сионистские идеологи особенно рьяно стараются выдать любую критику политики израильского правительства за нападки на государство Израиль, любое требование ухода с захваченных территорий – за антиизраильскую позицию, любое осуждение сионистской идеологии – за антисемитский выпад.

Подобным отождествлением преследуются различные цели.

Первая цель. Сионистская пропаганда нуждается в таком отождествлении для укрепления сионистской теории. Посредством этого можно "найти" антисемитизм там, где его нет и в помине, например, в Советском Союзе.

Вторая цель. Указанное выше отождествление дает сионизму возможность уклониться от любой деловой полемики с антисионистами. Оно направлено на то, чтобы приглушить всякую критику теории и практики сионизма, ибо кто дерзнет выступить в качестве антисемита?

Третья цель. Такое отождествление препятствует повышению классового и патриотического сознания израильского народа, поскольку все те, кто выступает против сионизма, заранее объявляются предателями.

Пятая цель. Сионистская пропаганда использует такое отождествление для того, чтобы потребовать от каждого еврея, живущего в капиталистической стране, вне Израиля, придерживаться официальной политики Израиля и сионистской теории.1

Подытоживая сказанное, отметим, что сионизм не объявляет о своём банкротстве, когда тот или иной тезис его идейного арсенала расходится с действительностью. Он готов отказаться от любого тезиса, полностью или частично, на некоторое время или навсегда, ничего не говоря об этом и не проявляя беспокойства по поводу существующего противоречия между различными тезисами.2

Идеология сионизма находит своё выражение в его практике. Сионизм – идеология не только реакционная, но и особо опасная в своей практической деятельности.

Деятельность сионизма составляет неотъемлемую часть глобальной трагедии империализма. Это не значит, что у сионистских лидеров, у крупных еврейских капиталистов в Израиле и других капиталистических странах нет своих интересов. Эти классовые интересы лежат в основе планов и деятельности сионистских руководителей. Но, в конце концов, все их действия подчинены стратегии мирового империализма, а их специфические планы могут быть осуществлены только в рамках этой общей империалистической стратегии, как её составная часть…3

Ведущую, руководящую роль в сионизме играют крупные еврейские капиталисты США, Израиля, ЮАР, других капиталистических стран. Они вносят львиную долю средств в различные сионистские фонды, щедро субсидируют военные авантюры Тель-Авива, антикоммунистические компании сионистской пропаганды. Стало уже традицией, что богатейшие еврейские семейства берут в свои руки бразды правления крупнейшими сионистскими организациями, в первую очередь теми из них, которые располагают огромными суммами денег и играют решающую роль в выработке политической стратегии международного сионизма.4

Наиболее мощная и многочисленная группировка сосредоточена в Соединённых Штатах. По данным американского буржуазного историка Г. Сакара, капиталисты еврейского происхождения составляют 20 процентов всех миллионеров США. Они контролируют примерно треть инвестиционно-банковского дела, играют значительную роль в легкой промышленности, торговле и сфере услуг, в "индустрии развлечений" и средствах массовой информации.5 Указывая на большое значение для Израиля внешней финансовой помощи, лидеры международного сионизма призывали еврейские общины западных стран приложить еще большие усилия в поддержку израильского экспансионистского внешнеполитического курса. "Мы хотим, - заявил, например, бывший председатель Еврейского агентства А. Пинкус, - чтобы "еврейский народ" полностью отождествлял себя с трудной борьбой, которую вели мы (израильтяне – В.К.). Это отождествление предполагает не только финансовую поддержку, оно означает абсолютную готовность выполнить любое требование Израиля, активную защиту его политики, создание дружественно по отношению к ему атмосферы. Оно означает борьбу за политические интересы Израиля, даже если такая борьба противоречит интересам той страны, где живут евреи".1

Наряду с компанией по сбору средств среди еврейских общин в странах Запада для финансирования агрессивного курса Израиля, международные сионистские центры через сеть своих организаций и лоббистские "группы давления" вели активную обработку политических деятелей западных стран с тем, чтобы добиться от них поддержки позиции Израиля в ближневосточном конфликте. Например, в США представители сионистского лобби не раз призывали американскую администрацию принять решительные меры по оказанию помощи Израилю, связывая это с тем, что "моральное руководство и влияние США поставлены на карту". Ещё во время обсуждения в конгрессе США вопроса о поставках американского оружия, включая танки и самолёты, проходившего вскоре после начала первой арабо-израильской войны, конфликта 1948-1949 годов, сионистские лоббисты добивались от американских законодателей одобрения закона о снятии эмбарго на поставки американского оружия для Хаганы действующими в США частными еврейскими фирмами. При этом откровенно заявляли, что "евреи" (т. е. палестинские сионисты. – В. К.) получают оружие всеми правдами и неправдами.2

По словам председателя одной из крупнейших сионистских организаций Америки Хадасса Гальперин, "весь мир несет ответственность за снабжение евреев (т. е. сионистских организаций Палестины. – В. К.) оружием и боеприпасами". В своём заявлении, сделанном вскоре после начала палестинской войны 1948 года, она заявила, что её организация дала указание 900 своим отделениям в США увеличить за последующие 12 месяцев "добровольные" финансовые обязательства (взносы) на 50 %, чтобы защитить молодую еврейскую демократию". Деятельность сионистского "лобби" и международных сионистских центров приносили ощутимые результаты. Как признавал в последствии Бен Гурион, в США "менее чем за миллион долларов" Израиль "приобрёл оборудование для военных предприятий, стоящее десятки миллионов, и всё оно в целости и сохранности было доставлено в Палестину: пользуясь постоянной поддержкой международного сионизма и западных держав Израиль даже во время арабо-израильской войны 1948-1949 годов открыто игнорировал многочисленные резолюции ООН и Совета Безопасности о перемирии с арабскими странами, используя их для перегруппировки сил и нанесения новых ударов по соседним арабским странам. Бен-Гурион, в часности, не скрывал, что многие победы израильских вооружённых сил явились результатом той подготовительной работы, которую израильтяне активно вели во время перемирий.1

Однако усилия мирового сообщества, направленные на выполнение этих решений ООН по проблемам Палестины, всякий раз наталкивались на противодействие Израиля и Соединённых Штатов. Правительство Израиля категорически отвергало всякую идею возвращения палестинских изгнанников в пределы Палестины, на каких бы то ни было условиях. Эта жесткая позиция Израиля, поддерживавшаяся Соединёнными штатами и их западными союзниками, явилась одним из основных препятствий на пути справедливого урегулирования проблемы Палестины, в том числе и проблемы палестинских беженцев.2

Таким образом, с самого начала арабо-израильского конфликта, арабским странам противостояли, по существу, не один "маленький, но храбрый Израиль, как его изображали многие западные средства массовой информации, а объединённая коалиция наиболее реакционных и агрессивных сил международного империализма и сионизма во главе с Соединёнными Штатами…3 Руководящие центры сионизма, как правило, размещаются в тех капиталистических странах, которые на данный момент занимают наиболее сильные позиции в "свободном" мире. В межвоенный период штаб-квартира сионистского движения находилась в Англии.4

После второй мировой войны центры сионистской активности переместились в Соединённые Штаты Америки, которые к тому времени стали бесспорным гегемоном в капиталистическом мире. Сложившуюся к настоящему времени расстановку сил в руководящих сферах сионизма можно охарактеризовать как двоевластие американской и израильской групп. Последняя захватила ключевые посты и ныне преобладает в руководстве ВСО. В то же время ведущую роль во Всемирном еврейском конгрессе и Еврейском агентстве (в 1971году последнее отделилось от ВСО) играют представители США.

В борьбе за лидерство каждая из конкурирующих сторон использует имеющиеся у неё "козыри": американский сионизм – экономическую и политическую мощь буржуазии еврейского происхождения, огромные финансовые средства, собираемые в еврейской общине США, влиятельное сионистское лобби; израильский – находящуюся в его распоряжении государственную базу, военно-стратегический союз с Вашингтоном, исключительно важную роль Израиля в защите неоколониальных интересов американского империализма на Ближнем Востоке. Особый элемент организационной структуры сионизма представляют его лоббистские группы, активно действующие в целом ряде империалистических государств. Наиболее влиятельная из них находится в США. Здесь сионистское лобби включает Конференцию президентов крупнейших американских еврейских организаций, Комитет по американо-израильским общественным отношениям и целый ряд других еврейских националистических организаций.1

Влияние сионистского лобби США объясняется его способностью приводить в действие мощные рычаги экономического и политического нажима.2

В момент создания государства Израиль власть в нем захватили сионистские круги, установившие политический режим, основанный не претворении в жизнь сионистских теоретических концепций. Сионистская идеология стала господствующей идеологией в Израиле, и сионистские догмы легли в основу израильского законодательства. Надежды мировой прогрессивной общественности на развитие Израиля по пути прогресса и демократии не оправдались, правящая сионистская верхушка этого государства превратила Израиль в очаг расизма и агрессии на Ближнем Востоке, возвела террор в степень государственной политики.3

Сионистско-израильский гегемонизм, прежде всего, проявляется в стремлении к установлению идейно-политического и организационного контроля и руководства над еврейскими общинами различных стран мира, к фактическому обособлению евреев и их противопоставлению неевреям. Лидеры международного сионизма добиваются укрепления экономических и политических монополистической буржуазии еврейского происхождения в странах капитализма, прежде всего в США, используя данный фактор в интересах Израиля. Если среди еврейского населения различных стран мира сионизм стремится утвердить и закрепить, углубить и расширить своё руководство, прежде всего путём привития либо навязывания возможно большему числу евреев сионистской (или же просионистской) идеологии, то на региональном уровне во главу угла сионистско-израильского гегемонизма поставлены экономические и политические цели.4

В районе ближнего востока сионисты уже в течение многих десятилетий всеми силами стремятся к навязыванию своей гегемонии, своей особой роли в решении религиозных проблем. С образованием в 1948 году государства Израиль эти устремления сионистских гегемонистов получили новое развитие, стала настойчиво проявляться тенденция к расширению сферы их деятельности на Средний Восток и ряд других регионов.

Для проведения своей гегемонистской политики во всех направлениях и аспектах сионистские лидеры самым активным образом используют разветвлённую сеть международных сионистских организаций, объединяемых "Всемирной сионистской организацией – Еврейским агенством для Израиля" (ВСО и ЕА) и "Всемирным еврейским конгрессом" (ВЕК). Идеологической основой сионистско-израильского гегемонизма служат догмы сионизма: о существовании экстерриториальной "особой", "всемирной еврейской нации" ("мирового народа"), об "избранности" (или "богоизбранности") еврейства, его мессианизме, особом историческом предназначении евреев ("закваска человечества", "светоч среди наций"), об "извечности антисемитизма".1

Рассматривая сионизм как одно из основных орудий осуществления гегемонистских целей, в том числе в районе Ближнего Востока, правящие круги США оказывали сионистским лидерам, и особенно активно оказывают сегодня, значительную поддержку.2 Сионизм и как идеология, и как политика, глубоко враждебен арабскому миру. Он является врагом не только арабского народа Палестины, но и всех арабских народов и стран. На антисионистских позициях твёрдо стоят прогрессивные, демократические последовательно патриотические силы арабского мира. Их разделяют и так называемые "умеренные" круги, склонные в той или иной степени к сотрудничеству с империализмом, неоколониализмом. Иными словами, Арабский Восток в целом категорически отвергает сионизм и поползновения Израиля на роль некой ведущей силы в регионе.3

Милитаризм пронизывает все сферы современного израильского государства и общества. Французский журнал отмечал, что в Израиле "влияние армии является решающим, как в жизни отдельного человека, так и в национальной экономике".4

Для реализации своих долговременных стратегических планов израильские правители и лидеры международного сионизма с самого начала взяли курс на превращение Израиля в "гарнизонное государство", на милитаризацию свей государственной и общественно политической жизни страны. По мысли сионистско-израильских гегемонистов, чтобы стать со временем своего рода "ближневосточным Манчестером", Израиль должен в течение длительного периода быть "Пруссией Ближнего Востока" или же выступать в этих двух ипостасях одновременно.

Опираясь на США и других империалистических держав и в фактическом союзе с арабской реакцией Израиль стремится к реализации следующих идей:


  • освоение, а затем и аннексия оккупированных территорий;

  • ликвидация прогрессивных режимов в арабских странах;

  • борьба с антиимпериалистическим и антисионистским национально-освободительным движением арабских народов;

  • подрыв арабо-советской дружбы и сотрудничества, как мощных факторов упрочения независимости и суверенитета арабских стран…

  • насаждение "мира" по американо-израильскому образцу, заключая частичные сепаратные соглашения-сделки, направленные против законных прав арабских народов, и в первую очередь арабского народа Палестины;

  • противодействие сближению стран Европы с арабскими государствами; подрыв афро-арабской солидарности;

  • осуществление регионального гегемонизма в экономической области.1

Ближневосточный конфликт – это борьба национально-освободительного движения арабских народов против заговора империалистических держав, стремящихся во что бы то ни стало подчинить Ближний Восток своему диктату – политическому, экономическому, военному, конфликт, в котором ударной силой империализма выступает сионистское государство Израиль.2

Шовинистическая сионистская идеология и политика агрессии и территориальных захватов в отношении соседних арабских государств стали главными особенностями израильского политического режима. Это обстоятельство определяет направление внутренней и внешней политики страны и все лавные события её новейшей истории. Палестина, которая до первой мировой войны входила в состав Османской империи, уже во второй половине XIX века стала объектом острого соперничества империалистических государств. В своем стремлении утвердиться в этой части Арабского Востока колониальные державы использовали возникшую в 90-х годах XIX века еврейскую буржуазно-националистическую сионистскую организацию, развернувшую пропаганду за переселение евреев из различных стран в Палестину.3

Современный сионизм – это реакционная шовинистическая идеология и империалистическая политика, выражающие интересы правящих кругов Израиля и крупной буржуазии еврейского происхождения сросшиеся с монополистическими кругами Запада, и прежде всего, США. Классовой сущностью сионизма является его антинародная направленность, откровенная враждебность демократии и социальному прогрессу, идеям интернациональной солидарности трудящихся. История сионизма наглядно свидетельствует о том, что он постоянно использовался правящей верхушкой империалистических государств для осуществления их захватнических планов на Ближнем Востоке, в других регионах мира.1

Попыткам отождествлять сионизм с национально-освободительным движением дан принципиальный и аргументированный отпор со стороны Коммунистической партии Израиля. Рассматривая этот вопрос, Коммунистическая партия Израиля совершенно справедливо подчеркнула, что подобным камнем национально-освободительного движения служит его отношение к империализму, к антиимпериалистической борьбе. В то же время программа и практика сионизма основаны на сотрудничестве с империализмом. Коммунистическая партия Израиля указала на основные факторы этого сотрудничества:



  • в странах капитала сионистское движение поддерживает крупную буржуазию против революционного, коммунистического, рабочего движения, проповедует отрыв еврейский трудящихся от своих братьев по классу, от борьбы за изменение строя, за социализм;

  • на Ближнем Востоке сионизм со времени турецкой, а потом и английской власти и до наших дней является верным союзником различных империалистических держав в их борьбе против национально освободительного движения арабских народов, что противоречит национальным интересам народа Израиля;

  • в Израиле сионизм выступает против интересов трудящихся, за разделение еврейских и арабских рабочих, сеет между ними недоверие, насаждает шовинизм и национальное высокомерие. Сионизм выступает против национального Освобождения народа Израиля от уз иностранного капитала, от подчинения империализму и проводит политику территориальной экспансии с помощью империализма;

  • сионизм служит одним из орудий империализма в его борьбе против СССР, мировой социалистической системы с целью подорвать в них социалистический строй изнутри;

  • в Азии, Африке и Латинской Америке сионизм содействует неоколониалистической деятельности Соединенных Штатов Америки, Западной Германии, Англии и других империалистических стран.

Помимо того, в историческом плане, по мере укрепления позиций сионизма в Палестине все более воинствующим становился его антагонизм по отношению к национально-освободительным движениям во всем мире, в том числе в Африке, так как их успехи служили политическим катализатором борьбы палестинских арабов за свои национальные права и в значительной мере изменяли соотношения сил на Ближнем Востоке.2

Сионизм не имеет ничего общего с национально-освободительным движением ещё и потому, что самого "всемирного еврейства" вообще не существует.

К тому же первоначальные теоретики сионизма ещё не усматривали в Палестине "землю библейских предков", и речь шла не об "освобождении" территории, а о её приобретении..

С момента своего образования Израиль стремился к контакту со своими арабскими соседями, которые отказали ему в праве на существование. Соглашение в Кемп-Девиде в 1978 года, мирный договор с Египтом в 1979 года, конференция по Ближнему Востоку 1991 года и израильско-палестинское соглашение 1993 года представляют собой важные вехи на пути к мирному решению арабо-израильского конфликта. Прогресс в ходе начавшихся в Мадриде прямых двухсторонних переговоров между Израилем и Арабскими странами вселяет надежду на то, что мирная перспектива превращается в реальность. Израильское стремление к миру уходит корнями в историю Еврейского народа, от библейских пророках до отцов современного сионизма и от переселенческого движения до сегодняшних граждан Израиля, мир был неотъемлемой частью еврейского национального самосознания.

"Шалом" (мир) – это слово приветствия в Израиле. Мир – это цель к которой стремится Израиль. С наступлением мира, огромные ресурсы, затрачиваемые на войну, смогут быть направлены на развитие экономики региона; социальной инфраструктуры в образовании, науке, здравоохранении и других областях; современные проекты с участием Израиля и его арабских соседей, которые страдают от продолжительной вражды.1

Попытки диалога с арабским миром предпринимались ещё на заре сионистского движения, которое задалось целью возродить еврейский национальный очаг. Контакты 1918 – 1919 годов между Хаимом Вейцманом (который тридцать лет спустя стал первым израильским президентом) и видным лидером арабского мира эмиром Фейсалом вселяли надежду, что национальные притязания евреев могут быть удовлетворены в духе сотрудничества.2


Заключение.


Ближневосточный конфликт – это борьба национально-освободительного движения арабских народов против тех стран, которые стремятся подчинить Ближний Восток, как в политическом, экономическом, так и в военном плане, а основной силой выступает сионистское государство Израиль, опирающееся на всестороннюю поддержку Соединенных штатов Америки.

В зависимости от обстоятельств сионизм поощряет обращение к военной силе на оккупированных землях Палестины. Также можно найти противоречия между его доктриной и реальными действиями.

Основные этапы ближневосточного конфликта можно отнести к началу нескольких больших войн:


  1. арабо-израильская война 1948-1949 годов,

  2. агрессия Израиля против Египта в 1956году, предпринятая им в союзе с Англией и Францией,

  3. "шестидневная" агрессия Израиля против Египта, Сирии и Иордании,

  4. октябрьская война между Египтом и Сирией, с одной стороны, и Израилем – с другой в 1973 году,

  5. широкомасштабные военные операции Израиля в Ливане в марте 1978 года и июне-августе 1982 года.

Помимо этого произошло бесчисленное количество других вооруженных столкновений. Фактически между арабскими государствами и Израилем не прекращается состояние войны. Заключаемые после каждого нового вооруженного столкновения соглашения о прекращении огня и перемирии лишь фиксировали окончание очередной опасной вспышки в продолжающейся конфронтации.

Что касается арабо-израильской войны 1948-1949 гг., то 15 мая 1948 года, когда войска арабских государств вступили на территорию Палестины, чисто формально началом войны можно считать эту дату. Ведь задолго до этого сионистские террористические банды начали вести военные действия против арабского народа Палестины. Не была для Израиля неожиданностью и война 1973 года между Египтом и Сирией, с одной стороны, и Израилем с другой.

Выдвигались различные мирные предложения, но все их отвергало правительство Израиля, так как они не хотели возвращать оккупированные арабские территории. Израиль вел войну за сохранение своего господства над египетским Синайским полуостровом и сирийскими Голландскими высотами.

В марте 1979 года М. Бегин утверждал: "Мы никогда не уйдем с Голландских высот. Нельзя жертвовать безопасностью во имя мира. Нет мира без безопасности. Без Голландских высот нет безопасности. Сохраним мир, лишь оставаясь дальше на Голландских высотах".

К месту сказать, у возглавляемого тогда Бегином кабинета не надолго хватило разыгрывать роль "хранителя мира" в регионе. 6 июня 1982 года по его приказу сионистская военщина вторглась на территорию Ливана, вдребезги разбив и без того хрупкое здание мира на Ближнем Востоке.1

Затягивая решение проблемы ближневосточного урегулирование на общей основе, Израиль преследует определенные цели. Главная цель политики, проводимой государством, это окончательное закрепление на оккупированном Западном берегу реки Иордан, в секторе Газа, а также уже официально аннексированных Голландских высотах. Именно для этого на конфискованных землях арабов создаются новые израильские военные поселения. Финансируют и поддерживают эту деятельность Соединенные штаты Америки. Как скоро удастся разорвать замкнутый круг этого затянувшегося ближневосточного конфликта? Что нужно предпринять сторонам для разрешения всех спорных вопросов? Именно руководству, заинтересованному в решении этой проблемы под силу встать на честный путь переговоров.



Список используемой литературы.

  1. Аверьянов Ю.И. Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993.

  2. Гегемонизм: с эпохой в конфликте. М., 1982.

  3. Глухов Ю. Выстрелы на параде. М., 1983.

  4. Дмитриев Е. Палестинская трагедия. М., 1986.

  5. Евсеев Е. Сионизм: идеология и политика. М., 1971.

  6. Иванов Ю. Осторожно сионизм. М., 1970.

  7. Израиль в поисках мира. Иерусалим. 1994.

  8. Киселёв В. И. Палестинская проблема в международных отношениях. М., 1988.

  9. Когда исчезают миражи? Сионизм: практика тёмных дел. М., 1987.

  10. Коршунов Е. Репортаж из взорванного "рая". М., 1982.

  11. Медведко Л. Этот ближний бурлящий Восток. М., 1985.

  12. Овчинников Р. С. Зигзаги внешней политики США. М., 1986.

  13. Рабинович В. И. Реакционная сущность сионизма. М., 1985.

  14. Рид Д. Спор о Сионе. М., 1993.

  15. Романенко А. З. О классовой сущности сионизма. М., 1986.

  16. Савцов В. Я. Преступлением и обманом. Киев, 1989.

  17. Седов С. Сионизм: ставка на террор. М., 1984.

  18. Семенюк В. А. Современный сионизм. Минск, 1986.

  19. Сионизм: правда и вымыслы. М., 1978.

  20. Солодарь Ц. Тёмная завеса. М., 1987.

  21. Страны и народы. Общий обзор юго-западная Азия. М., 1979.

  22. История. Иудаизм и история Еврейского народа. №37 октябрь, 1996.

  23. Международная жизнь. Израиль. Что за горизонтом? №8. 1996.

  24. Наш современник. Основополагающие мифы Израильской политики. №2. 1997.

  25. Независимая газета. Свет и тени земли обетованной. 19 февраля 1993.



1 Глухов Ю. Выстрелы на параде. М., 1983. с. 88.

1 Аверьянов Ю.И. Политология энциклопедический словарь. М., 1993. с. 353

2 Рабинович В. И. Реакционная сущность сионизма. М., 1985. с. 27

3 Седов С. Сионизм: ставка на террор. М., 1984. с. 21.

1 Рид Д. Спор о сионизме. М., 1993. с.51

2 Когда исчезают миражи: Сионизм: практика темных дел.. М., 1987. с. 42.

3 Рид Д. Спор о сионизме. М., 1993. с. 52.

4 Независимая газета. Свет и тени земли обетованной. 19 февраля 1993.

1 Сионизм: правда и вымыслы. М., 1978. с. 21

2 Сионизм: правда и вымыслы. М., 1986. с. 22

3 Романенко А. З. О классовой сущности сионизма. М., 1985. с.72

1 История. Иудаизм и история Еврейского народа.№ 36. 1996. с. 8.

2 Дмитриев Е. Палестинская трагедия. М. 1986. с. 8

3 Гегемонизм: с эпохой в конфликте. М.,1982. с. 226

4 Дмитриев Е. Палестинская трагедия. М., 1986. с. 9.

1 Наш современник. Основополагающие мифы Израильской политики. №2. 1997. с. 133

2 Савцов В. Я. Преступлением и обманом. Киев, 1989. с. 54.

1 Солодарь Ц. Темная завеса. М., 1987. с. 350.

2 Рид Д. Спор о сионизме. М., 1993. с. 50

3 Сионизм: правда и вымыслы. М., 1978. с. 18.

1 Сионизм: правда и вымыслы. М.. 1978. с. 20

2 Иванов Ю. Осторожно сионизм. М., 1970. с. 9.

1 Иванов Ю. Осторожно сионизм. М., 1970. с. 10.

2 Иванов Ю. Осторожно сионизм. М., 1970. с. 4.

3 Евсеев Е. Сионизм: идеология и политика. М., 1971. с. 20.

1 Сионизм: правда и вымыслы. М., 1978. с. 31.

2 Сионизм: правда и вымыслы. М., 1978. с.32.

3 Сионизм: правда и вымыслы. М., 1978. с.51.

4 Медведко Л. Этот Ближний бурлящий Восток. М., 1985. с. 4.

5 Семенюк В. А. Современный сионизм. Минск. 1986. с.4

1 Когда исчезают миражи? Сионизм: практика темных дел. М., 1987. с.91.

2 Киселев В. И. Палестинская проблема в международных отношениях. М., 1988. с. 69.

1 Киселев В. И. Палестинская проблема в международных отношениях. М., 1988. с. 70.

2 Киселев В. И. Палестинская проблема в международных отношениях. М., 1988. с. 77.

3 Киселев В. И. Палестинская проблема в международных отношениях. М., 1988. с. 70.

4 Семенюк В. А. Современный сионизм. Минск. 1986. с. 5.

1 Овчинников С. С. Зигзаги внешней политики США. М., 1986. с. 159.

2 Семенюк В. А. Современный сионизм. Минск. 1986. с. 7.

3 Седов С. Сионизм: ставка на террор. М., 1984. с. 26.

4 Гегемонизм: с эпохой в конфликте. М. 1982. с. 222.

1 Гегемонизм: с эпохой в конфликте. М. 1982. с. 223.

2 Гегемонизм: с эпохой в конфликте. М. 1982. с. 227.

3 Гегемонизм: с эпохой в конфликте. М. 1982. с. 229.

4 Международная жизнь. Израиль. Что за горизонтом?. № 8. 1996.

1 гегемонизм: с эпохой в конфликте. М. 1982 год. с. 236.

2 Коршунов Е. Репортаж из ворованного "рая". М., 1982 год. с. 3.

3 Страны и народы. Зарубежная Азия. Общий обзор. Юго-Западная Азия. М., 1979 год. с. 354.

1 Савцов В.Я. Преступлением и обманом. Киев. 1989 год. с. 4.

2 Савцов В.Я. Преступлением и обманом. Киев, 1989 год. с. 53.

. Савцов ВЯ. Преступлением и обманом. Киев, 1989 год. с. 54.

1 Израиль в поисках мира. Иерусалим, 1994 год. с. 3.

2 Израиль в поисках мира. Иерусалим, 1994 год. с. 4.

1 Семенюк В. А. Современный сионизм. Минск. 1986. с.135.