План-конспект урока музыки в 5 классе (3 четверть) ( из опыта работы учителя музыки Сахаровской сош Каплина А. А ) Тема четверти: «М - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Фрагмент урока в 3 классе, I четверть Тема урока : «Вариации в мордовской... 2 376.31kb.
Любовь вечная тема в искусстве 1 29.81kb.
Конкурсный «Мультимедиа урок в современной школе» в 6 классе по музыке. 1 55.27kb.
План-конспект урока литературы в 5 классе Тема урока: «Где ты, Андерсен... 1 121.56kb.
План-конспект урока по истории в 8 классе: «Внешняя политика России... 1 115.91kb.
Конспект открытого урока в 6 классе по истории России (фгос) 1 70.53kb.
Урок музыки в 7-м классе, интегрированный с уроком изо тема урока... 1 44.08kb.
Конспект урока в 6 классе Тема: "Ах, этот джаз!" Цель: познакомить... 1 65.17kb.
Урок музыки в 5 классе Тема урока: «Третье путешествие в музыкальный... 1 75.01kb.
Календарно-тематический план № урока по порядку № урока в четверти... 1 215.44kb.
План-конспект урока в 4 классе Тема раздела: День полный событий... 1 63.28kb.
Особую роль в лечении тиков играет психотерапия 1 40.95kb.
- 4 1234.94kb.
План-конспект урока музыки в 5 классе (3 четверть) ( из опыта работы учителя музыки - страница №1/1

План-конспект урока музыки в 5 классе (3 четверть)

(из опыта работы учителя музыки Сахаровской сош Каплина А.А)

Тема четверти: «Можем ли мы увидеть музыку?».

Тема урока: «Героические страницы истории России в искусстве».

Цели: подвести учащихся к самостоятельному выводу о том, что музыка, равно как и другие искусства, черпает свои образы и темы из жизни

Задачи: - увлечь учащихся музыкой; через произведения искусства познакомить учащихся со страничкой истории нашей страны (Гражданская война); закрепить знания учащихся о некоторых средствах музыкальной выразительности;

- воспитать эмоционально-ценностное отношение к музыке, к искусству; музыкальную культуру учащихся; любовь к Родине, ее историческому прощлому;

- развить любовь к музыке; внутренний слух и внутреннее зрение, творческое воображение; желание выразительно исполнить музыку; музыкальные способности детей; певческий голос; эмоциональность; показать взаимосвязь музыки с другими искусствами;



Тип урока: изучение нового материала.

Музыкальный материал:

1. «Песня о маленьком трубаче» С.Никитина, С.Крылова.

2. Песня «Тачанка» К.Листова, М.Рудермана.

3. «Последний бой» Я.Френкель (из к/ф «Новые приключения неуловимых»).

4. «Погоня» Я.Френкеля, Р.Рождественского.

Оборудование: фортепиано, доска, карточки – оценки, ноутбук, мультимедийный проектор, презентация, репродукция картины «Тачанка» М.Грекова, текст «Из истории создания песни «Тачанка"

Ход урока

I.Вход в класс. Звучит «Песня о маленьком трубаче» С.Никитина (инструментальный вариант).

II.Приветствие.

III. Проверка домашнего задания

У: - Знакомая музыка звучала при входе в класс?

Д: - Это «Песня о маленьком трубаче».

У: - Как эта песня связана с историей нашей страны? Кому она посвящена?

Д: - Она рассказывает о юных детях – героях Гражданской и Великой отечественной войны.

У: - Назовите имена некоторых из них. (Ответы учащихся из домашних заготовок.) Молодцы.



IV. Работа над песней. Выразительное исполнение «Песни о маленьком трубаче» С.Никитина. (Песня разучивалась на предыдущем уроке.)

У: - Какие чувства она у вас пробуждает?

Д: - Гордость, волнение, печаль, скорбь (и пр.).

У: - Можно ли поступок трубача назвать героическим? Объясните, пожалуйста, ответ.

Д: - Да. Ценой своей жизни он спасает целый полк.

У: - Вы хотели бы иметь такого друга? (Да.) Давайте исполним песню так, будто бы он, трубач, ваш общий друг.



(Исполнение песни классом стоя.)

У: - Спасибо. Можете садиться. (Учащиеся садятся.)

У: - Удалось ли вам выразить все свои чувства? (Да.)

У: - Кто в момент исполнения увидел эту песню? (Дети поднимают руки.)



V.Работа по теме урока.

Песня «Тачанка» К.Листова, М.Рудермана (слушание и анализ песни)

У: - Исполняя «Песню о маленьком трубаче» С.Никитина мы представляем в своем воображении подвиг и гибель юного бойца. Что вы увидите в своем воображении, слушая вот такую песню? (Звучит «Тачанка».)

Д: - Конница мчится, степь, погоня (и пр.).

У: - Что в музыке вам подсказало, что это конница?

Д: - В оркестре слышен цокот копыт.

У: - Были ли здесь еще какие – либо изобразительные детали?

Д: - Да. Стрельба из пулемета.

У: - Какой группой инструментов изображены цокот копыт и стрельба из пулемета?

Д: - Ударными инструментами.

У: - Что указало на то, что конница мчится?

Д: - Быстрый темп, громкая динамика.

У: - Какие чувства, желания появились у вас, в момент звучания песни?

Д: - Радость, поднялось настроение, гордость за родину (и пр.); хочется присоединиться к коннице и в бой (и пр.).

У: - Песня понравилась? (Да!) Это прозвучала песня «Тачанка» композитора К.Листова и поэта М.Рудермана (Слайд 2.) Почему и композитор, и поэт посвятили песню тачанке? (Ответы учащихся.).

У - Пулеметная тачанка была грозной «боевой колесницей» в годы гражданской войны. Отлитые в бронзе, застыли тачанки в степи под Каховкой и при въезде в Ростов-на-Дону — в тех местах, по которым пролегли когда-то боевые маршруты буденовцев-первоконников (Слайд 3.).

Как же появилась песня «Тачанка»? (Слайд 4.).



История создания песни

Поэт М.Рудерман

У: - В далеком 1936 году поэт Михаил Исаакович Рудерман (1905—1984) написал стихотворение о тачанке. У себя на родине, в Харькове, четырнадцатилетним мальчиком он увидел впервые красную конницу: одна за другой проносились по улице, мимо их дома, пулеметные тачанки — бойцы спешили на юг, добивать Деникина… Это были незабываемые впечатления детства.

Композитор К.Листов

У: - Стихотворение опубликовали в газете “Правда”. Несколько композиторов написали к нему музыку. Но песни не получалось, пока не прочел случайно эти стихи композитор Константин Яковлевич Листов (1900—1983) в книжке «Песни Страны Советов». Строки и образы, запечатленные в стихотворении, пробудили дорогие и его сердцу воспоминания юности, когда Листов был бойцом, а потом политруком в красной коннице, воевал в гражданскую под Царицыном.

Он восемнадцатилетним пареньком добровольно пришел в Красную Армию, защищал родную Советскую власть. Боевую тачанку он знал не по картинам…

Навсегда врезался в память Листова один фронтовой эпизод, про который он рассказал много лет спустя, знакомя с историей создания «Тачанки» (учитель зачитывает текст):

«Под Камышиным наша часть была в резерве. По безлюдной, опустевшей степи продвигались осторожно, минуя сожженные хутора. Опасались вражеских засад.

Однажды я был послан в разведку. В нескольких верстах от нас виден был, как на ладони, горящий хутор, окруженный белыми. Казалось, никому уже не суждено было вырваться оттуда. И вдруг послышались дробные звуки пулеметной очереди, и прямо на позиции белых вылетела тачанка. Вихрем мчалась она по степи. Вдогонку ей сыпал град пуль. А в ответ поливал врага пулеметным огнем приникший к стволу «максима» светловолосый пулеметчик. Красивый парень! — я его до сих пор не могу забыть. Он весь был изрешечен пулями, но прорвался к своим. Смертельно раненный, лежал он, обняв ствол своего пулемета. И таким торжествующим и счастливым был его взгляд… Довез! Добрался!»…

После К.Листов поступил в Саратовскую консерваторию.

Окончив ее, он приехал в Москву. А когда прочитал стихи Рудермана, ему сразу же вспомнился тот смелый, молодой парень — героический боец революции, верный ей до последнего вздоха. Только в стихах он не мертвый, а бессмертный, живой…

Композитор мгновенно написал музыку и понес ее в Краснознаменный ансамбль. Александру Васильевичу Александрову, руководителю ансамбля, песня так понравилась, что он тут же сказал: «Будем петь ее не меньше пяти лет… Ее запоют все!» (Слайд 5.)

18 декабря 1937 года краснознаменцы исполнили «Тачанку» в Большом зале Московской консерватории. Успех был огромный: песню трижды бисировали. Ее подхватила вся армия, запела молодежь. Она звучала на демонстрациях и парадах. На мелодию песни ставили хореографические композиции. Распространению песни способствовал и выпущенный Ленинградской студией кинохроники короткометражный фильм «Песня о тачанке» один из первых опытов создания фильма-песни с участием Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии.

Картина «Тачанка» М.Грекова (анализ картины)

Художник М Греков

У: - Перед вами репродукция известной картины русского художника М.Грекова «Тачанка» (Слайд 5.) и ее автор - художник Митрофан Борисович Греков (1882—1934) (Слайд 7.).

Почти во всех картинах художника, во всех его зарисовках – лошади. В 20-е годы Греков вступил добровольцем в Красную Армию и стал ее художником: писал бои, переправы, писал разведчиков, бойцов и … лошадей. Однажды художника привлек пулеметчик,  скакавший впереди отряда. Вероятно, тогда появился замысел тачанки. Идея так захватила М.Грекова, что он поехал в летний лагерь кавалеристов, где начал изучать натуру, делал многочисленные наброски. Начальник курсов разрешил запрячь в старую тачанку четверку самых лучших коней. Она мчалась мимо художника, а он старался запомнить бешеный ход коней и запечатлеть его в своих этюдах. В феврале 1925 года картина « Тачанка. Пулеметам продвинуться вперед» появилась на выставке. М.Б.Греков стал членом Академии художников.

Анализ картины «Тачанка»

У: - Вернемся к картине. (Слайд 8.) Всмотритесь в неё. (Рабочая пауза.) Что изображено на картине?

Д: - Изображена картина боя. Под палящим солнцем мчатся тачанки. Бойцы – красноармейцы стреляют из пулемета (и пр.).

У: - Прислушайтесь к картине. (Рабочая пауза.) Можно ли ее назвать «звучащей» картиной? Объясните, пожалуйста, ответ.

Д: - Картину можно назвать «звучащей». В ней слышатся крики бойцов, пальба из пулемета, ржанье лошадей (и пр.). Картина похожа на песню «Тачанка» К.Листова.

У: - Какие чувства, желания вызывает у вас картина?

Д: - Волнение и гордость, желание участвовать в этом сражении (и пр.). Кажется, что кони только мелькнут перед глазами и скроются вдали.

Анализ песни «Тачанка» и картины «Тачанка»

У: - Вы сказали, что «картина похожа на песню «Тачанка» К.Листова». В чем заключается это сходство? Чтобы ответить на этот вопрос, проведем небольшую викторину. Будьте внимательны. (Слайд 8.)

- Ощущаете ли вы в картине движение? (Да.) Есть ли движение в песне? (Да.)

- Движение (темп) в картине быстрое или медленное? (Быстрое.) А в песне? (Быстрый темп.)

- Ритм картины ровный или нет? (Не ровный.) Ритм песни? (Не ровный.)

- Каково звучание (динамика) картины? (Громкая.) А динамика в песне? (Громкая.)


У: - В чем заключается сходство песни и картины?

Д: - Они похожи средствами выразительности. И в песне и на картине мы видим события Гражданской войны, бойцов, тачанки. Лошадей (и пр.).

У: - Молодцы! Вы были очень внимательными.
У: - А теперь музыкальная загадка: попробуйте определить название музыки и вида искусства, в котором звучит эта музыка. (Звучит «Последний бой» из к/ф «Новые приключения неуловимых».)

Д: - Это же музыка к песне «Погоня» из кинофильма «Новые приключения неуловимых»!

У: - Что чувствовали во время слушания музыки?

Д: - Тревожность, радость, хочется скакать на лошадях (и пр.).

У: - Эту музыку можно увидеть?

Д: - Да. Сразу же видишь погоню, конницу (и пр.).

У: - Эта песня всем хорошо знакома. Давайте исполним ее. (Исполнение песни классом. Слайды 11 – 13.)

У: - Молодцы!



Анализ песен «Погоня» и «Тачанка».

У: - Сравните песни «Тачанка» и «Погоня».

Д: - Они похожи. Обе о Гражданской войне, о детях – героях. Вызывают одинаковое настроение и желание сражаться за родину. Обе в быстром темпе, стремительные, имеют неровный ритм, слышится бег лошади (и пр.).

У: - Верно.



VI. Подведём итоги

У: - Назовите виды искусства, которые присутствовали сегодня на уроке. (Слайд 14.)

Д: - Музыка, литература, изобразительное искусство (живопись, скульптура), киноискусство.

У: - Что их объединило сегодня на уроке?

Д: - Их объединила история нашей страны – Гражданская война.

У: - А зачем авторы этих произведений создали эти произведения?

Д: - Для того, чтобы люди разных поколений знали об историческом прошлом нашей Родины, помнили и чтили память тех, кто сражался за Родину.

У: - Спасибо за работу на уроке



Дома подумайте над вопросом: «Можно ли героев песен, картины, скульптур, которые присутствовали сегодня на уроке, назвать богатырями?» (Слайд 15.)

Выход из класса. (Звучит «Последний бой» из к/ф «Новые приключения неуловимых».)