План-конспект урока литературы в 5 классе Тема урока: «Где ты, Андерсен, вернись!». ( урок-изучение сказки Г. Х. Андерсена - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
План-конспект урока в 4 классе Тема раздела: День полный событий... 1 63.28kb.
Конспект урока Матвеева И. Н. по истории в 5 классе: «Вечный город»... 1 67.37kb.
Урок литературы в 9 классе 1 78.85kb.
Урок музыки в 5 классе Тема урока: «Третье путешествие в музыкальный... 1 75.01kb.
План-конспект урока музыки в 5 классе (3 четверть) ( из опыта работы... 1 86.06kb.
Конспект урока литературы в 1О классе Тема урока. Источники нравственности... 1 115.02kb.
Урок технологии (девочки) в 8 классе Тема раздела: Рукоделие. 1 90.77kb.
Конспект урока литературы по программе 11-го класса Тема урока :... 1 110.18kb.
Конспект урока биологии в 10 классе. Учитель Дергачева В. В. 1 41.19kb.
Урок путешествие в 5 классе Учитель Баскина Т. М. 23. 12. 2012г. 1 53.58kb.
План-конспект урока Математика 3 «А» класс, учитель: Кравченко О. 1 98.18kb.
Конкурс вокалистов «Сандугач-Соловей» 1 133.31kb.
- 4 1234.94kb.
План-конспект урока литературы в 5 классе Тема урока: «Где ты, Андерсен, вернись!». - страница №1/1

План-конспект урока литературы в 5 классе
Тема урока: «Где ты, Андерсен, вернись!».

( урок-изучение сказки Г.Х.Андерсена «Соловей»)

( УМК под ред. В.Я. Коровиной, изд.»Просвещение»)


Тип урока: урок-диалог.

Технология: проблемно- диалоговая.

Модель: личностно ориентированная.

Цели и задачи:

  • «погружение» в удивительный мир сказочника, «вживание» в созданный автором мир, приобщение к «секретам» авторского мастерства; закрепление терминов:«символ», «ирония», «эпитет».

  • постижение нравственных проблем и эстетической ценности сказок Андерсена;

  • воспитание нравственных качеств личности, приобщение к общечеловеческим духовным ценностям;

  • формирование умения различать точку зрения автора и героев; выражать собственную позицию, умение вести диалог;

  • создание на уроке особой теплой атмосферы человеческого общения, средством которого выступает литература как искусство слова.


Оборудование: портрет писателя, фортепиано или гитара, аудиозапись «Звуки природы» (пение соловья), книги Андерсена, фортепиано, изображение камина, свиток, свечи, чернильница с пером, шапка, плакат«чистых страниц» книги .
Методы и приёмы: приём мотивации «Настроение»

«Шапка вопросов»,

модель рабочего стола Андерсена,

проблемные вопросы и задания,

опорная речевая схема,

прослушивание аудиозаписи,

словарик «настроений»,

выставка книг «Сказки Андерсена»;

игра «Ты мне – я тебе»,

игра – фантазия «Я хотел бы попасть в сказку»,

заполнение «чистых страниц» книги,

создание антонимичный ряд.



Литературный ряд: Андерсен. Сказки: «Соловей», «Девочка со спичками», «Талисман» и др.

Визуальный ряд:

  • выставка книг «Сказки Андерсена»;

  • оформление доски: литературный эпиграф, нарисованные детали образа (камин, солнечный луч, роза, соловей, звезды); опорные речевые схемы («образ поэта», словарик «настроений»); опорные схемы «Мир Андерсена»; «Литературные взаимосвязи», портрет Андерсена, «модель» рабочего стола сказочника (свечи, чернильница с пером, зеркало, горшок с живыми розами, книги-сказки, Библия, сверток чистой бумаги).


Музыкальный ряд: кассета «Звуки природы»,»Пение соловья», песня Ю. Устинова «Где ты, Андерсен?».
Х О Д У Р О К А.
I. Организационный момент.

Звучит песня Ю. Устинова «Где ты, Андерсен?».
Кто родился за стеной:

Токарь, пекарь или дворник –

Все расписано давно

Демографией придворной.

Перепутаны листы

Сказок, сводок и докладов,

Цепь нарядов и парадов

Производственной мечты.


Где ты, Андерсен, вернись!

Видишь – домик на картине

Видишь, стоптаны ботинки,

И к концу подходит жизнь.

Мой утенок – дурачок,

Не узнавши, позабудет

То, о чем не скажут люди,

То, о чем молчит сверчок.


В жестком домике души,

Как в заигранной кассете,

Все на свете разрешит

Диско-рок нам стоп-спагетти.

Императору никак

Соловей живой не снится

Лишь транзисторные птицы

Рвут динамики в кустах.


Где ты Андерсен, вернись!...
В переписанной судьбе

Не найти судьбы пропажи.

Забери меня к себе.

Если чувствовать прикажут.

Нарисованы дома

И размножены картинки,

Если каждому по льдинке –

Начинается зима.

Где ты Андерсен, вернись!...

У: Вы прослушали песню и уже сейчас можете попытаться озвучить тему урока.

Ш: Сказки Андерсена.

У: Верно. Как вы думаете, почему автор песни так мучительно желает, чтобы Андерсен присутствовал в его жизни? Об этом поговорим в течение урока.


Проблемные вопросы: Для чего нам нужны сказки? Что такое счастье по-Андерсену?
У: - Итак, сегодня мы вновь встретимся с чудом – со сказкой, конкретнее со сказкой Андерсена «Соловей». Мы перенесемся в удивительный мир сказочника, чтобы ощутить его прелесть, неповторимость, перечитаем любимые строки… заглянем в его творческую лабораторию и попытаемся ответить на вопрос: а нужны ли сказки в жизни?.

2.Проблемный ринг.

Шапка вопросов.

Учитель обращает внимание ребят на литературный эпиграф, помещенный на доске:

«Я бродячий поэт… Мое единственное занятие – делать людям маленькие подарки и совершать легкомысленные поступки, лишь бы они радовали моих ближних..» - говорит о себе Андерсен.

У: - Как вы понимаете это признание сказочника?

Ш: - Андерсен писал сказки и дарил их людям…

- Сказки писателя приносили людям радость, помогали увидеть удивительный мир.

- Андерсен смотрел на мир по-своему, видел необычайное, любил путешествовать…

У:- Итак, представьте, что мы находимся в творческой каморке Андерсена. С группой учащихся мы подготовили модель рабочего стола Андерсена. Посмотрим, что же у него на столе и что обозначает каждый предмет?

- Есть у кого-то дополнение?

- Но у нас есть еще дополнения: изображение розы, солнечного луча,

соловья? Давайте подумаем, что это означает?

- Почему здесь изображен камин, я объясню сама.

Учитель зачитывает строки из воспоминаний Андерсена: «Огонь трещит в печке, приходит моя муза, рассказывает множество сказок и историй, приводит ко мне героев из обыденной, окружающей нас Среды. Она говорит мне: «Погляди на этих людей, ты их знаешь, нарисуй их, они должны жить».

У:- Давайте вспомним один эпизод из жизни Андерсена…

Сегодня он вернулся домой поздней ночью, очень устал, но он счастлив, весь вечер наслаждался пением Пенни Линд, которую называли «Шведский соловей» и которую Андерсен безнадежно любил. Как вы думаете, какую сказку нашептывает муза писателю в эту ночь?

- Сказку «Соловей»…

- С чего начинается сказка?

- С описания чудесного сада императора.

- Давайте перенесемся туда…

Звучит аудиокассета «Звуки природы», передающая пение птиц, шелест листвы, журчание ручья.

- Опишите сад, который предстал перед вашими глазами.

(Учащиеся описывают, учитель дополняет:

У: «… И всё было в этом саду, но почему-то больше всего гости столицы, иностранные газеты хвалили что-то другое»

Что больше всего нравилось во дворце императора?

Ш: Соловей.


БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ:
У: Кто является главными героями сказки?

У:- Какие чувства вызвала у вас сказка?

- Какова интонация сказки, меняется ли она? При ответе на этот вопрос воспользуйтесь словариком «настроений».

Ш:- Интонация – грустная, ироничная, переменчивая, задумчивая, печальная, восторженная…

У:- Как автор относится к героям, к происходящему?

Учитель обращает внимание детей на плакат, помогающий строить высказывания:

- Не помогут ли нам такие слова, примерная конструкция фразы.

Ш:- Автор то иронизирует, то сочувствует…

- Герой то смешон и жалок, то беззащитен…

У:- Как мы понимаем отношение автора к происходящему, его точку зрения?

Ш:- Через художественные средства.


РАБОТА С ТЕКСТОМ.
У:- Одним из средств, с помощью которых автор передаёт своё отношение к описываемым событиям – ирония. Найдите примеры.

Ш:- Ирония, гипербола, эпитет..(Приводят примеры)



При работе с текстом ученики пользуются опорной схемой, освоенной на предыдущих уроках:

Ирония Деталь

Эпитет Символ

Сравнение Гипербола.

У:- Над чем иронизирует Андерсен?

Ш: - над самовольством, погоней за модой, невежеством…

У:- Вспомним строки, описывающие пение соловья. Как называет соловья сказочник, какие ключевые слова вы выделили?

- Замечательная птица, удивительная птица, крылатый певец, серебряное горлышко, славная птичка, дивное пение, чудный , сладкий голос.

У:- А с чем сравнивает Андерсен пение соловья?

- Со звучанием стеклянных колокольчиков…

У:- Вспомните, а какое сравнение приводит О.Уайльд в сказке «Соловей и Роза»?

- Уайльд сравнивает пение с журчанием серебряного ручейка, текущего из опрокинутого кувшина…

- Какие художественные средства использует автор?

- Эпитеты, сравнения.

- Писатели неравнодушны к тому, о чем пишут, поэтому используют яркие образы, слова для передачи чувств, ощущений, читая строки, мы чувствуем, почему всех так прельщает пение соловья. Послушаем же пение соловья.
ЗВУЧИТ АУДИОЗАПИСЬ «Пение соловья»
У: Понравилось? Вот такой главный герой сказки.
У:- Ребята! Какие вопросы вы предложили бы читателям сказки «Соловей»?

Учащиеся обмениваются вопросами, подготовленными заранее. Вот некоторые из них:



  1. Как узнали во дворце о соловье?

  2. Почему все вдруг стали восхищаться соловьем?

  3. Случайно ли, что механический соловей сломался?

  4. Когда император понял, что он был неправ?

  5. Почему соловей отказался от награды императора?

  6. Соловей настоящий и соловей искусственный – это символы чего?


В ходе беседы учащиеся приходят к мысли о том, что в сказке ставятся серьезные вопросы, важные для человека. Это сказка о судьбах настоящих художников, о чувствах подлинных и изображенных, об искренности и фальши, о силе искусства. Это серьезная сказка, в ней есть и смешные и печальные моменты…

У:- А каково настроение этой сцены… (звучит фрагмент сказки «Соловей» - встреча императора со смертью: «Слезы» - драгоценнейшая награда для сердца певца»).

У:- Почему? Как вы понимаете эти строки?

- Для соловья счастье в том, чтобы приносить своим пением людям радость, пробуждать в их душе лучшие чувства, а для вас?

У:- А как закончилась сказка? Вспомним последнюю фразу?

Ш:- Здравствуйте!

- Как вы понимаете такой финал?

- Как приглашение в новую жизнь…

- Император раскаялся и понял свою ошибку…

- Истинное искусство восторжествовало…

У:- Да. Так хочется надеяться, что волшебные чувства искусства исправит все пороки, недостатки, люди раскаются в своих заблуждениях.

- В чем смысл сказки?



В ходе рассказа учащиеся подходят к мысли, что человеку нужнее искусство подлинное, живое общение, что искусство сильнее смерти: оно должно быть свободным.
У:- Л.Н.Толстой писал: «Искусство – одно из средств различия доброго и злого».

У:- Итак, сказка «Соловей» ставит проблемы…

Ш:- Жизни и смерти…

- Добра и зла…

- Любви и ненависти…
- А в какую бы сказку Андерсена вы хотели бы попасть и почему?

- В сказку «Девочка со спичками», чтобы спасти девочку.

- В сказку «Ромашка», чтобы помешать мальчикам поймать жаворонка.

- В «Снежную королеву», она самая интересная.

- В сказку «Самое невероятное», потому что она хорошо закончилась.

- С удовольствием побывал бы в сказке «Голый король», чтобы вместе со всеми посмеяться над глупым королем…

У: - Что же объединяет все сказки Андерсена?

- Какое понятие в сказках является ключевым?

- Счастье.

Заполнение «чистых страниц» книги, изображенной на плакате:


Счастье горе, несчастье

Радость печаль, грусть

Любовь ненависть

Добро зло

Дружба вражда

Свобода неволя

Правда ложь

Искренность фальшь

Жизнь БОГ смерть
Учащиеся выделяют ключевые составляющие понятия «счастья» у Андерсена, опираясь на прочитанные произведения; параллельно выстраивается антонимичный ряд. Дети подсказывают и цветовое решение схемы (красный и черный цвета).

Вместе учитель и дети делают вывод: самой удивительной сказкой является жизнь человека.

У:- Прошли годы, столетия, но дети и взрослые с таким же увлечением читают сказки Андерсена, постигая его удивительный мир. «Нелегко жить после смерти. Иногда на это нужно потратить всю жизнь», писал польский писатель Ежи Лец. Перед нами вновь возникает образ доброго, загадочного, жизнерадостного человека – Г.Х.Андерсена. Давайте напоследок заглянем в его комнату… что стоит на его рабочем столе?

- Свечи, чернильница с пером, горшок с живыми розами, книги со сказками, Библия…

Ученики перечисляют предметы и объясняют причину появления на столе именно этих предметов.

Учитель обращает внимание учеников на сверток бумаги, перевязанный ленточкой. Что в нем? Учитель разворачивает лист, обнаруживается, что он чист.

- Ребята! Перед вами чистый лист бумаги. Это, наверное, символично- приглашение попробовать силы, получив урок у великого мастера. Кто знает, что появится на этом чистом листе бумаги? Может быть именно ваша удивительная история… Это будет вашим домашним заданием - написать сказку в стиле Андерсена о «неодушевленных» предметах, окружающих нас.

- Я задувая свечи, великий сказочник покидает нас, но ненадолго, ведь его духом будут пронизаны ваши творческие работы… А помогут вам слова Андерсена: «Сказки и истории… скрываются в мыслях, подобно семени, которому нужен только легкий ветерок, солнечный луч, капли росы, чтобы произрасти, и они становятся цветами».

Я желаю Вам, чтобы ваши мысли становились прекрасными цветами, чтобы вы учились понимать «язык» окружающего мира, умели быть счастливыми и дарили радость другим.



АНАЛИЗ УРОКА.
Тема предлагаемого ниже урока – «Где ты, Андерсен, вернись!». Творчество Андерсена изучается в 1 четверти пятого класса в рамках основной эстетической проблемы – «фольклор и литература» и темы четверти – «Народная и авторская сказка».

Рассматривая данный урок в системе уроков, необходимо отметить, что изучению творчества Андерсена предшествовали темы: «Фольклорная сказка», «Духовная литература», «Стихотворная литературная сказка» (Пушкин, Жуковский). Иноязычная литература неотделима от отечественной, и на уроках литературы она постоянно рядом, в сопоставлении; жанровый принцип сказался и здесь. И литературные сказки Андерсена соседствуют с Жуковским, Пушкиным.


Тип урока: повторительно – обобщающий.
ТИПЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ:

  1. Работа в позиции «читатель». Виды читательской работы:

    • Непосредственно – эмоциональное вслушивание (слушание учителя, аудиокассет).

    • Вычитывание (интерпретация, толкование) текста. Акцентное вычитывание в форме коллективной классной работы; в индивидуальных письменных работах (сочинение – отзыв); коллективное обсуждение индивидуальных сочинений.

Виды учебной работы:

  1. Составление плана и пересказа текста.

  2. Проверка домашнего задания в форме фронтальных и письменных работ, текстов.

  3. Выразительное чтение в форме конкурсов.

РАБОТА В ПОЗИЦИИ «АВТОР»

Работа в позиции «автор – публицист». Виды работ:


  • сочинения (коллективно, индивидуальные письменные работы; обсуждение публицистических сочинений);

  • рассказы по картинкам, репродукциям, рисункам учащихся (отзыв о картинке; обсуждение сочинений).

РАБОТА В ПОЗИЦИИ «ТЕОРЕТИК»

Теоретические знания не сообщаются ребенку в готовом виде, а открываются детьми в их читательской и авторской практике.

Путь введения теоретических знаний должен проходить от общего к частному (В.В.Давыдов), и в этом принципиальное отличие развивающей программы от традиционной.



Виды работ:

  • создание словаря «настроений»;

  • работа в позиции историка литературы;

Учащимся на разных этапах знакомства с творчеством Андерсена предлагались следующие творческие задания:

  • самостоятельно составить вопросы к прочитанным сказкам (по выбору);

  • выделить и записать (зарисовать) образы – детали в сказках Андерсена;

  • пересказать эпизод сказки «Соловей» с точки зрения соловья, императора;

  • пересказать сказку «На каменном валу» от лица «солнечного луча», «жаворонка», заключенного (по желанию);

  • составить сообщение по теме: «В какую сказку Андерсена я хотел бы попасть и почему?»

  • письменное сочинение по теме «Что такое счастье для Андерсена и мое понимание счастья».

При выполнении заданий представлялась свобода выбора учащимся вида задания (в соответствии с интересами, возможностями). Многие задания были «опережающими». Такой вид работы становится в этом классе уже традиционным в системе уроков.

Пятиклассники (самостоятельно с помощью учителя) узнали достаточно об Андерсене как человеке и писателе, что помогло им справиться со следующими заданиями:



  • подготовить сообщение (письменное или устное) об интересных фактах биографии писателя;

  • продумать (описать или нарисовать) «модель» рабочего стола сказочника (какие предметы могли бы быть на столе у Андерсена);

  • составить опорную речевую схему «Образ поэта», «литературные взаимосвязи».

Ребята могли проявить себя и при решении визуального ряда предстоящего урока – оформление доски (ключевые цитаты, образы – детали, словарик «настроений», выставка рисунков, опорные речевые схемы).

Таким образом, при разработке и подготовке урока обобщающего типа применялась оригинальная методика, основанная на соавторстве учителя и учеников, осуществляя своеобразный процесс взаимообучения. Учащиеся оказывались в проблемных ситуациях, принимали самостоятельное решение, основанное на собственном опыте.



В основу содержания обучения на уроке были положены общечеловеческие ценности, ценности родного дома, сугубо личностные ценности ребенка.

В содержание урока включены глобальные и более частные проблемы (жизни и смерти, добра и зла, любви и ненависти, искусства подлинного и мнимого). Причем, ученики выходили на проблемы сами, основываясь на произведениях Андерсена, Пушкина, Уайльда и собственном опыте.

Особое внимание уделялось межличностным отношениям учителя и учеников, возникновению мотивации и положительных эмоций по поводу урока.