Перекочевало к нам из-за рубежа - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Перекочевало к нам из-за рубежа - страница №1/1





Специфические черты личности продюсера. Профессиональные требования театрального продюсера, профессиональные требования к музыкальному продюсеру

Слово «продюсер», как и сама профессия перекочевало к нам из-за рубежа.

На первый взгляд, продюсер — это предприниматель. Его задача — грамотно инвестировать средства и получить максимальные кассовые сборы. Именно продюсер находит, благодаря своей интуиции, «правильных» ( т.е. делающих кассу) актеров, деньги, работает с режиссерами и сценаристами и многое другое, вплоть до пиар-кампании. В одном лице это и делец, и творец, чей вклад в успех проекта подчас не менее значимый чем режиссера или исполнителя главной роли.

 Продюсер обязан быть ответственым и настойчивым, демонстрировать организаторские и управленческие способности, обладать деловой хваткой и безграничной целеустремленностью. Ему также должны быть присущи неординарность мышления, жесткий самоконтроль, владение методами убеждения, умение воспринимать непредсказуемость как естественный фактор жизни. Как сказал Оскар Хаммерштайн, «Продюсер — это идеалист, реалист, практичный мечтатель, азартный игрок и завороженный сценой ребенок». Одним словом, успешный продюсер — это человек со знанием современных методов управления, основ психологии и социологии, права и экономики, способный воспринимать инновации и склонный к логически обоснованному курсу.

Таким образом, целью данной работы будет рассмотрение и изучение специфических черт личности продюсера.

Задачи исследования:

рассмотреть особенности профессии продюсера;

изучить личность продюсера;

выявить особенности регулирование продюсерской деятельности;


исследовать профессию музыкального продюсера;

исследовать продюсер телевидения.


1. Особенности профессии продюсера
Следует уделить внимания самой сути профессии «продюсер» и именно музыкальный. Так как кино-, радио-, шоу- и другие продюсеры имеют свою специфику. А российский продюсер в сравнении с западным – это 33 персоны в одном.

Различаю1т:

Театрального продюсера.

Музыкального продюсера («music producer»).

Продюсер игры (в индустрии компьютерных игр).

Продюсера фильма или телевизионного продюсера, которые могут подразделяться на:

Продюсер — создает условия для создания проекта. Инициирует, координирует и управляет вопросами увеличения бюджета, найма ключевого персонала и соглашений с дистрибьюторами. Продюсер участвует во всех стадиях создания, от начала разработки до начала проката.

Исполнительный продюсер — в крупных проектах это обычно представитель или один из руководителей, хотя звание могут присвоить и просто крупному инвестору. Наблюдает за финансовыми, административными и творческими аспектами производства, но не участвует в технических. В небольших компаниях или независимых проектах исполнительным продюсером может называться создатель/сценарист.

Сопродюсер — продюсер, который отчитывается перед исполнительным продюсером и предоставляет деньги для финансирования фильма. Больше вовлечен в ежедневное производство, чем просто продюсер.

Ассоциированный продюсер — обычно исполняет роль представителя продюсера, который может отвечать за часть его финансовых, творческих или административных функций. Звание зачастую присваивается опытному в делах человеку, который выступает как консультант, или тому, кто внес крупный финансовый или творческий вклад в проект.

Ассистирующий продюсер — обычно работает под управлением ассоциированного продюсера.

Линейный продюсер — следит за бюджетом фильма и ежедневным производством.

Административный продюсер — докладывает Совету директоров и нанимает внештатных работников для различных стадий производства.

Веб-продюсер или Продюсер веб-сайта - создает условия и реализует идею создания веб-приложения или вэб-сайта.
2. Личность продюсера
Отметим черты личности продюсера: человек, занимающийся продюсированием скорее всего сам уже состоявшийся в определенной области . В характере его присутствуют хваткость, активность. Занимаясь определенным направлением, он знаком с его тонкостями и опирается на собственное мнение.

По сфере деятельности вот что он предлагает2:

1. Инвестирование

2. Связи и знания. Довольно важная составляющая успешной работы. Например, опять же в выборе студии, подборе композиций для публикации, защите авторства и прочее.

3. Организация рабочего времени. То есть поиск площадок; организация выступлений (деньги, договора); координация студий, выступлений, свободного времени; PR и сопутствующее. Как ни смотри, а именно это пункт заставляет уже раскрутившихся музыкантов работать с целой командой продюсерского дела. Более того, чем масштабней артист, тем больше потребность в директорах, финансовых, PR менеджерах и других.

Понятно, что за все эти услуги продюсер берет определенную часть заработанного.

Продюсер должен хорошо разбираться в той сфере, которой занимается. Но этого недостаточно. Обязательны для профессионала – коммерческая жилка и менеджерские навыки. Продюсирование – это не только креатив чистой воды, но и способность грамотно организовать работу большого количества людей. Чтобы добиться успеха, продюсеру нужно уметь убеждать. Одной веры в собственные силы в этом бизнесе недостаточно, очень важно, чтобы вам поверили те, кто от вас зависит, – режиссеры, операторы, актеры – и те, от кого зависите вы, то есть спонсоры. Немаловажным качеством является и трудноопределимое продюсерское чутье. Первым уловить идею, которая витает в воздухе, разглядеть в угловатом юнце будущую звезду сцены, вложить деньги в сложный противоречивый проект – на стадии принятия решений продюсер, как сапер, работает на «топливе» из личного опыта, высокопрофессиональных знаний и тонкой интуиции. Ну и, наконец, в этой профессии нужно уметь рисковать, ведь запуск нового проекта – во многом игра вслепую, причем на кон зачастую поставлены не только деньги, но и репутация.

4. Профессия музыкального продюсера


Еще лет пятнадцать назад это слово употреблялось исключительно в одном контексте с «акулами шоу-бизнеса», «западной культурой» и прочими отвратительными вещами. Потом как-то плавно мы стали этих самых продюсеров и спонсоров не то чтобы уважать, но побаиваться и тайно и страстно желать. Казалось, что именно в них, великих и ужасных, можно найти спасение всему и, в частности, забытой и бедной культуре. Правда, объяснить, чем продюсеры занимаются, никто толком не может. Кто-то считает, что их главное назначение в том, чтобы вовремя доставать кошелек. Другие свято убеждены, что, помимо раздачи денег, продюсеры существуют еще и для того, чтобы эксплуатировать и всячески унижать трепетных и ранимых людей искусства. Заставлять последних работать на износ, на прибыль, а вовсе не во славу высокой эстетики. Так что представление большинства об этой профессии хоть и эмоционально, но лишено смысла и логики. Между тем, продюсерское дело предполагает совершенно конкретные человеческие качества и навыки.

О продюсерах вспоминают в связи с различными формами сценического и постановочного искусства: театра, кино, телевидения, радио, шоу-бизнеса, концертной деятельности, мюзиклов. И хотя специфика работы в каждой области своя, названия должностей и стоящий за ними набор профессиональных функций приблизительно одинаковы.

Итак, менеджер - это администратор. Человек, который управляет жизнедеятельностью реализуемого проекта, будь то спектакль или телепрограмма, кино или мюзикл. Он обеспечивает бесперебойную работу всех звеньев. Директор театра — это менеджер, и директор картины — тоже. Менеджер — наемный работник, он может не участвовать в процессе создания проекта, подключаясь на более поздней стадии.

Антрепренер — это просто предприниматель в сфере театрального искусства. И антреприза — это частное театральное предприятие, частный театр. Причем любой формы, в том числе и так называемый «репертуарный театр». Поэтому сочетание «частная антреприза» — это масло масляное. Ограничивать понятие антрепризы разовым театральным проектом тоже неправильно. И Московский художественный театр поначалу был антрепризой, хотя имел постоянную труппу3.

Импресарио — еще один участник процесса. Его главная задача — продажа готового продукта. Он занимается прокатом, то есть находит помещение, договаривается об аренде, печатает и распространяет билеты и т.д.

И, наконец, наш герой. Настоящий Продюсер с большой буквы отличается от всех вышеперечисленных тем, что рождает идею. И уже потом начинает собирать деньги, людей и заставляет их работать на воплощение. Конечно, при этом продюсер не может не быть менеджером. Он должен думать о том, насколько его идея будет востребована, а это предполагает умение мыслить в категориях экономики.

При этом в продюсере изначально предполагается присутствие творческого начала. Иначе он не сможет поразить новизной художественного замысла. Он должен обладать вкусом, разбираться в тонкостях творческого процесса и уметь подбирать людей.

Главное заблуждение обывателей состоит в том, что продюсер вкладывает в дело собственные деньги. Чаще всего ситуация иная. Он привлекает деньги, договариваясь с меценатами, спонсорами, кредитодателями.

Театроведы считают, что первым русским продюсером стал Владимир Иванович Немирович-Данченко, потому что именно он был автором идеи нового театра. И, кстати, собственных денег у него часто не было. Или другой пример — Сергей Дягилев. Он задумал «Русские сезоны» в Париже и потом осуществлял их организацию4.

Таким образом, продюсер прежде всего автор, создатель чего-то нового. И лишь на следующей стадии — менеджер, организатор, а в наших условиях иногда и режиссер, и импресарио, и даже исполнитель главной роли.

Персоны

Олег Березкин — театральный и музыкальный продюсер. Он придумал и создал «Классный театр», разработал концепцию репертуара. Этот театр ставит спектакли по произведениям, включенным в школьную литературную программу. Березкин просчитал аудиторию (школьники средних классов), набрал артистов, постановщиков, пригласил режиссера, арендовал помещение. И теперь театр живет на собственные доходы.



«Мы играем много, часто, ездим на гастроли, делаем новые спектакли. Частному театру, в отличие от государственного, живется очень трудно. Я проработал 15 лет в государственном театре и вижу огромную разницу. Мы не можем позволить себе длительных отпусков или пустых залов. Знаете, я не умею просить деньги у банкиров, предпринимателей. У меня есть один критерий: если зрители не станут приходить на спектакли, мне будет нечем платить зарплату»5, — говорит Березкин. Он считает, что одно из главных качеств продюсера — стремление к лидерству. Без сильно развитых честолюбия и амбициозности невозможно увлечь людей собственными идеями. Плюс, безусловно, хорошее образование, творческий потенциал и умение много и напряженно работать.

Кроме театра, Олег Березкин занимается организацией концертов, в частности, Владимира Спивакова. Он считает, что в области классической музыки, в отличие от кино и шоу-бизнеса, с продюсированием полная неразбериха.

Ни один из продюсеров, где бы он ни работал — на телевидении, на эстраде или в театре, — не миновал этапа накопления опыта организационной работы. Для того чтобы суметь соединить в себе творческие и менеджерские качества, увлечь людей своей идеей, требуется и навык, и понимание процесса (кино, театра, музыки и т.д.), и связи, и просто жизненный опыт.

Давид Яковлевич Смелянский, один из первых и наиболее удачливых наших театральных продюсеров, защитивший не так давно диссертацию на тему «Продюсер в театральном процессе России»; Евгений Болдин (театр песни Аллы Пугачевой — во многом его заслуга), Александр Достман (учредитель и президент культурного фонда «Артэс»).

А некоторые из выпускников факультета работают в финансовых, планово-экономических отделах театров и учреждений исполнительной историей, с традициями и особенностями русского и мирового искусства6.

7.

Кстати. Есть интересная концепция развития театрального процесса в России. Согласно ей, XIX век был веком актерского театра. Тогда зрители ходили «на имя» и спектакли были памятны тем, что в них сыграл такой-то или такая-то. XX век поставил во главу угла режиссера, и появился режиссерский театр. Ходили «на Мейерхольда, Таирова», потом «на Товстоногова, Захарова» и т. д.

А XXI век, скорее всего, будет веком продюсерского театра, то есть значимость продюсера будет возрастать, становясь решающей. Именно этот человек отбирает пьесу, приглашает режиссера, актеров, привлекает деньги, а значит, от него зависит либо успех, либо провал.

Значит, несмотря на нервность и сложность профессии, быть продюсером в нашей стране можно и нужно. Если только отдавать себе во всем отчет и ничего не бояться.

И всё-таки, самое важное качество продюсера - это интуиция. Если человек не наделен этим природным даром, он никогда не станет продюсером. Второе - умение ориентироваться в информации. Третье - коммуникабельность. Четвертое - склонность к инновациям, всему новому. Пятое - правильное отношение к успехам и неудачам.
Ведущие продюсеры пользуются огромным уважением

Джордж Мартин — звукорежиссер, бессменный продюсер Beatles. В свое время его называли «пятым битлом»;

Алан Парсонс — звукорежиссер, записывал Pink Floyd, Who, сольные работы Пола Маккартни, создал собственный проект Alan Parsons Project;

Ник Чинн и Майк Чепмен — «выводили в люди» Сюзи Куатро, Sweet, Smokie, Blondie;

Брайан Ино — музыкант, который продюсировал Дэвида Боуи, U2, Talking Heads;
Рой Томас Бейкер — «открыл» Queen, Cars, работал с Оззи Осборном;

Мартин Берч — работал со многими «тяжелыми» группами: Black Sabbath, Blue Oyster Cult, Deep Purple, Rainbow, Iron Maiden, Whitesnake.

Питер Коллинз — способствовал успеху Rush, Queensryche, Supertramp;

Брюс Сведьен — барабанщик, работавший как продюсер с Майклом Джексоном, Дюком Эллингтоном, Барбарой Стрейзанд, Донной Саммер, Би Би Кингом, с оркестром Каунта Бейси и т.д.

Фил Рамон — человек, которому благодарны Пол Саймон («Грэмми» за альбом 1975 года Still Crazy after All These Years), Билли Джоэл («Грэмми» за альбом 1980 года Glass Houses), Боб Дилан, Джон Колтрейн;

Эл Шмидт — получил за продюсерскую работу семь наград «Грэмми», в том числе за альбомы Куинси Джонса, Генри Манчини, Джорджа Бенсона. Кроме того, работал с Фрэнком Синатрой, Рэем Чарльзом, Мадонной и другими известными исполнителями.

Его задача - обеспечить финансирование за счет рекламодателей, спонсоров, программ банковского кредитования, продажи дисков, и много другого. Особенно сложно убедить кого-либо вкладывать деньги на первом этапе, пока артист или проект еще не известен широкой публике8. Правда, в последнее время ситуация меняется: появилось достаточно продюсеров-профессионалов, способных оценить перспективность проекта, взвесить все риски и принять решение о вложении средств еще на начальной стадии работы.

Продюсерами не рождаются. Не один из продюсеров не миновал этапа накопления опыта организационной работы. Для того чтобы суметь соединить в себе творческие и менеджерские качества, увлечь людей своей идеей, требуется и навык, и понимание процесса, и связи, и просто жизненный опыт.

Заключение

Кем был в начале прошлого века Сергей Дягилев, организатор блистательных «Русских сезонов»? Знаменитый меценат открывал таланты (именно благодаря Дягилеву взошла звезда Вацлава Нижинского), привлекал художников первой величины для оформления спектаклей, организовывал выступления своей труппы в лучших залах Парижа. За 20 лет существования «Русских сезонов» Дягилев показал свыше 80 оригинальных произведений и на десятилетия вперед определил развитие мирового сценического искусства. Нередко первым российским продюсером называют и основателя Московского художественного театра Владимира Немировича-Данченко. Великий русский драматург и режиссер обладал не только тонкой творческой интуицией, но и организаторскими способностями. Как и подобает маститому продюсеру, он был весьма влиятельным человеком – говорят, к мнению театрального гуру прислушивался сам Сталин.

Продюсеры специализируются по видам искусства. Театральный профи организует постановку спектаклей, участвует в проведении театральных фестивалей. Кинопродюсер или продюсер телевизионных программ проходит со своим проектом все этапы производства: от поиска подходящего сюжета, сценария и кастинга до монтажа и озвучания. Музыкальный продюсер – это в первую очередь креативщик, ищущий новые голоса, исполнителей, новый звук. При этом музыкальный продюсер может заниматься исключительно творчеством (саунд-продюсер), а может участвовать в раскрутке и продвижении исполнителя, организации его концертной работы. Относительно недавно отдельным направлением стало продюсирование компьютерных игр и веб-сайтов, набирает популярность event-продюсировование – организация частных и корпоративных вечеринок, памятных мероприятий и т.п.

Специализация в профессии довольно жесткая. Так, музыкальный продюсер не может заменить кинопродюсера, а человек, занимающийся театром, не возьмется за создание программного продукта на радио. Такая приверженность определенной области – не вопрос «вероисповедания» или личностных амбиций: для того, чтобы создавать качественный конкурентоспособный продукт, необходимо великолепно знать «производственную цепочку» от начала до конца. Скажем, саунд-продюсер, как правило, может дать фору по части профессионализма любому композитору или певцу, а продюсер кинокартины не хуже режиссера разбирается в технике монтажа, озвучания и т.п.



1 Давид Смелянский. Авантюрист поневоле, или Беседы о том, как я стал продюсером. – М.: Книжный клуб 36,6, 2010.

2 Корнеева С. «Как зажигают звезды. Технологии музыкального продюссирования», Санкт-Петербург, «Питер», 2004

3 Давид Смелянский. Авантюрист поневоле, или Беседы о том, как я стал продюсером. – М.: Книжный клуб 36,6, 2010.

4 Корнеева С. «Как зажигают звезды. Технологии музыкального продюссирования», Санкт-Петербург, «Питер», 2004

5 Хренов Н. «Социально-психологические аспекты взаимодействия искусства и публики», Москва, 2009

6 Давид Смелянский. Авантюрист поневоле, или Беседы о том, как я стал продюсером. – М.: Книжный клуб 36,6, 2010.

7 Хренов Н. «Социально-психологические аспекты взаимодействия искусства и публики», Москва, 2009

8 Корнеева С. «Как зажигают звезды. Технологии музыкального продюссирования», Санкт-Петербург, «Питер», 2004