Педагогический потенциал традиционной народной культуры и его реализация в современных социокультурных условиях - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Продуктивный, фотосинтетический и адаптивный потенциал сортов сои... 1 331.42kb.
Образовательная программа образовательного комплекса гбоу сош №1125... 14 5232.29kb.
Разработка и реализация социокультурного реабилитационного пространства... 1 110.51kb.
Общие вопросы культурной жизни 4 1183kb.
Культурной жизни Республики Дагестан (Обзорная информация за 1 полугодие... 2 682.18kb.
Консультация для родителей «Использование игровых методов и приемов... 1 48.76kb.
Тема урока «Мир Вам» Цель урока. Интерпретация выражения Л. 1 37.55kb.
О рекомендациях по использованию новой системы оплаты труда педагогов... 2 500.03kb.
Педагогический опыт воспитателя детского дома Упаловской Натальи... 1 50.49kb.
Программа секции «вопросы развития современной и традиционной русской... 1 34.51kb.
Кладезь народной культуры 1 57.43kb.
Житие преподобного отца нашего Виталия монаха Память 22 апреля по... 1 69.89kb.
- 4 1234.94kb.
Педагогический потенциал традиционной народной культуры и его реализация в современных - страница №1/1

На правах рукописи

Коршунова Ирина Викторовна


ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ
ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ
И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ


В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ
специальность 13.00.05 - теория, методика и организация

социально-культурной деятельности


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени

кандидата педагогических наук

Москва - 2013

Работа выполнена на кафедре дизайна ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова»
Научный руководитель: Бакланова Татьяна Ивановна,

доктор педагогических наук, профессор,

Почетный работник высшего профессионального образования РФ

Официальные оппоненты: Жиров Михаил Семёнович,

доктор педагогических наук, профессор,

декан социально-теологического факультета

ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный

национальный исследовательский университет»,

Заслуженный работник культуры РФ



Косогорова Людмила Васильевна,

кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета народной художественной

культуры и дизайна ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет культуры и искусств»

Ведущая организация: ГБОУ ВПО «Московский городской

университет управления

Правительства Москвы»
Защита состоится 12 февраля 2014г. в 12.30 часов на заседании диссертационного совета Д 212.136.06 при ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова» по адресу: 109240, Москва, ул. Верхняя Радищевская д. 16/18.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова» по адресу: 123298, Москва, ул. Берзарина, д.4.

Электронная версия автореферата размещена на сайтах: Министерства образования и науки Российской Федерации (vak2.ed.gov.ru) и МГГУ им. М.А.Шолохова (www.mgopu.ru).


Автореферат разослан «____»______________201_ г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат педагогических наук, доцент Н.Р.Геворгян



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Диссертация выполнена на материалах России и Японии.



Актуальность исследования обусловлена противоречием между высоким педагогическим потенциалом традиционной народной культуры и недостаточным уровнем его реализации в современных российских социокультурных условиях. Педагогический потенциал традиционной народной культуры определяется воплощенными в нем духовно-нравственными ценностями, наиболее актуальными среди которых являются ценностное отношение к Родине, природе, семье, матери и материнству, учению, труду, культурному наследию своего и других народов. Общие для традиционных культур разных народов духовно-нравственные ценности своеобразно проявляются в самобытных, уникальных для каждой из таких культур объектах материального и нематериального культурного наследия: в памятниках народного зодчества, в произведениях народного декоративно-прикладного творчества, в народной музыке, танцах, устном народном творчестве и др.

В Решении Госсовета РФ «О государственной поддержке традиционной народной культуры» (2006г.), в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания граждан Российской Федерации» (2009г.), в «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации» (2012г.), в Послании Президента РФ Федеральному Собранию (2012г.) сформулированы важнейшие задачи деятельности государственных структур по сохранению и развитию традиционных культур народов России как основы патриотического, духовно-нравственного воспитания.

Современная практика решения этих государственных задач многообразна. В ней участвуют органы государственного управления культурой и образованием, дома народного творчества, дома национальностей, фольклорные и этнокультурные центры, культурно-досуговые центры и другие социально-культурные учреждения, а также учреждения общего, дополнительного и профессионального образования, общественные объединения, благотворительные фонды, общества дружбы разных стран и др. Лучшим творческим этнокультурным проектам общенационального значения ежегодно присуждаются гранты Президента Российской Федерации.

Особое внимание в настоящее время уделяется сохранению и развитию народных художественных промыслов России, в том числе Гжельского художественного промысла, к которому автор данной диссертации имеет непосредственное отношение как народный мастер и преподаватель Гжельского государственного художественно-промышленного института. История Гжельского художественного промысла насчитывает около трех веков. В конце ХХ века благодаря генеральному директору ЗАО «Объединение Гжель» В.М.Логинову об этом промысле узнал весь мир. Народное искусство Гжели легло в основу содержания созданной им преемственной системы художественно-эстетического воспитания и образования.

Потребности современной практики обусловили повышение внимания к формированию этнокультурной компетентности кадров, что нашло отражение в новых Федеральных государственных образовательных стандартах по таким направлениям высшего профессионального образования, как «Социально-культурная деятельность», «Народная художественная культура», «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», «Педагогическое образование», «Социальная педагогика», «Туризм» и другим.

Вместе с тем, зарубежный опыт сохранения, развития и реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры пока недостаточно отражен в практике социально-культурной деятельности и ее кадровом обеспечении.

Выбор Японии для изучения зарубежного опыта сохранения, развития и реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры был обусловлен ведущей ролью этой страны среди государств - членов ЮНЕСКО, участвующих в международных этнокультурных проектах и программах. В Японии успешно осуществляется организуемая и поддерживаемая государством деятельность по сохранению «народных культурных ценностей». Она составляет фундамент современной японской государственной культурной и образовательной политики. Японским специалистам удалось органично вписать древние национально-культурные традиции в современную социально-культурную среду и содержание образования.

В 70-е годы ХХ века Япония активно сотрудничала с СССР по вопросам эстетического воспитания и образования, в том числе и по проблемам широкого включения в этот процесс народной художественной культуры. Ежегодно проводились совместные конференции, работы наших ученых А.В. Запорожца, Т.С. Комаровой, Т.А.Марковой и других были переведены на японский язык.

Некоторые традиции японской культуры и искусства отражены в содержании российских школьных и вузовских учебников по изобразительному искусству (авторы Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова, Н.М.Сокольникова и др.), по мировой художественной культуре (авторы Т.И.Бакланова, Н.М.Сокольникова, Л.А.Рапацкая и др.) и других.

Однако, опыт Японии по сохранению, развитию и реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры мало известен в России и практически не применяется в социально-культурной сфере.



Степень научной разработанности проблемы.

Сущность традиционной народной культуры и воплощенные в ней духовно-нравственные ценности раскрыты в трудах Д.С.Лихачева, М.А. Некрасовой, Т.С.Комаровой, Т.Я.Шпикаловой, Т.И.Баклановой, А.С.Каргина и других известных российских ученых. Проблемы реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры, народного художественного творчества в современных социокультурных условиях исследованы М.И.Долженковой, М.С.Жировым, О.Я.Жировой, Г.М.Королевой, Л.В.Косогоровой, А.В.Нестеренко и др. История и современные проблемы развития Гжельского художественного промысла отражены в трудах Т.Л.Астраханцевой, Н.С.Григорьевой, Т.И.Дулькиной, А.Б.Салтыкова и др. Особенности японской традиционной культуры и искусства рассмотрены в трудах С.А.Арутюнова, С.Б. Маркарьян, Э.В. Молодяковой и др.

Вместе с тем, научные основы применения в России японского опыта реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры в современных социокультурных условиях до настоящего времени не были разработаны.

Анализ современной педагогической теории и практики показал, что эффективной реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры в нашей стране препятствуют противоречия:

-между выдвинутыми российским государством актуальными задачами совершенствования деятельности социально-культурных учреждений по трансляции в современное российское общество лучших традиций и духовно-нравственных ценностей народной культуры и недостаточным уровнем решения этих задач;

-между современными достижениями зарубежных государств (в частности, Японии) в реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры и недостаточной изученностью в России этих достижений, а также возможностей их применения в современных российских социокультурных условиях;

-между потребностями российских народных художественных промыслов и других социокультурных институтов в кадрах, способных эффективно реализовывать педагогический потенциал традиционной народной культуры с учетом инновационного зарубежного (в том числе, японского) опыта, и слабым отражением этого опыта в процессе воспитания и обучения таких кадров.

Выявленные противоречия определили проблему исследования: как обеспечить применение российскими специалистами передового зарубежного (японского) опыта реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры в современных социокультурных условиях?



Цель исследования - теоретическая разработка и экспериментальное обоснование системы культурно - досуговой и образовательной деятельности по подготовке кадров к применению в России передового зарубежного (японского) опыта реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры.

Объект исследования: теория и практика реализации в России и Японии педагогического потенциала традиционной народной культуры.

Предмет исследования: подготовка кадров к применению в России японского опыта реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры в современных социокультурных условиях.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что подготовка кадров к реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры с учетом зарубежного (японского) опыта будет более эффективной, если разработать и внедрить в вузе систему отражающих этот опыт культурно-досуговых мероприятий и учебных курсов, содержание которых разработано в контексте трансляции в современное социокультурное пространство базовых ценностей традиционной народной культуры.

Задачи исследования:

  1. Выявить базовые ценности традиционной народной культуры, обуславливающие ее педагогический потенциал в современных социокультурных условиях.

  2. Охарактеризовать особенности традиционной народной культуры Японии как основы содержания педагогической деятельности социокультурных и образовательных учреждений этой страны.

  3. Разработать и обосновать систему культурно - досуговой и образовательной деятельности по подготовке кадров к применению в России передового зарубежного (японского) опыта реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры.

  4. Определить опытно-экспериментальным путем эффективность данной системы и разработать научно-методические рекомендации по ее внедрению в практику.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили:

-теории социально-культурной деятельности М.А.Ариарского, Е.И.Григорьевой, А.Д.Жаркова, Ю.Д.Красильникова, Ю.А.Стрельцова, В.М.Чижикова, Н.Н.Ярошенко и др.;

-идеи применения и развития этнопедагогических традиций в современной педагогической теории и практике (Г.Н.Волков, Э.И.Сокольникова и др.);

-концептуальные основы и теоретические модели этнокультурного и этнохудожественного образования Т.И.Баклановой, Л.В.Ершовой, Т.Я.Шпикаловой и др.



Методы исследования:

-теоретические: анализ философской, педагогической, искусствоведческой, культурологической, этнологической литературы по теме исследования; педагогическое проектирование;

-эмпирические: анализ опыта работы социально-культурных и образовательных учреждений по реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры; наблюдение; анкетирование; опытно-экспериментальная работа.

Этапы исследования:

1 этап (2005-2006гг.) - констатирующий. Он состоял в анализе научной литературы и практики реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры в России и Японии.

2 этап (2006 - 2011гг.) - опытно-экспериментальный. На данном этапе осуществлялись разработка, внедрение и выявление эффективности авторской системы культурно - досуговой и образовательной деятельности студентов Гжельского государственного художественно-промышленного института по их подготовке к реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры с учетом российского и зарубежного (японского) опыта.

3 этап (2011-2012гг.) – обобщающий. Он включал анализ и обобщение результатов исследования, формулирование выводов и научно-методических рекомендаций.



Научная новизна исследования:

-разработанные российскими учеными положения о педагогическом потенциале традиционной народной культуры и факторах его реализации в современных социокультурных условиях конкретизированы применительно к традиционному народному художественному промыслу (Гжели): раскрыты его возможности в духовно-нравственном воспитании и формировании этнохудожественной культуры личности на материале традиционных для данного промысла художественных образов русской традиционной культуры как «духовной скрепы» современного российского общества;

-на материале Японии обоснована необходимость изучения и применения в России инновационного зарубежного опыта реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры; раскрыта деятельность современных социально-культурных институтов Японии (семьи, учреждений культуры, учебных заведений, общественных организаций, ассоциаций и других) по сохранению и развитию традиционной японской семейно-бытовой, празднично-обрядовой и художественной культуры;

-разработана, теоретически и экспериментально обоснована целостная системы культурно - досуговой и образовательной деятельности по подготовке кадров к применению в России инновационного зарубежного (японского) опыта реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры.



Теоретическая значимость исследования:

-систематизированные в диссертации теоретические положения о сущности и педагогическом потенциале традиционной народной культуры могут служить одной из основ разработки новых научных концепций сохранения и развития традиционной народной культуры в современных социокультурных условиях;

-выявленная и обобщенная в диссертации научная информация о традиционной японской празднично-обрядовой, семейно-бытовой и художественной культуре как основе содержания современной социокультурной и образовательной деятельности в Японии дополняет имеющуюся в России научную информацию о культуре и образовании в этой стране и может стать основой для дальнейших исследований в данной области научных знаний;

-выявленные и систематизированные в диссертации результаты исследований проблем деятельности социокультурных институтов Японии и России по сохранению традиционной народной культуры и реализации ее педагогического потенциала могут быть использованы при теоретическом обосновании перспективных моделей социокультурного развития регионов РФ и инновационных этнокультурных образовательных систем.



Практическая значимость исследования:

-разработанная и внедренная автором диссертации система культурно-досуговой и образовательной деятельности студентов на материале российской и японской традиционных народных культур способствовала подготовке кадров к применению в России передового зарубежного (японского) опыта;

-на основе результатов исследования были разработаны авторские программы нескольких учебных дисциплин («Фольклор и этнография», «Обычаи и традиции народов мира», «Мировая культура и искусство», «История Гжельского художественного промысла», «История Гжельского региона» и др.), включенных в учебные планы Гжельского государственного художественно-промышленного института;

-материалы исследования могут быть использованы в деятельности: органов государственного управления культурой и образованием; центров народных художественных промыслов и ремесел, этнокультурных центров, культурно - досуговых центров и других социально-культурных учреждений и организаций; учреждений общего, дополнительного и профессионального образования; обществ российско-японской дружбы, других общественных организаций и объединений.



Основные положения, выносимые на защиту:

1.Положение о традиционной народной культуре как основе реализации современного национального воспитательного идеала в России, включающего патриотизм, духовно-нравственную, художественно-эстетическую культуру, культуру семейных отношений и межнационального общения, другие актуальные для современного российского общества качества личности гражданина РФ.

2.Положение о характерных особенностях японской традиционной культуры (таких как ценностное отношение к природе как объекту созерцания, любования и художественного творчества, и др.), отраженных в содержании деятельности разнообразных современных социально-культурных и образовательных учреждений Японии.

3.Положение об авторской системе культурно - досуговой и образовательной деятельности по подготовке кадров к применению в России передового зарубежного (японского) опыта реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры. Эта система состоит из двух взаимосвязанных подсистем: культурно - досуговых мероприятий (фестивалей, конкурсов, мастер-классов народного искусства, посещений музеев и выставок изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, и др.) и учебных дисциплин с этнокультурными русским и японским компонентами (Фольклор и этнография, Обычаи и традиции народов мира, Мировая культура и искусство, История Гжельского художественного промысла).



Достоверность результатов исследования обеспечена:

-методологической обоснованностью исходных позиций исследования, базирующихся на общепризнанных научных идеях и концепциях;

-комплексом теоретических и эмпирических методов исследования, соответствующих его предмету, цели и задачам;

-опытно-экспериментальной проверкой основных теоретических положений, в результате которой была доказана правомерность гипотезы исследования;

-справками о внедрении результатов диссертационного исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования:

-основные результаты исследования опубликованы в научных статьях, тезисах и методических пособиях (всего 21 публикация общим объемом 13п.л.);

-результаты исследования были отражены в сообщениях автора диссертации в 2007-2013гг. на ежегодных международных научно-практических конференциях «Образование. Наука. Культура» (г. Гжель); на Первом международном конгрессе традиционной художественной культуры (г. Ханты-Мансийск); на Международной научно-практической конференции «Народная культура как стратегический ресурс развития России: региональный аспект» (г. Москва); на Международной научно-практической конференции «Этнокультурные процессы в современном мире» (г. Москва); на III Всероссийской научно-практической конференции «Инновационные технологии непрерывного художественного образования» (г. Шуя); на межрегиональной научно-практической конференции «Уникальные ремесла России» (г. Подольск); на региональной научно-практической конференции «Межкультурный диалог и этнокультурное образование в условиях мегаполиса» (г. Москва); на межвузовской научно-практической конференции «Стрельцовские чтения - 2011» (г. Москва); на межвузовском круглом столе «Воспитание в системе формирования ценностных ориентаций молодёжи» (г. Москва).

Результаты диссертационного исследования были обсуждены на заседаниях профильных кафедр Московского государственного гуманитарного университета им. М.А.Шолохова и Гжельского государственного художественно-промышленного института.


Результаты исследования были изложены автором диссертации в дискуссиях, прошедших в рамках его персональных и коллективных выставок гжельской керамики, семинаров и мастер-классов по традиционной гжельской росписи в Гжельском государственном художественно-промышленном институте, в областном Доме искусств «Кузьминки» (г. Москва), в Федеральном музее профессионального образования (г. Подольск), в Егорьевском историко-художественном музее (г. Егорьевск); в культурных центрах «Наследие» (г. Сергиев Посад), «Усадьба Кривякино» (г. Воскресенск) и «Дом Озерова» (г. Коломна); в рамках конкурса декоративно-прикладного искусства среди воспитанников детских домов Приволжского федерального округа «На берегах Волги семьей единою живем» (г. Казань); в

Музее изобразительных искусств Республики Марий Эл (г. Йошкар-Ола); в Международной школе народной культуры, искусства и ремесел «Славянский путь» (Болгария, г. Несебр), на VIII Международном конкурсе молодых дизайнеров и модельеров «Подиум» (Египет, г. Шарм-эль-Шейх), в Центре национальных искусств (Узбекистан, г. Ташкент).


Структура диссертации состоит из введения, двух глав, списка литературы и интернет – источников, приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обоснована актуальность темы исследования, раскрыта степень ее научной разработанности, определены проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования; описаны методологические и теоретические основы, методы и этапы исследования; охарактеризованы научная новизна, теоретическая и практическая значимость результатов исследования; представлены основные положения, выносимые на защиту, сведения об апробации и внедрении результатов исследования.

Первая глава «Педагогический потенциал традиционной народной японской культуры и его реализация в современных социокультурных условиях» выполнена на материале традиционной японской празднично-обрядовой, семейно-бытовой и художественной культуры.

В основе современной японской культуры – многовековые традиции ценностного отношения к природе, семье, детям, предкам, к прекрасному в искусстве и жизни. В Японии сохранились древние обычаи любования горой Фудзиямой, цветами сакуры и сливы, хризантемами, пионами, листьями осенних кленов, снегом. Праздник цветущей сакуры (Ханами) и День любования полной луной (Тюсю но мэйгэцу) являются общенациональными японскими праздниками.

Несколько общенациональных японских праздников посвящены детям: День детей (Кодомо но хи), который раньше был праздником только для мальчиков; Фестиваль кукол (праздник маленьких девочек); праздник Сити-го-сан («семь-пять-три»), имеющий трехсотлетнюю историю и являющийся как бы общим днем рождения всех японских детей, которым в текущем году исполнилось 3, 5 или 7 лет.

Из древних праздников и обрядов берут начало не только многие народные японские танцы, песни и театрализованные действа, но и представления знаменитых японских театров Но, Кабуки и Кёгэн.

Традиционное японское декоративно-прикладное искусство (керамика, фарфор, изделия из бронзы, лаковые миниатюры, нэцкэ, национальный костюм, искусство каллиграфии, гравюра укиё-э и др.) воплощает эстетическое отношение японцев к природе, их национальные образы мира, национальный характер, традиционную систему духовно-нравственных ценностей и идеалов, утонченный художественный вкус.

Культура современной Японии, благодаря культурной политике японского государства, не утрачивает своего самобытного ценностного ядра и тем самым противостоит воздействию глобализации на традиционные духовно-нравственные ценности и идеалы японцев. Поэтому, такая политика, как утверждают японские специалисты, стала третьим столпом внешней политики этой страны, наряду с экономической экспансией и обеспечением государственной безопасности. В ее реализации участвуют многочисленные учреждения и организации: управления по делам культуры; музеи искусств; школы каллиграфии, чайной церемонии, гончарного искусства, икебаны, игры на традиционных музыкальных инструментах и другие.

Традиции народной культуры основательно изучаются в японских школах и вузах. В учебные планы школ включены уроки любования природой и предмет «Национальная культура». В содержании учебного процесса широко отражены традиционная японская музыка, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, поэзия, танцы, каллиграфия, мораль.

В Японии были созданы общества охраны традиционных искусств, Общество японского фольклора, Керамическая ассоциация, Японское этнографическое общество и другие общественные организации. Главное их предназначение – приобщение различных групп населения к традиционной японской культуре.

Реализация педагогического потенциала традиционной народной культуры в Японии, осуществляемая на основе системного подхода, активно содействует повышению качества человеческого капитала, определяющего все стороны жизни современного японского государства, в том числе – его политику и экономику.

Во второй главе «Применение в России опыта Японии по реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры» рассматривается современное состояние и актуальные проблемы деятельности социокультурных институтов России по сохранению, развитию и реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры. Одна из наиболее актуальных проблем связана с сохранением и развитием в России народных художественных промыслов не только для продолжения традиций народного искусства, но и для воспитания граждан нашей страны на основе воплощенных в этом искусстве духовно-нравственных ценностей и образов-идеалов.

На решение данной проблемы в г.Гжели направлена система художественно-эстетического воспитания и образования на основе народного искусства Гжели. Эта система охватывает дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, Гжельский художественно-промышленный колледж, Гжельский государственный художественно-промышленный институт, а также ЗАО «Объединение Гжель», культурно - досуговый центр «Гжельский» и другие учреждения культуры и образования.

Подготовка кадров в Гжельском государственном художественно-промышленном институте имеет этнокультурную направленность. Однако, в содержании этой деятельности не был отражен ценный для России зарубежный опыт сохранения, развития и реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры.

Цель опытно - экспериментальной работы состояла в создании и выявлении эффективности системы культурно - досуговой и учебной деятельности вуза по подготовке студентов к участию в реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры с учетом зарубежного (японского) опыта.

Опытно-экспериментальная работа проходила в Гжельском государственном художественно-промышленном институте. В ней участвовало 72 студента, обучавшихся по специальностям «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» и «Социально-культурный сервис и туризм», в том числе 36 студентов контрольной группы и 36 студентов экспериментальной группы. Контрольную группу составили студенты набора 2006г., в том числе 20 студентов специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» и 16 студентов специальности «Социально-культурный сервис и туризм». В экспериментальную группу вошло столько же студентов этих же специальностей, но только набора 2007г.

Контрольная группа студентов обучалась традиционно, а учебно-воспитательный процесс в экспериментальной группе был дополнен в 2007-2011гг. авторской системой культурно - досуговой и образовательной деятельности (см. Рис.1).

Рис.1.

Система культурно - досуговой и образовательной деятельности по подготовке кадров к применению в России передового зарубежного (японского) опыта реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры



Студенты экспериментальной группы посещали культурно-информационный центр посольства Японии, знакомились с коллекцией японских гравюр, хранящихся в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, участвовали в Международных фестивалях «Подиум» и «Губернский стиль», во многих других культурно-досуговых мероприятиях. Также студенты экспериментальной группы изучали ряд базовых дисциплин по нашим авторским программам, в которых было введено несколько новых тем.

Так, в программу курса «Фольклор и этнография» были включены темы, посвященные традиционным японским художественным промыслам и ремеслам, традиционному японскому зодчеству и народному костюму; в авторскую программу курса «Обычаи и традиции народов мира» вошли темы, посвященные японской традиционной празднично-обрядовой и семейно-бытовой культуре; в программе курса «Мировая культура и искусство» нашли отражение художественная культура Японии, японское декоративно-прикладное и народное искусство; в программе спецкурса «История Гжельского художественного промысла» важное внимание было уделено духовно-нравственным ценностям, воплощенным в творчестве народных мастеров гжельской керамики; выставкам гжельской керамики, прошедшим в Японии в 1990-е годы, и другим важным фактам сотрудничества гжельских народных мастеров и педагогов с японскими специалистами декоративно-прикладного и народного искусства. Во всех названных выше программах специальное внимание было уделено рассмотрению на примере Японии перспектив применения в России инновационного зарубежного опыта сохранения, развития и реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры.

Для выявления эффективности опытно-экспериментальной работы было проведено анкетирование студентов контрольной и экспериментальной групп на первом и четвертом курсах. Ответы студентов разных специальностей дифференцировались по подгруппам: «Декоративно-прикладное творчество и народные промыслы» -1-ая подгруппа, а «Социально-культурный сервис и туризм» - 2-ая подгруппа.

Критерии и результаты диагностики участников экспериментальной и контрольной групп представлены в Таблице 1. В ней отражено количество студентов (в процентах к общему количеству студентов в той или иной подгруппе), правильно ответивших на все вопросы анкеты о традиционных культурах России и Японии и высоко оценивших уровень своей профессиональной готовности к сохранению и развитию традиционной народной культуры с учетом зарубежного (японского) опыта.

Таблица 1.



Критерии эффективности

опытно-экспериментальной работы



Результаты диагностики (в %% к числу опрошенных)

Контрольная группа, 1 курс

Контрольная группа, 4 курс

Эксперимен-тальная группа,

1 курс


Эксперимен-тальная группа, 4 курс

Под-группа 1

Под-группа 2

Под-группа 1

Под-группа 2

Под-группа 1

Под-группа 2

Под-группа 1

Под-группа 2

Знание русской традиционной народной культуры

60

37,5

85

75

55

43, 7

90

93

Знание японской традиционной народной культуры

0

0

45

31,2

0

0

90

86,7

Знание базовых духовно –нравст-

венных ценностей традиционной народной культуры



10

13,5

85

62,5

10

6,2

95

81,2

Готовность участ- вовать в реалииза-ции педагогичес-кого потенциала традиционной народной культуры

30

12,5

90

86,7

25

6,2

100

93

Готовность приме- нять зарубежный (японский) опыт реализации педаго- гического потенци-

ала традиционной народной культуры



0

0

10

18,7

0

0

85

86,7

Таким образом, результаты диагностики студентов контрольной и экспериментальной групп доказали эффективность опытно-экспериментальной работы для подготовки кадров к реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры с учетом зарубежного (японского) опыта.



В заключении обобщены результаты исследования и сформулированы следующие основные выводы:

1.Педагогический потенциал традиционной народной культуры определяется воплощенными в ней духовно-нравственными ценностями, актуальными для воспитания и развития граждан в современных социокультурных условиях. В исследованиях научной школы «Теория, история и методика преподавания народной художественной культуры», основателем которой является Т.И.Бакланова, обоснована следующая совокупность таких ценностей: Родина, природа, семья, мать и материнство, опыт предшествующих поколений, здоровье, учение, труд, творчество, красота в искусстве и жизни, культурное наследие своего и других народов, культура межэтнического общения и др. Автор диссертации выявил особенности воплощения таких духовно - нравственных ценностей в японской традиционной празднично-обрядовой, семейно-бытовой и художественной культурах и пришел к выводу, что на их трансляцию в современное японское общество направлена целостная система деятельности японских социально-культурных учреждений, учебных заведений, семьи, общественных организаций.

2.Для более эффективной реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры в России необходимо изучать и творчески применять инновационный японский опыт, заключающийся: в государственной координации и стимулировании системы деятельности различных социальных институтов, участвующих в сохранении и развитии традиционной народной культуры; в повышении внимания общества к сохранению и распространению в современном социокультурном пространстве традиционных духовно-нравственных ценностей, воплощенных в народной празднично-обрядовой, семейно-бытовой и художественной культуре; в опоре современного японского искусства на исконные традиции народного художественного творчества, такие как живопись суми-э (картина тушью), гравюра укиё-э, каллиграфия, миниатюрная скульптура нэцкэ и другие; в широком отражении традиций народной культуры в содержании современного японского общего и профессионального художественного образования, а также в деятельности СМИ, туристических кампаний и др.

3. В процессе подготовки в вузах кадров к реализации педагогического потенциала традиционной народной культуры с учетом японского и другого инновационного зарубежного опыта необходимо целенаправленно отражать этот опыт в содержании образовательной и культурно-досуговой деятельности студентов.



Диссертация не исчерпывает всех аспектов проблемы исследования. Наряду с дальнейшим изучением теории и практики реализации в Японии педагогического потенциала традиционной народной культуры, необходимо изучать аналогичный опыт других стран современного мира и возможности его применения в России. Также требуют дальнейших исследований особенности реализации педагогического потенциала различных традиционных культур народов России в современных социокультурных условиях.

Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях автора:

  1. Коршунова И.В. Этнокультурные традиции в современном школьном образовании в Японии. // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – № 5. - М.: МГУКИ, 2008. – С. 166-168. (0, 2 п.л.).

  2. Коршунова И.В. О роли этнокультурных традиций в содержании художественного образования в вузах Японии. // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – № 2. - М.: МГУКИ, 2009. - С. 120-122. (0,2 п.л.).

  3. Коршунова И.В. Культ природы в пространстве образования и культуры в Японии. // Среднее профессиональное образование. - № 10. 2008. – С. 90-91. (0,1 п.л.).

  4. Коршунова И.В. О роли государства и общества в сохранении этнокультурных традиций в современной Японии. // Среднее профессиональное образование. - № 11. – 2008. – С. 74-75. (0,1 п.л.).

  5. Коршунова И.В. Сохранение культурного наследия в современной Японии. // Образование и наука в народно-художественных промыслах: Сборник статей. Часть 1. – Гжель: ГГХПИ, 2004. – С. 90-92. (0,2 п.л.).

  6. Коршунова И.В. Обычаи и традиции народов мира: Методические рекомендации для студентов по изучению курса. – Гжель: ГГХПИ, 2005. – 32 с. (2 п.л.).

  7. Коршунова И.В. История Гжельского промысла: Методические рекомендации для студентов по изучению курса. – Гжель: ГГХПИ, 2005. – 23 с. (2 п.л.).

  8. Коршунова И.В. История Гжельского региона: Методические рекомендации для студентов по изучению курса. – Гжель: ГГХПИ, 2005. – 26 с. (2 п.л.).

  9. Коршунова И.В. Фольклор и этнография: Методические рекомендации для студентов по изучению курса. – Гжель: ГГХПИ, 2007. – 34 с. (2,3 п.л.).

  10. Коршунова И.В. Этнокультурное образование в современной Японии. // Наука – образование – производство. Научно-методическая конференция преподавателей и сотрудников ГГХПИ – Гжель: ГГХПИ, 2007. – С. 40-42. (0,2 п.л.).

  11. Коршунова И.В. Традиционная культура в семейном воспитании Японии. // Наука - образование – производство. Научно-методическая конференция преподавателей и сотрудников ГГХПИ 29 ноября 2007 г.: Сборник материалов конференции. Часть I. – Гжель: ГГХПИ, 2008. – С. 11-16. (0,4 п.л.).

  12. Коршунова И.В. Этнокультурные традиции в дошкольном образовании Японии. // Наука – образование – производство. Научно-методическая конференция преподавателей и сотрудников ГГХПИ 29 ноября 2007 г.: Сборник материалов конференции. Часть II. – Гжель: ГГХПИ, 2008. – С. 20-26. (0,4 п.л.).

  13. Коршунова И.В. Роль традиционной культуры в семейном воспитании Японии. // Воспитание в системе формирования ценностных ориентаций молодёжи: Материалы межвузовского «круглого стола» (21 ноября 2007 г.). – М.: МГУКИ, 2008. – С. 124-126. (0,2 п.л.).

  14. Коршунова И.В. Японский культ природы как эстетический феномен. // Образование, наука, культура: Материалы Международной научно-практической конференции (28 апреля 2009 г.). – Гжель: ГГХПИ, 2009. – С. 176-181. (0,4 п.л.).

  15. Коршунова И.В. Культ природы как фактор этнохудожественного образования в Японии. // Инновационные технологии непрерывного художественного образования: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции (23-26 декабря 2009). – Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2009. – С. 180-185. (0,4 п.л.).

  16. Коршунова И.В. Керамика как художественное явление традиционной национальной культуры Японии. // Образование, наука, культура: Материалы Международной научно-практической конференции – Гжель: ГГХПИ, 2010.-С. 108-114. (0,4 п.л.).

  17. Коршунова И.В. Проблема сохранения и развития традиционной художественной культуры в современном социокультурном и образовательном пространстве Гжельского района. // Народная художественная культура как стратегический ресурс развития России: этнокультурное образование: Материалы международной научно-практической конференции – М.: МГУКИ, 2010. – С. 47-51. (0,3 п.л.).

  18. Коршунова И.В. Особенности дошкольного воспитания и образования в современной Японии. // Воспитание дошкольников. № 2. 2011. – С. 20-29. (0,6 п.л.).

  19. Коршунова И.В. Традиционное декоративно-прикладное искусство в культуре Японии (на примере икебаны). // Образование, наука, культура: Материалы Международной научно-практической конференции (24 ноября 2011 г.). – Гжель: ГГХПИ, 2011. – С. 172-177. (0,4 п.л.).

  20. Коршунова И.В. Национальные традиции в культурно - досуговой сфере в современной Японии. // «Стрельцовские чтения»: Труды межвузовской научно-практической конференции (14 декабря 2011 г.). – М.: МГУКИ, 2012. – С. 110-112. (0,2 п.л.).

  21. Коршунова И.В. Этнохудожественное образование как транслятор традиционной народной культуры. // Межкультурный диалог и этнокультурное образование в условиях мегаполиса: Материалы региональной научно-практической конференции (15 декабря 2011 г.). - М.: МГУКИ, 2012. - С. 133-135. (0,2 п.л.).