Открытый урок по музыке в 5-ом классе. Тема: «Защитник Отечества, каков он?» Цель: Познакомить учащихся с образом защитника Отечеств - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Информация о культурно-досуговой деятельности 1 92.29kb.
Сценарий праздничного концерта, посвященного Дню Защитника Отечества 23. 1 41.18kb.
«Мы этой памяти верны», посвящённого Дню защитника Отечества. 1 106.74kb.
Урок «Окружающий мир» Раздел: История Отечества Тема урока: «Мастера... 1 155.48kb.
Открытый урок по мхк, 10 класс Тема: Архитектурные достижения Древнего... 1 101.73kb.
Сценарий, посвященный Дню Защитника Отечества «Есть такая профессия... 1 37.9kb.
Мхк герой и защитник отечества (вставка видео) (слайд 1 ) 1 102.59kb.
Газета Борисоглебской гимназии №1 1 42.28kb.
Сценарий конкурсно-игровой программы, посвященной Дню защитника Отечества... 1 36.56kb.
Урок по истории Отечества «кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет! 1 79.95kb.
Урок литературы в 8 классе Предметная тема : Представление Челкаша... 1 38.06kb.
«Егорьев день» 1 85.88kb.
- 4 1234.94kb.
Открытый урок по музыке в 5-ом классе. Тема: «Защитник Отечества, каков он?» Цель - страница №1/1


Расторгуева Татьяна Семёновна

Открытый урок по музыке в 5-ом классе.

Тема: «Защитник Отечества, каков он?»


Цель: Познакомить учащихся с образом защитника Отечества через различные виды искусств.

Задачи:

  • Направить внимание учащихся на постижение художественного воплощения образа защитника Отечества различными видами искусства;

  • Развивать интонационный слух, ассоциативное мышление учащихся;

  • Формировать диалогическую культуру школьников, умение давать эмоционально-образную оценку произведениям искусства и явлениям жизни;

  • Совершенствовать вокально-хоровые навыки;

  • Воспитывать нравственно-эстетические чувства. Пробудить в душе ребёнка любовь к Родине и желание быть её защитником.

Материал:

Музыкальный ряд:

М. Глинка. «Родина моя! Русская земля!» -хор из оперы «Иван Сусанин»; С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский», ч.2 «Песнь об Александре Невском», ч.4 «Вставайте, люди русские!»; А. Бородин. Симфония №2 «Богатырская», 1 часть; «Баллада о солдате». Муз. А.Соловьёва-Седого, ст. В.Матусовского; «Отважная песня». Муз. И. Шварца, ст. В.Коростылёва.



Изобразительный ряд:

«Чудо Георгия о змие». Икона XV века; Донателло. «Святой Георгий». Скульптура. XIV век; П. Корин. «Александр Невский» (фрагмент триптиха); В.Васнецов. «Богатыри»; видеоматериал о великой Отечественной войне; фрагмент видеофильма «Третьяковская галерея» об иконе «Чудо Георгия о змие».



Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор диски с записью музыкальных произведений и видеофрагментов, портреты композиторов, разрезной «Словарь настроений и чувств» (для учащихся).

Методы: беседа, активный диалог, ассоциативный поиск, художественное моделирование, интонационное прочувствование, сопоставление.

Содержание:

Нету счастья выше, нету чести выше,



Чем любимой Родине служить!”

(А.С. Ерикеев)

Звучит хор «Родина моя! Русская земля!» из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки

У.: «О светло светлая и украсно украшена земля Русская! Ты многими красотами удивлена еси: озёрами, реками и кладязьми, горами крутыми, дубравами чистыми, городами великими. Всего еси исполнена земля Русская...» Это строки древнего русского летописца. За эту «светло светлую» и «украсно украшену» Родину шли в бой русские дружины, воины князя Игоря, богатыри Куликова поля, солдаты Великой Отечественной... Им, защитникам Отечества, и посвящён наш сегодняшний урок.

Защита Родины считалась высшей обязанностью и священным долгом человека во все времена. Для каждого народа, беззаветно любящего родную землю, не было, нет и не будет ничего, дороже Отчизны. Вот почему уже две тысячи лет человечество воспевает образ защитника Родины. Ему посвящают свои творения художники и скульпторы, поэты и композиторы. Познакомимся сегодня и мы с некоторыми из них, а так же выясним, каков он – идеал защитника Отечества.

Посмотрите на репродукцию старинной русской иконы XV века, созданной новгородским художником. Кто здесь изображён? (Рис.1)



Д.: Всадник на коне, сражающийся со змеем.

У.: Не правда ли красив этот воин? Как его изобразил художник?

Д.: Он словно летит на своём коне... Он очень смел и храбр... Бесстрашно сражается с чудовищем.

У.: Встречались ли вы раньше с подобным изображением всадника? Кто знает, что это за воин?

Д.: Это Святой Георгий Победоносец. Он изображён на старинном гербе Москвы, а ещё на монетах... А я видел похожего всадника на других иконах в церкви...

У.: Верно. И это не случайно, так как этот доблестный воин – заступник и покровитель русского народа.

В основе этой иконы лежит красивое предание: «В одной стране на дне глубокого озера поселился огромный змей, который выходил из озера и пожирал людей. Народ той страны не верил в Бога (Иисуса Христа), а поклонялся каменным богам - идолам. Царь решил договориться со змеем, пообещав ему ежегодно приносить в жертву по ребёнку. Однажды пришёл черёд и его дочери. Девушка стояла на берегу озера и горько плакала, ожидая своей участи. Но вдруг появился всадник на прекрасном белом коне и совершил настоящее чудо. Он храбро сразился со змеем и, пронзив его копьём, сказал людям: «Не бойтесь ничего на свете и веруйте только в одного Господа – Иисуса Христа!» С тех пор народ той земли принял христианскую веру, а на месте битвы Георгия со змеем построил храм Господний».

«Чудо Георгия о змие»– так называется это удивительное творение мастера, имя которого, к сожалению, осталось неизвестным.

(Далее возможен просмотр фрагмента видеофильма “Третьяковская галерея” об иконе “Чудо Георгия о змие”)

Давайте внимательно рассмотрим эту икону и попытаемся «прочесть» её смысл. Каждый цвет в этом художественном произведении имеет своё значение. Змей изображен на тёмном фоне – символ Дьявола, тьмы, зла. Золотой цвет нимба над головой всадника указывает на его святость. Белый же цвет в изображении коня символизирует силу Истины. А как вы думаете, что означает красный цвет плаща Георгия на языке иконописи?

Д.: Наверное, красный цвет – цвет справедливости… Цвет мира…Непримиримости со злом.

У.: Вы правы. Сама рука Господа, благословляет Георгия на битву со злом во имя мира.

Святого Георгия многие народы признали своим покровителем, заступником, назвав Победоносцем. В честь него были возведены храмы, составлено житие, повествующее о его славной жизни, созданы произведения искусства.

Взгляните на скульптурное изображение святого Георгия, выполненное великим итальянским мастером эпохи Возрождения Донателло. ( Рис.2) Скульптура «Святой Георгий» принесла ему настоящую славу. Жителям его родного города Флоренции был дорог легендарный образ воина-победителя дракона. С ним они связывали свои надежды на защиту города от завоевателей.



Какие черты характера воина-защитника воплотил скульптор?

Д.: Мужество, силу, уверенность в победе...

У.: Почему вы так решили?

Д.: Этот воин облачён в рыцарские доспехи… Его фигура полна скрытой энергии и силы. Он как будто следит за приближающимся врагом, оценивая его силу… Взгляд воина напряжённый, гордый… Он решителен и отважен.

У.: Да, он уверенно стоит на родной земле. Отсюда он не отступит ни на шаг.

А теперь обратим наше внимание на репродукцию картины русского художника XX века Павла Корина (Рис.3). Не правда ли, удивительно похожи эти два воина: один – из итальянского города Флоренции, другой – стоящий на берегу русской реки Волхов, на Новгородской земле? Что общего между ними? Что их сближает?

Д.: Они оба – смелые и сильные воины, готовые в любую минуту сразиться с врагом, защитить Отечество.

У.: Вам, конечно, уже знакома эта картина. Кто этот воин?

Д.: Александр Невский.

У.: Князь Александр Ярославич – один из наиболее почитаемых и любимых в народе героев- защитников земли Русской. Чем же он заслужил такую славу?

Д.: Он со своей дружиной одержал победу над шведскими войсками на реке Неве, за что и получил имя – Александр Невский... А ещё он разбил немецких рыцарей на льду Чудского озера, освободив Новгородские земли.

У.: Каким изобразил Александра Невского художник Корин?

Д.: Мужественным, спокойным и сильным.... Фигура князя собранная и подтянутая, грозная и величественная… На нём тяжёлые доспехи… Он весь как будто бы выкован из стали... Александр опирается на меч и готов в любую минуту нанести удар тому, кто нападёт на его родную землю.

У.: Да, он прекрасен в своей решимости защищать родную землю. А земля эта, посмотрите, какая красивая! Суровая, но какая поэтичная!

У.: Что в картине говорит о том, что перед нами русский воин?

Д.: Пейзаж с русскими церквями. Я слышу их колокольный звон… За плечами Александра Невского – старинное боевое русское знамя..

У.: Какая цветовая гамма использована в картине и почему?

Д.: Краски в картине суровые, мрачные, неброские... Потому, что было суровое военное время.

У.: Обратите внимание на цвет плаща, развевающегося за плечами князя. Случайно ли выбран такой цвет? Что хотел сказать этим художник?

Д.: Цвет плаща алый. Это цвет непримиримости со злом. Я думаю, что автор хотел этим подчеркнуть, что Александр Невский хочет победить зло, чтобы был мир на земле… А я думаю, что художник Корин хотел сказать, что Александр Невский – справедливый воин, который защищает своё Отечество.

У.: Идеал такого воина нашёл воплощение не только в живописи, но и в кино, музыке.

Незадолго до начала Великой отечественной войны на экраны страны вышел кинофильм “Александр Невский”. Музыка, зазвучавшая в этом фильме, стала известной во всём мире. Вспомните и назовите произведение и его автора.

Звучит фрагмент хора “Вставайте, люди русские!” из кантаты “Александр Невский” С. Прокофьева

Д.: (называют произведение)

У.: Какими интонациями пронизана эта музыка? Созвучны ли они картине П. Корина?

Д.: (работают со словарём) Суровые, величественные, призывные…

У.: Изменяются ли они в средней части хора? Почему?

Д.: Изменяются. Музыка звучит более светло, величаво, в народном духе. Я думаю, здесь композитор передал любовь к Родине, без которой не может существовать защитник Отечества.

У.: В годы великой Отечественной войны, когда наш народ сражался с немецкими захватчиками, чуть ли не каждый день по радио звучала музыка из этой кантаты. Как вы думаете, почему? Какое впечатление производила она на солдат нашей армии?

Д.: Эта музыка вдохновляла русских солдат на защиту Родины от фашизма, помогала им, придавала силы...

У.: Давайте и мы исполним уже знакомую музыку С.Прокофьева, хор «Вставайте, люди русские!», так, как её пели русские солдаты, уходя на фронт.

Исполнение хора «Вставайте, люди русские!» из кантаты С.Прокофьева «Александр Невский».

У.: Да, нелёгкими были эти годы... «Сороковые роковые...» – напишут позже о них поэты. О том, как сражались за Родину наши воины, создано множество произведений искусства в разных жанрах: литературе, кино, живописи, музыке... О великом мужестве русского солдата в годы Великой Отечественной сложено немало песен. Я предлагаю исполнить сейчас одну из них с замечательным названием – «Баллада о солдате».



Исполнение песни «Баллада о солдате». Муз. А.Соловьёва-Седого, Сл. В.Матусовского.

У.: Нелегко досталась победа русским воинам в этой страшной, кровопролитной войне...

Откуда же черпали свою неиссякаемую силу эти солдаты? Не от русских ли богатырей досталась она им – далёких предков, о которых сложены песни, сказания, былины?

Д.: ?


У.: Ребята, а кто такие богатыри?

Д.: Сильные люди...

У.: Только ли сильные? Вокруг нас много сильных людей, значит, все они богатыри? Давайте не будем торопиться с ответом, а посмотрим на репродукцию картины русского художника В.Васнецова «Богатыри» (Рис.4). Кто на ней изображён?

Д.: Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич.

У.: Вам они хорошо знакомы? Скажите, все ли они физически сильные? Попытайтесь, глядя на картину, принять позу каждого, “примерить” их выражение лиц... Каков Добрыня, a каков Алёша?

Д.: Здесь не все сильные. Илья – самый сильный, а Алёша хитроват.

У.: Вслушайтесь в слово «богатырь». От какого слова оно произошло?

Д.: «Богатый», «ходит под Богом», «Богом данный дар»

У.: Интересный ответ. Каков же дар дан каждому из них?

Д.: Одному- сила, другому – ум, третьему- доброта.

У.: А что по-вашему важнее для человека из этих 3-х начал? Нужна ли человеку сила, если нет ума-разума? А ум без доброты, что принесёт человечеству?

Д.: Зло, несчастье.

У.: Так что же делает человека поистине богатым?

Д.: Всё вместе: и сила, и ум, и доброта.

У.: Вот, оказывается, кто таков настоящий Богатырь! Какой глубокий смысл вложил художник в свою картину! А как изобразил он богатырей – с какой любовью! И как прекрасен русский пейзаж в ней! Не правда ли, картина очень музыкальна? Если бы вы были композиторами, то какую музыку сочинили бы, созвучную этой картине?

Д.: Величавую, богатырскую...

У.: Какой характер мелодии вы бы выбрали, чтобы передать образ богатырей?

Д.: Решительный, грозный, мужественный...

У.: В каком регистре она звучала бы?

Д.: В низком.

У.: А какой мелодией вы бы изобразили русский пейзаж?

Д.: Песенной, широкой, неторопливой, светлой...

У.: Каким бы поручили её инструментам?

Д.: Скрипкам...

У.: Послушайте музыку русского композитора А. Бородина и сопоставьте её с вашими предположениями.

Звучит 1 часть Симфонии № 2 А. Бородина.

У.: Похожа ли эта музыка на ту, которую вы представляли? Такой ли вы представляли музыку о богатырях?

Д.: Очень похожа… Я такой её и представлял…

У.: Как звучит её главная мелодия? (Наигрывает)

Д.: Напряжённо, сурово, грозно, решительно...

У.: В каком регистре она звучит?

Д.: В низком.

У.: Чей это образ? Кого увидели?

Д.: Богатырей.

У.: А эта мелодия как звучит? Каков её харатер? (Наигрывает)

Д.: Светлая, добрая, нежная, песенная...

У.: Какие инструменты её поют в оркестре?

Д.: Скрипки.

У.: А что вы увидели, слушая эту мелодию? ( Наигрывает)

Д.: Бескрайние просторы нашей Родины... А я думаю, это матери богатырей, которые ждут их возвращения домой... Мне кажется, что это широкая душа Богатыря...

У.: Каков же образ здесь воплощён? Без чего немыслимы богатыри, защитники Отечества?

Д.: Без Родины, без любви к ней...

У.: Мы познакомились с 1 частью Симфонии А.Бородина. Как вы думаете, какое название дали современники Бородина этой симфонии?

Д.: «Богатыри», «Богатырская»...

У.: Конечно, «Богатырская»!

У.: Спасибо вам за прекрасные ответы.

На сегодняшнем уроке было представлено много разных произведений искусства. Скажите, что же их объединяет?

Д.: Все они рассказали нам о воинах, защитниках Отечества.

У.: Так каким же должен быть настоящий защитник Отечества?

Д.: Сильным, справедливым, преданным Родине, мужественным, выносливым, добрым, честным...

У.: «Никому зла не причинял, ничего силой не отнимал, не досаждал, не укорял, не бесчинствовал, а всех любил и честь держал...» – эти слова великого русского полководца Дмитрия Донского мог сказать о себе любой богатырь. Таков он – защитник Отечества.

Как вы думаете, защитником Отечества могут быть только взрослые?

Д.: Нет, не только взрослые, но и дети.

У.: Знаем мы песни о юных богатырях, защитниках Родины?

Д.: «Песня о маленьком трубаче», «Отважная песня».

У.: Какую бы вы хотели сейчас исполнить?

Д.: «Отважную песню»!



Исполняется «Отважная песня», Муз. И. Шварца, сл. В. Коростылёва.

У.: Ребята, в заключение нашей встречи мне хочется пожелать вам стать такими же доблестными, преданными Родине, настоящими защитниками Отечества, о каких вы узнали сегодня на уроке.



А в качестве домашнего задания я хочу предложить вам написать небольшое сочинение на тему “Мой идеал защитника Отечества – каков он?”. До новых встреч!