Отчет по реализации орхусской конвенции в республике таджикистан за 2011 2013гг - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа судебно-правовой реформы в республике таджикистан на 2011-2013... 1 149.91kb.
Доклад об осуществлении Орхусской конвенции от Германии 3 928.87kb.
Доклад об осуществлении орхусской конвенции 2 859.59kb.
Закон республики таджикистан о принятии Уголовного кодекса Республики... 6 3515.48kb.
Закон Республики Таджикистан о кооперативах настоящий Закон определяет... 1 307.69kb.
Краткий отчет о по региональному консультативному совещанию о процедуре... 1 135.26kb.
Закон республики таджикистан "Об Академии наук Республики Таджикистан" 1 181.74kb.
Программа по реализации концепции прогнозного развития законодательства... 1 129.16kb.
Отчет по реализации плана проведения первого этапа Всероссийской... 1 26.57kb.
Программа единого информационного дня в Яльчикском районе 20 мая... 1 25.92kb.
Таджикистан в федеративной республике германии 1 17.47kb.
Информационно коммуникационном 1 713.14kb.
- 4 1234.94kb.
Отчет по реализации орхусской конвенции в республике таджикистан за 2011 2013гг - страница №1/2




КОМИТЕТ ПО ОХРАНЕ ОРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН


Нижеследующий доклад представляется от имени Республики Таджикистан [наименование Стороны или государства, подписавшего Конвенцию] в соответствии

с решениями I/8 и II/10


НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОТЧЕТ

ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОРХУССКОЙ КОНВЕНЦИИ

В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН ЗА 2011 – 2013гг.
Фамилия сотрудника,

ответственного за представление

национального доклада: Шарипова О. Т. Координатор от Республики Таджикистан
Подпись: _________________

Дата: 1 ноября 2013 г.
Почтовый адрес: Республика Таджикистан, г.Душанбе, ул.Шамси 5/1.

Телефон: (+99237) 2 35 39 03; 221 52 65

Факс: ( +99237) 23544-30

E- mail: eco.deputy@hifzitabiat.tj
ДУШАНБЕ -2013г.
Цель подготовки Отчета
Главной целью подготовки Отчета является ознакомление ОБСЕ, Секретариата Конвенции и через них общественность нашей страны и других стран с основными экологическими вызовами в Таджикистане, а также с тем насколько успешно реализуется Конвенция в Таджикистане и каким образом осуществление Конвенции способствует защите прав на достойную жизнь каждого лица нынешнего и будущего поколений в нашей стране в условиях окружающей среды, отвечающих интересам его здоровья и благосостояния.

Проект четвертого Национального доклада подготовлен на основе анализа предыдущих трех Национальных докладов РТ, законодательства РТ, программных документов, планов, деклараций, материалов семинаров и тренингов, форумов. Доклад подготовлен при поддержке и активного участия экологических НПО и общественности.

Для получения необходимых материалов были направлены запросы во все заинтересованные государственные структуры. Полученная информация включена в доклад.

Проект доклада был размещен для обсуждения на официальном сайте Комитета по охране окружающей среды при Правительстве РТ www.hifzitabiat, а также на сайте Орхусцентров www.aarhus.tj

1 октября проведен круглый стол с участием представителей заинтересованных

министерств, ведомств, (членов рабочей группы, Орхусцентров ).



Проект Национального доклады был доработан с учетом замечаний и предложений по итогам круглого стола, а так же согласно полученной в письменной форме информации от НПО и общественности и повторно вывешен на сайт для обсуждения.

Основные экологические вызовы Республики Таджикистан

  1. Влияние изменения климата





Влияние изменения климата на таяние водообразующих горных ледников Таджикистана




Влияние изменения климата на сельское хозяйство и продовольственную безопасность, Памирские горы, Таджикистан


Высокий риск стихийных бедствий как оползни, селевые потоки, наводнения как следствие влияния изменения климата Памирские горы, Таджикистан


  1. Управление земельными ресурсами




Обезлесение по всему Таджикистану приводят к деградации и эрозии земель


  1. Управление отходами


png" align=bottom width="268px" height="207px" border=0>

Незаконные мусорные свалки в населенном пункте,

Хатлонская область, Таджикистан


  1. Управление водными ресурсами




Река Пяндж разделяющая Таджкикстан и Афганистан, Памирские горы, Таджикистан
Организация новых региональных Орхус-центров
В 2011 году был создан Хорогский Орхусский центр. Центр был создан Ассоциацией «Милал-Интер» совместно с Управлением по защите окружающей среды области при поддержке Душанбинского Бюро ОБСЕ. В 2012 году Орхусцентр продолжил работу при поддержке Ассоциации «Милал Интер» и в начале 2013 года Душанбинский Бюро ОБСЕ предоставил Центру финансовую поддержку.
За предыдущие 2011-2012 годы: была создана материально-техническая база центра; центр был укомплектован квалифицированными специалистами; создан веб-сайт: www.pamireco.tj

Орхусцентр как ресурсный центр благодаря совместной работе Душанбинского бюро ОБСЕ и Ассоциации «Милал Интер», Орхусцентр «ПамирЭко» обладает достаточно хорошей материально-технической базой. Центр укомплектован современным оборудованием, техникой, интернетом и библиотекой и другими необходимыми материалами, что обеспечивает хорошие возможности всем заинтересованным лицам пользоваться услугами центра.

Орхуский центр показал себя важным рычагом в координации действий участников экологического диалога ГБАО. Сегодня многие знают местонахождение Центра и знакомы с его деятельностью, пользуются его услугами. Многие партнеры проекта и участники мероприятий высказываются положительно о целях и намерениях Орхусцентра, актуальности и необходимости проводимых центром мероприятий.

Наличие Хорогского Орхус-центра позволяет реализовать меры по распространению деятельности Орхуссцентра на всю территорию ГБАО и Бадахшанского региона Таджикистана и Афганистана в целом, на интеграцию с соседними регионами Кыргызской Республики.
Текст Отчета
Представьте краткую информацию о процессе подготовки доклада с указанием того, с какими государственными органами проводились консультации или какие государственные органы внесли вклад в его подготовку и каким образом проводились консультации с общественностью, а также каким образом результаты этих консультаций были учтены и какие материалы использовались в качестве основы для подготовки доклада
Базовая основа для проведения консультаций с государственными органами и гражданским обществом


  1. Информационная и методологическая основа для выбора экологического индикатора

Качественная и количественная оценка состояния окружающей природной среды

основаны на системе показателей, содержащихся в формах статистической отчётности.

Процесс оценки ситуации, динамики развития и прогноза устойчивого экологического

развития возможно с помощью экологических индикаторов.

Информационная и методологическая основа для выбора экологического индикатора

зависит от:

- имеющейся государственной статистической информации;

- ведомственной информации;

- наличия методических разработок по учёту экологических параметров;

- научных публикаций и исследований в данной области.

Вместе с этим существует ряд ограничений и барьеров в определении экологических

факторов в системе основных социально-экономических показателей развития

Республики Таджикистан. Это:

- недостаточность необходимой эколого-экономической информации;

- проблемы в доступности информации, в связи с её ведомственной

разрозненностью;

- неточность некоторой информации;

- недостаточно разработанная нормативно-правовая база, не дает возможность

определить в достаточной степени приоритетность экологических факторов.




  1. Критерии положенные в основу отбора экологических индикаторов в Таджикистане

- ёмкость выбранного индикатора;

- сопоставимость данных;

- возможность использования на макроуровне в национальном масштабе;

- сочетание экологических и экономических аспектов;

- однозначная интерпретация для лиц, принимающих решения;

- иметь количественное выражение;

- презентативность для международных сопоставлений;

- комплексность (эколого- экономические и социальные аспекты);

- возможность оценки во временной динамике;

- ограниченное число;

- доступность.




  1. Статистика охраны окружающей среды в республике разработана для следующих основных экологических приоритетов:

- охрана земельных ресурсов;

- охрана водных ресурсов;

- охрана атмосферного воздуха;

- управление отходами;

- охрана фауны и флоры;

- контроль чрезвычайных ситуаций.

Подготовка Национального Доклада
Национальный Доклад подготовлен на основе анализа соответствующих нормативно-правовых актов, программных документов, планов, стратегий и деклараций, материалов конференций, семинаров и тренингов за период 2011-2013 годы.

Национальный Доклад был подготовлен с помощью специалистов министерств и ведомств, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды, а также представителей общественных организаций Таджикистана.


Государственные органы:

1.Комитет по охране окружающей среды при Правительстве Республики Таджикистан

2. Министерство сельского хозяйства Республики Таджикистан

3. Министерство экономического развития и торговли Республики Таджикистан

3. Министерство здравоохранения Республики Таджикистан

5. Министерство энергетики и промышленности Республики Таджикистан

6. Министерство юстиции Республики Таджикистан

7. Министерство образования Республики Таджикистан


8. Министерство мелиорации и водных ресурсов Республики Таджикистан


9. Государственный комитет по землеустройству, картографии и геодезии Республики Таджикистан

10. Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан

11. Академия Наук Республики Таджикистан


12.Комитет по чрезвычайным ситуациям при Правительстве Республики Таджикистан

13. Главное управление по геологии при Правительстве Республики Таджикистан



Для более полного учета деятельности по осуществлению Орхусской Конвенции, а также общественного мнения в подготовке Национального Доклада приняли участие:

- Ресурсный Орхус-Центр при Комитете по охране окружающей среды при Правительстве Республики Таджикистан, действующий при поддержке Центра ОБСЕ в г. Душанбе;

- Хорогский Орхусцентр «ПамирЭко»;

- Информационный экологический Орхус-центр города КурганТюбе;

- ОО «Молодежный экологический Центр»;

- Таджикский филиал Регионального Экологического Центра Центральной Азии;

- ОО «Молодежная группа по защите окружающей среды Согдийской области» - -- (YGPE)Информационный Экологический «Орхус Центр» Согдийской области

Вопрос 2. Сообщите любые конкретные данные, имеющие значение для понимания доклада, например, существует ли какой-либо федеральный и/или децентрализованный механизм принятия решений, имеют ли положения Конвенции прямое действие после вступления Конвенции в силу и являются ли финансовые трудности существенным препятствием для осуществления Конвенции (факультативно).

Орхусская Конвенция была подписана Республикой Таджикистан 9 июня 2001г. В Таджикистане за годы суверенитета была создана политическая, законодательная и институциональная основа, которая способствовала успешному осуществлению основных положений Орхусской Конвенции. Законодательством республики определены основные направления участия общественности в решении экологических проблем, доступа к информации и доступа к правосудию по вопросам охраны окружающей среды и устойчивого развития.

Согласно статье 10 Конституции Республики Таджикистан международно-правовые акты, признанные Таджикистаном, являются составной частью правовой системы республики. В случае несоответствия законов республики признанным международно-правовым актам применяются международные нормы и правовые акты.

На пути реализации Орхусской Конвенции в Таджикистане были некоторые препятствия, в том числе

- отсутствие надлежащей технической базы в сельской местности;

- слабые знания специалистов судебных органов по проблемам окружающей среды

- недостаточное финансирование в области реализации положений Орхусской Конвенции и создания прецедентов по ее применению в административном и/или судебном порядке;

- слабая информированность граждан о необходимости защиты своих экологических прав, отсутствие практики и прецедентов обращений граждан;

- в большинстве случаев формальное проведение слушаний и пресс-конференций с общественностью по поводу реализации тех или иных проектов, воздействующих на окружающую среду;

- низкий уровень использования НПО опыта общественных организаций других стран, успешно лоббирующих экологические интересы и защищающих экологические права своих граждан;

- в большинстве случаев пренебрежение населением вопросов экологии и охраны окружающей среды, в связи с их экономическими проблемами.
Вопрос 3. Перечислите законодательные, нормативные и другие меры по осуществлению общих положений пунктов 2, 3, 4, 7 и 8 статьи 3. Поясните, каким образом осуществляются положения этих пунктов.
В нижеследующих законодательных документах доступ населения к информации и участие общественности в процессе принятия решений по вопросам, касающимся охраны природы, определяются в качестве базового принципа для защиты окружающей среды в Таджикистане:

Конституция Республики Таджикистан

Закон Республики Таджикистан «Об охране окружающей среды»

Закон Республики Таджикистан «Об охране атмосферного воздуха»

Закон Республики Таджикистан «Об экологической экспертизе»

Закон Республики Таджикистан «О биологической безопасности»

Закон Республики Таджикистан «Об охране почв»

Закон Республики Таджикистан «О животном мире»

Закон Республики Таджикистан «Об особоохраняемых природных территориях»

Закон Республики Таджикистан «Об экологическом мониторинге»

Закон Республики Таджикистан «Об экологическом образовании населения»

Закон Республики Таджикистан «Об экологической информации»

Закон Республики Таджикистан «Об отходах производства и потребления»

Закон Республики Таджикистан «О радиационной безопасности»

Закон Республики Таджикистан «Об охране и использовании растительного мира»

Закон Республики Таджикистан «О гидрометеорологической деятельности»

Водный кодекс Республики Таджикистан

Земельный кодекс Республики Таджикистан

Лесной кодекс Республики Таджикистан

Закон Республики Таджикистан «Об обеспечении санитарно- эпидемиологической безопасности населения»

Закон Республики Таджикистан «Об информатизации»

Закон Республики Таджикистан «О государственной тайне»

Закон Республики Таджикистан «Об обращениях граждан»

Закон Республики Таджикистан «О государственной статистике»

Закон Республики Таджикистан “О печати и других средствах массовой информации»

Закон Республики Таджикистан «Об общественных объединениях»

Порядок проведения процедуры ОВОС в РТ

В настоящее время при поддержке офиса ОБСЕ в Таджикистане разрабатывается и близок к завершению Экологический Кодекс Республики Таджикистан.

Конституции Республики Таджикистан определено, что государственные органы, общественные организации, политические партии и должностные лица обязаны

обеспечить каждому возможность получения и ознакомления с документами,

касающимися его прав и интересов, кроме случаев, предусмотренных законом (ст. 25).

Каждому гарантируются свобода слова, печати, право на пользование средствами

информации. Государственная цензура и преследование за критику запрещаются.

Перечень составляющих государственную тайну сведений определяется законом (ст. 30).

Граждане имеют право лично или совместно с другими обращаться в государственные органы (ст. 31).

Конституция Таджикистана гарантирует всем гражданам и лицам без гражданства (ст. 16), проживающим на территории республики, независимо от их происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, политических взглядов, религиозных убеждений, рода и характера занятий, места жительства и др. обстоятельств, всю полноту прав и свобод (ст. 17).

Для повышения экологического образования населения республики Правительство страны приняло Государственную экологическую программу Республики Таджикистан на 2009-2019 годы и создало координационный межведомственный Совет по разработке Государственной программы по экологическому воспитанию и образованию населения Республики Таджикистан. Реализуется Концепция перехода Республики Таджикистан к устойчивому развитию.

. В соответствие с этим, Комитетом по охране окружающей среды при Правительстве Республики Таджикистан предпринимаются шаги, направленные на привлечение внимания госорганов и общественности к проблеме образования для устойчивого развития (круглые столы, конференции, семинары, тренинги). Также сотрудники Комитета активно участвуют в работе национальных, региональных и международных конференций по образованию для устойчивого развития и экологическому образованию.

В 2012- 2013 годах Комитетом проведены Фестивали и Конкурсы по Экологической журналистике, на лучшие рисунки и рассказы, касающиеся бережного отношения к окружающей среде.

В свою очередь, Ресурсным Орхус-Центром и Информационным экологическим Орхус-Центром Согдийской области при поддержке душанбинского Центра ОБСЕ публикуются информационные материалы в виде статей в печатных средствах массовой информации (СМИ), издаются буклеты, брошюры, создаются тематические документальные фильмы для телевидения и транслируются передачи на радио.

- подготовлено и выпущено в эфир более 30 экологических передач «КОМПАС» и «Мухит» на местных телеканалах Сугд ТВ и СМ-1;

- установлены и регулярно обновляются (2 раза в месяц) 10 информационных экологических стендов в 8 районах Согдийской области;

- проведены 3 информационные компании: в г. Табошар (по радиационной безопасности), в Канибадамском районе (проблема Могильника ядохимикатов), г. Чкаловск (проблема ТБО)

- НПО «Бону» (Согдийская область) совместно с Хукуматом г.Канибадама с привлечением населения проведены работы по предотвращению загрязнения окружающей среды от вредного воздействия просроченных ядохимикатов и пестицидов, находящихся на Канибадамском полигоне. Этим же НПО по этому направлению выпущены буклет и брошюра тиражом по 300 штук каждый.

- выпускается ежемесячно молодежный экологический вестник «КОМПАС» тиражом около 100 штук в течении последних 4 лет;

- более 1000 посетителей Орхус центра в г. Худжанде воспользовались бесплатными услугами, ресурсами в получении и поиске экологической информации через интернет, библиотеку и т.д.

- в 2011 – 2012 г.г. выпущено 3 номера Журнала «Эко Содружество» тиражом 500 штук каждого

-- проведены дополнительно 7 семинаров по протоколу РВПЗ в 7 районах Согдийской области;


Вопрос 4. Укажите любые препятствия, встретившиеся при осуществлении положений любого из вышеуказанных пунктов статьи 3.
Одной из наиболее острых проблем является отсутствие реальных финансовых механизмов поддержки государственных природоохранных программ, разработанных и принятых Правительством страны. Национальные ответственные органы и компетентные лица стремятся имплементировать программы за счет привлечения международных финансовых институтов. Это не может всецело обеспечить устойчивость реализации положений Орхусской Конвенции.

Другими препятствиями являются:

1. Большая текучесть сотрудников в государственных органах.

2. Недостаточная освещенность экологических законов в СМИ и их анализ.

3. Ограниченные технические возможности доступа населения к электронным СМИ, в сельской местности.

4. Недостаточный потенциал НПО работающих с населением и общинами по защите экологических прав.

5. Отсутствие сильных, специализированных НПО, работающих в области экологического права в сельской местности.
Вопрос 5. Представьте дополнительную информацию в отношении практического осуществления общих положений Конвенции.
19. Правительством Республики Таджикистан утвержден ряд программ и законодательно-правовых актов, в подготовке и реализации которых принимали активное участие общественные организации:

В принятии и внесение изменения в Законы: “Об охране окружающей среды” (при поддержке ОБСЕ); “Об охране и использовании животного мира”, Об охране и использовании растительного мира”, “Об охране атмосферного воздуха”;“Об особо охраняемых природных территориях”;“Об отходах производства и потребления”(при поддержке ОБСЕ); “О гидрометеорологической деятельности”; “Об экологической экспертизе”; “Oб общественных объединениях”;“Об обращениях граждан”; “Об экологической информации”;“О печати и других средствах массовой информации”,«О биологической безопасности», «Об экологическом образовании», «Об экологическом мониторинге», Земельный Кодекс, Водный Кодекс, Лесной кодекс.

Положительным явлением в республике становится практика вынесения на всенародное обсуждение государственных документов, программ, стратегий и законопроектов. Так практически все проекты природоохранных законов, программ и других страновых документов публикуются в природоохранной газете (орган Комитета по охране окружающей среды при Правительстве Республики Таджикистан «Наврузгох»).

Для успешной реализации Орхусской Конвенции Правительство Республики

Таджикистан утвердило Национального Координатора и создало новую Правительственную Рабочую группу по выполнению Конвенции в Таджикистане. В состав Рабочей группы входят представители государственных, научных и общественных организаций.

(Ю. Скочилов – директор Молодежного Экологического Центра является членом Правительственной Рабочей Группы по реализации Орхусской Конвенции и Ф.Илларионова – директор НПО «Дружина охраны природы»).

Новой рабочей группой при поддержке офиса ОБСЕ в Таджикистане разработано и утверждено Руководство по составлению Национального Плана по Реализации Орхуской Конвенции в Таджикистане.

На постоянной основе проводятся Общественные слушания Комитетом по экологии и аграрным вопросам Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли РТ. В контексте ст. 8 Орхусской Конвенции – «участия общественности в подготовке нормативных положений, имеющих непосредственно исполнительную силу, или общеприменимых юридических обязательных нормативных актов» граждане и заинтересованные организации реализовывают свои конституционные права по участию в обсуждении законопроектов.

Заметным вкладом в процесс активизации экологического движения и развития

ЭкоНПО явилось создание сети молодежных экологических организаций «Зеленые

Патрули» по регионам Таджикистана. Сеть активно продолжает работать в регионах с областными отделами охраны природы, комитетами по делам молодежи для реализации программ, направленных на активизацию молодых людей.

В последние годы наиболее активно демонстрируют примеры участия в принятии

экологических решений объединенные в неформальную сеть молодежные экологические

организации Таджикистана. Молодежные экологические организации участвуют в

разработке и осуществлении Местных планов действий по охране окружающей среды

(МПДООС), «Молодежная группа по защите природы», Худжанд) разработала 3 Стратегии Экологического Развития в г. Кайраккум, г. Чкаловск и Джамоат Паллас с участием местного населения и организаций.

Участие в работе молодежных сетей позволяет группам и организациям укреплять свой потенциал, объединять свои усилия для проведения массовых экологических акций, как например «День Земли», «Всемирный День окружающей среды», привлекать к экологической деятельности все большее количество граждан.

Организована служба и разработано положение общественного экологического мониторинга со стороны Зеленых Патрулей Согдийской области, Орхус Центра в г. Худжанде и Управления Охраны Окружающей Среды Согдийской области. Результаты проведенного мониторинга состояния окружающей среды в различных регионах области представлены широкому кругу общественности в районах.

С целью реализации деятельности по расширению круга осведомленных об Орхусской Конвенции в районах в Согдийской, Хатлонской областях в ГБАО и в г.Душанбе Орхусс Центрами в проведены ряд встреч с ответственными организациями, в том числе отделоми охраны окружающей среды и согласован план проведения мероприятий с Хукуматами на местах.

- Хорогским Орхус-центром проведены 4(четыре) сессии по экологическому оповещению и повышению уровня экологической информированности и культуры среди различных категорий населения области.

На сессии, прошедшей 29 июня сего года, был обсужден вопрос о возможности и необходимости организации волонтерского движения при Орхус-центре из числа преподавателей и студентов Хорогского государственного университета, учителей и старшеклассников общеобразовательных школ и других заинтересованных лиц. На основании принятого участниками сессии решения сотрудниками Орхус-центра был организован Общественный экологический Совет из числа ведущих специалистов в области экологии и разработан и утвержден членами Совета Положение об организации волонтерского движения. Также составлен список волонтеров и в течении сентября они будут зарегистрированы и получат официальное полномочие о своей деятельности по охране и защите окружающей среды.

Наряду с решениями других организационных вопросов сотрудниками Орхус-центра проведена работа по подготовке к проведению совместного таджикско-афганского регионального семинара по направлениям реализации Орхусской Конвенции, проведенного в сентябре текущего 2013 года в городе Хороге

Участие в работе молодежных сетей позволяет группам и организациям укреплять свой потенциал, объединять свои усилия для проведения массовых экологических акций, как например «День Земли», «Всемирный День Охраны Природы», привлекать к экологической деятельности все большее количество граждан. Экологические даты в Таджикистане отмечают всенародно. Во всемирный день Земли проводятся марш парков, семинары и массовые мероприятия. После внесения Всемирного дня окружающей среды в список государственных праздников (без предоставления выходного дня) эта экологическая дата отмечается еще шире, с участием большого количества населения, с проведением викторин, акций ,концертов с участием мастеров искусств. Орхус-Центром г.Курган-Тюбе были подготовлены информационные буклеты по трем аспектам Орхусской Конвенции «Право знать», «Право участвовать», «Право на доступ к правосудию» и распространены с помощью Зеленых патрулей среди участников акции с разных регионов Хатлонской области, Также Орхусс- центром г.Курган-Тюбе ежегодно проводится акция «Вода – залог здоровья!». Акция проводилась в тех махаллях, через которые протекает река «Джайбор». Проводились мини-сессии среди жителей махаллей, которые живут вблизи реки и распространялись информационные листовки, освещающие основные водные проблемы и их решение.

. Необходимо отметить, что большинство мероприятий, проводимые неправительственными организациями были профинансированы Международными организациями.


Вопрос 6. Укажите адреса соответствующих вебсайтов, если таковые имеются:
Комитетом по охране окружающей среды при Правительстве Республики Таджикистан открыт с веб-сайт, на странице которого размещается информация о деятельности комитета, нормативно-правовые акты Республики Таджикистан, информация о конвенциях, ратифицированных Таджикистаном, разработанных стратегиях и программах, данные о связях с общественностью, экологические новости.

Созданы и действуют ряд веб-сайтов других государственных учреждений и неправительственных организаций, в которых можно найти экологическую информацию:

Комитет по охране окружающей среды при Правительстве Республики Таджикистан:

www.hifzitabiat.tj

Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан

www.stat.tj

Агентство по гидрометеорологии Республики Таджикистан



www.meteo.tj

Национальная Конвенция по биологическому разнообразию

http://www.biodiv.tj

НПО «Молодежный Эко-Центр»



www.ecocentre.tj

Информационная сеть CARNet в Таджикистане



www.caresd.net

ОО «Фонд поддержки гражданских инициатив»



http://www.fsci.freenet.tj/, www.caresd.ru

ОО «Молодежь 21 века»



www.tabiat.tj

ОО «Молодежная группа по защите окружающей среды Согдийской области» (YGPE) /Информационный Экологический «Орхус-Центр» в Согдийской области



www.ygpe.tj

Академия наук Республики Таджикистан

www.ant.tj

Восстановлен при поддержке офиса ОБСЕ в Таджикистане веб –сайт Орхус-центров РТ:

www.aarhus.tj
Вопрос 7. Перечислите законодательные, нормативные и другие меры по осуществлению положений статьи 4, касающихся доступа к экологической информации. Поясните, каким образом осуществляются положения каждого пункта статьи 4.
В Таджикистане основными органами, отвечающими за предоставление экологической информации являются Комитет по охране окружающей среды при Правительстве Республики Таджикистан, Министерство мелиорации и водных ресурсов, Министерство энергетики и промышленности, Государственный комитет по землеустройству, картографии и геодезии, другие министерства.

Информация, касающаяся здоровья населения, санитарно-гигиенических факторов,

эпидемий и другие, как правило, предоставляется Министерством здравоохранения, либо

отдельными санитарно-гигиеническими ведомствами.

Общественные организации имеют право действовать принятыми в Республике Таджикистан законами на основании своих Уставов.

В Конституции Республики Таджикистан отмечено, каждому гражданину республики гарантируются свобода слова, печати, право на пользование средствами информации. Государственная цензура и преследование за критику запрещаются.

Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется законом (ст. 30).

Закон Республики Таджикистан «Об экологической экспертизе» (от 22 апреля 2003

г, № 20)

В статье 4 вышеназванного Закона, одной из задач является подготовка объективных, научно-обоснованных выводов экологической экспертизы, своевременная передача их государственным и иным органам, принимающим решения о реализации объекта экспертизы, информирование заинтересованных лиц, общественности и граждан.

Согласно Статьи 3. Закон РТ Об экологической информации». Объектом отношений в сфере экологической информации является экологическая информация, включающая сведения:

- о состоянии окружающей среды , в том числе атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, земли, почвы, растительного и животного мира, природных ландшафтов, иных природных объектов и о взаимовлиянии этих объектов, а также о генно-инженерных организмах и микроорганизмах;

- о воздействии на окружающую среду веществ, а также энергии, шума, излучения и иных физических факторов:

- о решениях государственных органов, о хозяйственной и иной деятельности юридических лиц, связанных с вредным воздействием на окружающую среду или ее охраной, а также обоснования необходимости их выполнения, включая финансово-экономические обоснования;

- о законодательных актах Республики Таджикистан, о территориальных комплексных схемах, программах и мероприятиях по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, концепциях, стратегиях, схемах, программах и мероприятиях, реализация которых оказывает или может оказывать воздействие на окружающую среду, а также обоснования необходимости их принятия, включая финансово-экономические обоснования;

- о состоянии здоровья и безопасности граждан;

- об условиях жизни граждан в той степени, в которой на них воздействуют или могут воздействовать окружающая среда или через окружающую среду факторы, деятельность и меры, указанные в абзацах третьем и четвертом настоящей статьи.
- Согласно Закону Республики Таджикистан «О гидрометеорологической деятельности» (от 2 декабря 2002, № 86) информация о состоянии окружающей природной среды и информационная продукция являются открытыми и общедоступными, за исключением информации, отнесенной законодательством Республики Таджикистан к категории ограниченного доступа (ст. 20). Информация общего назначения доводится до пользователей в виде текстов, таблиц и графиков по почтовой связи, через средства массовой информации, в сети электронной связи, режиме регулярных сообщений или по запросам пользователей. Специализированная информация о состоянии окружающей природной среды представляется пользователям на основе договоров.

Закон Республики Таджикистан «О гидрометеорологической деятельности» предусматривает взимание платы за предоставление информации с физических и юридических лиц, оговоренных в законе.

Согласно статьи 3 Закон РТ «Об экологическом мониторинге» экологический мониторинг осуществляется в целях:
– наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду;
– оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов;
– обеспечения потребностей государства, физических и юридических лиц в достоверной информации о состоянии окружающей среды и ее изменениях, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий таких изменений.
В соответствии со статьей 2 «Закона об экологическом образовании населения» основными принципами государственной политики в области экологического образования являются:

- обеспечение государственных гарантий получения гражданином необходимого минимума экологических знаний;

- обязательность экологического образования на всех уровнях образовательной системы;

- включение вопросов экологического образования во все целевые и отраслевые государственные программы;

- целенаправленность экологического образования на выполнение задач охраны окружающей среды;

- осуществление государственной политики в части экологического образования;

- гласность в вопросах реализации государственной политики в области экологического образования;

- участие общественных организаций и граждан в осуществлении государственной политики в области экологического образования.

Вопрос о засекречивании информации решен в Законе "О государственной тайне"

(от 22 апреля 2003г. № 4). Так, статья 5 содержит перечень сведений, не подлежащих

засекречиванию. Не подлежат засекречиванию сведения:

(a) о стихийных бедствиях, катастрофах и других чрезвычайных событиях,угрожающих безопасности граждан, которые произошли или могут произойти;

(b) о состоянии окружающей среды и здоровья населения, его жизненном уровне, включая питание, одежду, жилье, медицинское обслуживание и социальное обеспечение, а также о социально-демографических показателях, состоянии правопорядка, образования и культуры населения;

(c) о неправомерных действиях государственных органов и должностных лиц.

Статья 5 закона РТ "Об обеспечении санитарно- эпидемиологической безопасности населения" (от 08.12.2003, №49) также предусматривает право граждан на получение информации. На основании этой статьи может быть истребована информация о состоянии среды обитания, об эпидемиологической обстановке, о мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, о качестве товаров, пищевых продуктов и питьевой воды.

Нужно отметить, что в основном за экологической информацией обращаются представители заинтересованной общественности – общественные организации экологического профиля, студенты, журналисты, аспиранты. Жители из сельской местности в основном обращаются за консультациями к специалистам. В основном, они обращаются по вопросам управления отходами, вырубки деревьев, озеленения дворов и т. п. и запросы представлены в устной форме. Данные граждане направляются специалистами в компетентные органы. По требованию компетентных органов они оформляют необходимый письменный запрос и предоставляют необходимую документацию по решению вопросов.


Вопрос 8. Укажите любые препятствия, встретившиеся при осуществлении положений любого из пунктов статьи 4. f) в отношении пункта 7 - меры, принятые для обеспечения того, чтобы отказы в предоставлении информации давались в установленные сроки и с соблюдением других условий, касающихся таких отказов; g) в отношении пункта 8 - меры, принятые для соблюдения требований, касающихся взимания платы.
По предоставлению информации со стороны государственных организаций особых проблем не возникает, хотя ими могут быть нарушены сроки подачи ответов, иногда предоставляется не та информация (хотя реакция обращение граждан во всех органах должно строго контролироваться). Тем не менее, правовая и информационной неграмотность населения, незнание сферы использования необходимой экологической информации, уменьшает количество обращений граждан за экологической информацией.

Затребованная информация не всегда предоставляется в доступной и понятной форме для пользователя. Обработка и категоризация информации на сегодня требует не только временных, финансовых и человеческих ресурсов, но и знающих, хороших специалистов, т. е воспитания кадров и обучения специалистов.


Вопрос 9. Предоставьте дополнительную информацию о практическом применении положений, касающихся доступа к информации, например, существуют ли какие-либо статистические данные относительно числа поданных запросов, числа отказов и оснований для отказа.
В Комитет по охране окружающей среды при Правительстве Республики Таджикистан в течении 10 дней рассматриваются письма-запросы и готовится информация (ответ). В случае отсутствия необходимой информации, запрос перенаправляется в соответствующее подразделение Комитета. За 2011-2013г г. в Комитет по охране окружающей среды при Правительстве Республики Таджикистан согласно данных общего отдела поступило 246 запросов только от граждан, на которые были даны своевременно соответствующие ответы в сроки, предусмотренные Комитетом (от 10 дней до 1 месяца в зависимости от сложности вопроса). Всего поступило писем и обращений с различных организаций государственных, международных, других министерств, структурных подразделений 4012 штук (2011-2013г).

Реализация положений конвенции, касающихся доступа к информации обеспечивает ряд общественных организаций, которые в рамках своей деятельности также собрали и проанализировали соответствующую экологическую информацию.

Так в целях улучшения доступа к информации, знаниям и практике устойчивого развития Молодужный ЭкоЦентр (МЭЦ) создал 5 сельских общественных информационно- образовательных Центров (Носыри- Хисравский р-н, Кабодиен, Шартуз, Гиссар), и 5 демонстрационных участков на которых фермеры и общины могут получить практические знания по рациональному землепользованию, водопользованию и агротехнологиям дружественным к окружающей среде, о мерах адаптации к изменению климата на уровне домохозяйств и фермерских хозяйств. Лучшие выявленные практики МЭЦ опубликовал в своих печатных сборниках, а так же зарегистрировал во Всемирном обзоре почво- водосберегающих технологий WOCAT.

Организация «Маленькая Земля» регулярно распространяет информационную рассылку для представителей общественности, государственных и международных организаций. Информационная сеть CARNet представляет довольно популярный портал www.caresd.net Со страниц портала рассылаются новости для более чем 500 подписчиков. Информация по Таджикистану обновляется систематически. Заинтересованные лица могут получить ресурсную информацию в виде базы данных по НПО, экологическому законодательству, реализуемым проектам и другую ресурсную информацию необходимую для институционального развития гражданского общества

Хорогским Орхус-центром обеспечен бесплатный доступ общественности к Интернету с целью поиска материалов по проблемам экологии, создана, ведется и обновляется база данных экологической информации на местном уровне, оказано содействие в проведении общественного слушания по финальному рабочему варианту Экологического Кодекса РТ.
Вопрос 11. Перечислите законодательные, нормативные и другие меры по осуществлению положений статьи 5, касающихся сбора и распространения экологической информации. Поясните, каким образом осуществляются положения каждого пункта статьи 5.
В Республике Таджикистан на государственные органы возложена обязанность по формированию государственных информационных ресурсов для удовлетворения информационных потребностей общественности и заинтересованных лиц.

В Законе РТ «Об информатизации» (6 августа 2001 год, № 40), говорится, что действие настоящего Закона распространяется на отношения, возникающие при осуществлении органами государственного управления, юридическими и физическими лицами независимо от форм собственности действий в области информатизации,.

Закон Республики Таджикистан «Об экологической информации» определяет правовые, организационные, экономические и социальные основы обеспечения экологической информации в Республике Таджикистан, содействует обеспечению права физических и юридических лиц на получение полной, достоверной и своевременной экологической информации и регулирует отношения в этой сфере.

Для реализации статьи 6 данного Закона, принято Постановление Правительства РТ (от 02.10.12 №542) об утверждении «Порядка формирования и ведения государственных экологических информационных ресурсов». Данный Порядок отправлен всем соответствующим государственным структурам и НПО.

В настоящее время, каждый государственный орган имеет свою базу данных по деятельности. Кроме этого, информация размещается на сайтах. Свои информационные ресурсы госорганы предоставляют пользователям через регистрацию на сайте, в виде электронных носителей или печатных изданий.

Согласно Закону Об охране окружающей среды» Республики Таджикистан и положений государственных организаций, утвержденных Правительством Республики, госучреждения должны осуществлять следующее:

(a) информировать о состоянии и загрязнении окружающей среды, экологическом состоянии на отдельных объектах, о хозяйственной деятельности на окружающую среду;

(b) уведомлять о чрезвычайных ситуациях;

(c) информировать о ходе реализации документов в области охраны окружающей среды;

(d) информировать об инвестировании в природоохранные мероприятия и осуществлении платежей за загрязнение окружающей среды.

В настоящее время вся информация предоставляется в Агентство по статистик при Президенте РТ. На основании ежегодных отчетов, Агентство по статистке издает в виде ежегодных отчетов, ежеквартальных бюллетеней, сводов программ и т п. печатную информацию, которая реализует на платной основе. Также Агенство предоставляет каталог печатных информационных изданий, которые планируются для издания в новом году.

На сегодня на базе Агентства по статистики при Президенте РТ создана Национальная межведомственная комиссия в области экологической статистики. Комиссия создана для координации статистического учета и сбора экологических сведений от всех министерств и ведомств, предприятий и организаций республики, а также совершенствования экологического учета.

Агентством ведется сбор информации от всех министерств и ведомств и ежегодно выпускается сборник статистических данных, касающийся социально-экономического положения республики. Каждые 2 года выпускается специальный статистический сборник «Охрана окружающей среды в РТ», где приводятся статистические данные за последние пять лет в динамике. На сегодня данное издание может купить любой желающий в данной организации.

Министерство здравоохранения обязано пересматривать нормы и положения о качестве и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, в том числе диетического и детского питания, пищевых и биологических добавок для обеспечения их соответствия общепринятым международным нормам не реже чем через 5 лет. Нужно отметить, что информационные материалы по качеству пищевой продукции, завозимой в Таджикистан, неоднократно печатались в СМИ.


Вопрос 12. Укажите любые препятствия, встретившиеся при осуществлении положений любого из пунктов статьи 5.
Основным препятствием для сбора и распространения экологической информации является

  • Слабая финансовая база по распространению информации (нет достаточных средств для самостоятельного опубликования статистических данных и ее реализации потребителям).

  • Недостаточность бюджетных средств на переоснащение имеющихся мобильных лабораторий и приобретение новых..

  • Нехватка квалифицированных кадров владеющих анализом данных.

  • Недостаточность навыков по использованию имеющихся технологий по сбору, распространению и получению информации


Вопрос 13. Укажите дополнительную информацию относительно практического применения положений статьи 5, касающихся сбора и распространения экологической информации, например существуют ли какие-либо статистические данные в отношении публикуемой информации.
В Таджикистане экологическая информация распространяется Комитетом по охране окружающей среды при Правительстве Республики Таджикистан через участие и проведение конференций, семинаров, тренингов, круглых столов, конкурсов среди экожурналистов. встреч с НПО, и т. п. Ежеквартально проводятся пресс-конференции где председатель Комитета, а в его отсутствии заместители председателя с участием представителей различных СМИ проводит пресс-конференцию.

В целом за 2011 -2013 годы в Таджикистане было проведено более 400 мероприятий по экологическим вопросам (конкурсы фотографий, круглых столов, конкурсов по экологической журналистике, обсуждение законопроектов и т. п.) выпушено 350 публикаций и состоялось 740 выступлений на радио и телевидении, проведены более 750 семинаров и тренингов.

В настоящее время в Комитете по охране окружающей среды при Правительстве Республики Таджикистан успешно функционирует Центр экологической информации, который занимается созданием базы данных экологической информации, изданием ежегодного экологического бюллетеня. Данный Центр через Интернет и по почте (по факсу) получает экологическую информацию, которая в последствии распространяется через газету Комитета «Наврузгоњ» и ежегодный экологический бюллетень. Данный экологический бюллетень является отражением для прозрачности деятельности Комитета в области охраны окружающей среды.

Ежемесячной издается цветная, иллюстрированная экологическая газета «Наврузгоњ», тиражом 1000 экземпляров, печатающей в хорошей мелированной бумаге. Распространяются информационные материалы по регионам республики в виде буклетов по использованию нормативных природоохранных документов и экообразованию. За три последних года на трех языках (английский, русский, таджикский) Комитетом по охране окружающей среды издано 11 номеров ежеквартального экологического журнала «Табиат».

Ежеквартально Орхус-центром г.Курган-Тюбе совместно с Управлением по охране окружающей среды Хатлонской области выпускается Информационный экологический Бюллетень в количестве 80 экземпляров. Информационный бюллетень распространяется среди учреждений и ведомств имеющих отношения к охране окружающей среды, общественных организаций, участников семинаров, посетителей центра и студентов.

В 2011 году Орхус-центром г.Курган-Тюбе были сняты два 20-минутных ТВ сюжета «Вахшский могильник и ядовитые земли» (Гурхонахои Вахш ва заминхои захрогин) и «Экология и образование» (Экология ва маърифат). Вышеназванные фильмы были несколько раз транслированы через местные ТВ и демонстрированы во время проведения выездных консультаций.



В феврале 2011 года при Орхус-центре был создан и функционирует Дебатный экологический клуб (ДЭК) из числа студентов Курган-Тюбынского Государственного Университета имени Носири Хусрав. Цель создания Экоклуба: Вовлечения молодежь в работу Орхус-центра по информированности населения и тем, самым обеспечить дальнейшее участия молодых людей в процессе решений по вопросам касающихся защите окружающей среды.

Члены ДЭК провели Экологический мониторинг города в виде опроса населения, беседы со сверстниками, запросов материалов от госорганов по экологическим проблемам города (в том числе с Отдела по охране окружающей среды г.Курган-Тюбе, Комунально-жилищного комплекса, Водоканала, Санэпидемстанции г.Курган-Тюбе) и фотографируя проблемные участки. Презентуя и обсуждая проблемы члены клуба сами разрабатывают пути решения проблем. Члены ДЭК участвуют в организации и проведения различных экологических акций.

В майе 2013 года в городе Курган-Тюбе было проведено общественное слушание по рабочему финальному варианту Экологического Кодекса РТ. Экологический Кодекс был разработан со стороны рабочей группы по поручению правительства и парламента РТ при финансовом содействии Бюро ОБСЕ в Таджикистане. В слушании приняли участие представители различных организаций, служб и ведомств, работающих в области охраны окружающей среди, экологи, ученые, представители правоохранительных органов и судебной власти, неправительственный сектор и СМИ.

Общественные организации также информируют населения через свои печатные издания. Так, Молодежный ЭкоЦентр активно работает с махалинскими советами и проводит образовательные курсы по использованию механизма Орхусской Конвенции. Была выпущена дополненная Памятка-пособие, подробно объясняющая механизмы конвенции по доступу к информации. В пособие были представлены шаблонные формы запроса информации. Молодежный ЭкоЦентр на протяжении трех последних лет. также издал ряд обновленных пособий для молодежи и преподавателей по образованию для устойчивого развития, такие, как «Интересная экология», «Справочник для студентов по вопросам землепользования», «Изменение климата» и др.

К сожалению из за отсутствия финансирования с 2010 г. Молодежным Эко-Центром прекращен выпуск популярного общественного экологического журнала «Табиат», но продолжает поддерживаться сайт организации www.ecocentre.tj, среди членов Климатической сети НПО распространяется еженедельный информационный Дайджест, в 2012 г. Открыт новый сайт посвященный повышению информированности о вопросах изменения климата www.tajcenet.tj

За отчетный период Хорогским Орхус-центром постоянно обновлялся веб-сайт www.pamireco.tj, нацеленный на информирование населения о состоянии и проблемах окружающей среды, повышение экологической культуры разлиных групп населения ГБАО, распространение другой информации по вопросам экологи, и исторических памятников природы и культуры. Далее в веб-сайте также помещены необходимые материалы, как международные и национальные экологические нормативно правовые акты, конвенции и информация о природных ресурсах Памира. Также на принципах кооперации и сотрудничества на сайте помещена информация о деятельности других Орхуских центров.



Эко Центр как Центр накопления и распространения информации.. На данный момент выпущены 2 номера бюллетенья «Памир Эко», которые являются востребованным изданием подобного рода по области. Интернет сайт www. pamireco.tj является единственным сайтом, освещающим экологические вопросы ГБАО. Командой Орхусцентра налажена тесная связь с Памирским Биологическим институтом. В сотрудничестве со специалистами Института в Орхусцентре создана библиотека, где на сегодняшний день находятся более 50 книг, научных и методических пособий. В дальнейшем Орхусцентр продолжит работу по пополнению библиотечного фонда центра и усилению работы по созданию электронной библиотеки.

следующая страница >>