Отчет об итогах учебно-методической деятельности ниу вшэ в 2012/2013 учебном году - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Отчет «Итоги учебно-методической деятельности за 2012/2013 учебный... 6 2719.19kb.
Сборник Из опыта проектной деятельности учащихся гимназии №524 в... 15 1796.53kb.
Анализ методической работы за 2012-2013 учебный год 4 1077.25kb.
Отчет о работе кафедры восточной филологии в 2012 2013 учебном году 1 260.29kb.
Сборник Из опыта исследовательской деятельности учащихся гимназии... 4 1140.63kb.
Об итогах учебно-воспитательной деятельности за 2 четверти 2012 –... 1 46.93kb.
Публичный доклад о деятельности образовательного учреждения в 2012... 2 620.44kb.
Публичный отчет мбоу дод црт 2 351.19kb.
Отчёт о работе научно-методической службы за 2012/2013 учебный год... 1 153kb.
Отчет кафедры цивилизационного развития Востока Отделения востоковедения... 1 58.58kb.
Отчет кафедры цивилизационного развития Востока Отделения востоковедения... 1 87.01kb.
Редакция литературы по общим проблемам философии 27 9248.8kb.
- 4 1234.94kb.
Отчет об итогах учебно-методической деятельности ниу вшэ в 2012/2013 учебном году - страница №1/20



НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ»




Отчет

об итогах учебно-методической деятельности НИУ ВШЭ

в 2012/2013 учебном году










Декабрь, 2013


Оглавление


1.Введение 3

2.Анализ выполнения задач, поставленных на 2012/13 учебный год 5

1.Структура и содержание образовательных программ 10

1.1Динамика количества образовательных программ в НИУ ВШЭ 10

1.2Развитие образовательных программ высшего образования 14

1.3Анализ учебных планов образовательных программ 19

1.4Динамика численности студентов 24

2.Методическое обеспечение образовательного процесса 30

1.5Опыт ВШЭ в развитии лучших практик высшего образования 30

1.6Реализация компетентностного подхода 31

1.7Контрольно-измерительные материалы нового поколения 34

1.8Анализ размещения программ учебных дисциплин на портале, выборочный анализ качества программ дисциплин 36

1.9Семинары по методической поддержке преподавателей и административного персонала 41

1.10Поддержка образовательных проектов через фонд образовательных инноваций 43

3.Образовательные результаты студентов 45

1.11Анализ успеваемости студентов 45

1.12Сравнение успеваемости студентов, поступивших по результатам олимпиад, и студентов, поступивших по ЕГЭ, в динамике за 3 года 47

1.13Динамика отчислений студентов по курсам, по причинам отчисления, по признаку Бюджет/коммерция 50

1.14Анализ предоставления студентам индивидуальных учебных планов по различным основаниям 56

57


1.15Перевод студентов с платных мест обучения на бесплатные 58

1.16Анализ перевода студентов внутри НИУ ВШЭ 59

1.17Выживаемость контингента студентов на первоначальном факультете (в сравнении за три последних года) (graduation rate) 60

1.18Внешняя оценка знаний студентов по английскому языку 62

1.18.1Итоги проведения экзамена по английскому языку по правилам международных экзаменов IELTS и BEC 62

1.18.2О зачете результатов международных экзаменов по английскому языку в качестве оценки по дисциплине “Иностранный язык” 66

1.19Результаты итоговой государственной аттестации 67

4.Академическая мобильность студентов НИУ ВШЭ 73

1.20Новые возможности академической мобильности студентов НИУ ВШЭ 73

1.21Смена направлений подготовки студентами при поступлении в магистратуру 74

1.22Международная академическая мобильность студентов НИУ ВШЭ 76

1.23Обучение студентов МИЭФ на международных образовательных программах 80

5.Интернационализация образовательной среды НИУ ВШЭ 83

1.24Обучение иностранных студентов по программам высшего профессионального обучения 83

1.25Программы включенного обучения (обменные и индивидуальные) и краткосрочные образовательные программы 88

1.26Участие штатных иностранных преподавателей в реализации образовательных программ 92

6.Профессорско-преподавательский состав (ППС) НИУ ВШЭ 92

1.27Количественная и качественная характеристика ППС 92

1.28Анализ выполнения аудиторной нагрузки по категориям преподавателей 105

1.29Проект “Учебные ассистенты”, количественный и качественный анализ данных об участниках проекта 109

1.30Повышение квалификации преподавателей НИУ ВШЭ 115

7.Информатизация образовательного процесса 117

1.31Информационная среда поддержки учебного процесса 117

1.32Введение системы планирования нагрузки ППС в АСАВ: первые итоги и перспективы 119

8.Оценка качества образовательных программ и учебного процесса 123

1.33Международная экспертиза образовательных программ НИУ ВШЭ 123

1.34Оценка качества подготовки выпускников НИУ ВШЭ работодателями 126

1.35Анализ обращений студентов на горячую линию «Выразительная кнопка» 131

9.Профессионализация сопровождения образовательных программам 136

1.36Реализация проекта "Учебный офис" 136

1.37Кадровый резерв (группа высокого профессионального потенциала НИУ ВШЭ) 137

10.Основные задачи учебно-методической работы на следующий учебный год 141

11.Приложения к отчету 145



  1. Введение


Отчет об учебно-методической деятельности НИУ ВШЭ в 2012/13 учебном году содержит анализ основных показателей и проектов, характерных для учебного процесса университета.

Главным достижением завершившегося учебного года можно считать попадание НИУ ВШЭ в число 15 победителей конкурсного отбора вузов на право получения специальной субсидии на реализацию мероприятий, которые будут способствовать продвижению вузов в международных рейтингах. Дорожная карта НИУ ВШЭ участия в программе «5-100-2020» содержит ряд мероприятий по изменению ландшафта образования в университете. Некоторые показатели, которые будут ежегодно измеряться вплоть до 2020 года, проанализируем в этом отчете.

Другими значимыми достижениям 2012-2013 учебного года в области учебно-методической работы можно считать:


  • включение в государственный перечень направлений подготовки и специальностей нового образовательного направления, разработанного и предложенного экспертами НИУ ВШЭ: «Медиакоммуникации»; большая работа, которая велась в 2011-2012 годах по разработке и согласованию с работодателями проектов федеральных образовательных стандартов бакалавриата и магистратуры, завершилась принятием этих проектов в 2013 году;

  • активное предложение к международной экспертизе образовательных программ НИУ ВШЭ (в отчетном году сразу 5 факультета прошли через процедуры международной оценки своих программ: экономики, прикладной политологии, социологии, государственного и муниципального управления, математики);

  • открыт факультет дизайна на базе отделения дизайна НИУ ВШЭ, который уже с 2013 года начинает работать по собственным образовательным стандартам НИУ ВШЭ как в бакалавриате, так и в магистратуре.

  • Повторное проведение внешнего экзамена для студентов второго курса бакалавриата для части факультетов по английскому языку с использованием материалов и технологий международного экзамена IELTS.

Соответствующие разделы представленного отчета дадут подробное описание и других изменений в учебно-методической деятельности НИУ ВШЭ, а также представят актуальное состояние дел на конец отчетного периода.

Кроме этого, будут изложены традиционные разделы, характеризующие инфраструктурные, ресурсные, качественные показатели, связанные с организацией учебного процесса и с результатами учебной деятельности студентов, а также развитием ряда проектов.

Большинство разделов опираются на данные всех кампусов НИУ ВШЭ, включая три филиала. Настоящий отчет также содержит для сравнения качественные характеристики организации и результатов учебного процесса у слушателей программ высшего профессионального образования, получаемого в подразделениях, координируемых директором по дополнительному профессиональному образованию.

При подготовке отчета использованы данные, представленные учебными частями факультетов, кафедрами, управлениями и отделами международного блока, управлением по работе со странами Балтии и СНГ, управлением академического развития, дирекцией по работе со студентами и выпускниками, центром повышения квалификации, исполнительным директором фонда образовательных инноваций, управлением дополнительного профессионального образования, управления персонала, филиалами, МИЭФ, материалы корпоративного портала НИУ ВШЭ.

Отчет сформирован работниками управлений «учебного блока».

  1. Анализ выполнения задач, поставленных на 2012/13 учебный год


В соответствии с долгосрочной программой развития университета, а также в свете выявленных оперативных проблем, отраженных в прошлогоднем отчете, были определены основные задачи учебной и учебно-методической деятельности университета на 2012/13 учебный год.

Охарактеризуем степень выполнения поставленных задач



  1. Выполнена задача по открытию новых направлений подготовки в филиалах: Юриспруденция в Пермском филиале; Филология в Нижегородском филиале; Государственное и муниципальное управление в Санкт-Петербургском филиале.

  2. В рамках выполнения задачи «Продолжить открытие новых магистерских программ, уделяя внимание новым для НИУ ВШЭ направлениям «инженерной» подготовки, англоязычным магистерским программам» были открыты программы на основании собственных образовательных стандартов НИУ ВШЭ по направлениям подготовки инженерного блока: магистерская программа «Измерительные технологии наноиндустрии» (221700.68 Стандартизация и метрология), магистерская программа «Инжиниринг в электронике» (210100.68 Электроника и наноэлектроника).

В 2012-2013 учебном году НИУ ВШЭ реализовал 7 полностью англоязычных магистерских программ:

  1. Социально-политическое развитие и вызовы современной Восточной Азии,

  2. Международные отношения в Евразии,

  3. Политический анализ и публичная политика,

  4. Системная и программная инженерия,

  5.  Математика;

  6. Международный бизнес;

  7. Финансовая экономика.

Имеют англоязычные (иноязычные) треки или большую долю англоязычных дисциплин, в том числе читаемых ведущими учеными мира, еще 20 программ:

  1. Магистерская программа двух дипломов факультета экономики НИУ ВШЭ и французских университетов Париж 1 Пантеон-Сорбонна и Париж-Запад Нантер ля Дефанс;

  2. Магистерская программа двойных дипломов по экономике и менеджменту НИУ ВШЭ и Университета Гумбольдта (Humboldt University of Berlin), Берлин, Германия;

  3. Магистерская программа двойных дипломов факультета экономики НИУ ВШЭ и факультета экономики Университета Болоньи;

  4. Магистерская программа двойных дипломов факультета менеджмента НИУ ВШЭ и

Университета Париж-Восток Кретей;

  1. Магистерская программа двойных дипломов факультета менеджмента НИУ ВШЭ и Европейской школы менеджмента Europe), Париж, Франция;

  2. Магистерская программа двух дипломов по государственному и муниципальному управлению или управлению здравоохранением с Университетом Поля Сезанна, Экс-Марсель III;

  3. Франко-российская магистерская программа двойных дипломов факультета права НИУ ВШЭ и Университета Париж 1 Пантеон-Сорбонна;

  4. Программа двойных дипломов с Вестфальским университетом им. Вильгельма Мюнстер, Германия;

  5. Магистерская программа двойных дипломов по экономике НИУ ВШЭ и факультета экономики Университета Эразмус;

  6. Магистерская программа двойных дипломов по экономике НИУ ВШЭ и Университета Джорджа Мэйсона;

  7. Магистерская программа двойных дипломов факультета экономики НИУ ВШЭ и Школы финансов Дюзенберга;

  8. Магистерская программа двойных дипломов факультета экономики НИУ ВШЭ и Школы менеджмента Университета Ланкастер;

  9. Магистерская программа двойных дипломов «Международные отношения в Евразии» в сотрудничестве с Университетским колледжем Лондона, и Университетом Кента , Великобритания, Высшая школа экономики;

  10. Магистерская программа двойных дипломов факультета менеджмента НИУ ВШЭ и Бизнес-школы Университета Лидса;

  11. Магистерская программа двойных дипломов факультета менеджмента НИУ ВШЭ и Школы менеджмента Университета Ланкастер;

  12. Магистерская программа двойных дипломов факультета менеджмента НИУ ВШЭ и Бизнес-школы Университета Уорика;

  13. Магистерская программа двух дипломов по государственному и муниципальному управлению с Университетом Бирмингема, Великобритания;

  14. Российско-британская магистерская программа двух дипломов по государственному управлению с Университетом Лондон Метрополитен;

  15. Программа двойных дипломов факультета бизнес-информатики НИУ ВШЭ и Школы менеджмента Университета Ланкастера, Великобритания;

  16. Магистерская программа двойных дипломов НИУ ВШЭ и Университета Джорджа Мэйсона , США.

  1. Создана модель внешней экспертизы образовательных программ – на базе типовой модели, разработанной экспертами Всемирного банка в сотрудничестве с представителями факультетов НИУ ВШЭ-Москва, в 2012-2013 году начата экспертиза 7 образовательных программ (более подробно об этом можно прочитать в разделе 10.1 настоящего отчета).

  2. Планы по лицензированию новых направлений подготовки в Нижегородском, Санкт-Петербургском и Пермском филиалах НИУ ВШЭ реализованы полностью и с превышением; в Москве лицензированы все запланированные направления подготовки, кроме :

  • направление подготовки 201000.68 Биотехнические системы и технологии (магистратура);

  • направление подготовки 210700.68 Инфокоммуникационные технологии и системы связи (магистратура);

  • направление подготовки 222900.68 Нанотехнологии и микросистемная техника (магистратура);

данные направления решено пока не развивать, исходя из имеющихся инфраструктурных и кадровых условий.

Полный перечень лицензированных в отчетном году образовательных программ приведен в п.3.2. настоящего отчета.



  1. Разработаны и утверждены ученым советом НИУ ВШЭ новые образовательные стандарты в области инженерного образования: 221700.68 «Стандартизация и метрология» и 210100.68 «Электроника и наноэлектроника». ОС НИУ ВШЭ еще по двум направлениям инженерного образования находятся на доработке по итогам рассмотрения коллегиями Учебно-методического совета.

  2. По инициативе НИУ ВШЭ введено в Российской Федерации и включено в перечень образовательных направлений новое образовательное направление «Медиакоммуникации», по направлению «Логистика» экспертам НИУ ВШЭ предложено разработать проект ФГОС для присвоения квалификации «прикладной бакалавр». Проекты образовательных стандартов новых направлений подготовки магистров «Статистика», «Демография» пока не разработаны.

  3. В рамках решения задачи методической поддержки оригинальных образовательных стандартов НИУ ВШЭ, как уже созданных, так и вновь разрабатываемых, были разработаны требования к оценке социально-личностных компетенций, шаблоны паспортов для системных и социально-личностных компетенций, шаблон компетентностного профиля направления подготовки. Подробнее об этой работе см. раздел 4. 2 настоящего отчета).

  4. Проведена процедура международной аккредитации программ по направлению «Менеджмент». Аккредитующая организация приняла решение пока не предоставлять представленным к аккредитации программам статус аккредитованных. Начать международную аккредитацию магистерской программы по программной инженерии пока не удалось по причине того, что она не имеет ни одного выпуска.

  5. В рамках реализации задачи по продвижению и развитию методического опыта НИУ ВШЭ в российском образовательном сообществе, оказанию методического консультирования по инновациям в образовательных технологиях высшего образования, проектированию образовательных программ, разработке КИМ нового поколения было запланировано создание Методического центра. Центр создан в октябре 2013 года в рамках изменения структуры «учебного блока».

  6. Разработка методики формирования и проведения итоговой государственной аттестации студентов на основе компетентностного подхода ведется в экспериментальном режиме сразу двумя факультетами НИУ ВШЭ-Москва – менеджмента и социологии. Работа по созданию контрольно-измерительных материалов нового поколения к оригинальным образовательным стандартам НИУ ВШЭ, включая направления подготовки магистров, отражена в разделе 4.3 настоящего отчета.

  7. Задача разработки и внедрения новой модели учета учебной нагрузки ППС до конца не завершена. Проект документа разработан, согласован с правовым управлением, но не выносился на утверждение ученым советом в связи с наличием планов по изменению структуры бакалаврской подготовки и вероятной корректировкой принципов нагрузки до конца 2013 года.

  8. Задача внедрения электронного регламента планирования индивидуальной нагрузки ППС решена. В июле 2013 года состоялось пилотирование инструмента на всех кафедрах НИУ ВШЭ.

  9. Задача повышения процента использования LMS в регулярной деятельности у преподавателей и студентов в 1,5 раза решена частично, в связи с планами по совершенствованию технологической платформы, не форсировалось увеличение числа преподавателей, работающих в системе. Однако результаты положительной динамики все равно наблюдаются: количество преподавателей, активно работающих в LMS, увеличилось в среднем по университету с 27 до 35%, количество доступных студентам дисциплин, поддержка преподавания которых ведется в LMS – с 6% до 19%. Более подробно о развитии LMS – в разделе 9.1 настоящего отчета,

  10. Задача по кардинальному увеличению показателей международной студенческой мобильности: ее решение и результаты описаны в разделах 6.1 и 7 настоящего отчета.

  11. В рамках задачи повышения практикоориентированности образовательных программ была разработана новая модель бакалаврского образования с выделением отдельного блока практики и проектной деятельности. Модель находится в стадии обсуждения. Планируется к реализации с 2014/15 учебного года.

  12. НИУ ВШЭ начал переход к профессиональному управлению образовательными программами. Созданы «учебные офисы» для администрирования учебного процесса на всех образовательных программах и сформирован штат менеджеров из сотрудников, соответствующих профессиональным требованиям. Продолжились курсы повышения квалификации для менеджеров образовательных программ. Разработаны инструменты для аттестации менеджеров образовательных программ. Подробнее о реализации этой задачи - в разделе отчета 11.1

  13. Задача подготовки к государственной аккредитации вуза в 2014 году выполняется в соответствии с намеченным планом.

Таким образом, подавляющее большинство задач, определенных в прошлогоднем отчете, были выполнены.


следующая страница >>