Отчет «Итоги учебно-методической деятельности за 2012/2013 учебный год и задачи на новый учебный год» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Анализ научно-методической работы в мбоу «сош №42» за 2012/2013 учебный год 5 954.15kb.
План воспитательной работы 1 203.22kb.
По профилактике детского дорожно транспортного травматизма на 2013... 2 402.41kb.
Отчёт о работе научно-методической службы за 2012/2013 учебный год... 1 153kb.
Анализ учебно-воспитательной работы в 1-4 классах 2012-2013 учебный год 3 623.76kb.
Анализ учебно-воспитательной работы Юбилейной средней общеобразовательной... 2 443.14kb.
Публичный отчет об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности... 2 395.84kb.
Отчет об итогах учебно-методической деятельности ниу вшэ в 2012/2013... 20 2511.38kb.
Публичный отчет об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности... 9 2924.4kb.
Учителей физической культуры и обж на 2011 2012 учебный год. 1 89.12kb.
Отчет по поездкам гбоу сош№919 за 2012-2013 учебный год 1 77.63kb.
Телефон/факс 8-851-71-65190, Инн 30080008818, E 2 631.2kb.
- 4 1234.94kb.
Отчет «Итоги учебно-методической деятельности за 2012/2013 учебный год и задачи на - страница №1/6



Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Национальный исследовательский университет

"Высшая школа экономики"
Санкт-Петербургский филиал федерального

государственного автономного образовательного учреждения высшего

профессионального образования

"Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики»

Одобрен


на заседании ученого совета

СПб филиала ГУ-ВШЭ

13.11.2013, протокол № 07/13

______________ C.М. Кадочников



ОТЧЕТ
«Итоги учебно-методической деятельности за 2012/2013 учебный год

и задачи на новый учебный год»

Санкт-Петербург - 2013

Оглавление

1. Введение …………………………………………………………………………………….4

2. Наши достижения в учебно-методической работе. Анализ выполнения задач, поставленных на 2012/13 учебный год……………………………………………………..4

3. Изменение инфраструктуры образовательного процесса…………………………….5

3.1 Динамика количества факультетов, отделений факультетов, кафедр…………………..5

3.2. Динамика численности студентов НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург по

уровням подготовки и форме оплаты за обучение……………………………………………………………….7



4. Изменения в структуре и содержании основных образовательных программ……10

4.1. Динамика количества образовательных программ ВПО, реализуемых в филиале…...10

4.2. Лицензирование и аккредитации…………………………………………………………13

4.2.1. Лицензирование и открытие новых для филиала образовательных программ……...13

4.2.2. Подготовка к государственной аккредитации образовательных программ…………14

4.3. Анализ учебных планов образовательных программ…………………………………...17

4.4. Анализ размещения программ учебных дисциплин на портале, выборочный анализ качества программ дисциплин………………………………………………………………...23

4.5. Методическое обеспечение образовательных программ……………………………….29



5. Образовательные результаты студентов филиала ……………………………………37

5.1. Распределение успеваемости по факультетам в динамике……………………………..37

5.2. Сравнение средних баллов до пересдач в динамике…………………………………….38

5.3. Сравнение успеваемости студентов, поступивших по олимпиадам, и студентов, поступивших по ЕГЭ в динамике за 3 года…………………………………………………...41

5.4. Динамика отчислений студентов по признаку бюджет-коммерция................................43

5.5. Отчисления студентов, обучавшихся по ИУП…………………………………………...45

5.6. Анализ перевода студентов внутри НИУ ВШЭ.................................................................45

5.7.Анализ отчислений студентов по причинам в динамике за 3 учебных года …………..46



6. Результаты итоговой государственной аттестации……………………………………48

7. Интернационализация образования в филиале ……………………………………….72

8. Качество профессорско-преподавательского состава филиала ……………………..75

8.1.Качественная характеристика ППС……………………………………………………….75

8.2. Анализ планирования и выполнения учебной нагрузки ..…………………………........82

8.3 Учебные ассистенты: первые результаты работы по проекту ………………………….91

8.4.Анализ участия преподавателей в конкурсах ФОИ……………………………………...96

8.5. Проект по методической поддержке преподавателей и административного персонала «Методические среды» ………………………………………………………………………100

8.6. Повышение квалификации преподавателей филиала ………………………………...106

9. Развитие образовательной среды филиала ...................................................................108

9.1. LMS – развитие системы, проблемы роста …………………………………………….108

9.2. Введение системы планирования нагрузки ППС в АСАВ: первые итоги и перспективы…………………………………………………………………………………...118

10. Контроль качества учебного процесса ………………………………………………119

10.1 Анализ обращений студентов на горячую линию «Выразительная кнопка»……….119

10.2. Результаты анкетирования председателей и членов ГАК …………………………..123

11. Проблемы, перспективы и основные задачи учебно-методической работы на следующий учебный год …………………………………………………………………...131

1. Введение
Отчет об учебно-методической деятельности за 2012-2013 учебный год начинается с анализа задач, которые стояли перед НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург и итогов их выполнения.

В последующих разделах отчета рассматривается деятельность учебных структурных подразделений по разработке и реализации основных образовательных программ, анализируются результаты выполнения ключевых проектов и показателей учебно-методической деятельности.

Материалы разделов базируются на данных, содержащихся в информационных системах НИУ ВШЭ (АСАВ, LMS и др.), и соответствуют данным статистических отчетов НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург по основным показателям деятельности, предоставленным во внешнюю среду. При подготовке отчета также использованы данные, представленные учебными частями факультетов, кафедрами, другими структурными подразделениями кампуса.

В заключительном разделе отчета определяются основные задачи учебно-методической деятельности на 2013-2014 учебный год, отражающие изменения, касающиеся перехода к управлению образовательными программами и новой модели бакалавриата.



2. Наши достижения в учебно-методической работе. Анализ выполнения задач, поставленных на 2012/13 учебный год.
1. Получены лицензии на новые образовательные программы:

  • 12.00.01 «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве»

  • 032100.62 «Востоковедение и африканистика»

2. Были разработаны образовательные программы (с 2013-2-14 уч.г. началась подготовка по ним):

  • 07.00.02 «Отечественная история»;

  • 22.00.04 «Социальная структура, социальные институты и процессы»;

  • 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями)»

  • 081100.62 «Государственное и муниципальное управление»

3. Открыты новые магистерские программы:

  • Прикладная экономика и математические методы (направление 080100.68 Экономика)

  • Финансы (направление 080300.68 Финансы и кредит)

  • Адвокатура (направление 030900.68 Юриспруденция)

4. Осуществлялась подготовка к аккредитации НИУ ВШЭ, которая будет проводиться в 2013-2014 уч.г. (подробнее см. раздел 4.2.2 отчета).

5. Не в полной мере решена поставленная на 2012-2013 уч.г. задача по расширению внешней экспертизы ВКР, программ междисциплинарных итоговых экзаменов и их материалов. Если программы междисциплинарных итоговых экзаменов, методические рекомендации по подготовке и защите ВКР, темы эссе по междисциплинарному государственному экзамену размещены на сайтах факультетов и доступны для любой общественной экспертизы, то положение дел с расширением внешней экспертизой ВКР складывалось неодинаково на разных факультетах, особенно по ВКР бакалавров и специалистов (подробнее информация представлена в разделе 6 отчета). Из семи магистерских программ по четырем программам представлено 100% внешних рецензий, по двум – 90,0% , по одой – 76,0%. В качестве дополнительной экспертизы можно рассматривать выводы и рекомендации, полученные по итогам проводимого четвертый год анкетирования председателей и членов ГАК.

6. В 2012-2013 учебном году активизировалась деятельность профессиональных коллегий Учебно методического совета. Им удалось осуществить более требовательный подход к отбору подготовленных преподавателями кафедр учебно-методических изданий. Но запланированная проверка кафедр по обеспечению базовых дисциплин направлений учебными и методическими материалами проведена не была.

7. Увеличилась доля преподавателей, повысивших свою квалификацию с 54,0% в 2011-2012 уч.г. до 57,2% в 2012-2013 уч.г. Факультеты стали активнее формировать и реализовывать собственные программы повышения квалификации, как связанные с направлениями подготовки на факультете, так и межфакультетские.

8. Увеличился процент программ учебных дисциплин, размещенных в базе данных «Учебные курсы». Самый низкий процент 93,5% на факультете менеджмента, самый высокой - 100,0% на факультете истории (по программам бакалавриата). Еще более весомый результат получен по программам магистратуры: по 63,6% магистерским программам все 100,0% программ учебных дисциплин размещены в базе данных, по остальным – более 95% (см. раздел 4.4 отчета).

9. Количество преподавателей, использующих систему LMS в учебном процессе, выросло с 38 человек в 2011-2012 учебном году до 113-ти в 2012-2013 и составили 36,1% общей численности ППС.

10. Значительно увеличилось количество студентов, изучавших дисциплины, материалы по которым размещались в LMS. На трех факультетах: истории, менеджмента и юридическом 100,0% работали в системе LMS; 75,7% магистрантов изучали дисциплины, используя материалы LMS.

3. Изменение инфраструктуры образовательного процесса.

3.1 Динамика количества факультетов, отделений факультетов, кафедр

В 2012 - 2013 учебном году обучение студентов в НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург проходило на 5 факультетах, 1 отделении факультета. По сравнению с 2011-2012 учебным годом в структуре подразделений, осуществляющих учебный процесс, изменений не было. На 01.10.2012 года образован факультет истории. Динамика количества факультетов/отделений представлена в Таблице 3.1.1. В настоящее время в филиале работает 21 кафедра (см. рис 3.1.1.).



Высшее профессиональное образование (ВПО)

Факультет менеджмента

Факультет экономики

Факультет социологии

Юридический факультет

Факультет

истории

кафедра


бизнес -информатики

кафедра менеджмента

кафедра государственного и муниципального управления

кафедра экономической теории

кафедра институциональной экономики

кафедра финансовых рынков и финансового менеджмента

кафедра гуманитарных наук

кафедра методов и технологий социологических исследований

кафедра социологии

кафедра конституционного и административного права

кафедра теории и истории права и государства

кафедра гражданского права и процесса

кафедра психологии
Отделение прикладной политологии

кафедра прикладной политологии



Общеуниверситетские кафедры

кафедра


финансового права

городской и региональной экономики

кафедра математики

кафедра иностранных

языков

кафедра физического воспитания


Базовые кафедры

Базовая кафедра Федеральной палаты адвокатов

Базовая кафедра МЦСЭИ «Леонтьевский центр»

Рис. 3.1.1. Структура учебных подразделений НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург

Динамика количества факультетов, отделений факультетов представлена в Таблице 3.1.1.
Таблица 3.1.1.

Динамика количества факультетов, отделений факультетов

НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург

Учебный год

01.10.2009

01.10.2010

01.10.2011

01.10.2012

01.10.2013

количество факультетов

4

4

4

5

5

количество отделений факультетов

2

2

2

1

1

количество учебных институтов

0

0

0

0

0

Динамика количества кафедр представлена в Таблице 3.1.2.



Таблица 3.1.2.

Динамика количества кафедр

НИУ ВШЭ-Санкт-Петербург

Данные на

01.10.2009

01.10.2010

01.10.2011

01.10.2012

01.10.2013

Количество учебных кафедр

21

21

20

21

21

из них

 

 

 

 

 

Общеуниверситетские кафедры

3

3

3

3

3

Базовые кафедры

1

1

1

2

2


3.2. Динамика численности студентов НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург по уровням подготовки и форме оплаты за обучение.
Общий контингент студентов НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург с учетом всех форм обучения на 1 октября 2013 года составляет 2663 студента: очная форма обучения – 2428 чел.; очно-заочная – 134 чел. (из них ДПО – 68 чел.); заочная – 101 чел. Общее количество студентов очной формы обучения на 1 октября 2013 года по филиалу 2428 человек, на 460 человек больше по сравнению с тем же периодом прошлого года, в том числе: магистрантов - 303 студента, на 52 человека больше, чем в 2011/2012 учебном году; бакалавров - 1959 студентов, на 469 человек больше; специалистов - 166, на 61 человека меньше. Увеличение контингента студентов очной формы обучения обусловлено превышением набора в бакалавриат и на магистерские программы над количеством выпущенных студентов.

Представленная далее диаграмма 3.2.1 демонстрирует общую картину динамики численности контингента студентов НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург. Контингент магистров приведен с учетом очно-заочной формы обучения (Магистерская программа «Управление образованием»).


Диаграмма 3.2.1

Как видно из диаграммы (данные приводятся по состоянию на 1 октября каждого года), общая численность контингента студентов НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург (очной формы обучения) за 5 лет увеличилась на 1011 человек (71,1%):

- количество магистрантов увеличилось на 217 человек (252,3%);

- количество бакалавров увеличилось на 1225 чел. (166,9%);

- количество специалистов уменьшилось на 431 чел. (72,9%).

За три года численность студентов магистратуры (очно-заочной формы обучения направление 081100.68 «Государственное и муниципальное управление», магистерская программа «Управление образованием») выросла на 41 чел. (164%).

Соотношение бакалавров и магистрантов на 1 октября 2013 года составило: 6,5:1.

Изменение численности за последние 5 лет в разрезе факультетов представлено в таблице 3.2.1.


Таблица 3.2.1
Численность студентов по годам в разрезе факультетов

Факультеты/ отделения

 


бакалавры, специалисты, магистры

 


Кол-во студентов

Количество студентов на 1 октября 2013 года

2012/2013 к 2009/2010 (%)

2009/

2010 уч.г.



2010/

2011 уч.г.



2011/

2012 уч.г.



2012/

2013


уч.г.




Факультет экономики

 

 



 

 


специалисты

38

 










0

бакалавры

344

391

420

461

538

134,0

всего специалисты и бакалавры

382

391

420

461

538

120,7

магистры

11

26

38

51

76

463,6

Всего

393

417

458

512

614

130,3

Факультет менеджмен-та

 

 



 

 


специалисты

172

121

74

28

5

16,3

бакалавры

158

260

376

429

518

271,5

всего специалисты и бакалавры

330

381

450

457

523

138,5

магистры

36

81

112

127

123

352,8

Всего

366

462

562

584

646

159,6

Факультет социологии

 

 



 

 


специалисты

12













0

бакалавры

102

172 

196

213

294

208,8

всего специалисты и бакалавры

114

172

196

213

294

186,8

магистры

39

39

40

36

46

92,3

Всего

153

211

236

249

306

162,7

Юридичес-кий факультет

 


специалисты

319

323

255

199

161

62,4

бакалавры







100

222

365




Всего специалисты и бакалавры

319

323

355

421

526

132,0




магистры













14







Всего

319

323

355

421

540

132,0

Отделение

психологии

 

 


специалисты

56

41

20

0

0

-

бакалавры

22

18

16

0

0

-

всего специалисты и бакалавры

78

59

36

0

0

-

Всего

78

59

36

0

0

-

Отделение

прикладной политоло-гии



 

бакалавры

108

126

134

140

184

129,6

магистры




15

28

37

44

-

Всего

108 

141

162

177

228

163,9

Факультет истории

бакалавры










25

60




Всего










25

60




 ИТОГО




1417

1613

1809

1968

2428

138,9

Из анализа Таблицы 3.2.1 видно, что общее количество студентов, обучающихся по программам ВПО (очная форма обучения) в 2012/2013 учебном году по сравнению с 2011/2012 учебным годом увеличилось на 159 человек и составляло 1968 человек, в том числе:

– бакалавров - 1490

- специалистов – 349

– магистров – 218

По программам ВПО численность студентов увеличилась в 2012-2013 учебном году по сравнению с 2009-2010 на 38,9 %. Увеличение произошло на всех факультетах. Максимально увеличилась численность на отделении прикладной политологии и в 2012/2013 учебном году составила 163,9% от численности 2009/2010 учебного года. Минимальное увеличение численности – на факультете экономики -130,3% от численности 2009/2010 учебного года.

Динамика численности контингента иностранных студентов, обучающихся в филиале, наглядно представлена на Диаграмме 3.2.2
Диаграмма 3.2.2

Из диаграммы видно, что численность иностранных студентов за последние четыре года выросла в 2 раза и на 1 октября 2013 года составила 25 человек.



4. Изменения в структуре и содержании основных образовательных программ.
4.1. Динамика количества образовательных программ ВПО, реализуемых в филиале.

В 2012-2013 учебном году по очной форме обучения в филиале были реализованы 15 основных образовательных программ высшего профессионального образования. Из них: по 7 направлениям подготовки бакалавров, 7 направлениям подготовки магистров и 1 по специальности.

В настоящее время ведется подготовка по 1 специальности: 030501.65 Юриспруденция.

В 2012 – 2013 учебном году по сравнению с предыдущим учебным годом в количестве основных образовательных программ подготовки бакалавров произошли изменения:



  • закрыта подготовка по направлению 030300.62 Психология, был последний выпуск студентов в 2012 году

  • к уже существующим программам (030200.62 Политология, 080100.62 Экономика, 080200.62 Менеджмент, 030900.62 Юриспруденция, 040100.62 Социология), добавились новые программы с 01.10.2012г. 030600.62 История и с 01.10.2013г. 081100.62 Государственное и муниципальное управление.

По сравнению с предыдущим учебным годом, в настоящее время по состоянию на 01.10.2013г. филиал реализует 9 магистерских программ по 7 направлениям (см. Таблицу 4.1.1). Подготовка магистрантов ведется на 4 – х факультетах: менеджмента, экономики, социологии, юриспруденции и отделении прикладной политологии.

Произошли изменения в количестве направлений подготовки магистров, добавились два новых направления (по состоянию на 01.10.2013г.) 030900.68 Юриспруденция и 080300.68 Финансы и кредит, увеличилось количество магистерских программ. В рамках магистерских программ в настоящее время в филиале реализуется 9 специализаций.

Произошли изменения в структуре магистерских программ:


  • 1 магистерская программа по направлению 080100.68 Экономика изменила старое название «Математические методы анализа экономики» на новое «Прикладная экономика и математические методы», в соответствии с изменением в содержании и условии их реализации;

  • 2 магистерские программы «Финансовый менеджмент» и «Экономика» закрыли подготовку по направлениям 080200.68 Менеджмент и 080100.68 Экономика.

За последние 6 лет количество направлений подготовки магистров увеличилось в 7 раз, количество магистерских программ в 9 раз.

Таблица 4.1.1.



Магистерские программы, реализуемые в филиале

Направление

Магистерская программа

Специализация

080200 Менеджмент

Маркетинговые технологии



Технология стратегического маркетинга

Технология управления рыночными бренд-системами

Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме

Менеджмент событийного и культурного туризма




081100

Государственное и муниципальное управление

Государственное

и муниципальное

управление


-

Управление образованием

-




030200 Политология

Политика и управление

Менеджмент в публичной политике

Политические институты и политические инновации




080100 Экономика

Прикладная экономика и математические методы

Математические методы

анализа экономики



Пространственная экономика



040100 Социология

Современный социальный анализ

-




030900 Юриспруденция

Адвокатура

-




080300 Финансы и кредит

Финансы

Финансовый менеджмент

Управление рисками в компаниях и финансовых институтах



*по состоянию на 01.10.2013г.






Динамика магистерских программ, реализуемых в филиале, представлена в Таблице 4.1.2.











Таблица 4.1.2




Динамика количества образовательных программ ВПО,

реализуемых в НИУ ВШЭ-Санкт-Петербург







НИУ ВШЭ-Санкт-Петербург

Данные на

01.10.2009

01.10.2010

2010-2011

01.10.2011

01.10.2012

01.10.2013

Количество образовательных программ ВПО (всего)

14

16

13

15

14

15

из них

 

 

 

 

 

 

Бакалавриат

5

5

5

6

7

7

Магистратура

1

3

4

5

5

7*

Магистерские программы

1

4

5

8

9

9**

Магистерские специализации

0

0

0

6

6

9***

Специалитет

8

8

4

4

2

1

Количество образовательных программ СПО (всего)

6

6

3

3

0

0

*новые программы:

  • 030900.68 Юриспруденция;

  • 080300.68 Финансы и кредит







**новые магистерские программы по направлениям:

  • Адвокатура (направление «Юриспруденция»);

  • Финансы (направление «Финансы и кредит»)




***новые специализации по магистерским программам:

  • 1)Финансовый менеджмент и 2)Управление рисками в компаниях и финансовых институтах (маг. программа «Финансы и кредит»);

  • Менеджмент событийного и культурного туризма (маг. программа «Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме»);

  • Политические институты и политические инновации (маг. программа «Политика и управление»);

  • 1)Математические методы анализа экономики и 2) Пространственная экономика (маг. программа «Прикладная экономика и математические методы»)





следующая страница >>