Отчет discovery research group анализ рынка детского питания в России - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Отчет discovery research group рынок посуды для приготовления пищи... 4 1303.92kb.
Отчет discovery research group рынок обоев в России в 2008-2013 гг 2 1082.51kb.
Отчет discovery research group рынок тепловизоров в России в 2011-i... 1 201.98kb.
Отчет discovery research group рынок первичного и вторичного полистирола... 1 298.45kb.
Отчет discovery research group рынок замороженных овощей, грибов... 1 151.86kb.
Отчет discovery research group рынок лазеров в 2011-2013 гг 1 236.04kb.
Отчет discovery research group российский и мировой рынки биоэтанола 1 208.28kb.
Отчет discovery research group российский рынок органических удобрений 2 764.02kb.
Отчет рынок парфюмерии в России 1-м полугодии 2013 г 1 240.83kb.
Учебно-тематический план Содержание программы Тема Национальный состав... 1 88.27kb.
Сборника рецептур: Методические материалы «Организация детского питания... 4 1140.14kb.
Государственное бюджетное учреждение «самара-арис» Информационно-аналитическая... 1 344.56kb.
- 4 1234.94kb.
Отчет discovery research group анализ рынка детского питания в России - страница №1/1





Аналитический отчет

DISCOVERY RESEARCH GROUP

Анализ рынка детского питания в России







Copyright © Сентябрь 2013 (Москва, Discovery Research Group)


Содержание


Список таблиц и диаграмм

Отчет содержит 23 таблицы и 65 диаграмм.

Таблицы:


Диаграммы:




1.Характеристика рынка детского питания

    1. Структура рынка детского питания

Рынок детского питания имеет размытые границы, определяемые видом продукции, а также возрастом потребителя.

Согласно классификации Euromonitor, рынок детского питания включает следующие категории:



  • Сухие детские продукты - требующие добавления воды перед началом приготовления, чаще всего пакетированы. В данную категорию также включены каши и дегидрированные супы.

  • Молочные смеси – в категорию входят стандартные, последующие детские смеси (для детей старше 6 мес.), специальные

  • Полуфабрикаты – продукты, упакованные в консервные, стеклянные банки, не требующие обработки перед употреблением, кроме подогревания. В данную категорию включают: пюреобразные продукты, йогурты, супы, охлаждённые десерты и др.

  • Другие детские продукты – маркированные детские продукты: детские печенья, соки, сухарики.

В качестве возрастной границы потребления был принят возраст от 0 до 4 лет.

По мнению аналитиков компании IndexBox, рынок детского питания представлен двумя крупными сегментами: …

Диаграмма . Сегментация рынка детского питания

Источник: компания IndexBox

Детское пюре наиболее востребовано первые три года жизни ребенка. Соки, каши также играют важную роль на протяжении 36 месяцев. Другие сегменты становятся более значимыми ко второму и третьему году жизни ребенка, например, все молочные продукты.



    1. Особенности рынка детского питания

Среди особенностей рынка детского питания следует отметить неравномерные темпы его развития в столицах и в регионах, с одной стороны, и в городах и сельской местности - с другой. Что касается различной динамики развития рынка детского питания в городах и сельской местности, то здесь причины следует искать скорее в экономической ситуации, чем в предубеждениях против готовых продуктов, которые, возможно, и свойственны сельским жителям.

Еще одна особенность рынка детского питания заключается в ….



    1. Ценовая ситуация на рынке детского питания

На рынке детского питания преобладает среднеценовой сегмент. Согласно данным РБК, в 2011 году продажи марок среднеценового сегмента на рынке составили …

Рассмотрим ценовую ситуацию в товарных следующих категориях: молочные смеси, фруктовые пюре, мясные пюре, каши.



Молочные смеси

Заменители материнского молока, иначе говоря, молочные смеси для детей, используются в случаях недостаточной лактации у матери и при искусственном вскармливании, а также дополняют рацион при смешанном типе питания ребенка. Молочные смеси расфасованы в упаковки объёмом 350-400 г и 800-900 г. Соответственно, цена зависит от объёма упаковки, известности бренда и качества продукции.

Данная товарная категория имеет широкое ценовое разнообразие. Средняя цена за упаковку 400 г варьируется в пределах …

Фруктовые пюре

Мясные пюре

Овощные пюре

Детские каши

Каши, несомненно, являются одним из основных источников белка растительного происхождения, витаминов (преимущественно группы В), а также углеводов и минеральных веществ.



2.Демографические характеристики населения России

Одним из важнейших факторов, стимулирующем рост рынка детского питания, является рождаемость. Согласно оценке Росстата за 2012 г., численность населения России составила 143, 05 млн чел. При этом доля возрастной группы от 0 до 9 лет составляет 10,94 %.

Таблица . Возрастная структура населения России за 2012 г., чел.

Возраст

Количество чел., млн чел.

Доля от общей численности населения, %

До 1

1,79

1,25

1





2





3





4





5-9





Всего





Источник: Росстат

Диаграмма . Численность населения в разбивке по возрастам, %



Источник: Росстат

3.Российский рынок детского питания



    1. Объём и темпы роста рынка детского питания России

Рынок детского питания развивается очень активно. Его прирост в 2010 году составлял 18,7%, в 2011 году темпы роста также отметились увеличением.

По экспертным оценкам AC Neilsen в 2012 году объем российского рынка детского питания в денежном выражении составил …, а в 2011 году – 67,9 млрд рублей.

Говоря о темпе роста сегментов, то увеличением отметились товарные категории детских смесей, детских каш и соков. Согласно оценкам гендиректора Nutricia в России и Казахстане Кристиана Стаммкоеттера, сегмент молочных смесей в России в 2012 г. вырос на … % в денежном эквиваленте и на … % в объеме продаж. Абсолютных цифр он не называет.

Объем продаж сегмента детских каш продемонстрировал увеличение на … % в сравнении с прошлым годом. Но даже при таких внушительных показателях роста российский рынок до сих пор уступает европейскому.

Поскольку рынок детского питания имеет разнородную структуру и размытые границы, на наш взгляд, целесообразно рассчитывать объём рынка по главным сегментам: каши, пюре для детского питания, молочные и кисломолочные продукты и молочные смеси.

Методологически расчёт объёма рынка производится по формуле:



Объём рынка = Объём производства + Объём импортируемой продукции – Объём экспортируемой продукции1

Рассчитаем данный показатель для каждого сегмента в стоимостном выражении.

Таблица . Оценка объёма рынка в стоимостном выражении в разбивке по сегментам в 2011-2013 г., млрд руб.

Сегмент

2011

2012

2013 (6 месяцев)

Каши

1,2





Пюре







Молочные и кисломолочные продукты







Молочные смеси







Итого







Источник: расчеты Discovery Research Group по данным ФСГС РФ


    1. Основные игроки и их доля на рынке

На российском рынке детского питания наиболее крупными игроками признаются 4 компании: WBD/PepsiCo (Агуша), Прогресс (Фрутоняня, Малышам), Danone (ключевые бренды: Nutrilon, Тёмa, Nutricia), Nestle (Ключевые бренды: NAN, Nestogen, Gerber).

Диаграмма . Доли крупных игроков на рынке детского питания России 2012-2013 гг., %



Источник: Euromonitor

Как отмечает Константин Судаков, руководитель отдела маркетинговых исследований и анализа рынка направления «Детское питание» компании PepsiCo, «с каждым годом конкуренция нарастает и оперировать на рынке становится труднее, но необходимо вкладывать средства в поддержку бренда, запускать новые продукты, удовлетворяя все более требовательного потребителя».



    1. Основные бренды, представленные на рынке детского питания

Зонтичная система брендов широко распространена на российском рынке детского питания. Так, один производитель представляет несколько товарных категорий под общим брендом. В таблице представлены бренды наиболее крупных компаний, работающих на российском рынке, в разбивке по товарным категориям.

Таблица . Основные бренды российского рынка детского питания с указанием производителя



Компания

Детские смеси

Детские каши

Детские пюре

Детские соки

Детский чай

Вода для детей

Nestle

NAN, Nestogen

Nestle, Помогайка, Gerber

Nestle, Baby Cup, Gerber

Gerber







Danone - Юнимилк













Hipp













Semper













Friesland













Fructal













Heinz













Humana





















































Источник: официальные сайты компаний

Согласно данным Euromonitor, наибольшую долю российского рынка детского питания на протяжении уже 3-х лет занимает бренд «ФрутоНяня».

Таблица . Доли брендов на российском рынке детского питания в 2011-2013 гг., %

Бренд

2011

2012

2013

ФрутоНяня

25,4

25,7




















































Источник: Euromonitor

Диаграмма . Доли брендов на рынке детского питания России за 2013 г., %



Источник: Euromonitor

На долю пяти наиболее популярных брендов приходится 59% российского рынка детского питания.



    1. Тенденции развития рынка детского питания в России

По оценкам Константина Судакова, руководителя отдела маркетинговых исследований и анализа рынка направления «Детское питание» компании PepsiCo, в ближайшие годы российский рынок детского питания продолжит активный рост, в первую очередь, за счет развития в регионах, где потребление на одного ребенка значительно отстает от центральных. Расширение и обновление рыночного ассортимента будет проходить с учётом научных рекомендаций и потребительских приоритетов. Запуски принципиально новых продуктов будут способствовать расширению рынка детского питания и привлечения новых потребителей.

….

Резюмируя вышесказанное приведём краткий список тенденций, определяющих развитие рынка детского питания:



  1. Рост рынка происходит за счёт развития регионов и выведения принципиально новых продуктов;

  2. …;

  3. …;

  4. …;

  5. …;

  6. ….



    1. Драйверы и сдерживающие факторы развития рынка

Драйверы роста рынка

Динамику развития рынка детского питания в наибольшей степени определяют три основных фактора:



  • Повышение уровня рождаемости;

  • …;

  • Социальные изменения.

Увеличению роста населения в России способствует программа государственной стимулирования рождаемости и охраны семьи, включающая увеличение размеров пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет, введение компенсации затрат на детское дошкольное воспитание, увеличение стоимости родовых сертификатов, выдача материнского капитала и др. позиции.

Сдерживающие факторы роста рынка

Эксперты выделяют ряд проблем, которые существуют в секторе детского питания. Во-первых, контроль за рынком не отнесен к какому-либо ведомству, что может негативно сказываться на деятельности малых компаний.

….

4.Объём производства детского питания в России



Рассмотрим динамику российского производства различных видов детского питания.

    1. Пюре

Сегмент пюре для детского питания включает в себя следующие категории по производству:

  • Консервы мясные, плодоовощные и фруктовые гомогенизированные

  • Овощи гомогенизированные консервированные без уксуса, незамороженные

  • Продукты гомогенизированные из мяса, мясных субпродуктов или крови, кроме колбасных изделий, для детского питания

  • Плодоовощные гомогенизированные пюре

  • Продукты плодово-ягодные гомогенизированные для детского питания

  • Смеси пищевых продуктов гомогенизированные для детского питания.

Рассмотрим общие объёмы производства сегмента пюре. Методологически объём производства будет рассчитан как сумма категорий, включённых в сегмент.

Таблица . Объёмы производства сегмента пюре для детского питания в России 2011-2 квартала 2013 гг., млн. усл, банок и %






I полугодие 2011

II полугодие 2011

I полугодие 2012

II полугодие 2012

I полугодие 2013

Объём производства в

млн. усл. Банк.

1, 91

1,76







Рост по отношению к предыдущему полугодию, %











Источник: расчеты Discovery Research Group по данным ФСГС РФ

4.1.1Детское питание - консервы мясные, плодоовощные и фруктовые гомогенизированные

Динамика производства данного продукта детского питания отражает ситуацию за 2011 – 2 квартала 2013 гг. Объем производства в первом полугодии 2012 году значительно снизился по сравнению с концом 2011 года. Однако наметилась тенденция в сторону увеличения производства данной категории со второго полугодия 2012 г.

Диаграмма . Динамика изменения объема и темпа роста производства детского питания - консервы мясные, плодоовощные и фруктовые гомогенизированные в России в 2011-2 квартала 2013 гг., тыс. усл, банок и %



Источник: расчеты Discovery Research Group по данным ФСГС РФ

Что касается структуры производства по Федеральным округам РФ, то здесь можно выделить бесспорного лидера – Южный ФО – доля которого в 2012 году составляла 80,18%, а в первом полугодии 2013 г. увеличилась до отметки … % от общероссийского производства.

Диаграмма . Доля объема производства детского питания - консервы мясные, плодоовощные и фруктовые гомогенизированные в Федеральных округах РФ, за II полугодие 2012 г., %.

Источник: расчеты Discovery Research Group по данным ФСГС РФ

4.1.2. Овощи гомогенизированные консервированные без уксуса, незамороженные для детского питания



4.1.3. Продукты гомогенизированные из мяса, мясных субпродуктов или крови, кроме колбасных изделий, для детского питания

4.1.4Плодоовощные консервы

4.1.5. Продукты плодово-ягодные гомогенизированные для детского питания

4.1.6. Смеси пищевых продуктов гомогенизированные для детского питания 42

4.2. Сухие продукты детского питания на злаковой основе (Каши)

4.2.1. Смеси на гречневом, рисовом, овсяном отварах

4.2.2. Детское питание на мучной основе (сухое)

4.3. Молочные и кисломолочные продукты для детского питания

4.3.1. Молоко питьевое для питания детей раннего возраста

4.3.2. Творог для питания детей раннего возраста

4.3.3. Творог для детского питания, в т.ч. обогащенный

4.3.4. Детское питание на молочной основе (жидкое или пастообразное)

4.3.5. Продукты кисломолочные для детского питания, в т.ч. для питания детей раннего возраста

4.4. Молочные смеси

4.4.1. Детское питание на молочной основе (сухое) 58

4.4.2. Молоко сухое для питания детей раннего возраста 59

4.4.3. Сухие молочные смеси для детей раннего возраста 60

4.5. Детские соки

5.Импортно-экспортные операции на российском рынке

В 2012 году объём импорта детского питания в стану составил … млн $, что на 13,9 % выше показателя 2011 г. За 7 месяцев 2013 общая стоимость ввезённых товаров оценивается в … млн $. Однако показатели экспорта достаточно низки. В 2012 году объём экспорта в стоимостном выражении был в 7 раза меньше показателя импорта.

Таблица . Импорт и экспорт товаров детского питания в России в 2011-2013 (7 месяцев) гг. в стоимостном и натуральном выражении, млн $ и тыс. т






2011

2012

2013

Млн. $

Тыс. т

Млн. $

Тыс. т

Млн. $

Тыс. т

Импорт

248,8











Экспорт

33,8











Источник: расчеты DISCOVERY Research Group по данным ФТС РФ

Диаграмма . Динамика экспорта-импорта на рынке продуктов детского питания в 2011-2013 гг. в стоимостном выражении, млн $



Источник: расчеты DISCOVERY Research Group по данным ФТС РФ


    1. Импорт продуктов детского питания



      1. Импорт продуктов детского питания в Россию по товарным категориям

В сравнении с 2011 г. импорт продуктов детского питания в 2012 увеличился почти на 14 % в стоимостном выражении и на … % в натуральном. Данные первых 7 месяцев 2013 года позволяют утверждать, о тенденции к увеличению объёмов импортной продукции.

Таблица . Импорт детского питания в Россию в 2011-2013 (7 месяцев) гг. в разбивке по товарным категориям в натуральном и стоимостном выражении, млн $, тыс. т



Товарная категория

2011

2012

2013

Млн. $

Тыс. т

Млн. $

Тыс. т

Млн. $

Тыс. т

Каши

24,8

4,8

26,4

5,6

45,7

7,3

Молоко













Молочные смеси













Печенье













Пюре

















































































































Творог





























Джем/варенье













Итого













Источник: расчеты DISCOVERY Research Group по данным ФТС РФ

Диаграмма . Доли товарных категорий в общем объёме импорта продуктов детского питания в стоимостном выражении в 2012 г, млн $ и %



Источник: расчеты DISCOVERY Research Group по данным ФТС РФ

      1. Импорт продуктов детского питания в Россию по производителю



      1. Импорт продуктов детского питания в Россию по стране происхождения

По данным за 2012 г., наибольший поток импорта продуктов детского питания исходил из Швейцарии, … и …. Однако за 7 месяцев 2013 г. ситуацию претерпела незначительные изменения: …

Таблица . Импорт продуктов детского питания по стране происхождения товара в Россию в 2011-2013 (7 месяцев) гг. в натуральном и стоимостном выражении, млн $ и тыс. т



Страна происхождения

2011

2012

2013

Млн. $

Тыс. т

Млн. $

Тыс. т

Млн. $

Тыс. т

Швейцария

70,4

11,2

79,2

13,1

57,8

8,2







































































Итого

248,8

41,6









Источник: расчеты DISCOVERY Research Group по данным ФТС РФ

Диаграмма . Доля лидирующих стран по импорту продуктов детского питания в России в стоимостном выражении в 2012 г., млн $ и тыс. т



Источник: расчеты DISCOVERY Research Group по данным ФТС РФ

    1. Экспорт продуктов детского питания

      1. Экспорт продуктов детского питания в разбивке по товарным категориям

В сравнении с 2011 г. прирост экспорт продуктов детского питания в 2012 составил … % в стоимостном выражении и на 1,6 % в натуральном. Данные первых 7 месяцев 2013 года позволяют утверждать, что намеченная тенденция к увеличению объёмов экспорта продукции может оправдаться. Однако, стоит заметить, что объём экспортной продукции по-прежнему мал.

Таблица . Экспорт детского питания из Россию в 2011-2013 (7 месяцев) гг. в разбивке по товарным категориям в натуральном и стоимостном выражении, тыс. $, т



Товарная категория

2011

2012

2013

тыс. $

т

тыс. $

т

тыс. $

т

Каши

11 757

1 999,1

11 780,3

2 066,6

7 091,4

1 228,6

Молоко













Молочные смеси













Кисломолочная продукция













Кефир













Злаковые коктейли













Печенье













Пюре

















































































































Творог





























Джем/варенье













Итого













Источник: расчеты DISCOVERY Research Group по данным ФТС РФ

Наибольшую долю в структуре экспорта занимают категории ....

Диаграмма . Структура экспорта продуктов детского питания в стоимостном выражении в 2012 г., млн $ и %

Источник: расчеты DISCOVERY Research Group по данным ФТС РФ


      1. Экспорт продуктов питания детского питания в разбивке по производителям



      1. Экспорт продуктов питания детского питания по стране назначения товара


Мировой рынок детского питания

На мировом рынке детского питания наблюдается устойчивый рост с 2009 г., главным образом благодаря увеличивающимся продажам зерновых каш и молочных смесей.

Диаграмма . Объём и темп роста мирового рынка детского питания 2009-2013 г., $ млрд



Источник: Euromonitor

Изучение потребительских предпочтений

В данной главе проведён анализ потребительских предпочтений на российском рынке детского питания.

Как было сказано выше, в России культура потребления детского питания пока только формируется. Главной движущей силой её развития можно считать растущую осведомлённость родителей о пользе продуктов питания промышленного производства.

Согласно данным исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проведенного при поддержке компании Nutricia – Россия в 2011-2012 гг.2, более половины российских мам положительно относятся к детским смесям для детей до двух лет.

Диаграмма . Предпочтение детских смесей при невозможности грудного вскармливания, % опрошенных



Источник: ВЦИОМ

Прогноз развития рынка

По мнению экспертов исследования Nutrilfe, на фоне улучшения демографической ситуации и появления новых продуктов детского питания, ожидается долгосрочный темп роста рынка на уровне не ниже … % в год. Среди оснований для таких прогнозов – крайне низкий по сравнению с европейскими странами уровень потребления детского питания.

Диаграмма . Прогноз объёма и темпа прироста рынка детского питания в России 2013-2017 гг., млрд руб., %



Источник: Euromonitor

….


Таблица . Прогноз объёмов рынка детского питания в разбивке по категориям 2013-2014 гг., млрд руб.

Категория

2013

2014

2015

2016

2017

Сухие смеси

6,6

7







Молочные смеси











Стандартные











с 6-ти месяцев











с 1 года











специальные











Готовое детское питание











Другое











Источник: Euromonitor

Диаграмма . Динамика объёма российского рынка детского питания в разбивке по категориям, млрд руб.



Источник: Euromonitor

Приложение

Профайлы крупнейших игроков рынка детского питания в России

ОАО «Вимм-Билль-Данн»

"Вимм-Билль-Данн Продукты Питания", один из ведущих производителей молочной и соковой продукции в России. Компания была создана в 1992 году. С момента основания группа ВБД занимает одну из ведущих позиций на российском рынке продуктов питания. Компании принадлежат производственные предприятия, а также центры продаж в 40 городах России и зарубежья. Общество располагает крупным диверсифицированным портфелем брендов в сегментах молочной продукции и детского питания, соков, фруктовых нектаров, негазированных напитков и минеральной воды.http://www.logobank.ru/images/ph/ru/v/vbd.png

Владельцем компании с февраля 2011 года является PepsiCo, оценившая ее в $5,8 млрд. Эта сделка позволила PepsiCo стать крупнейшим производителем продуктов питания и напитков в РФ с годовой выручкой до $5 млрд.

По состоянию на 31.12.2011 основным собственником ОАО «Вимм-Билль-Данн» являлось ОАО «Вимм-Билль-Данн продукты питания» (доля участия в уставном капитале— 98,41%). ОАО «Вимм-Билль-Данн продукты питания» на 100 % принадлежит компании Pepsi-Cola (Bermuda) Limited.

По итогам 2012 года общая выручка ОАО "Вимм-Билль-Данн", объединяющего молочные активы ОАО "Вимм-Билль-Данн Продукты Питания", выросла на 6,8% - до 70,5 млрд руб. против 66 млрд руб. в 2011 году, сообщается в годовой финансовой отчетности компании. Наибольшая часть выручки в 2012 г. - 57,8 млрд руб. пришлась на молочную продукцию, 12,7 млрд руб. - на детское питание.



Диаграмма . Структура выручки ОАО «ВБД» в 2012 г., млрд. руб. и %

Источник: финансовая отчётность компании


Агентство маркетинговых исследований

DISCOVERY RESEARCH GROUP

125448, Москва, ул. Михалковская 63Б, стр. 2, 2 этаж

БЦ «Головинские пруды»

Тел. +7 (495) 601-91-49, (495) 968-13-14

Факс: +7 (495) 601-91-49

e-mail: research@drgroup.ru

www.drgroup.ru

Схема проезда

1 Детальные данные об объёмах производства и экспорте/импорте приведены в соответствующих параграфах

2 В рамках исследования было изучено питание более 2000 детей в следующих городах России: Москва, Санкт-Петербург, Архангельск, Ярославль, Иваново, Ростов-на-Дону, Волгоград, Нижний Новгород, Ижевск, Казань, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Иркутск.