От составителя - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
От составителя - страница №1/24

Исцеление через покаяние.

Чудеса исцелений.


Советы православных святых

и подвижников.

От составителя

Меня с детства волновали вопросы, связанные со здоровьем. Лишь позже, придя к вере, узнала то, что нужно не обвинять других, а во всем стремиться видеть свою вину, что чистая совесть, доброжелательное отношение к людям и душевное спокойствие укрепляют не только «иммунитет» души, но и охраняют тело от преждевременного разрушения. Лучше пострадать самому, чем стать причиной страдания других людей.

Работая над составлением сборников о жизни святых и подвижников 20–го столетия, выписывая изречения праведников и собирая свидетельства современников святых, по молитвам которых исцелялись даже безнадёжные с точки зрения медицины больные, я нашла те кусочки мозаики, которые помогли увидеть картину в целом.

Простуды, переохлаждения, перегревания часто являются причиной болезни, но душевная нестабильность оказывается более сильным фактором. Следует отметить, что сила духа, горячая молитва и крепкая вера помогают верующим людям в экстремальных ситуациях. Известно, что после сильного переохлаждения даже закалённые люди заболевают, но здесь уместно вспомнить случаи из жизни подвижников, описанные в сборнике «Великие старцы двадцатого столетия»(7). Например, в юности архимандрит Таврион (Батозский) чуть не утонул, четыре часа он провёл в ледяной воде, всё это время он горячо молился. Когда его привезли в монастырскую больницу, он сразу уснул, а проснулся совершенно здоровым. В лагерях подвижников выгоняли раздетыми, босыми в лютый мороз, их согревала молитва и Покров Божией Матери.

Православные врачи отмечают, что некоторые пациенты, даже православные, всё понимая, на практике не желают работать над собой, ждут чуда от таблеток, от врача. Иные, наоборот, гнушаются лечением. Следует придерживаться золотой середины. Мы не можем сравнивать себя с подвижниками, многие из которых отказывались от помощи врачей, принимая любую болезнь со смирением. Подвижники непрерывно молились, Господь укреплял праведников по их великой вере. Для мирского человека, у которого нет должного смирения, которому трудно сосредоточиться на молитве, слепое подражание подвижникам и изнуряющая болезнь могут привести не только к унынию, но и к безверию. Святая блаженная Матрона Московская, по молитвам которой исцелились больные люди, никогда не запрещала лечиться. Блаженная Матрона говорила: «Тело — домик, Богом данный, — говорила она, — его надо ремонтировать!» (8)

Бывают случаи, что врачи не могут выбрать правильный метод лечения, поэтому прозорливые старцы и советовали верующим людям, прежде чем обратиться к врачу, покаяться, обратиться к Господу с просьбой, чтобы Он руководил действием врачей.



В книге «Блаженный старец Иаков (Цаликис)» можно найти подтверждение важности этого совета. Тяжело больной старец Иаков перед операцией горячо молился Господу, а потом стал просить святого Давида, «захватить с собой св. Иоанна» и явиться в больницу, чтобы помочь ему. Самое удивительное то, что он духовным зрением увидел в операционной комнате святых, которых приглашал.

Операция прошла успешно, старец нахваливал врача и молился за него. А однажды ночью ему было видение, явился святой Иоанн Русский и сказал: «Иаков, почему ты постоянно хвалишь врача? Ведь это я тебя вылечил, Господь дал мне повеление сделать тебе операцию. Что мог сделать один врач?»

Позже в беседе со старцем хирург признался, что во время этой сложной операции, кто-то будто водил его рукой. (4)
Подвижники советовали и своим духовным чадам, которые имели медицинское образование, прежде чем подойти к больному — молиться. Приведём отрывок из жизни старца Феодора Соколова (7). Из воспоминаний врача скорой помощи Веры Лебедевой: «Старец всё наблюдал за мной, наконец, сказал: «Так нельзя подходить к больному. Надо наперёд прочесть молитвы, хотя бы «Отче наш», сделать три поклона, и тогда ехать, и дорогой читать молитвы, и просить Господа, чтобы Он помог. И пока ты едешь к больному, Господь всё сделает... После этого вразумления меня старцем так и получалось: я приеду, а Господь уже исцелил больного ребёнка. Родители и близкие изумлялись, что происходила такая перемена в состоянии больного».

Врачи отмечают, что жизнерадостные, доброжелательные люди легче переносят любую болезнь, они и быстрее выздоравливают. А раздраженные, обиженные на всех пациенты, мучаются от своего характера сами и доставляют много хлопот окружающим людям.

Приведём пример из жизни преподобного исповедника Георгия, Даниловского чудотворца (9): «В тюрьме иеромонах Георгий не только врачевал раны телесные, но и исповедовал и причащал всех желающих. Заразившись тифом, он сам месяц провёл в тюремной больнице, рядом с ним лежал тяжелобольной озлобленный на власть человек. Отец Георгий обратился к нему: «Голубчик, поисповедуйся у меня, ведь ты плох, вдруг умрёшь...» Не сразу согласился заключённый открыть свою душу иеромонаху, отец Георгий долго молился со словами: «Господи, сохрани его жизнь. Что же он идёт к Тебе с таким озлоблением...» Больной успокоился и начал свою исповедь... Из воспоминаний старца: «Я его выслушал, разрешил, и он уснул, а утром встал здоровым. С той поры это самый близкий мой духовный сын».

Священник Александр Дьяченко, автор книги «Плачущий Ангел» (10) рассказал удивительную историю о том, как женщина, узнавшая, что её дочь Полина больна спидом, не только стала ходить с дочерью в церковь, но и дала обет Богу, что бросит курить, и через три года её дочь исцелилась. Приведём небольшой отрывок из воспоминаний Ирины: «Раньше я, если и молилась, то очень редко... Грянула беда — и мы пошли к Богу. Со временем Полина начала ездить в один храм в Подмосковье, а я молилась у себя недалеко от дома. Помню, в первый раз пришла, встала у Распятия и прошу Христа исцелить мою дочь. И понимаю, что мало только просить, нужно, что–то ещё и от себя отдать, пожертвовать, пострадать что ли, вот, как Он страдал. И надумала...

За эти годы курение стало частью моей сущности. Никто не мог представить меня без сигареты. И тогда я подошла к Нему и сказала, всё, бросаю курить, а Ты, пожалуйста, исцели мою девочку. Не так, чтобы сперва исцели, а потом брошу, но наоборот — я бросаю курить ради её спасения. И вдруг, откуда–то прямо–таки уверенность появилась: да, через три года она исцелится. Три года уже не курю, хотя далось мне это очень нелегко, но ради Полины я готова была и не есть, и не дышать. Она лечилась, и каждый год врачи отмечали положительную динамику. Этим летом дочь закончила второй института, но самое главное — у неё прекрасные анализы... ВИЧ больше нет! В своё время я просмотрела множество материалов об этой болезни и знаю: такого не бывает. Но его на самом деле нет!».

Священник Александр Дьяченко пишет: «Я не скажу, что рассказ Ирины меня потряс. Когда становишься священником, перестаёшь удивляться чудесам и начинаешь воспринимать их точно норму. Что удивительного в том, что Господь исцеляет человека от неизлечимой болезни, на то Он и всемогущ. Удивительно, когда после оказанного тебе благодеяния, когда ты, умирая от страха и безнадёги, неожиданно, будто преступник, стоящий на эшафоте, получаешь помилование и тут же забываешь того, кто тебя пожалел. Удивляет наша неблагодарность, с Богом так нельзя.

Помню, уже закончил причащать, выхожу давать крест, а моя алтарница шепчет:

— Батюшка, люди на причастие опоздали, больного ребёночка привезли. Причастите?

...Крепкий ещё мужчина подносит ребёнка, мальчика лет шести и держит его на руках.

— Поставьте мальчика на пол, — подсказывает алтарница.

Дедушка, извиняющимся тоном:

— К сожалению, он не может ни стоять, ни ходить.

Спрашиваю:

— Это с ним от рождения?

— Нет, это случилось всего с полгода назад, и никто не может объяснить, что с внуком.

В трапезной после службы ко мне подсел один из наших клирошан:

— Батюшка, ты знаешь этого дедушку, что приносил на причастие неходячего малыша?

— Нет, первый раз его вижу.

— А я знаком с ним и уже давно. Когда–то мы вместе учились в музыкальном училище. Он неплохой музыкант, хорошо держит басовую партию. Они живут, — и он назвал место недалеко от нас. Несколько лет назад его положили в областной онкодиспансер, а когда вскрыли, пришли к выводу, что пациент неоперабелен. Зашили и отправили домой. Тогда же кто–то из врачей ему сказал:

— Увы, в вашем случае мы бессильны, теперь вы принадлежите только Богу.

Самое главное, — продолжал собеседник, — что однокашник мой не был даже крещёным. А тут такие дела. Но одумался, поспешил в церковь, окрестился, стал ходить на службы, молился, причащался. Вместе с ним в церковь пришла дочь.

Время наступает, ему по всем срокам уже помирать пора, а он всё живёт, и неплохо живёт. Прошёл новое обследование. Посмотрели, метастазы исчезли, а больной орган восстановился, правда, не в полной мере, так что ему теперь приходится принимать гормоны.

Все его поздравляют, вот, мол, чудесное выздоровление произошло. Теперь тебе, ох, как нужно Бога благодарить. А он понял, что вылечился, и сделал вывод: значит, в церковь ходить больше не нужно. Вернулся на работу, одно воскресенье пропустил — в храм не пошёл, второе. А там уже и вовсе крест с себя снял. Только человек–то он неглупый, понимает, что Бог его для чего–то оставил. Для чего? Для покаяния, наверно. Стала моего приятеля совесть одолевать, так он, чтобы она его не мучила, убрал от себя всё, что напоминало бы ему о Христе. Иконы попрятал, церковный календарь со стенки снял.

Помню, по делам заезжал в их места, и мы с ним случайно пересеклись. А он в своё время, как и я, пел там у нас на клиросе. Мы и раньше, как встретимся, так и давай друг друга расспрашивать, какие песнопения поёте, нотами менялись. Встречаемся, значит, я его по привычке о клиросе расспрашиваю, а он отворачивается от меня и кривится так, будто у него зубы болят. Оказывается, бросил петь и о прошлом ничего слышать не желает. И тут на тебе, другая беда: внучек утром просыпается, а встать не может. Ножки свело и всё тут. Звонил он мне недавно, мучается очень. Всё понимает, и что дети по нашим грехам страдают, тоже понимает. Вот, на причастие мальчика принёс, а у самого нутро продолжает упорствовать и никак не покается».


В последнее время появилось много статей в журналах и книг написанных православными врачами, в которых анализируется зависимость здоровья людей от отношения к окружающему миру, рассказывается о неразрывной связи между некоторыми болезнями и страстями. В них можно найти полезные советы как предотвратить некоторые заболевания, если обратится к духовным истокам недугов.

Например, доктор медицинский наук, кандидат богословия, профессор, протоиерей Сергий Филимонов пишет (12): «Если человек не становится рабом страстей, то многие болезни просто не появятся. И врачам очевидна прямая зависимость между несбалансированными эмоциями и болезнями. Хотя сами по себе эмоции в физиологических пределах — это нормальная функция человеческого организма: реакция на природу, на взаимоотношения с окружающими людьми — они организму полезны и поддерживают его жизнедеятельность. Если же эти эмоции выходят из–под контроля человека, они переходят в страсти и ведут к болезням.

Поэтому эмоциональный фон очень часто способствует возникновению многих заболеваний, в том числе нервных и психических расстройств.

Мы всегда должны помнить, что в болезни нужно прибегать, прежде всего, к Спасителю с молитвой, к своему тезоименитому святому, к своему ангелу–хранителю и к святому великомученику и целителю Пантелеимону, покровителю всех врачей и всех болящих и страждущих, а потом к тем святым, которые ходатайствуют перед Божьим престолом об исцелении.

Человек так устроен, что у него избыточные эмоции поражают определенный орган, поскольку каждое эмоциональное напряжение строго взаимосвязано с определенным органом. Например, если у человека излишне проявляется печаль, то у него страдают такие органы, как легкие, толстая кишка. Избыточная радость (не та тихая радость, когда человек молится Богу, помогает другому, общается с ближним — а перевозбуждающие эмоции в виде долгого, громкого хохота, сладострастия или сходных переживаний), когда неестественно сильно стимулируются эмоции, — приводит к нарушению работы сердца и тонкой кишки (о таких зависимостях хорошо известно рефлексотерапии), к серьезным болезням этих органов.

Чревата последствиями и сильная тревога. Когда человек деятельно о ком–то заботится, беспокоится, это доброе чувство вреда не нанесет. Но когда эта эмоция начинает переходить в гипертрофированное состояние, то у человека может нарушиться деятельность желудка, селезенки и поджелудочной железы и даже образоваться острая язва желудка. Такие случаи известны среди летчиков–испытателей: при сильной тревоге, когда пилот не может вывести самолет из штопора, после посадки у него иногда обнаруживается язва желудка, которой не было перед полетом. Стрессовый эмоциональный фон дает настолько сильную нагрузку на этот орган, что иногда образуется даже прободение язвы.

Избыток же страха поражает почки и область мочевого пузыря. Но больше всего повреждает здоровье и все существо человека гнев. Человек, который постоянно испытывает гнев, как правило, страдает болезнями желчного пузыря. Эта несбалансированная избыточная эмоция так сильна, что даже отдельные вспышки гнева повреждают этот орган. Не даром о таких людях говорят: желчный человек. Когда такие пациенты приходят на прием к православному врачу, те говорят с ними об их раздражительности.

На эмоциональном фоне гнева, резких вспышек раздражительности у человека часто возникает дискинезия желчевыводящих путей. И если это происходит постоянно, если человек не может сдерживать эти эмоции, у него появляются застойные явления в желчном пузыре, способствующие образованию камней, воспалительных инфильтратов — всякого рода холециститов. Получается, что процесс из функционального нарушения переходит в разряд заболеваний. И если человек начинает контролировать себя, использует методы духовно ориентированной психотерапии, то порой этого бывает достаточно, чтобы предупредить заболевание. Когда же он не захотел работать над собой, последствия бывают намного серьезнее...

Соединяясь с Господом, человек приходит в состояние внутреннего спокойствия, все в нем гармонизируется, и эмоциональные нарушения нивелируются. Даже лекарства в такой ситуации подействуют более благотворно. Если бы человек вел жизнь православного христианина, то у него многих эмоциональных нарушений просто бы не возникало. Никакие аутогенные тренировки здесь не помогут (их часто рекомендуют психотерапевты). Даже невоцерковлённому человеку вряд ли стоит к ним прибегать — ведь это психотехники, а они могут негативно воздействовать на подсознание. Кроме того, при аутогенной тренировке человек обращается не к Господу, а к собственному «Я» — следовательно, и помощи никакой не получит, только вред.

Хотелось бы обратить внимание на то, что в последнее время в психологии и психотерапии появился ряд запрещенных методик скрытого, разрушающего воздействия на психику, которое противоречит основам православной вероучительной истины. Особенно это касается «эн–эл–пи» — нейролингвистического программирования: разного рода тонких, так называемых суггестивных методик — методик внушения, в результате которых происходит «микрогипнотическое» воздействие на другого человека. К такого рода психологии я отношусь отрицательно. К тому же даже самый опытный светский психолог вряд ли будет ходатайствовать перед Божьим престолом об исцелении той или иной болезни…

Безусловно, есть соответствие ряда заболеваний нашим страстям. Так, у человека, страдающего чревоугодием и потребляющего чрезмерное количество острой и тяжелой пищи, естественно будут развиваться заболевания желудочно–кишечного тракта: гастрит, холецистит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки. Если человек постоянно пребывает в гневе, раздражении, то это может привести к таким заболеваниям, как гипертония, инсульт и инфаркт. Если же человек невоздержан в половом отношении, то его беспорядочные половые контакты заканчиваются венерическими заболеваниями. Так что, действительно, существуют болезни, которые соответствуют нашим страстям — это соответствие естественно и логично как с духовной, так и с медицинской точки зрения. Однако попытка выяснить зависимость каждой конкретной болезни от какого–либо определенного греха является натянутой, фальшивой и беспочвенной, так как у Господа особый промысел для каждого человека...

Как практикующий врач могу отметить, что течение болезни у верующих и неверующих людей отличается. И хирургическое, и нехирургическое лечение у людей, верующих в Бога, молящихся и кающихся протекает несравненно лучше, чем у людей неверующих. Как правило, послеоперационный период протекает быстрее, а само хирургическое вмешательство проходит благополучнее». (Журнал «Народная здравница».)

По свидетельству православных врачей, даже если верующий человек поддался какой–то излишней страсти, то есть получил непомерную нагрузку на организм, то болезнь, которая должна бы в такой ситуации возникнуть, может и не проявить себя, если пациент побывал на исповеди, стал избавляться от последствий греха.

Так, во время простудных заболеваний, когда эмоциональным фоном часто бывает печаль — повреждаются легкие и толстая кишка. Врачи советуют: «Для того, чтобы помочь легким, надо успокоиться, преодолеть в себе состояние печали по поводу болезни и даже порадоваться и благодарить Господа, что он послал такое испытание. Когда человек не раздражается по поводу конкретных проявлений болезни, понимая, что они могут быть ему нужны для духовного выздоровления, он удерживает свой эмоциональный строй в норме, и его дела быстро идут на поправку».

Православные врачи отмечают, что многие болезни возникают на эмоциональном фоне страха. Но очень часто человек внезапно чего–то испугался — это и явилось причиной болезни. В частности, при исследовании причины энуреза, которым часто страдают дети, выяснилось, что очень часто этому заболеванию предшествовал страх. Поэтому, если ребенок чего–то испугался, чтобы не было последствий, самое хорошее, что можно сделать, — это быстрее успокоить ребенка, а потом отвести его в Церковь, причастить. Но, еcли ребенок заболел серьезно, тогда, конечно, наряду с молитвой необходимо проводить курс лечения.

Не следует забывать слова святых отцов о том, что скорби, искушения и утеснения очищают нас, достойно перенеся страдания, мы начинаем ощущать близость Бога. Отрывок из письма р. Б. Екатерины православному врачу К.Н. Зорину — автору книги «Встань и ходи: шаги к выздоровлению» (76) лишний раз подтверждает истинность этих слов: «...Прочитав вашу книгу «Встань и ходи: шаги к выздоровлению», я решилась на это письмо... Когда по мере духовного роста человек идёт дальше желания выздороветь телесно, то абсолютно всё меняется в восприятии болезни. Вы тоже развиваете эту святоотеческую тему: болезнь как драгоценный дар Божий. Буду говорить из своего опыта... Может, опыт, данный мне, грешной, поможет кому–то осознать всё и выжить, и прийти к Богу, а главное — понять сердцем всё величие Любви Божией.

Болезнь, которая ставит тебя перед лицом смерти, может принести много духовной пользы. Изменяется сознание, потрясает величие Любви Божией и душа смиряется по–настоящему, преклоняется перед этой Любовью, понимает всю ничтожность суеты, жизни без Бога.

Два раза Господь даровал мне Свою милость — болезнь на грани смерти.

Первая была дана мне так. В тонком сонном видении, без образов, я поняла, что во время революции мои предки участвовали в гонении на священство и уничтожении святынь. Я проснулась с ужасом, которого никогда не испытывала. Придя в церковь, спросила батюшку, могу ли я исповедовать этот грех. Батюшка спросил, сама ли я это придумала. И я рассказала о видении. Батюшка благословил исповедоваться. После исповеди дома у меня открылось сильное кишечное кровотечение и очень обильные месячные. Температура — 40, сердце — как в предынфарктном состоянии. Было такое ощущение, что если я резко повернусь, то оно разорвётся. Я буквально плавала в крови...

Я желала хоть что–то исправить в своей жизни, помочь детям, ведь грехи трех–четырех поколений усопших нужно отрабатывать. Болезнь воспринималась как бесценный дар, ибо степень тяжести содеянного предками... не соответствовала степени тяжести моей болезни.

Я часто теряла сознание... Душа встречалась с невообразимой Любовью, купалась в Любви, которая разлита вокруг, как чудный аромат. Словами это не передать. А когда я приходила в себя, два чувства были доминирующими: бесконечный до физической боли стыд за то, как я прожила свою жизнь, и жалость к тем, кто на Земле.

Сознание, очищаемое этой купелью Любви от земных привязанностей, стало другим. Всё земное осталось, но от многого я освободилась. Мирская суета предстала пред глазами во всём её безобразии. Душа, встретившись с Любовью, даже с малой её крошечкой, уже действительно не хочет сюда возвращаться. И это ощущение очень сильное. Слово смерти уходит. Смерти нет, есть переход. После этого ты существуешь в этом мире, но находишься в нём настолько, насколько держат тебя грехи, от которых душа ещё не очищена милостью Божию. Господь не хочет смерти грешника, и в безмерной Своей Любви строит наше спасение. Я пролежала всего две недели и поправилась.

По какому признаку можно сразу понять, правильно ли осознал грех, который очищается болезнью? Если ты принял благую весть Божию как правду о себе и путь к покаянию, то почти мгновенно улучшается самочувствие. Это сигнал свыше...

Во время болезни страдает тело, а внутри такая сила, что мир поднять можешь. Эта та сила Божия, которая в немощи совершается. Благодарение — тоже дар. Но одно дело благодарить бессознательно, другое — понимать, что именно болезнью Господь созидает из тебя новое творение во Христе, готовит твою душу к вечности. Тут уже и благодарность и смирения настоящие, не выдуманные. И понимаешь святых отцов, которые говорили: «Здоровье — драгоценный дар Божий, а болезнь — бесценный дар Божий».

Насколько мне было открыто, я испытала на себе...» (Из книги «Об очень личном — с православным врачом».) (77)

Старец Игумен Исаия (Будюкин) говорил своим духовным чадам (7): «Господь дает крест всегда по силам, сверх сил не дает, а когда уже крест не несешь, Господь и убирает его».

Старец Даниил Катунакский считал, что христианин, не знающий поста, не сможет нести крест, как нёс Свой Крест Спаситель, не сможет и последовать за Христом.(22)
«Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мф. 16,24).
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) поясняя слова из Евангелия, говорил (11): «Взять крест — это, значит, претерпеть без ропота и жалоб тяжкий, невидимый никому труд над собой, невидимое томление и мученичество души ради исполнения евангельских истин. Это и борьба с духами злобы, которые яростно восстанут на того, кто возжелает свергнуть с себя иго греха и подчиниться Христу.

Взять крест — это добровольно и усердно подчиниться лишениям и подвигам, которыми обуздывается плоть. Живя во плоти, мы должны научиться жить для духа.

И надо обратить особое внимание на то, что каждый человек на своем жизненном пути должен поднять именно свой крест. Крестов бесчисленное множество, но только мой врачует мои язвы, только мой будет мне во спасение, и только мой я понесу с помощью Божией, ибо он дан мне Самим Господом.

Как бы не ошибиться, как бы не взять крест по своему произволу, тому произволу, который в первую очередь и должен быть распят на кресте самоотвержения?! Самовольный подвиг — это самодельный крест, и несение такого креста всегда оканчивается падением великим.

А что же значит свой крест? Это, значит, идти по жизни по своему пути, начертанному для каждого Промыслом Божиим, и на этом пути подъять именно те скорби, что попустит Господь...

...У каждого человека — крест свой. И этот свой крест заповедано каждому христианину принять с самоотвержением и последовать Христу. А последовать Христу — это изучить Святое Евангелие так, чтобы только оно стало деятельным руководителем в несении нами нашего жизненного креста. Ум, сердце и тело всеми своими движениями и поступками, явными и тайными, должны служить и выражать спасительные истины Христова учения. И все это значит, что я глубоко и искренне сознаю врачующую силу креста и оправдываю суд Божий надо мною. И тогда мой крест становится Крестом Господним».

Будем весьма признательны всем, кто пришлёт нам свои свидетельства о чудесных случаях исцеления. (svetlanadeviatova@yandex.ru)

Спаси вас, Господи, по молитвам всех святых.

С уважением, Светлана Девятова.


следующая страница >>