Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки «Инфокоммуникационные технологии и сист - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Общие положения Основная образовательная программа бакалавриата,... 1 298.86kb.
Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая вузом... 1 314.01kb.
Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая... 18 2921.49kb.
Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая вузом... 1 258.53kb.
Основная образовательная программа магистратуры, реализуемая вузом... 1 207.09kb.
Основная образовательная программа магистратуры, реализуемая вузом... 1 308.87kb.
Рабочая программа дисциплины 1 180.77kb.
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) 1 196.97kb.
Образовательная программа по направлению подготовки бакалавриата... 2 342.2kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Основы социологии» 1 115.05kb.
Основная образовательная программа магистратуры 1 300.82kb.
Общие положения Основная образовательная программа бакалавриата,... 1 298.86kb.
- 4 1234.94kb.
Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая вузом по направлению - страница №1/1



СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения

1.1. Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки «Инфокоммуникационные технологии и системы связи».


1.2. Нормативные документы для разработки ООП бакалавриата по направлению подготовки «Инфокоммуникационные технологии и системы связи»:

  • Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» (от 10 июля 1992 года №3266-1) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 года №125-ФЗ);

  • Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года № 71 (далее – Типовое положение о вузе);

Приказ от 22 декабря 2009 г. N 785 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 210700 «Инфокоммуникационные технологии и системы связи».


  • (квалификация (степень) "бакалавр").

  • Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 230400 информационные системы и технологии (квалификация (степень) "бакалавр"). Утвержден приказом министерства образования и науки российской федерации от 22 декабря 2009г. №785

  • Нормативно-методические документы Минобрнауки РФ.

  • Устав НОУ ВПО МФПУ «Синергия»

1.3. Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования (бакалавриат)



    1.3.1. Цель (миссия) ООП бакалавриата по направлению «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» состоит в развитии у студентов личностных качеств (дисциплинированность, ответственность), а также формировании общекультурных универсальных (общенаучных, социально-личностных, инструментальных) и профессиональных компетенций в сфере разработки, внедрения и сопровождения аппаратного и программного обеспечения, а также защиты информации в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению «Инфокоммуникационные технологии и системы связи».

1.3.2. Срок освоения ООП бакалавриата по направлению «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» для очной формы обучения, включая последипломный отпуск: 4 года.

1.3.3. Трудоемкость ООП бакалавриата



  • Общая трудоемкость освоения ООП: 240 зачетных единиц.

  • Квалификация (степень): бакалавр.

  • Трудоемкость ООП по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.

1.4 Требования к абитуриенту

Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании. А также:


  • для лиц, имеющих среднее (полное) общее образования результаты ЕГЭ по предметам: «Русский язык», «Математика», «Физика» или «Информатика и ИКТ».

  • для лиц, имеющих среднее профессиональное образование диплом о среднем профессиональном образовании по профильной специальности среднего профессионального образования, результаты вступительных испытаний.
2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ООП бакалавриата по направлению подготовки «Инфокоммуникационные технологии и системы связи».

2.1. Область профессиональной деятельности выпускника

Область профессиональной деятельности бакалавров включает совокупность технологий, средств, способов и методов человеческой деятельности, направленных на создание условий для обмена информацией на расстоянии по проводной, радио, оптической системам, ее обработки и хранения.

2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника

Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются области науки и техники, которые включают совокупность технологий, средств, способов и методов человеческой деятельности, направленных на создание условий для обмена информацией на расстоянии, ее обработки и хранения, в том числе - технологические системы и технические средства, обеспечивающие надежную и качественную передачу, прием, обработку и хранение различных знаков, сигналов, письменного текста, изображений, звуков по проводной, радио, оптической системам, таким как: сети связи и системы коммутации; сети сигнализации и синхронизации; многоканальные телекоммуникационные системы; телекоммуникационные системы оптического диапазона; системы и устройства радиосвязи; системы и устройства спутниковой и радиорелейной связи; системы и устройства подвижной радиосвязи; интеллектуальные сети и системы связи; интеллектуальные информационные системы в услугах и сервисах связи; интеллектуальные информационные системы в системах управления объектами связи; системы централизованной обработки данных в инфокоммуникационных сетях; системы и устройства звукового проводного и эфирного радиовещания и телевизионного вещания, электроакустики; мультимедийные технологии; системы и устройства передачи данных; методы передачи и распределения информации в телекоммуникационных системах и сетях; средства защиты информации в телекоммуникационных системах; средства защиты объектов информатизации; средства метрологического обеспечения телекоммуникационных систем и сетей; методы и средства энерго- и ресурсосбережения и защиты окружающей среды при осуществлении телекоммуникационных процессов; методы эффективного управления эксплуатационным и сервисным обслуживанием телекоммуникационных систем, сетей и устройств; методы и средства защиты от отказов в обслуживании в инфокоммуникационных сетях; методы управления локальными и распределенными системами обработки и хранения данных; менеджмент и маркетинг в телекоммуникациях.

2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника


Бакалавр по направлению подготовки 210700 «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

  • сервисно-эксплуатационная;

  • расчетно-проектная;

  • экспериментально-исследовательская;

  • организационно-управленческая.

2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника


Сервисно-эксплуатационная деятельность:

  • приемка и освоение вводимого оборудования;

  • приемка и освоение вводимого оборудования;

  • организация рабочих мест, их техническое оснащение, размещение технологического оборудования;

  • монтаж, наладка, испытания и сдача в эксплуатацию опытных образцов изделий, узлов, систем и деталей выпускаемой продукции;

  • наладка, настройка, регулировка и испытания оборудования и тестирование, настройка и обслуживание аппаратно-программных средств;

  • внедрение и эксплуатация информационных систем;

  • обеспечение защиты информации и объектов информатизации;

  • организация и выполнение мероприятий по метрологическому обеспечению эксплуатации телекоммуникационного оборудования;

  • составление инструкций по эксплуатации оборудования и программ испытаний;

  • проведение всех видов измерений параметров оборудования и сквозных каналов и трактов (настроечных, приемосдаточных, эксплуатационных);

  • проверка технического состояния и остаточного ресурса оборудования, организация профилактических осмотров и текущего ремонта;

  • поиск и устранение неисправностей;

  • составление заявок на оборудование и запасные части, подготовка технической документации на ремонт;

  • организация мероприятий по охране труда и технике безопасности в процессе ввода в эксплуатацию, технического обслуживания и ремонта телекоммуникационного оборудования;

  • доведение инфокоммуникационных услуг до пользователей.

Расчетно-проектная деятельность:




  • изучение научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике проекта;

  • сбор и анализ исходных данных для проектирования сооружений связи, интеллектуальных инфокоммуникационных сетей и их элементов;

  • расчет и проектирование деталей и узлов в соответствии с техническим заданием с использованием как стандартных средств автоматизации проектирования, так и самостоятельно создаваемых оригинальных программ;

  • контроль соответствия разрабатываемых проектов и технической документации техническим регламентам, национальным стандартам, стандартам связи, техническим условиям и другим нормативным документам;

  • проведение предварительного технико-экономического обоснования проектных расчетов; разработка проектной и рабочей технической документации, оформление законченных проектно-конструкторских работ;

  • оценка инновационных рисков коммерциализации проектов; контроль соблюдения и обеспечение экологической безопасности.

Экспериментально-исследовательская деятельность:



  • проведение экспериментов по заданной методике и анализ результатов;

  • проведение измерений и наблюдений, составление описания проводимых исследований, подготовка данных для составления обзоров, отчетов и научных публикаций;

  • математическое моделирование инфокоммуникационных процессов и объектов на базе как стандартных пакетов автоматизированного проектирования и исследований, так и самостоятельно создаваемых оригинальных программ;

  • составление отчета по выполненному заданию, участие во внедрении результатов исследований и разработок.

Организационно-управленческая деятельность


  • организация работы малых коллективов исполнителей;

  • разработка оперативных планов работы первичных производственных подразделений;

  • составление технической документации, а также установленной отчетности по утвержденным формам;

  • ведение деловой переписки;

  • составление заявительной документации в надзорные государственные органы инфокоммуникационной отрасли;

  • выполнение работ в области технического регулирования, сертификации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов; планирование работы персонала и фондов оплаты труда;

  • проведение анализа затрат и результатов деятельности производственных подразделений;

  • подготовка исходных данных для выбора и обоснования научно-технических и организационных решений, принимаемых с использованием экономических критериев;

  • проведение организационно-плановых расчетов по созданию (реорганизации) производственных участков;

  • обеспечение защиты объектов интеллектуальной собственности и результатов исследований и разработок как коммерческой тайны предприятия;

  • подготовка документации для создания системы менеджмента качества предприятия.


3. Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО.
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

уметь логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовностью нести за них ответственность (ОК-4);

стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-5);

способностью критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-6);

осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-7);

использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, обладать способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-8);

использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-9);

владеть одним из мировых иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-10);

владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11);

владеть средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-12).
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны; владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ПК-1);

иметь навыки самостоятельной работы на компьютере и в компьютерных сетях; осуществлять компьютерное моделирование устройств, систем и процессов с использованием универсальных пакетов прикладных компьютерных программ (ПК-2);

способностью использовать нормативную и правовую документацию, характерную для области инфокоммуникационных технологий и систем связи (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, рекомендации Международного союза электросвязи, стандарты связи, протоколы, терминологию, нормы Единой системы конструкторской документации, а также документацию по системам качества работы предприятий) (ПК-3);

знать метрологические принципы и владеть навыками инструментальных измерений, используемых в области инфокоммуникационных технологий и систем связи (ПК-4);

готовностью к контролю соблюдения и обеспечению экологической безопасности (ПК-5);

в сервисно-эксплуатационной деятельности: готовностью к созданию условий для развития российской инфраструктуры связи, обеспечения ее интеграции с международными сетями связи; готовностью содействовать внедрению перспективных технологий и стандартов (ПК-6);

способностью осуществить приемку и освоение вводимого оборудования в соответствии с действующими нормативами; уметь организовать рабочие места, их техническое оснащение, размещение сооружений, средств и оборудования связи (ПК-7);

способностью осуществить монтаж, наладку, настройку, регулировку, опытную проверку работоспособности, испытания и сдачу в эксплуатацию сооружений, средств и оборудования сетей и организаций связи (ПК-8);

уметь составлять нормативную документацию (инструкции) по эксплуатационно-техническому обслуживанию сооружений, сетей и оборудования связи, по программам испытаний (ПК-9);

уметь организовать и осуществить проверку технического состояния и оценить остаток ресурса сооружений, оборудования и средств связи, применить современные методы их обслуживания и ремонта; осуществлять поиск и устранение неисправностей, повысить надежность и готовность сетей; уметь составить заявку на оборудование, измерительные устройства и запасные части, подготовить техническую документацию на ремонт и восстановление работоспособности оборудования, средств, систем и сетей связи (ПК-10);

уметь организовать доведение услуг до пользователей услугами связи; быть способным провести работы по управлению потоками трафика на сети (ПК-11);

уметь организовать и осуществить систему мероприятий по охране труда и технике безопасности в процессе эксплуатации, технического обслуживания и ремонта телекоммуникационного оборудования (ПК-12);

в расчетно-проектной деятельности: готовностью к изучению научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике инвестиционного (или иного) проекта; уметь собирать и анализировать информацию для формирования исходных данных для проектирования средств и сетей связи и их элементов (ПК-13);

уметь проводить расчеты по проекту сетей, сооружений и средств связи в соответствии с техническим заданием с использованием как стандартных методов, приемов и средств автоматизации проектирования, так и самостоятельно создаваемых оригинальных программ; уметь проводить технико-экономическое обоснование проектных расчетов с использованием современных подходов и методов (ПК-14);

способностью к разработке проектной и рабочей технической документации, оформлению законченных проектно-конструкторских работ в соответствии с нормами и стандартами; готовностью к контролю соответствия разрабатываемых проектов и технической документации стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам (ПК-15);

в экспериментально-исследовательской деятельности: готовностью изучать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-16);

способностью применять современные теоретические и экспериментальные методы исследования с целью создания новых перспективных средств электросвязи и информатики; организовывать и проводить их испытания с целью оценки соответствия требованиям технических регламентов, международных и национальных стандартов и иных нормативных документов (ПК-17);

способностью спланировать и провести необходимые экспериментальные исследования, по их результатам построить адекватную модель, использовать ее в дальнейшем при решении задач создания и эксплуатации инфокоммуникационного оборудования (ПК-18);

готовностью к организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований (ПК-19);

в организационно-управленческой деятельности: способностью и готовностью понимать и анализировать организационно-экономические проблемы и общественные процессы в организации связи и ее внешней среде; готовностью к участию в достижении корпоративных целей и становлению организации связи как активного субъекта экономической деятельности (ПК-20);

способностью понимать сущность основных экономических и финансовых показателей деятельности организации связи, особенности услуг как специфического рыночного продукта; готовностью организовать бизнес-процессы предоставления инфокоммуникационных услуг пользователям, нацеленные на наиболее эффективное использование ограниченных производственных ресурсов; готовностью к обеспечению эффективной и добросовестной конкуренции на рынке услуг связи (ПК-21);

способностью участвовать в процессе управления организацией связи в соответствии с занимаемой должностью; готовностью к организационно-управленческой работе с малыми коллективами исполнителей; способностью организовывать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в области организации, мотивации и нормирования труда (ПК-22).

4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП бакалавриата по направлению подготовки «Инфокоммуникационные технологии и системы связи».
В соответствии с п.39 Типового положения о вузе и ФГОС ВПО бакалавриата по направлению подготовки «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» содержание и организация образовательного процесса при реализации данной ООП регламентируется следующими документами:


  • Учебный план подготовки бакалавра

  • Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).

  • Программы учебной и производственной практик.

  • Годовой календарный учебный график.



4.1. Календарный учебный график

График учебного процесса устанавливает последовательность и продолжительность теоретического обучения, экзаменационных сессий, практик, итоговой государственной аттестации, каникул. График разработан в соответствии с требованиями ФГОС и размещается на первой странице рабочего учебного плана.

Календарный учебный график представлен в Приложении 1


4.2. Учебный план подготовки бакалавра по направлению «Инфокоммуникационные технологии и системы связи»

Учебный план (Приложение 2) составлен с учетом общих требований к условиям реализации основных образовательных программ, сформулированных в разделе ФГОС ВПО по направлению подготовки «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» и отображающий логическую последовательность освоения циклов и разделов ООП ВПО.

В учебном плане приведена логическая последовательность освоения циклов и разделов ООП ВПО (дисциплин, практик), обеспечивающих формирование компетенций, указана общая трудоемкость дисциплин, модулей, практик в зачетных единицах, а также их общая и аудиторная трудоемкость в часах.

В базовых частях учебных циклов указан перечень базовых дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки «Инфокоммуникационные технологии и системы связи».

Реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе составляют не менее 20 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов составляют не более 40 процентов аудиторных занятий.

В учебной программе каждой дисциплины (модуля, курса) четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП. Общая трудоемкость дисциплины не менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, выставляется оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").

Основная образовательная программа содержит дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» максимальный объем учебных занятий обучающихся составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения студентами.

При заочной форме обучения студенту предоставляется возможность проведения занятий с преподавателем не менее 160 часов в год.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они составляют не менее 20 % от объема аудиторной нагрузки. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов составляют не более 40 % аудиторных занятий.

В рабочем учебном плане трудоемкость каждого учебного курса, предмета, дисциплины, модуля указывается в академических часах и в зачетных единицах.

При расчетах трудоемкости основных образовательных программ высшего профессионального образования в зачетных единицах было учтено следующее:

- трудоемкость дисциплин (модулей) и практик определяется только целым числом зачетных единиц;

- общая трудоемкость дисциплины не может быть менее 2 зачетных единиц, за исключением дисциплин по выбору обучающихся;

- суммарная трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год составляет 60 зачетных единиц;

- одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам общей трудоемкости продолжительностью по 45 минут или 27 астрономическим часам;

- максимальный объем учебной нагрузки студента в неделю составляет 54 академических часа или 1,5 зачетные единицы;

- одна неделя практики выражается 1,5 зачетными единицами;

- трудоемкость семестрового экзамена определяется произведением количества дней, выделяемых на экзамен, на 0,25 зачетной единицы. На экзамен отводится не менее трех дней, включающих подготовку и сдачу экзамена;

- трудоемкость итоговой аттестации рассчитывается исходя из количества отведенных на нее недель: одна неделя соответствует 1,5 зачетной единицы.

ООП подготовки бакалавра по направлению подготовки «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» предусматривает изучение следующих учебных циклов:

6.1. Основная образовательная программа бакалавриата предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):

- гуманитарный, социальный и экономический циклы;

- математический и естественнонаучный цикл;

- профессиональный цикл;

и разделов:

- физическая культура;

- учебная и производственная практики и/или научно-исследовательская работа;

- итоговая государственная аттестация.

Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную, устанавливаемую Университетом. Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых, обязательных дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования.

В базовых частях учебных циклов указывается перечень базовых модулей и дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС. В вариативных частях учебных циклов указывается самостоятельно сформированный методической комиссией перечень и последовательность модулей и дисциплин в соответствии с профилем подготовки с учетом рекомендации примерной ООП.

Основная образовательная программа содержит дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по всем учебным циклам ООП.

Для каждой дисциплины, модуля, практики в рабочем учебном плане указаны виды учебной работы и формы промежуточной аттестации.

4.3. Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)

Представлены в отдельных документах (Приложение3).




    4.4. Программы учебной и производственной практик

Раздел основной образовательной программы бакалавриата «Учебная и производственная практики» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся с учетом профиля подготовки.

Программы учебной и производственной практик представлены в Приложении 4.




5. Фактическое ресурсное обеспечение ООП бакалавриата по направлению подготовки «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» в вузе НОУ «МФПУ «Синергия»

Реализация основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» в соответствии с требованиями п.7 ФГОС обеспечивается научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью. Доля преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе, составляет не менее 50 процентов, ученую степень доктора наук и/или ученое звание профессора имеют не менее восьми процентов преподавателей. Преподаватели профессионального цикла имеют базовое образование и/или ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 60 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, имеют ученые степени или ученые звания. К образовательному процессу привлечено не менее пяти процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений. Не более 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, заменены преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет.

 Основная образовательная программа обеспечена учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (курсов) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.

Внеаудиторная работа обучающихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Каждый обучающийся обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания учебной, учебно-методической и иной литературы по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями.

Библиотечный фонд укомплектован печатными и электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние 5 лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.

Фонд дополнительной литературы помимо учебной включает официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Электронно-библиотечная система обеспечивает возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.

Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

МФПУ располагает материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, которые предусмотрены учебным планом подготовки бакалавров по направлению «Инфокоммуникационные технологии и средства связи», соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.

Перечень материально-технического обеспечения включает в себя: лекционные аудитории, в том числе аудитории (оборудованные видеопроекционным оборудованием для презентаций, средствами звуковоспроизведения, экраном и имеющие выход в Интернет), помещения для проведения семинарских и практических занятий (оборудованные учебной мебелью), библиотеку (имеющую рабочие места для студентов, оснащенные компьютерами с доступом к базам данных и Интернет), компьютерные классы.

При использовании электронных изданий МФПУ обеспечивает каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемом дисциплины. Обеспечиваемость компьютерным временем с доступом в Интернет составляет не менее 200 часов в год на одного студента.


6. Характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных и социально-личностных компетенций выпускников

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский финансово-промышленный университет «Синергия» является многопрофильным инновационным высшим учебным заведением. МФПУ «Синергия» практико-ориентированное высшее учебное заведение.

Университет является одним из наиболее динамично развивающихся российских вузов, обладающих мощным материально-техническим, технологическим, учебно-методическим, научным и кадровым потенциалом.

МФПУ «Синергия» представляет собой единый образовательный комплекс, включающий московский кампус и 9 филиалов.

Университет располагает 15 учебными корпусами в Москве и других городах РФ общей площадью более 54 000 кв.м., включая общежития.

В структуре Университета 6 факультетов и 4 колледжа, аспирантура, бизнес-школа, школа менеджеров «Арсенал», венчурный фонд, 5 научно-исследовательских центров, бизнес-инкубатор, создано 4 образовательно-технологических кластера. Общая численность обучающихся более 22000 человек.

В МФПУ «Синергия» функционирует 57 кафедр. Качество образования в Университете обеспечено высоким потенциалом профессорско-преподавательского состава: 71% преподавателей, реализующих учебный процесс, имеют ученые степени и звания, 11% докторов наук, профессоров, 1 член-корреспондент РАО. Успешно функционируют 14 научно-педагогических школ, в том числе по научным специальностям 051301, 080005, 080010, 080001, 080012, 080013, 120001, 120003, 130008, 190005. Объем внешнего финансирования научных исследований в 2011 году составил 38 805 тыс. руб., объем НИР на единицу научно-педагогического персонала в год в среднем за последние 5 лет составляет 81 тыс. руб., издано свыше 80 монографий.

При Университете работают два Диссертационных совета по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата экономических наук Д 521.042.01 и Д 521.042.02.

В Университете издаются три научных журнала («Прикладная эконометрика», «Прикладная информатика», «Современная конкуренция»), включенные в перечень ведущих рецензируемых научных изданий, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией для публикаций результатов кандидатских и докторских диссертаций.

Преподаватели Университета возглавляют или являются членами редакционных коллегий журналов, таких как «Качество образования», «Финансы и кредит», «Страхование», «Вестник Российского международного олимпийский университет», «Спорт. Бизнес. Консалтинг», «Высшее образование в России» и др.

Университет обладает развитой материально-технической базой для проведения образовательной деятельности, включающей более 1500 компьютеров, 23 специализированных компьютерных классов, более 120 лекционных и тренинговых аудиторий.

В МФПУ «Синергия» активно используются инновационные образовательные технологии, основанные на принципах эффективного сочетания академических преимуществ классического обучения и возможностей информационно-телекоммуникационных технологий.

В Университете разработано единое учебно-методическое обеспечение образовательного процесса. Издано более 200 учебников и учебных пособий, практикумов, рабочих тетрадей и сборников тестов для различных программ высшего и среднего профессионального образования, из них более 90 учебников и учебных пособий с различными грифами. Некоторые учебники являются уникальными для России, такие как:


  • Профессиональное предпринимательство;

  • Теория и практика конкуренции;

  • Венчурное предпринимательство;

  • Образовательный аудит;

  • Тайм-менеджмент; и многие другие.

  • Фонды университетской библиотеки насчитывают более 100 тысяч томов. Все учащиеся и ППС Университета имеют также индивидуальный доступ к электронной библиотеке e-biblio.ru и электронной библиотечной системе «Университетской библиотеке онлайн» (http://www.biblioclub.ru/) из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. Библиотека оснащена читальными залами с компьютерами, имеющими доступ в Интернет, а также техникой для сканирования и ксерокопирования документов.

С 2002 года Университет строит свою работу в соответствии с требованиями Болонской декларации, призванной сформировать единое образовательное пространство на территории Европы. В частности МФПУ «Синергия» использует кредитную систему оценки знаний студентов, введение которой способствует усилению академической мобильности в масштабах Европейского союза. МФПУ «Синергия» уделяет особое внимание вопросам гарантии качества высшего образования и активно включена в международную инновационную деятельность. С мая 2004 года Университет является членом Международной Ассоциации Университетов.

Значимым событием в жизни Университета стало присоединение МФПУ «Синергия» к Великой Хартии Университетов (Magna Charta Universitatum) в сентябре 2006 года (Университет стал в 2006 г. 11-м российским вузом, получившим право подписать Хартию).

Университет поддерживает устойчивые связи со многими образовательными организациями, география которых охватывает Китай, Великобританию, Испанию, США, Германию, Грецию, Кипр, Австралию, Францию, Италию.

Основными зарубежными партнерами Университета являются: Шанхайский университет финансов и экономики (Китай), Университет международного бизнеса и экономики (Китай), бизнес-школа Ньюкасла (Великобритания), Даремский университет (Великобритания), Университет Бедфордшира (Великобритания), Гарвардский университет (США), Католический университет Комильяс (Испания), Йенский университет имени Фридриха Шиллера (Германия), Judge Business School (Великобритания), Technische Universitat Dresden (Германия), Polimoda S.r.l. Internatoinal Institute Fashion Design&Marketing (Италия), Tongji University (Китай) и другие.

Обширные и прочные международные связи активно используются МФПУ «Синергия» для организации и участия в международных научно-практических конференциях, семинарах и круглых столах с привлечением руководства различных международных организаций, ведущих российских и западных ученых и экспертов, представителей российской и зарубежной деловой элиты. Такие мероприятия обеспечивают студентам и профессорско-преподавательскому составу Университета доступ к передовым достижениям мирового научного сообщества, позволяют обмениваться опытом и применять на практике полученные знания.

В Университете проводятся дни культуры страны вуза-партнера МФПУ «Синергия». Для чтения лекций и проведения мастер-классов приглашаются профессора из вузов-партнеров. Студенты и преподаватели Университета направляются в вузы-партнеры на краткосрочные и долгосрочные стажировки.


МФПУ «Синергия» регулярно проходит процедуры государственной аккредитации.

Помимо этого Университет, реализует стратегию развития в области повышения качества образования и признания на международном уровне, путем обеспечение независимой внешней оценки образовательных программ.

В 2011 году получил международную аккредитацию программ бизнес-образования МВА (Магистр делового администрирования) и МВМ (Магистр менеджмента) в Ассоциации МВА (Association of MBAs – AMBA, Великобритания).

AMBA – одна из самых авторитетных в мире международных организаций, занимающаяся аккредитацией бизнес школ и программ MBA (Магистр делового администрирования), DBA (Доктор делового администрирования) и МВМ (Магистр менеджмента). Аккредитация АМВА является международным стандартом, обеспечивающим высокую конкурентоспособность программ бизнес-образования на мировом рынке образовательных услуг.

В 2012 г. МФПУ «Синергия» успешно прошел общественную аккредитацию образовательных программ юридического профиля в Ассоциации юридических вузов. Экспертами Ассоциации особо было отмечено высокое качество учебно-методических материалов, разработанных преподавательским коллективом Университета, и практикоориентированный подход к реализации образовательных программ.

В 2009 г. МФПУ «Синергия» стал первым российским вузом, получившим престижную аккредитацию Европейского фонда гарантий качества в электронном обучении (EFQUEL) – Знак качества UNIQUe. Знак качества UNIQUe является институциональной аккредитацией вуза. Он подтверждает высокий уровень работы с современными информационно-коммуникационными технологиями в процессе обучения и соответствие качества образовательных программ в среде e-learning критериям ведущих экспертных европейских организаций.

Очередным фактором признания потенциала МФПУ «Синергия» стало избрание ректора университета Ю.Б. Рубина в состав Совета директоров EFQUEL в сентябре 2010 г.

Помимо этого Университет в 2009-2010 гг. проходил процедуры внешней независимой оценки качества образовательных программ со стороны Агентства по общественному контролю качества образования и развитию карьеры (АККОРК), которое подтвердило высокий уровень и конкурентоспособность основных образовательных программ МФПУ «Синергия» по направлениям «Инфокоммуникационные технологии и системы связи», «Менеджмент», «Экономика», «Юриспруденция». АККОРК – независимое профессиональное агентство в сфере консультирования, проведения экспертиз, аккредитации и сертификации образовательных учреждений, является аффилированным членом Европейской ассоциации гарантий качества в высшем образовании (ENQA) и полноправным членом ведущих международных аккредитационных сетей в сфере образования: Международная сеть агентств гарантии качества в высшем образовании (INQAAHE), Азиатско-тихоокеанская сеть по гарантиям качества образования (APQN), Европейский фонд гарантии качества e-learning (EFQUEL), Евразийская сеть обеспечения качества образования (ЕСОКО), Сеть агентств гарантий качества высшего образования Центральной и Восточной Европы (CEENQA), признан Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки РФ.

МФПУ «Синергия» является многопрофильным учебным заведением, системно предлагающим сбалансированный перечень образовательных программ среднего, высшего, дополнительного профессионального и послевузовского образования. Реализует программы непрерывного образования.

В МФПУ «Синергия» создана информационно-коммуникационная технологическая среда образовательного процесса, которая включает следующие элементы:



  • единая распределенно-сетевая информационно-управленческая корпоративная система;

  • информационно-образовательный интернет-портал MegaCampus;

  • электронная библиотека;

  • виртуальные учебно-тренинговые лаборатории.

Портал MegaCampus, который позволяет использовать в учебном процессе самые современные инструменты электронного обучения и дистанционных технологий, органично соединяет в себе: электронный образовательный контент; электронную систему тестирования; классы виртуальных консультаций; виртуальные семинары; виртуальные электронные практикумы; онлайн-трансляции мастер-классов, вебинары.

МФПУ «Синергия» имеет многолетний опыт организации учебного процесса с применением инструментов электронного обучения и дистанционных технологий. Все студенты Университета используют материалы и инструменты интернет-портала.

В Университете «Синергия» работает Отдел по молодежной политике, где студентам предоставляется возможность реализовать себя не только в научно-практической деятельности, но и в социальной и творческой сфере. Для учащихся организовываются различные мероприятия: молодежные фестивали, конкурсы, КВН, военно-патриотические встречи, мастер-классы, проект «100 вопросов к успешному», спортивные соревнования, интеллектуальные игры, в том числе «Ворошиловский стрелок», форумы. Также Отдел по молодежной политике ежегодно организует Ярмарки вакансий «Synergy Job».

Особое внимание отдел уделяет социальным мероприятиям: экологическая акция «Лосиный остров», благотворительная акция «День донора», ежемесячное посещение подшефного Егорьевского детского дома, «Сладкое против никотина« и многие другие.

Студенты Университета «Синергия» принимают активное участия во всех мероприятиях, что позволяет им выходить не только на внутривузовский, но и на городской, общероссийский и международный уровень.
7. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися ООП бакалавриата по направлению подготовки «Инфокоммуникационные технологии и системы связи»
В соответствии с ФГОС ВПО бакалавриата по направлению подготовки «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» и Типовым положением о вузе оценка качества освоения обучающимися основных образовательных программ включает текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую государственную аттестацию обучающихся.

7.1. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации


    В соответствии с требованиями ФГОС ВПО для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям ООП бакалавриата по направлению подготовки «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» созданы фонды оценочных средств для проведения текущего, промежуточного и межсессионного контроля успеваемости.

    Эти фонды включают: контрольные вопросы, типовые задания для практических занятий, зачетов и экзаменов; тесты; примерную тематику курсовых работ, а также иные формы контроля, позволяющие оценить степень сформированности компетенций обучающихся.

    Нормативно-методическое обеспечение текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по ООП осуществляется в соответствии с Типовым положение о вузе, а также Положением о текущей аттестации (текущем контроле успеваемости) обучающихся в МФПУ, Положением о промежуточной аттестации обучающихся в МФПУ.

    В связи с тем, что фонды оценочных средств, технологии для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям ООП формируются в учебно-методических комплексах по дисциплинам в данном разделе описывается содержание фондов оценочных средств.

    Фонд оценочных средств для проведения текущего, промежуточного и межсессионного контроля успеваемости ООП представлен в учебно-методические комплексах по дисциплинам направления и находится на кафедре Системного программирования.




7.2. Итоговая государственная аттестация выпускников ООП бакалавриата.

Итоговая аттестация выпускника высшего учебного заведения является обязательной и осуществляется после освоения образовательной программы в полном объеме.

Итоговая государственная аттестация включает защиту бакалаврской выпускной квалификационной работы. (Государственный экзамен вводится по решению Ученого совета вуза).

Итоговая государственная аттестация проводится с целью выявления соответствия уровня и качества подготовки выпускника требованиям ФГОС ВПО, дополнительным требованиям к выпускнику по направлению подготовки «Инфокоммуникационные технологии и системы связи»(степень «бакалавр») в НОУ ВПО МФПУ «Синергия» и готовности выпускника к профессиональной деятельности.

На основе Положения об итоговой государственной аттестации выпускников вузов Российской Федерации, утвержденного Министерством образования и науки РФ, требований ФГОС ВПО, разработаны и утверждены требования к содержанию, объему и структуре выпускных квалификационных работ, качество выполнения которых позволит выяснить степень подготовленности выпускника к выполнению практической профессиональной работы.

8. Другие нормативно-методические документы и материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся

При реализации ООП используются:



  • Положение о балльно-рейтинговой системе оценивания знаний и навыков студентов, разработанное в МФПУ, адаптированное в преподавательском коллективе факультета Информационных систем и технологий в условиях данной конкретной ООП.

  • Мониторинг и периодическое обновление образовательной программы; обеспечения компетентности преподавательского состава.

  • Самообследование по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии).

  • Системы внешней оценки качества реализации ООП (учета и анализа мнений работодателей, выпускников вуза и других субъектов образовательного процесса).

  • Реализация ООП сопровождается постановкой и решением задачи повышения компетентности преподавательского состава:

1) в процессе повышения квалификации на курсах, обеспечивающих модернизацию знаний в области преподавания различных дисциплин, а также организации учебного процесса в учреждениях высшего профессионального образования в условиях двухуровневого образования;

2) в процессе подготовки и защиты диссертаций;

3) проведения исследований в рамках грантов;

4) в реализации международного сотрудничества (участие в международных пленэрах, международных, всероссийских, межрегиональных, республиканских выставках и конференциях).



Приложения