Основы светской этики - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические рекомендации по преподаванию комплексного учебного курса... 3 1513.39kb.
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской... 1 262.02kb.
Результаты тестирования за 2 полугодие по предмету «Основы религиозных... 1 70.25kb.
Презентация «Наш дом Россия» 1 142.25kb.
Учебник Редактор Л. Г. Соловьева Корректор С. А. Тимшшш ригинал-макет... 9 5477.38kb.
Учебно-методическое пособие для преподавателя предназначено для подготовки... 10 4091.28kb.
Методические разработки по вводной теме «Наш дом Россия» в рамках... 1 25.14kb.
Кодекс корпоративной этики ООО кб "Аксонбанк" Статья 1 Цели и задачи... 1 212.07kb.
Кодекс профессиональной этики научного работника (учёного) 1 93.38kb.
Кодекс профессиональной этики деятельности на страховом рынке РФ 1 23.12kb.
1. Цели и задачи Целью Кодекса корпоративной этики сотрудников, преподавателей... 1 70.53kb.
Состав Комитетов Ассоциации предприятий и предпринимателей Республики... 1 32.07kb.
- 4 1234.94kb.
Основы светской этики - страница №1/1

Основы светской этики

Киреева А.Н., учитель мировой

художественной культуры МОУ

«Средняя общеобразовательная школа № 30»

г. Петропавловска-Камчатского

Урок 11. Моральный долг

Цель: Способствовать воспитанию у школьников общей культуры;

культуры поведения в обществе, воспитывать нравственные качества и понимание морального долга.

Задачи:

-углубить понятие о морали и моральном долге на положительных примерах из жизни, познакомить с обязанностями человека в обществе;

-продолжать работу по формированию у школьников умения размышлять о предназначении человека на Земле; делать соответствующие выводы.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, интерактивная игра.

Основные термины и понятия: моральный долг, моральная обязанность.

Ход урока.

1-й этап. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.

2-й этап. Подготовка темы. Беседа и чтение притчи.

Учитель. Что такое свобода?

Ученики. Свобода – способность человека определять свое поведение с учетом законов природы и общества.

Учитель. Как вы понимаете высказывания: «Животные повинуются инстинктам. Люди обладают свободой выбора».

Ученики. Люди могут выбирать, какие поступки им совершать.

Учитель. Что такое ответственность?

Ученики. Ответственность – это черта характера личности и ее проявлений в жизни, которая говорит о том, что человек отвечает за собственный свободный выбор.

Учитель. Послушайте буддийскую притчу

Давным-давно в старинном городе жил Учитель, окруженный учениками. Самый способный однажды задумался: «А все ли на самом деле знает Учитель? А есть ли вопрос, на который он не смог бы дать ответа?» Он пошел на цветущий луг. Поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошел к Учителю и спросил:

Скажите, Учитель, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Учитель ответил:

-Все в твоих руках.

Как вы думаете, осталась ли бабочка, жива? Был ли свободным выбор поведения ученика?

Ученики. У него был свободный выбор. Осталась ли жива бабочка, трудно сказать. Все зависит от характера ученика, его настроения. От его выбора.

Учитель. А какой может быть выбор у человека?

Ученики. Разный.

Учитель. Можно ли этот выбор назвать моральным?

Ученики. Да.

Учитель. Как вы считаете, что такое свободный моральный выбор?

Ученики. Свободный моральный выбор – это когда человек совершает поступки, как считает нужным и по законам общества, а иногда не считается с законами общества.

Учитель. Как вы понимаете фразу: «Человек по-настоящему становится человеком только в момент принятия решения»?

Ученики. Человек не должен совершать плохих поступков, тогда он не достоин называться человеком.

Учитель. Как вы понимаете слова Бернарда Шоу: «Свобода – это ответственность?»

Ученики. Человек сам выбирает свои действия и поступки, свободно, но отвечает за них сам тоже.

Учитель. Вспомните историю с Корзинкой (имя собачки из рассказа «Корзинка»), Гусаров брал на себя ответственность за собаку и щенков по принуждению, или сам пришел к такому решению?

Ученики. Сам принял решение.

Учитель. Что его заставило принять такое решение?

Ученики. Долг, стремление быть человеком.

Учитель. Сегодня мы с вами побеседуем о моральных обязанностях каждого человека, или о моральном долге. Запишите тему урока в тетрадь.

3-й этап. Беседа по материалам электронной презентации на тему «Блокада Ленинграда»



Слад № 1

Учитель. Во время Великой Отечественной войны в блокадном Ленинграде каждый его житель по-своему понимал свой долг. 900 блокадных дней в замерзшем, измученном голодом городе жизнь продолжалась, и это уже было подвигом, хотя люди об этом не думали. Защитники города обороняли его, горожане спасали произведения культуры. Только несколько скульптур остались вместе с горожанами стойко встречать ужасы блокады. Среди них знаменитые атланты Эрмитажа. На заводах вместо мужчин к станкам вставали женщины, старики и дети. Они же разбирали завалы, когда город бомбили. Каждый считал своим долгом помочь остальным и выжить. И даже когда не было сил, люди не опускались и оставались людьми.



На фоне следующих слайдов звучит фрагмент (эпизод нашествия) первой части Седьмой (Ленинградской) Симфонии Д.Д.. Шостаковича.

Учитель читает «Балладу о черством куске» Владимира Лифшица

По безлюдным проспектам
Оглушительно-звонко
Громыхала
На дьявольской смеси
Трехтонка.
Леденистый брезент
Прикрывал ее кузов -
Драгоценные тонны
Замечательных грузов.

Молчаливый водитель,


Примерзший к баранке,
Вез на фронт концентраты,
Хлеба вез он буханки,
Вез он сало и масло,
Вез консервы и водку,
И махорку он вез,
Проклиная погодку.

Рядом с ним лейтенант


Прятал нос в рукавицу.
Был он худ,
Был похож на голодную птицу.
И казалось ему,
Что водителя нету,
Что забрел грузовик
На другую планету.

Вдруг навстречу лучам -


Синим, трепетным фарам -
Дом из мрака шагнул,
Покорежен пожаром.
А сквозь эти лучи
Снег летел, как сквозь сито,
Снег летел, как мука, -
Плавно, медленно, сыто...

- Стоп! - сказал лейтенант. -


Погодите, водитель.
Я,- сказал лейтенант,-
Здешний все-таки житель. -
И шофер осадил
Перед домом машину,
И пронзительный ветер
Ворвался в кабину.

И взбежал лейтенант


По знакомым ступеням.
И вошел...
И сынишка прижался к коленям.
Воробьиные ребрышки...
Бледные губки...
Старичок семилетний
В потрепанной шубке.

- Как живешь, мальчуган?


Отвечай без обмана!.. -
И достал лейтенант
Свой паек из кармана.
Хлеба черствый кусок
Дал он сыну: - Пожуй-ка, -
И шагнул он туда,
Где дымила буржуйка.

Там, поверх одеяла -


Распухшие руки.
Там жену он увидел
После долгой разлуки.
Там, боясь разрыдаться,
Взял за бедные плечи
И в глаза заглянул,
Что мерцали, как свечи.

Но не знал лейтенант


Семилетнего сына:
Был мальчишка в отца -
Настоящий мужчина!
И когда замигал
Догоревший огарок,
Маме в руку вложил он
Отцовский подарок.

А когда лейтенант


Вновь садился в трехтонку,
- Приезжай! -
Закричал ему мальчик вдогонку.
И опять сквозь лучи
Снег летел, как сквозь сито,
Снег летел, как мука, -
Плавно, медленно, сыто...

Грузовик отмахал уже


Многие версты.
Освещали ракеты
Неба черного купол.
Тот же самый кусок -
Ненадкушенный,
Черствый -
Лейтенант
В том же самом кармане
Нащупал.

Потому что жена


Не могла быть иною
И кусок этот снова
Ему подложила.
Потому, что была
Настоящей женою,
Потому, что ждала,
Потому, что любила.

Учитель. Это стихотворение было написано в Ленинграде в 1942 году. Жизнь теплилась в людях, но осознание своего долга пред другими было очень велико. Д.Д. Шостакович пишет в блокадном Ленинграде свою знаменитую симфонию № 7, и первое исполнение ее состоится там же, в замерзшем голодном Ленинграде.

Учитель. Война давно закончилась. Но в чем заключается наш моральный долг?

Ученики. Не забыть о людях, отдавших жизнь за наше будущее.

4-й этап. Работа с текстом учебника, комментированное чтение статьи.

Учитель. Прочитайте на с. 26 учебника, что такое моральный долг. Почему долг тесно связан со свободой и ответственностью?

Ученики. Эти понятия похожи, потому что человек выбирает сам, как поступить в той или иной ситуации. Он сам будет отвечать за свои поступки.

Учитель. Выпишите в тетрадь предложение: «Долг – это осознание человеком необходимости исполнения моральных норм». Найдите в учебнике, на с. 26-27, какие есть у человека моральные обязанности, выпишите в тетрадь:

-Исполнять принятые в обществе моральные нормы.

-Уважать других людей.

-Бескорыстно помогать людям.

-Быть благодарным

5-й этап. Игра на внимание.

Учитель. Из предложенных фраз вычеркните буквы «Э» и «Ю», и вы поймете, о каких моральных обязанностях в них говорится.

Заходя в магазин, я могу проявить заботу об окружающих, …

ОЮЭТЭКРЭЮЫЮЭВЭАЮЯ ЭДЮЭВЭЕЮЭРЭЬ

Исполнять принятые в обществе моральные нормы

Я могу позаботиться о пожилых людях, предлагая…

ЮЭПОЭДЮЭНЭЕСЮЮТЭЮИ ЭЮВЭЕЮЩЮЭИ

Бескорыстно помогать людям

Когда на улице лужи, ехать на велосипеде надо осторожно, чтобы не…

ЮЭЗЭАБЮРЮРЭЫЮЗЮГЭАЭТЮЬ ЭПЭЮРЭОЮХЮОЭЖЮИЮХ

Уважать других людей

6-й этап. Работа с материалами интерактивного учебника.

Учитель. Рассмотрите, какие существуют другие обязанности, связанные с взаимоотношениями людей.

Родительский долг – забота о детях.

Забота о больных и стариках.

Профессиональный долг.

Патриотический долг.

7-й этап. Беседа с учащимися после прослушивания песни «Огромное небо» в исполнении Эдиты Пьехи (на фоне электронной презентации).

По материалам статьи Б. Чернявского, руководителя клуба «Огромное небо».

В апреле далёкого 1966 года звено советских лётчиков, служивших в Германии, получило приказ перегнать самолёты, прибывшие в воинскую часть, на другой аэродром. Через полчаса перегоняемые самолёты должны были сесть на другой аэродром, а лётчики вернуться домой. И вдруг самолёт ведущего, пилотируемый Борисом Капустиным, резко начал терять скорость. Командир корабля Капустин приказал штурману Янову покинуть самолёт. Но Юрий Янов ответил:

— Борис Владиславович, я с вами.

Лётчики прекрасно понимали: если бросить управление самолётом, то от взрыва на земле десятков тонн горючего, которым была заправлена машина, погибнет множество людей. Огромными физическими усилиями лётчик уводил за город неуправляемый самолёт от столкновения с многоэтажными зданиями. Вдали показались река Хафель и озеро Штессензее. Самолёт на огромной скорости врезался в воду. Герои-лётчики погибли, оставив потомкам пример мужества и самопожертвования ради жизни других людей.

Учитель. Почему летчики не покинули самолет, ведь они могли спасти свои жизни?

Ученики. они выполняли свой долг перед другими людьми, выполняли свои обязанности.

Учитель. Прочитайте, пожалуйста, последнюю фразу на с. 27 учебника. О чем мы говорили сегодня на уроке?

Подведение итогов.



Домашнее задание: расскажите своим друзьям и родителям о том, что узнали на уроке, найдите или узнайте у родителей содержание притчи «Суд Соломона».