«орловская региональная академия государственной службы» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
«орловская региональная академия государственной службы» - страница №1/2

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ОРЛОВСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

i.

ii.Факультет «Экономика и менеджмент»

iii.Кафедра «Менеджмент и управление народным хозяйством»


iv.

v.УТВЕРЖДАЮ



vi.

vii.И.о. ректора академии, доцент

viii.______________М.Ф.Тучков

ix.«30» июня 2009 г.

x.

xi.


xii.

xiii.


xiv.ПРОГРАММА

xv.

xvi.КОМПЛЕКСНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА



xvii.

xviii.по специальности 080507 «Менеджмент организации»



xix.

xx.

xxi.

xxii.Программа утверждена

xxiii.Ученым Советом ОРАГС

xxiv.Протокол № 3 от «30» июня 2009 г.

xxv.И.о. ученого секретаря ОРАГС, доцент

xxvi. __________________А.А. Анненкова

xxvii.

xxviii.


xxix.

xxx.Орел 2009

xxxi.СОГЛАСОВАНО

xxxii.Проректор по учебно- методической

xxxiii.работе – начальник УМУ

xxxiv.___________________М.Ф.Тучков

xxxv.

xxxvi.


xxxvii.

xxxviii.Программа принята заседанием Совета факультета “Экономика и менеджмент” от “0206 2009 г., протокол № 8

xxxix.Председатель Совета факультета

xl. “ Экономика и менеджмент ”____________ Т.В. Алексеева

xli.

xlii.


xliii.Программа государственного экзамена составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки специалиста по специальности 080507 - Менеджмент организаций

xliv.


xlv.

xlvi.


xlvii.Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры “Менеджмент и управление народным хозяйством “13” 05 2009 г., протокол № 14

xlviii.


xlix.

l.

li.Зав. кафедрой д.э.н., профессор _______________ А.М. Ажлуни



lii.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

liii.Студент, успешно завершивший обучение по программе специальности 080507 «Менеджмент организации» отвечают следующим требованиям :

liv.• знаком с основными учениями в области гуманитарных и социально-экономических наук, способен научно анализировать социально-экономические проблемы, умеет использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

lv.• знает основы Конституции РФ, правовые нормы, умеет учитывать их при разработке экологических и социальных проектов;

lvi.• имеет целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в природе, понимает возможности современных научных методов познания природы и владеет ими на уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественнонаучное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций;

lvii.• имеет научное представление о здоровом образе жизни, владеет умениями и навыками физического самосовершенствования;

lviii.• владеет культурой мышления, знает его общие законы. Способен в письменной и устной речи правильно оформить его результаты;

lix.• умеет на научной основе организовать свой труд, владеет компьютерными методами сбора хранения и обработки информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности;

lx.• способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умеет приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии;

lxi.• понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе знаний;

lxii.• способен к проектной деятельности в профессиональной сфере, знает принципы системного анализа, умеет строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный характер, анализ;

lxiii.• способен поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, умеет использовать для их решения методы изученных им наук;

lxiv.• готов к кооперации с коллегами по работе в коллективе, знаком с методами управления , умеет организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в условиях противоречивых требований, знает основы педагогической деятельности; Методические и психологически готов к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами.

lxv.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ.



lxvi.

lxvii.Введение в экономическую теорию. Экономические агенты (рыночные и нерыночные), собственность и хозяйствование: структура прав, передача прав, согласование обязанностей, экономические интересы, цели и средства, проблема выбора оптимального решения, экономическая стратегия и экономическая политика, конкуренция и ее виды; экономические блага и их классификации, полные и частичные, взаимодополняемость и взаимозамещение благ, фактор времени и дисконтирование, потоки и запасы, номинальные и реальные величины; кругообороты благ и доходов; затраты и результаты: общие, предельные и средние величины; альтернативные издержки (издержки отвергнутых возможностей); экономические ограничения: граница производственных возможностей, компромисс общества между эффективностью и равенством, компромисс индивида между потреблением и досугом; экономические риски и неопределенность; внешние эффекты (экстерналии); краткосрочный и долгосрочный периоды в экономическом анализе; метод сравнительной статики, показатели эластичности.

lxviii.Микроэкономика. Закон предложения, закон спроса, равновесие, рынок, равновесная цена; излишки потребителя и производителя, теории поведения потребителя и производителя (предприятия); монополия, естественная монополия, ценовая дискриминация; олигополия, монополистическая конкуренция, барьеры входа и выхода (в отрасли); сравнительное преимущество; производственная функция, факторы производства, рабочая сила, физический капитал; инфляция и безработица; рынки факторов производства, рента, заработная плата; бюджетное ограничение, кривые безразличия, эффект дохода и эффект замещения.

lxix.Понятие предприятия, классификация; внешняя и внутренняя среда; диверсификация, концентрация и централизация производства; открытие и закрытие предприятий, санация и банкротство; валовые выручка и издержки; прибыль бухгалтерская и экономическая, чистый денежный поток, приведенная (дисконтированная) стоимость, внутренняя норма доходности; переменные и постоянные издержки; общие, средние и предельные величины выручки и издержек, эффективности; отдача от масштаба производства (снижающаяся, повышающаяся, неизменная); неопределенность: технологическая, внутренней и внешней среды, риски, страхование, экономическая безопасность.

lxx.Макроэкономика. Общественное воспроизводство, резидентные и нерезидентные институциональные единицы; макроэкономические показатели: валовой внутренний продукт (производство, распределение и потребление), личный располагаемый доход, конечное потребление, модели потребления, сбережения, инвестиции (валовые и чистые); национальное богатство, отраслевая и секторальная структуры национальной экономики, межотраслевой баланс; теневая экономика; равновесие совокупного спроса и совокупного предложения (модель AD-AS), мультипликатор автономных расходов; адаптивные и рациональные ожидания, гистерезис; денежное обращение (М.Фридман), сеньораж, количественная теория денег, классическая дихотомия; государственный бюджет, его дефицит и профицит, пропорциональный налог, прямые и косвенные налоги, чистые налоги; закрытая и открытая экономика, фиксированный и плавающий курсы валюты, паритет покупательной способности; макроэкономическое равновесие и реальная процентная ставка (модель IS-LM): сравнительный анализ эффективности инструментов макроэкономической политики государства; стабилизационная политика; технологические уклады и "длинные волны"; теории экономического роста и экономического цикла; "золотое правило накопления".

История экономических учений: особенности экономических воззрений в традиционных обществах (отношение к собственности, труду, богатству, деньгам, ссудному проценту), систематизация экономических знаний, первые теоретические системы (меркантилизм, физиократы, классическая политическая экономия, марксизм). Формирование и эволюция современной экономической мысли: маржиналистская революция, австрийская школа, неоклассическое направление, кейнсианство, монетаризм, институционализм. Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли: особенности развития экономической науки в России, научный вклад М.И. Туган-Барановского в понимание экономических циклов, А.В.Чаянова - в изучение крестьянского хозяйства и Н.Д. Кондратьева - в понимание экономической динамики; традиции экономико-математической школы в России и СССР (В.К. Дмитриев, Е.Е. Слуцкий, Г.А. Фельдман, В.В. Новожилов, Л.В. Канторович).

Вопросы:

lxxi.1. Потребности, блага, ресурсы и проблема экономического выбора.

lxxii.Потребности. Классификация потребностей. Блага. Экономические и неэкономические блага. Полные и частичные заменяемость и дополняемость благ. Блага потребительского и производственного назначения. Ресурсы. Факторы производства. Труд. Земля. Капитал. Предпринимательские способности. Информация. Ограниченные ресурсы и безграничные потребности. Экономический выбор. Производственные возможности. Линия (кривая) производственных возможностей. Альтернативные издержки (издержки отвергнутых (упущенных) возможностей).

lxxiii. 2. Собственность и модели организации экономических систем.

lxxiv.Система отношений собственности. Объект собственности. Владение. Распоряжение. Пользование. Права собственника. Собственность и хозяйствование: структура прав, передача прав, согласование обязанностей. Формы собственности. Государственная собственность. Частная собственность. Кооперативная собственность. Общественная собственность. Акционерная собственность. Личная собственность. Хозяйственная система. Различные подходы к классификации экономических систем. Традиционная, плановая, рыночная экономика, смешанная экономика.

lxxv.3. Сущность и основные черты современного рыночного хозяйства.

lxxvi.Понятие рынка. Основные черты рыночной экономики. Условия возникновения рыночной экономики. Субъекты рыночного хозяйства. Экономическая свобода. Домашнее хозяйство. Фирма. Простая модель кругооборота доходов и расходов в рыночной экономике. Государство в системе рыночного кругооборота. Типы рынков. Рыночная структура. Конкуренция (совершенная и несовершенная) и ее характерные черты.

lxxvii.4. Спрос, закон спроса, функция спроса.

lxxviii.Спрос. Индивидуальный и рыночный спрос. Закон спроса. Функция спроса. Объяснения закона спроса: эффект дохода, эффект замещения, закон убывающей предельной полезности. Изменение величины спроса. Неценовые факторы спроса. Вкусы и предпочтения, доходы, ожидания потребителей. Демографические изменения, изменение цен на сопряженные товары. Изменения спроса.

lxxix.5. Предложение, закон предложения, функция предложения

lxxx.Предложение. Индивидуальное и рыночное предложение. Закон предложения. Функция предложения. Изменение величины предложения. Неценовые факторы предложения. Изменение издержек производства (увеличение затрат на выпуск продукции, новые технологии, налоги и дотации), появление других источников получения прибыли, ожидания производителей. Изменение предложения.

lxxxi.6. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие и государственное вмешательство в ценообразование.

lxxxii.Понятие рыночного равновесия. Равновесная цена, равновесное количество. Излишек (выигрыш) потребителя и излишек (выигрыш) производителя в модели спроса и предложения. Изменение равновесной цены и равновесного количества при изменении спроса и предложения. Государственное вмешательство в процесс ценообразования: причины и возможные экономические последствия.

lxxxiii.7. Теория потребительского поведения.

lxxxiv.Основы теории потребительского выбора. Набор благ. Функция полезности. Общая полезность. Предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности. Потребительский выбор и его предпосылки. Максимизация полезности потребителя. Ординалистская (порядковая) и кардиналистская (количественная) теории полезности. Графическая интерпретация теории потребительского поведения. Бюджетные линии. Кривые безразличия. Предельная норма замещения. Равновесное положение потребителя. Функциональный и нефункциональный спрос.

lxxxv.8. Результаты деятельности фирмы и издержки производства.

lxxxvi.Понятие дохода и выручки. Валовая выручка. Прибыль: нормальная, бухгалтерская, экономическая. Затраты (издержки производства): частные и общественные, бухгалтерские и вмененные (экономические), явные и неявные (внешние и внутренние). Затраты предприятия: общие, средние, предельные. Издержки производства в коротком периоде. Постоянные и переменные издержки производства, их графическая интерпретация. Издержки производства в долгосрочном периоде. Кривая долгосрочных средних издержек. Эффект масштаба.

9. Поведение фирмы на рынке совершенной конкуренции.

lxxxvii.Признаки совершенной конкуренции. Спрос на продукт конкурентного продавца. Максимизация прибыли в краткосрочном периоде: сравнение валового дохода и валовых издержек, сравнение предельного дохода и предельных издержек. Краткосрочное равновесие фирмы: максимизация положительной прибыли, нулевая экономическая прибыль (нормальная), минимизация убытков, "точка прекращения производства". Максимизация прибыли в долгосрочном периоде. Совершенная конкуренция и эффективность.



10. Поведение фирмы на рынке чистой монополии.

lxxxviii.Признаки монополии. Причины возникновения. Естественная монополия. Признаки монопольной власти. Спрос на продукцию монополиста. Принятие решения монополистом об объеме производства и цене: сравнение предельного дохода и предельных издержек. Монопольная прибыль Экономические последствия монополии. Ценовая дискриминация и ее эффективность. Государственная политика в отношении монополии.



11. Рынок олигополии и монополистической конкуренции с дифференциацией продукта.

lxxxix.Основные признаки олигополистического рынка. Барьеры входа и выхода из отрасли. Стратегии взаимодействия фирм-олигополистов. Определение цены и объема выпуска. Ценообразование на олигопольном рынке. Экономическая эффективность олигополии. Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта. Стратегия поведения фирмы на рынке монополистической конкуренции. «Издержки сбыта». Реклама. Ценовая и неценовая конкуренция. Эффективность монополистической конкуренции как рыночной структуры.

xc.12. Рынок труда.

xci.Рынок труда, его особый характер. Спрос фирмы на труд. Кривые индивидуального и рыночного спроса на труд, факторы рыночного спроса. Предложение труда: индивидуальное и рыночное. «Эффект дохода» и «эффект замещения» при изменении вознаграждения за труд. Компромисс между трудом и досугом. Заработная плата. Дифференциация заработной платы. Ее факторы. Экономическая рента.

xcii.13. Рынок капитала.

xciii.Капитал и его виды. Физический капитал. Человеческий капитал. Основной и оборотный капитал. Амортизация. Денежный капитал. Ссудный процент, номинальный процент, реальный процент. Субъекты спроса и предложения на рынке капитала. Равновесие на рынке капитала в краткосрочном и долгосрочном периодах. Инвестирование. Инвестиционные решения фирмы. Текущая и дисконтированная стоимость. Чистая дисконтированная стоимость.

xciv.14. Рынок земли.

xcv.Особенности земли как экономического ресурса. Предложение земли, ее ограниченность. Спрос на землю. Графическая интерпретация спроса с предложения на рынке земли. Равновесие на рынке земли. Земельная рента как разновидность экономической ренты. Рента абсолютная и дифференциальная. Цена земли как капитального актива. Плата за землю.

xcvi.15. Необходимость государственного регулирования рыночной экономики.

xcvii.Плюсы и минусы рыночной экономики. Несостоятельность рынка и роль государства в решении социально-экономических проблем. Внешние эффекты (экстерналии). Положительные и отрицательные внешние эффекты и способы воздействия на них со стороны государства. Влияние налогов и субсидий на объем производства благ. Решение проблем экстерналий без вмешательства правительства. Теорема Коуза. Трансакционные издержки.

xcviii.16. Макроэкономические показатели развития национальной экономики.

xcix.Национальная экономика как целое. Открытая и закрытая экономика. Валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт. Стоимостное выражение. Конечная и промежуточная продукция. Проблема двойного счета. Номинальные и реальные показатели и измерение стоимости жизни. Индекс потребительских цен. Дефлятор. ВВП. ВВП и теневая экономика. Измерение ВВП по доходам и расходам. Национальное богатство.

c.17. Безработица как проявление макроэкономической нестабильности

ci.Трудовые ресурсы и экономически активное население. Факторы, влияющие на уровень занятости. Безработица. Уровень безработицы. Естественный уровень безработицы. Причины и виды безработицы: фрикционная, структурная, циклическая. Экономический и социальный ущерб от безработицы. Потенциальный объем производства. Закон Оукена. Государственная политика содействия занятости населения.

cii.18. Инфляция, ее измерение и экономические последствия

ciii.Номинальные и реальные показатели и измерение стоимости жизни. Дефлятор. Измерение инфляции. Индекс цен, темп инфляции. Внешние и внутренние причины инфляции. Виды инфляции: открытая и скрытая; умеренная, галопирующая, гиперинфляция; ожидаемая и неожиданная; инфляция спроса и инфляция издержек. Инфляционный налог ("сеньораж"). Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика.

civ.19. Деньги. Денежный рынок

cv.Происхождение денег и их сущность. Виды денег. Функции денег: мера стоимости (счетная единица), средство обращения, средство сохранения ценности (сбережения), средство платежа. Проблема ликвидности. Денежная масса. Наличные и безналичные деньги. Денежные агрегаты: М0, Ml, M2, МЗ. Спрос на деньги. Предложение денег. Равновесие на денежном рынке. Количественная теория денег. Уравнение обмена И. Фишера.



20. Экономический рост

Долгосрочный экономический рост, его показатели. Сущность экономического роста и его типы. Факторы экономического роста. Экономический рост и экономическое развитие. Цель экономического роста. Кривая производственных возможностей и экономический рост. Модели экономического роста. Современные особенности экономического роста. Неравномерность экономического роста. Экономический рост и политика государства.



cvi.

cvii.Учебная литература



  1. Николаева И.П. Экономическая теория: Учебник. – М.: КноРус, 2006.- 224 с.

  2. Экономическая теория: учебник/ под ред. В.И. Видяпина и др. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 672 с.

  3. Курс экономической теории /Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. – Киров: «АСА», - 2003. – 832с.

  4. Экономическая теория: Учебник./Под ред. Камаева В.Д. – 10-е изд. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 592с.

  5. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. В 2-х томах. - М.: «Республика». – 2002. – 876с.

  6. Мэнкью Г.Н. Принципы экономикс. СПб: Питер, 2001. - 496 с.

  7. Курс экономической теории. Учебник / под ред. Сидоровича. – М.: Изд-во: ДиС, 2001. – 832 с.

  8. Нуреев Р. М. Микроэкономика: Учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 2005. – 432 с.

cviii.

cix.

cx.

cxi.

cxii.ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА



cxiii.

Общая теория управления. Закономерности управления различными системами. Управление социально-экономическими системами (организациями).

Методологические основы менеджмента; инфраструктура менеджмента; социофакторы и этика менеджмента; интеграционные процессы в менеджменте; моделирование ситуаций и разработка решений; природа и состав функций менеджмента; стратегические и тактические планы в системе менеджмента; организационные отношения в системе менеджмента; формы организации системы менеджмента; мотивация деятельности в менеджменте; регулирование и контроль в системе менеджмента; динамика групп и лидерство в системе менеджмента; управление человеком и управление группой; руководство: власть и партнерство; стиль менеджмента и имидж (образ) менеджера; конфликтность в менеджменте; факторы эффективности менеджмента.

Вопросы:

cxiv.1. Менеджмент: основные понятия, история развития

cxv.Понятие и сущность менеджмента. Этапы формирования и становления науки менеджмента. Цели и задачи менеджмента. Общие и специальные функции менеджмента. Современные тенденции и подходы в развитии менеджмента.

cxvi. 2. Основные школы менеджмента.

cxvii.Эволюция управленческой мысли. Предпосылки возникновения менеджмента как науки. Характеристика основных школ менеджмента. Основоположники и представители научных школ. Концепция научного управления Тейлора. Система повышения производительности Эмерсона. Конвейерный метод производства Форда. Четырнадцать классических принципов управления Файоля. Изучение мотивации деятельности в школе психологии и человеческих отношений. Количественные методы управления.

cxviii. 3. Принципы, методы и функции менеджмента.

cxix.Фундаментальные принципы управления. Файоль как основоположник классических принципов менеджмента. Особенности современных подходов и принципов управления. Классификация методов управления. Общие и специальные методы менеджмента. Функции менеджмента: общие, менеджерские, конкретные, программно-целевые.

cxx. 4. Понятие, критерии и факторы качества деятельности менеджера.

cxxi.Сущность и значение менеджера в организации. Ключевая роль менеджера в современной рыночной экономике. Характерные черты и профессиональные качества менеджера. Особенности и отличительные признаки современного российского менеджмента.

cxxii.5. Основные подходы в менеджменте.

cxxiii.Типология основных подходов в управлении. Понятие менеджмента как процесса управления. Взаимосвязь функций в процессе управления. Сущность ситуационного подхода. Ситуационное мышление менеджера. Применение современных подходов в управлении.

cxxiv.6. Новая управленческая парадигма.

cxxv. Основные понятия новой управленческой парадигмы как нового подхода в управлении в современных условиях рынка, основные направления новой управленческой парадигмы направленные на отказ от классического подхода в менеджменте и реализации концепции системного открытого подхода к рассмотрению хозяйствующих субъектов функционирующих в условиях рынка. Новая управленческая парадигмы и ее реализация в российской экономике на федеральном, региональном и микроуровнях менеджмента, т.е. новая управленческая парадигма направлена на нахождение оптимального сочетания между существующими методами управления и рыночными методами.

cxxvi.7. Цели и задачи в системе современного менеджмента. Дерево целей. Общая характеристика концепции управления по целям.

cxxvii.Понятие целей организации. Целевое начало деятельности. Миссия и цели. Основные направления целей. Долгосрочные и краткосрочные цели.

cxxviii.Дерево целей. Теория постановки целей. Фундаментальные задачи менеджмента. Концепция современного менеджмента.

cxxix. 8. Информационное обеспечение менеджмента: назначение, функции и требования к управленческой информации.

cxxx. Сущность и содержание информационного обеспечения в менеджменте, информация как способ коммуникации системы менеджмента, процесс коммуникации в системе менеджменте на основе использования разных видов и способов информационных технологий. Новые виды информационного обеспечения в технологии управления предприятием, муниципальными образованиями и др. Роль информации в формировании и развитии системы менеджмента и принятия управленческих решений.

cxxxi. 9. Развитие отечественной управленческой мысли

cxxxii.Зарождение менеджмента в России и его развитие в СССР. Дореволюционный период. Постреволюционный период. Реализация принципов НОТ в советский период. Основоположники российского менеджмента. Ведущие концепции Ерманского, Гастева, Богданова.

cxxxiii. 10. Власть и лидерство в организации.

cxxxiv.Понятие и природа лидерства. Классификация стилей руководства. Формальное и неформальное лидерство в организации. Модель ситуационного лидерства. Отличительные черты лидера и менеджера. Традиционные концепции лидерства. Черты эффективного лидерства.



cxxxv.

cxxxvi.

cxxxvii.Учебная литература



cxxxviii.

cxxxix.

  1. Общий и специальный менеджмент. Учебник Под ред. Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. – М.: РАГС, 2001

  2. Основы менеджмента: Учеб. пособие Гончаренко В.И., Семенов А.К. – М.: Изд.дом «Дашков и К», 2001. – 416 с.

  3. Жукова М.А. Менеджмент в туристском бизнесе: Учебное пособие.-2-е изд., стер.-М.: КноРус,2006.-192с.

  4. Алексеевский В.С. Синергетика менеджмента устойчивого развития: Монография. – Калуга: Манускрипт, 2006. – 328с.

  5. Менеджмент: учебник/ под ред. М.М. Максимцова, М.А. Комарова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 320с.

  6. Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента: Практикум. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2008-556 с.

  7. Менеджмент организации: Учебные и производственные практики: Учеб.пособие/Под ред. ЭМ.Короткова, С.Д.Резинка. – 2. – е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2006. – 174 с. (специалитет, рекомендовано УМО)

  8. Менеджмент: Учеб.пособие/ Под ред. ЭМ.Короткова. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 220 с. (специалитет, рекомендовано УМО)

cxl.

cxli.

cxlii.МАРКЕТИНГ



cxliii.

Роль маркетинга в экономическом развитии страны; товар в маркетинговой деятельности; комплексное исследование товарного рынка; сегментация рынка; формирование товарной политики и рыночной стратегии; разработка ценовой политики; формирование спроса и стимулирование сбыта; организация деятельности маркетинговой службы.



Вопросы:

cxliv.1. Понятие маркетинга, концепции развития маркетинга, цели и задачи системы маркетинга, субъекты, объекты, принципы, методы и функции маркетинга.

cxlv.Понятие и сущность маркетинга. Цели и принципы маркетинговой деятельности. Содержание маркетинговой деятельности. Функции, субъекты и объекты маркетинга. Роль маркетинга в управлении на микро-, мезо- и макро- уровнях. Процесс управления маркетингом на предприятии: анализ рыночных возможностей, отбор целевых рынков, разработка комплекса маркетинга и претворение в жизнь маркетинговых решений.

cxlvi.2.Система маркетинговых исследований и информации.

cxlvii.Понятие «маркетинговые исследования». Цели и задачи маркетинговых исследований. Роль маркетинговых исследований в управлении предприятием. Основные объекты и содержание комплексных маркетинговых исследований: изучение внешней и внутренней маркетинговой среды, рынка предприятий и потребительского рынка. Этапы маркетингового исследования. Методы маркетинговых исследований: кабинетные и полевые.

cxlviii.Понятие «маркетинговая информация». Виды маркетинговой информации: первичная, вторичная и т.д. Маркетинговая информационная система. Информационные потребности специалистов маркетинга.

cxlix.

cl.3. Организация и контроль маркетинговой деятельности.



cli.Основные типы маркетинговых служб, требования к построению маркетинговых служб.

clii.Понятие и сущность маркетингового контроля. Цели и задачи маркетингового контроля. Виды маркетингового контроля: контроль за исполнением годовых планов, контроль за исполнением стратегических установок, контроль прибыльности. Показатели маркетингового контроля.

cliii.4. Понятие, содержание и основные элементы комплекса маркетинга.

cliv.Понятие комплекса маркетинга и его место в процессе управления маркетингом. Маркетинговое определение понятия «товар» Жизненный цикл товара, его виды. Товарная политика фирмы. Ценовая политика. Основные маркетинговые подходы к проблеме ценообразования. Функции каналов распределения. Виды каналов сбыта. Комплекс маркетинговых коммуникаций и этапы его разработки. Формирование комплекса стимулирования. Реклама и связи с общественностью. Основные решения в сфере стимулирования сбыта.

clv.5. Маркетинговые стратегии и программы маркетинга.

clvi.Стратегическое и оперативное планирование фирмы. Планирование маркетинга. Значение ЭВМ во внутрифирменном планировании. Место маркетинговой программы в плановой работе фирмы. Методология разработки маркетинговой программы. Структура стандартной формы маркетинговой программы.

clvii.6. Формирование и эффективное функционирование каналов распределения

clviii.Основные направления формирования сбытовой сети фирмы. Функции каналов распределения. Виды каналов сбыта. Прямой и косвенный методы сбыта продукции. Вертикальные, горизонтальные, многоканальные маркетинговые системы распределения.

clix.Основные этапы планирования сбытовой политики. Виртуальные системы распределения. Стратегии сбыта: интенсивный, селективный и эксклюзивный сбыт.

clx.7. Формирование товарной политики в системе маркетинга.

clxi.Маркетинговое определение понятия «товар». Маркетинг и задачи повышения качества и конкурентоспособности продукции на рынке. Жизненный цикл товара, его виды. Товарно-марочная политика фирмы.

clxii.Основные стадии разработки новых товаров. Формирование идей новых товаров, отбор идей, разработка замысла и его проверка, разработка стратегии маркетинга, анализ возможностей производства и сбыта, разработка товара, развертывание коммерческого производства

clxiii.

clxiv.Учебная литература



  1. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент [Текст] / Ф. Котлер. – СПб.: Питер, 2008.

  2. Маркетинг. Учебник, практикум и учебно-методический комплекс по маркетингу[Текст]./ Р.Б.Ноздрева, Г.Д.Крылова, М.И.Соколова, В.Ю.Гречков. – М.: Юристъ, 2007. – 568 с.

  3. Маркетинг: общий курс [Текст]: Учебное пособие/под ред. Н.Я. Калюжновой, А.Я. Якобсона. – М.:ОМЕГА - Л, 2007.

  4. Маслова Т.Д., Божук С.Г., Ковалик Л.Н. Маркетинг [Текст]: Учебник / Т.Д. Маслова, С.Г. Божук, Л.Н. Ковалик. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008.

  5. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг [Текст]: Учебник / Р.А. Фатхутдинов. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2008.

clxv.Дополнительная литература

  1. Алешина И.В. Маркетинг для менеджеров [Текст]: Учебное пособие / И.В. Алешина. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.

  2. Голубков Е.П. Основы маркетинга [Текст]: Учебник / Е.П. Голубков. – М.: Издательство "Финпресс", 2005.

  3. Котлер.Ф.300 ключевых вопросов маркетинга: отвечает Филипп Котлер[Текст] . – М.: ЗАО « Олимп – Бизнес», 2008. – 224с.

  4. Ламбен Жан-Жак.Стратегический маркетинг[Текст]: Европейская перспектива: Пер.с фр. –СПб.: Наука,1996.- 589с.

  5. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности [Текст]: Учебник/ Под ред. проф. В.А.Алексунина – 3-е изд. .– М.: Изд.-торг.корпорация «Дашков и К0», 2005.

  6. Мхитарян С.В. Отраслевой маркетинг [Текст]: Учебное пособие/С.В. Мхитарян. – М.:Эксмо, 2007.

  7. Самостроенко Г.М., Тычинская И.А. Маркетинг-практикум: ситуационные задачи и деловые игры [Текст]: учебно-методическое пособие/ Г.М. Самостроенко, И.А. Тычинская. – Орел: Изд-во ОРАГС, 2001.

clxvi.

clxvii.

clxviii.ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

clxix.

Организация как система; социальная организация, хозяйственные организации; организация и управление; теория организации и ее место в системе научных знаний; закон синергии; закон информированности - упорядоченности; закон самосохранения; закон единства анализа /синтеза/; закон развития; законы композиции и пропорциональности; специфические законы социальной организации; принципы статической организации; принципы динамической организации; принципы рационализации; проектирование организационных систем; развитие организаторской и организационно-управленческой мысли; организационная культура; субъекты организаторской деятельности.



Вопросы:

clxx.1. Понятие, признаки и основные свойства организации.

clxxi.Сущность организации как социального образования. Признаки и определение организации. Элементы внешней и внутренней организационной среды и их взаимодействие. Системные свойства организации. Экономическая роль организаций в развитии общества.

clxxii.2. Основные подходы в теории организации.

clxxiii.Место теории организаций в системе научных знаний. Научные концепции регламентации: предпосылки возникновения, общая характеристика, основные положения, цели и задачи менеджмента (Адам Смит, Роберт Оуэн, Фредерик Тейлор, Анри Файоль, Генри Форд). Научные концепции мотивации: предпосылки возникновения, общая характеристика, основные положении, цели и задачи менеджмента (школа человеческих отношений и поведенческих наук). Вклад отечественной науки в развитие теории организаций. Современные научные концепции

clxxiv.3. Основные принципы, законы и закономерности организационных систем

clxxv.Научные принципы формирования и функционирования организационных систем (принципы статической и динамической организации). Понятия зависимость, закон, закономерность. Объективные и субъективные законы. Законы организации: закон самосохранения, закон развития, закон синергии, закон информированности-упорядоченности, закон единства анализа и синтеза, закон композиции и пропорциональности (гармонии).

clxxvi.4. Виды и формы организаций

clxxvii.Типология и классификация организаций. Основные классификационные признаки. Коммерческие и некоммерческие организации. Основные организационно-правовые формы коммерческих предприятий и организаций (хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, государственные и муниципальные предприятия, производственные кооперативы). Групповые формы организации: ассоциации, финансово-промышленные группы.

clxxviii.5. Понятие, виды и основные характеристики организационных структур управления

clxxix.Определение и базовые элементы структуры организации. Научные принципы формирования организационных структур. Типология организационных структур и их характеристика. Факторы и предпосылки организационных изменений в реальном секторе экономики, их циклический характер. Современные тенденции развития форм межорганизационного взаимодействия. Явные и скрытые формы укрупнения бизнеса. Принципы и формы интеграции. Сетевые структуры. Направления консолидации капитала: диверсификация и аутсортинг. Виртуальные организации. Интернационализация и глобализация бизнеса.

clxxx.6. Принципы, методы, факторы и основные элементы организационного проектирования

clxxxi.Факторы организационного проектирования: состояние внешней среды, технология работ, стратегическая ориентация бизнеса, поведение работников. Характеристика методов организационного проектирования (типовые и оригинальные), области их использования. Элементы организационного проектирования: разделение труда и специализация, департаментизация и кооперация; связи; масштаб управляемости и контроля; иерархия; распределение прав и ответственности; централизация и децентрализация; дифференциация и интеграция.

clxxxii.Учебная литература



  1. Щербина В.В. Социальные теории организации: Словарь – М.: ИНФРА-М, 2001 – 283

  2. Райченко А.В., Латфуллин Г.Р. Теория организаций. Учебник. – С.-Пб.: Питер, 2003. – 400 с.

  3. Парахина В.Н., Федоренко Т.М. Теория организаций: учебное пособие. – 3-е изд., стер. – М.: КноРус, 2007.-208с.

  4. Парахина В.Н., Федоренко Т.М. Теория организаций: учебное пособие. – 3-е изд., стер. – М.: КноРус, 2007.-208с.

clxxxiii.

clxxxiv.

clxxxv.СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ



clxxxvi.

Стратегические проблемы развития производства и структура промышленности; стратегия предприятия, стратегическое управление; стратегический маркетинг; ситуационный анализ; формирование стратегических целей и стратегии предприятия; стратегия и техническая политика предприятия; стратегия внешнеэкономической деятельности; стратегия и организационная структура; стратегический потенциал организации; проектирование систем управления.



Вопросы:

clxxxvii. 1. Сущность концепции стратегического менеджмента.

clxxxviii. Содержание учебного курса, цели и задачи его изучения. Основные понятия курса. Сущность и задачи стратегического менеджмента. Современные тенденции развития корпоративного управления. Возникновение и этапы развития стратегического менеджмента. Отличительные особенности стратегического управления. Менеджмент как синоним управления. Основные виды менеджмента. Менеджер и предприниматель, их роли и взаимодействие в процессе управления организационно-экономическими системами. Стратегия, как путь, ведущий к победе. Стратегия и тактика. Стратегический менеджмент - совокупность концепции, подходов и методов, обеспечивающих рациональное достижение главной цели развития и функционирования объекта в условиях ограниченных ресурсов и времени. Концепция стратегии.

clxxxix. 2. Фирма (организация) как объект стратегического менеджмента.

cxc. Системный, организационный, процессный, ситуационный подходы к фирме как объекту стратегического управления. Субъект стратегического управления фирмой. Фирма как производственная система. Стратегический потенциал и стратегические ресурсы фирмы. Процесс и функции стратегического управления. Содержание и структура стратегического управления. Школы стратегического управления. Уровни стратегического управления.

cxci. 3. Стратегический анализ окружающей среды.

cxcii. Анализ основных экономических показателей отрасли. Анализ конкурентной среды. Анализ непосредственного окружения: модель пяти сил конкуренции М. Портера. Движущие силы отрасли. Оценка конкурентных позиций компании отрасли. Модель (карта) стратегических групп. Оценка стратегий конкурентов. Оценка привлекательности отрасли по уровню прибыли. Сущность и цели анализа внешней среды. Анализ макроокружения: экономические, политические, правовые, социальные факторы . Анализ внутренней среды фирмы. Методы анализа среды.

cxciii. 4. Видение, миссия и цели организации

cxciv. Понятие миссии организации; цели и факторы выработки миссии; характеристика целей организации; требования к целям; фазы и способы установления целей; формы принятия решений, сущность и классификацию целей организации;

cxcv.Цели организации: понятие, классификация по различным признакам; характеристика. Качественные и количественные цели. Требования, предъявляемые к целям. Процесс формирования целей и задач организации, его иерархия, «дерево целей».

cxcvi.Факторы, оказывающие влияние на выбор миссии. Миссия различных видов организаций. Процесс управления организацией по целям. Этапы целевого управления: разработка долгосрочных целей фирмы; оценка действующей организационной структуры управления; разработка целей структурных подразделений; доведение выбранных целей до подразделений; доведение целей до каждого конкретного исполнителя; реализация целей; оценка достигнутых результатов; корректировка целей.

cxcvii. 5. Стратегия конкурентоспособности (фирмы) организации.

cxcviii. Оценка концепции общих стратегий; потребительские предпочтения; цепочки ценностей; позиционирование организации; выбор стратегии фирмы; оценка выбранной стратегии; стратегия фирмы и глобальная стратегия.

cxcix. Определение стратегических альтернатив. Факторы, оказывающие влияние на выбор стратегии. Области выработки стратегии поведения организации.

cc.Классификация стратегий по различным признакам, их виды и характеристика. Основные признаки, выработки стратегии поведения организации на рынке: по уровню принятия решений; характеризующие внутренний потенциал организации, в зависимости от силы отраслевой позиции организации на рынке, в зависимости от степени «агрессивности» поведения организации в конкурентной борьбе; по масштабу действия.

cci.Этапы формирования стратегии: формирование общей стратегии организации; формирование конкурентной стратегии; определение функциональных стратегий. Ограничения при формировании стратегий

ccii. 6. Стратегический анализ и выбор стратегии.

cciii. Стратегический анализ его значение, задачи и функции. Требования, предъявляемые к стратегическому анализу. Источники информации для проведения стратегического анализа. Состав и содержание работ по проведению стратегического анализа. Комбинированные методы проведения анализа сильных и слабых сторон внутренней среды организации, возможностей и угроз со стороны внешней среды. Комплексный анализ взаимовлияния внутренних и внешних факторов на развитие компании. Модели портфельного анализа. Ограничения матричного метода. Использование SWOT – анализа и поиск синергетического эффекта при формировании и выборе альтернатив. Построение SWOT – матрицы, матрицы взаимовлияния внутренних и внешних факторов. матрица возможностей, матрица угроз, составление профиля среды, портфельный анализ (матрица Бостонской консультативной группы, матрица Мак- Кинси).

cciv. 7. Стратегический контроль и контроллинг, эффективность стратегического менеджмента.

ccv. Предназначение, цель и задачи стратегического контроля. Процесс стратегического контроля. Факторы и основные подходы к проектированию и формированию системы стратегического менеджмента. Сущность стратегической эффективности. Стратегический и тактический контроллинг; функции и характеристика стратегического и тактического контроллинга; задачи и функции подразделения стратегического развития.

ccvi. 8. Инструментарий реализации стратегии фирмы.

ccvii. Долгосрочный план и реализация стратегии, основные этапы цикла реализации, система стратегических изменений; лидирующие стратегические изменения; органичность стратегических изменений; концептуальные подходы; реализация стратегии и получение информации; программа конкретных действий. Система стратегических изменений; управление процессом реализации стратегических изменений.


Учебная литература

  1. Баринов, В.А. Стратегический менеджмент [Текст]: Учебник/ В.А. Баринов, В.Л. Харченко. – М.: ИНФРА-М, 2006.

  2. Волкогонова, О.Д Стратегический менеджмент [Текст]: Учебник/ О.Д. Волкогонова, А.Т. Зуб. – М.: ИНФРА-М, 2007.

  3. Зайцев, Л.Г. Стратегический менеджмент [Текст]: Учебник/ Л.Г. Зайцев, М.И. Соколова. – М.: Экономистъ, 2007.

  4. Фатхутдинов, Р.А. Стратегический менеджмент [Текст]: Учебник/ Р.А. Фатхутдинов. Изд. 8-е, испр., и доп. – М.: Дело, 2007.

  5. Кузык, Б.Н. Прогнозирование и стратегическое планирование социально-экономического развития [Текст]: Учебник/ Б.Н. Кузык, В.И. Кушлин, Ю.В. Яковец.- М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006.

ccviii.

ccix.УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ



ccx.

Функции решения в методологии и организации процесса управления; типология управленческих решений; условия и факторы качества управленческих решений; модели, методология и организация процесса разработки управленческого решения; целевая ориентация управленческих решений; анализ альтернатив действий; анализ внешней среды и ее влияния на реализацию альтернатив; условия неопределенности и риска; приемы разработки и выборов управленческих решений в условиях неопределенности и риска; эффективность решений; контроль реализации управленческих решений; управленческие решения и ответственность.



Вопросы:

ccxi.1. Предмет, содержание, цели и задачи управленческих решений. История науки об управленческих решениях в системе менеджмента.

ccxii. Предмет дисциплины. Термины и основные понятия дисциплины: проблема, цель, задача, решение, виды решений, управленческое решение, критерий принятия решения, экономико-математический метод, оптимизационная задача, экономико-математическое моделирование, алгоритмизация и др.

ccxiii. Роль и значение дисциплины в подготовке менеджеров-специалистов по управлению производством, технологиями, инновациями. Структура и содержание дисциплины, методология изучения. Представители управленческой мысли. Основные школы в науке управления. Место дисциплины в системе экономических наук и ее связь с другими учебными дисциплинами.

ccxiv. 2. Классификация управленческих решений.

ccxv.Классификация управленческих решений (по источникам возникновения, по способам доведения, по субъектам принятия решений, по степени новизны, по методам разработки, по целевой направленности, по содержанию решений, по периоду действий и т.д.). Типология решений (по

ccxvi.используемым методам, по творческому вкладу, по степени формализации проблемы). Потребность в изменениях и эффективность выбора решений. Формы разработки и реализации управленческих решений. Степень повторяемости проблемы: традиционные, нетипичные. Значимость цели: стратегические, тактические. Сфера воздействия: глобальные, локальные. Срок реализации: долгосрочные, краткосрочные. Прогнозируемые последствия: корректируемые, некорректируемые. Характер информации: детерминированные, вероятностные. Метод разработки: формализованные, неформализованные. Количество критериев выбора: однокритериальные, многокритериальные. Форма принятия: единоличные, коллегиальные. Способ фиксации: документированные, недокументированные.

ccxvii.Система научных подходов к разработке и принятию управленческих решений. Классификация и характеристика подходов к принятию решений, области их целесообразного использования.

ccxviii..

ccxix. 3. Модели процесса разработки управленческого решения.

ccxx.Определение технологии принятия решений. Понятие процесса принятия управленческих решений. Схема процесса принятия управленческих решений. Основные процедуры процесса принятия управленческого решения: анализ ситуации, идентификация проблемы, определение критериев выбора, разработка альтернатив, выбор альтернативы, согласование решения, управление реализацией, контроль и оценка результатов. Социально-психологические аспекты управленческого решения. Особенности японской процедуры принятия решений - система «ринги». Характерные черты японского стиля принятия решений.

ccxxi.Понятие и свойства модели. Классификация моделей, используемых в управленческих решениях. Области их наиболее целесообразного применения. Требования, предъявляемые к построению модели. Технология построения модели. Решение оптимизационных задач с помощью различных видов моделей (модели линейного программирования, векторная оптимизация и др.)

ccxxii. 4. Целевая ориентация управленческих решений.

Особенности целевой ориентации при разработке управленческих приоритет цели при разработке управленческих решений. Процессорные и целевые технологии разработки управленческих решений. Сущность инициативно-целевой, программно-целевой и регламентной технологии разработки решений. Особенности технологий: «управление по результатам», «управление на базе потребностей и интересов», «управление путем постоянных проверок и указаний», «управление в исключительных случаях», «управление на базе «искусственного интеллекта», «управление на базе активизации деятельности персонала». Основные условия использования регламентной технологии. Процессные технологии разработки управленческих решений: управление по результатам; управление на базе потребностей и интересов; управление путем постоянных проверок и указаний; управление в исключительных случаях; управление на базе «искусственного интеллекта»; управление на базе активизации деятельности персонала.

ccxxiii. 5. Методы принятия управленческих решений.

Понятие методов принятия управленческих решений. Их виды и общие условия применения. Методы моделирования и методы экспертных оценок. Последовательность основных этапов методов экспертных оценок:

постановка задачи; определение критерия эффективности анализируемой операции; количественное измерение факторов, влияющих на исследуемую операцию; построение математической модели изучаемого объекта (операции); количественное решение модели и нахождение оптимального решения; проверка адекватности модели и найденного решения; корректировка и обновление модели. Модели «теории игр». Модели «теория очередей». Модели «управления запасами». Модели линейного программирования. Условия применения экспертных методов.

Метод комиссий. Метод «мозговой атаки» (коллективной генерации идей). Метод Дельфи. Метод сценариев. Метод суда. Методы построения дерева. Области целесообразного использования этих методов.



6. Разработка и принятие управленческих решений в условиях неопределенности и риска.

ccxxiv.Понятийный аппарат. Виды неопределенности и рисков. Классификация рисков. Условия возникновения рисковых ситуаций; показатели, характеризующие рисковые ситуации. Методы оценки рисковой ситуации.

Разработка решений при неопределенности ситуации. Оценка степени риска. Теория полезности и ее использование для поиска решений в условиях неопределенности и риска. Применение механизма интуиции для разработки решений. Условия неопределенности риска при разработке решений. Источники и виды неопределенности. Анализ и оценка последствий риска.

Количественная оценка рисков. Методы управления рисками. Меры по снижению возможного риска. Психология поведения руководителей в условиях риска. Статистические методы принятия решения. Понятие, основные признаки, оценка неопределенности. Неопределенность как явление и как процесс. Объективные и субъективные неопределенности. Четыре уровня неопределенностей. Понятие и признаки риска. Виды риска. Чистые риски: природные, экологические, политические, транспортные и часть коммерческих рисков: производственные и торговые. Спекулятивные риски: финансовые риски. Методы ограничения и страхования риска. Зоны риска. Кривая распределения вероятностей получения прибыли. Основные методы оценки риска: статистический, экспертный и расчетно-аналитический. Основные направления деятельности по управлению рисками. Эвристические методы разработки решений. Приемы эвристических методов.



следующая страница >>