Организация работы хоровых классов в условиях общеобразовательной школы Кожеурова Елена Леонидовна Томская область, г. Томск, моу со - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Компьютерный эксперимент на уроках физики в условиях сельской школы 1 165.59kb.
Мбоу бгимц на октябрь 2013 года 1 Кабинет управления Направление... 1 325.62kb.
Занятие 3 Всего участников 935 Всего точек 32+62=94 Всего центров... 1 510.5kb.
Сценарий, посвящённый празднику 8-е Марта 1 50.11kb.
Томская региональная организация 1 347.24kb.
Моу сош №13 Классный руководитель 7 б класса моу сош №13 1 44.52kb.
Перемена Газета моу сош №3 города Твери Февраль 2013, №3 с днём Рождения! 1 91.58kb.
Моу -оош п. Водопьяновка Марксовского района Саратовской области»... 1 170.37kb.
Программа по учебному предмету «Землеведение», «Краеведение», «Страноведение»... 4 1102.32kb.
Об участии г. Димитровграда в реализации Всероссийского проекта «Школа... 1 65.63kb.
Калининградская область 1 69.84kb.
«Эстетическое воспитание средствами искусства детей дошкольного возраста» 1 37.52kb.
- 4 1234.94kb.
Организация работы хоровых классов в условиях общеобразовательной школы Кожеурова - страница №1/1

Организация работы хоровых классов в условиях общеобразовательной

школы

Кожеурова Елена Леонидовна

Томская область, г. Томск, МОУ СОШ № 51, заместитель директора по эстетическому воспитанию
Средняя общеобразовательная школа №51 города Томска, несмотря на свой общеобразовательный статус, является уникальным учреждением.

С 1980 года при школе существует хоровое отделение, где обучаются дети, желающие заниматься музыкой, хоровым пением.

Обучение в вышеуказанных классах престижно и востребовано среди детей и родителей не только микрорайона, но и города, благодаря продуманной системе организации учебных занятий, успешной интеграции общеобразовательных и специальных дисциплин, высокому профессионализму преподавателей, благотворному воздействию хорового пения на здоровье обучающихся, развитие их творческих способностей и высоким достижениям в учебе и концертной деятельности.

«Концепция модернизации дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2010 года», нацеливает учреждения дополнительного образования детей на создание равных «стартовых» возможностей каждому ребенку, оказание помощи и поддержки одаренным и талантливым обучающимся, способствование увеличению доли одаренных детей в различных областях знаний и творческой деятельности. В выборе подходов к осуществлению работы с одаренными детьми наша принципиальная позиция в том, что мы не отбираем одаренных детей, а принимаем всех детей и работаем с ними.

Пение – одна из самых активных и доступных форм коллективного музицирования, оно вызывает живой интерес у детей и доставляет им эстетическое удовольствие. Являясь эффективным средством развития музыкальных способностей ребенка, пение в хоре несет в себе и колоссальный воспитательный потенциал. Ещё Аристотель утверждал, что раз музыка оказывает воздействие на этическую сторону души, то она должна быть включена в число предметов воспитания молодёжи. Поэтому совсем неслучайно в 1980году в школе №51 г.Томска был организован экспериментальный класс “Журавушки” при ТГПУ, в котором дети имели возможность петь хором.

Желание приобщить к хоровому пению большее количество детей привело к тому, что две школы – музыкальная и общеобразовательная, объединив усилия, провели эксперимент, создав хоровой класс. Успехи этого класса послужили тому, что в школе, имеющей физико-математический уклон, стали ежегодно набирать хоровые классы для детей желающих заниматься музыкой, начиная с первого класса. Именно в этом возрасте дети увлечены пением, рисованием, танцами.

« Существует определенная зависимость между возрастом, в котором проявляется одаренность, и областью деятельности. Наиболее рано дарования проявляются в сфере искусства, особенно в музыке. Несколько позднее одаренность проявляется в сфере изобразительного искусства. В науке достижение значимых результатов в виде выдающихся открытий, создании новых областей и методов исследования и т.п. происходит обычно позднее, чем в искусстве». (Концепция одарённости)

В настоящее время в нашей школе существует определённая педагогическая система выявления художественной (музыкальной) одарённости через её развитие.

Одним из первых создателей педагогической системы выявления общей художественной одарённости через её развитие был швейцарский педагог Жак Далькроз — создатель ритмики (начало ХХ века). Продолжателем идей Далькроза, реализующим в 30-х годах прошлого столетия идею целостно-личностного подхода в выявлении ХО через музыкальное развитие детей, был выдающийся немецкий композитор Карл Орф — создатель оригинальной музыкально-воспитательной системы. В Австрии, Германии, Канаде, Японии и некоторых других странах ныне действует система всеобщего практического музыкального воспитания Карла Орфа. Целью системы Карла Орфа не является воспитание музыкантов-профессионалов, но формирование личности, воспитание человечности, развитие созидательных способностей детей и юношества. Создатель системы всеобщего музыкально-эстетического воспитания в Венгрии, выдающийся композитор, общественный деятель Золтан Кодай (1882 - 1967). Он построил свою систему на хоровом пении без сопровождения - древнейшей фольклорной культурной традиции венгерского народа. Композитор считал, что массовое хоровое воспитание должно осуществляться на базе национального песенного фольклора.

Идея всеобщего музыкально-эстетического воспитания детей в нашей стране выдвигалась на протяжении XX-го века такими прогрессивными деятелями искусства и культуры, учеными и педагогами как: А.Г. Рубинштейн, А.Т. Гречанинов, А.Д. Кастальский, Б.Л. Яворский, Б.В. Асафьев и многими другими. В детском хоровом пении ученые видели возможность культурного образования народа и развития таких личностных характеристик как патриотизм и эстетическое чувство.

Еще до первой четверти XX века наша страна была повсеместно поющей (П.В. Шейн, Е.Э. Линева и др.). Видимо, из методик преподавания предмета был постепенно утрачен раздел, способствующий развитию музыкальных способностей мало одаренных в музыкальном отношении людей. Поэтому свою миссию мы видим в совершенствовании системы работы со всеми учащимися нашей школы.

Учащиеся и преподаватели ведут большую концертную и просветительскую деятельность в городе, считая, что благодаря своей открытости исполнительская деятельность является одной из самых высших форм контроля и отчёта как самого ученика за успехи в искусстве, так и его руководителя. Эту открытую творческую деятельность в хоре подразделяют следующим образом: открытые концерты для родителей; классные родительские собрания, сопровождающиеся концертами детей; общешкольные праздничные концерты; традиционные школьные «декады искусства»; музыкальные «гостиные» (тематические).


Вот лишь часть достижений хорового коллектива школы:

1998г.- 2 место в городском конкурсе хоровых коллективов;

1999г.- 2 место в областном конкурсе хоровых коллективов «Жаворонки»;

2000г.- 1 место в городском конкурсе хоровых коллективов;

2002г.- Гран-при в областном конкурсе хоровых коллективов «Жаворонки»;

2003г.- 1 место в международном конкурсе детских и юношеских коллективов «Рождество в России» (г. Екатеринбург);

2005г.- серебряный диплом Международного конкурса в г. Будапеште( Венгрия);

2006г.- золотой и серебряный диплом Международного конкурса в Праге (Чехия)

2008г. – 1 и 2 место в областном конкурсе хоровых коллективов «Жаворонки»; (концертный хор, средний хор)

2008г. – 2 место в Международном конкурсе «Славянский венец» г.Кранево Болгария

2009г. – 3 место во Всероссийском конкурсе «Поющая Россия»

В 2006г.- хоровой коллектив старших «Фантазия» получил звание Образцового коллектива.

По результатам диагностики, проведенной в 2008-2009 учебном году, выявлено, что выпускники хоровых классов обладают развитыми эстетическими, нравственными, гражданскими и социальными качествами, которые в дальнейшем позволят им успешно самореализоваться, занять достойное место в обществе, достичь вершин в профессиональной деятельности.

Высокое качество обученности выпускников хоровых классов отмечается на вступительных экзаменах в Институте искусств и культуры при ТГУ, дирежёрско-хоровом отделении (ТОМУ им. Э.Денисова), режиссёрском отделении (ТККиИ).


Многие выпускники выбирают в дальнейшем профессию, связанную с музыкой. По результатам последних трёх лет с 2006 по 2009 г. поступили на факультеты:

Дирижёрско-хоровое отделение (ТОМУ им.Э.Денисова) – 7 человек

Музыкальное отделение (ТГУ) – 5 человек

Культурологический факультет (ТГУ) – 9 человек

Режиссёрское отделение (ТККиИ) – 2 человека

Музыкальное отделение (педагогический колледж) – 5 человек

По итогам регионального тура Всероссийского конкурса инновационных технологий Международная Академия Общественных Наук наградила педагогический коллектив эстетического отделения дипломом лауреата конкурса «Созидая во имя великой России» в категории «Золото».

Выпускник нашего отделения может быть, не станет музыкантом но, возможно, станет отличным математиком, врачом, учителем или рабочим, и вот тогда самым благотворным образом дадут о себе знать его детские творческие увлечения, добрым следом которых останется его творческая фантазия, его стремление создавать что-то новое, свое, лучшее, двигающее вперед дело, которому он решил посвятить свою жизнь. Для успешного выполнения всякой деятельности требуется не только одаренность, т. е. наличие соответствующего сочетания способностей, но и обладание необходимыми навыками и умениями. Мы полагаем, данная система организации работы дополнительного образования в общеобразовательной школе является оптимальной и продуктивной в свете современной концепции одарённости и концепции развития в сфере образования.


Список использованной литературы


Богоявленская, Д. Б. Основные направления разработки и развития «Рабочей концепции одарённости» /Д. Б. Богоявленская // Опыт работы с одарёнными детьми в современной России. — М., 2003.

Богоявленская, Д. Б. Психология одарённости: понятие, виды, проблемы /Д. Б. Богоявленская, М. Е. Богоявленская. — М. : МИОО, 2005.

Мелик-Пашаев, А. А. Психологические основы способностей к художественному творчеству : автореф. дис. … д-ра психол. наук : 19.00.01 / А. А. Мелик-Пашаев. — М., 1994.

Мелик-Пашаев, А. А. Ступеньки к творчеству (Художественное развитие ребенка в семье) /А. А. Мелик-Пашаев, З. Новлянская. — М.: журн. «Искусство в шк.», 1995. — 144 с.

Одарённость. Рабочая концепция. Изд. 2-е. — М., 2003.

Вся современная цивилизация преимущественно правополушарная

Ребенок поначалу является ярко выраженным правополушарным существом, но постепенно начинает подключаться и левое полушарие мозга и примерно с возраста двух лет к нему переходят наиболее важные функции (в первую очередь речь).

В связи с этим несколько слов о раннем обучении детей, становящемся все более модным. Всегда ли оно обосновано? Может быть в данном случае нарушается столь важный принцип воспитания, как своевременность

Татьяна Везель в своей статье «Левша – это хорошо или плохо?» (журнал «Материнство») пишет: «В последнее время набирает силу мода на раннее обучение. Родители соперничают, демонстрируя умение малышей читать, писать и считать. Бурно поощряя раннюю активность левого полушария, они буквально насилуют детей, стимулируя его деятельность, даже если этой активности нет.

Если правое полушарие успевает до победы левого накопить необходимый багаж, то все в порядке. Если нет, то левополушарный крен может «заблокировать» правый мозг, оставив навсегда психику данного человека обедненной. Ему будет труднее стать самим собой, а значит уникальным, неповторимым созданием, каковыми изначально задуманы все люди».



Так, что раннее развитие детей имеет не только плюсы, но и минусы. Но этих «минусов» можно избежать если стремиться к тому, чтобы оба полушария мозга у ребенка работали гармонично. А для этого нужно, именно гармоничное развитие, без узкой специализированной направленности, а значит необходимо заниматься не только развитием интеллекта ребенка, но и его эмоциональным и физическим развитием
Общество переоценивает роль левого полушария и логического мышления в становлении мыслительной деятельности ребенка. Школьные методики обучения тренируют и развивают главным образом левое полушарие, игнорируя, по крайней мере, половину возможностей ребенка
"Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие. Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг". Известно, что правое полушарие связано с развитием творческого мышления и интуиции. Основным типом мышления младшего школьника является наглядно-образное, тесно связанное с эмоциональной сферой.