Организационно-правовые основы функционирования пенитенциарной системы - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Правовые основы функционирования общественных организаций в СССР 1 191.57kb.
Проблемы переосмысления концепции пенитенциарной системы Хорошо известно... 1 47.17kb.
Методические рекомендации Организационно-правовые основы деятельности... 7 1316.43kb.
Буторина Любовь Сергеевна Темы дипломных работ на 2013 2014 год по... 1 473.32kb.
General ciгосударственное управление в россии: энциклопедический... 1 61.41kb.
Закон республики таджикистан о государственной службе 1 324.66kb.
Закон о предупреждении и борьбе с торговлей людьми 1 298.04kb.
Л. В. Ларина, В. А. Першин Рассмотренные в работе [1] основные положения... 1 86.83kb.
Дисциплину читает: к э. н., доцент Шевелев С. Ю. Цель преподавания... 1 127.63kb.
Программа дисциплины «Правовые основы управления персоналом» 1 289.27kb.
Закон Санкт-Петербурга от 17 июля 2013 года №461-83 "Об образовании... 1 229.52kb.
Кодекс Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года №193-iv общая... 5 2507.18kb.
- 4 1234.94kb.
Организационно-правовые основы функционирования пенитенциарной системы - страница №1/2



Общие сведения о деятельности Республики Беларусь в сфере исполнения наказаний и содержания под стражей
I. Общее устройство пенитенциарной системы
1. Организационно-правовые основы функционирования пенитенциарной системы (законы, ведомственные нормативные акты и т. д.)

Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность уголовно-исполнительной системы МВД Республики Беларусь являются:

1. Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь
от 11 января 2000 года;

2. Законы Республики Беларусь:

– от 16 июня 2003 года «О порядке и условиях содержания лиц под стражей»;

– от 17 июля 2007 года «Об органах внутренних дел Республики Беларусь»;

– от 4 января 2010 года «О порядке и условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях нахождения в них»;

3. Указы Президента Республики Беларусь:

– от 4 июня 2004 г. № 268 «О некоторых вопросах органов внутренних дел Республики Беларусь»;

– от 2 июня 2006 г. № 373 «Об образовании государственного внебюджетного фонда Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел»;

– от 23 октября 2006 г. № 628 «О некоторых вопросах налогообложения организаций уголовно-исполнительной системы и лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел»;

– от 4 декабря 2007 г. № 611 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел и организаций, входящих в систему органов внутренних дел»;

4. Постановления Совета Министров Республики Беларусь:

– от 28 апреля 2010 г. № 632 «Об установлении норм вещевого довольствия осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях и арестных домах, о внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21 ноября 2006 г. № 1564 и признании утратившим силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 сентября 2006 г. № 1219»;

– от 21 ноября 2006 г. № 1564 «Об установлении норм питания лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, и специальных учреждениях органов внутренних дел, исполняющих административное взыскание в виде административного ареста, в учреждениях уголовно-исполнительной системы, и граждан, находящихся в лечебно-трудовых профилакториях Министерства внутренних дел, и норм обеспечения средствами личной гигиены лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, и граждан, находящихся в лечебно-трудовых профилакториях Министерства внутренних дел;

– от 15 сентября 2006 г. № 1220 «Об утверждении Положения о порядке осуществления общественными объединениями контроля за деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности».

5. Постановления МВД Республики Беларусь:

– от 20 октября 2000 г. № 174«Об утверждении правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» (в редакции постановлений МВД от 21.03.2005 № 84, от 09.08.2006 № 221, от 25.09.2007 № 234, от 05.11.2008 № 321);

– от 13 января 2004 г. № 3 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Республики Беларусь»;

– от 09 октября 2007 г. № 264 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел Республики Беларусь»;

– от 30 ноября 2000 г. № 212 «Об утверждении Инструкции о порядке организации работы исправительных учреждений открытого типа и Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений открытого типа»;

– от 10 ноября 2010 г. № 353 «Об утверждении Инструкции о порядке аттестации осужденных к наказаниям в виде ареста и лишения свободы, Инструкции о порядке формирования и деятельности самодеятельных организаций осужденных к наказанию в виде лишения свободы и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства внутренних дел Республики Беларусь»;

– от 12 декабря 2005 г. № 389 «Об утверждении Инструкции о порядке направления осужденных к лишению свободы в исправительные учреждения и перевода осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Республики Беларусь в другое»;

6. Постановление Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 августа 2003 г. № 202/39 «Об утверждении Инструкции по медицинскому обеспечению лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Республики Беларусь».



2. Структура пенитенциарной системы и ее подчиненность

В настоящее время уголовно-исполнительная система в Республике Беларусь функционирует в рамках Департамента исполнения наказаний (далее – ДИН) МВД.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Департаменте исполнения наказаний Министерства внутренних дел Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 4 июня 2004 г. № 268, ДИН является структурным подразделением МВД с правами юридического лица, руководящим деятельностью органов и учреждений уголовно-исполнительной системы МВД, лечебно-трудовых профилакториев и уполномоченным осуществлять функции в сферах:

– исполнения и отбывания уголовных наказаний, связанных с лишением свободы, принудительной изоляции и медико-социальной реадаптации с обязательным привлечением к труду граждан, находящихся в лечебно-трудовых профилакториях;

– исполнения меры пресечения в виде заключения под стражу;

– исполнения в отношении соответствующих категорий граждан актов амнистии и помилования;

– осуществления розыска лиц, уклоняющихся от отбывания наказания, принудительной изоляции и медико-социальной реадаптации с обязательным привлечением к труду.

Необходимо отметить, что Законом Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» (вступил в силу 22 января 2011 г.) из подчинения ДИН были исключены уголовно-исполнительные инспекции, тем самым организация исполнения и отбывания наказаний в виде общественных работ, исправительных работ, ограничения свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа, исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью была возложена на милицию общественной безопасности.

В настоящее время начальник ДИН подчиняется Министру внутренних дел.

Необходимо отметить, что отдельные задачи и функции, связанные с исполнением наказаний и иных мер уголовной ответственности, реализуются не ДИН, а иными подразделениями органов внутренних дел.

Так, помимо вышеуказанных функций, возложенных на милицию общественной безопасности и осуществляемых уголовно-исполнительными инспекциями, контроль и профилактическое наблюдение за исполнением мер уголовной ответственности, не связанных с применением наказания, в отношении несовершеннолетних осужденных согласно части 9 статьи 14 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь возлагаются на инспекции по делам несовершеннолетних по месту жительства осужденных.

Задачи по охране исправительных колоний, лечебных исправительных учреждений, лечебно-трудовых профилакториев, осуществлению совместно с их администрациями надзора за осужденными и лицами, содержащимися в лечебно-трудовых профилакториях, конвоированию и охране осужденных и лиц, содержащихся под стражей, участию в розыске лиц, совершивших побег из-под охраны и надзора в исправительных учреждениях, в соответствии со статьей 2 Закона Республики Беларусь от 3 июня 1993 г. «Овнутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Беларусь» возложены на внутренние войска МВД (охрана следственных изоляторов, тюрем и воспитательных колоний осуществляется непосредственно сотрудниками уголовно-исполнительной системы).

На данный момент уголовно-исполнительную систему в Республике Беларусь в соответствии с Указом Главы государства от 4 июня 2004 г. № 268 составляют:

– ДИН;


– управления ДИН по областям (5);

– управление ДИН по г. Минску и Минской области;

Справочно: УДИН являются территориальными подразделениями ДИН и координируют деятельность подчиненных учреждений, исполняющих наказания в виде ареста, ограничения свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа, лишения свободы, пожизненного заключения, смертной казни, а также меру пресечения в виде заключения под стражу.

– учреждения, исполняющие наказания в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы, пожизненного заключения, смертной казни, а также меру пресечения в виде заключения под стражу;

Справочно:

20 исправительных колоний, в том числе:

– 3 исправительных колонии-поселения, где отбывают наказание осужденные к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности и осужденные, твердо ставшие на путь исправления, переведенные из других колоний;

– 8 исправительных колоний для лиц, впервые отбывающих наказание в виде лишения свободы:



  • мужчины, осужденные к лишению свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии в условиях общего и усиленного режимов;

  • женщины, осужденные к лишению свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии в условиях общего режима;

  • мужчины и женщины, осужденные к лишению свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии в условиях строгого режима, в отношении которых наказание назначено в соответствии с частью 6 статьи 57 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее – УК);

– 7 исправительных колоний для лиц, ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы:

  • мужчины, осужденные к лишению свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии в условиях общего, усиленного и строгого режимов;

  • женщины, осужденные к лишению свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии в условиях общего и строгого режимов;

– 1 исправительная колония особого режима – отбывают наказание осужденные мужчины:

  • при особо опасном рецидиве преступлений;

  • осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным заключением;

  • осужденные к пожизненному заключению;

  • осужденные, которым смертная казнь или пожизненное заключение заменены лишением свободы;

  • осужденные к лишению свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии в условиях строгого режима, ранее отбывавшие наказание в виде лишения свободы.

– 1 исправительная колония для лечения и содержания лиц, больных активной формой туберкулеза: временно, на период лечения, отбывают наказание осужденные мужчины, больные активной формой туберкулеза (как впервые отбывающие, так и ранее отбывавшие наказание в виде лишения свободы).

– 1 воспитательная колония, в которой отбывают наказание несовершеннолетние, осужденные к лишению свободы, а также осужденные, оставленные в воспитательной колоний после достижения ими восемнадцатилетнего возраста в соответствии со статьей 132 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь (далее – УИК).

– 3 тюрьмы, где отбывают:


  • часть срока наказания осужденные к лишению свободы в соответствии с приговором суда (до пяти лет);

  • осужденные, переведенные в тюрьму из исправительных колоний за злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания (на срок до трех лет);

  • осужденные к пожизненному заключению.

На базе всех тюрем действуют следственные корпуса, в отношении спецконтингента которых учреждения выполняют функцию следственных изоляторов.

– 6 следственных изоляторов, где:



  • содержатся подследственные, заключенные под стражу;

  • отбывают наказание в виде лишения свободы осужденные, оставленные в СИЗО для работ по хозяйственном обслуживанию.

– 50 исправительных учреждений открытого типа, где отбывают наказание осужденные к ограничению свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа.

– 9 арестных домов, в которых отбывают наказание, осужденные к аресту. Арестные дома самостоятельными юридическими лицами не являются, функционируют на базе ИК № 11, 13, 15, 20, СИЗО № 2, 3, 6, тюрем № 4, 8.

В УИС Республики Беларусь функционирует 2 республиканские больницы для осужденных: общесоматическая – и для больных активной формой туберкулеза.

– республиканские унитарные производственные предприятия, подчиненные ДИН.

Справочно: Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 4 декабря 2007 г. № 611 в состав уголовно-исполнительной системы входит 15 республиканских унитарных производственных предприятий.

Кроме того, в подчинении ДИН находятся 6 лечебно-трудовых профилакториев.

Справочно: организационно ЛТП в структуру уголовно-исполнительной системы не входят.

В ЛТП осуществляется принудительная изоляция и медико-социальная реадаптация с обязательным привлечением к труду граждан:



  • больных хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, которые в течение года три и более раза привлекались к административной ответственности за совершение административных правонарушений в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ;

  • обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, в случае систематического нарушения этими гражданами трудовой дисциплины по причине употребления алкогольных напитков, наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ.

3. Специальные звания сотрудников пенитенциарных служб и система их оплаты

Перечень специальных званий сотрудников органов внутренних дел предусмотрен положением «О прохождении службы в органах внутренних дел Республики Беларусь» утвержденных указом президента Республики Беларусь от 15 марта 2012 г. № 133.

В органах внутренних дел устанавливаются следующие специальные звания:

1. рядовой состав - рядовой внутренней службы;

2. младший начальствующий состав:

  • младший сержант внутренней службы;

  • сержант внутренней службы;

  • старший сержант внутренней службы;

  • старшина внутренней службы;

  • прапорщик внутренней службы;

  • старший прапорщик внутренней службы;

3. средний начальствующий состав:

  • младший лейтенант внутренней службы;

  • лейтенант внутренней службы;

  • старший лейтенант внутренней службы;

  • капитан внутренней службы;

4. старший начальствующий состав:

  • майор внутренней службы;

  • подполковник внутренней службы;

  • полковник внутренней службы;

5. высший начальствующий состав:

  • генерал-майор внутренней службы;

  • генерал-лейтенант внутренней службы;

  • генерал-полковник внутренней службы.

Денежное довольствие сотрудников органов внутренних дел включает оклад денежного содержания (должностной оклад и оклад по специальному званию), надбавку за выслугу лет и другие выплаты в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

4. Общая характеристика и современное состояние пенитенциарной системы

Наказания в виде ареста, ограничения свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа, лишения свободы, пожизненного заключения и смертной казни исполняются учреждениями уголовно-исполнительной системы.

В соответствии со ст. 64 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь исправительными учреждениями являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения. Следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных к лишению свободы, оставленных в следственных изоляторах для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию.

Осужденные, достигшие восемнадцатилетнего возраста, отбывают наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях, которые подразделяются на:

1) исправительные колонии-поселения;

2) исправительные колонии для лиц, впервые отбывающих наказание в виде лишения свободы;

3) исправительные колонии для лиц, ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы;

4) исправительные колонии особого режима.

В исправительных колониях-поселениях отбывают наказание:

1) осужденные за преступления, совершенные по неосторожности, к лишению свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии в условиях поселения;

2) осужденные, твердо ставшие на путь исправления, переведенные из исправительных колоний для лиц, впервые отбывающих наказание в виде лишения свободы, и исправительных колоний для лиц, ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы, в порядке, установленном частью 3 статьи 69 настоящего Кодекса. В одной исправительной колонии-поселении не могут содержаться осужденные за преступления, совершенные по неосторожности, к лишению свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии в условиях поселения и осужденные, твердо ставшие на путь исправления, переведенные из исправительных колоний для лиц, ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы.

В исправительных колониях для лиц, впервые отбывающих наказание в виде лишения свободы, отбывают наказание ранее не отбывавшие наказание в виде лишения свободы:

1) мужчины, осужденные к лишению свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии в условиях общего и усиленного режимов;

2) женщины, осужденные к лишению свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии в условиях общего режима;

3) мужчины и женщины, осужденные к лишению свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии в условиях строгого режима, в отношении которых наказание назначено в соответствии с частью 6 статьи 57 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

В исправительных колониях для лиц, ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы, отбывают наказание ранее отбывавшие наказание в виде лишения свободы:

1) мужчины, осужденные к лишению свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии в условиях общего, усиленного и строгого режимов;

2) женщины, осужденные к лишению свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии в условиях общего и строгого режимов.

В исправительных колониях особого режима отбывают наказание осужденные мужчины при особо опасном рецидиве преступлений, а также осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным заключением, осужденные к пожизненному заключению, осужденные, которым смертная казнь или пожизненное заключение заменены лишением свободы.

В тюрьмах отбывают наказание осужденные к лишению свободы на срок свыше пяти лет за совершение особо тяжких преступлений, при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным заключением, осужденные к пожизненному заключению, а также осужденные, переведенные в тюрьму из исправительных колоний за злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания.

В лечебных исправительных учреждениях отбывают наказание осужденные, указанные в части пятой статьи 16 настоящего Кодекса.

В воспитательных колониях отбывают наказание несовершеннолетние, осужденные к лишению свободы, а также осужденные, оставленные в воспитательных колониях после достижения ими восемнадцатилетнего возраста до 21 года

По состоянию на 1 мая 2013 г. общая численность осужденных и граждан в учреждениях УИС Республики Беларусь составляла 37 270 человек, из них в исправительных колониях – 22 689, в том числе в исправительных колониях – поселениях – 503, в воспитательных колониях – 174, в СИЗО и тюрьмах – 6 241, из них 539 осужденных к тюремному режиму. В арестных домах отбывает наказание 1 596 (в том числе на базе СИЗО – 915, на базе ИК – 681).

Количество осужденных к пожизненному заключению составляет 145 человек, из них 82 осужденных содержатся в тюрьме, 63 – в исправительных колониях. В лечебно-трудовых профилакториях находятся 4 943 граждан, из них 1 249 женщин.

В исправительных учреждениях открытого типа содержится 3 747 осужденных. В республиканской общесоматической больнице для осужденных проходило лечение 52 человека, в туберкулезной больнице – 554.

Количество подозреваемых и обвиняемых составляет 4 883 человек.

Лимит наполнения исправительных колоний для лиц, впервые отбывающих наказание (7 учреждений), составляет 10 370 человек, исправительных колоний для лиц, ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы (8 учреждений) – 15 200, исправительных колоний для содержания женщин (2 учреждения) – 2 900, исправительных колоний поселений (3 учреждения) – 700, воспитательной колонии (1 учреждение) – 510, тюрем (3 учреждения) – 850, арестных домов (9 учреждений на базе исправительных колоний и следственных изоляторов) – 1 930, следственных изоляторов и следственных корпусов тюрем (9 учреждений) – 6 370 человек. При этом перелимита на май 2013 г. ни по одному показателю не наблюдается. Снижение численности осужденных обусловлено, прежде всего, исполнением Закона «Об амнистии», по которому из исправительных учреждений освобождено 3 059 человек и 6 064 срок наказания сокращен на 1 год.

За январь-апрель 2013 г. всего зарегистрировано 167 нарушений дисциплины, законности, административного законодательства со стороны сотрудников органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, осуждено за совершение преступлений.

Из числа привлеченных к ответственности:

– осуждено за совершение преступлений – 1;

– привлечено к административной ответственности – 75;

– наказано за нарушение дисциплины – 87;

– наказано за нарушение законности – 4.

В отношении 3 сотрудников возбуждено 3 уголовных дела.

За январь-декабрь 2012 г. всего зарегистрировано 528 нарушений дисциплины, административного законодательства, осуждено за совершение преступлений.

Из числа привлеченных к ответственности:

– осуждено за совершение преступлений – 1, освобождено от наказания по нереабилитирующим основаниям – 2;

– привлечено к административной ответственности – 210;

– наказано за нарушение дисциплины – 296;

– наказано за нарушение законности – 19.

В отношении 5 сотрудников возбуждено 8 уголовных дел.

За управление транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения задержаны 6 сотрудников.



II. Кадровая деятельность пенитенциарных учреждений


  1. Штатная численность сотрудников пенитенциарной системы

Штатная численность сотрудников пенитенциарной системы составляет 7 842 единицы. Соотношение персонала и спецконтингента в среднем составляет 1 к 5.

  1. Количество сотрудников, погибших при исполнении служебных обязанностей

При исполнении служебных обязанностей погиб 1 сотрудник в 2003 г.

  1. Количественный и качественный состав сотрудников пенитенциарной системы (аттестованные, неаттестованные сотрудники)

Состав сотрудников пенитенциарной системы: 4 926 – аттестованный состав, 2 916 – гражданский персонал.

  1. Профессиональные требования, предъявляемые к сотрудникам пенитенциарных служб

Назначение на должности рядового, младшего, среднего и старшего начальствующего состава производится приказом Министра или другого начальника согласно компетенции, определяемой Министром, а на должности, включенные в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, и должности высшего начальствующего состава – Президентом Республики Беларусь.

При назначении на должности рядового и начальствующего состава учитываются следующие требования:

наличие у сотрудника соответствующих образования и квалификации;

назначение на должность сотрудника, зачисленного в распоряжение Министра или другого начальника, производится в возможно короткий срок;

сотрудникам, состоящим между собой в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, родные братья, сестры, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов), запрещается проходить службу в одном и том же органе внутренних дел, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

сотрудник, признанный военно-врачебной комиссией по состоянию здоровья годным к службе вне строя в мирное время, может быть назначен на должность, обязанности по которой он может исполнять с учетом состояния здоровья и рекомендаций военно-врачебной комиссии, или уволен со службы по основаниям и в порядке, установленным законодательством;

в связи с отказом сотруднику в допуске к государственным секретам или прекращением указанного допуска он подлежит назначению на другую должность или может быть уволен со службы по основаниям и в порядке, установленным законодательством.

Перевод сотрудника по службе означает дальнейшее прохождение им службы (военной службы) в другом органе внутренних дел либо в иной военизированной организации или воинском формировании.

Перемещение сотрудника по службе означает назначение его на другую должность в том же органе внутренних дел.

Перевод сотрудника по службе в другой орган внутренних дел либо перемещение по службе может производиться:

1. на высшую должность – в порядке продвижения по службе с согласия сотрудника;

2. на равную должность в связи:

– с проведением организационно-штатных мероприятий – с согласия сотрудника;

– с необходимостью замещения другой должности либо для более целесообразного использования сотрудника с учетом его деловых, личных качеств – с согласия сотрудника;

– с личной просьбой сотрудника – по семейным или другим обстоятельствам, препятствующим исполнению обязанностей по занимаемой должности;

– с состоянием здоровья – на основании заключения военно-врачебной комиссии и с согласия сотрудника;

– с отказом сотруднику в допуске к государственным секретам или прекращением указанного допуска;

– с окончанием срока замещения должности по конкурсу – с согласия сотрудника;

3. на низшую должность в связи:

– с ликвидацией, реорганизацией органа внутренних дел (организации, входящей в систему органов внутренних дел) и невозможностью перевода, перемещения на равную или высшую должность – с согласия сотрудника;

– с сокращением численности или штата и невозможностью перевода, перемещения на равную или высшую должность – с согласия сотрудника;

– с личной просьбой сотрудника – по семейным или другим обстоятельствам, препятствующим исполнению обязанностей по занимаемой должности;

– с состоянием здоровья – на основании заключения военно-врачебной комиссии и с согласия сотрудника;

– с несоответствием занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации – в аттестационном порядке;

– с реализацией дисциплинарного взыскания в виде понижения в должности. При этом снятие такого дисциплинарного взыскания не влечет за собой восстановления сотрудника в прежней должности. Назначение на высшую должность в данном случае осуществляется в порядке продвижения по службе;

– с окончанием срока замещения должности по конкурсу – с согласия сотрудника;

4. в связи с поступлением в учреждение образования Министерства внутренних дел для получения среднего специального, высшего и послевузовского образования в дневной форме получения образования и назначением на должность курсанта (слушателя, адъюнкта, докторанта) с освобождением от занимаемой должности;

5. в связи с назначением на должность после получения среднего специального, высшего образования I ступени в дневной форме получения образования, прохождения первоначальной подготовки в учреждении образования Министерства внутренних дел, учреждении дополнительного образования Министерства внутренних дел.

Распределение выпускников, получивших среднее специальное, высшее образование в дневной форме получения образования в учреждениях образования Министерства внутренних дел, производится в порядке, определяемом Министром;

6. в связи с назначением на должность после получения высшего образования II ступени, послевузовского образования в дневной форме получения образования в учреждении образования Министерства внутренних дел. При этом должность не должна быть ниже должности, занимаемой до поступления на обучение в это учреждение образования;

7. в связи с избранием на должность по конкурсу.

Должность считается высшей, если для нее штатным расписанием предусмотрено более высокое специальное звание, чем специальное звание по занимаемой должности, а при равенстве предусмотренных штатным расписанием специальных званий - более высокий должностной оклад, чем по занимаемой должности.

К назначению на высшую должность в первую очередь представляется сотрудник, состоящий в резерве руководящих кадров в органе внутренних дел.

Сотрудник, имеющий дисциплинарное взыскание, не может переводиться и перемещаться на высшую должность до снятия (погашения) дисциплинарного взыскания в установленном порядке.

Должность считается равной, если для нее штатным расписанием предусмотрены специальное звание и должностной оклад, равные специальному званию и должностному окладу по занимаемой должности.

Должность считается низшей, если для нее штатным расписанием предусмотрено более низкое специальное звание, чем специальное звание по занимаемой должности, а при равенстве предусмотренных штатным расписанием специальных званий – более низкий должностной оклад, чем по занимаемой должности.

Должности педагогических работников в учреждениях высшего образования Министерства внутренних дел могут замещаться по конкурсу. Перечень таких должностей, а также порядок проведения конкурса определяются Министром.

Перевод сотрудника по службе в другой орган внутренних дел либо перемещение по службе оформляется приказом Министра или другого начальника согласно компетенции, определяемой Министром. При этом при переводе, перемещении на равную или низшую должность в приказе указываются основания. Приказ объявляется сотруднику под роспись.

Перевод сотрудника по службе в другой орган внутренних дел по его инициативе осуществляется по согласованию с Министром или другим начальником согласно компетенции, определяемой Министром, а если перевод связан с состоянием здоровья сотрудника или члена его семьи – также на основании медицинского заключения военно-врачебной комиссии или врачебно-консультативной комиссии организации здравоохранения органов внутренних дел.

Сотрудник с его согласия или по его письменному рапорту может быть переведен для дальнейшего прохождения службы (военной службы) с исключением из кадров органов внутренних дел:

– в Следственный комитет, органы финансовых расследований, органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям, другие военизированные организации;

– в Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования.

Решение о переводе для дальнейшего прохождения службы (военной службы) в иные военизированные организации или воинские формирования, принимается в отношении:

1. сотрудников, занимающих должности, включенные в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, а также сотрудников, занимающих должности высшего начальствующего состава, – Президентом Республики Беларусь;

2. иных сотрудников – Министром по согласованию с руководителем военизированной организации или воинского формирования.

Сотрудник, в отношении которого принято решение о переводе для дальнейшего прохождения службы (военной службы) в иных военизированных организациях или воинских формированиях, приказом Министра исключается из кадров органов внутренних дел.

Сотрудник, исключенный из кадров органов внутренних дел, приказом Министра или другого начальника согласно компетенции, определяемой Министром, освобождается от занимаемой должности и исключается из списков личного состава органа внутренних дел, в котором он проходил службу.

Порядок убытия сотрудника к новому месту службы (военной службы) при переводе, перемещении по службе, а также приема-сдачи дел по прежней должности определяется Министром.

Предельный возраст состояния на службе:

Сотрудники могут состоять на службе до достижения предельного возраста в зависимости от присвоенных им следующих специальных званий:

1. до подполковника милиции, подполковника внутренней службы включительно – 45 лет;

2. полковник милиции, полковник внутренней службы – 50 лет;

3. генерал-майор милиции, генерал-майор внутренней службы, генерал-лейтенант милиции, генерал-лейтенант внутренней службы – 55 лет;

4. генерал-полковник милиции, генерал-полковник внутренней службы – 60 лет.

Сотрудники, достигшие предельного возраста состояния на службе, подлежат увольнению со службы, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь. При необходимости отдельные из них с учетом состояния здоровья и с их согласия могут быть оставлены на службе на срок до 5 лет, а также повторно на этот же срок.

Решение об оставлении на службе сверх предельного возраста состояния на службе на срок до 5 лет, а также повторно на такой же срок принимается в отношении сотрудников, имеющих специальные звания:

до подполковника милиции, подполковника внутренней службы включительно, – Министром по решению коллегии Министерства внутренних дел;

полковника милиции, полковника внутренней службы и высшего начальствующего состава, – Президентом Республики Беларусь на основании ходатайства Министра и решения коллегии Министерства внутренних дел.

Документы об оставлении на службе сотрудников, достигших предельного возраста состояния на службе, представляются в кадровое подразделение Министерства внутренних дел к 1 октября, а документы об оставлении на службе сотрудников, в отношении которых решение принимается Президентом Республики Беларусь, – в Государственный секретариат Совета Безопасности Республики Беларусь к 15 ноября года, предшествующего году достижения ими предельного возраста состояния на службе или истечения предыдущего срока оставления их на службе.

Решение об оставлении на службе сверх предельного возраста состояния на службе не исключает возможности увольнения сотрудников со службы.



  1. Наличие образовательных учреждений, осуществляющих подготовку специалистов в области пенитенциарной деятельности

В Республике Беларусь подготовка специалистов в области пенитенциарной деятельности осуществляется на базе уголовно-исполнительного факультета учреждения образования «Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь».

  1. Формы и направления подготовки персонала пенитенциарных учреждений

Подготовка персонала пенитенциарных учреждений осуществляется в рамках профессиональной подготовки сотрудников.

Основными видами профессиональной подготовки являются:

1) профессиональное образование:

– первоначальная подготовка;

– переподготовка;

– повышение квалификации;

– подготовка специалистов в учреждениях образования;

2) стажировка;

3) служебная подготовка:

– специальная подготовка;

– тактико-специальная подготовка;

– огневая подготовка;

– физическая подготовка;

– строевая подготовка;

– медицинская подготовка.
III. Охрана, режим и надзор в пенитенциарных учреждениях


  1. Состояние преступности в пенитенциарных учреждениях

За 4 месяца 2013 г. в исправительных учреждениях, следственных изоляторах, ЛТП зарегистрировано совершение 19 преступлений (2012 г. – 15). В том числе 16 уголовных дел возбуждены в профилактических целях по статье 411 УК Республики Беларусь за злостное неповиновение требованиям администрации мест лишения свободы (2012 г. – 13).

По тяжести преступлений допущено совершение:



  • менее тяжких – 2 (2012 г. – 0);

  • не представляющих большой общественной опасности – 17
    (2012 г. – 14).

По видам преступлений:

  • против собственности – 1 (2012 г. – 1);

  • против правосудия – 18 (2012 г. – 14)

В отношении осужденных к ограничению свободы с направлением в исправительные учреждения открытого типа за январь-апрель возбуждено 188 уголовных дел (2012 г. – 326), большинство из них по статье 415 УК Республики Беларусь за уклонение от отбывания наказания в виде ограничения свободы – 152 или 80,8 % (2012 г. – 232 или 71,7 %).

По тяжести преступлений допущено совершение:



  • особо тяжких – 0 (2012 г. – 2);

  • тяжких – 1 (2012 г. – 5);

  • менее тяжких – 181 (2012 г. – 315);

  • не представляющих большой общественной опасности – 3
    (2012 г. – 1).

По видам преступлений:

  • против жизни и здоровья – 0 (2012 г. – 3);

  • против здоровья населения – 7 (2012 г. – 21);

  • против общественного порядка и общественной нравственности – 1 (2012 г. – 1);

  • против порядка управления – 4 (2012 г. – 0);

  • против собственности – 20 (2012 г. – 64);

  • против безопасности движения и эксплуатации транспорта – 4
    (2012 г. – 3);

  • против правосудия – 152 (2012 г. – 232);

  • против интересов службы – 0 (2012 г. – 2).

За 12 месяцев 2012 г. в исправительных учреждениях, следственных изоляторах, ЛТП зарегистрировано совершение 73 преступлений (2011 г. – 80).

Не допущено совершения захватов заложников, массовых беспорядков, действий, дезорганизующих работу исправительных учреждений. Из 73 совершенных преступлений 60 уголовных дел или 82,1 % возбуждено в профилактических целях по статье 411 УК Республики Беларусь за злостное неповиновение требованиям администрации мест лишения свободы (2011 г. – 69 или 86,2 %).

По тяжести преступлений допущено совершение:


  • особо тяжких – 2 (2011 г. – 2);

  • тяжких – 3 (2011 г. – 6);

  • менее тяжких – 6 (2011 г. – 2);

  • не представляющих большой общественной опасности – 62
    (2011 г. – 70).

По видам преступлений:

  • против жизни и здоровья населения, общественного порядка и общественной нравственности – 5 (2011 г. – 6);

  • против порядка управления – 1 (2011 г. – 1);

  • против собственности – 4 (2011 г. – 0);

  • против правосудия – 62 (2011 г. – 72);

  • прочие – 1 (2011 г. – 1).

В отношении осужденных к ограничению свободы с направлением в исправительные учреждения открытого типа за 12 месяцев текущего года возбуждено 975 уголовных дел (2011 г. – 1 470), большинство из них по статье 415 УК Республики Беларусь за уклонение от отбывания наказания в виде ограничения свободы – 754 или 76,4 % (2011 г. – 1 062 или 72,2 %).

По тяжести преступлений допущено совершение:



  • особо тяжких – 7 (2011 г. – 16);

  • тяжких – 15 (2011 г. – 34);

  • менее тяжких – 942 (2011 г. – 1 402);

  • не представляющих большой общественной опасности – 11
    (2011 г. – 18).

По видам преступлений:

  • против жизни и здоровья населения, общественного порядка и общественной нравственности – 66 (2011 г. – 72);

  • против половой неприкосновенности – 4 (2011 г. – 3);

  • против порядка управления – 4 (2011 г. – 4);

  • против собственности – 143 (2011 г. – 311);

  • против безопасности движения и эксплуатации транспорта – 9
    (2011 г. – 16);

  • против осуществления экономической деятельности – 0 (2011 г. – 1);

  • против правосудия – 746 (2011 г. – 1 062);

  • против интересов службы – 3 (2011 г. – 0).

  1. Режим отбывания наказания и средства его обеспечения

Режим в исправительных учреждениях – установленный законодательством Республики Беларусь порядок исполнения и отбывания наказания, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание определенных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания в зависимости от поведения осужденного.

В исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые Министром внутренних дел Республики Беларусь по согласованию с Генеральным прокурором Республики Беларусь.

Осужденные носят одежду установленного образца, а в исправительных колониях особого режима – специального образца, определяемого Министерством внутренних дел Республики Беларусь.

Перечень и количество вещей и предметов, которые разрешается иметь при себе осужденным, устанавливаются Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений. Хранение осужденными при себе денег, ценных бумаг и иных ценностей, а также предметов, не указанных в перечне, не допускается.

Корреспонденция осужденных подлежит цензуре, а посылки, передачи, бандероли и мелкие пакеты – досмотру.

Осужденные, а также помещения, в которых они проживают, могут подвергаться обыску, а вещи осужденных – досмотру. Личный обыск производится лицами одного пола с осужденными.

Администрация исправительного учреждения вправе производить досмотр лиц и принадлежащих им вещей, транспортных средств, находящихся на территории исправительного учреждения, а также на прилегающих к нему территориях и производственных объектах, на которых работают осужденные и установлены режимные требования, изымать у этих лиц предметы и вещи, не входящие в перечень предметов и вещей, разрешенных к получению и хранению.

Обнаруженные у осужденных деньги, иностранная валюта изымаются и, как правило, зачисляются на счет исправительного учреждения по мотивированному постановлению начальника исправительного учреждения, санкционированному прокурором. Ценные вещи и предметы, запрещенные к использованию в исправительных учреждениях, изымаются и в зависимости от их характера и обстоятельств их приобретения сдаются на хранение, либо уничтожаются, либо реализуются.



  1. Средства инженерно-технических систем охраны тюрем и других пенитенциарных учреждений

Администрация исправительных учреждений вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля для предупреждения побегов и других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания, а также получения необходимой информации о поведении осужденных. Она обязана под расписку уведомлять осужденных об использовании в отношении их средств контроля и надзора.

В настоящее время в учреждениях пенитенциарной системы используются такие инженерно-технические средства охраны и надзора как технические средства охраны «Ночь-12» и интегрированный комплекс охраны «777», в пяти исправительных учреждениях установлен интегрированный комплекс надзора «777».



  1. Особенности содержания и надзора за особо опасными преступниками

В исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы Республики Беларусь предъявляются особые требования по содержанию осужденных к пожизненному заключению, осужденных к заключению в тюрьме, также осужденных, переведенных в тюрьму на срок до трех лет за нарушение режима содержания в исправительных колониях.

Осужденные мужчины при особо опасном рецидиве преступлений, а также осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным заключением, осужденные к пожизненному заключению, осужденные, которым смертная казнь или пожизненное заключение заменены лишением свободы отбывают наказание в исправительных колониях особого режима

В помещениях камерного типа исправительной колонии особого режима содержатся осужденные за тяжкие и особо тяжкие преступления, а также осужденные за умышленные преступления, совершенные в период отбывания наказания в виде лишения свободы.

Осужденные к лишению свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии в условиях особого режима вправе:

1) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости денежные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере трех базовых величин в порядке, определяемом частями 2–6 статьи 82 УИК;

2) иметь два краткосрочных и одно длительное свидание в течение года;

3) получать одну посылку или передачу и две бандероли или два мелких пакета в течение

2. Осужденным к лишению свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии в условиях особого режима, переведенным на улучшенные условия содержания, разрешается дополнительно:

1) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости денежные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере одной базовой величины в порядке, определяемом частями 2–6 статьи 82 УИК;

2) иметь одно краткосрочное и одно длительное свидание в течение года;

3) получать одну посылку или передачу и две бандероли или два мелких пакета в течение года.

Осужденным к лишению свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии в условиях особого режима, содержащимся в помещениях камерного типа, разрешается иметь ежедневную прогулку продолжительностью до двух часов.

В тюрьмах отбывают наказание осужденные к лишению свободы на срок свыше пяти лет за совершение особо тяжких преступлений, при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным заключением, осужденные к пожизненному заключению, а также осужденные, переведенные в тюрьму из исправительных колоний за злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания.

В тюрьмах осужденные к лишению свободы содержатся в запираемых общих камерах. В необходимых случаях по постановлению начальника тюрьмы и с согласия прокурора они могут содержаться в одиночных камерах.

Раздельно содержатся осужденные, находящиеся на общем и строгом режимах.

Прогулки осужденных, содержащихся в тюрьме, проводятся покамерно в дневное время на специально оборудованной на открытом воздухе части территории тюрьмы. Прогулка осужденного может быть досрочно прекращена в случае нарушения им установленных правил внутреннего распорядка.

Осужденным, отбывающим наказание на общем режиме, разрешается:

1) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости денежные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере двух базовых величин;

2) иметь два краткосрочных свидания в течение года;

3) получать одну посылку или передачу и две бандероли или два мелких пакета в течение года;

4) иметь ежедневную прогулку продолжительностью до полутора часов.

Осужденным, отбывающим наказание на строгом режиме, разрешается:

1) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости денежные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере одной базовой;

2) иметь одно краткосрочное свидание в течение года;

3) получать одну бандероль или один мелкий пакет в течение года;

4) пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью один час.

Осужденные к пожизненному заключению, а также осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным заключением, отбывают наказание в исправительной колонии особого режима или в тюрьме.

Осужденные, отбывающие наказание в виде пожизненного заключения в исправительной колонии особого режима или в тюрьме, содержатся отдельно от других осужденных, отбывающих наказание в данной колонии или в тюрьме.

Осужденные, отбывающие пожизненное заключение, содержатся в помещениях камерного типа или в обычных жилых помещениях исправительной колонии особого режима, камерах тюрьмы и носят одежду специального образца.

Осужденные к пожизненному заключению содержатся в помещениях камерного типа исправительной колонии особого режима, камерах тюрьмы, как правило, не более чем по два человека. По просьбе осужденного и в иных необходимых случаях по постановлению начальника исправительной колонии, тюрьмы при возникновении угрозы личной безопасности осужденного он может содержаться в одиночной камере. Труд таких осужденных организуется с учетом требований содержания осужденных в камерах.

Перевод осужденных к пожизненному заключению в обычные жилые помещения исправительной колонии особого режима производится при отсутствии взысканий за нарушение установленного порядка отбывания наказания и при добросовестном отношении к труду по отбытии ими не менее десяти лет пожизненного заключения.

Осужденные к пожизненному заключению, содержащиеся в обычных жилых помещениях исправительной колонии особого режима и злостно нарушающие установленный порядок отбывания наказания, переводятся в помещения камерного типа исправительной колонии особого режима, в тюрьму. Повторный перевод в обычные жилые помещения допускается не ранее чем через год.

Перевод осужденных к пожизненному заключению из тюрьмы в исправительную колонию особого режима для содержания в обычных жилых помещениях, либо из исправительной колонии особого режима в тюрьму осуществляется судом по представлению администрации исправительного учреждения, согласованному с наблюдательной комиссией при местном исполнительном и распорядительном органе.

Осужденные к пожизненному заключению вправе:

1) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости денежные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере трех базовых;

2) иметь два краткосрочных свидания в течение года;

3) получать одну посылку или передачу и две бандероли или два мелких пакета в течение года;

4) иметь ежедневную прогулку продолжительностью тридцать минут.

По истечении десяти лет пожизненного заключения осужденные могут быть переведены на улучшенные условия содержания. В этом случае им разрешается дополнительно:

1) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости денежные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере одной базовой величины;

2) иметь одно краткосрочное свидание в течение года;

3) получать одну посылку или передачу и две бандероли или два мелких пакета в течение года;

4) иметь ежедневную прогулку продолжительностью тридцать минут.

На осужденных к пожизненному заключению распространяются условия отбывания наказания, установленные для осужденных к лишению свободы, с учетом особенностей отбывания пожизненного заключения.


следующая страница >>