«Оценка воздействия реставрации памятников истории и культуры на социально-экономическое развитие территории - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Закон об охране и использовании памятников истории и культуры в ред. 1 48.61kb.
Ооо научно-проектное реставрационное предприятие «Симаргл». 1 526.17kb.
Об участии Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры... 1 104.85kb.
Социально-экономическое развитие Червенского района в первом квартале... 1 23.41kb.
Закон Калининградской области от 17 декабря 2003 г. N 344 "Об объектах... 1 369.12kb.
Социально-экономическое развитие СССР и общественно-политическая... 1 354.87kb.
Семинарские занятия по истории славянских стран в средние века и... 1 197.8kb.
Программа дисциплины «Социально-экономическая система советской и... 1 281.29kb.
Начало войны (1775) 15 1 389.09kb.
О текущей ситуации 2 443.27kb.
Социально-экономическое развитие России после вступления в вто 3 1238.31kb.
А. Пентковский Студийский устав и уставы студийской традиции 1 248.29kb.
- 4 1234.94kb.
«Оценка воздействия реставрации памятников истории и культуры на социально-экономическое - страница №1/7


Правительство Российской Федерации

Санкт-Петербургский филиал федерального государственного

автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Национальный Исследовательский Университет "Высшая школа экономики"»
Факультет экономики

Кафедра городской и региональной экономики

БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА

На тему: «Оценка воздействия реставрации памятников истории

и культуры на социально-экономическое развитие территории

(на примере Выборгского замка)»
Направление экономика

Программа очная


Студент группы №143

Бруенкова Татьяна Сергеевна


Научный руководитель

Профессор, Лимонов Леонид Эдуардович

Консультант

Преподаватель, Несена Марина Васильевна

Санкт-Петербург

2013

СОДЕРЖАНИЕ



СОДЕРЖАНИЕ 2

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Теоретические основы оценки окупаемости государственных инвестиций 5

1.1. Внешние эффекты – экстерналии 5

1.2. Социальная ставка дисконтирования 9

1.3. Теневые цены 11

1.4. Сравнительный анализ методик оценки эффективности государственных инвестиций 14

Глава 2. Влияние развития туризма на социально-экономическое развитие региона 18

2.1. Туризм как фактор социально-экономического развития региона 18

2.2. Выборг как главный туристический центр Ленинградской области 20

2.3. Методика туристического мультипликатора 21

Глава 3. Анализ затраты-выгоды по методике ЕС 25

3.1. Описание проекта и результаты оценки эффективности инвестиций 25

по Российской методике 25

3.2. Финансовый анализ для Выборгского замка по методике EC 28

3.3. Оценка экстерналий от реставрации объектов Выборгского замка 30

3.4. Экономический анализ по методике ЕС 39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46


ВВЕДЕНИЕ


Каждый объект культурного наследия представляет собой уникальную ценность и является неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. Однако на сегодняшний день плачевное состояние этих объектов представляет серьезную угрозу утраты исторического и культурного наследия. Наиболее эффективным методом сохранения объектов культурного наследия является их реставрация, которая включает целый сложный комплекс строительных работ, от реставрации живописи до ремонта фасадов. Результатом реставрации становится не только улучшение физического состояния объекта, но и ряд внешних эффектов, в частности положительных, которые оказывают стимулирующее влияние на развитие региональных отраслей, тем самым способствуют развитию города, области и страны в целом, где расположен реставрируемый памятник истории и культуры.

Целью данной работы является оценка эффективности государственных инвестиций и воздействия реставрации памятников истории и культуры на социально-экономическое развитие территории на примере Выборгского Замка.

В рамках поставленной цели можно выделить следующие задачи:

1) Изучить теоретические основы оценки окупаемости государственных инвестиций: внешние эффекты, теневые цены, социальная ставка дисконтирования, методики оценки экстерналий;

2) сравнить методологии оценки эффективности государственных инвестиций: Российская методика, методики ЕС и Всемирного Банка;

3) проанализировать проект реставрации объектов Выборгского замка;

4) оценить внешние эффекты от реставрации объектов Выборгского замка с помощью мультипликатора;

5) провести финансовый и экономический анализ по методике EC.

Объектом исследования является реставрация памятников истории и культуры как фактор социально-экономического развития территории, а именно проект реставрации объектов Выборгского замка.

Предметом исследования являются внешние эффекты, которые возникают в результате реставрации объектов культурного наследия.

Анализ научных работ свидетельствует о том, что подходы к оценке экстерналий от реставрации объектов культурного наследия и проблема эффективности вложений государственных инвестиций в той или иной степени были изучены в работах зарубежных исследователей Р. Лэйарда, С. Глейстера, Г. Кэмпбелла, Р. Брауна, Д. Рипкема. Также интересны подходы Д. Кейнса, Т. Армстронга, Ч. Тейлора, Р. Харрода и Е. Домара к оценке мультипликативного эффекта.

Для решения задач были изучены статьи и исследования российских и зарубежных ученых и аналитиков, рассмотрены рекомендации международных организаций, проанализированы результаты аналогичных исследований. В результате проделанной работы получена оценка внешних эффектов для региона от реставрации объектов Выборгского замка, а также сделаны выводы об эффективности вложений государственных инвестиций в данный проект.

Структура работы полностью соответствует поставленным задачам и выглядит следующим образом: работа разделена 3 главы, которые в свою очередь делятся на подглавы. В первой главе определяются общие понятия, принципы, особенности оценки окупаемости государственных инвестиций.

Вторая глава посвящена подходам к оценке внешних эффектов. В третьей главе проводятся расчеты внешних эффектов от реставрации Выборгского замка. Таким образом, первая глава и вторая главы являются теоретической основой для третьей главы, что является показателем наглядности и хорошего усвоения изложенного материала.

Для написания данной работы были использованы как теоретические, так и эмпирические методы: наблюдение, анализ и синтез, группировка, сравнение и другие. Кроме того, была изучена различная экономическая литература: книги, статьи, электронные ресурсы как на русском, так и на английском языках.

Глава 1. Теоретические основы оценки окупаемости государственных инвестиций

1.1. Внешние эффекты – экстерналии


Говоря об оценке эффективности инвестиционных проектов, чаще всего подразумевается его финансовая эффективность, т. е. оценка экономических результатов проекта для инвестора. Данная оценка широко применяется на практике и глубоко изучена. Однако когда речь идет об оценке эффективности с позиции государства и общества, т. е. общественной эффективности, нельзя ограничиваться только оценкой финансового результата для небольшой группы лиц, непосредственно задействованных в проекте. Дополнительный вклад в общественную эффективность проекта может быть получен в результате оценки различных внешних эффектов – экстерналий [38].

В экономической теории выделяются отрицательные и положительные внешние эффекты. Основной причиной возникновения отрицательных экстерналий является несовпадение предельных частных и социальных величин, а именно затрат и выгод.

Отрицательные экстерналии возникают в ситуации, когда предельные социальные издержки выше, чем предельные частные издержки (рис. 1).

Рисунок 1



безымянный.jpg

В условиях конкурентного рынка предельные частные издержки равны объему предложения фирмы PMC = S. Общее равновесие на рынке достигается при потреблении QC единиц продукции по цене PC. Однако, если принять во внимание наличие внешнего отрицательного эффекта, то SMC > PMC при любом объеме производства. В данном случае общее равновесие будет достигаться при потреблении QS единиц продукции по цене PS. В результате отрицательной экстерналии, объем потребления сократился на QС QS.

Определим размер ущерба от действия отрицательных внешних эффектов (рис. 2) [27].

Рисунок 2



безымянный1.jpg

При условии общего равновесия в точке (QС,PС), излишек потребителя представляет собой разницу между готовностью платить, которая равна высоте кривой спроса, и ценой товара. В данном случае излишек потребителя равен площади A + B + C + D. Разница между доходами на единицу товара и предельными издержками производства определяется как излишек производителя, который равен площади F + G + H.


Производство продукта Q генерирует отрицательные экстерналии, другими словами – предельные внешние издержки (MEC). Если эти затраты постоянны, то общие затраты производства товара Q для общества представляют кривую предельных социальных затрат, где MSC = РMC + MEC. Внешние издержки производства QC единиц товара равны площади C + D + E + G + H. В результате, общественное благосостояние равно сумме излишков потребителя и производителя за вычетом внешних издержек: A + B + F – E.

В результате наличия отрицательных экстерналий общее равновесие переносится в точку (QS,PS). Излишек производителя равен площади B + C + F + G, излишек потребителя равен площади фигуры А, внешние издержки производства QS единиц товара составляют C + G, общественное благосостояние составляет A + B + F.

Таким образом, в условиях конкурентного рынка разница между общественным благосостоянием в двух точках общего равновесия – есть безвозвратные потери от действия отрицательных экстерналий, которые равны площади треугольника E.

Одним из примеров положительных внешних эффектов является увеличение излишка потребителя, т.е. увеличение разницы между тем, что потребители готовы платить за продукт или услуги, и тем, что они на самом деле платят.

Оценка излишка потребителя значительно упрощается при некоторых предположениях. Рассмотрим проект, одним из эффектов реализации является снижение стоимости продукта или услуги снижается с P1 до P2. В результате снижения цены объем спроса увеличивается с Q1 до Q2 (Рис. 3). Излишек потребителя равен сумме площадей фигур A и В. Площадь прямоугольника A равна произведению разницы цен (P1 – P2) и количества товара Q1, проданного по старой цене P1, другими словами, это та сумма, которую потребители сохранили в результате падения цен.  
Рисунок 3

безымянный2.jpg

Возможна и обратная ситуация, когда увеличение объема спроса снижает стоимость продукта для потребителя. В данном случае потребитель экономит сумму равную площади прямоугольника А, однако эта экономия компенсируется соответствующим сокращением доходов компании, предоставляющей товары или услуги. В результате, чистая выгода для общества в результате экономии равно только площади фигуры В.



1.2. Социальная ставка дисконтирования


Международная практика оценки эффективности инвестиций существенно базируется на концепции временной стоимости денег. Суть данного подхода заключается в приведении будущих денежных потоков к «сегодняшнему» дню с помощью ставки дисконтирования. Отсутствие идеальных рынков капитала и рыночные искажения приводят к тому, что рыночная и социальная ставка дисконтирования не совпадают друг с другом.

Для выбора общественной ставки дисконтирования используется ряд подходов: норма доходности от наилучшей альтернативной инвестиции, стоимость заимствованных денежных средств, социальная ставка межвременных предпочтений [3].

Использование альтернативной нормы доходности в качестве социальной ставки дисконтирования означает, что инвестор имеет возможность выбора инвестиционных проектов и может определить лучший из них. При определении социальной альтернативной стоимости капитала для общественных проектов анализируется результат от инвестиций в проект, причем наиболее важной является социальная значимость. Оценка социальной значимости возможна только специальными, косвенными методами с субъективными оценками аналитика, что говорит о сомнительной достоверности данного подхода.

На практике при оценке социальной ставки дисконтирования предлагается использование модели WACC, согласно которой социальная ставка дисконтирования равна стоимости заимствования для государства, поскольку государство не выпускает акции и не платит налоги. Наиболее распространенным подходом к определению ставки заимствования является использование ставки по долгосрочным государственным облигациям. Кроме того, при определении процентной ставки необходимо учесть каким органом власти будет финансирована программа и согласовать ставку с временным горизонтом инвестирования.

Социальная ставка межвременных предпочтений представляет собой ставку, по которой общество готово отказаться от потребления в настоящем ради потребления в будущем. Конечная формула для оценки социальной ставки межвременных предпочтений имеет следующий вид [7]:

SRTP= δ+L+ μ+g (1)

где:


δчистая ставка межвременных предпочтений,

L – уровень риска для жизни,

μэластичность предельной полезности потребления,

gтемп прироста потребления на душу населения.
На сегодняшний день, не смотря на многолетние исследования, в экономической теории отсутствует единый подход к оценке социальной ставки дисконтирования. Наиболее распространенным считается использование социальной ставки межвременных предпочтений, значение которой соизмеримо с доходностью государственных ценных бумаг в среднесрочном периоде. Однако, в ходе данной работы не будет проводиться расчетов социальной ставки дисконтирования, а будет использовано рекомендованное Европейской Комиссией значение социальной ставки дисконтирования, равное 3,5%.


следующая страница >>