Оценка эффективности применения аутсорсинга с целью повышения конкурентоспособности компаний И. Т. – сектора в международной торговл - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Оценка эффективности работы управляющих компаний, осуществляющих... 1 44.51kb.
Обоснование развития производства и повышения конкурентоспособности... 1 340.72kb.
Конкурса, награжденных Дипломами «За достижение высокой эффективности... 1 70.57kb.
Программа повышения конкурентоспособности 4 1268.79kb.
«Оценка воздействия реставрации памятников истории и культуры на... 7 1056.82kb.
В поисках совершенства: уроки самых успешных компаний Америки 4 404.63kb.
Икт – технологии: повышение эффективности самообразования педагогов 1 37.96kb.
Оценка эффективности маркетинговых исследований с позиции экономических... 1 55.16kb.
Литература 35 Приложение A: Торговые данные по Казахстану 84 13 2477.56kb.
Минэкономразвития РФ герман Греф не видит серьезных угроз для страхового... 1 17.86kb.
Программа кружка «Программирование в среде ПервоЛого» 1 90.35kb.
Решение специализированной задачи: разработка продукции для заказчика. 1 302.63kb.
- 4 1234.94kb.
Оценка эффективности применения аутсорсинга с целью повышения конкурентоспособности - страница №1/4

Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"


Факультет Мировой экономики и мировой политики
Кафедра Экономики


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА


На тему:

Оценка эффективности применения аутсорсинга с целью повышения конкурентоспособности компаний И.Т. – сектора в международной торговле”

Студент группы № 466

Прохоренко Андрей Кириллович


Руководитель ВКР

Старший преподаватель,

Данилина Вера Николаевна

Москва, 2013


Оглавление


Введение 2

Глава 1. Аутсорсинг как феномен в международной торговле 4

1.1 Аутсорсинг: Сущность и Эволюция 4

1.1 Рынок IT – аутсорсинга 7

1.2 Аутсорсинг как инструмент повышения конкурентоспособности в международной торговле 7

1.3 Основные Этапы эволюции аутсорсинга 10

Глава 2. ИТ аутсорсинг 12

1.1 Зарубежный опыт использования аутсорсинга 18

1.2 Факторы, влияющие на переход к аутсорсингу 20

1.3 Аутсорсинг в России 23

Глава 3. Внедрение аутсорсинга 28

3.1 Риски аутсорсинга 28

3.2 Эффективность аутсорсинга 30

3.3 Моделирование процесса аутсорсинга 32

3.4 Тенденции внедрения аутсорсинга в ИТ компаниях 37

Заключение 41



Список используемой литературы 43











Введение



Одним из самых важных законов, который определяет современное развитие экономики, является закон о разделении труда. Множество экономических процессов можно объяснить, применив этот закон. Одним из его проявлений на микроуровне является такое относительно новое явление как аутсорсинг. Под этим термином принято понимать передачу не-ключевых функций организации внешним исполнителям. Аутсорсинг является наиболее распространенной формой инноваций в организации бизнеса компаний, направленных на повышение экономической эффективности, использования ресурсов путем снижения издержек производства и повышения производительности труда. К организациям, активно использующим аутсорсинг, в первую очередь относят транснациональные корпорации, а также различные инновационные промышленные комплексы. Сегодня каждое предприятие, вовлеченное в мировую экономическую систему, старается тем или иным образом повысить эффективность своей деятельности. В связи с расширением границ международной торговли, расширяется и ресурсная база услуг, которые могут использовать компании. С одной стороны – аутсорсинг, это феномен, который уже на протяжении достаточно долгого времени интегрируется в компаниях и корпорациях. Но с другой, это относительно новое явление, получившее дополнительный импульс в период мирового финансового кризиса 2008/2009 года. Кроме того, активно меняется расстановка сил в мировой экономике – Азия, Китай и юго-восточная Азия активно набирают обороты и вырываются в мировые лидеры, имея на руках такие преимущества, как интенсивность рабочего труда (labor intensity factor). Либерализация барьеров в мировых отношениях существенно повышает уровень конкуренции среди стран и компаний. Данная современная конфигурация создает условия для создания крупных компаний, которые работают в рамках мировой экономики. В веке информационных технологий ИТ направление необходимо для функционирования компаний в любой отрасли в связи с усложнением взаимодействия в мире, изменениях в технологических требованиях. Ключевыми особенностями ИТ являются легкость в перемещении, изменчивость и дифференцируемость. Отсюда возникает очень много возможностей для аутсорсинга услуг в компаниях. Поскольку разработка современных решений по оптимизации и повышению эффективности является очень затратной, то аутсорсинг является идеальным решением во многих случаях. В связи с этим, аутсорсинг в сфере ИТ на сегодняшний день является актуальным. Предметом исследования данной работы является аутсорсинг, а объектом – международные компании ИТ сектора. Целью работы является поиск адекватных методов оценки эффективности аутсорсинга. Несмотря на все плюсы, которые приносит аутсорсинг компании, а также радикальные перемены в отношениях между производителем и потребителем в экономике, практика его применения требует подробного изучения. Задачами данной работы являются обзор истории развития аутсорсинга, представление различных критериев оценки эффективности аутсорсинга, а также рассмотрение методов интерпретации этих критериев. Для достижения данных целей, будут использованы следующие методы: анализ научной литературы, статей, книг, статистических сборников, докладов, а также ресурсов сети интернет. В целом, данная тема недостаточно разработана в мировой практике, и литературе, однако чаще всего рассматривается сфера ИТ. При изучении данной темы я опирался на работы таких авторов, как: Портер М., Румянцева З.П., Хейвуд Д., Морган П., Бравар Ж-Л., Аксенов Е. и др. Итог данного исследования отражает оценку целесообразности применения аутсорсинга в различных направлениях оптимизации эффективности работы ИТ-компаний в мировой экономике, оценки рисков. В работе также определены наиболее подходящие методы оценки эффективности применения аутсорсинга.

Глава 1. Аутсорсинг как феномен в международной торговле

1.1 Аутсорсинг: Сущность и Эволюция

Нынешнее состояние мировой экономики, прежде всего, характеризуется высокой взаимосвязанностью стран. Это объясняется постоянными изменениями в структуре производства по всему миру, а также развитием международной торговли и потоков инвестиций, наличием ТНК и усиливающимися информационными связями. Существует множество определений аутсорсинга, на мой взгляд, самое точное из них: Аутсорсинг это практика, используемая различными компаниями для снижения издержек путем передачи части работы внешним подрядчикам, вместо того, чтобы выполнять ее внутри компании.1 За последние десятилетия компании все больше используют аутсорсинг как инструмент повышения конкурентоспособности. Наличие долгосрочной стратегии аутсорсинга у компании необходимо для развития конкурентоспособности бизнеса в современных условиях. Главным отличием аутсорсинга от других существующих форм сотрудничества, являются гарантии ответственности по выполнению со стороны исполнителя, а также наличие постоянной основы данного сотрудничества. Аутсорсинг также предполагает некоторую реструктуризацию производства корпорации. Основной причиной использования внешних ресурсов является тот факт, что ни у одной компании нет полного набора знаний и возможностей для конкурирования во всех видах деятельности. За счет освобождающихся ресурсов, создаются условия для успешной конкуренции с другими организациями. Более того, немаловажным является то, что аутсорсинг повышает конкурентоспособность тех компаний, которые его используют, а это в свою очередь ведет к повышению качества обслуживания для потребителей. Механизм оплаты труда аутсорсинга абсолютно прозрачен: аутсорсер устанавливает цену на свои услуги, основываясь на ожидаемой рентабельности. Уровень рентабельности зачастую определяется совместно с заказчиком посредством переговоров.

Противоположным аутсорсингу является инсорсинг. Инсорсинг это передача проекта человеку или департаменту внутри компании, вместо того чтобы отдать его на выполнение человеку извне или другой компании.2 Компании не всегда прибегают к аутсорсингу, поскольку в ряде случаев, им необходимо защититься от негативных результатов работы с внешним поставщиком. Основным способом защиты является инсорсинг. Более того, инсорсинг положительно сказывается на постоянном росте внутренних подразделений компании. Наличие внутренних ресурсов для осуществления стратегически важных задач обязательно для поддержания жизнеспособности компании. Однако существование полностью замкнутых предприятий в большинстве случаев не обосновано экономически, что сказывается на снижении конкурентоспособности компании. Структура подобного рода компаний слишком усложнена огромным множеством систем и процессов.
Так, институт аутсорсинга США (Outsourcing Institute USA) выделяет следующие основные виды аутсорсинга, существующие сегодня3:


  1. Производственный аутсорсинг – компания отдает часть своей цепочки производственных процессов или весь цикл производства сторонней компании с целью дальнейшего взаимодействия в рамках аутсорсинга. Производственный аутсорсинг позволяет сосредоточиться на разработке новых товаров и услуг для обеспечения конкурентного преимущества, а также увеличить гибкость производства.

  2. IT аутсорсинг, лидер в данном сегменте – полная или частичная передача сторонней организации функций по обслуживанию информационных потребностей предприятия. Субъектами являются аутсорсеры, выполняющие определенные виды IT-услуг с использованием своих собственных ресурсов в соответствии с договором. Наиболее важной причиной заключения договоров по IT-аутсорсингу считается постоянная нехватка квалифицированного персонала для стремительно растущего рынка.

  3. Аутсорсинг бизнес процессов – характеризуется включением в контракт о передаче комплекса второстепенных технологических процессов, состав которого постоянно меняется по объёму, ассортименту, структуре. Это, как правило: финансы, бухгалтерия, трудовые ресурсы, обслуживание, маркетинг, аудит.

Помимо всего прочего, методика аутсорсинга логически дополняет ряд современных концепций управления. Определение лучшего исполнителя той или иной функции и последующая делегация ему полномочий очень гармонично сочетается с концепцией TQM (Total quality management) – всеобщее управление качеством, Lean management (бережливое производство) и прочие. Упор на не только лучший финансовый, но еще и качественный результат позволяет аутсорсингу быть неотъемлемой частью эволюции современной экономики.



1.1 Рынок IT – аутсорсинга

Наиболее развитым видом услуг аутсорсинга на сегодняшний день является аутсорсинг информационных технологий. Это в первую очередь связано с тем, что имеются устойчивые тенденции в расширении области применения новых информационных технологий практически во всех отраслях деятельности организаций. Понятие ИТ аутсорсинга охватывает разнообразные виды деятельности, связанные с получением, обработкой, хранением и передачей информации, а также большой спектр консалтинговых услуг. Клиентами аутсорсера различных видов услуг в большинстве своем являются крупные международные банки, государственные структуры и промышленные корпорации. Одной из самых заметных тенденций за последние десятилетия, по мнению исследователей, является смещение упора от аппаратных средств к программному обеспечению услуг. Несмотря на минувший мировой финансовый кризис, затронувший отрасли ИКТ, рынок услуг IT - аутсорсинга постоянно увеличивается, причем Азиатский регион имеет самые большие темпы роста.




1.2 Аутсорсинг как инструмент повышения конкурентоспособности в международной торговле

Последние исследования (H. Görg and A. Hanley : International Outsourcing and Productivity; Vikram Rao: Global Competitiveness Through Outsourcing Implications for services and manufacturing; Matilda Alexandrova: International Outsourcing: Incentives, Benefits and Risks For the Companies In SEE Countries; Michael Porter:

The Essential Guide to Competition and Strategy и др.) показывают, что аутсорсинг является одним из основных инструментов, позволяющих увеличить международную конкурентоспособность, и, соответственно, торговлю. Аутсорсинг сегодня становится главной стратегией для множества компаний, особенно для ИТ компаний. Стратегический аутсорсинг это процесс задействования услуг поставщика для выполнения важных задач, которые бы в противном случае решались внутри организации. Зачастую это делается для того, чтобы организация могла наилучшим образом использовать свои ресурсы для получения конкурентного преимущества, а также способствуя достижению поставленных целей.4 В последнее время, все больше и больше компаний извлекают прибыль, используя услуги Юго-Восточного региона Азии и других развивающихся регионов. Согласно рейтингам журнала Fortune, более чем 2/3 всех лидирующих корпораций используют аутсорсинг.5 Крупные предприятия могут извлечь выгоду от стратегического аутсорсинга, который позволяет им использовать свои ресурсы для достижения большего преимущества. Например, предприятие может не иметь собственного отдела по продажам, а может передавать эту функцию другим лицам, которые будут наращивать продажи от имени этой компании. В данном случае, компании не придется выплачивать зарплату и оформлять социальный пакет продавцам. Согласно оценкам компании Oracle (разработчик программного обеспечения для ИТ организаций), крупные компании, использующие услуги аутсорсинга, могут снизить свои затраты на оплату труда примерно на 75%.6

Основная идея стратегического аутсорсинга состоит в том, чтобы расширить поле действия компании, не прибегая к большим переменным затратам. Помимо этого, преимущество заключается в том, что компания имеет быстрый доступ к профессионалам, специализирующимся на передаваемой им функции. Профессионал не нуждается в дополнительном обучении, что также дает преимущество компании. Так, например, в Индии высоко технологический сектор увеличивается на 30% каждый год. Индия считается мировым лидером в ИТ аутсорсинге, поскольку имея более чем десятилетний опыт, она обрабатывает более 80% проектов в этой сфере по всему миру.7 Перед тем, как войти на новый рынок в международной торговле, компании использую различные стратегии. Для того, чтобы компания смогла успешно передать часть своих функций, нужно учитывать несколько важных факторов. Следовательно, в случае, когда организация передает часть своих функций внешним компаниям-факторам, фирме необходимо контролировать передаваемые функции.8 Возникает необходимость в мониторинге внешних подрядчиков, для того чтобы удостовериться в качестве оказываемых услуг и соблюдении условий контракта, оговоренных заранее. Это в свою очередь требует компетентности персонала внутри компании, который будет способен отслеживать все эти условия контракта. Получается, что прежде чем ИТ компания передаст свои функции внешним подрядчикам, очень важно оценить полную стоимость всех текущих внутренних проектов, для того чтобы определить, будет ли выгодным аутсорсинг. Снижение стоимости является одним из самых важных факторов, влияющих на решение об аутсорсинге.



То, каким образом компания решит экспортировать свою продукцию, может существенным образом сказаться на экспортном плане, а также на соответствующих маркетинговых стратегиях. Основное различие между подходами к экспорту связано с уровнем вовлеченности компании в процесс экспорта. Существует множество стратегий для внедрения на рынок, которые могут использоваться как по отдельности, так и в совокупности, но все они подразумевают использование аутсорсинга.9 Исходя из вышесказанного, мы видим, что компании используют множество видов аутсорсинга для улучшения своей конкурентоспособности в международной торговле, а также для снижения своих издержек. Но основная идея состоит в том, что компании пытаются использовать аутсорсинг как экспортную стратегию. Основными причинами для этого являются предоставляемый оперативный доступ к специалистам, а также возможность сконцентрироваться на основной деятельности, тем самым увеличивая продуктивность.

следующая страница >>