Общая характеристика истории и литературы первой половины XX века - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Общая характеристика истории и литературы первой половины XX века - страница №1/1


«МЕДЛЕННО ИСТОРИЯ ЛИСТАЕТСЯ..,

ВСЕ СТАРЕЕТ - РОДИНА НЕ СТАРИТСЯ!»

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОРИИ И ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА

Цель: изучение событий истории и освещение их в литературе.

Задачи:

1. Вспомнить основные исторические события первой половины XX века и показать, как они отражены в литературе.

2. Уметь пользоваться сопоставительным методом и видеть предмет изучения в целом.

3. Воспитывать любовь к отечеству через изучение памятных страниц истории.



Оформление

«Медленно история листается... всё стареет - Родина не старится!»

Ведущий 1:

Идя по улицам города, мы видим лица, дома, скверы, площади. Но город в целом мы можем увидеть, только поднявшись ввысь: на башню, гору или с самолёта...

Мы сегодня попробуем взглянуть как бы сверху на огромное историческое полотно и увидеть, куда течёт река литературы.

Объектом нашего внимания будет XX век: общая характеристика исторических и литературных событий.


Ведущий 2:

В двадцатом удивительном столетье,

Польстившись на избранничества стимул,

Россия показала всей планете,

Что гений и злодейство совместимы.
Ведущий 1:

К началу XX века определились основные силы мира - это государства: Франция, Англия, Германия, Россия. Началась борьба за сферы влияния. Обнаружился духовный кризис, причинами которого являлись исчерпанность прежних ценностных ориентиров (чувство России как дома, нации), отсутствие новых руководящих идей. Вл. Соловьёв так охарактеризовал ситуацию на рубеже веков: «... прежняя история взаправду кончилась. Конец истории сошёлся с её началом». А. П. Чехов об этом же: «Всё враздробь!»

«Климат» новой эпохи прояснялся в совместных прозрениях художников разной ориентации - реалистов и модернистов.


Чтец 1.

Валерий Брюсов «Грядущие гунны»


Где вы, грядущие гунны,

Что тучей нависли над миром!

Слышу ваш топот чугунный

По еще не открытым Памирам.


На нас ордой опьянелой

Рухните с темных становий —

Оживить одряхлевшее тело

Волной пылающей крови.


Поставьте, невольники воли,

Шалаши у дворцов, как бывало,

Всколосите веселое поле

На месте тронного зала.


Сложите книги кострами,

Пляшите в их радостном свете,

Творите мерзость во храме,—

Вы во всем неповинны, как дети!


А мы, мудрецы и поэты,

Хранители тайны и веры,

Унесем зажженные светы

В катакомбы, в пустыни, в пещеры.


И что, под бурей летучей,

Под этой грозой разрушений,

Сохранит играющий Случай

Из наших заветных творений?


Бесследно все сгибнет, быть может,

Что ведомо было одним нам,

Но вас, кто меня уничтожит,

Встречаю приветственным гимном.



Ведущий 1:
Литература начала века характеризуется поиском новых форм, нового содержания.

Символизм — первое и самое значительное из модернистских течений в России. По времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции в русском символизме принято выделять два основных этапа. Поэтов, дебютировавших в 1890-е годы, называют «старшими символистами» (В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб и др.). В 1900-е годы в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения (А. Блок, А. Белый, В. Иванов и др.). Принятое обозначение «второй волны» символизма — «младосимволизм». «Старших» и «младших» символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества.

Ведущий 2:
Философия и эстетика символизма складывалась под влиянием различных учений — от взглядов античного философа Платона до современных символистам философских систем В. СоловьеваФ. Ницше. Традиционной идее познания мира в искусстве символисты противопоставили идею конструирования мира в процессе творчества. Творчество в понимании символистов — подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, доступное лишь художнику-творцу. Главным средством передать созерцаемые тайные смыслы и призван был символ.

Чтец 2. Александр Блок «Незнакомка»
По вечерам над ресторанами

Горячий воздух дик и глух,

И правит окриками пьяными

Весенний и тлетворный дух.
Вдали над пылью переулочной,

Над скукой загородных дач,

Чуть золотится крендель булочной,

И раздается детский плач.
И каждый вечер, за шлагбаумами,

Заламывая котелки,

Среди канав гуляют с дамами

Испытанные остряки.
Над озером скрипят уключины

И раздается женский визг,

А в небе, ко всему приученный

Бесмысленно кривится диск.
И каждый вечер друг единственный

В моем стакане отражен

И влагой терпкой и таинственной

Как я, смирен и оглушен.
А рядом у соседних столиков

Лакеи сонные торчат,

И пьяницы с глазами кроликов

«In vino veritas!»* кричат.
И каждый вечер, в час назначенный

(Иль это только снится мне?),

Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне.
И медленно, пройдя меж пьяными,

Всегда без спутников, одна

Дыша духами и туманами,

Она садится у окна.
И веют древними поверьями

Ее упругие шелка,

И шляпа с траурными перьями,

И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный,

Смотрю за темную вуаль,

И вижу берег очарованный

И очарованную даль.
Глухие тайны мне поручены,

Мне чье-то солнце вручено,

И все души моей излучины

Пронзило терпкое вино.
И перья страуса склоненные

В моем качаются мозгу,

И очи синие бездонные

Цветут на дальнем берегу.
В моей душе лежит сокровище,

И ключ поручен только мне!

Ты право, пьяное чудовище!

Я знаю: истина в вине.
24 апреля 1906

Ведущий 1:
Акмеизм (от греч. akme — высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина, остриё) — одно из модернистских течений в русской поэзии 1910-х годов, сформировавшееся как реакция на крайности символизма.
Преодолевая пристрастие символистов к «сверхреальному», многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, акмеисты стремились к чувственной пластически-вещной ясности образа и точности, чеканности поэтического слова. Их «земная» поэзия склонна к камерности, эстетизму и поэтизации чувств первозданного человека. Для акмеизма была характерна крайняя аполитичность, полное равнодушие к злободневным проблемам современности.

Чтец 3. Анна Ахматова «Сжала руки под темной вуалью...»


Сжала руки под темной вуалью...

«Отчего ты сегодня бледна?»

— Оттого что я терпкой печалью

Напоила его допьяна.


Как забуду? Он вышел, шатаясь,

Искривился мучительно рот...

Я сбежала, перил не касаясь,

Я сбежала за ним до ворот.


Задыхаясь, я крикнула: «Шутка

Все, что было. Уйдешь, я умру».

Улыбнулся спокойно и жутко

И сказал мне: «Не стой на ветру».


Ведущий 2:

Мы проиграли ту войну,

Но слава русских моряков

С «Варягом» не ушла ко дну.

«Погибнуть с честью» - был девиз таков.
Врагу не сдаётся наш гордый «Варяг» — песня на стихи австрийского поэта Рудольфа Грейнца (в переводе Е. М. Студенской), посвящённая подвигу крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец».
Песня
Наверх, вы, товарищи, все по местам!

Последний парад наступает!

Врагу не сдаётся наш гордый «Варяг»,

Пощады никто не желает!


Все вымпелы вьются, и цепи гремят,

Наверх якоря подымают.

Готовятся к бою орудия в ряд,

На солнце зловеще сверкая!


От пристани нашей мы в битву уйдем,

Навстречу грозящей нам смерти,

За Родину в море открытом умрём,

Где ждут желтолицые черти!


Свистит, и гремит, и грохочет кругом.

Гром пушек, шипение снаряда,

И стал наш бесстрашный, и гордый «Варяг»

Подобен кромешному аду!


В предсмертных мученьях трепещут тела,

Гром пушек, и шум, и стенанья,

И судно охвачено морем огня, —

Настали минуты прощанья.


Прощайте, товарищи! С Богом, ура!

Кипящее море под нами!

Не думали, братцы, мы с вами вчера,

Что нынче умрем под волнами!


Не скажет ни камень, ни крест, где легли

Во славу мы русского флага,

Лишь волны морские прославят вдали

Геройскую гибель «Варяга»!


Ведущий 1:

Русско-японская война 1904 - 1905 гг. На эту войну, которая должна была быть маленькой, но победоносной, откликнулись передовые люди. Л. Н. Толстой опубликовал в Англии статью «Одумайтесь!».
Ведущий 2:

Самым эмоциональным откликом на русско-японскую войну явился рассказ Леонида Андреева «Красный смех». Главная тема - безумная жестокость. Конкретное решение этой темы - экспрессивный, запоминающийся образ безумного «красного смеха»: «На месте бледного лица было что-то короткое, тупое, красное, и оттуда лилась кровь... И в этом красном, текущем продолжалась ещё улыбка, беззубый смех - красный смех». «Красный смех» - символ страха, смерти, ужаса и безумия - встречается в рассказе 16 раз, а основной лейтмотив - «ужас и безумие» - 27 раз. Красный цвет - символ войны - встречается 33 раза. К сожалению, красным окрашены несколько последующих событий в истории нашего государства.


Ведущий 1:
«Кровавым воскресеньем» началась она

И слабость власти показала всем сполна.

Хоть «Манифест» дарован был народу,

Работа I Думы не продлилась года.


Ведущий 2:

1 русская революция, 1905-1907 гг. О I русской революции мы можем прочитать в произведениях М. Горького «Мать», «Жизнь Клима Самгина».

А вот стихотворение Надежды Тэффи, которое называется «Пчёлки». Оно было написано весной 1905 года и потом перепечатывалось во всех антологиях политической лирики и сатиры, в том числе и в искровском сборнике революционных песен «Под красным знаменем»:


Чтец 4:

В ту ночь до рассвета мелькала иголка:

Сшивали мы полосы красного шёлка

Полотнищем длинным, прямым...

Мы сшили кровавое знамя свободы,

Мы будем хранить его долгие годы,

Но мы не расстанемся с ним!
Ведущий 1:

Готовились к ней долго, чтоб мир переделить,

Мечтая о колониях, готовы были кровью мир залить.

Балканы славились как «бочка пороха» всегда.

В Сараево начавшись, длилась долго та война.
Ведущий 2:

I мировая война.

Вот каково отношение к этой войне лирического героя поэмы С. Есенина «Анна Снегина»:



«Война мне всю душу изъела.

За чей-то чужой интерес

стрелял я в мне близкое тело

и грудью на брата лез»,
Чтец 5.

  И, твердо простившись с пушками, 
    Решил лишь в стихах воевать. 
    Я бросил мою винтовку 
    Купил себе «липу», и вот 
    С такою-то подготовкой 
    Я встретил 17-й год. 
    Свобода взметнулась неистово. 
    И в розово-смрадном огне 
    Тогда над страною калифствовал 
    Керенский на белом коне. 
    Война «до конца!», «до победы!» — 
    И ту же сермяжную рать 
    Прохвосты и дармоеды 
    Сгоняли на фронт умирать. 
    Но все же не взял я шпагу... 
    Под грохот и рев мортир 
    Другую явил я отвагу — 
    Был первый в стране дезертир. 
Ведущий 1:

Октябрьская революция 1917 года. В результате Октябрьской революции было свергнуто Временное правительство, и к власти пришла власть, сформированная II Съездом Советов, большинство в которой незадолго до революции получила партия большевиков — Российская социал-демократическая рабочая партия (большевиков). День Октябрьской революции 1917 года очень серьезная дата в судьбе страны, которую нельзя просто зачеркнуть и забыть.



Ведущий 2:

У людей старшего поколения, конечно, не истерлась из памяти единая и великая страна, рожденная выстрелом крейсера «Аврора». Для многих из них это время верности принципам своей молодости, когда они воплощали идею равенства и справедливости, ярких воспоминаний о своей юности.



Чтец 6: Владимир Маяковский - Ода революции
Тебе,

освистанная,

осмеянная батареями,

тебе,


изъязвленная злословием штыков,

восторженно возношу

над руганью реемой

оды торжественное

"О"!

О, звериная!



О, детская!

О, копеечная!

О, великая!

Каким названьем тебя еще звали?

Как обернешься еще, двуликая?

Стройной постройкой,

грудой развалин?

Машинисту,

пылью угля овеянному,

шахтеру, пробивающему толщи руд,

кадишь,

кадишь благоговейно,



славишь человечий труд.

А завтра


Блаженный

стропила соборовы

тщетно возносит, пощаду моля,-

твоих шестидюймовок тупорылые боровы

взрывают тысячелетия Кремля.

"Слава".


Хрипит в предсмертном рейсе.

Визг сирен придушенно тонок.

Ты шлешь моряков

на тонущий крейсер,

туда,

где забытый



мяукал котенок.

А после!


Пьяной толпой орала.

Ус залихватский закручен в форсе.

Прикладами гонишь седых адмиралов

вниз головой

с моста в Гельсингфорсе.

Вчерашние раны лижет и лижет,

и снова вижу вскрытые вены я.

Тебе обывательское

- о, будь ты проклята трижды!-

и мое,


поэтово

- о, четырежды славься, благословенная! -

1918
Ведущий 1:

Всё общество на красных - белых поделив,

В надежде отстоять свою Россию - все находили сил прилив.

Сын на отца пошёл, забыв свои истоки,

Мы стержень потеряли - таковы её итоги.
Ведущий 2:

Гражданская война, 1918 -1920 г.

Революция и Гражданская война и литературу разделили на две, развивающихся параллельно. Широкая, полноводная река русской литературы отныне разделилась на две речки, которые растеклись в разные направления.

Писатели русского зарубежья: Бунин, Зайцев, Набоков, Замятин, Шмелев. Некоторые писатели, не выдержав разлуки с родиной, впоследствии вернулись в Россию.

Чтец 7. «Тоска по родине!» Марина Цветаева
Тоска по родине! Давно

Разоблаченная морока!

Мне совершенно все равно —

Где совершенно одинокой


Быть, по каким камням домой

Брести с кошелкою базарной

В дом, и не знающий, что — мой,

Как госпиталь или казарма.


Мне все равно, каких среди

Лиц ощетиниваться пленным

Львом, из какой людской среды

Быть вытесненной — непременно —


В себя, в единоличье чувств.

Камчатским медведём без льдины

Где не ужиться (и не тщусь!),

Где унижаться — мне едино.


Не обольщусь и языком

Родным, его призывом млечным.

Мне безразлично — на каком

Непонимаемой быть встречным!


(Читателем, газетных тонн

Глотателем, доильцем сплетен…)

Двадцатого столетья — он,

А я — до всякого столетья!


Остолбеневши, как бревно,

Оставшееся от аллеи,

Мне все — равны, мне всё — равно,

И, может быть, всего равнее —


Роднее бывшее — всего.

Все признаки с меня, все меты,

Все даты — как рукой сняло:

Душа, родившаяся — где-то.
Так край меня не уберег

Мой, что и самый зоркий сыщик

Вдоль всей души, всей — поперек!

Родимого пятна не сыщет!


Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И все — равно, и все — едино.

Но если по дороге — куст

Встает, особенно — рябина…


Ведущий 1:

В попытках частную торговлю запретить

Про продразвёрстку власть новая заговорила.

В распределении, оплате уравниловку вменить,

Войну закончить поскорей спешила.
Ведущий 2:

Политика военного коммунизма, 1918 -1921 г.

Творческую жизнь начала 20-х характеризует появление множества группировок и организаций. Заметным явлением был Пролеткульт. В рамках Пролеткульта действовала Российская Ассоциация пролетарских писателей. Она боролась со всеми группировками и течениями. РАПП начала кампанию против Е. Замятина и Б. Пильняка (в 1938 г. Пильняк был расстрелян).




Чтец 8: Илья Садофьев «Весна идет»

Идет весна могучая,

Веселая, кипучая,

Прозрачная, поющая,

Пьянящая, несущая —

Восторги, жизнь и свет.


Ее правам покорные,

Журчащие, проворные,

Колокочуще-бурливые,

Немолчно-говорливые,

Потоки с гор бегут.
Живительное, властное,

Смеется солнце ясное…

Ласкает землю смуглую,

Жиреющую, пухлую,

Целует горячо.
Дымят поля безбрежные,

Шумят леса мятежные,

Эмаль небес чарует взор,

Поет-звенит пернатых хор, —

Весне хвалу поет…
Грачи-монахи бражные,

Степенные и важные,

На ветлах собираются,

О чем-то совещаются, —

Кричат, кричат, кричат…
Ведущий 1:

Неграмотность хотела победить,

«Культуру» - третьим фронтом назвала.

Инакомыслие пыталась позабыть,

Соцреализму предпочтенье отдала.


Ведущий 2.

Культурная революция, 1917-1939 г. 1931 г. - выступление Сталина положило конец форсированной культурной революции. В 1932 году генсек повелел Луначарскому «кончать модные течения». Писателей объединили в Союз. А в 1934 г. на I съезде писателей был объявлен основной и единственный метод художественной литературы «социалистический реализм», задачей которого была «идейная переделка и воспитание людей в духе социализма». Это было, по сути, началом складывания тоталитарного государства.

Народ пел «Нас утро встречает прохладой» и не знал, что автор этой песни - тридцатилетний, талантливый поэт Борис Корнилов, один из миллионов жертв репрессий, расстрелян как враг народа.




Песня
Нас утро встречает прохладой

Нас ветром встречает река

Кудрявая, что ж ты не рада

Веселому пенью гудка?


Припев:

Не спи, вставай, кудрявая!

В цехах, звеня,

Страна встает со славою

На встречу дня
И радость поет, не скончая

И песня навстречу идет,

И люди смеются, встречая

И встречное солнце встает


Припев:

Горячее и бравое

Бодрит меня.

Страна встает со славою

На встречу дня
Бригада нас встретит работой,

И ты улыбнешся друзьям

С которыми труд и забота

И встречный, и жизнь пополам


Припев:

За Нарвскою заставою

В громах, в огнях,

Страна встает со славою

На встречу дня


И с ней до победного края

Ты, молодость наша, пройдешь,

Покуда не выйдет вторая

Навстречу тебе молодежь


Припев:

И в жизнь вбежит оравою,

Отцов сменя

Страна встает со славою

На встречу дня
Такою прекрасною речью

О правде своей заяви,

Мы жизни выходим навстречу,

Навстречу труду и любви


Припев:

Любить, грешно ль, кудрявая

Когда звеня,

Страна встает со славою

На встречу дня


Ведущий 1:

Стреляли гордых, добрых, честных,

Чтоб захватить, упрочить власть,

В глухих подвалах повсеместно

Кровь русская лилась.
Ведущий 2:

С 1934 года литература - одна «социалистическая» река, в которой много невидимых подводных течений... Теперь мы «это течение» называем запрещённой (возвращённой) литературой. (Бабель И., Булгаков М., Мандельштам О., Клюев Н., Пильняк Б., Платонов А., Замятин Е. и мн. др.)


Ведущий 1:

“Рукописи не горят” — с этой верой в упрямую, неуничтожимую силу искусства умирал писатель Михаил Булгаков, все главные произведения которого лежали в ту пору в ящиках его письменного стола неопубликованными и лишь четверть века спустя одно за другим пришли к читателю. “Рукописи не горят” — эти слова как бы служили автору заклятием от разрушительной работы времени, от глухого забвения предсмертного и самого дорогого ему труда — романа “Мастер и Маргарита”.


Ведущий 2:

И заклятие подействовало, предсказание сбылось. Время стало союзником писателей и поэтов, их произведения не только смогли явиться в свет, но и остаются насущными, неувядающими, от которых не пахнет архивной пылью.



Чтец 9: Николай Клюев «Поэт»
Наружный я и зол и грешен,

Неосязаемый — пречист,

Мной мрак полуночи кромешен,

И от меня закат лучист.


Я смехом солнечным младенца

Пустыню жизни оживлю

И жажду душ из чаши сердца

Вином певучим утолю.


Так на рассвете вдохновенья

В слепом безумье грезил я,

И вот предтечею забвенья

Шипит могильная змея.


Рыдает колокол усопший

Над прахом выветренных плит,

И на кресте венок поблекший

Улыбкой солнце золотит.

Источники:

http://slova.org.ru/n/simvolizm/



http://www.proza.ru/2006/01/29-288