Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов Специальность: №040501 «Управление и экономика фарм - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки... 11 1339kb.
Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки... 22 3481.86kb.
Программа послевузовской профессиональной подготовки специалистов... 8 1410.17kb.
Рабочая программа послевузовской профессиональной подготовки специалистов... 3 609.28kb.
Рабочая программа послевузовской профессиональной подготовки специалистов... 5 1429.66kb.
Контингент Интернов по специальности «Управление и экономика фармации»... 1 19.9kb.
Учебный план экспериментальной программы подготовительного отделения... 1 70.06kb.
Экономическое обоснование и выбор варианта стратегического развития... 1 319.36kb.
Управление развитием рынка инвестиционного жилья 1 477.83kb.
Центр профессиональной подготовки и переподготовки специалистов по... 2 537.02kb.
Помесячный календарный график профессиональной подготовки и повышения... 1 133.41kb.
Информация №10 о выступлении белорусских спортсменов 1 178.04kb.
- 4 1234.94kb.
Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов - страница №1/14

Министерство здравоохранения Российской Федерации
Учебно-методическое объединение медицинских
и фармацевтических вузов

Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова

«СОГЛАСОВАНО»


Руководитель департамента образовательных

медицинских учреждений

и кадровой политики

МЗ РФ


Н.Н. Володин



«УТВЕРЖДАЮ»


Зам. председателя

учебно-методического

объединения медицинских

и фармацевтических вузов


И.Н. Денисов

23 апреля 2001 г.




23 апреля 2001 г.


Образовательный стандарт послевузовской
профессиональной подготовки специалистов


Специальность:
№ 040501 «Управление и экономика фармации»

Москва - 2001

Образовательный стандарт по специальности «Управление и экономика фармации» разработан профессорско-преподавательским составом кафедры Управления и экономики фармации ФППОП ММА им. Сеченова:



Авторы:





    • зав.кафедрой проф. Битерякова А.М.

    • проф. Преферанский Н.Г.

    • доцент Кузубова Е.Л.

    • доцент Митин Ю.С.

    • доцент Ярошенко Н.П.

    • ст.преподаватель Арсюхина И.А.

    • ст. преподаватель Качалова Е.В.

    • ст. преподаватель Меркишина В.М.

Рецензенты:




    • проректор ПГФА (г. Пермь), профессор Потемкин К.Д.

    • зав.кафедрой организации и экономики фармации КГМУ (г. Курск), профессор Базарный В.Л.

Согласовано:




    • зав.кафедрой организации и экономики фармации ММА им. И.М.Сеченова, профессор Багирова В.Л.

СОДЕРЖАНИЕ


Введение

Пояснительная записка



1. Общая характеристика специальности 040501 "Управление и экономика фармации"

2. Предшествующий уровень образования провизора, необходимый для послевузовской профессиональной подготовки по специальности 040501 "Управление и экономика фармации"

3. Квалификационная характеристика провизора по специальности 040501 "Управление и экономика фармации"

4. Методические рекомендации по преподаванию специальности 040501 "Управление и экономика фармации"

Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса

Требования к организации практик

Требования к итоговой государственной аттестации специалиста

Примерный перечень рекомендуемых циклов

5. Типовая унифицированная программа по специальности 040501 "Управление и экономика фармации"

Примерные учебные и учебно-тематические планы по рекомендуемым циклам



6. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса

7. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса

8. Требования к уровню профессиональной подготовки специалиста

9. Квалификационные тесты по специальности 040501 "Управление и экономика фармации"

Эталоны ответов



Список литературы

ВВЕДЕНИЕ


Переход отечественной фармации к рыночной экономике потребовал новых подходов к лекарственному обеспечению населения: наряду с решением социальных задач приоритетными стали экономические аспекты деятельности, повысились требования к гибкости управления. В новых условиях современные фармацевтические организации превращаются в сложные системы, для управления которыми необходимы новые методы, соответствующие сложности решаемых задач.

Деятельность хозяйствующих субъектов все настойчивее определяется рыночными факторами хозяйственного механизма. Фармацевтический рынок характеризуется жесткой конкуренцией, организации испытывают дефицит собственных оборотных средств. В связи с этим к фармацевтическим работникам и, прежде всего, к руководителям предъявляется множество новых требований: необходимо быстро адаптироваться к меняющимся внешним факторам, обеспечивать финансовую и психологическую устойчивость, конкурентоспособность. Высокий динамизм фармацевтической деятельности в современных условиях требует от каждого должностного лица адекватных знаний и методов работы, постоянного повышении профессиональной квалификации.

Важное значение в поддержании высокого уровня профессиональной деятельности провизоров-руководителей имеет система дополнительного профессионального образования. Правовые основы этой системы определены рядом нормативных актов: «Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», Законами «О лекарственных средствах», «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», приказом МЗ РФ № 314 «Положение о порядке получения квалификационных категорий специалистами, работающими в системе здравоохранения Российской Федерации»; МЗ РФ № 337 «О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения», Концепцией развития здравоохранения и Концепцией развития дополнительного профессионального образования в Российской Федерации на 2000-2005 гг. Этими документами определены сроки, виды и периодичность повышения квалификации работников здравоохранения – врачей и провизоров, а также порядок их аттестации и сертификации.

Повышением квалификации провизоров в стране занимаются факультеты последипломного профессионального образования Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова, Санкт-Петербургской химико-фармацевтической академии, Пермской государственной фармацевтической академии и ряд общих кафедр фармации ФУВ медицинских вузов. Координирует эту работу Департамент образовательных медицинских учреждений и кадровой политики МЗ РФ, а также региональные и территориальные органы управления фармацевтической деятельностью. Методическое руководство осуществляют Межведомственный Совет по контролю качества подготовки специалистов с медицинским и фармацевтическим образованием МЗ РФ, Учебно-методическое объединение медицинских и фармацевтических вузов (УМО) Минобразования и Всероссийский учебно-научно-методический центр (ВУНМЦ) МЗ РФ.

Головной организацией в системе повышения квалификации провизоров определен факультет последипломного профессионального образования провизоров (ФППОП) ММА им. И.М.Сеченова.

В настоящее время в отсутствие единых квалификационных требований к специалистам и единых государственных образовательных программ, а также для осуществления контроля качества подготовки специалистов возникла насущная необходимость издать в систематизированном виде требования к профессиональному уровню обучения провизоров-руководителей по специальности «Управление и экономика фармации» на циклах повышения квалификации. Таким документом является Государственный образовательный стандарт последипломного профессионального образования.



Пояснительная записка


Государственный образовательный стандарт профессиональной подготовки руководителей и ведущих специалистов - провизоров разработан в соответствии с Законами «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Концепцией развития дополнительного профессионального образования в Российской Федерации на 2000 – 2005 годы и Макетом государственного стандарта послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим фармацевтическим образованием.

Образовательный стандарт по специальности «Управление и экономика фармации» предусматривает первичную специализацию (интернатуру), переподготовку (общее усовершенствование), подготовку на сертификационных (аттестационных) циклах, тематическое усовершенствование и элективы.

Основной целью последипломного образования провизоров по специальности «Управление и экономика фармации» является приобретение теоретических знаний, усовершенствование профессиональных умений и навыков по управлению фармацевтическими организациями (учреждениями) различных организационно-правовых форм собственности, планированию, учету и анализу их деятельности в условиях рыночной экономик и новых принципов финансирования здравоохранения.

Обязательным условием последипломного образования провизоров является сдача квалификационного экзамена по специальности «Управление и экономика фармации» по программе обучения в интернатуре и на циклах усовершенствования, составленным на основе Типовой унифицированной программы, и соответствие знаний, умений и навыков специалиста требованиям Квалификационной характеристики,

Типовая унифицированная программа последипломного профессионального образования провизоров по специальности «Управление и экономика фармации» разработана с учетом «Требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ» (приказ Министерства общего и профессионального образования РФ от 18.06.97 №1221) и в соответствии с квалификационной характеристикой провизора по специальности «Управление и экономика фармации».

Унифицированная программа по специальности «Управление и экономика фармации» включает теоретические вопросы по курсу I, состоит из курсов, блоков, модулей, разделов, тем. Теоретический материал унифицированной программы, включенный в учебные планы аттестационных (сертификационных) циклов, циклов общего и тематического усовершенствования, специализации (интернатуры), обозначен знаком «+».

В унифицированной программе курсы, блоки, модули, разделы, темы закодированы: на первом месте указан код курса, на втором – блока, на третьем – модуля, на четвертом – раздела, на пятом – темы.

Блоки предмета состоят из модулей и разделов, являются самостоятельной частью программы обучения и включают теоретический материал по определенному аспекту деятельности фармацевтической организации (учреждения), которыми должен владеть специалист. Модули (разделы) состоят из конкретных тем и могут использоваться для формирования самостоятельного вида обучения: тематического цикла, электива, семинара.

В учебных планах указано количество учебных часов лекционного курса, практических и семинарских занятий, а при очно-заочной форме обучения - самостоятельной работы.

В учебно-тематических планах указано содержание учебного курса профессиональной подготовки по специальности «Управление и экономика фармации», смежным дисциплинам («Фармацевтическая технология», «Фармакология», «Фармацевтическая химия», «Фармакогнозия»), фундаментальной подготовки (медицинская психология и педагогика, медицинская статистика), элективам, количество лекционных часов, практических и семинарских занятий, а при очно-заочной форме обучения - самостоятельной работы.

Каждый цикл имеет конкретное наименование, определенный контингент слушателей, свою цель обучения и продолжительность проведения, Для каждого из них разработан учебный и учебно-тематический планы.

Для охвата всех направлений деятельности провизоров по специальности «Управление и экономика фармации» и с учетом их стажа работы предусмотрено проведение первичной специализации (интернатуры), сертификационного (аттестационного) цикла, цикла общего усовершенствования, циклов тематического усовершенствования и элективов, включенных в Перечень циклов Государственного стандарта.



Первичная специализация (С-1) – интернатура - представляет собой первый этап последипломной подготовки провизора по специальности «Управление и экономика фармации». Ее целью является систематизация теоретических знаний, приобретение профессиональных умений и навыков, необходимых для самостоятельной работы в должности работников территориальных органов управления фармацевтической деятельностью, руководителей фармацевтических организаций (учреждений) различных форм собственности и их заместителей, руководителей структурных подразделений и их заместителей, менеджеров. Продолжительность обучения в интернатуре – 11 месяцев. Обучение может осуществляется как в очной, так и в очно-заочной форме.

Переподготовка - общее усовершенствование (ОУ) предусмотрено для провизоров территориальных органов управления фармацевтической деятельностью, руководителей фармацевтических организаций (учреждений) различных форм собственности, их заместителей, заведующих структурными подразделениями и их заместителей, менеджеров со стажем работы до 5 лет или с перерывом в стаже более 5 лет. Ее целью является углубление теоретических знаний, приобретение профессиональных умений и навыков для работы в данных должностях. Продолжительность общего усовершенствования не менее 504 часа.

Цикл сертификационный (СЦ) предусмотрен для провизоров территориальных органов управления фармацевтической деятельностью, руководителей фармацевтических организаций (учреждений) разнообразных форм собственности, их заместителей, заведующих структурными подразделениями и их заместителей, менеджеров со стажем работы не менее 5 лет. Цель обучения на цикле – овладение современными методами управления фармацевтической организацией и ее структурными подразделениями.

Цикл аттестационный (АЦ) проводятся для провизоров территориальных органов управления фармацевтической деятельностью, руководителей фармацевтических организаций (учреждений) различных форм собственности, их заместителей, заведующих структурными подразделениями и их заместителей, менеджеров со стажем работы не менее 5 лет. Цель обучения – усовершенствование профессиональных знаний по управлению и экономике фармацевтической организации, предусматривающее выдачу рекомендаций для получения соответствующей квалификационной категории или ее подтверждения.

Тематическое усовершенствование (ТУ) проводятся для провизоров территориальных органов управления фармацевтической деятельностью, руководителей фармацевтических организаций (учреждений) различных форм собственности, их заместителей, заведующих структурными подразделениями и их заместителей, менеджеров. Его цель - получение углубленных теоретических знаний по актуальным аспектам деятельности фармацевтических организаций (учреждений) в современных условиях и приобретения умений и навыков по определенной тематике (отдельным блокам или модулям унифицированной программы). Данные циклы проводятся для специалистов, имеющих сертификат по специальности «Управление и экономика фармации» и стаж работы не менее 5 лет.

Вузы (кафедры) с учетом специфики контингента слушателей на циклах могут вносить изменения в учебные планы и программы в объеме от 5 до 10% от общего количества часов (региональный компонент).




следующая страница >>