Образовательная программа среднего (полного) общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Образовательная программа основного общего образования муниципального... 13 4307.13kb.
Пояснительная записка Цели образовательной ступени 9 2769.92kb.
Основная образовательная программа Муниципального бюджетного общеобразовательного... 4 1738.55kb.
Образовательная программа основного общего образования Муниципального... 8 4268.12kb.
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального... 1 112.06kb.
Основная образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного... 5 949.55kb.
Положение о форме одежды гимназистов и внешнем виде обучающихся муниципального... 1 88.51kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 2 846.06kb.
Рабочая программа по истории в 10 классе разработана на основе: Федерального... 4 775.94kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 9 4456.64kb.
Образовательная программа Муниципального бюджетного общеобразовательного... 4 936.8kb.
Лекции по истории русской литературы ХХ века. (40-е 90-е гг. 2 526.87kb.
- 4 1234.94kb.
Образовательная программа среднего (полного) общего образования Муниципального бюджетного - страница №1/5







Утверждено

Директор МБОУ «Кадетская школа-интернат имени Героя Советского Союза Хасана Заманова» Актанышского муниципального района ____________ И.И.Ялалов

Приказ №2/13 от «29» августа 2013



Образовательная программа

среднего (полного) общего образования

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Кадетская школа-интернат имени Героя Советского Союза Хасана Заманова»

Актанышского муниципального района Республики Татарстан
Срок реализации 5 лет

Принята на заседании

педагогического совета школы

Протокол педсовета



№1 от 29.08.2013г.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование Программы

Образовательная программа Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Кадетская школа-интернат имени Героя Советского Союза Хасана Заманова» Актанышского муниципального района Республики Татарстан

Цель Программы

Получение нового качества образования учащихся Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Кадетская школа-интернат имени Героя Советского Союза Хасана Заманова» Актанышского муниципального района Республики Татарстан на основе внедрения новых информационных технологий, отвечающего требованиям современного общества.

Основные задачи Программы основной образовательной программы среднего (полного) общего  образования

выстраивание образовательного пространства, адекватного старшему школьному возрасту через   создание условий для социального и образовательного самоопределения старшеклассника; для получения школьниками качественного современного образования: позволяющего выпускнику занимать осмысленную, активную и деятельную жизненную позицию, поступить и успешно обучаться  в выбранном вузе.

Ожидаемые результаты реализации Программы

Получение нового качества образования учащихся на основе внедрения новых информационных технологий, отвечающего требованиям современного общества. Высокая учебная мотивация учеников. Улучшение показателей психологического, физического здоровья учащихся




Содержание:






Пояснительная записка




1.1.

Нормативно-правовая база




1.2.

Цели и задачи




1.3.

Особенности условий




1.4.

Принципы построения




2.

Организационно-педагогические условия для реализации образовательной программы школы.




3

Образовательная программа среднего (полного) общего образования




3.1.

Пояснительная записка




3.2.

Учебный план




3.3.

Учебные программы




3.4.

Условия реализации образовательной программы




3.5.

Планируемые результаты и способы оценивания достижений




4

Дополнительное образование в школе




5

Научно – методическое, кадровое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса




6

Организация воспитательной работы




7

Контроль и управление реализации образовательной программы в школе




7.1

Система внутришкольного контроля




8.

Управление реализацией Образовательной программы




9

Первоочередные направления работы по реализации образовательной программы школы (перспектива до 2014 - 2015г.г.)




9.1

Создание необходимой базы




9.2

Работа с педагогическим коллективом, учащимися и родителями















1. Пояснительная записка к образовательной программе школы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кадетская школа-интернат имени Героя Советского Союза Хасана Заманова» Актанышского муниципального района Республики Татарстан является муниципальным общеобразовательным учреждением.

В соответствии с Федеральным законодательством (ст. 12 «Образовательные программы» Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации») «Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность...».

Образовательная программа школы представляет собой совокупность основных и дополнительных образовательных программ и соответствующих им образовательных технологий, определяющих содержание образования и направленных на достижение прогнозируемого результата деятельности школы.



1.1. Нормативно – правовая база.

Образовательная программа - документ, определяющий путь достижения образовательного стандарта, характеризующий специфику и особенности образовательного учреждения.

Нормативно-правовой базой образовательной программы являются


  • Федеральный Закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • нормативные документы МОиН РФ, МОиН РТ, Управления образования;

  • Конвенция о правах ребенка;

  • Гигиенические требования к условиям обучения школьников в современных образовательных учреждениях различного вида (СанПиН 2.4.2.2821 10);

  • Типовое положение об общеобразовательном учреждении;

  • Устав школы и локальные акты ОУ;

  • Лицензия образовательного учреждения.


1.2. Цели и задачи.

Руководство страны, республики, района ставит проблему формирования современной модели образования, ориентированной на решение задач инновационного развития экономики. Президентом страны определена Национальная образовательная стратегия – инициатива «Наша новая школа», основными составляющими которой являются обновление образовательных стандартов, система поддержки талантливых детей, развитие учительского потенциала, современная инфраструктура, здоровье учащихся.



Цель образовательного процесса – повысить качество и эффективность школьного образования.

Задачи образовательного процесса:

- развить содержание образования учащихся с учётом требований общества к выпускнику кадетской школы - интерната;

- обеспечить становление личности, способной к активной деятельности по преобразованию действительности;

- способствовать всемерному интеллектуальному, эстетическому, нравственному, физическому развитию личности каждого ученика.

Образовательная программа Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Кадетская школа-интернат имени Героя Советского Союза Хасана Заманова» Актанышского муниципального района Республики Татарстан направлена:

- на обеспечение оптимального уровня образованности, который характеризуется способностью решать задачи в различных сферах жизнедеятельности, опираясь на освоенный социальный опыт;

- на реализацию права ребёнка на получение общего среднего и дополнительного образования.

- на обеспечение непрерывности образования: 2 ступень – 3ступень

В школе особое внимание уделяется формированию личности учащихся, а именно:


  • повышению уровня культуры личности школьников

  • обеспечению возможности накопления школьниками опыта выбора;

  • воспитанию уважения к закону, правопорядку;

  • развитию способности к творческому самовыражению в образовательной, трудовой и досуговой деятельности;

  • развитию культуры умственного труда учащихся, навыков самообразования.

Названные ориентиры в условиях следования базовой образовательной программе



  • обеспечивают обязательный минимум усвоения содержания образования и максимальный для каждого обучающегося уровень успешности,

  • нацеливают на воспитание выпускника - человека и гражданина, уважающего права и свободы личности, ответственно относящегося к своей жизни и здоровью, обладающего культурными потребностями, самосознанием, коммуникативной культурой.


1.3. Особенности условий.

При разработке образовательной программы учтены:

- возможности образовательной среды;

-уровень готовности учителей к реализации вариативных образовательных программ: в ОУ работает высококвалифицированный коллектив;

- материально-техническое обеспечение учебного процесса

- в школе созданы комфортные условия для всех участников образовательного процесса;

-традиции, сложившиеся за годы работы ОУ: годовой круг праздников, участие в инновационной деятельности педагогического коллектива и т.д.

1.4. Принципы построения.

Образовательная программа определяет:



  • цели и содержание образовательного процесса, особенности их раскрытия через содержание учебных предметов и педагогических технологий;

  • учебно-методическую базу реализации учебных программ.

Образовательная программа устанавливает содержание и способы взаимодействия с другими школами, научными учреждениями и предприятиями в целях развития творческого потенциала учащихся, выявления и объективной оценки их достижений.

Образовательная программа регламентирует:



  • условия освоения образовательной программы;

диагностические процедуры для объективного поэтапного учета образовательных достижений учащихся;

  • организационно-педагогические условия реализации программ общего и дополнительного образования.

Основным условием эффективности обучения и обеспечения его вариативности является:

  • обеспечение широкой образовательной подготовки, ядро которой является общей частью всех учебных программ;

  • создание необходимых условий для развития личностной мотивации, обеспечивающей развитие когнитивных и креативных способностей учащихся;

  • использование современных образовательных технологий;

  • широкое развитие сети внеклассной работы;

  • использование различных видов информационных ресурсов для обеспечения, как потребностей обучения, так и личных информационных потребностей учащихся.

Выполнение указанных условий позволит школе реализовать педагогически, психологически, дидактически и материально-технически обеспеченное образовательное пространство для создания оптимальных условий самоопределения и развития личности учащихся.

В тексте представлены образовательные программы



  • основного общего образования (5-9 классы);

  • среднего общего образования (10-11 классы).

Описание образовательных программ на каждой ступени соответствует принятой структуре образовательных программ.
2. Организационно-педагогические условия для реализации образовательной программы школы

  1. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кадетская школа-интернат имени Героя Советского Союза Хасана Заманова» Актанышского муниципального района Республики Татарстан

  2. Юридический адрес: 423761, Республика Татарстан, Актанышский муниципальный район, с.Казкеево, ул.Первомайская, д 2а

  3. Телефон: 8 (8555) 2 6-02-16

  4. E-mail: kadetkazkei@mail.ru

  5. Сайт ОУ: edu.tatar.ru/aktanysh/shkola-internat




  1. Год основания: 2007г

  2. Учредитель: Исполнительный комитет Актанышского муниципального района РТ

  3. Устав: Утвержден Постановлением Исполнительного комитета Актанышского муниципального района Республики Татарстан № 549 от «12» августа 2011 г.

9.Государственная аккредитация: АА 108728  Регистрационный  № 8138 от23 июня 2009 года.

Срок действия – до 23.06.2014г..

10. Лицензия: серия РТ №000792, регистрационный номер №2348 от 13.09.2011г., срок действия: бессрочно

Директор школы: Ялалов Илсур Индусович

Здание школы – типовое, построено в 1987 году.
В школе имеется 9 учебных кабинетов, из них 7 - для средней и старшей школы, 1кабинет информатики, мастерская, спортивный зал, библиотека , столовая.

На территории школы находятся футбольное поле, спортивная площадка, хоккейная коробка.


Численность контингента учащихся по ступеням обучения:

Показатели

2011-2012

2012-2013

2013-2014

Общее количество учащихся

80

87

100

5-9 классы

5

5

5

10-11 классы

2

2

2

Количество класс-комплектов

8

8

9

2 ступень

61

78

88

3 ступень

19

9

12

- режим 6-дневной учебной недели (5-11 классы).

- классно-урочная система;

- продолжительность урока 45 мин (5-11 кассы), перемены 10 (20) минут;

- учебный год начинается 1 сентября и продолжается не менее 34-х недель для 5-11 классов; каникулы 30 календарных дней, летом 3 месяца, учебный год длится 4 четверти (5-9 классы), 2 полугодия (10-11 классы);

- особенностью организации учебно-воспитательного процесса является его двуступенчатость:



  1. Основная школа - 5 лет обучения (5-9 классы).

  2. Средняя (полная) школа – 2 года обучения (10-11 классы).

Режим работы школы: продолжительность рабочей недели, продолжительность урока и перемен, количество смен – определяется в соответствии с требованиями СанПиН.

Расписание уроков и занятий в системе дополнительного образования составляются с опорой на санитарно – гигиенические нормы предельно допустимой аудиторной нагрузки учащихся и в соответствии с учебным планом школы.



Педагогические кадры:

Всего в штате 29 педагогов.

Учителей высшей квалификационной категории – 2,

Учителей первой квалификационной категории – 11,

Учителей второй квалификационной категории – 3,

Образовательный уровень педагогов:

Высшее образование – 27,

среднее специальное – 3.

Имеют высокие профессиональные отличия:

- «Почётный работник общего образования РФ» - 2 чел.

Почетное звание "Заслуженный учитель РТ" – 1 чел.

-Нагрудный знак «За заслуги в образовании» - 7 чел.

- Почетная грамота МО и Н РТ – 1 чел.

Обладатели грантов:

«Наш лучший учитель» - 1 учитель, 2011 год

«Наш лучший учитель» - 1 учителя, 2012 год;
Реализуемые образовательные программы:


Виды программ

Срок освоения

Кол-во классов

Уровень образования, получаемый по завершении обучения

Документ, выдаваемый по окончании обучения

3.Программа среднего (полного) общего образования

2 года

2

(10-11 классы)



Среднее (полное)

общее образование



Аттестат о среднем

(полном) общем образовании




Образовательная программа должна обеспечить:

  • освоение предметных знаний, умений и навыков через программы учебных предметов, курсов, модулей;

  • освоение ключевых компетентностей через различные, в том числе неаудиторные формы образовательной деятельности: проектные, творческие, исследовательские, трудовые, спортивные и др. занятия, как обязательной части учебного (образовательного) плана образовательного учреждения;

  • практическую деятельность учащихся, в целях приобретения общественно-полезного социального опыта через внеклассную, внеурочную виды образовательной деятельности.



Для реализации Образовательной программы школы используются:

- Типовые учебные программы Министерства образования РФ для отдельных предметов базового уровня подготовки.



Организация учебно-воспитательного процесса.

Образование на третьей ступени обучения, ориентированное на продолжение развития самообразовательных навыков и особенно навыков самоорганизации и самовоспитания, предопределило необходимость решения педагогическим коллективом полной, средней школы следующих задач:

  • продолжить нравственное, физическое и духовное становление выпускников, полное раскрытие и развитие их способностей;

  • сформировать психологическую и интеллектуальную готовность их к профессиональному и личностному самоопределению;

  • обеспечить развитие теоретического мышления, высокий уровень общекультурного развития

С учетом этого в школьный компонент учебного плана введены элективные курсы, занятия для исследовательской и проектной деятельности учащихся. В 10-11 классах учебный план составлен с учетом мнений учащихся и их родителей, обеспечивает изучение отдельных предметов программы полного (среднего) общего образования на профильном уровне, создаёт условия для существенной дифференциации содержания образования , способствует установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их индивидуальными способностями и потребностями.

Формы и методы образовательной деятельности.

1) урочная

Достижение обязательного минимума:


    • повышение уровня обученности (по русскому языку, математике);

    • общего уровня образования (по общеобразовательным предметам);

Виды учебных занятий: урок, лекция, зачет, учебная экскурсия, диспуты, и т. д.

2) внеурочная



  • - расширение знаний по разным предметам и курсам;

  • - повышение уровня интеллектуальной деятельности.

Виды внеурочной деятельности: олимпиады, научно-практические конференции, предметы по выбору, элективные курсы, индивидуальные консультации.

3) внутришкольная

Направлена на общее развитие школьников, повышение эрудиции и расширение кругозора.

Проведение традиционных праздников и мероприятий, концерты, праздники, вечера, тематический выпуск стенгазет, викторины, конкурсы и т.п

4) внешкольная

Участие в межшкольных программах, посещение выставок, музеев и спектаклей и т.п.


3. Образовательная программа среднего (полного) общего образования

III ступень обучения (10-11 классы)

3.1. Пояснительная записка.
Целевое назначение

Создание условий для получения полного общего среднего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами:



  • профилизация, индивидуализация и социализация образования;

  • осуществление компетентностного подхода в образовании;

  • реализация дифференцированного и личностно-ориентированного образовательного процесса;

  • формирование ответственности, самостоятельности, умения планировать, освоение проектного подхода к решению проблем;

  • - предоставление равных возможностей для получения образования и достижения допрофессионального методологического уровня компетентности;

  • - создание условий для развития интересов, склонностей и способностей учащихся.


Характеристика учащихся, которым адресована образовательная программа

Возраст:

15-18 лет.

Уровень готовности к усвоению программы:

В старшую школу может быть зачислен любой учащийся, успешно освоивший общеобразовательную программу основного общего образования, в профильные классы зачисляются выпускники 9 классов, сдавшие ГИА по соответствующему профилю.

Состояние здоровья:

отсутствие медицинских противопоказаний

Технология комплектования:

Комплектование 10 класса осуществляется на базе 9 класса школы и других ОУ района.. Заявительный порядок (в соответствии с правилами приема в МБОУ «КШИ».

Продолжительность обучения

2 года


Процедура выбора образовательной программы предполагает:

  • сбор информации об удовлетворенности родителей и учащихся школы реализуемой образовательной программой с целью изучения запросов семьи;

  • сбор информации и на ее основе анализ сформированности познавательных интересов, мотивации учения (в течение учебного года; успеваемость по итогам учебного года; итоговая аттестация; результаты ЕГЭ по математике, русскому языку и предметам по выбору);

  • педагогическая диагностика и на её основе анализ успешности учебной деятельности (диагностическое отслеживание, результаты промежуточной и итоговой аттестации);

  • мониторинг учебных и творческих достижений учащихся, подтвержденных результатами районных, краевых и всероссийских олимпиад, конкурсов, участия в исследовательской деятельности;

  • анализ состояния здоровья учащихся и его динамики;

  • индивидуальная работа с учащимися и родителями при полном или частичном отсутствии оснований для выбора.

Перевод учащихся в следующий класс, отчисление из класса осуществляется на основании Закона «Об образовании», Устава ОУ.

Ожидаемый результат программы

Компетентностный подход, реализуемый в образовательном процессе в старшей профильной школе, позволяет ожидать следующие образовательные результаты:



  • достижение стандарта среднего (полного) общего образования на уровне компетентности (повышенный уровень образованности в избранной профильной области знаний, включающий методологическую и допрофессиональную компетентность в совокупности с общекультурным развитием и социальной зрелостью выпускника), а именно:

  1. овладение учащимися научной картиной мира в профильных предметах, включающей понятия, законы и закономерности, явления и научные факты;

  2. овладение учащимися надпредметными знаниями и умениями, необходимыми для поисковой, творческой, организационной и практической деятельности в избранном профиле;

  3. достаточно высокого уровня умения действовать ответственно и самостоятельно;

  • готовности к образовательному и профессиональному самоопределению;

  • способности оценивать свою деятельность относительно разнообразных требований, в том числе проводить ее адекватную самооценку;

  • освоения видов, форм и различных ресурсов учебно-образовательной деятельности, адекватных планам на будущее;

  • освоения способов разнообразной продуктивной коммуникации;

  • понимание особенностей выбранной профессии;

  • достижение такого уровня образованности в профильных предметных областях знания, который позволит учащимся успешно сдать вступительные экзамены в ВУЗы данного профиля и успешно продолжать в них обучение;

  • сформированность основных ключевых компетенций и получение социально-значимых достижений в творческой деятельности, способствующих развитию качеств личности, необходимых человеку для успешной самореализации.

Поскольку форма и содержание образовательного процесса направлены на достижения этих результатов, можно надеяться, что выпускник старшей профильной школы будет конкурентоспособен, его образовательная подготовка будет отвечать требованиям современного общества и рынка труда, что он сможет найти свое место в жизни.
3.2. Учебный план

Старшая школа (10-11 классы)

Учебный план рассчитан на 2-летний срок освоения образовательных программ среднего (полного) общего образования. На основании письма Министерства образования и науки Республики Татарстан от 29.08.2013г №11719/13 «О рекомендуемых сроках каникул в 2013-2014 учебном году», продолжительность учебного года на третьей ступени общего образования составляет 34 недель без учета государственной (итоговой) аттестации Продолжительность урока - 45 минут. Шестидневная учебная неделя. Режим работы школы в 10-11 классах – шестидневная учебная неделя. Продолжительность урока– 45 минут.

Реализация учебного плана III ступени обучения способствует решению следующих задач:

-обеспечение функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся;

-содействование их общественному и гражданскому самоопределению.

-формирование социальных компетентностей личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Учебный план составлен на основе примерных учебных планов для кадетских школ, кадетских школ-интернатов и кадетских классов в общеобразовательных учреждениях Республики Татарстан, реализующих программы общего образования, разработанных на основе примерного учебного плана кадетских школ, кадетских школ-интернатов, рекомендованного письмом Минобразования Российской Федерации от 2 апреля 2001 года №302/28-5, федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312, базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы начального и основного общего образования, утвержденных приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан от 2 августа 2011 года №3934/11, базисного учебного плана и примерных учебных планов для 10-11 классов образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы среднего (полного) общего образования, утвержденных приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан от 2 августа 2011 года №3933/11, для кадетских школ, кадетских школ-интернатов и кадетских классов, утвержденных приказом министерства образования и науки РТ от 23.09.2011 г. №4620/11.

Учебный план для кадет обеспечивает реализацию федерального государственного стандарта с учетом образовательных потребностей и запросов кадет и включают в себя инвариативную часть, включающую национально-региональный компонент, и вариативную часть – компонент образовательного учреждения.

Национально-региональный компонент используется для изучения татарского языка и литературы для школ с русским языком обучения по программе «Рус телендә урта (тулы) гомуми белем бирү мәктәбендә татар телен һәм әдәбиятын укыту программасы”, авторы программы Ф.Ф.Харисов, Ч.М.Харисова, Ә.Н.Хуҗиахмәтов, Ф.Г.Галимуллин, З.Н.Хәбибуллина, Х.Г.Фәрдиева. С целью подготовки к ГИА, ЕРЭ отводится по 1 часу элективных курсов по татарскому языку: в 10 классе- “Татар теленен стилистикасы”, в 11 классе – “Лингвистика – тел турындагы фэн, тел белеме гыйлеме”

Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается в 10-11 классах по 2 часа в неделю в целях изучения основ военной службы. Часы компонента образовательного учреждения использованы на увеличение количества часов на преподавание русского языка в 10, и 11 классах, математики в 10-11 классах, физики в 10-11 классах, географии в 10-11 классах для формирования и отработки практических навыков при проведении лабораторных работ и с целью обеспечения более интенсивной подготовки к сдаче ГИА и ЕГЭ. Учитывая острую необходимость владения информационно-коммуникативными технологиями в современной жизни, введены элективные курсы по информатике в 10 классе: «Программное обеспечение компьютера», в 11 классе «Компьютерная графика» - по 1 часу в неделю. С учетом специфики кадетской школы-интерната введены элективные курсы военно-прикладного характера, направленные на обеспечение осознанного выбора кадетами профессии: «Военно-прикладное искусство» -9,10,11 классы (по 1 часу в неделю), «Школа допризывника» в 11 классе, «Правоведение», в 7, 10,11 классах по 1 ч. в неделю, «Уставы Вооруженных Сил Российской Федерации» в 10-11 классах (по1ч. в неделю). На основании поручения Р.Н.Минниханова от 22.04.2013 №20491-МР (ВХ, №7201) введен 1 час элективного курса "Семьеведение» в 10 классе.



Распределение часов школьного компонента в 10-11классах представлено в следующей таблице:

Класс

Компонент образовательного учреждения

Предметы

Количество часов

10

10

Математика

1

Русский язык

1

«Семьеведение»

1

Физика

1

География


1

Татарский язык

1

Военно-прикладное искусство

1

Уставы ВС РФ

1

Компьютерная графика

1







Правоведение

1

11


10


Русский язык

1

Татарский язык

1

Математика

1

Физика

1

География

1

Правоведение

1

Военно-прикладное искусство

1







Информатика

1







Школа допризывника

1







Уставы ВС РФ

1







Элективные учебные предметы (учебные предметы на основе элементов учебных программ военного образования)





3.3. Учебные программы

Основу базовой образовательной программы для III ступени обучения составляют типовые учебные программы, утвержденные МО и Н РФ,

Обязательным условием реализации учебных программ является принцип преемственности.

Русский язык. 10 класс.

Содержание тем учебного курса

Введение (3 часа)

Русский язык в современном мире. Русский язык как государственный язык Российской Федерации и как язык межнационального общения народов России.

Международное значение русского языка.

Литературный язык и диалекты.

Основные функциональные стили. Понятие о норме литературного языка.

Лексика.(1ч)

Орфоэпия (1ч)

Морфемика. Словообразование (8ч)

Принципы русской орфографии. Употребление прописных букв. Употребление Ь и Ъ. Состав слова. Правописание гласных в корне слова. Правописание согласных в корне. Правописание приставок.



Морфология. (15 ч.)

Имя существительное (2 часа)

Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды, род, число, падеж и склонение имён существительных.

Несклоняемые имена существительные.

Морфологический разбор.

Правописание падежных окончаний.

Правописание гласных в суффиксах имён существительных.

Правописание сложных имён существительных.

Имя прилагательное (2 часа)

Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды. Степень сравнения. Полная и краткая формы. Переход имён прилагательных из одного разряда в другой.

Морфологический разбор.

Правописание окончаний.

Правописание суффиксов имён прилагательных.

Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных.

Правописание сложных имён прилагательных.

Имя числительное (1 ч.)

Имя числительное как часть речи.

Морфологический разбор.

Склонение имён числительных.

Правописание и употребление числительных.

Местоимение (1 ч.)

Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Морфологический разбор.

Правописание местоимений. Глагол и его формы (3 часа)

Глагол как часть речи. Инфинитив, вид, переходность-непереходность, возвратность, наклонение, время, спряжение. Морфологический разбор.

Причастие и деепричастие как глагольные формы.

Действительные и страдательные причастия. Образование причастий.

Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.

Глагол.(3ч.)

Причастие (2ч.)

Деепричастие (1ч.)

Наречие, слова категории состояния (2 ч.)

Наречие как часть речи. Морфологический разбор.

Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.

Слова категории состояния. Морфологический разбор.



Служебные части речи (3 ч.)

Понятие служебных частей речи, их отличие от знаменательных частей речи.

Предлог как служебная часть речи. Производные и непроизводные предлоги. Правописание предлогов

Союз. Основные группы союзов, их правописание.

Частицы, их разряды

Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление, слитное и раздельное написание с различными частями речи.

Междометия и звукоподражательные слова.

Повторение и обобщение изученного (3ч.)
РУССКИЙ ЯЗЫК, 11 КЛАСС
Содержание тем учебного курса

Основные принципы русской пунктуации (1 час)

Синтаксические правила и пунктуационные нормы. Основные функции знаков препинания. Пунктуационный анализ.



Словосочетание как синтаксическая единица (1 час)

Словосочетание как синтаксическая единица. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания.



Предложение как синтаксическая единица (2 часа)

Классификация предложений. Виды предложений по цели высказывания, по

эмоциональной окраске.

Предложения утвердительные и отрицательные.

Двусоставные и односоставные предложения. Распространенные и нераспространенные, полные и неполные предложения.

Простое предложение (15 часов)

Постановка тире в простом предложении (1 час)

Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.



Простое осложненное предложение (2 часа)

Простое осложненное предложение. Предложения с однородными членами, знаки препинания при них.

Однородные и неоднородные определения и приложения, знаки препинания при них. Синтаксический разбор простого предложения.

Знаки препинания при однородных членах, соединенных союзами (1 час)

Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися, повторяющимися и парными союзами.



Обобщающие слова при однородных членах (1 час)

Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающих словах: двоеточие, тире, запятая.



Обособленные члены предложения и знаки препинания при них (6 часов)

Обособленные члены предложения (4 часа)

Обособленные и необособленные определения.

Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства и дополнения.

Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения (1 час)

Понятие уточняющих, пояснительных и присоединительных членов предложения. Условия их обособления.



Знаки препинания при сравнительных оборотах (1 час)

Способы присоединения сравнительных оборотов. Знаки препинания при сравнительных оборотах.



Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением (4 часа)

Функции обращения. Знаки препинания при обращениях.

Вводные слова и вставные конструкции, знаки препинания при них.

Междометия, утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклица-тельные слова; знаки препинания при них.



Сложное предложение (6 часов)

Понятие о сложном предложении. Типы сложных предложений. Схемы сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

Понятие сложноподчиненного предложения, его структура. Знаки препинания в СПП с одним придаточным.

Понятие сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными .

Понятие о бессоюзном сложном предложении. Знаки препинания в БСП.

Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи (сложная синтаксическая конструкция). Сложное синтаксическое целое и абзац. Период.



Предложения с чужой речью (2 часа)

Понятие чужой речи. Способы передачи чужой речи. Прямая речь. Косвенная речь. Несобственно-прямая речь.

Понятие о цитатах. Знаки препинания при цитатах.
Употребление знаков препинания (2 часа)

Сочетание знаков препинания. Факультативные знаки препинания.

Авторская пунктуация.

Повторение и обобщение изученного (1 час)

Проверка знаний, умений и навыков учащихся.



Культура речи. Стилистика (4 часа)

Понятия «язык» и «речь». Культура речи. Норма, типы норм. Речевые ошибки.

Понятия «стилистика», «стиль», «функциональный стиль». Официально-деловой стиль. Научный стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Стиль художественной литературы.

Текст. Тема текста, признаки текста. Анализ текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение.


ЛИТЕРАТУРА, 10 КЛАСС(105 ч)

Содержание тем учебного курса

Общая характеристика русской классической литературы XIX в. (1ч)

Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Художественные открытия русских писателей-классиков.



Русская литература первой половины XIX века (10+1рр+1к)

Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века. Национальное самоопределение русской литературы. (1ч)



Александр Сергеевич Пушкин (4ч)

Обзор жизни и творчества. Основные мотивы лирики Пушкина.

«Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX.«И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...» «Поэт», «Поэту», «Сожженное письмо».

Художественные открытия Пушкина. "Чувства добрые" в пушкинской лирике, ее гуманизм и философская глубина. "Вечные" темы в творчестве Пушкина (природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия). Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека.

Поэма «Медный всадник».

Конфликт личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина.



Михаил Юрьевич Лермонтов (2ч)

Обзор жизни и творчества. Основные мотивы поэзии Лермонтова.

«Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу...»

«Завещание», «Расстались мы; но твой портрет...», «Нет, я не Байрон, я другой...».

Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Темы родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества в лирике поэта. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова.
Николай Васильевич Гоголь (3ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть “Невский проспект". Образ города в повести. Соотношение мечты и действительности. Особенности стиля Н.В. Гоголя, своеобразие его творческой манеры.

Развитие речи: Сочинение по произведениям русской литературы первой половины XIX в.

Контрольный тест по произведениям русской литературы первой половины XIX века.

Русская литература второй половины XIX века (71ч+8рр+4к)

Обзор русской литературы второй половины XIX века (1ч)

Россия во второй половине XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, её социальная острота и философская глубина. Проблемы судьбы, веры и сомнения, смысла жизни и тайны смерти, нравственного выбора. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра. Классическая русская литература и ее мировое признание.

Александр Николаевич Островский (7ч+1рр)

Жизнь и творчество (обзор).

Драма «Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Изображение “жестоких нравов” “темного царства”. Образ города Калинова. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе. Драматургическое мастерство Островского.

Критика: Н. А. Добролюбов “Луч света в темном царстве”.

Развитие речи: Сочинение по драме А. Н. Островского “Гроза”.

Иван Александрович Гончаров (5ч+1рр)

Жизнь и творчество (обзор). Роман «Обломов».

История создания и особенности композиции романа. Петербургская “обломовщина”. Глава “Сон Обломова” и ее роль в произведении. Система образов. Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Тема любви в романе. Социальная и нравственная проблематика романа. Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в романе. Обломов в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Своеобразие стиля Гончарова.

Развитие речи: Сочинение по роману И. А. Гончарова “Обломов”.



Иван Сергеевич Тургенев (8ч+1рр+1к)

Жизнь и творчество.

Роман «Отцы и дети».

Творческая история романа. Отражение в романе общественно-политической ситуации в России. Сюжет, композиция, система образов романа. Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Черты личности, мировоззрение Базарова. "Отцы" в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Смысл названия. Тема народа в романе. Базаров и его мнимые последователи. “Вечные” темы в романе (природа, любовь, искусство). Смысл финала романа. Авторская позиция и способы ее выражения. Поэтика романа, своеобразие его жанра. “Тайный психологизм”: художественная функция портрета, интерьера, пейзажа; прием умолчания. Базаров в ряду других образов русской литературы.

Полемика вокруг романа. Критика: Д. И. Писарев. «Базаров» (фрагменты).

Развитие речи: Сочинение по роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”.

Контрольный тест по творчеству Гончарова, Тургенева.

Николай Алексеевич Некрасов (5ч+1рр)

Жизнь и творчество (обзор).

«В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…»

«Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…»

Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы. Особенности некрасовского лирического героя. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Образ Музы в лирике Некрасова. Судьба поэта-гражданина. Тема народа. Утверждение красоты простого русского человека. Сатирические образы. Решение “вечных” тем в поэзии Некрасова (природа, любовь, смерть). Художественное своеобразие лирики Некрасова, ее связь с народной поэзией.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа. Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы. Образы правдоискателей и “народного заступника” Гриши Добросклонова. Сатирические образы помещиков. Смысл названия поэмы. Народное представление о счастье. Тема женской доли в поэме. Судьба Матрены Тимофеевны, смысл “бабьей притчи”. Тема народного бунта. Образ Савелия, “богатыря святорусского”. Фольклорная основа поэмы. Особенности стиля Некрасова.

Развитие речи: Сочинение по творчеству Н. А. Некрасова.



Федор Иванович Тютчев (3ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»)

«День и ночь», «Последняя любовь», «Эти бедные селенья…»

Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский характер и символический подтекст стихотворений Тютчева. Основные темы, мотивы и образы тютчевской лирики. Тема родины. Человек, природа и история в лирике Тютчева. Любовь

как стихийное чувство и “поединок роковой”. Художественное своеобразие поэзии Тютчева.



Афанасий Афанасьевич Фет (3ч+1рр)

Жизнь и творчество (обзор).

«Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь», «Одним толчком согнать ладью Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория “чистого искусства”. “Вечные” темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть). Философская проблематика лирики. Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета.

Развитие речи: Сочинение по поэзии Ф. И. Тютчева и А. А. Фета



Алексей Константинович Толстой (2ч)

Жизнь и творчество (обзор).

«Коль любить, так без рассудку...», «Не верь мне, друг, когда, в избытке горя...», «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...»

Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях Толстого. Влияние фольклорной и романтической традиции.



Николай Семенович Лесков (2ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Однодум». Сказание о правдоискателях, народных праведниках. Автор о ежедневном будничном подвиге праведников. Праведник Рыжов - главный герой рассказа.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (2ч)

Очерк жизни и творчества.

«История одного города». Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа. Сатирическая летопись истории Российского государства.

Собирательные образы градоначальников и “глуповцев”. Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Тема народа и власти. Смысл финала “Истории”. Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм.



Федор Михайлович Достоевский (9ч+1рр+1к)

Жизнь и творчество.

Роман «Преступление и наказание».

Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа. Теория Раскольникова и ее развенчание. Раскольников и его “двойники”. Образы “униженных и оскорбленных”. Второстепенные персонажи. Приемы создания образа Петербурга. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения. Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция.

Роль эпилога. “Преступление и наказание” как философский роман. Полифонизм романа, столкновение разных “точек зрения”. Проблема нравственного выбора. Смысл названия. Психологизм прозы Достоевского. Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя.

Развитие речи: Сочинение по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”.

Контрольный тест по роману «Преступление и наказание».

Лев Николаевич Толстой (15ч+1рр+1к)

Жизнь и творчество.

Роман-эпопея «Война и мир».

История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции, антитеза как центральный композиционный прием. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Образ Платона Каратаева и авторская концепция “общей жизни”. Изображение светского общества. “Мысль народная” и “мысль семейная” в романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских. Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. Роль эпилога. Тема войны в романе. Толстовская философия истории. Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны 1812 г. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого. Русский солдат в изображении Толстого. Проблема национального характера. Образы Тушина и Тимохина. Проблема истинного и ложного героизма. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. Москва и Петербург в романе. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения душевного мира героев (“диалектики души”). Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе. Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя.

Развитие речи: Сочинение по роману Л. Н. Толстого “Война и мир”.

Контрольный тест по роману “Война и мир”.



Антон Павлович Чехов (9ч+1рр+1к)

Жизнь и творчество.

Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой».

Рассказы: «Палата № 6», «Дом с мезонином».

Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы "маленького человека" и ее отражение в прозе Чехова. Тема пошлости и неизменности жизни. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Утверждение красоты человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст.

Комедия «Вишневый сад».

Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов. Символический смысл образа вишневого сада. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта. Образ

Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип героя-"недотепы". Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл финала. Особенности чеховского диалога. Символический подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра.

Развитие речи: Сочинение по творчеству А.П. Чехова.

Контрольный тест по творчеству А.П. Чехова Из литературы народов России (1ч)

К. Хетагуров (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения из сборника «Осетинская лира».

Из зарубежной литературы (4ч)

Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века (1ч)

Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Реализм как доминанта литературного процесса. Символизм.

Мигель де Сервантес Сааведра (1ч)

Слово о писателе. «Дон Кихот» (главы). Разлад между воображением героя и реальной жизнью как причина его комических неудач.



Джордж Гордон Байрон (1ч)

Очерк жизни и творчества поэта.«Корсар» (в сокращении). Байронический герой. Противоречивость характера Конрада; индивидуализм, порывы могучего духа.



Оноре де Бальзак (1ч)

Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Творчество Бальзака — вершина французского критического реализма.«Гобсек». Проблема губительного влияния власти денег на человеческую личность, на семью в произведениях писателя.

Итоговый тест по литературе XIX века

Произведения для заучивания наизусть:

А.С. Пушкин. «Вновь я посетил...»

М.Ю. Лермонтов. «Выхожу один я на дорогу...»

Н.А. Некрасов. «Элегия», «Зине»

Ф.И. Тютчев. «Нам не дано предугадать…»

А.А. Фет. «Я пришел к тебе с приветом...»

А.К. Толстой. «Осень, обсыпается весь наш бедный сад...», «Прозрачных облаков спокойное движенье...»
11 класс (102 ч)

Содержание тем учебного курса

Программа 11 класса включает в себя русскую литературу XX века. В ней широко представлена как проза, так и поэзия первой трети XX века, а также 50-90-х годов. Особый раздел составляют произведения о Великой Отечественной войне, «деревенская», «городская» и «лагерная» проза. Для монографического изучения рекомендуется творчество И. А. Бунина, А. И. Куприна, М. Горького, М. А. Булга-

кова, В. В. Маяковского, С. А. Есенина, А. А. Блока, О. Э. Мандельштама, Б. Л. Пастернака, А. Т. Твардовского, А. А. Ахматовой, М. И. Цветаевой. Обзорно изучается роман A. А. Фадеева «Разгром».

В программе 11 класса широко представлено творчество А. П. Платонова, А. И. Солженицына, В. П. Астафьева, B. Г. Распутина, В. М. Шукшина, А. В. Вампилова.

Особое внимание уделено лирике 60-80-х годов и авторской песне. Русская литература 90-х годов представлена только лирикой И. А. Бродского. Русская литература начала нового века не включена в программу.

Раздел зарубежной литературы включает произведения Хемингуэя и Ремарка о войне и сказку «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери.

Крупные эпические произведения программа рекомендует изучать в сокращении, либо отдельные главы.

Необходимо учитывать, что уроки-беседы по современной литературе носят ознакомительный характер. Беседа по произведениям В. П. Астафьева, К. Д. Воробьева, В. Л. Кондратьева, Ч. Т. Айтматова, А. В. Вампилова, Е. И. Носова, А. И. Солженицына, В. Г. Распутина и др. поможет учащимся сопереживать трагедию и подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, осмыслить судьбу крестьянства, осознать сложность положения человека в тоталитарном обществе.

В ходе беседы по произведениям современной литературы важно показать учащимся ее связь с прогрессивными традициями литературы прошлого, раскрыть художественно-эстетическое богатство литературы последних десятилетий.

Программа предполагает ознакомление учащихся с критическими статьями современных критиков.

В программе учитывается также историко-хронологический принцип расположения материала. Литературные произведения в 11 классе изучаются в контексте всего творчества писателя, в их взаимосвязи с другими произведениями и с некоторыми этапами историко-литературного процесса.

В программе содержатся элементарные сведения по теории литературы, которые учащиеся усваивают в процессе работы над художественным произведением.
Введение

Писатель и эпоха, читатель и эпоха. Роль литературного образования в системе эстетических ценностей современного человека.



Русская литература начала XX века

Дальнейшее развитие традиций русской литературы XIX века. Новаторство литературы начала XX века. Острота постановки важнейших вопросов о роли литературы и искусства.



Проза начала XX века

Иван Алексеевич Бунин. Очерк жизни и творчества. Судьба писателя. Проза. «Господин из Сан-Франциско». Предчувствие катастрофических потрясений в канун Первой мировой войны. Социальные контрасты и бездуховность накопительства.

Для обсуждения:

«Ворон». Тема первой любви. Изображение быта и нравов семьи губернского чиновника. Образ Елены Николаевны. Трагическая судьба двух влюбленных.

Для самостоятельного чтения:

И. А. Бунин. «Легкое дыхание», «Темные аллеи», «Митина любовь» (по выбору).

Александр Иванович Куприн. Очерк жизни и творчества. Судьба писателя. «Гранатовый браслет». Смысл споров о сильной и бескорыстной любви, трагическая история любви Желткова; тема социального неравенства в повести.

Для самостоятельного чтения:

А. И. Куприн. «Олеся»

Леонид Николаевич Андреев. Очерк жизни и творчества писателя.

Для обсуждения:

Рассказы «Предстояла кража», «Ангелочек».

Максимальная обобщенность в изображении человеческих судеб. Экспрессивные средства выразительности. Гуманистический пафос произведений.

«Серебряный век» русской поэзии

Общая характеристика поэзии «серебряного века»; проблема традиций и новаторства в литературе разных направлений и формы ее разрешения в творчестве реалистов, символистов, акмеистов, футуристов.



Валерий Яковлевич Брюсов. Очерк жизни и творчества. «Грядущие гунны», «Творчество», «Юному поэту», «Каменщик».

В. Я. Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Историко-культурная и общественно-гражданская проблематика произведений. Рационализм, отточенность образов и стиля.



Николай Степанович Гумилев. Очерк жизни и творчества. Судьба поэта. «Жираф», «Заблудившийся трамвай» (отрывок), «Старый Конквистадор», «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Озеро Чад».

Романтический герой лирики Гумилева, яркость, праздничность восприятия мира. Активность, действенность позиции героя.


Константин Дмитриевич Бальмонт. Слово о поэте. Стихотворения «Завет бытия», «Безглагольность», «Звездные знаки». Шумный успех ранних книг поэта. Поэзия как выразительница «говора стихий». Цветопись и звукопись поэзии Бальмонта.
Александр Александрович Блок. Очерк жизни и творчества. Судьба поэта. Лирика. «Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Незнакомка», «О, весна, без конца и без краю...», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «Россия», «Когда вы стоите на моем пути...», поэма «Двенадцать».

Трагическое восприятие «страшного мира». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Изящество и тонкость выражения любовных переживаний.

«Двенадцать» - поэма о революции. Роль композиции, поэтической символики, лексики, ритмики, интонации в раскрытии идейного содержания поэмы.

Теория литературы. Развитие понятия о художественном образе: образ-символ.

Для самостоятельного чтения: А. А. Блок. «Соловьиный сад».

Русская литература 20-х годов

Сергей Александрович Есенин. Очерк жизни и творчества. Трагическая судьба поэта. Лирика. «Гой ты, Русь моя родная!..», «Выткался на озере алый свет зари...», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Письмо матери», «Я покинул родимый дом...», «Русь советская», «Заметался пожар голубой...», «Видели ли вы» (отрывок из «Сорокоуста»), «Мы теперь уходим понемногу...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...».

Чувство любви к Родине и природе родного края. Искренность, любовь и сострадание «ко всему живому». Народно-песенная основа лирики поэта.

Поэма «Анна Снегина». Автобиографичность поэмы. Лиризм сюжета. Судьба человека и Родины в поэме.

С.А. Есенин и татарские поэты.



Владимир Владимирович Маяковский. Очерк жизни и творчества. Трагическая судьба поэта. Лирика. «Нате!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Сергею Есенину», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», Письмо Татьяне Яковлевой».

Мотивы трагического одиночества в дореволюционной лирике. Взгляд на поэзию как на вдохновенный труд во имя народа. Красота и сила любовного чувства. Традиции и новаторство в поэзии Маяковского. Неоднозначность отношения к наследию поэта в современном мире.В. Маяковский и татарские поэты.



Александр Александрович Фадеев. Очерк жизни и творчества. Трагическая судьба писателя. «Разгром» (главы). Общий обзор романа, чтение и обсуждение отдельных глав. Нравственные проблемы в романе. Тема интеллигенции и револю ции в романе, ее одностороннее освещение. Тема революции и гражданской войны в татарской литературе.

Исаак Эммануилович Бабель. Трагическая судьба писателя. «Конармия». Чтение и разбор отдельных рассказов, включенных в книгу: «Соль», «Письмо».

Трагедия расколотого гражданской войной народа. Сочетание в героях жестокости и милосердия, бесчеловечности и гуманизма. Сквозной сюжет книги. Лиризм и авторская ирония.



Андрей Платонович Платонов. Очерк жизни и творчества. Судьба писателя и его произведений. «Усомнившийся Макар». Размышления героя о смысле жизни. Поиск истины в столкновениях с другими героями рассказа. Макар о советской власти. Особенности повествовательной манеры. Язык рассказа. Ирония, сарказм, гротеск в рассказе. Жанр произведения: рассказ-сказка, рассказ-притча.

Для самостоятельного чтения:

А. П. Платонов. «Впрок», «Сокровенный человек», «Котлован» (по выбору).

Евгений Иванович Замятин. Очерк жизни и творчества. Судьба писателя и его произведений. Рассказ «Пещера». Сатирически-гротескное изображение Петербурга в годы «военного коммунизма». Бедствия и страдания интеллигенции, «пещерный» быт людей. Образы Мартина Мартиныча и Маши, «мамонто-подобного» Селихова. Неповторимое своеобразие языка писателя.

Для самостоятельного чтения:

Е. И. Замятин. Роман «Мы».

Михаил Афанасьевич Булгаков. Очерк жизни и творчества. Судьба писателя и его произведений. Роман «Белая гвардия» (в сокращении). События гражданской войны в романе. Семья Турбиных: Алексей, Николка и Елена. Изображение белогвардейского движения. Библейские мотивы в романе.

Для самостоятельного чтения:

М. А. Булгаков. «Бег».

Михаил Михайлович Зощенко. Трагическая судьба писателя. «Аристо-кратка». Жанр юмористической новеллы. Использование приема комического сказа. Обличение пошлости, бескультурья, грубости, хамства.

Для самостоятельного чтения:

Илья Ильф и Евгений Петров. «Двенадцать стульев», «Золотой теленок».

Михаил Александрович Шолохов. Биография писателя. Роман-эпопея «Тихий Дон» (в сокращении). «Тихий Дон» — роман-эпопея о всенародной трагедии. Революция и гражданская война в изображении писателя. Семья Мелеховых. Трагедия Григория Мелехова. Женские образы. Проблема гуманизма. Полемика вокруг авторства.

М. Шолохов и татарская литература.

Для самостоятельного чтения:

М. Шолохов. «Донские рассказы».



Русская литература 30-х годов

Анна Андреевна Ахматова. Очерк жизни и творчества. Судьба поэта. Лирика. «Песня последней встречи», «Вечером», «Смятение», «Небывалая осень построила купол высокий...», «Не с теми я, кто бросил землю...», «Родная земля». Поэма «Реквием».

Тема поэта и поэзии. Тема родины и гражданского мужества. Отражение трагедии личности, семьи и народа в поэме «Реквием». Традиции народной поэзии и русской классики в творчестве Ахматовой.



Осип Эмильевич Мандельштам. Очерк жизни и творчества. Судьба поэта. «Notre Dame», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...». Точность деталей и глубокий психологический подтекст. Противопоставление трагическому образу «века-волкодава» мотива человеческого достоинства.

Марина Ивановна Цветаева. Очерк жизни и творчества. Судьба поэта. Лирика. «Молитва», «В светлом платьице, давно знакомом...», «Быть в аду нам, сестры пылкие...», Стихи о Москве («Москва! Какой огромный...»), Стихи к Блоку («Имя твое - птица в руке...», «У меня в Москве - купола горят...»), «В черном небе - слова начертаны...», «Любовь! Любовь! И в судорогах, и в гробе...».

Основные мотивы лирики: сила и нежность любви, достоинство и честь, преданность друзьям, любовь к Родине. Своеобразие поэтического стиля: «высокая простота», лиризм.



Литература периода Великой Отечественной войны

Героико-трагедийные мотивы в литературе военных лет; художественная правда о сражающемся народе, о человеке на войне, о трудной победе. Гуманистический пафос литературы, поиск подлинных нравственных ценностей. Лирика: К. М. Симонов. «Родина»; М. В. Исаковский. «Враги сожгли родную хату...»; А. А. Прокофьев. «Яблоня на минном поле»; А. И. Фатьянов. «Где же вы теперь, друзья-однополчане...»; М. Джалиль. «Мои песни» и стихотворения других поэтов по выбору.



Русская литература второй половины XX века

Великая Отечественная война в прозе 50—80-х годов

Константин Дмитриевич Воробьев. Слово о писателе. «Убиты под Москвой» (отрывок). Автобиографическая основа повести. Жизненная достоверность в изображении военных событий. Герои повести Алексей Ястребов и капитан Рюмин.

Вячеслав Леонидович Кондратьев. Слово о писателе. «Сашка» (в сокращении). «Сашка» - повесть о войне рядового пехотинца. Жизненная основа повести. Герои повести Сашка и немецкий солдат; комбат. Авторская позиция в повести.

Александр Трифонович Твардовский. Очерк жизни и творчества поэта. Судьба поэта.

Лирика. «Я убит подо Ржевом», «Я знаю, никакой моей вины...», «Слово о словах». Чувство сопричастности к судьбам родной страны, желание понять истоки побед и потерь.

Поэмы. «За далью - даль» (главы), «По праву памяти» (в сокращении). Философское и трагическое осмысление событий прошлого. Поэма «По праву памяти» как поэма-исповедь, поэма-завещание. Тема прошлого, настоящего и будущего в свете исторической памяти.
Борис Леонидович Пастернак. Судьба поэта. Лирика. «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Метель», «Баллада», «Годами когда-нибудь в зале концертной...», «Во всем мне хочется дойти...», Стихотворения Юрия Живаго («Гамлет», «Зимняя ночь»).

Тема назначения поэта и поэзии в лирике Пастернака. Философская насыщенность лирики. Стремление постичь мир, удивление перед чудом бытия.



Николай Алексеевич Заболоцкий. «Ночной сад», «Портрет», «О красоте человеческих лиц», «Где-то в поле возле Магадана», «Гроза идет», «Ласточка».

Художественное своеобразие лирики Н. А. Заболоцкого. Мотивы натурфилософской поэзии в лирике поэта. Тема искус­ства, красоты в лирике Н. А. Заболоцкого.




следующая страница >>