Образовательная программа, реализующая общеобразовательные программы среднего общего образования на 2013-2015гг. Мбоу «сош №1 имени - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Образовательная программа мбоу сош №81 г о. Самара на 2013-2017 годы 17 6782.06kb.
Образовательная программа основного общего образования мбоу сош №3... 8 3923.76kb.
Образовательная программа начального общего образования Фкгос мбоу... 7 2380.62kb.
Образовательная программа среднего (полного) общего образования Муниципального... 5 1983.15kb.
Отчет о финансово-хозяйственной деятельности гбоу города Москвы 1 280.4kb.
Образовательная программа начального общего образования моу сош №25 г. 2 725.19kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 2 684.8kb.
Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Учебник «Музыка» 7... 1 264.23kb.
Образовательная программа основного общего образования гбоу сош №1387 38 18798.59kb.
Приложение 2 к Порядку формирования списка молодых 1 605.94kb.
Пояснительная записка к ооп по реализации фгос на основной ступени... 3 1037.87kb.
Обзор финансовых рынков 1 272.83kb.
- 4 1234.94kb.
Образовательная программа, реализующая общеобразовательные программы среднего общего - страница №1/5



Образовательная программа, реализующая общеобразовательные программы среднего общего образования на 2013-2015гг.

МБОУ «СОШ №1 имени Созонова Юрия Георгиевича»

Содержание






Введение




1

Цели образовательной ступени

2

2

Краткая характеристика возрастных особенностей обучающихся

6

3

Описание видов деятельности, которые адекватны возможностям обучающихся

7

4

Задачи решаемые обучающимися

8

5

Задачи решаемые педагогами

8

6

Учебный план

10

7

Основное содержание учебных предметов на ступени основного общего образования

26

8

Планируемые результаты образования на ступени среднего общего образования, способы и формы их оценки.

148

9

Контроль и управление реализацией Образовательной программы в школе

190

10

Учебники для реализации общеобразовательных программ среднего общего образования

192




  1. Цели образовательной ступени

Целями основной образовательной программы среднего общего образования, являются:

выстраивание образовательного пространства, адекватного старшему школьному возрасту через создание условий для социального и образовательного самоопределения старшеклассника для получения обучающимися качественного современного образования, позволяющего выпускнику занимать осмысленную, активную и деятельную жизненную позицию, поступить и успешно обучаться в выбранном вузе.


Задачи образовательной программы среднего общего образования

  • формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования,

  • обеспечить формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
    Образовательная программа школы реализуется как единое образовательное пространство, в котором учащиеся последовательно достигают основные уровни образованности – элементарной грамотности, функциональной грамотности, соответствующие уровни компетентности:

Общекультурную компетентность – овладение познавательного, креативного опыта, опыта духовного и межличностного общения в контексте историко - культурного знания, навыков самообразования, понимания универсальности моральных ценностей, социальных и психологических особенностей личности.

Методологическую компетентность - овладение теорией и методами науки и искусства, развитие творческих способностей и включение в исследовательскую или художественную деятельность по избранной программе; понимание ценностных оснований знания, историчность принципов науки и искусства, социокультурную обусловленность информации, ценности терпимости к мнениям и воззрениям других людей.



Допрофессиональную компетентность – овладение системой базовых знаний и умений, включенность изучения подходов профессионально-направленной деятельности, подготовка школьника к осознанному выбору сферы будущей профессиональной деятельности.
Образовательная деятельность МБОУ «СОШ №1 » выстраивается в соответствии со следующими ведущими принципами:

  • Принцип социального партнерства регулирует характер отношений, коммуникативную сторону образовательного процесса;

  • Принцип культуросообразности выражает требование выстраивать образовательный процесс, сообразуясь с единством всех достижений культуры (не только науки, но и искусства, религии, традиций и т.д.), что позволяет становиться творцом новых элементов культуры.

  • Принцип дифференциации и индивидуализации обучения – развитие ученика в соответствии с его склонностями, интересами, возможностями, что обеспечивается индивидуальным образовательным маршрутом;

  • Принцип гуманизации основан на построении педагогического процесса, учитывающего развитие индивидуальных и творческих способностей каждого ученика; гарантирующем защиту прав участников педагогического процесса;

  • Принцип вариативности образования обусловлен разнообразием образовательных задач, содержания, средств, форм, методов образовательного процесса, а также различной степенью выраженностью потребностей и мотив его участников, уровня подготовленности и психологических особенностей субъектов учебной деятельности.

  • Принцип целостности образования направлен на сбалансированность естественно-научной и социально-гуманитарной составляющих в содержании образования, адекватность используемых педагогических технологий содержанию и задачам образования с учётом  интегрирующего, системного характера процесса информатизации образовательной деятельности.

  • Принцип сочетания инновационности и стабильности предполагает рациональные изменения как способы существования образовательной системы, постоянный поиск и выбор идей, наиболее оптимальных программ, технологий, но предусматривающий при этом стабильность эффективно работающих компонентов;

  • Принцип развивающего обучения – построение образовательного процесса в школе на основе применения разнообразных методов творческой мыслительной деятельности и самообразования учащихся, использование новейших педагогических технологий с целью формирования ключевых компетенций

Адресность образовательной программы

 Возраст обучающихся

15-17 лет.

Уровень готовности к усвоению программы:

В 10-11 класс может быть зачислен   любой учащийся, успешно освоивший образовательную  программу основного общего образования, готовый к изучению различных предметов на базовом и профильном уровне

Состояние здоровья:

отсутствие медицинских противопоказаний

Технология комплектования:

Комплектование 10 профильных классов осуществляется на базе 9 классов школы №1 и других школ города. Прием в 10 классы осуществляется на основании рейтинга учащегося, включающего в себя: средний балл аттестата об основном общем образовании, средний балл по профильным предметам, достижения учащихся  по выбранному профилю (могут быть зафиксированы в «Портфолио»). Преимущественным правом зачисления пользуются: учащиеся, имеющие аттестат о неполном среднем образовании с отличием и учащиеся-победители районных и городских олимпиад, конкурсов по предметам выбранного профиля. В класс универсального профиля – заявительный характер. Срок подачи заявлений ежегодно определяется локальным нормативным актом школы.

Продолжительность обучения

2 года

6. Учебный план

Среднее общее образование — завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Эти функции предопределяют направленность целей на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Эффективное достижение указанных целей возможно при введении профильного обучения, которое является «системой специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования».

Профильное обучение — средство дифференциации и индивидуализации обучения, которое позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. При этом существенно расширяются возможности выстраивания обучающимся индивидуальной образовательной траектории.

Переход к профильному обучению позволяет:



  • создать условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников, построения индивидуальных образовательных программ;

  • обеспечить углубленное изучение отдельных учебных предметов;

  • установить равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся, расширить возможности их социализации;

  • обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием.

Принципы построения учебного плана для X—XI классов основаны на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта общего образования. Исходя из этого, учебные предметы могут быть представлены в учебном плане образовательного учреждения и/или выбраны для изучения обучающимся либо на базовом, либо на профильном уровне.

Выбирая различные сочетания базовых и профильных учебных предметов и учитывая нормативы учебного времени, установленные СанПиНами, школа и при определенных условиях и каждый обучающийся вправе формировать собственный учебный план.

Базовые общеобразовательные учебные предметы — учебные предметы федерального компонента, направленные на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Федеральный базисный учебный план предполагает функционально полный, но минимальный их набор. Обязательными базовыми общеобразовательными учебными предметами являются: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История», «Физическая культура», а также интегрированные учебные предметы «Обществознание (включая экономику и право)» и «Естествознание».

Остальные базовые учебные предметы изучаются по выбору.

Профильные общеобразовательные учебные предметы — учебные предметы федерального компонента повышенного уровня, определяющие специализацию каждого конкретного профиля обучения. При профильном обучении обучающийся выбирает не менее двух учебных предметов на профильном уровне. Совокупность базовых и профильных общеобразовательных учебных предметов определяет состав федерального компонента федерального базисного учебного плана.

Региональный (национально-региональный) компонент для X—XI классов представлен количеством часов, отводимых на его изучение.

Элективные учебные курсы – обязательные учебные предметы по выбору обучающихся из школьного компонента. Элективные учебные курсы выполняют три основные функции:


  • развитие содержания одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получать дополнительную подготовку для сдачи ЕГЭ;

  • «надстройка» профильного учебного предмета;

  • удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности.

Изменения в составе учебных предметов

1. С учетом возрастающей роли русского языка в многонациональном федеративном государстве и обязательности экзамена по этому предмету при поступлении в любой вуз введен учебный предмет «Русский язык» в объеме 70 часов на базовом уровне и 210 часов на профильном уровне за два года обучения.

2. Усилено внимание к изучению иностранных языков — введен в качестве обязательного учебный предмет «Иностранный язык» в объеме не менее 3 часов в неделю в связи с реализацией задачи «обеспечения освоения выпускниками школы иностранного языка на функциональном уровне».

3. Три учебных предмета естественнонаучного цикла («Физика», «Химия» и «Биология») изучаются на базовом уровне как самостоятельные предметы. Но в классе медицинского профиля два учебных предмета естественнонаучного цикла изучаются на профильном, один — на базовом уровне;

4. Интегрированный учебный предмет «Обществознание» на ступени среднего общего образования на базовом уровне включает разделы «Экономика» и «Право», которые преподаются как в составе данного предмета в классах универсального обучения и информационно-технологического профиля. На профильном уровне «Обществознание», «Экономика» и «Право» изучаются как самостоятельные учебные предметы в классах социально-гуманитарного и социально-экономического профиля.

Часы школьного компонента могут быть использованы:

- на организацию индивидуальных и групповых занятий;

- на увеличение количества часов, отводимых на образовательные области или отдельные учебные предметы, курсы, указанные в базовом компоненте;

- на составляющие регионального компонента, если они преподаются как отдельные учебные предметы;

- на факультативные курсы;

- на занятия активно-двигательного характера (ритмика, аэробика, бальные и спортивные танцы, спортивные игры и пр.);

- на занятия проектной, исследовательской, экскурсионной и другими нетрадиционными видами и формами учебной деятельности;





 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ

Обязательные учебные предметы на базовом уровне

Учебные предметы

Количество часов за два года обучения (* )

Базовый уровень

 

Русский язык

70 ( 1 / 1 )

 

Литература

210 ( 3 / 3 )

 

Иностранный язык

210 ( 3 / 3 )

 

Математика

280 ( 4 / 4 )

 

История

140 ( 2 / 2 )

 

Обществознание (включая экономику и право)

140 ( 2 / 2 )

 

Естествознание

210 ( 3 / 3 )

 

Физическая культура

210 ( 3 / 3 )

 

ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ

Учебные предметы по выбору на базовом или профильном уровнях

Учебные предметы

Количество часов за два года обучения (*)

Базовый уровень

Профильный уровень

Русский язык



210 ( 3 / 3 )

Литература



350 ( 5 / 5 )

Иностранный язык



420 ( 6 / 6 )

Математика



420 ( 6 / 6 )

История



280 ( 4 / 4 )

Физическая культура



280 ( 4 / 4 )

Обществознание (**)

70 ( 1 / 1 )

210 ( 3 / 3 )

Экономика

35 ( 0,5 / 0,5 )

140 ( 2 / 2 )

Право

35 ( 0,5 / 0,5 )

140 ( 2 / 2 )

География

70 ( 1 / 1 )

210 ( 3 / 3 )

Физика

140 ( 2 / 2 )

350 ( 5 / 5 )

Химия

70 ( 1 / 1 )

210 ( 3 / 3 )

Биология

70 ( 1 / 1 )

210 ( 3 / 3 )

Информатика и ИКТ

70 ( 1 / 1 )

280 ( 4 / 4 )

Искусство (МХК)

70 ( 1 / 1 )

210 ( 3 / 3 )

Технология

70 ( 1 / 1 )

280 ( 4 / 4 )

ОБЖ

35 ( 1 / – )

140 ( 2 / 2 )

ВСЕГО:

не более 2170 ( не более 31 / не более 31 )

Региональный (национально-региональный) компонент

ВСЕГО:

140 ( 2 / 2 )

компонент образовательного учреждения (элективные учебные предметы)

ВСЕГО:

не менее 280 ( не менее 4 / не менее 4 )

ИТОГО:

до 2590 ( 37 / 37 )

Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе:

2590 ( 37 / 37 )

Ниже приводятся примерные учебные планы для разных профилей обучения в школе (формируются по запросам социума) . При этом учитывается, что старшая ступень готовит выпускников не только к обучению в вузе, но и к обучению в системе начального и среднего профессионального образования, а также к началу трудовой деятельности. Это, в частности, определило увеличение числа рекомендуемых профилей технологического направления.



  1. Увеличено количество учебных часов на изучение предметной области «Математика» (в ней представлены самостоятельные курсы «Алгебра и начала анализа» и «Геометрия») с целью формирования математических компетенций по 2 часа в неделю в каждом году обучения;

  2. Информатика -1 час в 10б, 10в, 11б 11 г(мед группа), 2 часа в 10д и 11а для поддержания IT- компетенции обучающихся

  3. География -1 час во всех классах для выполнения программы заключительного курса предмета;

  4. Физика 1 час в 11а, 10в для формирования технической базы обучающихся

  5. Химия- 1 час в 11а для обобщения знаний по курсу предмета

  6. Биология -1 час в 11а, 11г(группа инф-техн)

  7. Экология- 1 час в 10а, 10г, 10д, 11г (инф-техн гр), 11а (гр. универс обучения) для выполнения регионального компонента БУПа

  8. МХК – 1 час в 10б, 10г 10д, 11а, для воспитания эстетической культуры и приобщения к шедеврам мирового искусства

  9. Технология– 4 часа в 10а и 5 часов в 11а, проводятся в межшкольном учебном комбинате по соглашению о совместной деятельности.

Профильные предметы, которые определяют направление специализации образования, представлены следующим образом:

в классах социально-гуманитарного профиля

  • История – 4 ч

  • Обществознание – 3 ч

  • Экономика -2 ч

  • Право- 2 ч

  • Основы государства и права-2 часа

  • Работа с историческими документами– 2 ч в

  • Великие реформаторы России – 1ч в

в информационно-технологическом классе

  • Алгебра и начала анализа -4 ч

  • Геометрия - 2ч

  • Информатика и ИКТ – 2 ч

  • Информационные технологии – 2ч

  • Арифметические и логические основы построения компьютера – 3 ч

  • Основы объектно-ориентированного программирования в среде Delphi – 3 ч в

В классе медицинского профиля

  • Биология – 3 ч

  • Химия – 3 ч

  • Основы сестринского дела – 6 ч на базе Ханты-Мансийской государственной медицинской академии по соглашению о совместной деятельности

В социально-экономическом классе на профильном уровне изучаются:

  • Математика-6ч

  • Обществознание-3 ч

  • Право-1

  • Экономика -2

  • География- 3ч

  • Нормы международного гуманитарного права -1 ч


Примерные учебные планы для некоторых возможных профилей
Социально-гуманитарный профиль.


Учебные предметы

Количество часов в неделю

10

11

I. Федеральный компонент

Базовые учебные предметы

Русский язык

1

1

Литература

3

3

Иностранный язык

3

3

Математика

4

4

Физика

2

2

Химия

1

1

Биология

1

1

Основы Безопасности жизнедеятельности

1

1

Физическая культура

3

3

Итого

19




Профильные учебные предметы

История

4

4

Обществознание

3

3

Право

2

2

Экономика

2

2

ИТОГО

11




II. Компонент образовательного учреждения

Учебные предметы

Математика

1

1

Информатика и ИКТ

1

1

География

1

1

Мировая художественная культура

1

1

Элективные курсы

Основы государства и права

2




Работа с историческими документами




2

Нормы международного гуманитарного права

1




Великие реформаторы России




1

ИТОГО

37

37


10-11 классы. Медицинский профиль.


Учебные предметы

Количество часов в неделю

10

11

I. Федеральный компонент

Базовые учебные предметы

Русский язык

1

1

Литература

3

3

Иностранный язык

3

3

Математика

4

4

История

2

2

Обществознание(включая экономику и право)

2

2

Физика

2

2

Основы безопасности жизнедеятельности

1

1

Физическая культура

3

3

21

Профильные учебные предметы

Химия

3

3

Биология

3

3

Основы сестринского дела

6

6

ИТОГО

12




II. Компонент образовательного учреждения

Учебные предметы

Информатика и ИКТ

1

1

География

1

1

математика

1

1

Элективные курсы

Медицинская экология

1

1

ИТОГО

37

37


Информационно-технологический профиль.


Учебные предметы

Количество часов в неделю

10

11

I. Федеральный компонент

Базовые учебные предметы

Русский язык

1

1

Литература

3

3

Иностранный язык

3

3

История

2

2

Обществознание

2

2

Химия

1

1

Биология

1

1

Основы безопасности жизнедеятельности

1

1

Физическая культура

3

3

17

Профильные учебные предметы

Математика

6

6

Физика

5

5

Информатика и ИКТ

4

4

ИТОГО

15




II. Компонент образовательного учреждения

Учебные предметы

География

1

1

МХК

1

1

Экология

1

1

Элективные курсы

Арифметические и логические основы построения компьютера

2




Основы объектно-ориентированного программирования в среде Delphi




2

ИТОГО

37

37



Социально-экономический профиль.


Учебные предметы

Количество часов в неделю

10

11

I. Федеральный компонент

Базовые учебные предметы

Русский язык

1

1

Литература

3

3

Иностранный язык

3

3

История

2

2

Физика

2

2

Химия

1

1

Биология

1

1

Основы Безопасности жизнедеятельности

1

1

Физическая культура

3

3

17

Профильные учебные предметы

Математика

6

6

Обществознание

3

3

Право

1

1

Экономика

2

2

География

3

3

ИТОГО

15




II. Компонент образовательного учреждения

Учебные предметы

Информатика и ИКТ

2

2

Мировая художественная культура

1

1

Экология

1

1

Элективные курсы

Нормы международного гуманитарного права

1




Глобальный мир в 21 веке




1

ИТОГО

37

37



Технологический профиль

Учебные предметы

Количество часов в неделю

10

11

I. Федеральный компонент

Базовые учебные предметы

Русский язык

1

1

Литература

3

3

Математика

4

4

Иностранный язык

3

3

История

2

2

Обществознание ( включая экономику и право)

2

2

Физика

2

2

Химия

1

1

Биология

1

1

Основы Безопасности жизнедеятельности

1

1

Физическая культура

3

3

Итого 23

Профильные учебные предметы

Технология

4

4

ИТОГО

4




II. Компонент образовательного учреждения

Учебные предметы

Математика

2

2

Химия

1

1

География

1

1

Биология

1

1

Информатика и ИКТ

2

2

Мировая художественная культура

1

1

Экология

1

1

Обществознание

1

1

ИТОГО

37

37

Представленные ниже варианты учебных планов отдельных профилей являются примерными и имеют рекомендательный характер. Их следует рассматривать как иллюстрацию возможного использования предложенного механизма формирования конкретного учебного плана и демонстрацию принципа его построения из учебных предметов трех типов: базовых, профильных и элективных.



Физико-математический профиль

Учебные предметы

Число недельных учебных часов
за два года обучения


I. Федеральный компонент

Базовые учебные предметы

Русский язык

2

Литература

6

Иностранный язык

6

История

4

Обществознание (включая экономику и право)

4

Естествознание

6

Физическая культура

6

Профильные учебные предметы

Математика

12

Информатика и ИКТ

8

Физика

10

II. Региональный (национально-региональный) компонент

По усмотрению субъекта Российской Федерации

4

III. Компонент образовательного учреждения 8 (по выбору)

Элективные учебные предметы, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность

8



Биолого-географический профиль


Учебные предметы

Число недельных учебных часов
за два года обучения


I. Федеральный компонент

Базовые учебные предметы

Русский язык

2

Литература

6

Иностранный язык

6

История

4

Обществознание (включая экономику и право)

4

Физика

4

Химия

2

Физическая культура

4

Профильные учебные предметы

Математика

12

География

6

Биология

6

II. Региональный (национально-региональный) компонент

По усмотрению субъекта Российской Федерации

4

III. Компонент образовательного учреждения

Элективные учебные предметы, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность

12


Филологический профиль


Учебные предметы

Число недельных учебных часов
за два года обучения


I. Федеральный компонент

Базовые учебные предметы

Математика

8

История

6

Обществознание (включая экономику и право)

4

Естествознание

6

Мировая художественная культура

2

Физическая культура

4

Профильные учебные предметы

Русский язык

6

Литература

10

Иностранный язык

12

Второй иностранный язык

4

II. Региональный (национально-региональный) компонент

По усмотрению субъекта Российской Федерации

4

III. Компонент образовательного учреждения

Элективные учебные предметы, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность

6


Оборонно-спортивный профиль


Учебные предметы

Число недельных учебных часов
за два года обучения


I. Федеральный компонент

Базовые учебные предметы

Русский язык

2

Литература

6

Иностранный язык

6

Математика

8

История

4

Обществознание (включая экономику и право)

4

Естествознание

6

Профильные учебные предметы

Физическая культура

8

Основы безопасности жизнедеятельности

4

II. Региональный (национально-региональный) компонент

По усмотрению субъекта Российской Федерации

4

III. Компонент образовательного учреждения

Элективные учебные предметы, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность

20


Примерный учебный план для универсального обучения

(непрофильное обучение)

Учебные предметы

Число недельных учебных часов
за два года обучения


I. Федеральный компонент

Базовые учебные предметы

Русский язык

2

Литература

6

Иностранный язык

6

Математика

8

Информатика и ИКТ

2

История

4

Обществознание (включая экономику и право)

4

География

2

Физика

4

Химия

2

Биология

2

Мировая художественная культура

2

Технология

2

Основы безопасности жизнедеятельности

1

Физическая культура

4

II. Региональный (национально-региональный) компонент

По усмотрению субъекта Российской Федерации

4

III. Компонент образовательного учреждения

Элективные учебные предметы, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность

17 (*)



  1. Основное содержание учебных предметов на ступени среднего общего образования

Русский язык
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

Изучение русского языка на базовом уровне среднего ) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

  • развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;

  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе совершенствования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

содержание, обеспечивающее формирование
Коммуникативной компетенции

Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Развитие навыков монологической и диалогической речи. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста. Информационная переработка текста.

Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.

Учебно-научный, деловой, публицистический стили, разговорная речь, язык художественной литературы. Их особенности.

Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы). Написание доклада, реферата, тезисов, рецензии. Составление деловых документов различных жанров (расписки, доверенности, резюме).

Культура публичной речи. Культура разговорной речи.

содержание, обеспечивающее формирование
языковой и Лингвистической (языковедческой)
компетенций

Русский язык в современном мире. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике. Литературный язык и язык художественной литературы Взаимосвязь различных единиц и уровней языка. Синонимия в системе русского языка. Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.



содержание, обеспечивающее формирование
Культуроведческой компетенции

Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Соблюдение норм речевого поведения в различных сферах общения.



Изучение русского языка на профильном уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

  • развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования;

  • углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

  • овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе совершенствования языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой компетенций.

Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций

Введение в науку о языке

Русский язык как объект научного изучения. Русистика и ее разделы. Виднейшие ученые-лингвисты и их работы. Основные направления развития русистики в наши дни.

Язык как знаковая система и общественное явление. Языки естественные и искусственные. Языки государственные, мировые, межнационального общения.

Основные функции языка.

Русский язык в современном мире. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка.



Общее и различное в русском и других языках. Основные этапы исторического развития русского языка. Сведения об истории русской письменности.

Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, диалект, профессиональные разновидности, жаргон, арго).

Русский литературный язык как высшая форма существования национального языка. Языковая норма, ее функции и типы. Варианты норм. Динамика языковой нормы. Типичные ошибки, вызванные отклонениями от литературной нормы. Преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы.

Языковая система. Система языка, ее устройство и функционирование. Взаимосвязь единиц и уровней языка. Синонимия в системе языка.

Функциональные разновидности языка: разговорная речь, функциональные стили, язык художественной литературы. Разговорная речь, её особенности.

Литературный язык и язык художественной литературы, его особенности.

Трудные случаи анализа языковых явлений и фактов, возможность их различной интерпретации. Исторический комментарий языковых явлений различных уровней.

Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка. Правописание: орфография и пунктуация

Разделы и принципы русской орфографии.

Основные орфографические нормы русского языка.

Принципы русской пунктуации.

Основные пунктуационные нормы русского языка.

Трудные случаи орфографии и пунктуации.

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.

Монологическая и диалогическая речь. Совершенствование навыков монологической и диалогической речи в различных сферах и ситуациях общения.

Различные виды чтения и их использование в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста. Закономерности построения текста.

Информационная переработка текста. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров. Редактирование собственного текста. Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический.

Основные коммуникативные качества речи и их оценка. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление.

Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы). Написание доклада, реферата, тезисов, статьи, рецензии. Составление деловых документов различных жанров (расписки, доверенности, резюме).

Культура публичной речи.

Культура разговорной речи.

Культура письменной речи.



СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Диалекты как историческая база литературных языков. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Соблюдение норм речевого поведения в различных ситуациях и сферах общения.



Литература БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

Изучение литературы на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Художественные произведения представлены в перечне в хронологической последовательности: от литературы XIX века до новейшего времени. Такое построение перечня определяется задачами курса на историко-литературной основе, опирающегося на сведения, полученные на завершающем этапе основной школы. Курс литературы в старшей школе направлен на систематизацию представлений учащихся об историческом развитии литературы, что позволяет глубже осознать диалог классической и современной литературы.



Перечень произведений представляет собой инвариантную часть любой программы литературного образования, обеспечивающую федеральный компонент общего образования. Перечень допускает расширение списка писательских имен и произведений в авторских программах, что содействует реализации принципа вариативности в изучении литературы. Данный перечень включает три уровня детализации учебного материала:

  • названо имя писателя с указанием конкретных произведений;

  • названо имя писателя без указания конкретных произведений (определено только число художественных текстов, выбор которых предоставляется автору программы или учителю);

  • предложен список имен писателей и указано минимальное число авторов, произведения которых обязательны для изучения (выбор писателей и конкретных произведений из предложенного списка предоставляется автору программы или учителю).

Русская литература XIX века


следующая страница >>