Образовательная программа по классу духовых инструментов. (саксофон) Срок реализации 5 лет Возраст обучающихся 9-15 лет - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа курса искусство (мхк) Срок реализации программы... 6 1023.64kb.
Образовательная программа дополнительного образования детей по борьбе... 3 1590.33kb.
Правила по Belly Dance Возрастные категории(по году рождения) 1 108.77kb.
Образовательная программа дополнительного образования детей «мир... 2 647.84kb.
Программа Срок реализации Возраст детей научно- техническая направленность 1 68.2kb.
Примечание: Возраст 10-19 лет Заезды: 17. 06. 12 12. 08. 12 Продолжительность 1 50.55kb.
Джульетта родилась в семье, где музыка была неотъемлемой частью жизни... 1 34.18kb.
Образовательная программа Муниципального бюджетного общеобразовательного... 4 936.8kb.
Программа воспитания и социализации обучающихся по профориентации... 5 1540.5kb.
Его Милость, недавно уволенный программист, 26 лет. Катрин, бухгалтер... 1 545.68kb.
Программа Ансамбль русских народных инструментов 3-7 классы 10-15... 1 145.6kb.
Качество жизни детей как критерий оценки состояния здоровья и эффективности... 2 500.33kb.
- 4 1234.94kb.
Образовательная программа по классу духовых инструментов. (саксофон) Срок реализации - страница №1/1

Муниципальное учреждение дополнительного образования детей

«Детская музыкальная школа № 8 Приволжского района г.Казани»

«Утверждено»

на методическом совете ДМШ № 8

Приволжского района города Казани

_______________________ 2009 года

Директор Карманова Г.Г.



Учебная образовательная программа

по классу духовых инструментов.

(саксофон)
Срок реализации 5 лет

Возраст обучающихся 9-15 лет

Составитель:

Кашпаров Константин Геннадьевич

преподаватель по классу духовых инструментов

РЕЦЕНЗЕНТ: старший преподаватель КГК

Черкасова Ю.П

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Специфика духовых инструментов определяет различные сроки обучения игре на этих инструментах. Большую роль при установлении сроков обучения играют также возраст, об­щая подготовка учащихся, их физические и музыкальные дан­ные.

Обучение на саксофоне можно начинать в возрасте 8 – 9 лет. Начальную подготовку учащиеся дошкольного и младшего школьного возраста могут получить, обучаясь на блокфлейте или специальных детских музыкальных инструментах; для дошкольников рекомендуется создавать подготовительные группы.

За время обучения педагог должен научить ученика само­стоятельно разучивать и грамотно, выразительно исполнять на инструменте произведения из репертуара детской музы­кальной школы. На занятиях по музыкальному инструменту ученик овладевает также навыками чтения с листа несложных произведений, ансамблевых и оркестровых партий, игры в раз­личных ансамблях.

Основной формой учебной и воспитательной работы в ин­струментальном классе является урок, проводимый как инди­видуальное занятие педагога с учеником.

Обучение игре на деревянных духовых инструментах тре­бует от учащихся, помимо музыкальных способностей, также хорошего здоровья и физической подготовки. При игре на ду­ховых инструментах активно работают легкие, губной аппа­рат, напрягаются определенные мышцы тела. Важно, чтобы пальцы, губы, зубы отвечали установленным требованиям для обучающихся на духовых инструментах. Правильная поста­новка губного аппарата и исполнительского дыхания являют­ся одним из необходимых условий успешного обучения.

Постоянное внимание следует уделять также точной инто­нации— важнейшему средству музыкальной выразительности. Для выработки точной интонации необходимо постоянно развивать музыкальный слух ученика, а также чувство само­контроля.

Ученика следует также познакомить с историей инстру­мента, его строением, правилами ухода за ним.

Большое значение для музыкального развития учащихся имеет работа с концертмейстером. Исполнение произведений в сопровождении аккомпанемента обогащает музыкальные представления учащихся, помогает лучше понять и усвоить со­держание произведения. Исполнение с аккомпанементом ук­репляет и совершенствует интонацию и ритмическую органи­зацию, заставляет добиваться согласованного ансамблевого звучания.

В программе по классу духовых и ударных инструментов предусматриваются также требования к исполнению ансамб­лей для духовых инструментов. Навыки ансамблевого испол­нения необходимо прививать ученику с первых лет обучения, подготавливая его тем самым к занятиям в оркестровом клас­се.

Общее количество музыкальных произведений, рекоменду­емых для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. В работе над репертуаром педагог должен добиваться различной степени завершенности исполнения: одни произве­дения подготавливаются для публичного исполнения, дру­гие— для показа в условиях класса, третьи — с целью озна­комления. Все это обязательно фиксируется в индивидуальном плане ученика.

Класс саксофона — это своего рода творческая мастерская, где педагог, оказывая воздействие на своих учеников, обеспечивает условия для овладения ими полезной творческой деятельностью, формиро­вания нравственных идеалов и необходимых этичес­ких норм общения. Через этот класс пройдет, возмож­но, много учеников — талантливых и не совсем спо­собных, посредственных и просто слабых. Но невзи­рая на степень их одаренности и музыкальности, пе­дагог должен увидеть в своих учениках главное — индивидуальность и стремиться развить ее на основе разумной требовательности к ежедневному система­тическому труду на инструменте. В этом и заключа­ется многогранность, сложность и мудрость профес­сии педагога-музыканта, в руках которого перспек­тива и, может быть, исполнительская судьба моло­дого музыканта.

Методические рекомендации
Обучение игре на саксофоне, как и на других духовых инструментах, требует развития исполнительского аппарата, техники дыхания, овладения аппликатурными навыками. Учащийся усваивает основы музыкальной грамоты, технические средства, приучается сознательно воспринимать музыку.

Первые уроки посвящены, прежде всего, знакомству с инструментом - с его устройством и его звучанием. Далее начинается работа над постановкой губного аппарата и исполнительского дыхания, это является одним из необходимых условий успешного обучения. Также следует уделить постоянное внимание точной интонации, как важнейшему средству музыкальной выразительности.

Основная задача учащихся - это умение осознать и правильно передать замысел изучаемого произведения. Во всей работе педагога с учеником должно доминировать формирование художественного образа.

Развитие техники, в широком смысле этого слова осуществляется на всех произведениях педагогического репертуара, а развитию техники в узком смысле слова (беглость, четкость, ровность), способствует систематическая работа над этюдами, упражнениями, гаммами.

Большое значение для музыкального развития учащегося имеет работа с концертмейстером. Исполнение произведений в сопровождении аккомпанемента обогащает музыкальное представление учащегося, помогает лучше понять и усвоить содержание произведения, укрепляет и совершенствует интонацию и ритмическую организацию, заставляет добиваться согласованного ансамблевого звучания.

С самого начала обучения педагог прививает учащемуся навыки чтения с листа - это требует систематических тренировок. Прежде чем читать ноты с листа педагог приучает учащихся перед исполнением произведения просмотреть внимательно текст, определить тональность, метроритм, характер, общую форму произведения, темп. Во время исполнения стараться охватить на нотном стане и зрением и слухом как можно больше звуков (видеть и слышать вперед).

Педагог должен внимательно относиться к выбору репертуара: нельзя давать ученику произведения, превышающие его технические и художественные возможности, следует руководствоваться, принципами постепенности и последовательности.

В работе над репертуаром педагог ставит различные задачи: одни произведения для ознакомления, другие для исполнения на академических зачетах или экзаменах, третьи для концертов, где присутствует неподготовленная публика.



ПРОГРАММА ПО КЛАССУ САКСОФОНА-АЛЬТА

Первый класс

В течение учебного года проработать с учеником: гаммы— Соль, Фа, До (мажорные), ля, МИ, ре (минорные) вверх до основного тона звукоряда, затем .до терцового и квинтового тона во второй октаве, в медленном темпе (четвертями, вось­мыми, триолями); а также трезвучия; 6 -8 упражнений и этюдов, 8 — 10 пьес; 2 — 4 ансамбля.

Андреев Е. Этюд № 28

Кабалевский Д. Труба и барабан

Шуман Р. Мелодия

* * *


Пушечников И. Этюд № 9

Бах И. С. Ария «Утро»

Компанеец 3. Вальс
ПЬЕСЫ

Произведения русских композиторов

Мусоргский М. Песня Марфы из оперы «Хованщина»

Чайковский П. На берегу

Произведения советских композиторов

Балтии А. Дождь танцует

Берлин Б. Марширующие поросята

Кабалевский Д. Труба и барабан

Компанеец 3. Вальс

Сумароков В. Грустная песенка

Лесные картинки (сюи­та): Веселая кукушка. Песенка охотников. Походная пе­сенка. Танец медвежат

Хачатурян А. Андантино

Шапошникова М. Труба зовет. Гармошка

Шостакович Д. Вроде марша

Произведения зарубежных композиторов

Бах И. С. Песня. Ария «Утро»

Бетховен Экосез

Брамс И. Петрушка

Рыбицкий Р. Маленький паяц

Стоянов А. В цирке

Шуберт Ф. Вальс

Шуман Р. Мелодия. Охотничья песня



Второй класс

В течение учебного года проработать с учеником: мажор­ные и минорные гаммы, арпеджио трезвучий в тональностях до двух знаков включительно (в умеренном движении); 6 - 8 этюдов, упражнений; 6 - 8 пьес; 4—6 ансамблей.

Педагог должен систематически работать над развитием у учащихся навыков чтения нот с листа.

* * *

Дунаевский И. Колыбельная из кинофильма «Цирк»

Делло-Джойо Н. Безделушка

Брамс И. (Дуэт) Колыбельная песня



* * *

Моцарт В. Деревенский танец

Стравинский И. Ларгетто

Вустин А. Два негритянских настроения (дуэт)

ЭТЮДЫ (ПО ВЫБОРУ)

Андреев Е. Пособие по первоначальному обучению игре на саксофоне

Грубер Р. Этюды для саксофона

Михайлов Л. Школа игры на саксофоне

Пушечников И. Легкие этюды для гобоя

Хрестоматия педагогического репертуара для гобоя: ДМШ

Ривчун А. Школа игры на саксофоне. Ч. 1

Шапошникова М. Гаммы. Этюды. Упражнения

ОБРАБОТКИ НАРОДНЫХ ПЕСЕН

Балакирев М. Русская народная песня

Русские народные песни: «Вот мчится тройка удалая». «Сидел Ваня на диване»

ПЬЕСЫ


Произведения русских композиторов

Глинка М. Отрывок из оперы «Иван Сусанин»

Гречанинов А. Белорусская элегия

Стравинский И. Ларгетто

Чайковский П. Полька. Старинная французская песен­ка

Произведения советских композиторов

Дунаевский И. Колыбельная из к/ф «Цирк»

Мурзин В- День кончился. Лабиринт

Окунев Г. Жонглер

Прокофьев С. Зеленая рощица

Смирнова Т. Припевки

Шостакович Д. Хороший день


Произведения зарубежных композиторов
Бах И. Хорал

Бетховен Л. Народный танец

Бизе Ж- Менуэт . Цыганский напев.

Прелюдия из 1-й Сюиты «Арлезианка»

Гендель Г. Гавот с вариациями

Делло-Джойо Н. Безделушка

Донато Э. Танго

Илиев К. Курочка снесла яичко

Моцарт В. Деревенский танец

Сабо Ф. Маленькая сюита

Шуман Р. Охотничья песня. Марш солдатиков

Третий класс

В течение учебного года проработать с учеником: мажор­ные и минорные гаммы, арпеджио трезвучий в тональностях до 3-х знаков включительно, хроматическую гамму: 6 - 8 этюдов, упражнений; 6 - 8 пьес; 4—6 ансамблей.

Педагог должен систематически работать над развитием у учащихся навыков чтения с листа пьес и оркестровых пар­тий.
* * *

Бетховен Л. Сонатина

Дебюсси К- Маленький негритенок

Прокофьев С. Марш (дуэт)


* * *

Бакланова Н. Мелодия Шуман Р. Дед Мороз Моцарт В. Менуэт (дуэт)


ЭТЮДЫ (ПО ВЫБОРУ)

Андреев Е. Пособие по первоначальному обучению на саксофоне

Безуглый О. Ежедневные упражнения гобоиста

Лондэ Ж- Гаммы- интервалы для всех саксофонов

Михайлов Л. Школа игры на саксофоне

Мюль М. Двадцать четыре легких этюда

Шапошникова М. Гаммы, этюды, упражнения

ПЬЕСЫ Произведения русских композиторов

Глинка М. Фуга . Жаворонок

Стравинский И. Ларгетто

Чайковский П. Вальс. Грустная песня

Произведения советских композиторов

Бакланова Н. Мелодия

Дунаевский И. Колыбельная

Прокофьев С. Песня без слов. «Мертвое поле» из кантаты «Александр Невский»

Раухвергер М. Танец

Тарнопольокий В. Шутливый диалог

Цфасман А. Озорная девчонка Шостакович Д. Шарманка

Произведения зарубежных композиторов
Барток Б. Сапожки

Бетховен Л. Сонатина

Дворжак А. Ларго (отрывок из 9-й симфонии)

Гендель Г. Бурре

Гершвин Д. Колыбельная Клары из оперы «Порги и Бесс».Песня Порги

Донато Е. Танго

Дебюсси К. Маленький негритенок

Дюбуа П. Маленький балет

Корелли А. Куранта Киша С. Пьесы №№1—4

Моцарт В. Деревенский танец

Рамо Ж- Менуэт

Парипчелла Ф. Мексиканский танец

Сметана Б. Вальс

Томис А. Миниатюра № I

Хала К- Фокстрот

Шитте Л. Этюд

Шуман Р.Дед мороз.Песня жнецов

Четвертый класс

В течение года проработать с учеником: мажорные и ми­норные гаммы, арпеджио трезвучий в тональностях до четы­рех знаков включительно, хроматическую гамму, а также гам­мы терциями в порядке ознакомления (для подвинутых уча­щихся); 6 - 8 этюдов; 6 - 8 пьес; 6—8 ансамблей.

Педагог должен систематически работать над развитием у учащихся навыков чтения с листа легких пьес и оркестровых

партий.


* - * *

Михайлов Л. Школа игры на саксофоне: Хемке Г.Этюд

Мусоргский М. Старый замок

Свиридов Г. Музыкальный момент

Бах И. С. Менуэт (дуэт)

* * *


Мюль М. Двадцать четыре легких этюда; этюд№ 10

Лансем С. Саксофониана

Скрябин А. Прелюдия (по выбору)

Григ Э. Морская песня (трио)

ЭТЮДЫ И УПРАЖНЕНИЯ (ПО ВЫБОРУ)

Андреев Е. Пособие по первоначальному обучению игре на саксофоне Безуглый О. Ежедневные упражнения гобоиста

Лондэ Ж- Гаммы -интервалы для всех саксофонов

Михайлов Л. Школа игры на саксофоне

Мюль М. Двадцать четыре легких этюда

Пушечников И. Хрестоматия педагогического репертуара для гобоя

Ривчун А. Школа игры на саксофоне: Этюды для саксофона

Славянский М. Избранные этюды для гобоя. Тетр. 1

Сальвиани К. Этюды для гобоя

Хартман В. Ритмические стилистические упражнения

Шапошникова М. Гаммы, этюды, упражнения

ОБРАБОТКИ НАРОДНЫХ песен Русская народная песня «Из-за лесу, лесу темного»

ПЬЕСЫ

Произведения русских композиторов



Глинка М. Отрывок из оперы «Иван Сусанин»

Мусоргский М. Старый замок

Рахманинов С. Романс

Римский-Корсаков Н. Отрывок из оперы «Царская невеста.

Песня Индийского гостя из оперы «Садко»

Рубинштейн А. Мелодия

Скрябин А. Прелюдия

Стравинский И. Пастораль

Произведения советских композиторов

Глиэр Р. Романс

Прокофьев С. Утренний танец из балета «Ромео и Джульета».

Шествие кузнечиков

Раухвергер М. Колыбельная . Танец . Этюд

Розов А. В подражание Бенни Гудмену

Свиридов Г. Музыкальный момент

Смирнов Д. Две пьесы из сюиты «Меланхолические валы

Шостакович Д. Романс

Произведения зарубежных композиторов

Бах И. С. Ария из Кантаты № 1 . Волынка

Бетховен Л. Сонатина . Адажио

Визе Ж- Отрывок из 1-й сюиты «Арлезианка»

Гайдн И. Сонатина. Ч. 3.

Григ Э. Песня Сольвейг . Странник

Дворжак А. Юмореска


Дюбуа П. Маленький балет: 1. Весельчак; 2. Павана; 3. Та­ней

Киша С. Пьесы №№ 5—10 . Маленькая пьеса

Корелли А. Гавот

Купер Ф. Дилижана

Лансен С. Саксофониана

Ломани Б. Песенка

Партичелла Ф. Мексиканский танец

Сен-Санс К Лебедь

Шуберт Ф. Серенада

Шуман Р. Дед Мороз



Пятый класс

В течение учебного года проработать с учеником: гаммы мажорные и минорные, арпеджио трезвучий в тональностях, до 6-ти знаков включительно, доминантсептаккорд' и его об­ращения во всех тональностях; 6 - 8 этюдов; 4 -6 пьес, в том числе 1, 2 крупной формы; 6—8 ансамблей.

Педагог должен систематически работать над развитием у учащихся навыков чтения с листа, самостоятельного разбора и изучения легких пьес и оркестровых партий.

Экзаменационные требования

На экзамене учащийся должен исполнить: один" этюд, три.

пьесы различного характера или одно произведение крупной формы и одну пьесу.

Примерные экзаменационные программы

* * *


Ривчун А. Этюд № 6

Гендель Г. Сонатина № 4 3, 4 части

Крсйслер Ф. Синкопы

Смирнов Д. Канон-Бурлеска (трио)

* * *

Видеман Л. Этюд № 1



Глюк К. Мелодия

Рахманинов С. Итальянская полька

Томис А. Миниатюра № 3

Чугулов Ю. Две инвенции (дуэт)


ЭТЮДЫ, УПРАЖНЕНИЯ (ПО ВЫБОРУ)

Андреев Е. Пособие по первоначальному обучению игре на саксофоне

Брей А. Практическая студия современного саксофониста

Клозе Г. Полная методика для всех саксофонов

Кртишка С. Школа игры на саксофоне

Лондэ Ж- Гаммы и интервалы для всех саксофонов

Михайлов Л. Школа игры на саксофоне

Ривчун А. Школа игры на саксофоне. Ч. 1, 2 .

Сорок этюдов для саксофона

Сельнер Ж- Методика для гобоя или саксофона

Славянский М. Избранные этюды для гобоя. Тетр. 2

Хартман В. Ритмически-стилистические упражнения

Хежда Т. Избранные этюды и джазовые импровизации

Херер П. Школа игры на саксофоне


ПЬЕСЫ

Произведения русских композиторов

Аренский А. Кукушка

Грибоедов А. Вальс

Лядов А. Пастораль

Рахманинов С. Соло саксофона из «Симфонических танцев»

Скрябин А. Мазурка. Прелюдия

Чайковский П. Сентиментальный вальс

Произведения советских композиторов

Гуревич К. Три миниатюры

Мясковский Н. Напев. Шутка

Найсоо У. Импровизация

Петренко М. Вальс № 4

Прокофьев С. Сказка

Раухвергер М. Баркарола

Тобис Б. Ария

Чугунов Ю. Блюз-марш

Шостакович Д. Фантастический танец

Произведения зарубежных композиторов

Альбенис И. Танго

Бах И. С. Ария . Ария . Хорал

Бизе Ж- Отрывок из симфонической сюиты «Арлезиаика»

Гайдн й. Адажио. Престо

Глюк К- Мелодия

Гендель Г. Ларгетто . Менуэт . Соната № 4. Ч. 3—4

Григ Э. Меланхолия. Танец Анитры

Дебюсси К- Маленький пастух

Жолнвэ А. Фантазия-экспромт

Киша С. Две миниатюры

Крейслер Ф. Синкопы

Корелли А. Жига

Ломани Б. Три машдапоры

Мендельсон Ф. Анданте

Морис П. Две картины Прованса

Моцарт В. Менуэт. Соната, Часть 3

Онеггер А. Романс. Юмореска

Перселл Г. Ария. Танец

Пленель Р. Итальянская серенада

Пуленк Ф. Веселая песня

Равель М. Павана. Райские птицы . Сонатина

Скарлатти Д. Соната Си-бемоль мажор

Томис А. Миниатюра № 3 . Три маленькие пьесы

Шимановский. К - Краковяк

Список методической литературы
1. Андреев Е. Пособие по первоначальному обучению игре на саксофоне.— Изд. военно-дирижерского факультета при Мос. гос. консерватории, 1973

2. Безуглый О., Щеглов О. Ежедневные упражнения гобоиста.— Киев, 1974

3. Вивальди А. Концерт для двух гобоев (ля минор).— Будапешт, 1971

4. Киша С. Пьесы для саксофона (альта, тенора) и фортепиано. 1-й сбор­ник.— Варшава, 1964; 2-й сборник.— Варшава, 1965

5. Концерты для саксофона / Сост. М. Шапошникова.— М., 1986

6. Кртишка С. Школа игры на саксофоне.—Прага: Супрафон, 1981

7. Горбульскис Б. Лирический вальс (для саксофона и фортепиано).— М., 1964

8. Кручина Б. Джазовая школа для саксофона (кларнета).—Прага, 1972

9. Михайлов Л. Школа игры на саксофоне.—М., 11975

10. Найсоо У. Импровизация.— М., 1965

11. Пушечников И. Легкие этюды для гобоя.— М., 1954

12. Пьесы для саксофона. Перелож. А. Ривчуна.— М., 1963

13. Пьесы советских композиторов. Вып. 1 / Сост. Л. Михайлов.— М., 1981

14. Пьесы советских композиторов. Вып. 2 / Сост. Л. Михайлов.—М., 1982

15. Пьесы советских композиторов / Сост. М. Шапошникова.—М., 1986

16. Ривчун А. Концертный этюд.— М., 1986

17. Ривчун А. Сорок этюдов для саксофона,— М., 1

18. Ривчун А. Сто пятьдесят упражнений для саксофона.— М., I960

19. Ривчун А. Школа игры на саксофоне. Ч. 1.— М., 1965

20. Ривчун А. Школа игры на саксофоне. Ч. 2.— М., 1966

21. Сальвиани К. Этюды для гобоя.— Прага., 1972

22. Сборник классических пьес для саксофона / Сост. А. Ривчун.— М., 1963 23. Сборник пьес для саксофона и фортепиано / Сост. Б. Диков.— Изд. воен­но-дирижерского факультета при Мос. гос. консерватории, 1972

24. Славинский М. Избранные этюды для гобоя. Тетр. 1, 2.— М., 1955

25. Списак М. Этюды для ансамблевой игры. Тетр. 1. Краков, 1970

26. Списак М. Этюды для ансамблевой игры. Тетр. 2. Краков, 1971

27. Томис А. Десять миниатюр, Варшава» 1964

28. Хартман В. Ритмические стилистические упражнения.— Лейпциг, 1968 29. Хежда Т. Избранные этюды и джазовые импровизации, Варшава, 1964

30. Хежда Т. Школа игры на саксофоне.—Краков, 1976

31. Херар П. Школа игры на саксофоне.— Будапешт, 1963

32. Хрестоматия для саксофона-альта / Сост. Б. Прорвич.— М., 1978

33. Хрестоматия для саксофона-баритона / Сост. Б. Прорвич.— М., 1980

34. Хрестоматия для саксофона. 1-3 классы ДМШ/ Сост. М. Шапошникова.—М., 1985



35. Хрестоматия для саксофона, Ч. I. Тетр. 1 / Сост. М. Шапошникова.— Изд. воен-дириж. факультета Мос. гос. консерватории.