Образовательная программа (начальная школа) - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Образовательная программа «Начальная школа 21 века» 1 73.04kb.
Рабочая программа предмета «Немецкий язык» 1 102.77kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 12 4413.23kb.
1908 г. — церковно-приходская школа. 1926 г. — начальная школа 1 181.49kb.
Образовательная программа мбоу сош №1 г. Чаплыгина Нормативно-правовое... 19 8538.32kb.
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса на 2013-2014... 2 604.19kb.
Основная образовательная программа образовательного учреждения мбоу... 12 4866.54kb.
Кройтор Евгений Константинович Старый Оскол 2013 Дополнительная образовательная... 1 224.77kb.
Начальная школа 13 3700kb.
Класс: 1 Программа: «Начальная школа XXI века» под редакцией Н. 1 142.09kb.
Рабочая программа по предмету «Русский язык» 7 1752.62kb.
Методические указания по русскому языку для переводчиков. Введение... 1 243.76kb.
- 4 1234.94kb.
Образовательная программа (начальная школа) - страница №1/14



ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

(НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА)

ОГЛАВЛЕНИЕ

I Пояснительная записка ………………………………………………………… 3

1.1 Краткая справка об образовательном учреждении …………………… 4

1.2 Цель реализации ООП НОО, конкретизированные в

соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы

начального общего образования ……………………………………………… 7

1.3 Основные принципы и подходы к формированию основной образовательной программы начального общего образования ……… 8

1.4 Общая характеристика ООП НОО …………………………….…………… 9

II Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования ……… 9

III Учебный план начального общего образования с

пояснительной запиской ………………………………..………………………… 11

IV Программа формирования учебных действий у обучающихся

на ступени начального общего образования ……………………………… 18

V Программы отдельных учебных предметов, курсов …………………… 19

VI Программа духовно-нравственного развития и воспитания

обучающихся на ступени начального общего образования …………… 175

VII Программа формирования культуры здорового и

безопасного образа жизни ……………………….……………………………… 191

VIII Программа коррекционной работы ……………………………………… 196

IX Система оценки достижения планируемых результатов

освоения основной образовательной программы начального

общего образования ……………………………………………..………………… 204

I Пояснительная записка

Основная образовательная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009г. № 373 и Концепцией Образовательной системы «Школа 2100».

Образовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

С целью анализа особенностей и возможностей по реализации в образовательном процессе фундаментального ядра содержания начального общего образования выбран УМК «Школа 2100». Это такая образовательная система, которая готовит молодых людей к реальной современной жизни, к продуктивной деятельности и вооружает их солидным творческим потенциалом, учит решать самые сложные жизненные задачи, приучает постоянно пополнять свои знания, принимать самостоятельные решения и отвечать за них. Это удачный опыт системного построения образовательного пространства с учётом непрерывности и преемственности всех ступеней образования.

Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации «Об образовании». Это:

- гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

- воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей среде, Родине, семье;

- единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

- общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;

- обеспечение самообразования личности, создание условий для её самореализации, творческого развития;

- формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;

- формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

- содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.

Программа опирается на развивающую парадигму, представленную в виде системы психолого-педагогических принципов:



а) Личностно ориентированные принципы (адаптивности, развития, психологической комфортности).

б) Культурно ориентированные принципы (образа мира, целостности содержания образования, систематичности, смыслового отношения к миру, ориентировочной функции знаний, овладения культурой).

в) Деятельностно-ориентированные принципы (обучения деятельности, управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации, управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, с опорой на предшествующее развитие).
1.1 Краткая справка об ОУ
Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 110 с углубленным изучением испанского языка имени Мигеля Эрнандеса

находится по адресу: 121069 Москва, Столовый переулок, дом 10/2; тел. 690-30-97, 691-14-39, 690-37-44; sch110@bk.ru/

Общая площадь здания – 4465,8 кв. м, проектная мощность – 600 человек, фактическая мощность – 680 человек.
Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 110 является одним из старейших учреждений г.Москвы, ведущее свою историю с середины 19 века:
1846 год – частный женский пансион, который содержал коллежский секретарь
И.Г. Дельсаль.

1876 год – гимназия, которой руководит М.И. Дельсаль.

1880 год – частная женская классическая гимназия под руководством
З.Д. Перепёлкиной, располагается в церкви Богоявления в Елохове
(теперь Кафедральный собор).

1886 год – З.Д. Перепёлкина меняет помещение, снимает дом на

Большой Кисловке. Из частной гимназии она становится государственной, числится по ведомству Министерства народного просвещения.

1890 год – во главе гимназии становится М.Г. Брюхоненко, и осуществляется её


переезд в новое здание в Столовом переулке. Женская частная гимназия была рассчитана исключительно на богатых людей.

1918 год – гимназия стала школой смешанной, государственной, в итоге семилетнего образования. Параллельно в Мерзляковском переулке находилась мужская гимназия № 110. Ею руководил Ф.А. Фортунатов.

1958 год – школа № 100 была юридически ликвидирована, все педагоги были
переведены в школу № 110.

С 1958 по 1967 год здание школы здание школы было поставлено на капитальный


ремонт, оно получило две пристройки: одна – в сторону Столового
переулка, а другая – в сторону Ножевого переулка. При реконструкции
были снесены малоценные постройки во дворе.

С 1967 года помещение бывшей школы № 100 заняла обновлённая школа № 110.


Школа – это живой организм, а у всего живого есть периоды зарождения, взлета и падения или застоя. Приход Ивана Кузьмича Новикова в школу в 1925 году совпал с периодом педагогических экспериментов и реорганизаций. К середине 30-х годов на государственном уровне была закончена реорганизация школ. Именно к этому времени И.К. Новиков создал свою педагогическую систему, которая вывела школу на уровень лучших в стране.

Иван Кузьмич Новиков руководил этой школой с 1925 1952 год.

Химия была профильным для этой школы предметом ещё в период «опытной» школы. В школе работал 1-й московский химический техникум, давший первый выпуск в 1931 году.

Иван Кузьмич Новиков ушел на пенсию в 1952 году, оставив школу на уровне передовых.

В 1954 году началась реорганизация школ. Мужская школа стала смешанной. После этого уровень подготовки в школе № 110 стал снижаться. Если ранее господствовала система Новикова, сохранялся стабильный педагогический коллектив, то с уходом половины мальчиков и приходом такого же количества новеньких девочек школа теряла уровень учебного процесса. Руководил школой Т.И Докукин.

В 1965 году в Столовом переулке была закончена реконструкция здания школы. Весной 1965 года все ученики перебрались из Мерзляковского переулка.

В помещении на Столовом переулке была образована школа № 110 с преподаванием некоторых предметов на испанском языке. Директором объединенной школы стал Александр Николаевич Шпетный. Он был опытным руководителем.

За 260 с лишним лет, которые прожила современная школа № 110 от пансиона и гимназических классов до современного состояния, через неё прошло несколько сотен педагогов и несколько тысяч учеников. А именно:

Директора-новаторы: создатель мужской гимназии Александр Ефимович Флёров (1907-1917), академик АПН Александр Сергеевич Барков (1917-1925), член-корреспондент АПН СССР Иван Кузьмич Новиков (1925-1952), создатель женской гимназии Мария Густавовна Брюхоненко (1906-1917).

Авторы учебников: Николай Леонидович Глинка, Александр Васильевич Пёрышкин.

Педагоги – орденоносцы (орден Ленина): Елизавета Александровна Архангельская, Александр Сергеевич Вакулов, Ноэми Абрамовна Хейфец, Елизавета Николаевна Цветкова, Лидия Германовна Янсон, и другие.

Педагоги – погибшие фронтовики: Иван Иванович Кузьмин, Борис Михайлович Вайнштейн.

Педагоги – любимые учениками: Вера Акимовна Гусева, Иван Иванович Зеленцов, Иван Адамович Чернышевич.

Директора – ветераны: Елизавета Семёновна Хорохордина (1945-1958), Александр Николаевич Шпетный (1963-1979), Сергей Петрович Руднев (1944-1952).

Гимназисты (до 1918 года): народные артисты СССР Игорь Ильинский и Сергей Алексеев, Вера Холодная, Марина Цветаева.

Выпускники – артисты: Алексей Баталов, Андрей Попов, Александр Ширвинд, Мария Миронова, Никита Михалков, Геннадий Хазанов, поэт Роберт Рождественский.

Ученики и выпускники – физики (академики): Андрей Дмитриевич Сахаров, Андрей Александрович Коломенский и первый золотой медалист СССР Евгений Дмитриевич Щукин.

Выпускники – спортсмены (чемпионы СССР): боксёр Виктор Григорьевич Степанов, бегун Игорь Сергеевич Ильин, ватерполист Георгий Петрович Мшвениерадзе.

Выпускники – известные личности: Андрей Козырев, Московская красавица Маша Калинина, скульптор Даниэль Митлянский, языковед Александр Реформатский и его соученик Тимофеев-Рисовский.

Дети политических и общественных деятелей страны: наркома Кагановича, министра финансов Зверева, 1-го секретаря ЦК Щербакова, секретаря Сталина Шкирятова, Ворошилова, Хрущёва, Николая Бухарина, Гамарника, Уборевича, дочь Сталина, сын академика Зелинского (Андрей), дочь С.А. Есенина, дочь Е.А. Евстигнеева, внуки Михаила Державина.

В 2006 году распоряжением Правительства Москвы школе присвоено имя поэта-антифашиста Мигеля Эрнандеса. В школе действуют два музея: музей истории школы и музей М. Эрнандеса.

Режим работы образовательного учреждения: 1-5, 11 классы – 5-ти дневная рабочая неделя, 6-10 – 6-ти дневная.

В школе – 37 общеучебных кабинетов, которые оснащены как современным техническим оборудованием, так и методическим демонстрационным материалом.

Учебные занятия также проходят в специализированных кабинетах, таких как:

информатика – два кабинета; кабинеты географии, химии, биологии оснащены демонстрационными пособиями, картами, глобусами, систематизированным дидактическим материалом, большой библиотекой, видеоцентром с DVD-проигрывателем, АРМ учителя. В кабинетах имеется большой дидактический, раздаточный материал, полностью систематизированный.

Кабинет физики и лаборантская оснащены демонстрационными приборами в достаточном количестве. Имеется интерактивная доска, раздаточный материал по всем разделам физики для проведения лабораторных работ на 100%.

Библиотека с читальным залом полностью оснащена, в хорошем состоянии фонд библиотеки – 30576 экземпляров: из них 12000 – периодика и брошюры, а также учебники – 26500. Проводятся тематические выставки.

В школе функционируют кабинеты педагога-логопеда, педагога-психолога.

Медицинское обслуживание осуществляет ДГКБ № 13 им. Филатова, работают медицинский и процедурный кабинеты.

Актовый зал оснащен аудиоаппаратурой, зеркалами для занятий хореографией, звуко-световой установкой.

Малый и большой спортивные залы (96,8 и 144 кв. м соответственно) полностью оснащены спортивным оборудованием, современным покрытием для спортивных мероприятий.

Дополнительное образование в школе представлено в 11 направлениях. Наибольшее количество часов дополнительного образования отведено на культурологическое и художественно-эстетическое направления – 80 часов.

Театр на русском и испанском языке, литературно-музыкальные композиции, литературный кружок, кружки иностранных языков: немецкого, итальянского, французского. Работа в кружках естественно-научной и технической направленности помогает интеллектуальному развитию учеников. В школе существуют следующие объединения: редактирование графики в среде Adobe Photoshop; видеомонтаж в среде Adobe Premiere; создание электронных пособий, компьютерной графики. А также кружки социально-экономической и социально-педагогической направленности. Большое внимание школа уделяет развитию спортивного, спортивно-технического и туристско-краеведческого направлений, неустанно повышая интерес учащихся к здоровому образу жизни. В школе открыты секции баскетбола, айкидо, мини-футбола, волейбола, капоэйра.

Участники конкурсов: номинанты и лауреаты конкурсов «Учитель года» - 4 сотрудника, «Поколение будущего» - 3 человека, «Премия президента РФ» - 3, «Гранд мэра Москвы» - 5, «Студенческий спектакль» - 1, «Международный конкурс бального танца» - 1, «Международный конкурс рисунка «Я вижу мир» - 1, «Московские соревнования по капоэйре» - 1.

В школе преподают 87 педагогических работников (учителя, педагоги дополнительного образования), из них: 7 имеют звание «Почетный работник общего образования РФ», 2 – «Кандидат педагогических наук», 9 – Молодых специалистов.

Авторские разработки преподавателей школы: «Мониторинг способностей понимания текста», «Курс МХК на испанском языке», «Авторская программа по бизнес-курсу на испанском языке», «Программа бакалавриата на испанском языке», где преподают носители языка.

Миссия школы в соответствии с программой развития ОУ: воспитание и обучение выпускника школы – здорового, успешного человека, патриота своей Родины с сформировавшейся гражданской позицией, умеющего вести межкультурный диалог, способного самостоятельно искать и принимать решения и нести ответственность за них, готового к непрерывному самообразованию, с установкой на сотрудничество в обществе и коллективе, обладающего определенными начальными профессиональными знаниями.

Со 2-го класса учащиеся углубленно изучают испанский язык, с 4-го класса работает программа испанского бакалавриата. С 3-го класса учащиеся изучают английский язык. Начальная школа с 2010 года перешла на новые стандарты образования. В школе открыты гимназические классы (5, 6 классы). Школа является ресурсным центром по подготовке и проведению мониторинга способностей понимания текста. Школа является экспериментальной площадкой МПГУ кафедры «Управление образовательными системами». Для учебно-воспитательного процесса характерны следующие черты: синергетический подход к развитию школы как социально-педагогической системы.

В течение ряда лет школа является экспериментальной площадкой по следующим направлениям по всем ступеням обучения: «Мониторинг понимания текста», «Обучение межкультурному диалогу как средство формирования гражданской солидарности, культуры мира и согласия», «Создание системы мониторинга развития способностей и компетенций на основе мыследеятельностного подхода», «Школьное информационное пространство. Школа информатизации».

Информационное пространство ОУ построено согласно программе информатизации ЦОУО ДО. Школой разработан информационный ресурс, который имеет развернутую систему сервисов, позволяющих всем участникам образовательного процесса не только контролировать, но и формировать постоянно обновляемую информационную базу ОУ. Каждый предметный кабинет АРМ учителя с постоянным доступом к сети интернет.

В школе активно взаимодействуют «Совет молодых учителей» и «Ученический совет школы». Администрация школы сотрудничает с родительским советом школы.

Школу связывают партнерские отношения с Академией народного хозяйства при Правительстве РФ, с кафедрами МИОО, МГИМО, МГТУ им. Баумана, Института им. Сервантеса, МПГУ.


1.2. Цель реализации ООП НОО, конкретизированная в соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

Образовательная программа предусматривает достижение следующих результатов образования:

- личностные результаты: готовность и способность к саморазвитию; сформированность познавательной мотивации; ценностно-смысловые установки, отражающие индивидуально-личностные позиции обучающихся;

- метапредметные результаты, включающих освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные),обеспечивающие овладение ключевыми компонентностями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;

- предметные результаты: освоенный опыт специфической для предметной области деятельности, готовность его преобразований и применения; система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Целью реализации Образовательной программы является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
1.3 Основные принципы и подходы к формированию основной образовательной программы начального общего образования

Стандарт направлен на обеспечение:

- равных возможностей получения качественного начального общего образования;

- духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;

- преемственности основных образовательных программ;

- сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России;

- единства образовательного пространства Российской Федерации в условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений;

демократизации образования и всей образовательной деятельности, в том числе через развитие форм государственно-общественного управления, расширения права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников, использования различных форм образовательной деятельности обучающихся, развития культуры образовательной среды образовательного учреждения;

формирования критериальной оценки результатов освоения обучающимися Образовательной программы, деятельности педагогических работников, образовательных учреждений, функционирования системы образования в целом;

- условий для эффективной реализации и освоения основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях, - одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Учебно-методический комплекс Образовательной системы «Школа 2100»реализует деятельностный подход через ряд деятельностно ориентированных принципов:



а) Принцип обучения деятельности.

Это:


  • проблемно-диалогическая технология;

  • технология формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного чтения);

  • технология оценивания учебных успехов;

  • проектная технология.

Все учебники сконструированы на основе этих технологий и снабжены подробными методическими рекомендациями, позволяющими педагогу осознанно строить деятельность на уроке в соответствии с обозначенным принципом.

б) Принципы управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации и от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности.

В учебниках и других элементах УМК образовательной системы «Школа 2100» предусмотрена система работы учителя и класса по развитию умений детей переносить конкретные предметные умения, сформированные при решении учебных задач, для решения задач практического характера.

Так, например, читательские умения, приобретённые в курсе литературного чтения, эффективно используются в параллельных содержательных курсах УМК (математики, окружающего мира), а также в проектной деятельности.

Также эффективно развивается самостоятельная читательская деятельность детей с использованием приёмов работы с текстом, которые учащиеся осваивают на уроках.

Совместная деятельность учителя и детей в этом направлении организована через методический кабинет аппарат учебников и подробные методические рекомендации для педагога, в которых показана работа с каждым текстом в технологии продуктивного чтения.
1.4 Общая характеристика ООП НОО

Образовательная программа, разработанная ГОУ СОШ 3110, предусматривает:

- достижение планируемых результатов освоения Образовательной программы всеми обучающимися, создание условий для образования детей с особыми образовательными потребностями, создание специфических условий для детей с ограниченными возможностями здоровья на основе уровневого подхода в обучении, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания;

- выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей;

- организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности через различные формы организации внеурочной деятельности;

- участие обучающихся, их родителей, педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды на основе выработки общих позиций, единых требований, создания условий, согласования деятельности школы и семьи по воспитанию и обучению учащихся;

- использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа, и в первую очередь личностно-ориентированного развивающего обучения;

- возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся на уроке и за его пределами благодаря взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности;

- включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды для приобретения опыта реального управления и действия на основе краеведческой, природоохранной деятельности и социальных практик.
II Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования является одним из важнейших механизмов реализации требований Стандарта к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу. Они представляют собой систему обобщённых


личностно-ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке.

Планируемые результаты:



  • обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, уточняя и конкретизируя общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов для каждой учебной программы с учётом ведущих целевых установок их освоения, возрастной специфики учащихся и требований, предъявляемых системой оценки;

  • является содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

    Связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения Образовательной программы,сопоставление содержания, заложенного в УМК «Школа 2100» с требованиями Стандартов по каждой группе планируемых результатов представляет собой следующее:



Планируемые личностные результаты

Самоопределение:

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;

- принятие образа «хорошего ученика»;

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- осознание ответственности человека за общее благополучие.



Смыслообразование:

- мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);

- самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.



Нравственно-этическая ориентация:

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

- эстетические потребности, ценности и чувства;

- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

- гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества.

Таким образом, планируется, что в сфере личностных результатов у выпускников начальной школы, занимающихся по УМК «Школа 2100» сформированы: внутренняя позиция; адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы; ориентация на моральные нормы и их выполнение.

Планируемые метапредметные результаты

Целеполагание:

- формулировать и удерживать учебную задачу;

- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Планирование:

- применять установленные правила в планировании способа решения;

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;

- составлять план и последовательность действий.

Осуществление учебных действий:

- выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах;

- использовать речь для регуляции своего действия.

Прогнозирование:

- предвосхищать результат;

- предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.

Контроль и самоконтроль:

- сличать способ действия и результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- различать способ и результат действия;

- использовать установленные правила в контроле способа решения;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Коррекция:

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

Оценка:

- выделять и формулировать то, что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;

- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;

- соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата поставленной цели;

- соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.

Саморегуляция:

- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
III Учебный план начального общего образования с пояснительной запиской

Учебный план составлен с учётом требований СанПиН, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009г.) и Базисного учебного плана и отражает особенности образовательной программы начального общего образования «Школа 2100».

Учебный план определяет:


  • структуру обязательных предметных областей Филология, Математика и информатика, Обществознание и естествоиспытание (окружающий мир), Основы духовно-нравственной культуры народов России, Искусство, Технология, Физическая культура;

  • перечень направлений внеурочной деятельности по классам;

  • учебное время, отводимое на изучение предметов по классам;

  • общий объём нагрузки и максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся.

Внеурочная деятельность осуществляется во второй половине дня, организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное в таких формах как проектная и исследовательская деятельность, компьютерные занятия, экскурсии, кружки, школьные научные общества, олимпиады, интеллектуальные марафоны, общественно полезные практики, секции, соревнования и т.д.).

Данные занятия проводятся по выбору обучающихся и их семей.

Время, отведённое на внеурочную деятельность, не включается в расчёт допустимой (максимальной) обязательной нагрузки учащихся, но учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию образовательной программы.

Первые классы работают в режиме 5-ти дневной учебной недели. При этом предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка не превышает максимальную учебную нагрузку, определенную действующими в настоящее время Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН п.2.4.2. №1178-02) – «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».

Особенность учебного плана школы, работающей по УМК «Школа 2100», обусловлена концепцией развивающей личностно-ориентированной системы обучения.

Обязательная часть учебного плана определяет состав обязательных учебных предметов для реализации Образовательной программы и учебное время, отводимое на их изучение по классам. Каждый учебный предмет решает собственные задачи реализации содержания образования в соответствии с требованиями Стандартов.



Вариативная часть учебного плана (2-4-е классы) использована для более основательного изучения обязательных учебных предметов, изучение других предметов, проведения занятий по выбору (музейно-экскурсионная деятельность, театр для малышей, практические занятия и т.д.). Отдельную часть учебного плана составляет внеурочная деятельность. Согласно требованиям Стандарта, для её организации используются различные формы: экскурсии, секции, круглые столы, конференции, конкурсы, олимпиады, соревнования. Реализуются возможности образовательного учреждения в расширении дополнительного образования, культуры и спорта. Продолжительность урока составляет: в 1-м классе – 35 минут, во 2-4-м классах – 45 минут.
Пояснительная записка к учебному плану
Учебный план для первых классов является одним из элементов основной образовательной программы школы, которая разработана нами самостоятельно на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования. Учитывая требования Федерального государственного образовательного стандарта, учебный план начального общего образования определяет общий объём нагрузки и максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, а также состав и структуру обязательных предметных областей и направлений внеурочной деятельности по классам.

Настоящий учебный план отдает приоритет метапредметным результатам, в особенности универсальным учебным действиям. Для достижения предметных и личностных результатов большое внимание уделяется информационным и коммуникационным технологиям.

В учебном плане для первых классов определён обязательный для каждого учащегося объём часов, который выделяется на каждую образовательную область Федерального государственного образовательного стандарта начальной школы.

Наше образовательное учреждение использует время, отведённое на различные виды деятельности по каждому предмету, исходя из потребностей учащихся, индивидуально для каждого из них.

Внеурочная деятельность нормирована, организована по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, социальное, общекультурное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное).

Внеурочная деятельность в первом классе не должна сводиться к пассивному время препровождению, а должна носить активный деятельственный характер. Ребёнок имеет свободу выбора занятий, которые соответствуют его интересам возможностям.

Занятие «Технология продуктивного чтения

«Общаемся, рассуждаем, слушаем»

ставит целью научить и развить у учащихся навык слушать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст, а впоследствии и создавать собственные тексты для успешной самореализации в любой сфере деятельности.

На занятиях «Занимательное естествознание»

учащиеся приобретут опыт эмоционально-окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры, научатся определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека.

Эстетические занятия «Фольклор народов мира» и

«В мире прекрасного»

позволят учащимся первых классов реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач; научатся воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций.

На занятиях «Создаём своими руками»

учащимся предстоит возвести «Город мастеров».

Решение конструкторских, художественно-конструкторских задач заложит в них развитие основ творческой деятельности, пространственного воображения, эстетических представлений, формирования мелкой моторики рук

Во внеурочную деятельность включены «Игры и упражнения для развития координации «Поиграем вместе».

В процессе таких занятий учащиеся приобретут жизненно важные двигательные навыки и умения, необходимые для жизнедеятельности каждого человека: бегать и прыгать, метать и бросать мячи, выполнять гимнастические и акробатические упражнения, а также научатся выполнять комплексы специальных упражнений, направленных на формирование правильной осанки.

На занятиях «Театр на испанском языке»

учащиеся в процессе совместной деятельности научатся не только различать на слух и адекватно произносить все звуки испанского языка и оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии с коммуникативной задачей, но и попробовать себя в разных игровых спектаклях в качестве актёров, декораторов, сценаристов, костюмеров. В результате учащиеся смогут участвовать в элементарных диалогах.

Внеурочное занятие «Логика»

поможет учащимся свободно справляться с решением нетрадиционных задач повышенной трудности, просчитывать короткие способы определения величин, а также овладеть основами шахматного мастерства.

Во внеурочную деятельность вошли такие формы, как индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (постановка устной и письменной речи), экскурсии, кружки, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, конкурсы, научные исследования, музыкальный лекторий, школьный театр на испанском языке, решения нетрадиционных логических задач, тренинговые занятия.

Содержание занятий сформировано с учётом пожеланий не только детей, но и их родителей. Так в учебном плане отводится больше часов на занятия школьного театра на испанском языке по желанию родителей.

Внеурочную деятельность ведут учителя-предметники, классные руководители, педагоги-психологи, логопед, педагоги дополнительного образования.

Для осмысления детьми предстоящих действий на таких занятиях, как «Занимательное естествознание» и «Театр на испанском языке», работа с ним строится в группах, что помогает дать каждому ребёнку эмоциональную и содержательную поддержку для включения в познавательный процесс.

Учебный план для первых классов составлен таким образом, чтобы рационально использовать время на уроках, т.е. шире вводить проектные занятия и специальные тренинговые занятия по развитию коммуникативных навыков под руководством школьного психолога, в основе программы которого использованы игровые методики.

При создании учебного плана для первых классов была предусмотрена совместная деятельность младших школьников, которая в своей основе строится по принципу совместно-разделённой деятельности с динамикой ролей. Такой тип деятельности был рекомендован для организации занятий по курсу «Технология».

Особенностью учебного плана для первых классов нынешнего учебного года является то, что рост самостоятельности учащихся в учебном сотрудничестве будет значительнее при реализации всех функциональных звеньев учебной деятельности, а также в создании атмосферы психологической безопасности на основе безоценочного принятия личности во всей её индивидуальности.


Сетка часов


Образовательные области

Предметы для включения в расписание

1 «А»

1»Б»

Филология

(языки и литература)



Русский язык, ИКТ

4

4

Литературное чтение, ИКТ

4

4

Математика

Математика, ИКТ

5

5

Окружающий мир

Окружающий мир, ИКТ

2

2




Физическая культура, ОБЖ

2

2

Искусство,

технология



Изобразительное искусство, ИКТ

1

1

Технология, ИКТ

1

1




Музыка ,ИКТ

1

1

Базовый компонент

20

20

Компонент образовательного учреждения

3

3

К финансированию

23

23

Деление на подгруппы







Внеурочная деятельность:







Технология продуктивного чтения

2

2

Подвижные игры

1

1

Логика

1

1

Час эстетического развития. В мире прекрасного

1

1

Занимательное естествознание

2

2

Город мастеров

1

1

Театр для малышей на испанском языке

2

2

Итого к финансированию внеурочной деятельности

20

20

Итого к финансированию

43

43


Учебный план

начального общего образования (2-4 классы)

ГОУ СОШ № 110 с углубленным изучением испанского языка

имени Мигеля Эрнандеса

на 2010-2011 учебный год
Режим работы: пятидневная учебная неделя

с 45-минутной учебной деятельностью урока


Образовательные области

Предметы для включения в расписание















Филология

Русский язык, ИКТ

4+1к

4+1к

4+1к

4

4

4

4

Литературное чтение, ИКТ

4

4

4

4

4

4

4

Испанский язык, ИКТ

2+2к

2+2к

2+2к

2+2к

2+2к

2+2к

2+2к

Английский язык, ИКТ

-

-

-









Математика

Математика, ИКТ

4

4

4

4

4

4

4

Окружающий мир

Окружающий мир, ИКТ

2

2

2

2

2

2

2

Физическая культура

Физическая культура

2

2

2

2

2

2

2

Искусство, технология

Изобразительное искусство, ИКТ

1

1

1

1

1

1

1

Технология , ИКТ

1

1

1

1

1

1

1

Музыка

Музыка, ИКТ

1

1

1

1

1

1

1

Базовый компонент

21

21

21

21

21

21

21

Компонент образовательного учреждения

8(3)

8(3)

8(3)

8(4)

8(4)

8(4)

8(4)

Обязательная аудиторная нагрузка учащихся

24

24

24

25

25

25

25

Максимально допустимая аудиторная нагрузка (СанПин 2.4.2.1178-02)

25

25

25

25

25

25

25

Индивидуально-групповая работа

(см. приложение)



5

5

5

4

4

4

4

Итого к финансированию

29

29

29

29

29

29

29


Сценическое искусство

1

1

1

1

1

1

1

Подвижные игры

1

1

1

1

1

1

1

Развитие вокальных способностей

1

1

1

1

1

-

-

Спортивные танцы

1

1

1

1

1

1

1

Ритмика

1

1

1

-

-

-

-

Национальные игры Латинской Америки

-

-

-

1

1

1

1

Итого к финансированию

29

29

29

29

29

29

29

Максимальный объём обязательных домашних заданий СанПин

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

2

2


IV Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

Программа формирования УУД направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения Образовательной программы, дополняет традиционное содержание образовательных и воспитательных программ, служит основой разработки примерных учебных программ.



Целью программы УУД является создание условий для реализации технологии формирования УУД на начальной ступени общего образования средствами учебно-методического комплекта (например, средствами УМК «школа 2100».

Задачи программы: актуализация ценностных ориентиров содержания начального общего образования, необходимых для разработки рабочих учебных программ и программы внеурочной деятельности; разработка механизмов взаимосвязи универсальных учебных действий и содержания учебных предметов; уточнение характеристик личностных результатов и регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД; описание типовых задач формирования УУД; разработка преемственных связей формирования УУД при переходе от дошкольного к начальному общему образованию.

Ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования сформулированы в Стандарте и Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения. К ним относятся:

- формирование основ гражданской идентичности личности на базе: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества; восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;

- формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.

Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся всё более востребованными. Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные - универсальные учебные действия.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к самообразованию самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы: внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладевают всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника, организовать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.


Метапредметные результаты

Результатом изучения предметов на ступени начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.

У выпускников будут развиты такие читательские действия как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации. Учащиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.

Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.


V Программы отдельных учебных предметов, курсов
ПРОГРАММА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

(для четырёхлетней начальной школы)

Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК для 1–4 кл., авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной, О.В. Чиндиловой и др.


I. Пояснительная записка

Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.



Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе:

1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;

2) формирование элементарной лингвистической компетенции.

Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.



Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно

– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);

– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).

В соответствии с этой целью ставятся задачи:



1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к род-

ному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры; 2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой; 3) формирование у детей чувства языка; 4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой; 5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.

В период обучения грамоте дети проходят пропедевтический курс русского языка по учебнику «Букварь» и прописям «Мои волшебные пальчики», учебнику «Русский язык», 1-й класс.
II. Общая характеристика учебного предмета

В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом литературного чтения:

1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);

2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Русский язык»:

4) приобретение и систематизация знаний о языке;

5) овладение орфографией и пунктуацией;

6) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;

7) развитие чувства языка.

Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по русскому языку: учебники (Букварь, «Русский язык» 1–4 кл.; тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку»; «Дидактический материал по русскому языку» и др.).

В курсе «Обучение грамоте» обеспечивается пропедевтика изучения курса русского языка.

Из области фонетики дети знакомятся с понятием звук в сопоставлении с буквой, звуками гласными и согласными; согласными звуками звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими; с ударением, ударными и безударными гласными; с делением слова на слоги; с обозначением мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь; наблюдают случаи несоответствия написания и произношения (буквосочетания жи–ши, чу–щу, ча–ща, безударные гласные). Дети учатся произ­носить звуки, слушать звучащее слово, соотносить произношение и написание, делать слого-звуковой и звуко-буквенный анализ слов.

В период обучения грамоте закладываются основы для развития у детей орфографической зоркости. Проходит ознакомление с явлениями и понятиями из области словообразования: в процессе наблюдения и практической работы со словом дети осознают, что в слове выделяются части; знакомятся с корнем, однокоренными словами, суффиксом, приставкой, графическим обозначением этих частей слова, наблюдают за приставочным и суффиксальным способами образования слов.

В ходе рассредоточенной лексической работы дети наблюдают за тем, что слова называют предметы, их признаки; действия людей, животных и предметов; осознают, что каждое слово что-то означает, то есть имеет значение; что значений у одного слова может быть несколько. Постоянно ведётся наблюдение над сочетаемостью слов в русском языке, над особенностями словоупотребления.

Из области морфологии первоклассники получают первоначаль­ное представление о существительных, прилагательных, глаголах и личных местоимениях (без введения понятий); о предлогах; учатся ставить вопросы от слова к слову, различать предлоги и приставки.

Вводятся также такие синтаксические понятия, как предложение, текст. Дети учатся правильно писать и пунктуационно оформлять простые предложения, читать и произносить предложения с правильной интонацией. В ходе чтения текстов Букваря идёт целенаправленное формирование у них типа правильной читательской деятельности.



Разделы «Предложение» и «Текст»

В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, – разделы «Предложение» и «Текст».

В 1-м классе, после завершения курса обучения грамоте, дети повторяют и систематизируют знания о предложении и тексте, оформлении предложения на письме.

Во 2-м классе дети закрепляют признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу; в предложении от слова к слову можно задать вопрос), знакомятся с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией; совершенствуют умение правильно орфографически и пунктуационно оформлять предложения на пись­ме (писать 1-е слово с заглавной буквы, ставить в конце предложения точку, восклицательный, вопросительный знак или многоточие); читать и произносить их с правильной интонацией; конструировать предложения из слов.

Углубляется понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу, у текста есть заглавие; по заглавию можно определить, о чём будет говориться в тексте). Дети учатся отличать текст от набора предложений, анализировать заглавие, соотносить его с содержанием и главной мыслью, самостоятельно озаглавливать текст и его части. Систематически при работе с текстом идёт формирование у детей типа правильной читательской деятельности по той же технологии, что и на уроках литературного чтения: дети учатся самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Это обеспечивает единство подхода к работе с текстом и формирование одного из важнейших навыков – навыка осознанного чтения.



В 3-м классе расширяется понятие о предложении: дети знакомятся с повествовательными, вопросительными и побудительными, восклицательными и невосклицательными предложениями, с их использованием в разных речевых ситуациях; с логическим ударением и его ролью в речи; учатся выделять из предложений словосочетания, т.е. практически осваивают понятие о связи слов в предложении. Вводится понятие о главных и второстепенных членах предложения (без дифференциации последних). Дети учатся находить в предложениях подлежащее и сказуемое, видеть второстепенные члены предложения и понимать их роль в речи.

Дети знакомятся с однородными членами предложения, с интонацией перечисления; узнают, что однородными могут быть как главные члены предложения, так и второстепенные, что связываются между собой однородные члены с помощью интонации, а также с помощью союзов (и, а, но) или без помощи союзов. Формируется умение ставить запятые в предложениях с однородными членами. Внимание детей обращается на смысловую роль знаков препинания: они помогают правильно выразить мысль и понять написанное, то есть помогают письменному общению.

Все полученные знания и умения делают возможным и логичным введение понятия о сложном предложении на примере бессоюзной конструкции из двух частей и начало развития умения ставить запятую между частями сложного предложения.

В течение всего учебного года продолжается развитие читательских умений детей на материале текстов учебника, формирование типа правильной читательской деятельности при чтении художественных и учебно-научных текстов. Вводится понятие абзаца как смысловой части текста.



В 4-м классе продолжается развитие названных выше синтаксиче­ских, пунктуационных и речевых умений. Развивается умение на доступном уровне производить синтаксический разбор простого и сложного предложений, вычленять словосочетания из предложения. Дети знакомятся с тем, что части сложного предложения могут соединяться с помощью союзов и, а, но (на примере сложных предложений, состоящих из двух частей).

Вводится понятие предложения с прямой речью на примере простейшей конструкции «слова автора плюс прямая речь». Развивается умение ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, которая следует за словами автора, а также умение ставить запятую в сложном предложении из двух частей с союзами и, а, но или без союзов и в простом предложении с однородными членами (с союзами и, а, но или без союзов). Внимание детей постоянно обращается на роль знаков препинания: они помогают понять смысл написанного предложения, текста.

На материале текстов учебника продолжается развитие умений слушания и чтения, формирование типа правильной читательской деятельности.

Знания и умения из области синтаксиса и пунктуации в курсе начальной школы создают необходимую базу для развития устной и письменной речи, для изучения слова с разных точек зрения (поскольку слово функционирует в предложении, в тексте), и, что очень важно, ребёнок осознаёт, для чего нужно изучать свой родной язык, на котором он и так свободно говорит. Так, например, знание об «устройстве» предложений и текста, умение пунктуационно оформ­лять их на письме нужны для успешного общения, для того чтобы самому быть понятым и понимать других людей.




следующая страница >>