Образовательная программа. Цели и задачи образовательной программы Общие положения - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Образовательная программа «Английский язык для взрослых» 1 402.1kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 12 3539.82kb.
Образовательная программа основного общего образования гбоу сош №1387 38 18798.59kb.
Программа моу сош №18 посёлка Паркового основные положения образовательной... 1 960.93kb.
Образовательная программа мбоу сош №1 г. Чаплыгина Нормативно-правовое... 19 8538.32kb.
Образовательная программа объединения «Юниорский союз «Дорога» «Знакомство... 1 176.19kb.
Основная образовательная программа образовательного учреждения мбоу... 12 4866.54kb.
Образовательная программа (начальная школа) 14 5429.35kb.
Рабочая программа курса искусство (мхк) Срок реализации программы... 6 1023.64kb.
Провела – воспитатель Власова И. Т. 14. 12. 2010 Москва, гоу д/С... 1 76.05kb.
Образовательная программа детского сада 2013 год 9 2052.96kb.
Отчет о самообследовании 6 1121.43kb.
- 4 1234.94kb.
Образовательная программа. Цели и задачи образовательной программы Общие положения - страница №1/3



Содержание

Раздел I. Образовательная программа. Цели и задачи образовательной программы

1.1. Общие положения……………………………...…………………………..……3

1.2. Реквизиты школы………………………………………………….………..…...4

1.3. Цели и задачи образовательной программы…………………………………5

1.4. . Возрастные этапы I и II ступени общего образования и

планируемые образовательные результаты. Модель ученика.………………6

1.5.. Система оценки и контроля результатов

освоения образовательной программы………………………………………..10



Раздел II. Образовательная программа. Содержание.

2.1. Образовательные области учебного плана…………………………………….14

2.2. Пояснительная записка к учебному плану ……………………………………19

2.3. Учебный план ………………………………………………………………….24

2.4. Методическое обеспечение выполнения образовательной программы ……26

2.5. Перечень программ и учебников по отдельным учебным предметам………31

2.6. Виды взаимодействия с социальными и учебными организациями ………..39

2.7. Создание коррекционно-развивающей среды ОУ………………………….…39

2.8. Программа воспитательной работы и социализации………………………….42

Раздел III. Система условий реализации образовательной программы

Раздел . Материально-техническое обеспечение учреждения…………………..60

1. 1. Общие положения.

Основная образовательная программа - это документ, определяющий образовательную деятельность школы.

Наличие образовательной программы (далее – Программа) является одним из главных условий реализации права образовательного учреждения на ведение образовательной деятельности. Образовательная программа разрабатывается на основе принципа фундаментальности образования, в соответствии с положениями фундаментального ядра содержания общего образования, соответствует государственным требованиям, соответствует требованию быть востребованной обществом и опираться на реальные условия своей качественной реализации.

Программа является инструментом управления качеством образования, источником информации о специфических особенностях школы при планировании и осуществлении образовательной деятельности администрацией ОУ.

Настоящая образовательная программа является документом, обязательным для исполнения. Она обеспечивает и регулирует взаимодействие участников образовательного процесса (администрации, учителей, учеников, родителей). Ориентирует в образовательных целях, планируемых результатах и средствах их достижения. Определяет путь развития образовательного учреждения.

Настоящая основная образовательная программа построена на принципах гуманизма, плюрализма, демократии. При разработке образовательной программы школы мы учитывали, что:

-школа является единственной системой, охватывающей детей и подростков в течение продолжительного периода времени;

-школа является специальным коррекционным образовательным учреждением для учащихся с особыми образовательными потребностями;

-большую часть дня учащиеся проводят в стенах образовательного учреждения;

-время обучения и пребывания в образовательном учреждении совпадает с периодом роста и развития ребенка, когда организм наиболее чувствителен к взаимодействию благоприятных и неблагоприятных условий окружающей среды, когда наиболее интенсивно идет формирование ценностных ориентаций личности ребенка, когда происходит становление гражданской позиции.

Современная школа существует в реальном социуме, который несет не только позитивное наследство. С этими обстоятельствами нельзя не считаться. Поэтому так важно развитие принципов гуманизации в образовательной среде школы. Закон Российской Федерации «Об образовании» прямо нацеливает школу на решение этой задачи и закрепляет в качестве принципа государственной политики «гуманистический характер образования, приоритет человеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности». Под гуманизацией понимают обеспечение права и возможности каждой личности на удовлетворение культурно-образовательных потребностей в соответствии с индивидуальными ценностными ориентациями.

Образовательная программа (далее ОП) спланирована с учетом особенностей контингента учащихся и родителей, функции школы в районной системе среднего образования и педагогических возможностей в предоставлении образовательных услуг, которыми располагает школа и учреждения дополнительного образования района. ОП школы направлена на удовлетворение потребностей:

Ученика:


  1. В выявлении индивидуальных способностей, склонностей и потенциальных возможностей ребенка и развитии их;

  2. В прочном и сознательном овладении учащимися системой знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и достаточных для продолжения образования по желанию и возможностям учащихся.

  3. В доступном качественном образовании, обеспечивающих личностное развитие и самоопределение на основе усвоения традиций и ценностей культуры и цивилизации;

Родителей:

  1. В получении их детьми качественного образования, выявлении склонностей ребенка к дальнейшей деятельности;

  2. В индивидуальном психолого-педагогическом сопровождении проблемных детей;

  3. В создании условий для развития личностных качеств ребенка;

  4. В социальной и психологической защите детей, адаптации их к постоянно меняющейся социальной ситуации, профориентации учеников.

Учителей:

  1. В передаче своих знаний и опыта позитивной жизнедеятельности;

  2. В самостоятельном выборе Учебных программ, составлении планирования в соответствии с особенностями класса, спецификой реализуемой ОП;

  3. В профессиональном развитии и самореализации;

Администрации:

В планировании деятельности; учете специфических особенностей школы (кадровый состав, контингент учащихся, уровень МТБ, режим работы, созданные условия); перечнем критериев для контроля уровня преподавания и обученности.

Школы:


  1. В реализации образовательных программ базового обучения;

  2. В разработанных подходах к созданию системы воспитательной работы в школе;

  3. В сложившейся системе работы с педагогическими кадрами.

Выпускника:

  1. В осознанном отношении к себе, к людям, к миру;

  2. В продолжение непрерывного образования;

  3. В готовности к продуктивной деятельности в соответствии со своими склонностями и способностями;

Общества и государства:

  1. В воспитании высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, осознающих ответственность перед обществом и нацией за настоящее и будущее своей страны;

  2. В реализации образовательных программ, обеспечивающих гуманистическую ориентацию личности на сохранение и воспроизводство достижений культуры и цивилизации.



1. 2. Реквизиты школы

1. Полное название: Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья - специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII вида №23

2. Юридический адрес: 426019,Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул Азина, д.205

3. Учредители: Управление образования Администрации города Ижевска

4. Устав N 890п от 15.12.2011 г.

5. Лицензия №2097 от 16.03.2012 года , срок действия- бессрочно.

6. Свидетельство о государственной аккредитации: № 1134 от 06 июня 2012 года до 06 июня 2024 года

7. Телефоны: 741556 , факс: 741556

8. е-mail: mscou_23@mail.ru

1.3. Цели и задачи образовательной программы

Содержание образования в школе определяется образовательными программами, разрабатываемыми на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, государственных образовательных стандартов и примерных образовательных учебных программ, курсов, дисциплин.

Образовательная деятельность МКСКОУ С(К)ОШ №23 выстраивается в соответствии с разработанной миссией школы:

«Подготовить каждого учащегося к жизни в социуме с учётом показателей здоровья, личностных характеристик и индивидуальных возможностей каждого. Подготовить, по возможности, к получению профессии, пониманию и защите своих прав и интересов, достаточной коммуникации с другими членами общества.»

Образовательная программа школы направлена на освоение учащимися необходимого минимума знаний, умений и навыков, что позволяет выпускникам школы продолжить свое образование в других образовательных учреждениях. Образовательная программа сформирована с учетом психофизических особенностей детей и направлена на обеспечение оптимальных образовательных и психолого-педагогических условий для максимального развития, коррекции, компенсации психофизических функций, преодоления негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, для социально-трудовой адаптации и интеграции детей в современное общество.

Образовательная программа школы реализуется через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно - эпидемиологических правил и нормативов.

Приоритетными целевыми направлениями образовательной деятельности школы являются:



  • активизация познавательной деятельности учащихся;

  • формирование навыков и умений учебной деятельности;

  • коррекция и развитие высших психических функций учащихся;

  • укрепление физического и соматического здоровья учащихся;

  • обеспечение личностного развития учащихся.

Цель образовательной программы школы - обеспечить освоение учащимися федерального образовательного стандарта, заключенного в достижении уровня общеобразовательной и профессионально-трудовой подготовки, необходимого выпускнику школы для продолжения своего образования в других образовательных учреждениях, последующей социальной адаптации и интеграции в обществе;

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

- Добиться комплексности в образовательной, воспитательной, коррекционно-развивающей и лечебно-профилактической работе, обеспечивающей своевременное выявление и квалификацию трудностей в обучении и воспитании для достижения Федерального образовательного стандарта каждым учащимся.

- Осуществлять коррекционно-развивающее обучение с применением современных технологий, в том числе, информационных, оптимальных средств и приёмов коррекционно-педагогического воздействия.

- Осуществлять воспитательную работу, обеспечивающую охрану здоровья, гармонизацию и социализацию, реабилитацию личности в коллективе.

- Разработать систему социально-трудовой адаптации учащихся, профессиональной ориентации старших школьников с учётом физического здоровья, интересов и способностей личности с целью реабилитации и адаптации в современных производственных условиях.

Подход к формированию образовательной программы школы для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья основан на следующих принципах:

- осуществление личностно-ориентированного подхода, гуманизация и гуманитаризация образования, направленного на общее развитие личности, её социализацию, активную интеграцию в современную жизнь;

- индивидуализации и дифференциации коррекционно-развивающего педагогического процесса с ориентацией на «зону ближайшего развития», на основе единства диагностики и коррекции;

- непрерывности реабилитационного процесса, обеспечение преемственности начальной и основной ступени обучения для достижения положительных результатов в развитии и в учебно-познавательной деятельности;

- удовлетворения потребностей обучающихся, воспитанников в специализированном медицинском и психолого-педагогическом сопровождении в течение всей учебой деятельности;

- рационального применения современных коррекционно-развивающих технологий обучения и воспитания, предусматривающих оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм деятельности;

- оптимального отбора содержания образования с учётом психофизических особенностей детей, направленного на развитие познавательной активности и реализацию резервных возможностей детей;

- демократизация образовательного процесса, утверждение гуманистических идей: уважения, партнёрства, сотрудничества всех субъектов образовательной деятельности.



    1. Возрастные этапы I и II ступени общего образования и планируемые образовательные результаты. Модель ученика.

Школа осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями образовательных программ 2-х ступеней образования:

1 ступень - начальное образование (1-4 классы)

2 ступень - основное общее образование (5-9 классы).

В МКСКОУ СКОШ VII вида №23 реализуются образовательные программы:

начального общего,

основного общего образования

программа воспитательной работы и социализации

программа коррекционно-развивающей деятельности

дополнительного образования

Образовательные программы строятся на основе требований к минимуму содержания образования и требований к уровню подготовки выпускников, определенных федеральным компонентом и региональным (национально-региональным) компонентом государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего образования. Между программами 1 ступени и 2 ступени существует преемственность целей, содержания, формируемых учебных действий.

Учащиеся с задержкой психического развития в целом имеют недоразвитие познавательной деятельности, обусловленное чаще всего слабовыраженной органической недостаточностью центральной нервной системы вследствие минимальной мозговой дисфункции. Недоразвитие высших психических функций памяти, внимания, сложных видов восприятия, мышления приводят к тому, что эти дети испытывают серьёзные трудности при адаптации к школе и в процессе обучения. В основе школьных трудностей лежит не интеллектуальная недостаточность, а нарушение в умственной работоспособности. Поэтому учащимся с ЗПР целесообразно оказывать комплексную психолого–педагогическую помощь, включающую индивидуальный подход учителя при обучении, индивидуальные занятия с логопедом, психологом, дефектологом в сочетании с медикаментозной терапией по индивидуальным показаниям. При условии своевременности подобной помощи такой ребёнок сможет учиться по программе массовой школы.



Планируемые результаты освоения основной образовательной программы:

• личностные результаты — развитие положительной мотивации к образовательному процессу; развитие познавательных способностей учащихся; повышение уровня умственного и речевого развития учащихся, сформированность социальных компетентностей, основ российской, гражданской идентичности;

• метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), как развитие общих учебных умений и навыков в соответствии с требованиями программы;

• предметные результаты — Освоение учащимися обязательного минимума государственного образовательного стандарта; Достижение оптимального для каждого учащегося уровня элементарной грамотности в соответствии с требованиями программы;

Реализация основной образовательной программы I ступени предполагает:

• ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

• признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

• воспитание и развитие качеств личности, отвечающих задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава; требованиям информационного общества, инновационной экономики,

• учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

• обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего образования;

• индивидуальное развитие каждого обучающегося (детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающее рост познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Реализация основной образовательной программы II ступени предполагает:

Особое значение имеет учет возрастных особенностей в процессе обучения и воспитания. Развивающий эффект обучения прямо зависит от степени его соответствия психологическим особенностям учащихся В подростковом возрасте происходит существенная перестройка самосознания. Школа сохраняет свое значение не только как место учения, но и как место общения и познания. На возрастные особенности учащихся влияют индивидуально-психологические свойства личности, включающие темп развития личности. Возрастные возможности усвоения знаний существенно расширяются в результате оптимизации содержания и методов учебно-воспитательного процесса.

По окончании школы ученики должны владеть максимально доступным их возможностям уровнем общеобразовательной подготовки, необходимым для самостоятельной жизни и получить возможность профессиональной подготовки по тем видам труда, по которым они могут быть трудоустроены и социально адаптированы.



Модель выпускника начальной общей специальной (коррекционной) школы

(4 класс):

Перед выпускниками начальной школы стоит задача психологической адаптации к условиям средней школы. Усилия преподавателей на этой ступени обучения направлены на оказание помощи ученикам с задержкой психического развития и создание условий, позволяющих каждому ученику как можно легче вступить в новый этап школьного обучения; поддержка в детях интереса к знаниям; оказание помощи в общении с новыми одноклассниками и преподавателями.



Ценностный потенциал:

Авторитет педагога.

Понимание ценности дружбы со сверстниками.

Доброта.


Честность.

Оптимизм.

Обладание позитивной Я-концепцией и устойчивой самооценкой

освоение детьми школьных правил

Восприятие ценности семьи в своей жизни.

Ценность природы родного края, её исторических памятников.

Аккуратность.

Познавательный потенциал:

Знания и умения, навыки, соответствующие психолого-физиологической характеристике конкретного ученика.

Умение быстро и осмысленно читать.

повышение уровня психологической готовности к обучению, формирование учебных навыков

устойчивая учебная мотивация

Забота о здоровье.

Навыки этикета.

Внимание.

Воображение.

Творческий потенциал.

Умение объективно оценивать свой труд и труд товарищей, элементарные умения анализировать свою деятельность.



Коммуникативный потенциал.

Умение слушать и слышать других, умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми.

групповая сплоченность, вхождение в классный коллектив

принятие и следование нормам и правилам жизни класса

демонстрация адекватных форм поведения в новых школьных ситуациях

установления межличностных отношений друг с другом, с новыми учителями и другими сотрудниками школы;



Художественный потенциал.

Художественная активность в сферах народного творчества.



Модель выпускника основной общей специальной (коррекционной) школы

(9 класс).

-обладание опытом общественных отношений, умений, навыков, привычек социально-нормативного, адаптированного поведения;

- достижение уровня общеобразовательной и профессионально-трудовой подготовки, необходимого выпускнику школы для последующей социальной адаптации и интеграции в обществе;

- осознание подростком себя, своих сильных сторон;

- обладание чувством собственного достоинства;

- умение преодолевать неуверенность, страх, повышенное волнение в различных ситуациях;

- успешно и полно реализовывать себя в поведении и деятельности;

- утверждать свои права и собственную ценность, не только не ущемляя прав и ценности других людей, но и способствуя их повышению;

- эффективная деятельность в повседневной жизни, решение каждодневных задач;

- обладание мотивацией межличностных отношений – осознать опасения и страхи, желания «быть, как все» и следовать принятым социальным нормам, развить любопытство в основе действий и поступков по отношению к другим людям;

- чувство благодарности, эмпатии, ценности другого человека и самого себя;

- умение выстроить временную перспективу и способность к целеполаганию;

-обладание представлениями о ценности здоровья, навыков здорового образа жизни.


1.5 Система оценки и контроля результатов освоения образовательной программы

В соответствии с Уставом ОУ и локальными актами определяется система диагностики результатов обучения.



Формы контроля и аттестации:

- текущая аттестация;

- контрольные работы;

- тестовые работы;

- индивидуальные задания;

- аттестация по итогам четверти и года;

- итоговая аттестация выпускников основной школы

Перевод в следующий класс осуществляется по решению Педагогического совета школы на основании годовых оценок.

Освоение общеобразовательных программы основного общего образования в школе завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников, проводимой в соответствии с Положением о государственной итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений, утверждаемой Министерством образования и науки Российской Федерации.

Порядок текущей и промежуточной аттестации учащихся:

– в 1 классе используется только качественная (безбалльная) оценка успеваемости и освоения учебной программы;

– знания, умения и навыки при текущем контроле успеваемости обучающихся и при промежуточной аттестации в последующих классах оцениваются следующими отметками: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно), а также «зачтено», «не зачтено» для учебных предметов компонента образовательного учреждения учебного плана школы;

– обучающиеся во 2-9 классах аттестуются по всем предметам по окончании каждой четверти и по итогам учебного года.

Системы и формы итоговой аттестации учащихся избираются школой с учетом положений, инструкций, решений и рекомендаций органов управления образованием, а также локальными актами учреждения.

Выпускникам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании государственного образца, а лицам, не завершившим основное общее образование в школе, выдаются справки установленного образца.



Критерии для оценки результатов освоения образовательной программы начальной школы:

  • Сформированность у учащихся опорных знаний и умений в области чтения, письма и счета; освоение в полном объеме обязательного минимума содержания начального общего образования.

  • Личностный рост учащихся

  • Сформированность у школьников любознательности, мотивации к
    продолжению образования на второй ступени обучения.

  • Наличие положительной динамики состояния здоровья.

Критерии для оценки результатов освоения образовательных программ основной школы:

  • освоение обязательного минимума содержания основного общею образования;

  • наличие интереса к конкретной области знаний и творческой деятельности

  • ориентация в методах научного познания

  • готовность к продуктивной учебной деятельности в предмете (образовательной области)

  • уровень социальной зрелости выпускника (ценностные ориентации в сфере образования и в профессиональной сфере, мотивация учения, мотивация профессионального выбора, наличие представлений своей жизненной перспективы, самостоятельность жизненного выбора, позиция по отношению к общественно-политическим, социально-культурным, экономическим явлениям и процессам, происходящим в стране.)

К средствам получения информации можно отнести различные формы текущей и итоговой аттестации обучающихся, разнообразные способы учета их достижений:

Ступени обучения

Обязательные формы

Формы учета достижений

Текущая аттестация

Итоговая аттестация

Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

начальная школа

1 -4 классы



контрольная работа проверочная работа

различные виды диктантов

контрольная работа

Ведение тетрадей Анализ текущей успеваемости

участие в выставках, конкурсах, соревнованиях

Основная школа

5-8 классы



тестирование устный зачет проверочная работа контрольная работа сочинение различные виды диктантов изложение лабораторная работа написание и

контрольные работы

защита проектов устные зачеты тестирование

ведение тетрадей по предметам

анализ текущей успе ваемости

Анализ внеучебной активности учащихся

участие в предметных олимпиадах

участие в КТД участие в выставках

фестивалях, конкурсах, соревнованиях

Ступени обучения

Обязательные формы

Формы учета достижений




Текущая аттестация

Итоговая аттестация

Урочная деятельность

Внеурочная деятельность




защита рефера а

практическая работа










9 класс

собеседование написание и защита рефератов тестирование устный зачет письменный зачет проверочные работы

устный экзамен защита проектов письменный экзамен

ГИА

ведение тетрадей по предметам

анализ текущей успеваемости

анализ внеучебной активности учащихся

участие в предметных олимпиадах

участие в КТД, конкурсах, соревнованиях

Инспектирование в виде административных срезов знаний осуществляется с целью проверки уровня усвоения той или иной темы по предмету, успешности обучения.

Инспектирование в виде диагностики проводится в целях определения уровня сформированности общеучебных умений, уровня комфортности в школе, уровня школьной тревожности, уровня адаптации при переходе в среднее звено и в начале школьного обучения, образовательных потребностей, интересов и склонностей, профессиональных предпочтений, уровня воспитанности и социальной зрелости выпускников.

Инспектирование в виде мониторинга предусматривает сбор, системный учет, обработку и анализ информации по организации и результатам образовательного процесса для эффективного решения задач управления качеством образования (результаты образовательной деятельности, состояние здоровья обучающихся, организация питания, диагностика методического мастерства)

Система мониторинга учебной деятельности построена по следующим направлениям:

1. Изучение причин обуславливающих трудности при усвоении учащимися учебного материала.

2. Оценка результатов учебно-познавательной деятельности.

3. Изучение результатов педагогической деятельности учителя.

1. Изучение причин обуславливающих трудности при усвоении учащимися учебного материала.

Проводится в рамках нейро-психологического обследования учащихся 1-4 классов учителем, дефектологом, логопедом и психологом 2 раза в год. По результатам обследования дефектологом и логопедом даются рекомендации учителям, ведущим уроки в данных классах. При изучении школьников учитываются следующие показатели.



1. Физическое состояние и развитие ребенка:

динамика физического развития (анамнез);

состояние слуха, зрения;

особенности развития двигательной сферы, нарушения общей моторики (общая напряженность или вялость, неточность движений, параличи, парезы^ наличие их остаточных явлений);

координация движений (особенности походки, жестикуляции, затруднения при необходимости удержать равновесие, трудности регуляции темпа движений, наличие гиперкинезов, синкинезий, навязчивых движений);

особенности работоспособности (утомляемость, истощаемость, рассеянность, пресыщаемость, усидчивость, темп работы; увеличение количества ошибок к концу урока или при однообразных видах деятельности; жалобы на головную боль).



2. Особенности и уровень развития высших психических функций:

особенности восприятия величины, формы, цвета, времени, пространственного расположения предметов (глубина восприятия, его объективность);

особенности внимания: объем и устойчивость, концентрация, способность к распределению и переключению внимания с одного вида деятельности на другой, степень развития произвольного внимания;

особенности памяти: точность постоянство, возможность долговременного запоминания, умение использовать приемы запоминания, индивидуальные особенности памяти; преобладающий вид памяти (зрительная, слуховая, двигательная, смешанная); преобладание логической или механической памяти;

особенности мышления: уровень овладения операциями анализа, сравнения, синтеза (умение выделить существенные элементы, части, сравнить предметы с целью выявления сходства и различия; способность обобщать и делать самостоятельные выводы; умение устанавливать причинно-следственные связи);

особенности речи: дефекты произношения, объем словарного запаса, сформированность фразовой речи, особенности грамматического строя, уровень сформированности интонации, выразительности, ясности, силы и высоты голоса);

познавательные интересы, любознательность.



3. Отношение к учебной деятельности, особенности мотивации:

  • особенности отношений <учитель-ученик>, реакция ученика на замечания, оценку его деятельности;

  • осознание своих неуспехов в учебе, отношение к неудачам (безразличие, тяжелые переживания, стремление преодолеть затруднения, пассивность или агрессивность); отношение к похвале и порицанию;

  • способность осуществлять контроль за собственной деятельностью по наглядному образцу, словесной инструкции, алгоритму; особенности самоконтроля;

  • умение планировать свою деятельность.

4. Особенности эмоционально-личностной сферы:

  • эмоционально-волевая зрелость, глубина и устойчивость чувств;

  • способность к волевому усилию;

  • преобладающее настроение (мрачность, подавленность, злобность, агрессивность, замкнутость, негативизм, эйфорическая жизнерадостность);

  • внушаемость;

  • наличие аффективных вспышек, склонность к отказным реакциям;

  • наличие фобических реакций (страх темноты, замкнутого пространства, одиночества и др.);

  • отношение к самому себе (недостатки, возможности); особенности самооценки;

  • отношения с окружающими (положение в коллективе, самостоятельность, взаимоотношения со сверстниками и старшими);

  • особенности поведения в школе и дома;

  • нарушения поведения, вредные привычки.

5. Особенности усвоения знаний, умений, навыков, предусмотренных программой:

  • общая осведомленность в кругу бытовых понятий, знания о себе и об окружающем мире;

  • сформированность навыков чтения, счета, письма соответственно возрасту и классу;

  • характер ошибок при чтении и письме, счете и решении задач.

2. Оценка результатов учебно-познавательной деятельности.

– Качество усвоения предметных знаний и навыков, их соответствие требованиям государственного стандарта. Оценивается отметкой по результатам обучения.

- Степень сформированности учебной деятельности школьника. Оценивается характеристиками ученика учителем.

- Уровень развития познавательной активности, интересов и отношения к учебной деятельности: степень применения и старания. Оценивается характеристиками ученика классным руководителем.



3. Изучение результатов педагогической деятельности учителя.

Проводится по двум направлениям – в рамках школьного методического объединения проводится анализ проведенных административных срезов знаний по предметам, качества контрольных работ, открытых уроков учителей, с целью планирования деятельности педагогов по повышению профессионального мастерства.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе проводит сравнительный анализ качества и успешности обучения по пердметам, учителям и классам. Доводит данные сведения до педагогов с целью планирования деятельности учителей по повышению качества обучения.

Раздел II. Образовательная программа. Содержание.

2.1.Образовательные области учебного плана

Основное общее образование

Для реализации Образовательной программы используются:

рабочие учебные программы преподавателей школы, разработанные на основе типовых учебных программ Министерства образования РФ.

Основанием для отбора учебных программ является:

соответствие содержания учебной программы идеологии Образовательной программы школы, соответствие учебной программы познавательным возможностям и способностям учащихся, методическое обеспечение учебной программы, соответствие требованиям Государственных стандартов к уровню подготовки учащихся.

Образовательная область «Филология».



Русский язык.

К ведущим общеучебным целям программы относятся:

• воспитание культуры устной и письменной речи,

• формирование коммуникативных умений:

-грамотно и каллиграфически правильно писать,

-осмысливать тему, подчинять свое высказывание определенной теме и основной мысли,

-составлять простой и сложный план, тезисы, конспекты,

-отбирать материал из разных источников, систематизировать, излагать логически последовательно в соответствии с планом,

-правильно выражать мысли в устной и письменной форме в соответствии с литературными нормами (орфоэпическими, речевыми, грамматическими, орфографическими, пунктуационными.)

• воспитание потребности в использовании дополнительных источников информации,

• развитие общекультурного кругозора учащихся, формирование интереса к освоению культуры Удмуртской Республики.

Содержание обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе строится на принципах коммуникативного подхода, который направлен на развитие контекстной устной и письменной речи, где орфография обеспечивает самостоятельное связное высказывание в его устной или письменной форме. Коммуникативный подход в большей мере соответствует специфическим особенностям интеллектуальной деятельности детей данной категории, которым трудно освоить логику построения языка на основе анализа, запоминания и воспроизведения грамматических правил и категорий. Изучение языка в контексте монологической, диалогической и других видов речи, расширение разговорной, литературной, деловой, книжной лексики на уроках русского языка, устной речи и чтения позволяют преодолеть характерный для учащихся речевой негативизм, стереотипность, бедность оборотов речи; приблизить учащихся к освоению нравственных норм социального поведения на образцах доступных литературных жанров.

Использование различных форм организации учебного процесса (уроки-семинары, творческие отчеты, уроки-зачеты, уроки-праздники, дидактические игры, мастерские) способствует выработки устойчивой мотивации, привитию интереса к урокам русского языка. Проводятся уроки по развитию речи, разнообразны формы и виды этой работы: словарные диктанты, изложения, сочинения по личным впечатлениям, отзыв об экскурсии, и т.д.

Литература.

Общая цель литературного образования - приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной культуры, развитие способности к эстетическому восприятию искусства, оценки явлений литературы, формирование гуманных потребностей. Особое значение придается урокам литературы в деле формирования у учащихся опыта общения, основанного на гуманистических принципах.

К основным общеучебным умениям и навыкам, формируемым на урокам литературы относятся:

• умение читать и пересказывать художественное произведение,

• умение формулировать проблемные вопросы, аргументированно отвечать по тексту, цитировать,

• самостоятельно формулировать тему и идею произведения,

• анализировать художественное произведение с учетом его жанра, в контексте культуры, эпохи, современности,

• работать с разными источниками информации, пользоваться словарями и справочниками,

• владеть грамотной письменной речью, писать сочинения разных жанров,

• уметь сопоставлять различные точки зрения на одно и то же произведения, его героев, на отношение к эпохе, обосновывать свою оценку прочитанного произведения.

Гуманизация преподавания литературы проявляется в сочетании традиционных и инновационных методов обучения, в совместном творчестве учителя и ученика, их активном диалоге, Широко используются такие формы работы как: творческие мастерские письма, литературные гостиные, уроки-спектакли, интегрирование учебного предмета «литература» с другими предметами гуманитарного цикла.

Немецкий язык.

К ведущим общеучебным целям программы по немецкому языку относятся:

• развитие речевых умений (аудирование, чтение и письмо),

• формирование умений иноязычной коммуникации,

• гуманитарное и гуманистическое развитие личности ученика, расширение эрудиции учащихся, их лингвистического, филологического и общего кругозора.

Учитывая психологические, индивидуальные и возрастные особенности учащихся, учителя школы широко используют новые формы и методы организации занятий: комплексный коммуникативный подход в обучении, проектная работа, аудиовизуальные, информационные технологии.

Образовательная область «Математика».

Математика (5-6 класс)

Алгебра(7-9 классы)

Геометрия (7-9 классы)

Содержание курса определяется:

типовой программой Министерства образования РФ, Обеспечивается учебными комплексами под научной редакцией Виленкина Н.Я., Макарычева, Моро М.В.

Целью обучения математике является формирование:

• практических умений, связанных с созданием и применением инструментария, необходимого человеку в его продуктивной деятельности,

• интеллектуальных умений, связанных с мышлением человека, с овладением определенным методом познания и преобразования мира.

Образовательная область «Обществознание».

Реализуется через предметные курсы: История, Обществознание,

История. Содержание курса определяется типовой программой для общеобразовательных учреждений. История 6-11 классы Министерства образования РФ.

В основе изучения курса истории по типовой программе лежит линейная структура исторического образования, направленная на развитие личности.

Образовательная область «Естествознание».

Образовательная область представлена программами по природоведению, географии, биологии, химии, физике.

Основными задачами учебных курсов образовательной области «Естествознание» являются:

• формирование у учащихся знаний о сложнейшем явлении природы -жизни на разных уровнях ее организации,

• выработка системы знаний, необходимых для понимания сущности глобальных проблем современности: экологической, энергетической, экономической, образовательной и др., от решений которых зависит судьба человечества,

• обучение системному мышлению, пониманию взаимосвязи и взаимозависимости многоуровневой организации природы.

По предмету «Биология» раздел «Человек» позволяет изучить не только строение, функции органов человека, но прежде всего — вопросы профилактики различных заболеваний, в том числе: наркомании, алкоголизма, ВИЧ-инфекции, венерических и др. заболеваний, характерных для социальной жизни современного общества. Знания о социальной сущности человека уточняют и дополняют представления учащихся о себе как живом организме, помогают ориентироваться в сложных межполовых и межролевых отношениях, возникающих между людьми, что особенно важно для самостоятельной жизни юноши, девушки после окончания школы.

География.

Особое внимание при изучении курса уделяется решению следующих задач:



  • привлечение учащихся к решению географических проблем на доступном им уровне,

  • формирование у учащихся экологического сознания, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру во всем его многообразии,

  • экономическая и политическая подготовка,

Немаловажен краеведческий аспект школьного географического образования. Изучение природы Ижевска и Удмуртии предполагает наличие у учащихся базовых знаний о географии своего края и умение их применять.

Для решения этих задач широко используются уроки-экскурсии, интегрированные уроки, конференции. «География» - учебный курс, позволяющий на основе межпредметных связей сформировать доступные представления о физической, социально-экономической географии, природных и климатических ресурсах, влияющих на образ жизни, культуру, хозяйственную деятельность человека на Земле. Особое место в курсе географии отводится изучению родного края, природоохранной деятельности, что существенно дополняет систему воспитательной работы по гражданскому, нравственно-этическому воспитанию.

Образовательная область «Искусство».

Образовательная область представлена программами по Изобразительному искусству, музыке.

Программа по изобразительному искусству разработана коллективом авторов под научным руководством доктора педагогических наук Б.М. Неменского.

Основными задачами программы являются:

• овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка,

• развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения.

Музыка.

Содержание учебного курса определяется типовыми программами Министерства образования РФ.



Основными задачами курса являются:

• развитие музыкального вкуса, способности критического суждения о музыке,

• формирование обобщенного выразительного слышания музыки, ее интонации как средства передачи образного содержания,

• воспитание у учащихся чувства внутренней сопричастности к духовной культуре своего Отечества и к мировой культуре,

• формирование социального опыта, опыта общения через активные формы участия школьников в музыкальном искусстве (хоровое пение, слушание и анализ музыкальных произведений, музыкальные импровизации, игры).

Образовательная область «Физическая культура».

Образовательная область представлена типовыми программами по физической культуре и основам безопасности жизнедеятельности, направлена на коррекцию психофизического развития учащихся, выполнение общеразвивающей функции. Основными задачами курсов являются:


  • укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию;

  • обучение жизненно-важным умениям и навыкам; развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;

  • приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;

  • воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;

  • содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, психических

  • процессов и свойств личности. формирование умения предвидеть опасные ситуации и правильно действовать в случае их возникновения.

Образовательная область «Технологии».

Эта область представлена типовыми программами по трудовому обучению. Программа по и трудовому обучению представлена типовой программой Министерства образования РФ «Технология. Обслуживающий труд», под ред. Симоненко В.Д. ВЕНТАНА-ГРАФ ( 5-8 классы, девочки), «Технология. Технический труд», ВЕНТАНА-ГРАФ под ред. Симоненко В.Д.( мальчики). Преподавание данных предметов в большей степени соответствует задачам трудового обучения и социального воспитания. Т.к. способствуют развитию и коррекции мелкой моторики учащихся, формированию навыков ведению домашнего хозяйства. Формируют основы экономического хозяйствования в семье, комплекс прикладных умений: стирка, глажение, ремонт, кулинария, уход за больными и многое другое. Предмет «Домоводство» особенно важен для детей, лишенных родительской опеки, не имеющих в этой связи опыта жизни в семье, в собственном доме, что переводит «Домоводство» не столько в учебную область, сколько в социальную сферу жизненной компетенции развивающейся личности. В младших классах дает возможность учащимся овладеть приемами труда, формирует у них общетрудовые умения и навыки, самостоятельность, положительную мотивацию к трудовой деятельности. Далее осуществляется профессионально-трудовое обучение, целью которого является подготовка учащихся к самостоятельному труду полученной специальности в условиях школьных мастерских. В 8-9 классах осуществляется окончательная специализация трудовой подготовки в соответствии с выбранной профессией. Важное значение для специальной (коррекционной) школы VII вида имеет производительный труд, являющийся частью профессионально-трудового обучения, соответствующий профилю трудовой подготовки школьников в условиях школы и способствующий закреплению профессиональных умений и навыков, полученных на уроках трудового обучения.

Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности»

предназначен для формирования знаний, умений и навыков учащихся по защите жизни и здоровья в условиях обычных, опасных и чрезвычайных ситуаций, формирования навыков здорового образа жизни и ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Предмет «Введение в экономику» — курс основ экономики, имеющих практическую направленность, введенный в учебный план в целях формирования элементарного уровня экономической грамотности, необходимого для социализации ребенка, формирования адекватных представлений обучающихся о повседневной экономической действительности.

В школьном компоненте представлены предметы, на которых осуществляются коррекционные технологии, обязательные для преодоления (сглаживания) специфических нарушений у детей: «Ритмика», «Ознакомление с окружающим миром». Предмет «Ритмика» предусматривает коррекцию двигательных функций, фонематического слуха и развитие координации движений, а также коррекцию эмоционально-личностных нарушений. Специфика интеллектуального и личностного развития учащихся специальной (коррекционной) школы требует направленной коррекции не только учебной деятельности, но и развития коммуникативных умений, навыков содержательного взаимодействия со сверстниками, взрослыми, регуляции эмоциональных, нравственно поведенческих и других свойств личности. Предметы коррекционных технологий направлены на усиление коррекционного воздействия на личностное развитие учащихся. Специфической формой организации учебных занятий в специальной (коррекционной) школе являются индивидуальные и групповые логопедические коррекционные занятия (1-4 классы).



2. 2. Пояснительная записка к учебному плану специального (коррекционного) образовательного учреждения VII вида по ступеням образования.

Учебный план разработан в соответствии с Федеральным базисным учебным планом специальных (коррекционных) образовательных учреждений 7 вида (приложение к приказу МО РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065-п), с учетом выполнения федерального компонента государственного образовательного стандарта и составлен в соответствии с Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, санитарно-гигиеническими требованиями СанПиН 2.4.2821-10

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение 7 вида осуществляет образование обучающихся в объеме начального и основного общего образования. Продолжительность обучения: 9 лет: в начальной школе 4 года, в основной школе – 5 лет при пятидневной рабочей неделе.

Учебный план включает общеобразовательные дисциплины, определяет основные образовательные направления, перечень учебных предметов, их распределение по годам обучения с учетом специфики обучения обучающихся с задержкой психического развития и максимально допустимой недельной нагрузки.

Учебный план включает общеобразовательные дисциплины, определяет основные образовательные направления, перечень учебных предметов, их распределение по годам с учетом специфики обучения обучающихся с задержкой психического развития и максимально допустимой недельной нагрузки

Учебный план начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития составлен с учетом решения основных задач:

- формирование навыков элементарной грамотности и основных учебных умений и навыков общения, начальных представлений об отечественной и мировой культуре;

- коррекция задержанного психического развития обучающихся, пробелов в знаниях и представлениях об окружающем мире, характерных для данной категории обучающихся, преодоление недостатков, возникших в результате нарушенного развития, включая недостатки мыслительной деятельности, речи, моторики, пространственной ориентировки, регуляции поведения и др.

По окончании начальных классов психолого-медико-педагогическая комиссия, учитывая индивидуальные особенности каждого обучающегося, рассматривает вопрос о возможности перевода в общеобразовательное учреждение по месту жительства.

Учебный план 1-9 классов предусматривает овладение знаниями в объеме базового ядра обязательных учебных предметов, единых для общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Кроме того, предусматривается трудовая подготовка по разным видам деятельности, выбираемая образовательным учреждением в соответствии с региональными и местными условиями, а также коррекция недостатков в развитии и индивидуальная и групповая коррекционная работа, направленная на преодоление трудностей в овладении отдельными предметами.

Учебный план состоит из двух частей: инвариантной и вариативной. Инвариантная часть предусматривает реализацию государственных общеобразовательных программ, гарантирует овладение выпускниками образовательного учреждения необходимым минимумом знаний, умений и навыков. Вариативная часть учебного плана обеспечивает реализацию регионального (национального) и школьного компонентов.

Учебный план состоит из 3-х компонентов: федерального, регионального (национального), школьного.

В федеральный компонент включены образовательные области и соответствующие им учебные предметы - наиболее важные для развития и коррекции познавательной деятельности обучающихся с задержкой психического развития. В этой части особое внимание уделяется развитию связной устной и письменной речи, усвоению элементарных основ математики и других предметов общеобразовательных курсов.

Федеральный компонент включает следующие образовательные области «Филология», «Математика», «Обществознание», «Естествознание», «Искусство», «Физическая культура», «Трудовая подготовка», «Коррекционная подготовка».

Образовательная область «Филология» представлена предметами русский язык, так как он является родным языком (государственным), и литература (1-9 классы), немецкий язык (2, 5-9 классы). Количество часов, отводимое русскому языку, увеличено по сравнению с базисным учебным планом общеобразовательных учреждений поскольку у многих обучающихся с задержкой психического развития не сформированы элементарные знания и представления, обычно складывающиеся у нормально развивающихся школьников без специального обучения.

Образовательная область «Математика» представлена предметами математика (1-6 классы), алгебра, геометрия (7-9 классы), информатика (5-9 классы). Информатика со 2-го по 4-й класс изучается интегрировано в курсе «Трудовая подготовка». Так как в начальной школе информатика вводится впервые, данный предмет носит пропедевтический характер. В 7 классе предмет «Геометрия» изучается со 2 четверти на основании Программы по математике для общеобразовательных учреждений, в 1 четверти все 5 часов изучается предмет «Алгебра»

Образовательная область «Обществознание» представлена предметами «История» (5-9 классы), «Обществоведение», «Введение в экономику» (9 класс), «География и экология» (6-9 классы). Предмет «История» в свою очередь в 8,9 классах состоит из курсов «Всеобщая история» (24 часа), «История России» (44 часа).

Образовательная область «Естествознание» реализуется предметами: «Природоведение» (3-4 классы), «Биология (5-9 классы), «Химия», «Физика и астрономия» (8-9 классы).

Учитывая, что основной целью обучения является коррекция эмоционально-личностной сферы, пристальное внимание уделено образовательной области «Искусство», которая состоит из предметов «Изобразительное искусство» (1-6 классы), «Черчение» (7 и 8 класс) и «Музыка и пение» (1-4 классы).

Образовательная область «Физическая культура» представлена предметом «Физкультура» (1-9 классы), направлена на коррекцию психофизического развития обучающихся и выполняет общеразвивающую функцию.

Образовательная область «Трудовая подготовка» представлена предметом: «Трудовая подготовка» (1-9 классы). При изучении предмета «Трудовая подготовка» в 5-9 классах класс делится на 2 подгруппы (мальчики и девочки). Обучение ведется в соответствии с Программами для общеобразовательных учреждений по предметам.

Поскольку неполноценность, фрагментарность представлений об окружающем мире и недостатки речевого развития являются характерными для обучающихся, в учебном плане в области «Коррекционная подготовка» имеются такие предметы как «Ознакомление с окружающим миром.» в 1и 2 классах и «Ритмика», в1-4 классах, имеющие коррекционное значение и направленные на формирование знаний и полноценных представлений об окружающем мире, развитие речи обучающихся на основе приобретаемых знаний, а также на формирование и развитие у них основных умственных операций и действий. Предмет «Ритмика» корригирует отклонения в развитии моторной и речемоторной деятельности учащихся, развитие координации движений.

В целях более успешного продвижения в общем развитии, преодолении некоторых специфических трудностей и недостатков у отдельных обучающихся, коррекции недостатков их психического развития, а также ликвидации имеющихся или предупреждения возможных пробелов в знаниях проводятся обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия. Однако, указанное количество недельных часов, отводимых на эти занятия в каждом классе, входит в нагрузку не каждого отдельного обучающегося соответствующего класса, а учителя. На долю каждого обучающегося приходиться в неделю от 15 до 25 минут. Занятия ведутся индивидуально или в маленьких группах (2-3 учащихся), укомплектованных на основе сходства корригируемых недостатков. Содержание этих занятий и количество часов определяется школой и зависит от особенностей учащихся, запроса родителей и возможностей школы:


1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

6 класс

8 класс

9 класс

3 занятия

3 занятия

3 занятия

3 занятия

4 занятия

4 занятия

4 занятия

4 занятия


следующая страница >>