Образование славянского государства. Вопрос о возникновении славян - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Образование государства у восточных славян» 1 11.89kb.
Образование государства у восточных славян. Источники по ранней истории... 5 1512.3kb.
Урок 4 «Формирование Древнерусского государства» 1 22.7kb.
Программа по истории россии для вступительных испытаний тема 1: Восточные... 1 337.96kb.
Тематика курсовых работ по Истории отечественного государства и права... 1 35.73kb.
О том, как связаны энергосбережение и образование, рассказал заместитель... 1 63.89kb.
Тест по истории России «Образование единого Русского государства... 1 41.05kb.
Учебник мгу, Том I содержание предисловие Древние славяне 28 4954.25kb.
План Образование «Второй Речи Посполитой. Советско-польская война... 1 260.97kb.
Александр Борисович Широкорад Давний спор славян. Россия. Польша. 34 10403.14kb.
Лекция первые государства на территории чехии держава Само 4 1479.52kb.
Принятие христианства. Причины принятия христианства. Политические... 21 5471.41kb.
- 4 1234.94kb.
Образование славянского государства. Вопрос о возникновении славян - страница №1/5

ТЕМА 1: ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В ДРЕВНОСТИ. ОБРАЗОВАНИЕ СЛАВЯНСКОГО ГОСУДАРСТВА.
1. Вопрос о возникновении славян.

Славяне - одна из крупнейших в Европе групп родственных по языку и культуре народов. Они - исконные жители Европы. Исследования языковедов, археологов, этнографов, историков и других ученых свидетельствуют, что предки славянских народов известны с середины II тысячелетия до н. э. В VI-VII вв. н. э. славянские племена разделились на три ветви: венеды, склавины и анты. На основе венедов в дальнейшем сформировались западные славяне (поляки, чехи, словаки, лужичане). Склавины явились прародителями южных славян (болгаров, сербов, хорватов, словенцев, македонцев, черногорцев). Племена антов дали восточных славян (украинцев, белорусов, русских).

В современной науке существуют 2 точки зрения на происхождение славян:

1) Согласно первой точке зрения славяне – коренное (автохтонное) население Восточной Европы. Они происходят от живших здесь в раннем железном веке создателей зарубинецкой и черняховской археологических культур.

2) Согласно второй точке зрения славяне переселились на территорию Восточноевропейской равнины из Центральной Европы, а конкретнее, – из района верховий Вислы, Одера, Эльбы и Дуная. С этой территории, являвшейся древнейшей прародиной славян, они расселились по Европе. Восточные славяне перешли с Дуная в Карпаты, оттуда – на Днепр, где появились в VI – VII вв. В настоящее время эта точка зрения более распространена в науке.



Расселение восточных славян и основные занятия.

Восточные славяне жили на огромной территории: от побережья Финского залива, Ладожского и Онежского озер до устьев Дуная, Днепра и верховьев Волги и Оки. О расселении восточных славян свидетельствует летописный свод «Повесть временных лет» (ПВЛ), составленный в начале XII века монахом Нестором в Киеве. Летописец называет 13 восточнославянских племен и даже пробует очертить территорию их проживания: «Так же и те славяне пришли и поселились по Днепру и назвались поляне, а другие древляне, поскольку обитают в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и прозвались дреговичами...». Далее летопись говорит о полочанах, кривичах, радимичах, вятичах и других племенах. Относительно восточных славян под условным названием «племя» Нужно понимать племенно-территориальное образование с соседско-общинными отношениями.

Славяне селились в труднодоступных местах (на высоких берегах рек, озер, на болотах), в основном с плодородными почвами. Жили в столбовых домах (летом) или полуземлянках (зимой), где сооружали каменные или глинобитные очаги и печи.

У восточных славян было развито земледелие (подсечное и пашенное), охота, рыболовство, бортничество, домашнее скотоводство, ремесла и обмен. Благоприятные природные условия и более плодородная земля способствовали развитию земледелия у южных племен. На юге земледелие было пашенным, а на севере, в лесной полосе, – в основном подсечное, или огневое. Подсечное земледелие было наиболее трудоемким. Выбрав участок леса, подрубали деревья, и год они засыхали. Потом, свалив сухие стволы, участок выжигали, а несгоревшие остатки пней выкорчевывали, ровняли землю, взрыхляли ее сохой и сеяли прямо в золу, разбрасывая семена руками. В первые два-три года урожай был высокий, удобренная золой земля родила щедро. Но потом она истощалась, и приходилось искать новый участок. Такая система земледелия содействовала сохранению общинной собственности и первобытнообщинного строя. Славяне выращивали пшеницу, ячмень, овес, просо и другие культуры.

Высокого уровня развития достигли ремесла. Металлообработкой, кузнечным и гончарным ремеслами занимались в каждом большом поселении. Возникали ремесленные центры – поселки, где основными жителями были ремесленники. Туда приходили крестьяне, чтобы купить изделия или обменять на них свои продукты.

Постепенно такие центры стали центрами внутренней торговли, а некоторые из них – и внешней. О развитии торговых отношений можно судить по археологическим находкам. Предметы и монеты неславянского происхождения свидетельствуют о том, что торговали с Востоком, Византией, Западной Европой и Скандинавией. Обменивали меха, мед, воск на украшения, дорогую посуду, оружие. Торговле способствовала развитая система рек, по которым перевозили товары. Основные пути шли по рекам Волхов, Днепр, Двина. Был известен путь «из варяг в греки», который соединял Балтийское море с Черным. С расширением торговли сформировалась своя денежная система. На смену «меховой единице» пришли восточные, европейские и византийские монеты.



3.Вера и быт славян.

Большую роль в жизни восточных славян играли религиозные верования. Религия, в основе которой лежит обожествление сил природы и вера во многих богов, называется языческой. Важнейшими богами у славян были Перун, Даждьбог, Стрибог, Сварог, Велес, Мокошь. Социальные отношения регулировались традициями. Характерной особенностью культуры славян в древности был своеобразный погребальный ритуал: умерших сородичей сжигали, а пепел накрывали большими колоколовидными сосудами. Позднее его упростили: пепел после сожжения обычно ссыпали в яму и закапывали, над могилой ставили для обозначение камень.

Совершенствование железных орудий труда привело славян к переходу от родовой общины к соседской, или территориальной. Появилась частная собственность, т.е. собственность отдельных семей на скот, орудия и результаты своего труда. В совместном пользовании общины оставались земли, леса, луга и др.

Важнейшие вопросы славяне решали на народных собраниях – вечевых сходах. С усилением власти вождей племени, которых стали называть князьями, значение вече уменьшилось. При переходе к феодальному обществу возникла особая военная организация – дружина для сбора дани (полюдья) с покорённых земель и совершения набегов на соседей. Князь раздавал земли своим дружинниками, что привело к появлению и укреплению частной собственности на землю.



4. Норманнская теория. Рюрик.

События, связанные с призванием варягов, получили в исторической литературе название норманнской теории или норманнской проблемы. Эта теория была создана во второй четверти XVIII века немецкими учеными Байером, Миллером и другими, работавшими в Петербургской академии наук. Ее авторы считали варягов (норманнов) основателями государства у восточных славян. Однако существует предположение, что имена Синеус и Трувор – это не имена собственные, а переводятся с древнешведского языка как «свой род» и «верная дружина», но сам Рюрик, по мнению большинства историков, являлся реальной фигурой. Раскопки, которые были произведены в районе Новгорода, показали, что варяги жили здесь примерно с середины IX в.

В середине IX в., когда варяги появились на Руси, по всей Европе о них уже ходили страшные рассказы. Не было церкви, где бы ни возносили молитвы, прося избавления от ярости варягов. Они в VIII – IX вв. разграбили побережье Англии, напали на Ирландию, разорили Париж, Лиссабон, Севилью, Гамбург. Позже, в IX-XI веке, варяги появились во Франции, Англии, Германии, Испании, Италии, Сицилии, Византии, Северной Африке. Предприняли колонизацию Исландии, освоили Гренландию и за много веков до Колумба проникли в Америку (Винланд). В середине IX в. по пути «из варяг в греки» варяги проникли в земли восточных славян и открыли для себя Русь, которая поразила их числом городов и богатством. Они назвали ее «Гардарик» – страна городов.

Можно предположить, что варягов могли пригласить в качестве наемников для борьбы между различными славянскими и финно-угорскими племенами. Возможно, они были призваны не на княжение, а для защиты земель от набегов своих же северных племен. Но позже, вероятно, варяги силой захватили власть в Новгороде и покорили северные славянские племена.

«Повесть временных лет» сообщает, что северные славянские и финно-угорские племена – кривичи, словене новгородские, чудь, меря – были подчинены варягам и обложены данью. Но в конце концов, отмечает летописец, славяне «изгнали варягов за море». Однако вскоре между ними начались усобицы: «И воевать начали сами с собой». Не в силах справиться со своими внутренними проблемами, словене, кривичи, чудь и меря решили отправить посольство к варягам и найти князя, который бы «владел и правил... по праву». Послы обратились к варягам со словами: «Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». Три брата – Рюрик, Синеус, Трувор – «со своими родами» согласились на это предложение. Рюрик стал княжить в городе Ладоге, а затем в Новгороде, Синеус – в Белоозере, Трувор – в Изборске. Начало княжения Рюрика в Новгороде относится, по «Повести временных лет», к 862 г., который принято считать началом правления династии Рюриковичей.

Два года спустя Синеус и Трувор умерли, а Рюрик стал единственным правителем. По сведениям «Повести временных лет», двое из воинов Рюрика – Аскольд и Дир – отпросились у него пойти служить византийскому императору в город Царьград (Константинополь). На Днепре они осели и стали княжить в городе Киеве – древнем центре полян. Далее, по «Повести временных лет», в 879 г. Рюрик умер, оставив своего маленького сына Игоря родственнику Олегу, ставшему опекуном и правителем (регентом).



5. Начальная история Руси. Князь Олег.

Князь Олег (Вещий), родственник и опекун Игоря, правил с 879 по 912 г. Он объединил север и юг и создал единое славянское государство, которое территориально представляло собой узкую полосу на пути «из варяг в греки». В 882 г. Олег решил овладеть Киевом и во главе варягов, кривичей, ильменских словен, чуди, мери и веси отправился в поход. По пути он захватил Смоленск и Любеч, оставив там своих наместников.

Киев Олег взял хитростью. Под видом купцов он с частью воинов подплыл к городу и отправил посольство к Аскольду и Диру. Послы пришли к киевским правителям безоружными и сказали: «Мы купцы и идем в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим». Когда Аскольд и Дир вышли к ладьям, выбежали вооруженные люди, а Олег сказал: «Не князья вы и не княжеского рода! А я княжеского рода!» И, показав на маленького Игоря, добавил: «Вот он, сын Рюрика!». Аскольд и Дир были убиты и похоронены в Киеве. Олег провозгласил Киев столицей своего государства и стал там править. 882 год принято считать годом образования Киевской Руси. Объединение северного и южного союзов славянских племен состоялось.

По своей форме возникшее государство было раннефеодальной монархией (до середины XI в.). Раннефеодальной она являлось потому, что главной задачей было укрепление феодальных отношений, так как основная масса крестьян была свободной, и процесс деления общества еще не завершился, а аппарат власти только создавался (вече – князь, ополчение – дружина, народный суд – суд князя или дружинников).

Годы правления князя Олега ознаменовались следующими событиями:



  1. он освободил от власти Хазарского кагана и подчинил Киеву некоторые восточнославянские племена (полян, древлян, радимичей, северян, кривичей, словен ильменских) и ряд финно-угорских племен севера. «Повесть временных лет» описывает эти события так: «Начал Олег воевать с древлянами, и победил их и стал брать дань по черной кунице с дыма (со двора). Идет Олег на северян, и победил северян, и возложил на них дань легкую...». Послал к радимичам спросить: "Кому дань даете?" Они сказали: "Хазарам". И сказал Олег: "Не давайте хазарам, а давайте мне"». Однако подчинил Олег эти племена не окончательно, так как впоследствии, по летописным источникам, его преемникам приходилось вновь восстанавливать зависимость племен. Это можно объяснить тем, что подчинение было только на время правления того или иного князя. И только в конце X в. сопротивление ряда племен было окончательно подавлено;

  2. организовал защиту рубежей государства от внешних врагов. Для обороны от кочевников Олег «начал города ставить» и раздавать земли «мужам» (приближенным);

  3. совершил поход в 907 г. на Византийскую империю, на город Царьград (Константинополь), чтобы обеспечить выгодные условия для торговли с Византией.

В 907 г. князь Олег отправился в поход на Константинополь. Для этого он собрал варягов, а также северные и южные племена славян: древлян, полян, кривичей, радимичей, тиверцев, словен новгородских, чудь, мерю, дулебов. Плыли на 2 000 судов, на каждом было по 40 воинов, а конница двигалась берегом. Город не сумел оказать сопротивление. Воины опустошили пригород, забрали богатства и пленных, а затем, согласно «Повести временных лет», Олег приказал сделать колеса и поставить на них ладьи, которые при попутном ветре, развернув паруса, двинулись к стенам города. Это, видимо, было сделано, чтобы защитить воинов от стрел. Греки запросили мир. Военные действия были остановлены. В Константинополь для переговоров с императорами Львом и Александром, правившими совместно, было направлено посольство из пяти человек: Карл, Фарлоф, Рулав, Вельмуд, Стемид. Был заключен мир, договор оформили на двух языках: греческом и славянском. Сохранился только греческий вариант. В соответствии с этим мирным соглашением было осуществлено следующее:

  1. греки выплатили дань по 12 гривен на корабль, а не на каждого воина или на «уключину» (весло), как просил Олег;

  2. славянских и варяжских купцов освободили от уплаты «мыта», т. е. торговых пошлин;

  3. империя выплачивала «уклады» (дань) на города Киев, Чернигов, Полоцк, Переяславль, Любеч, Ростов и на «прочие города», где правили князья, подчинённые Олегу;

  4. Славянские послы получали посольское содержание, а купцы - «месячину», т. е. помесячное содержание в виде хлеба, мяса, рыбы, овощей, фруктов, вина в течение шести месяцев. Они располагались недалеко от города, в монастыре св. Мамы. Списки составляли греки и потом платили «месячину». Послы и купцы должны были проходить в город через определенные им ворота в сопровождении греческого чиновника, без оружия и не более 5-10 человек. В обратную дорогу их обеспечивали едой и корабельными снастями - парусами, якорями и т. д. («сколько им будет нужно»). Послы и купцы могли мыться в византийских банях (термах). Этим правом пользовались только жители города.

Византийцы целовали крест в знак верности данному соглашению, а Олег и его дружинники поклялись оружием и богами - Перуном и Велесом. В знак победы Олег прибил свой щит на воротах города. По его требованию были сшиты паруса для кораблей из шелка (для варягов) и полотна (для славян).

Мирное соглашение, заключенное князем Олегом в 907 г. с таким могущественным государством средневековья, как Византия, позволило ему расширить свое влияние и укрепить власть.

Через четыре года, в 911 г., в Византию направляется новое посольство из 15 человек. В ходе переговоров было заключено соглашение, дававшее еще большие привилегии послам и купцам.

В «Повести временных лет» в 898 г. отмечен интересный и уникальный факт европейской истории - бегство мадьяр (венгров) от нападений печенегов. «Шли угры (венгры) мимо Киева горою, которая прозывается теперь Угорской, и пришли к Днепру, и стали вежами: ходили они так же, как теперь половцы. И, придя с востока, устремились через великие горы, которые прозвались Угорскими (Карпаты), и стали воевать против живших там волохов и славян. ...Угры прогнали вол охов, унаследовали ту землю и поселились со славянами. ...И с тех пор прозвалась земля Угорской». Эти события называются в истории Венгрии «обретением родины». Однако венгерские источники и историки утверждают, что у стен Киева произошло сражение между венгерскими племенами и войском Олега. В той битве Олег был разбит и укрылся в Киеве. Затем, в ходе мирных переговоров, было заключено соглашение о союзе. Князь Олег обеспечил венгров едой и снаряжением, а те, в свою очередь, обязались оказывать военную и иную помощь. Судя по дальнейшим событиям, это соглашение успешно действовало в течение нескольких, веков.

Князь Олег умер в 912 г. Летопись повествует о его смерти от укуса змеи. Предание о гибели князя из-за верного друга, боевого коня, легло в основу стихотворения А. С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге». Место захоронения Олега, по одним сведениям, находится в Киеве: «Оплакивали его все люди плачем великим, и понесли его и похоронили на горе, что зовется Щековицей». По другим данным, он похоронен в Ладоге: «И есть могила его в Ладоге». По третьим источникам - князь погиб где-то за морем.
ТЕМА 2: ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ КИЕВСКОЙ РУСИ (XXI ВВ.)
1. Политическое устройство. Правления: Игоря, Ольги, Святослава, Владимира.

После смерти князя Олега стал править сын Рюрика Игорь (Старый) (912 – 945 гг.). Началом его княжения стала война с древлянами, которые, воспользовавшись смертью Олега, хотели «отложиться» от Киева и «затворились» от Игоря в укреплённых городах. Он разгромил древлян и «возложил на них дань больше прежней».

Воевал князь и с появившимися на границах кочевниками - печенегами. «Повесть временных лет» сообщает, что в 915 г. печенеги были впервые замечены на границах, но сражения с ними не было. В 920 г. произошло первое вооруженное столкновение, печенеги были отброшены в степь.

Князь Игорь совершил два похода на Византию" (в 941 и 944 гг.). В 941 г. он повел по Днепру и Черному морю 10-тысячную эскадру кораблей. Варяги и славяне опустошили побережье империи, которая, срочно мобилизовав войска, в жестокой сухопутной битве вышла победительницей. Византийцы отогнали дружину Игоря от Царьграда, используя «греческий огонь» - зажигательную смесь в горшках

В 944 г. князь Игорь предпринял второй поход на Византию. Он нанял конницу печенегов, собрал все славянские племена и на кораблях, а конница по берегу, направился к Царьграду. Византийская разведка донесла императору о приближении войска Игоря, На реке Дунай его встретили послы от императора с предложением о мире за огромный выкуп. Игорь и его дружина согласились: «Что нам еще нужно - не бившись взять золото, серебро, паволоки (шелковые ткани)? Разве знает кто, кому одолеть, нам ли, им ли? Или с морем кто сговорился? Не по земле ведь ходим, но по глубине морской: всем общая смерть». В том же году в Киеве и Царьграде был подписан мир, правда, менее выгодный, чем мир 907 или 911 гг. При его заключении в Киеве греки и христиане-славяне целовали крест в церкви св. Ильи на Подоле, а язычники-славяне клялись Перуном и оружием на языческих капищах.

В Киевской Руси князь Игорь с дружиной объезжал подвластные ему земли и осуществлял сбор дани (полюдье), размер которой не был определен. Это была плата князю и его дружине за защиту от внешних врагов и за выполнение ими административных функций. Полюдье иногда превращалось в грабительскую операцию, против чего выступали крестьяне и горожане, как это произошло в 945 г. на древлянской земле.

Сбор дани с древлян Игорь поручил воеводе и боярину Свенельду. В 945 г. Свенельд с дружиной взял богатую дань, чем, видимо, вызвал зависть у дружинников Игоря. «Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, - жаловались они Игорю, - а мы наги! Пойдем, князь, с нами за данью, и ты добудешь, и мы!» Поддавшись настойчивым уговорам своей дружины, Игорь отправился в древлянские земли. У князя древлян Мала, вероятно, не было сил для борьбы, поэтому он выплатил еще одну дань. Караван отправился в Киев, а князь решил с небольшим отрядом (историки говорят о шести воинах) вернуться в город Искоростень и потребовать еще дани. Древляне поняли, зачем Игорь идет в их землю, закрыли ворота Искоростеня. Однако решили выслать послов, чтобы уговорить князя удовлетвориться уже собранным и уйти в Киев. Но Игорь потребовал впустить его. Тогда жители, вооружившись, вышли из города, окружили князя и его дружинников и убили их. Игоря древляне подвергли мучительной казни. Они привязали его к двум согнутым деревьям, а затем отпустили их (об этом говорит византийский автор Лев Диакон в своей книге «История»).

Жена князя Игоря Старого княгиня Ольга (Хельга) – христианское имя Елена, называлась ещё Хитрою, Святой, Мудрой – правила в 945-969 гг. Была родом из города Пскова, но по происхождению она, вероятнее всего, из Скандинавии, о чём говорит норманнское имя – Хельга.

Отомстив за смерть мужа, Ольга занялась административно-экономической реформой в своем государстве и укреплением княжеской власти. Древлянское восстание 945 г. послужило уроком, который она хорошо усвоила и сделала необходимые выводы. «И пошла Ольга с сыном своим и дружиною по Древлянской земле, устанавливая распорядок даней и налогов». То же самое было сделано и в других землях государства: «Отправилась Ольга к Новгороду и установила по Мете погосты и дани и по Луге - оброки и дани». Погосты - бывшие села-стали административными центрами княжеского управления, местом сбора дани. В течение ряда лет, примерно до 954 г., княгиня Ольга занималась вопросами экономического обустройства своего государства: объезжала владения, расставляя на местах доверенных лиц- «тиунов» (управителей) и всемерно укрепляя великокняжескую власть.

Укрепив власть, Ольга приступила к решению внешнеполитических задач. Стала христианкой (неизвестно, правда, где именно - в Киеве или Константинополе - она приняла крещение). Ольга была хорошо знакома с христианской верой. В Киеве было достаточно христиан из числа варягов и славян, часть дружины ее мужа Игоря тоже являлись христианами. Были в городе и христианские церкви, например церковь св. Ильи, которая считалась соборной, т. е. главной, а значит, можно предположить, что были и другие церкви.

В 955 г. согласно «Повести временных лет», Ольга с большим посольством отправляется в город Константинополь и там принимает христианскую веру. Византийский император, по летописи, был удивлен ее красотой и предложил Ольге стать его женой. Однако она, проявив хитрость и мудрость, попросила императора стать крестным отцом. Он согласился и стал им, а это, по церковным канонам, исключало брак между ними. История крещения княгини Ольги имела важное политическое значение. То, что император был ее крестным отцом, сразу выделило ее из среды других правителей и государей и значительно повысило ее престиж, а также престиж великокняжеской власти в целом в глазах Европы и Азии.

Однако Ольга осталась недовольна приемом, который был оказан ей в Константинополе (посольство долго ждало аудиенции у императора, находясь на кораблях в бухте Золотой Рог, а на церемонии у императора Ольге было предложено занять место в ряду других придворных женщин империи). О ее недовольстве свидетельствует письмо императору, написанное после возвращения в Киев.

Укрепляя дружественные отношения с западными соседями, Ольга в 959 г. направила к германскому королю Оттону I посольство с просьбой прислать в Киев миссию для пропаганды христианской веры. Оттон I, являясь ревностным христианином, отправил группу монахов во главе с Адальбертом. Однако пропаганда новой веры натолкнулась на сопротивление киевлян-язычников и не увенчалась успехом. Адальберт и его спутники были вынуждены бежать из города, при этом некоторые погибли. Немецкий хронист отмечает, что миссия Адальберта провалилась «не по его вине».

Принятие княгиней Ольгой христианства не способствовало распространению веры в государстве. Ее сын Святослав «не думал и не прислушивался к этому... продолжая жить по языческим законам». Он говорил: «Как мне одному принять иную веру? Дружина моя станет надо мной смеяться». До конца жизни Святослав оставался сторонником язычества. А Ольга строила церкви и везде пропагандировала христианство. Умерла она в 969 г. и была похоронена по христианскому обряду.

Князь Святослав правил в 964-972 гг. Однако слово «правил» к нему не имеет прямого отношения, так как он не хотел жить в Киеве и управлять государством, а был князем-воином, князем-язычником. Начиная с 964 г. и до самой смерти, Святослав постоянно находился в походах далеко от Киева, управлением занималась Ольга, а затем Ярополк, его старший сын.

В походах Святослава сопровождала сравнительно небольшая конная дружина воинов-профессионалов из различных племен. Его постоянными союзниками были венгерские конные отряды, так как одной из его жен была дочь венгерского князя Ильдико (Предслава). В летописи так говорится о нем: «...легко ходил в походах, как пардус (гепард), и много воевал. В походах же не возил с собой ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину, и зажарив на углях, так ел. Не имел он и шатра, а спал, подостлав потник, с седлом в головах. Такими же были и все прочие его воины... И посылал в иные земли со словами: "Хочу на вы идти"».

Первый поход на князя Святослава был организован на славянское племя вятичей, проживавшее на Оке. Это племя в X века зависело от Хазарского каганата и платило ему дань. Святослав присоединил вятичей к Киевскому государству, а затем пошёл на Волгу на прикамских и волжских булгар. В ожесточённых сражениях он победил и их.

Следующий удар Святослав нанес по могущественному Хазарскому каганату. Хазары издавна брали дань с южных славянских племен и контролировали волжский торговый путь. Славянские купцы были недовольны огромными пошлинами хазар за проход торговых караванов по Волге в Хазарское (Каспийское) море. Войска князя взяли столицу каганата - город Итиль, а затем крепость Саркел (Белый Город или Белая Вежа) на реке Дон.

Саркел был важным опорным пунктом хазар на караванных путях и не раз отбивал вторжения кочевников-мадьяр. Его возвели византийские строители в IX века по самым современным для того времени технологиям, он считался неприступным. Славяне взяли Саркел, когда он обессилел от голода, жажды и болезней. Падение крепости особо отмечено в «Повести временных лет».

Далее Святослав направился на Северный Кавказ, где нанес поражение племенам ясов и касогов и закончил военные действия у Азовского моря. В Приазовье, по некоторым источникам, им было создано Тмутараканское княжество.

Византийская империя не осталась равнодушной к разгрому Хазарского каганата. Она опасалась, что следующий удар Святослав нанесет по ее владениям в Крыму. В Киев на переговоры с князем был направлен из Крыма патриций Калокир. В исторической науке это посольство известно как миссия Калокира. Цель посольства - направить дружину Святослава (за деньги) против Болгарии. Однако Калокир вел с князем переговоры и о том, чтобы Святослав помог ему после завоевания Болгарии стать византийским императором. Взамен, в случае успеха, обещал отдать князю во владение Болгарию и богатства из казны империи. Святослав принял предложение Калокира, и в 966 г. захватил Болгарию. Он с дружиной обосновался в городе Переяславце на реке Дунай.

В то время из Киева от княгини Ольги пришло известие об осаде города печенегами, и Святослав поспешил на помощь. Он снял осаду и отбросил печенегов. В ответ на упреки матери по поводу его постоянного отсутствия Святослав заявил: «Не нравится мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае - там середина моей земли, туда стекаются все богатства: из Византии - золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и Венгрии - серебро и кони, из Руси - меха, воск, мед и рабы». Вскоре княгиня Ольга умерла, и Святослав оставил в Киеве княжить своего старшего сына Ярополка, в древлянскую землю направил сына Олега, в Новгород по просьбе жителей - Владимира, внебрачного сына от ключницы - рабыни Малуши.

В Болгарии тем временем жители восстали и выгнали воинов Святослава из Переяславца. Вернувшись, князь вновь взял город. Он покорил всю страну, а некоторые князья перешли на его сторону. Укрепившись в Болгарии, Святослав начал завоевание земель Византийской империи. Военные действия шли с переменным успехом. Воспользовавшись сложной ситуацией в империи (мятеж в Малой Азии), он разбил войска Византии и был остановлен только у стен Царьграда. Заключили перемирие, и князь вернулся в Болгарию с богатыми трофеями.

Император Византии Иоанн Цимиехий (Маленький), собрав войска, флот и подавив мятеж, внезапно вторгся в Болгарию. Святослав, видимо, успокоенный перемирием, не охранял балканские перевалы и устье Дуная. Поэтому византийские войска незаметно прошли, напали на славянские отряды и уничтожили их. Под стенами Доростола Святослав с частью дружины потерпел поражение и был осажден византийцами. Князь был вынужден начать переговоры о мире. Ход переговоров Святослава дает византийский историк и хронист Лев Диакон, который был очевидцем этого события. Итогом переговоров было следующее:



  1. Святослав пообещал навсегда уйти из Болгарии, не нападать на византийские владения в Крыму и на Балканах и оказывать Византии необходимую военную помощь;

  2. император Византии обязался выплачивать князю ежегодную дань, дать возможность дружине князя выйти из Доростола, снабдив продовольствием, и беспрепятственно покинуть пределы империи.

Святослав с дружиной отправился домой. В пути разведка сообщила, что у днепровских порогов их ждет засада печенегов. Весной 972 г. на войско напали печенеги. Святослав с дружинниками погибли в бою. Князь печенегов Куря приказал сделать из черепов убитых врагов чаши для пиров.

С 980 по 1015 г. Владимир правил в Киеве. Он попытался сделать языческую веру государственной религией. Начало правления ознаменовано тем, что он «поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Даждьбога, Стрибога, Самаргла и Макоши. И приносили им жертвы, называя богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей...». Мысли о религии очень занимали Владимира. К нему приходили проповедники из разных стран, всех он расспрашивал об их вере.

Князь Владимир ходил против радимичей, ятвягов, вятичей, на Волынь, где выбил поляков из Перемышля и Червена. Здесь он основал город Владимир (современный Владимир-Волынский). Ходил на болгар (неизвестно каких, волжских или дунайских). «Повесть временных лет» и другие летописи рассказывают о борьбе князя Владимира с печенегами, которая шла с переменным успехом. Для защиты южных границ он приказал строить города-заставы по рекам Сула, Стугна, Трубеж, Десна. «Нехорошо, что мало городов около Киева». «И стал набирать мужей лучших от словен, и от кривичей, и от чуди, и от вятичей, и ими населил города, так как была война с печенегами. И воевал с ними, и победил их». Набеги печенегов следовали один за другим. В 993 г. князь Владимир отбил очередное нападение. Но в 996 г. -новое сражение с печенегами. «Владимир с малою дружиною вышел против них и сразился с ними. И не мог он выстоять против них, дружина побежала и едва укрылась от противника (в городе Васильеве). Он был почти настигнут печенегами, но спрятался под мост, под которым и отсиделся, оглушаемый топотом вражеских коней».

Постоянные нападения вынудили земледельцев уйти из опасных южных земель на север, в места, укрытые лесом. Чтобы прекратить набеги печенегов, Владимир построил десятки пограничных крепостей и создал дозорную службу. Немецкий миссионер-архиепископ Бруно, направленный к печенегам для проповеди христианской веры, писал германскому императору Генриху II: «Мы направили путь к жесточайшим из всех язычников, печенегам. Князь руссов, имеющий обширные владения и большие богатства, удерживал меня месяц, стараясь убедить, чтоб я не шел к такому дикому народу... Не могли убедить меня: он пошёл провожать меня до границ, которые он оградил от кочевников самым крупным частоколом (или завалами) на очень большое пространство». Борьбу с печенегами Владимир продолжал до конца дней своих. В 1015 г., когда он тяжело заболел, печенеги в большом количестве вторглись в Киевскую Русь. Владимир послал против них своего сына Бориса. Однако кочевники уклонились от сражения и покинули пределы государства.

Деятельность Владимира Святого положительно оценивают летописи и специалисты-историки. Так, по «Повести временных лет», Владимир имел широкую душу, любил слова книжные и Евангелие. Сам он грамоты не знал.

2. Принятие христианства.

Принять христианство Владимира подтолкнули конкретные политические события. В 987 г. византийский полководец Варда Фока поднял мятеж против императоров Василия и Константина. Императоры обратились за помощью к Владимиру, а тот потребовал отдать ему в жены их сестру Анну. Братья предложили Владимиру креститься до бракосочетания. Он согласился, помог разгромить Варду Фоку, но креститься не стал. Медлили и братья. Тогда Владимир осадил в 989 г. византийский город Корсунь (около города Севастополя). Оттуда он послал представителей к императорам и, помимо воли Анны, те отправили ее к Владимиру. Корсунь был взят. Здесь состоялась свадьба Анны и Владимира. Затем князь с женой и войском вернулся в Киев и принял крещение. По Киеву были посланы глашатаи, которые приказали всем горожанам наутро принять крещение. После этого началось строительство церквей, особенно там, где раньше стояли языческие идолы и святилища. В Киеве была построена церковь св. Василия (в честь Владимира, принявшего христианское имя - Василий).

Однако христианская вера в Киевской Руси утверждалась вплоть до XII в.

Принятие христианства в качестве государственной религии -главная заслуга Владимира. Причины принятия христианства:



  • единому государству должна была соответствовать единая для всей страны религия, а языческие порядки, обычаи и традиции противоречили этому. Без их устранения единое государство не могло существовать и развиваться;

  • языческая вера препятствовала налаживанию международных отношений Киевской Руси, особенно с христианскими странами Европы, которые не хотели заключать политические соглашения и династические браки с язычниками-князьями, а также торговать с ними.


ТЕМА 3: ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ КИЕВСКОЙ РУСИ (XIXII ВВ.)
1. Правление Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха.

С 1019 по 1054 г. правил князь Ярослав Мудрый. Это время политического и культурного расцвета и могущества Киевской Руси.

Во время правления великого киевского князя Ярослава произошли следующие события:


  • Были разбиты печенеги и окончательно отброшены от границ Киевской Руси. В 1036 г. князь Ярослав находился в Новгороде. Воспользовавшись этим, печенеги большими силами стремительно ударили, прорвали южную оборонительную линию и взяли Киев в кольцо осады. Ярослав, собрав войска, спешно прибыл к городу. В ожесточенной битве у стен Киева, которая длилась целый день, печенегам нанесли сокрушительный удар, и они были полностью разгромлены. «Была сеча зла и едва одолел Ярослав к вечеру, побежали печенеги розно, не ведая, куда бегут. И одни потонули в Ситолме, а другие в иных реках и так погибли, а остаток их убежал», - записано в «Повести временных лет». С 1036 г. печенеги перестали быть угрозой для Киевской Руси. Метавшиеся воины бежали к границам Византийской империи, где часть стала наемниками у императоров, а другая часть занялась грабежом границ Византии. В знак решающей победы над печенегами на месте сражения был построен собор Святой Софии.

  • Во время военных походов на племена чуди был построен город Юрьев, названный христианским именем Ярослава, а на земле вятичей основан город Ярославль.

  • В 1043 г. Ярослав совершил поход на Византию, причиной которого явился конфликт между славянскими купцами и жителями Царьграда. Вскоре с Византией было заключено мирное соглашение, скрепленное династическим браком. Его сын Всеволод стал зятем императора Византии Константина IX Мономаха.

  • В годы правления Ярослава был составлен свод гражданских и уголовных законов, получивши название «Русская правда». Это были письменные законы, распространявшиеся на все государство. «Русская правда» узаконила раннефеодальную политическую систему и урегулировала отношения между различными слоями и категориями населения Киевской Руси.

Характерная черта «Русской правды» - почти полное отсутствие смертной казни как наказания, даже за убийства виновных приговаривали к денежным штрафам (вирам). Размер штрафа зависел от тяжести преступления и от личности пострадавшего. «Русская правда» называет убийцу «головником», а убитого -«головой». Были определены штрафы за кражу. «Русская правда» - основной источник, который сообщает о положении отдельных групп зависимого населения: закупов (взявших долг - купу), рядовичей (заключивших договор - ряд - на определенный срок), изгоев (потерявших средства к существованию и вышедших из общины), холопов, т. е. рабов (это пленные, проданные за долги или преступления, женившиеся на холопках), смердов (свободных крестьян, которые имели свое хозяйство и платили князю дань). По гражданским делам «Русская правда» устанавливала суд двенадцати выборных (прообраз суда присяжных). На судах заслушивали показания свидетелей (послухов).

В «Русской правде» существовала статья, которая узаконила кровную месть: «Если убьет муж мужа, то мстить брату брата, или сыну отца, или отцу сына, а если кто не будет мстить, то платить сорок гривен». «Русская правда» является ценным источником по истории Киевской Руси, так как отображает обычаи, нравы, социальное устройство общества XI в.

В 1072 г. сыновья Ярослава - Изяслав, Святослав и Всеволод на княжеском съезде приняли расширенный свод законов, получивший название «Правда Ярославичей», в основу которого легли законы, написанные при Ярославе Мудром.

Великий князь Ярослав, чтобы подчеркнуть свое могущество и авторитет, сам, без согласия патриарха из Царьграда, назначил главой церкви митрополита, славянина Иллариона, который является автором книги «Слово о законе и благодати». До этого митрополитов назначал патриарший синод в Царьграде из числа греков или болгар.

При Ярославе в Киеве, а потом и в других городах и монастырях начинается летописание. В Киеве центром летописания явился Киево-Печерский монастырь, основанный князем Ярославом.

Авторитет и могущество великого киевского князя укрепляли и династические, родственные отношения, установленные с правящими династиями других стран. Так, старшая дочь Ярослава Анастасия была замужем за венгерским королем Андрашем I, который в период «дворцовых переворотов» в Венгрии скрывался вместе с братом Левенте у киевского князя. Анастасия основала два монастыря: в Вышеграде и Пормове. Это были первые каменные здания в Венгрии. Средняя дочь Анна была женой французского короля Генриха I. Этот брак был заключен вследствие издания римским папой буллы, по которой монархам запрещались браки с родственницами до седьмого колена. Младшая дочь Елизавета стала супругой норвежского короля Гарольда Смелого, который основал город Осло (столицу современной Норвегии). Сыновья Ярослава Изяслав и Святослав были женаты на дочерях немецких князей, а Всеволод - на византийской принцессе.

При Ярославе в Киеве начинаются грандиозные строительные работы: «В лето 1037 г. заложил Ярослав большой город, у которого Золотые ворота, заложил и церковь святой Софии, митрополию, а затем церковь святой Богородицы, и монастырь святого Георгия и святой Ирины...»

Христианство и грамотность распространялись по всей стране. «Ярослав собрал многих книгописцев, которые переводили книги с греческого на славянский язык, и написали они много книг, по которым верующие люди учатся и наслаждаются учением...»

Летописи отмечают любовь Ярослава к книгам и учению: книги любил читать сам, читал часто днем и ночью, собрал большую библиотеку. «Он был хромоног, но ум у него был добрый, и на рати был он храбр».

Ещё при жизни Ярослав распорядился великокняжеским наследием. Великим киевским князем должен был стать старший сын – Изяслав, которому должны были подчиняться другие братья. Святослав получал в княжение Чернигов, младший, Всеволод, - Переяславль, Игорь – Владимир-Волынский, Вячеслав – Смоленск.



1113-1132 гг. - это время правления Владимира II Всеволодовича и его сына Мстислава, названного Великим (1125-1132). В исторической литературе Владимир II известен под прозвищем Мономах, которым он обязан своему деду по матери, византийскому императору Константину IX Мономаху.

До того как стать великим князем в Киеве, Владимир II жил и правил в нескольких княжествах: Переяславском, Смоленском, Владимиро-Волынском, Черниговском. Он был очень грамотным политиком и воином, его хвалят летописи. Будучи союзником польского короля Болеслава II, сражался в Чехии и Богемии. Жил в Константинополе, Кракове, Вроцлаве. Знал пять или шесть языков. Был женат на Гите, дочери последнего саксонского короля Гарольда, погибшего в битве при Гастингсе в 1066 г. Любимыми занятиями были чтение и охота. Он много воевал. В конце жизни Владимир говорил, что совершил 83 больших и малых военных похода.



Годы правления были отмечены следующими событиями:

  • Владимир Мономах был инициатором съезда князей в своем городе Любече в 1097 г., на котором планировалось помирить враждовавших между собой князей, создать союз для борьбы с половцами и осудить Олега Святославича за дружбу и сотрудничество с половцами. Однако по этим вопросам договориться не удалось, съезд провозгласил лишь следующее: «...пусть каждый князь владеет своим княжеством и не покушается на другие земли» - «каждый да держит отчину свою».

  • Князь Владимир II успешно сражался с половцами. Для борьбы он объединялся с несколькими князьями и совершал наступательные действия в глубь степей, тем самым, упреждая нападения кочевников. Так, Владимир II в союзе со Святополком, великим киевским князем, и еще пятью князьями весной 1103 г. совершил поход в степь. Нападение на половцев осуществили ранней весной. Поход завершился полной победой княжеских войск. При этом особо отличилась разведка, уничтожившая половецкий дозор. В сражении погибло двадцать ханов, а одного, взятого в плен, Мономах приказал казнить. Летопись сообщает: «...взяли тогда и скот, и овец, и коней, и верблюдов, и вежи с добытком и челядью... И пришла Русь с полоном великим и с победою великою». Впоследствии еще не один раз Владимир Мономах с объединенными войсками других князей успешно отражал набеги половцев. В 1107 г. вторгшиеся половецкие отряды были разбиты объединенными силами. В 1109 г. князья совершили поход в степь, где разгромили половцев и захватили около 1000 шатров. Князь имел большую популярность и авторитет. Именем Владимира Мономаха половецкие матери пугали своих детей.

В 1113 г. в Киеве умер великий князь Святополк Изяславич, правивший 20 лет. Летопись говорит о нём так: «В дни княжения своего Святополк сотворил много насилия… имущество у многих отнял. И были многие рати от половцев, к тому же и усобицы, и был в то время большой голод и великая скудность во всём». Холодное и дождливое лето стало причиной неурожаев и голода в 1100 – 1112 гг. Особенно страдали люди от отсутствия соли, которую добывали в Крыму (путь туда был закрыт половцами) и в Галицком княжестве. Святополк в то время воевал с Галицким князем, поэтому путь туда также был закрыт. Это привело к спекуляции хлебом и солью. Соль смешивали с пеплом и продавали в три раза дороже. В день смерти Святополка (16 апреля 1113г.) вспыхнуло восстание. Горожане и крестьяне окрестных сёл громили дворы ростовщиков, менял, купцов и бояр, которых подозревали в спекуляции. В то время киевские вельможи вспоминали о Владимире II. Они дважды посылали посольство в город Переяславль, прося его: «Приди, князь, в Киев! Если же не пойдёшь, то знай, что великое зло воздвигнется… из-за тебя пойдут на невестку твою и на бояр, и на монастыри, и будешь ответ иметь, если из-за тебя разграбят монастыри!» Только после приглашения во второй раз Владимир Мономах согласился и 20 апреля 1113 г. выехал в Киев: «… сел на столе отца своего и дедов своих, и все люди были рады, и мятеж прекратился».

Истинной причиной прекращения восстания было принятие Владимиром II еще до приезда в Киев новых законов - «Устава» Владимира Мономаха. «Устав» ограничивал проценты («резы») за долги, облегчал положение «закупов», разрешал купцам свободно торговать со всеми княжествами.

В годы правления Владимир II усилил свою власть. Признавая за каждым князем право на владение, он под угрозой лишения этих владений запрещал междоусобные войны и требовал беспрекословного подчинения. Опираясь на свои огромные воинские силы, грозя смертной казнью, добился почти полного прекращения войн между князьями. По отзывам современников, Владимир имел «тяжелую руку», которую некоторые князья прочувствовали на себе.

Владимир II продолжал борьбу с половцами на их территории. Ему удалось вытеснить их к Каспийскому морю и Кавказу, тем самым, ослабив половецкую опасность. Владимир Мономах сумел сплотить вокруг себя других князей и противостоять врагам.

В конце жизни Владимир Мономах написал «Поучение», адресованное сыновьям. Это исторический источник по военной подготовке (мемуарного жанра) и наставление будущим политикам и воинам. В «Поучении» он пишет: «То, что мог бы сделать мой дружинник, я делал всегда сам, и на войне, и на охоте не давал себе отдыха ни ночью, ни днем, невзирая на зной или стужу, Я не полагался на посадников и бирючей, а сам следил за всем порядком в своем хозяйстве». Дает он и практические советы: «И более всего чтите гостя, откуда бы он к вам не пришел, простолюдин ли, зело знатный или посол, если не можете почтить его дарами, то пищей и питьем: ибо они по пути прославят человека по всем землям ли добрым или злым». Еще Владимир II советует не лениться: «...да не застанет вас солнце в постели». Обращаясь к своим сыновьям, говорит: «Дети, ни войны, ни зверя не бойтесь, - делайте дело мужское!»

2. Причины и сущность феодальной раздробленности. Основные центры (Галицко-Волынское, Новгородская республика, Владимиро-Суздальское княжества).

После смерти Владимира II княжил его старший сын Мстислав (1125-1132). Он ходил против эстов (чуди), правил в Новгороде. Во всем продолжал политику своего отца. За время правления ему удалось сохранить Киевское государство единым. Но сразу после его смерти Киевская Русь распалась на ряд обособленных владений, и начался период феодальной раздробленности.

Феодальная раздробленность наступила после смерти великого киевского князя Мстислава в 1132 г. Ранее единое государство распалось примерно на пятнадцать княжеств и владений, которые в последующем разделились на еще более мелкие.

Причины феодальной раздробленности:



  1. развитие крупного княжеского землевладения, ремесел, использование трехполья;

  2. усиление власти местных князей, которые опирались на дружину, и ослабление власти киевского князя;

3) рост и укрепление городов, которые превратились в политические и культурные центры княжеских владений.

Земли великого киевского князя после раздела между сыновьями превратились в «уделы», которые стали самостоятельными княжествами. Период феодальной раздробленности - это закономерный и прогрессивный процесс, так как создание и оформление власти на местах содействовало дальнейшему развитию феодализма, более полному использованию внутренних ресурсов каждого княжества и ресурсов земли для обеспечения независимости и благосостояния, дли дальнейшего развития культуры. Однако утрата государственного единства, ослабление торговых и экономических связей внутри страны, княжеские междоусобицы подрывали силы Киевской Руси, что явилось отрицательным последствием феодальной раздробленности. Этим и воспользовались монголы в XIII в.

Главными центрами, которые оказывали влияние на политическую жизнь соседних княжеств и земель, были Галицко-Волынское, Владимиро-Суздальское княжества и Новгородская республика.

Галицко-Волынское княжество граничило на западе с Венгрией и Польшей, на востоке - с Киевским княжеством и половецкой степью, на севере - с Полоцким княжеством, на юге - с причерноморскими степями. Первоначально существовало несколько мелких княжеств. К середине XII в. перемышльский князь Владимирко объединил их в одно и сделал столицей город Галич. Значительного расцвета княжество достигло при его сыне Ярославе Осмомысле (1153-1187), которого так прозвали за острый ум и знание языков. Он прославился походами против Византии, Венгрии и Польши.

Волынский князь Роман Мстиславович (1170-1205) объединил Галицкое и Волынское княжества в одно - Галицко-Волынское в 1199 г. Известен еще тем, что захватил в 1202 г. Киев и принял титул великого князя; покровительствовал развитию городов, ремесел и торговли; успешно боролся против бояр; проводил активную и успешную внешнюю политику. В 1205 г. он был случайно убит поляками, когда отправился в военный поход в Германию. Его малолетние сыновья Даниил и Василько с матерью бежали от боярского заговора в Венгрию.

Князь Даниил Романович (1221-1264) более тридцати лет вел междоусобные войны с боярской знатью, выступавшей против княжеской власти. В 1239 г. захватил Киев. В 1245 г. под городом Ярославом (Галицкое княжество) разбил объединенные войска венгров, поляков, черниговцев и местных бояр и, таким образом, окончательно утвердил княжескую власть в своих владениях.

Время правления князя Даниила - это время расцвета княжества. Он наладил экономические связи с Византией, Германией, Венгрией, Римом. Покровительствовал архитекторам, художникам, музыкантам. Построил города Львов и Холм. В 1255 г. по предложению римского папы венчался королевской короной и стал «королем Галиции».

В 1261 г. монгольское войско во главе с ханом Бурундаем вторглось на территорию княжества, и укрепления городов были уничтожены.

Особенности Галицко-Волынского княжества:


  1. наличие большого количества городов (в XIII веке их было около 80) и развитого ремесленного производства;

  2. сильная и богатая боярская оппозиция, которая долгое время боролась с властью князей;

  3. существование на территории княжества торгового пути из Балтийского моря в Черное (по Висле, Западному Бугу и Днестру), что способствовало развитию торговли и ремесел;

  4. наличие плодородных почв, благодаря чему рано возникло и начало развиваться пашенное земледелие, отсюда - и боярское крупное землевладение.

Владимиро-Суздальское княжество находилось в междуречье Оки и Волги. В Х1-ХП вв. подъем экономики повлек за собой рост существующих и возникновение новых городов на Волжском торговом пути. Первым князем был сын Владимира Мономаха Юрий Долгорукий (1125-1157), который организовал строительство церквей, монастырей и городов; подчинил Рязань и Муром; захватил Киев в 1155 г. и стал великим киевским князем. Однако через два года он был, видимо, отравлен на пиру киевскими боярами.

Его преемник, сын Андрей Боголюбский (1157-1174) перенес столицу из Ростова Великого в город Владимир-на-Клязьме, а рядом с ним, в селе Боголюбово, построил себе резиденцию. В 1169 г. захватил Киев, разграбил его, но княжить не стал. Потерпел поражение в войне за Новгород. Опираясь на города (ремесленников и купцов), вел ожесточенную борьбу с местными боярами. Был убит в результате боярского заговора в своей резиденции, после чего началась смута, длившаяся два года.

Князь Всеволод Юрьевич (Большое Гнездо) (1176-1212) - получил такое прозвище, потому что имел много детей (только сыновей у него было восемь). Он оказывал влияние на Черниговское и Смоленское княжество, сражался с галицко-волынскими князьями. Он создал сильную княжескую власть, которая имела поддержку городов и дружинников, а также первым из князей стал именоваться великим князем', подчеркивая тем самым свое могущество и авторитет.

Всеволод Юрьевич имел многочисленную, хорошо вооруженную и обученную дружину для борьбы с внутренними и внешними врагами.

Во время его правления во Владимире и других городах княжества велось строительство каменных укреплений, церквей и монастырей.

Всеволод Юрьевич собрал первый в истории Киевской Руси «совет всей земли», на котором присутствовали бояре, священники, купцы, дружинники «и вси люди». На нем наследником Всеволода был провозглашен сын Юрий, которому присягнул совет. После смерти князя между старшим сыном Константином и Юрием началась усобная война, закончившаяся победой Юрия, который стал великим князем во Владимире.



Особенности Владимиро-Суздальского княжества:

  1. являлось одним из основных производителей и поставщиков хлеба в другие княжества и земли, так как имело плодородные почвы и достаточное количество крестьян, которые в массовом порядке переселялись с южных земель, подвергавшихся постоянным половецким набегам;

  2. в XII в. сложилась и окрепла власть великого владимирского князя, которая опиралась и отстаивала интересы горожан и дружинников.

Одной из наиболее развитых в экономическом отношении славянских земель являлась Новгородская. Ее территория простиралась между озерами Ильмень и Чудским, по берегам Волхова, Ловати, Мологи. С XI в. начинается колонизация ушкуйниками Новгорода земель Карелии и Северного Поморья до «моря тьмы». Новгород, впервые упомянутый «Повестью временных лет» в 859 г., с конца X в. стал вторым, после Киева, центром Киевской Руси. Он располагался вблизи выгодного пути «из варяг в греки», соединявшего Балтийское море с Черным через реки, озера и «волоки» (пути, по которым суда волокли из одной реки в другую). Новгород был крупным торговым центром между Западной Европой, славянскими землями и странами Востока. Он являлся одним из крупнейших европейских городов с высокоразвитым ремеслом и широкими торговыми связями.

В 1136 г. восставшие жители изгнали из города князя Всеволода и добились политической независимости от Киева. Новгород стал столицей Новгородской республики – государства, просуществовавшего до 1478 г. Город был разделен сначала на три, а позднее на пять «концов» (улиц), которые соответствовали современным городским районам. Река Волхов делила город на две части: Софийскую, где находился Софийский собор, построенный в XII в. (у стен собора располагалась площадь для вечевых собраний), и Торговую, где был городской рынок и Княжий двор.

Высшая власть принадлежала общегородскому собранию - вече, в котором участвовало все свободное мужское население, кроме холопов, преступников и др. На вече приходили «300 золотых поясов» -представители наиболее знатных боярских родов. Вече как высший орган власти объявляло войну и заключало мир, утверждало законы и заключало соглашения, избирало и изгоняло князей. На вече выбирали руководство города и республики. В него входили:


  • посадник - руководил вече, судом; отвечал за управление городом и республикой, назначал и смещал должностных лиц, контролировал действия приглашенного князя, т. е. говоря современным языком, был главой правительства;

  • тысяцкий - руководил судом по торговым делам, командовал ополчением и выполнял вместе с сотскими административные функции (следил за порядком);

  • епископ (позднее архиепископ) - ведал всеми церковными делами, хранил городскую казну, руководил внешней политикой республики и церковным судом;

  • князь - избирался и изгонялся вече. Его приглашали как военного специалиста с дружиной. С ним заключали соглашение, по которому князь не мог покупать земельные владения в республике, жил в отведенном ему месте и получал плату. Во время войны князь возглавлял войска города и республики.

Республике приходилось отстаивать свои права в борьбе с другими князьями. Так, в 1216 г. на реке Липице произошло сражение между новгородцами, смолянами, псковичами, которых возглавили новгородский князь Мстислав Удалой и владимирский князь Константин, и мощной коалицией владимирских князей Юрия и Ярослава Всеволодовичей. В битве победили новгородцы, однако в сражении погибло более 10 тысяч человек. Цифра по тем временам колоссальная. Это сражение нанесло непоправимый ущерб всем его участникам, что сказалось через двадцать лет, во время монгольского нападения.

Особенности Новгородской республики:

  1. сохранено и утверждено вечевое, республиканское правление в течение нескольких веков. Причиной, вероятно, являлось то, что эти земли издавна населяли несколько народностей (славянских и финно-угорских) со своими традициями и порядками, которые уживались друг с другом и все вопросы решали совместно. Княжеское правление здесь было ненужным, оно просто не прижилось;

  2. Новгородская республика стала могущественной благодаря торговле, и прежде всего со странами Западной Европы и Скандинавии;

  3. Существенным недостатком экономики республики, её «ахиллесовой пятой» являлась постоянная нехватка собственного хлеба, так как обширные земли находились в зоне неблагоприятных климатических условий и были малопригодны для земледелия. Хлеб приходилось закупать в других княжествах, что ставило республику в зависимость, и было причиной ряда военных конфликтов.



следующая страница >>