Образование государства у восточных славян. Источники по ранней истории славян - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Образование государства у восточных славян. Источники по ранней истории славян - страница №1/5

Образование государства у восточных славян.

Источники по ранней истории славян. Основными письменными источниками по ранней истории славян являются произведения византийских писателей VI – VIII вв., арабских писателей VIII – Х вв. и «Повесть временных лет». Вещественные (археологические) источники – поселения, погребения, клады, орудия труда, оружие. Все вещественные источники принадлежат к определённой археологической культуре. Археологическая культура – это совокупность вещественных источников одного времени, найденных на одной территории и имеющих общие черты. Основные признаки археологической культуры – погребальный обряд, формы керамики, жилища.

Происхождение славян. Вопрос о происхождении славян всегда интересовал русских историков. Н. М. Карамзин считал славян коренными жителями Руси. С. М. Соловьёв и В. О. Ключевский предполагали, что славяне пришли на территорию Руси с берегов Дуная примерно в VI в. н.э. Основанием данной гипотезы является «Повесть временных лет». По мнению В. О. Ключевского, славяне по пути с Дуная на Днепр останавливались в Карпатах. Разделение славян на восточных и западных В. О. Ключевский относил к VI – VII вв. С. Ф. Платонов считал родиной славян Карпаты. По его мнению, славяне пришли на территорию Руси в VII в. В. В. Хвойка, В. И. Довженок, Б. А. Рыбаков, и П. Н. Третьяков доказали, что славяне уже во II в. до н.э. жили в Поднепровье. По мнению В. В. Седова, славяне выделились из индоевропейской общности в V в. до н.э. Первой славянской культурой он считает поморско-подклошовую, родиной славян – Польшу. По его мнению, славяне разделились на восточных, западных и южных в VII в. н.э., так как до этого славянский язык оставался единым. Б. А. Рыбаков полагал, что славяне выделились из индоевропейской общности в бронзовом веке, в середине II тысячелетия до н.э. Первой славянской археологической культурой он считал тшинецко-комаровскую, прародиной славян – западные области России, юг Белоруссии, Украину и Польшу. В I тысячелетии до н.э. часть славян вошла в состав общности, представленной лужицкой культурой, часть была завоёвана скифами и известна под именем сколотов, или скифов-пахарей, часть сохранила самостоятельность. Эти славянские племена создали подгорцевско-милоградскую культуру. Е. В. Максимов также относит выделение славян из индоевропейской общности к середине II тысячелетия до н.э. и считает прародиной славян Украину. В настоящее время большинство историков разделяют мнение Б. А. Рыбакова. Разногласия по вопросу о времени выделения славян из индоевропейской общности объясняются различными мнениями об этнической принадлежности тшинецко-комаровской и лужицкой культур, датируемых второй половиной II – началом I тысячелетия до н.э. Одни историки считают лужицкую культуру славянской, другие – общей для славян, германцев, балтов и кельтов.

Общественный строй восточных славян в VIVIII вв. В VI в. вследствие изменения природных условий и социально-экономических процессов в славянском обществе началось расселение славян по Восточноевропейской равнине, на Дунае и на Балканах. В это время славяне поселились в бассейне озера Ильмень, в Среднем Поволжье и в междуречье Днестра и Прута. В VIII в. первые славянские поселения появились на Дону. Общественным строем славян в VI – VIII вв. была военная демократия. В это время выделилась знать, возникло патриархальное рабство, родовая община сменилась соседской, началось формирование союзов племён. Походы в Византию, необходимость обороны от кочевников и формирование союзов племён привели к появлению дружин – объединений профессиональных воинов. Во главе их стояли князья – военные вожди. Они не только командовали славянским войском, но и вели переговоры с Византией и аварами, то есть исполняли дипломатические функции. Походы в Византию позволяли им накапливать значительные материальные ценности. Об этом свидетельствуют многочисленные клады, найденные археологами. Власть князей постепенно становилась наследственной. Однако высшим органом власти было вече. Военнопленных обращали в рабов, но через определённое время они могли выкупиться на свободу. Б. А. Рыбаков назвал этот период «предфеодальным». В VI в. славяне были известны византийским авторам под именем антов. Анты были наиболее могущественными из восточнославянских союзов племён того времени. Формирование антского союза началось во второй половине IV в. Первое упоминание о нём относится к середине 70-х гг. IV в. Оно связано с войной антов с готами – союзом германских племён. Война между славянами и готами была в середине 70-х гг. IV в. В открытом бою славяне победили готов, но готы обманом взяли в плен и убили славянского вождя Божа (Буса). Господство готов продолжалось не более года. В VI в. у антов началось отделение ремесла от земледелия и формирование государства. Центрами формирующегося государства стали города. В них сосредоточилась феодализирующаяся знать – князья и их дружины. Вече также собиралось в городе – центре союза племён. Аналогичные процессы происходили и у дулебов – другого крупного объединения восточнославянских племён. Основным торговым партнёром и в то же время противником антов была Византия. Целями походов на Византию были выгодные условия торговли с ней и заселение её северных окраин. В результате славянской колонизации византийских земель возникли южнославянские государства. Тем не менее славяне были союзниками Византии в борьбе с аварами. В этом заключалась главная причина нашествия авар на антов в 602 г. Авары разрушили племенные объединения антов и дулебов и на несколько веков задержали процесс формирования государства у восточных славян. В 626 г. восточные славяне вместе с аварами участвовали в осаде Константинополя и в связи с этим событием впервые упоминаются в византийской хронике под именем русов. Следовательно, название «Русь» – не скандинавское, а славянское. По мнению Б. А. Рыбакова и В. В. Седова, в VI в. образовался союз русов и северян, впоследствии к нему присоединились поляне. Русь – одно из антских племён. Название «Русская земля» первоначально обозначало союз русов, северян и полян. В VII – VIII вв., после распада племенных объединений антов и дулебов, началось формирование новых союзов племён, упомянутых в «Повести временных лет». Поляне жили в среднем течении Днепра, между Киевом и рекой Рось, северяне жили на левом берегу Днепра, по берегам Десны, Сейма и Сулы, древляне – западнее Днепра, уличи – в низовьях Днепра и Южного Буга, тиверцы – в междуречье Днестра и Прута, волыняне и бужане – в верховьях Западного Буга, хорваты – в Закарпатье, словене – в бассейне озера Ильмень, кривичи – в верховьях Волги, Днепра и Западной Двины, вятичи – на Оке, радимичи – на Соже, дреговичи – между Припятью и Западной Двиной. В VIII в. на основе союзов племён образовались племенные княжества. Для обороны от хазар, печенегов и шведов необходимо было объединение всех восточных славян в одно государство. Социально-экономические предпосылки образования государства на Руси сложились к началу IX в. Экономическими центрами восточнославянских земель стали Новгород и Киев. В первой половине IX в. сложились два восточнославянских государства с центрами в Новгороде и Киеве. По мнению Б. А. Рыбакова и П. П. Толочко, Киевское государство образовалось на рубеже VIII – IX вв. В его состав вошли племенные княжества полян, северян, древлян и дреговичей. Оно называлось Русская земля. Впоследствии это название распространилось на всю территорию восточных славян. Русское государство проводило активную внешнюю политику. В начале IX в. русское войско предприняло поход на Сурож (Судак), в 813 г. – на Эгину. В 839 г. киевский князь отправил посольство в Византию и Германию. В 860 г. русское войско совершило поход на Константинополь. Он был ответом на истязания русских купцов в Византии и нарушение императором ранее заключённого договора. Этот поход связывают с именем киевского князя Аскольда. Следовательно, в первой половине IX в. у восточных славян уже была государственность.

«Норманнский вопрос» в отечественной историографии. Проблема происхождения Руси сложна и многогранна. Самые горячие споры в XVIII – XIX вв. вызывал «норманнский вопрос». Кратко его можно сформулировать так. Кто создал Русское государство: сами славяне или иностранцы? Историки отвечали на этот вопрос по-разному, в зависимости от толкования «Повести временных лет», в частности, легенды о призвании варягов. Основоположниками «норманнской теории» считаются немецкие историки Г.-З. Байер, Г.-Ф. Миллер и А.-Л. Шлёцер. Они утверждали, что Русское государство создано варягами, т.е. скандинавами; по их мнению, до прихода Рюрика славяне были диким народом. Первым из русских ученых с критикой этой теории выступил М. В. Ломоносов. Он доказывал, что русский народ сам создал своё государство, и высказывал предположение, что варяги – не шведы, а славяне, название нашей страны – Русь – не скандинавского, а славянского происхождения. Норманисты утверждали, что это название одного из шведских племён. Это мнение основано на византийских и западноевропейских источниках, в которых все, кто прибыл с берегов Волхова или Днепра, назывались русскими. Очевидно, что этот аргумент не выдерживает критики, так как и сейчас на Западе всех эмигрантов из бывшего СССР называют русскими, хотя в действительности это далеко не так. Однако М. В. Ломоносов не располагал достаточными фактическими данными, поэтому «норманнская теория» продолжала господствовать в русской исторической науке. Н. М. Карамзин не ставил под сомнение летописный рассказ о призвании варягов и считал их скандинавами, по всей вероятности, шведами, т.к., во-первых, Балтийское море на Руси в средние века называлось Варяжским, а в IX в. на нём господствовали датчане, шведы и норвежцы; во-вторых, эпиграфические надписи, найденные в скандинавских странах, свидетельствуют об их давних контактах с Русью. Н. М. Карамзин обратил внимание также на сходство «Русской правды» с германскими, в частности, с норманнскими законами и считал это доказательством достоверности летописного рассказа о призвании варягов. Н. П. Павлов-Сильванский объяснял данное явление не заимствованием или завоеванием, а родством русского обычного права с германским. Однако Н. М. Карамзин отмечал, что славяне добровольно призвали князей, т.е. сознавали необходимость государства, а незадолго до этого изгнали варягов со своей земли, следовательно, в военном отношении были сильнее их или, по меньшей мере, равны им. Уже в VI в. у славян были города, сельское хозяйство не только удовлетворяло внутренние потребности, но и производило товарную продукцию. Славяне торговали не только хлебом, но и полотном, найденные археологами изделия из металла, глины, дерева свидетельствуют о высоком уровне развития ремесла. Следовательно, в IX в. на Руси были все предпосылки образования государства, славяне сознавали необходимость объединения. Русь ни в военном, ни в экономическом отношении не уступала другим странам Европы, в частности, Швеции. Как писал Н. М. Карамзин, Швеция была тогда «разделена на маленькие области». С. М. Соловьёв считал, что славяне стремились к объединению, а Рюрика и его братьев призвали в качестве третейских судей. По мнению С. М. Соловьёва, варяжские князья были призваны не потому, что они в чём-либо превосходили славян, а потому, что не были связаны ни с одним из славянских племён и родов и могли быть посредниками в спорах между ними. Такую же роль могли играть славяне в Швеции, так как и она в то время не была единым государством. Таким образом, русское государство сложилось под воздействием внутренних причин. По мнению В. О. Ключевского, первыми славянскими государствами были городовые области – не племенные, а территориальные образования, так как их населяли представители различных племён. Так, в Новгородской области жили славяне ильменские и кривичи, в Смоленской – кривичи и радимичи, в Черниговской – радимичи, вятичи и северяне, в Киевской – поляне и древляне. Города были торговыми, военными и административными центрами. Главные причины объединения городовых областей – необходимость обороны от внешних врагов и общие экономические интересы. По мнению В. О. Ключевского, шведы появились на Руси в первой половине IX в. в качестве вооружённых купцов, подобных тем, какие были в русских городах. Одни из этих купцов шли в Византию по знаменитому пути «из варяг в греки», другие оставались на Руси и становились военными наёмниками, затем в некоторых областях совершили переворот и захватили власть. В. О. Ключевский считал Рюрика предводителем такого наёмного войска и предполагал, что его пригласили для защиты Новгорода от других шведов. Однако Рюрик захватил власть в городе, через два года новгородцы подняли восстание, но оно было подавлено. Тем не менее Рюрик боялся славян, поэтому жил не в Новгороде, а в Ладоге, ближе к границе. Сама легенда о призвании князей, по мнению В. О. Ключевского, отражает реалии XI – XII вв., а не IX в. Таким образом, Рюрик – не избранный народом правитель, а узурпатор. Славяне сами создали своё государство, а шведы – не цивилизаторы и даже не завоеватели, а всего лишь военные наёмники, захватившие власть путём переворота. Такое объяснение почётно для древних славян и в то же время служит предостережением нам, их потомкам. Следует отметить, что в VI – XI вв. норманны завоевали Англию, а также отдельные области Франции, Германии и Италии, тогда как на Русь они приходили в качестве купцов и наёмников. Это уже свидетельствует о том, что в те времена Русь как по уровню экономического, политического и культурного развития, так и по военной мощи не уступала странам Западной Европы. Б. Д. Греков отмечал, что при заключении договоров с Византией Олег и его дружинники клялись славянскими богами, а не скандинавскими, оружием клялись по славянскому обычаю. В житиях Георгия Амастридского и Стефана Сурожского и в речах константинопольского патриарха Фотия упоминаются походы русичей на Византию в 40-х гг. IX в. и в июне 860 г. В «Повести временных лет» призвание варягов относится к 862 г. Б. А. Рыбаков считал, что формирование Русского государства началось с образования союзов племён. Главными причинами их возникновения были войны с кочевниками, походы в Византию, преобразование родовой общины в соседскую. Высшим органом власти в таком союзе или «племенном княжестве» было вече. По мнению Б. А. Рыбакова, процесс становления государства в основном завершился к началу IX в. Новгород и Старая Руса были основаны киевским князем и служили форпостами Руси на севере для защиты русских земель от шведов. Итак, Русское государство создали восточные славяне. Ни в культурном, ни в экономическом отношении Русь не уступала странам Западной Европы. «Норманнскую теорию» создали немцы, не владевшие русским языком, а потому неспособные правильно понять «Повесть временных лет». Русская историческая наука постепенно освободилась от влияния этой теории. Однако в каждой легенде есть доля истины. В данном случае она заключается в том, что Русь воевала со Швецией уже в IX в. Впоследствии шведы служили киевским князьям и нередко своим поведением вызывали гнев народа. Отношения между Русью и Швецией в киевский период строились по принципу: «Дружба правительств – вражда народов». Какая из этих тенденций возобладает, в то время было неизвестно.

Государственный строй Киевской Руси.

Внутренняя и внешняя политика первых киевских князей. В 879 г. новгородским князем стал Олег. В 882 г. он предпринял поход вниз по Днепру, завоевал Смоленск, Любеч, Киев, в 883 г. покорил древлян, в 884 – 885 гг. освободил северян и радимичей от хазарского ига, подчинил своей власти уличей, тиверцев, дулебов, белых хорватов, то есть объединил большинство восточнославянских племён в единое государство. В 907 г. Олег совершил поход в Византию. В походе участвовали воины из всех русских княжеств, подвластных Олегу. Русское войско подошло к Константинополю. Император вступил в переговоры с русским князем. Договор 907 г. определял правовое положение русских купцов и послов в Византии. Они имели право беспошлинно торговать в Константинополе, получать содержание из императорской казны, были обязаны уведомлять городские власти о своём прибытии и останавливаться в строго определённом месте – возле монастыря святого Мамонта. Император обязывался уплатить русскому князю единовременную дань по 12 гривен каждому воину и городам: Новгороду, Киеву, Чернигову, Переяславлю, Любечу, Ростову, Полоцку. В 912 г. Олег заключил новый договор с Византией, определявший взаимную ответственность за причинение вреда и предусматривавший взаимный отказ от «берегового права». Таким образом, Олег объединил Русь, одержал несколько побед над хазарами и заключил выгодные для Руси договоры с Византией. В 912 г. Олег умер, и на престол вступил Игорь. Он подавил восстание древлян и обложил их повышенной данью. В 920 г. Игорь впервые в русской истории воевал с печенегами, в 941 г. вёл войну с Византией. В решающем сражении русское войско потерпело поражение, так как греки обстреляли русские корабли сосудами с горючим веществом – «греческим огнём». В 943 г. Игорь предпринял новый поход в Византию, но император предложил ему заключить мирный договор. Русско-византийский договор 944 г. в основном совпадал с договором 912 г., но ограничивал права русских купцов, следовательно, был менее выгодным для Руси. В 945 г. Игорь был убит древлянами при попытке собрать с них дополнительную дань. Вдова Игоря Ольга подавила восстание древлян, отомстила им за смерть Игоря, но отменила полюдье, установила нормы дани и места её сбора. Такие места назывались погостами. В 955 г. она приняла христианство, в 957 г. посетила Константинополь, в 959 г. отправила посольство в Германию. По словам Н. М. Карамзина, «великие князья до времён Ольгиных воевали: она правила государством». В начале 60-х гг. X в. сын Игоря и Ольги Святослав стал не только номинальным, но и реальным правителем. В 965 г. он освободил вятичей от хазарского ига и, таким образом, завершил территориальное объединение Руси, взял штурмом хазарскую крепость Саркел (Белую Вежу), победил ясов и касогов и основал Тмутараканское княжество. В 967 г. Святослав по просьбе византийского императора начал войну с Болгарией и покорил её. В отсутствии Святослава печенеги осадили Киев. Святослав вернулся на Русь, разбил печенегов, окончательно разгромил хазар, но после смерти Ольги 11-го июля 969 г. вновь отправился в Болгарию с целью перенести туда столицу Руси. Перед вторым походом на Балканы Святослав разделил всю Русскую землю между своими сыновьями: Ярополка посадил в Киеве, Олега – в древлянской земле, Владимира – в Новгороде. Войско Святослава победило болгар и штурмом взяло Переяславец. В 971 г. византийский император потребовал от Святослава покинуть Болгарию и после его отказа объявил ему войну. В первом сражении дружина Святослава одержала победу и подошла к Константинополю. Греки осадили Переяславец и взяли его штурмом. После ожесточённого боя Святослав отступил к Доростолу. Взять Доростол греки не смогли. После битвы при Доростоле Святослав заключил с византийским императором Иоанном Цимискием мирный договор, по которому обязывался вывести войска из Болгарии и оказывать Византии военную помощь. В 972 г. Святослав погиб в бою с печенегами. Он освободил вятичей от хазарского ига, завершил территориальное объединение Руси и уничтожил Хазарский каганат. Через пять лет после гибели Святослава началась междоусобная война между его сыновьями. Поводом к ней послужил конфликт между Олегом Святославичем и Лютом Свенельдичем на охоте. Олег убил Люта, и Свенельд убедил Ярополка начать войну против брата. Дружина Ярополка одержала победу, войско Олега обратилось в бегство и столкнуло своего князя в глубокий ров. В 980 г. Владимир с помощью шведских наёмников сверг Ярополка и стал великим князем. В 981 г. он одержал победу в первой в истории России войне с Польшей, освободил червенские города и, таким образом, окончательно присоединил земли белых хорватов к Киевской Руси. В 985 г. Владимир совершил поход в Волжскую Болгарию. Он подавил восстания вятичей и радимичей и организовал оборону Руси от печенегов: построил крепости на границе, установил «богатырские заставы». При нём завершилось объединение восточнославянских племён в один народ. В 988 г. Владимир принял христианство и ввёл его в качестве официальной религии. Главной целью этого акта было укрепление власти великого князя. С той же целью Владимир несколько ранее предпринял попытку реформировать язычество: установил единый для всей Руси языческий пантеон и объявил верховным богом Перуна. Но эта реформа не дала желаемого результата. Тогда Владимир решил заменить язычество монотеистической религией. Ислам и иудаизм были неприемлемы для Руси вследствие цивилизационных различий между Русью и Востоком. Из двух христианских конфессий Владимир выбрал православие, так как, во-первых, католическая церковь имела наднациональный центр, папа римский стремился подчинить королей своей власти, а константинопольский патриарх подчинялся византийскому императору и поэтому имел меньшую власть над национальными церквями; во-вторых, Византия, в отличие от Германии, не представляла военную угрозу для Руси. Принятие христианства способствовало укреплению власти великого князя, следовательно, Владимир достиг своей основной цели. Влияние христианства на русскую культуру было двойственным: из Византии заимствовались приёмы каменного строительства, архитектурные формы, виды изобразительного и прикладного искусства, монастыри становились центрами летописания, при них создавались школы и библиотеки; но борьба с язычеством нанесла значительный ущерб русской культуре. В 992 г. Владимир одержал победу во второй войне с Польшей. Таким образом, основными направлениями деятельности первых киевских князей были территориальное объединение Руси, создание системы управления, борьба с кочевниками, походы в Византию с целью заключения выгодных торговых договоров с ней. 15-го июля 1015 г. Владимир умер. В междоусобной войне между его сыновьями, начатой Святополком, победил Ярослав. Святополк убил трёх младших братьев: Бориса, Глеба и Святослава и занял Киев. Ярослав с помощью новгородцев победил его и стал великим князем. Святополка поддержал польский король Болеслав Храбрый. В битве с поляками войско Ярослава потерпело поражение, Болеслав занял Киев и объявил великим князем Святополка. Однако жители Киева вели партизанскую войну против поляков, поэтому Болеслав вынужден был вывести свои войска из города. Ярослав со своей дружиной и новгородским ополчением взял Киев и стал великим князем. При нём, его сыновьях и внуках Киевская Русь достигла расцвета. В 1036 г. Ярослав Мудрый разгромил печенегов. Его младший брат Мстислав победил касогов и нанёс последний, сокрушительный удар хазарам, после чего они больше не упоминались в летописях. По указу Ярослава Мудрого была составлена «Русская правда». Его сыновья Изяслав, Святослав и Всеволод внесли изменения в неё. Первая часть «Русской правды» известна как «Правда Ярослава», вторая – как «Правда Ярославичей», третья – как «Устав Владимира Мономаха». «Правда Ярослава» допускала кровную месть, хотя и ограничивала её кругом ближайших родственников, «Правда Ярославичей» полностью запрещала и заменяла денежной компенсацией – «головщиной». По мнению В. О. Ключевского, «Русская правда» – свод гражданского и уголовного законодательства, предназначенный для церковного суда, так как пространная редакция «Русской правды» встречается только в Кормчих книгах – сводах церковных законов, заимствованных из Византии, краткая редакция – в летописях. Однако составители «Русской правды» не копировали византийские законы. Источниками «Русской правды» В. О. Ключевский считал русское обычное право, законодательные постановления и судебные приговоры князей, церковные законопроекты. Основным видом наказания были денежные штрафы: «вира» за убийство, «продажа» за другие преступления и возмещение ущерба потерпевшему. Имущественные преступления наказывались строже, чем преступления против личности, за исключением убийства. Поэтому В. О. Ключевский назвал «Русскую правду» «законодательством о капитале». Понятия политического или религиозного преступления в «Русской правде» не было. По мнению Н. П. Павлова-Сильванского и Б. Д. Грекова, «Русская правда» регулировала отношения князя с народом не как правителя, а как частного лица. Её главная цель – защита жизни и имущества князя и его дружины. Большинство современных историков считают «Русскую правду» обычным сводом законов, первым памятником русского права. В 1054 г. Ярослав Мудрый умер. В 1068 г. его сыновья Изяслав, Святослав и Всеволод потерпели поражение в бою с половцами на реке Альте. Жители Киева собрались на вече и потребовали оружия для защиты города. Изяслав отказался вооружить горожан. Тогда они свергли его, освободили из заточения полоцкого князя Всеслава Брячиславича и избрали его великим князем. Восстание было подавлено с помощью польских войск. Всеслав бежал в Полоцк, Изяслав вернулся в Киев. В 1073 г. Святослав сверг Изяслава и стал великим князем. В 1076 г., после смерти Святослава, великим князем стал Всеволод, но Изяслав с помощью польских войск вернул себе престол. В 1078 г. он погиб в бою с половцами, которых привёл Олег Святославич. Великим князем стал Всеволод Ярославич. Он правил до 1093 г. После его смерти великим князем стал Святополк Изяславич. С 60-х гг. XI в. до 20-х гг. XIII в. половцы оставались главным врагом Руси. Княжеские междоусобицы ослабляли Русь. Поэтому в 1097 г. по инициативе Владимира Мономаха в Любече был созван княжеский съезд. Князья обязались совместно бороться против половцев и уважать владельческие права друг друга. В 1103, 1109, 1111 и 1116 гг. Владимир Мономах совершил успешные походы против половцев и, таким образом, прекратил их набеги на Русь. Он стал великим князем в 1113 г. в результате восстания в Киеве. Причинами восстания были эксплуатация жителей Киева евреями при попустительстве Святополка и его бояр и несогласие горожан с передачей великокняжеского престола Олегу Святославичу, так как он неоднократно приводил половцев на Русь, используя их в борьбе за власть. После смерти Святополка киевляне разгромили дома евреев-ростовщиков и наиболее могущественных бояр, собрались на вече и пригласили на княжение Владимира Мономаха. Он выслал евреев за рубеж, ограничил ссудный процент, облегчил положение закупов. При нём была издана Пространная редакция «Русской правды» – основной текст с комментариями. Владимир Мономах и его старший сын Мстислав задержали распад Руси на удельные княжества.

Государственный строй Киевской Руси. В отличие от стран Западной Европы, на Руси престол передавался не от отца к старшему сыну, а к старшему в княжеском роду. Вся земля делилась на волости по числу князей, способных к правлению. Более старший князь получал более богатую волость. Князь осуществлял исполнительную, законодательную и судебную власть. Смена князя, как правило, вела к смене всей местной администрации. Каждый князь был временным правителем своей волости, но если он умирал, не успев стать великим князем, его волость закреплялась за его потомками. Такая система передачи власти получила название «лествичного права». Важнейшие вопросы решались на княжеском съезде. Главной военной силой и органом управления была княжеская дружина. В случае войны созывалось народное ополчение. Первые князья: Олег, Игорь, Святослав – были, прежде всего, предводителями дружины, поэтому очень дорожили её мнением. Так, Игорь в 943 г. согласился на мирные переговоры с византийским императором, а в 945 г. предпринял попытку собрать дополнительную дань с древлян именно по настоянию дружины. Святослав отказался принять христианство, потому что опасался осуждения со стороны своей дружины. В XI – XII вв. власть князя укрепилась, тем не менее была ограничена старшей дружиной, из которой, по мнению В. О. Ключевского, впоследствии выросла Боярская дума. Бояре были помощниками князя в его законодательной деятельности. Так, в составлении второй части «Русской правды» – Правды Ярославичей – вместе с Изяславом, Святославом и Всеволодом участвовали их бояре Коснячко, Перенег, Никифор Киянин, Чудин Микула. До 945 г. киевский князь каждый год с ноября по апрель объезжал со своей дружиной всю Русскую землю. Такие поездки с целью сбора дани назывались полюдьем. Дань состояла из мехов, мёда и воска. Обычно полюдье начиналось с древлян, затем князь отправлялся к дреговичам, кривичам и северянам. По пути князь с дружиной останавливался в становище, в котором были тёплые избы, конюшни, склады для собранной дани и запасы продовольствия. Собирала дань местная знать – племенные князья и их бояре. Весной собранную дань вывозили на европейские рынки. Основным торговым партнёром Руси была Византия. Русь торговала также с Польшей, Чехией, Болгарией, Швецией, Германией, Волжской Болгарией. Система государственного управления Киевской Руси в XI – начале XII вв. отражена в «Русской правде». За каждую отрасль управления государством отвечал тот, кто отвечал за данную отрасль в личном хозяйстве князя. Такая система управления называется дворцово-вотчинной. Высшие чиновники назывались княжьими мужами или огнищанами. Их жизнь была защищена двойной вирой. Князь назначал их из числа бояр. Воевода командовал княжеской дружиной. Тысяцкий командовал городским ополчением, осуществлял исполнительную и судебную власть в городе и был ближайшим помощником князя. Сотские и десятские управляли отдельными частями города и подчинялись тысяцкому. Средние чиновники назывались тиунами. Они управляли княжескими имениями, осуществляли судопроизводство и наблюдали за строительством крепостей. Их жизнь также ограждалась двойной вирой. Первым дошедшим до нас памятником русского права является «Русская правда». Однако уже в договорах Олега с Византией содержатся ссылки на русский закон, что свидетельствует о существовании права на Руси. Таким образом, в IX – XII вв. на Руси существовала раннефеодальная монархия. Основные черты раннефеодальной монархии: 1) дворцово-вотчинная система управления, 2) ограничение власти монарха крупными феодалами, 3) вассальные отношения внутри класса феодалов.

следующая страница >>