О. Л. Огородникова - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Прибытие в Ригу. Встреча на вокзале с табличкой «laimture». 1 42.44kb.
- 4 1234.94kb.
О. Л. Огородникова - страница №1/1


О. Л. Огородникова, преподаватель русского языка и литературы Полоцкого колледжа

Мысль семейная в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Женские образы романа «Война и мир»

X класс



Форма: мастерская (по технологии французских мастерских).

Цели урока: 1) раскрыть толстовский идеал семьи (патриархальная семья с её святой заботой старших о младших, с умением каждого в семье больше отдавать, чем брать; с взаимоотношениями, построенными на «добре и правде»; 2) рассмотреть женские образы романа как нравственный стержень семьи; 3) организовать интеллектуально-познавательную деятельность учащихся в процессе работы по теме урока; 4) продолжить работу над развитием навыков аналитического чтения, развивать монологическую речь учащихся; 5) развивать критическое мышление, способствовать творческому саморазвитию личности; 6) формировать устойчивые нравственные и морально-этические нормы взаимоотношений в семье и учить детей следовать им в повседневной жизни.

Оборудование: мультимедиа, отрывки из кинофильма С. Бондарчука «Война и мир».

Ход урока

Индукция (создание эмоционального настроения, наведение на тему).


  • Как вы считаете, что нужно для счастья человеку? (Лев Николаевич Толстой писал: «Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь... с возможностью делать добро людям». Или: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».)

  • Как вы считаете, мог ли писатель, утверждающий, что счастье — это семья, написавший роман «Война и мир», обойти эту тему? (Конечно же, нет.)

  • Какие две основные мысли проходят через весь роман? (Мысль семейная и мысль народная.)

— Темой сегодняшнего разговора будет «мысль семейная».

( Мультимедиа.)

  • Как вы считаете, почему вторая составляющая нашего разговора — «женские образы романа»?

( Мультимедиа.)

(Стоя на народной точке зрения, автор считает нравственным стержнем семьи женщину, мать, а высшей добродетелью женщинысвятой долг материнства.)

  • Вы когда-нибудь задумывались, почему слово «семья» иногда понимается как «семь — Я»? (Семь личностей, объединённых в общность.)

Самоконструкция (индивидуальная работа по осмыслению выдвинутой темы «семья», диалог с самим собой).

  • Разделите страницу тетради на две части и в левую колонку запишите слова, ассоциирующиеся с понятием «семья».

(Каждый зачитывает записанные им слова, дополняет их словами, предложенными остальными участниками мастерской.)

  • Перечитайте записанные слова и подчеркните одно, самое значимое, самое важное. А в правую колонку запишите горькие слова, связанные с семьёй.

Слово «семья» понятно всем, как слова «хлеб», «вода». Оно впитывается нами с первых сознательных мгновений жизни, оно рядом с каждым из нас. Для меня семья — это дом, родители, муж и жена, дети, бабушки и дедушки. Это любовь и заботы, труды и радости, несчастья и печали, привычки и традиции. И наша задача — выяснить, что такое семья для Толстого, каков идеал семьи Толстого.

Социоконструкция (работа в группах).

  • Как отражается мысль семейная в романе Толстого «Война и мир»? (Он изображает семьи Ростовых, Болконских, Курагиных, Безуховых, семьи молодых.)

  • Толстой утверждал, что «люди как реки»: у каждого своё русло, свой исток. Исток этот — родной дом, семья, её традиции, уклад.

Мир семьи — важнейшая составляющая романа. Толстой прослеживает судьбы целых семейств. Его героев связывают родственные, дружеские, любовные отношения; нередко их разделяют взаимная неприязнь, вражда.

Вы, я надеюсь, прочитав страницы романа, побывали в гостях у этих семей. И нам предстоит сегодня разобраться, какая семья для Толстого — идеал, какую семейную жизнь он считает настоящей.



Для этого мы будем работать в группах.



  1. я группа — семья Ростовых;

  2. я группа — семья Курагиных;

  3. я группа — семья Болконских.

Каждая группа получает вопросы, на которые нужно ответить, создавая портрет семьи. Но перед тем как приступить к работе, мы с вами погостим в семье Ростовых, побываем в Лысых Горах у Болконских и заглянем за кулисы семьи Курагиных. А поможет нам в этом режиссёр Сергей Бондарчук. Экранизация романа «Война и мир» получила Большой приз IV Московского международного кинофестиваля в 1965 г., премию Американской академии киноискусства «Оскар» в 1968 г.

Наташу Ростову играет Людмила Савельева, Андрея Болконского — Вячеслав Тихонов, Пьера Безухова — Сергей Бондарчук, княжну Марью — Антонина Шуранова, Элен — Ирина Скобцева.

( Мультимедиа.)

Социализация (представление группой результатов работы, обмен вопросами, работать и отвечать должны все).

Работа 1-й группы.

Семья Ростовых

  1. Какой вариант семейственных, родовых связей приемлем для Толстого?

  2. К какому типу семьи принадлежат Ростовы?

  3. Что значит для них родительский дом? В каких ситуациях мы встречаемся с семейством Ростовых?

  4. Каковы взаимоотношения родителей и детей? Обратите внимание на этику этих взаимоотношений.

  5. Что будет значить семья в жизни Наташи-матери?

(JI. Н. Толстой стоит у истоков народной философии и придерживается народной точки зрения на семьюс её патриархальным укладом, авторитетом родителей, их заботой о детях. Духовную общность всех членов семьи автор обозначает одним словом — Ростовы, а близость матери и дочери подчёркивает одним именемНаталья. Матьсиноним мира семьи у Толстого, тот природный камертон, по которому будут проверять свою жизнь дети Ростовых: Наташа, Николай, Петя. Их объединяет важное качество, заложенное в семье родителями: искренность, естественность, простота. Открытость души, радушиеих главное свойство. Отсюда, из дома, эта способность Ростовых притягивать к себе людей, талант понять чужую душу, умение переживать, сочувствовать. И всё это на грани самоотречения. Ростовы не умеют чувствовать «слегка», «наполовину», они всецело отдаются чувству, завладевшему их душой.)

Толстому важно было через судьбу Наташи Ростовой показать, что все её таланты реализуются в семье. Наташа-мать сумеет воспитать в своих детях и любовь к музыке, и способность к искренней дружбе и любви; она научит детей самому главному в жизни таланту — таланту любить самозабвенно, забывая порой о себе; и воспитание это будет проходить не в форме нотаций, а в форме ежедневного общения детей с очень добрыми, честными, искренними и правдивыми людьми: матерью и отцом. И в этом — настоящее счастье семьи, потому что каждый из нас мечтает о самом добром и самом справедливом человеке рядом с собой. У Пьера эта мечта сбылась...

Как часто употребляет Толстой слова «семья», «семейство» для обозначения дома Ростовых! Каким тёплым светом и уютом веет от этого, привычного и доброго слова! За этим словом — мир, согласие, любовь.

А теперь погостим у Болконских, в Лысых Горах.

Работа 3-й группы.

Семья Болконских

  1. Каковы взаимоотношения между членами семьи Болконских? Составляют ли они «породу», как Ростовы? Что у них общего?

  2. Что скрывается за внешней суровостью старика Болконского?

  3. Укажите наиболее яркие, на ваш взгляд, детали в изображении внутреннего и внешнего облика Болконских.

  4. Как воплотит княжна Марья отцовский идеал семьи?

  5. Чем похожи дом Болконских и дом Ростовых?

(Отличительные черты Болконскихдуховность, ум, независимость, благородство, высокие представления о чести, долге. Старый князь, в прошлом екатерининский вельможа, друг Кутузовагосударственный человек. Он, служа Екатерине, служил России. Не желая приспосабливаться к новому времени, которое требовало не служить, а прислуживаться, он добровольно заточил себя в имении. Однако и опальный, он не переставал интересоваться политикой. Николай Андреевич Болконский неустанно заботится о том, чтобь1 дети развивали свои способности, умели работать и желали учиться. Воспитанием и обучением детей старый князь занимался сам, не доверяя и не перепоручая этого никому. Он не доверяет никому не только воспитание своих детей, но и их судьбы. С каким «внешним спокойствием и внутренней злобой» он даёт согласие на брак Андрея с Наташей. И год для испытания чувств Андрея и Наташиэто тоже попытка максимально оградить от случайностей и бед чувство сына: «Был сын, которого

40
жалко отдавать девчонке». Невозможность разлучиться с княжной Марьей толкает его на отчаянные поступки, злобные, желчные: при женихе скажет дочери: «...уродовать себя нечего — и так дурна». Сватовством Курагиных он был оскорблён «за свою дочь. Оскорбление самое больное, потому что оно относилось не к нему, к дочери, которую он любил больше себя».

Николай Андреевич, гордящийся умом сына и духовным миром дочери, знает, что в их семье между Марьей и Андреем не только полное взаимопонимание, но и искренняя дружба, основанная на единстве взглядов и мыслей. Взаимоотношения в этой семье строятся не на принципе равенства, но они полны заботы и любви, только скрытой. Болконские все очень сдержанны. Это образец подлинной семьи. Им присущи высокая духовность, истинная красота, гордость, жертвенность и уважение чужих чувств.)

— Чем похожи дом Болконских и дом Ростовых? Прежде всего чувством семьи, духовным родством близких людей, патриархальным укладом, гостеприимством. Обе семьи отличаются огромной заботой родителей о детях. Детей Ростовы и Болконский любят больше, чем себя: Ростова-старшая не переносит смерти мужа и младшего Пети; старик Болконский любит детей страстно и трепетно, даже строгость и требовательность его идут только от желания добра детям.

На фоне характеристик Ростовых и Болконских контрастом прозвучат взаимоотношения в семье Курагиных.

Работа 2-й группы.

Семья Курагиных



  1. Какими этическими принципами руководствуются члены семьи Курагиных?

  2. Существуют ли в их системе ценностей такие понятия, как «честь», «благородство», «чистая совесть», «жертвенность»?

  3. Как доказывает Толстой свою мысль «Нет нравственного стержня в родителях — не будет его и в детях»?

(Собственно, Болконские и Ростовыэто больше, чем семьи, это целые жизненные уклады, каждый из которых со своей стороны, овеян своей поэзией.

Простое и такое глубокое для автора «Войны и мира» семейное счастье, то самое, которое знают Ростовы и Болконские, оно им естественно и привычно,это семейное, «мирное» счастье не будет дано семейству Курагиных, где царит атмосфера всеобщего расчёта и бездуховности. Они лишены родовой поэзии. Их семейная близость и связь непоэтичны, хотя, несомненно, есть и инстинктивная взаимоподдержка и солидарность, своего рода круговая порука эгоизма. Такая семейная связь не есть положительная, настоящая семейная связь, это, в сущности, её отрицание.

Делать служебную карьеру, «делать» им выгодное замужество или женитьбутак понимает свой родительский долг князь Василий Курагин. Каковы при этом его дети по существуего мало интересует. Их надо «пристроить». Безнравственность, допускаемая в семье Курагиных, становится нормой их жизни. Об этом говорят поведение Анатоля, отношения Элен с братом, о которых с ужасом вспоминает Пьер, поведение самой Элен. В этом доме нет места искренности и порядочности. Вы заметили, в романе даже нет описания дома Курагиных, потому что семейные узы этих людей выражены слабо, каждый из них живёт обособленно, учитывая прежде всего свои интересы.

О ложной семье Курагиных очень точно сказал Пьер: «О, подлая, бессердечная порода!» )

Разрыв (новое видение, углубление в проблему). Женские образы в романе.



  • На страницах романа перед нами предстала судьба многих семейств. Это Безуховы, Ростовы, Курагины, Болконские и др. Как вы считаете, от кого зависит будущее семьи? (Во многом от женщин. Женщинаэто нравственный стержень семьи.)

  • В каждой из рассмотренных нами семей есть своя девочка, женщина. Кто это? (Ростовы,Наташа Ростова, БолконскиеМарья Болконская, КурагиныЭлен.)

Социоконструкция. Женщинаспасение или гибель семьи.

Работа в группах: дать краткую характеристику героинь романа по плану:

а) портрет;

б) поступки;

в) отношение к семье и детям;

г) отношение автора к героиням;

д) ваше отношение к героиням.

Социализация(представление результатов работы).

1-я группа — Наташа Ростова.

Она не испорчена условностями и предрассудками света и живёт по тем законам, которые диктует ей сердце...



Красота Наташи в её естественности, жизнерадостности, Наташа переполнена жизнью. Её неистребимая жажда жизни влияла на других людей, которые были рядом с ней. Светлый, счастливый мир Наташи помогает Андрею по-новому почувствовать, ощутить жизнь. Его пленила поэтичность, обострённая чувственность, естественность Наташи. Наташа смотрит на мир сияющими глазами, которые полны живых человеческих чувств: страдания,

радости, любви, надежды. Она — живой человек, которому свойственно ошибаться. И причина её ошибок — в неопытности, доверчивости, в жажде жизни и любви. Добрый Пьер принял Наташу ошибающейся, мечущейся, сумел её понять, простить и утешить. Высшее призвание и назначение Наташи — в материнстве. Счастье она нашла в семье. Она — верная жена и любящая мать. Все её душевные силы направлены на то, чтобы служить мужу, семье. А. та семье Ростовых и нельзя иначе.

Глаза — «сияющие, любопытные», «отчаянно оживлённые», «широко раскрытые, добрые», «печально-вопросительные». Какое богатство духовного мира выражено в этих глазах!

И хотя мы не во всём согласны с Толстым в трактовке этого женского образа, который был его идеалом, но с уверенностью можем сказать: многие поколения будут учиться у Наташи Ростовой её умению делать добро, способности жить, любить, чувствовать красоту окружающего мира, быть верной женой, любящей матерью, растить достойных сыновей и дочерей своего отечества.

  1. я группа — Марья Болконская.

Это своеобразная, сильная личность. Её душевная мягкость, внутреннее благородство, глубокие чувства пробудили в Николае Ростове новые, несвойственные ему ранее переживания и настроения. Глаза у неё умные, добрые, блестящие. «Вся та чистая, духовная, внутренняя работа, которою она жила, выступила наружу... её страдания, стремление к добру, покорность, любовь, самопожертвование — всё светилось теперь в этих лучистых глазах, в тонкой улыбке, в каждой черте её лица...»

Неизведанное дотоле счастье любви к мужу и детям делает Марью ещё внимательнее, добрее, нежнее: «никогда, никогда не поверила бы, — прошептала она сама с собой, — что можно быть такой счастливой».

Красота Наташи и Марьи — от душевной переполненности, которую вполне поймут Андрей, Пьер, Николай.

  1. я группа — Элен.

Толстой словно не видит глаз и лица Элен. Бездушная красавица Элен — «красивая статуя с застывшей улыбкой», блестит белизной плеч, глянцем волос и бриллиантами. На прекрасном лице Элен нет выражения чувств. Своеобразная красивая улыбка — маска, скрывающая душевную пустоту, безнравственность великолепной графини. Она — пустоцвет. «Я не дура, чтобы рожать детей».

Браки, построенные по расчёту... Возможна ли в этом случае семья в толстовском понимании этого слова?

(Сбылась мечта Друбецкого, Берга: они женились удачно. В их домах всё так же, как во всех богатых домах. Но чувств нет. Душа молчит.)

Творческая работа. Письменно ответить на вопрос: какая же семья для Толстого идеал, какую семейную жизнь он считает настоящей?

Рефлексия. Толстовский идеал — это патриархальная семья с заботой старших о младших и младших о старших, с умением каждого в семье больше отдавать, чем брать, с взаимопониманием, построенным на добре и правде.

Что нужно для счастья? «Тихая семейная жизнь... с возможностью делать добро людям» (JI. Н. Толстой).

Для юношей: с какой из героинь Толстого, по-вашему, легче всего строить семейную жизнь?

Для девушек: какую из героинь вы выбрали бы для себя в качестве образца для подражания в будущем?

  • В какой семье вы хотели бы жить?

Болконские Ростовы Курагины

(прикрепить цветные карточки).

«От обычного семейного романа роман Толстого отличается тем, что это, так сказать, открытая семья, с отворённой дверью — она готова распространиться, путь в семью — это путь к людям» (Н. Я. Берковский).

  • И своей концовкой «Война и мир» напоминает открытую книгу: последние слова повествования — это мечты ребёнка, планы жизни, которая вся впереди. Судьба героев романа — только звено в бесконечном опыте человечества, всех людей, и прошлых, и будущих, и в их числе того человека, который сегодня, в начале XXI века, спустя 148 лет после того, как она написана, читает «Войну и мир» с надеждой найти в ней ответы на «вечные» вопросы.

И ныне «юноша, стиснув рот, заново определяет: ради чего живёт, ради чего страдает? Что такое любовь? Где обитает совесть? И всё — не в глаз, так в бровь, в самую душу то есть» (А. Яшин).

Итак, каждая семья — это большой сложный мир, в котором свои традиции, отношения и привычки, свой взгляд на воспитание детей. Говорят, что дети — эхо своих родителей. Однако чтобы это эхо звучало не только в силу естественной привязанности, но и главным образом в силу убеждённости, необходимо, чтобы в доме, в семейном кругу укреплялись обычаи, порядки, правила жизни, переступить которые нельзя не из страха перед наказаниями, а из уважения к устоям семьи, её традициям.

Делайте всё, чтобы детство, будущее ваших детей были прекрасными, чтобы семья была крепкой, дружной, семейные традиции хранились и передавались из поколения в поколение. Я желаю счастья в семье, в той, в которой вы живёте сегодня,

которую сами создадите завтра. Пусть под крышей вашего дома всегда царят взаимопомощь и взаимопонимание, пусть жизнь ваша будет богата и духовно, и материально.

И в заключение хотелось бы прочитать прекрасные слова, которые принадлежат народной артистке СССР Ольге Волковой:

«Мы перестали радоваться, но самое страшное — перестали удивляться. Удивляться всему: рождению ребёнка, восходу солнца, приходу весны. Не хами пожилому, накорми его чем-нибудь вкусненьким, даже если у него нет зубов; перед смертью скажи последнее ласковое слово. Отдай своё время и удели внимание ребёнку. Пожалей женщину. А женщина — потерпи немного, если муж достоин этого. Повернись к своим друзьям. Вернитесь к традициям домашних посиделок, хождений друг к другу в гости, совместных праздников. Точка отсчёта в процессе нашего возрождения — это дом, семья. В это я верю».

Домашнее задание. Отечественная война 1812 года. Пересмотреть т. III ч. 1—3, выделить основные события. Задания по группам:



1-я группа — философия истории (причины, объяснение войны) (ч. 1, гл. 1; ч. 3, гл. 1);

2-я группа — настроения во французской армии, на чём они основаны (ч. 1, гл. 1, 2);

3-я группа — настроение русских людей (Смоленск, Москва, Богучарово), на чём оно основано (ч. 2, гл. 4, 14; ч. 3, гл. 5, 7);

4-я группа — Бородинское сражение.