«О чем рассказывают нам гербы и эмблемы» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
«О чем рассказывают нам гербы и эмблемы» - страница №1/1

Тема: «О чем рассказывают нам
гербы и эмблемы»

      Основная задача уроков по данной теме — сформировать у учащихся представление о символическом характере языка герба как отличительного знака, о его составных частях, о символическом значении изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики, о символах и эмблемах в современном обществе.

      Данную тему следует раскрывать с опорой на уже имеющиеся у учащихся знания и представления о социально-знаковой сущности декора (в крестьянском искусстве, в декоративно-прикладном искусстве Древнего Египта, Древнего Китая, Западной Европы эпохи Средневековья и т. д.).

      Первый урок можно выстроить по-разному: начать с более знакомого детям материала — отличительных знаков в современном обществе (таблички-эмблемы школьных кабинетов; эмблемы фирм, магазинов; гербы городов России), а затем обратиться к истории, к истокам развития искусства, а в последствии — науки геральдики. Возможен и обратный ход — от древности к современности.



http://www.prosv.ru/ebooks/goryaeva_prikladnoe_isskustvo/images/20-1.jpg

Формы щитов

      
В ходе беседы учителю необходимо донести до сознания учащихся сущность герба как  отличительного  знака  человека (своеобразного шифра человеческих качеств), города или государства и декоративно-орнаментальную,  условно-символическую  его  суть  (каждая фигура и цвет на гербе наделены особым смыслом) (учебник, с. 124—127).

      Учащиеся знакомятся с рыцарскими гербами, их формой, с почетными геральдическими фигурами разнообразных видов, расположенными на щите герба (т. е. с возможными вариантами деления щита по вертикали, горизонтали; кривыми, волнистыми линиями; сегментами и т. п.). Для успешного выполнения практической работы учащимся необходимо показать разнообразие негеральдических фигур в украшении гербов, имеющих условно-изобразительный характер: естественных (человек, животные, растения, явления природы, планеты, звезды), искусственных, созданных самим человеком (постройки, оружие, корабли, атрибуты охоты и войны, предметы быта, орудия труда), а также фантастических (единорог, дракон, гриф, сказочные птицы), познакомить с символическим значением некоторых из них.

      При знакомстве с классическим решением герба и его основными элементами учитель может показать рыцаря на коне в латах и со щитом, на котором изображен герб. Пятиклассники смогут выявить определенную связь между элементами герба и легко запомнят название каждого из них.

      Учащимся предлагается также рассмотреть гербы средневековых ремесленников, символические образы которых выражают характер трудовой деятельности пекарей, портных, кузнецов и т. д. Эти гербы могут быть интересны учащимся с точки зрения простоты и лаконичности их образного решения.



http://www.prosv.ru/ebooks/goryaeva_prikladnoe_isskustvo/images/20-2.jpg

      На уроках по данной теме учащиеся знакомятся со старинными гербами русских городов, гербами своих республик, в которых нашли отражение их история, экономические особенности, географическое положение. Особое внимание следует обратить на герб столицы России города Москвы с изображением всадника, поражающего змея.

Геральдические фигуры

      В ходе беседы можно задать такие вопросы: кто такой Георгий Победоносец; что выражает этот символ; где вы еще встречались с образом всадника; какую смысловую нагрузку несет цвет; почему в конце XX века москвичи вновь вернулись к образу Георгия как основному символу герба столицы? В чем его актуальность в наше время?

      Активная форма беседы сопровождается содержательной информацией об истории московского герба, об образе всадника — «святого ездца», небесного покровителя Москвы, олицетворяющего победу добра на земле (это символическое изображение обошло многие русские города, прежде чем закрепилось за Москвой). Беседа помогает «прочесть» герб, т. е. понять смысл, который выражает изображение, цвет.

      В процессе  беседы  необходимо подчеркнуть популярность образа Святого Георгия не только на Руси, но и в Западной Европе. Учащимся демонстрируется образ Георгия на древнерусской иконе «Чудо Георгия о Змие» (такие иконы украшали многие храмы России), а также на картинах художников итальянского Возрождения (например, «Святой Георгий» Рафаэля, «Битва святого Георгия с драконом» Паоло Уччелло).  Метод сопоставления  произведений изобразительного и декоративного искусства помогает учащимся почувствовать масштабность, значительность этого образа и вместе с тем еще более высветить лаконичность и декоративность его образного решения в искусстве геральдики.

      В ходе восприятия современной эмблематики (отличительный знак кабинета, лаборатории, фирмы, группы людей, связанных профессиональными интересами) внимание учащихся обращают на передачу ограниченными изобразительными средствами основной идеи, на лаконичность эмблемы как изобразительной формулы, на композиционное решение, ограниченность цветовой гаммы, выразительную условность изобразительной формы.

      Практическое  задание  предполагает вариативность решения темы: на материале западноевропейского Средневековья (эскизы гербов ремесленных цехов, фамильных гербов знатных людей с определенным кругом интересов), а также на материале современности (эмблема класса, школьного кабинета, клуба по интересам, фирмы; герб города; свой собственный герб; герб своей семьи).

http://www.prosv.ru/ebooks/goryaeva_prikladnoe_isskustvo/images/20-3.jpg
 

Негеральдические фигуры: 1 — естественные (человек, животные, растения, явления природы); 2 — искусственные (оружие, постройки, корабли, атрибуты войны и охоты); 3 — фантастические (грифон, дракон, единорог и т. д.)

      Перед выполнением практического задания целесообразно показать учащимся варианты удачного и неудачного решения эмблемы, герба. Это поможет избежать ошибок и одновременно обратит внимание на важные моменты, которые необходимо учесть:

      — при выполнении эскиза эмблемы, герба следует, наметив общую композицию, стремиться к обобщенному, лаконичному характеру изображения, исключая детальные подробности и частные моменты;

      — смысловой центр композиции следует подчеркнуть выразительным рисунком, величиной изображения, цветом;

      — цветовой строй герба обусловлен символическим значением цвета и определяется ограниченной палитрой локальных цветов;

      — продумывая форму щита, его деление, негеральдические фигуры-символы, знаки-щитодержатели, девиз в гербе, необходимо учитывать интересы и увлечения того, для кого создается герб;

      — составляя герб или создавая эмблему, следует учитывать традиционные формы, но одновременно и изобретать свои, смело фантазируя.

      На  первом  уроке  учащиеся продумывают эскиз эмблемы, герба и выполняют композиционный рисунок, предельно упрощая формы.

      На  втором  уроке,  включая в работу цвет, стремятся к ограниченной цветовой согласованности.



      Учащиеся также могут на первом уроке выполнить часть задания в рабочей тетради — придумать и нарисовать герб, включив в него предметы, говорящие о характере, увлечении его владельца (рабочая тетрадь, с. 26).

http://www.prosv.ru/ebooks/goryaeva_prikladnoe_isskustvo/images/20-4.jpg
 

Основные элементы классического герба:
1 — герб Англии XVIII в.; 2 — герб Франции первой четверти XIX в.

      Выполняют второй герб и разгадывают кроссворд по данной теме учащиеся дома (рабочая тетрадь, с. 27).

      В конце занятия необходимо провести анализ творческих работ учеников с точки зрения следующих критериев: декоративность, содержательность, условная выразительность, оригинальность решения творческого задания, а затем отобрать лучшие работы для создания эмблем школьных кабинетов в конкретном материале.