Нравственные истоки победы в Великой Отечественной войне - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«отечественная киноклассика наследникам великой победы» 2 774.62kb.
Долгий путь к победе. Литературно-музыкальная композиция, посвященная... 1 96.89kb.
О подготовке и проведении празднования 68 ой годовщины Победы в Великой... 1 126.67kb.
Юбилейная медаль «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945» 1 21.12kb.
Закон республики таджикистан о статусе юбилейной медали "50 лет Победы... 1 42.42kb.
Викторина по Великой Отечественной войне. Разработана: учителем истории... 1 86.51kb.
"50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." 1 35.87kb.
Вопросы исторической викторины, посвященной 65-й годовщине Победы... 1 18.72kb.
Интегрированный урок в 11 «а» классе, посвященный 65-летию Победы... 1 75.54kb.
День победы митинг около памятника 1 26.58kb.
Дагестанцы в великой отечественной войне 1 69.93kb.
Татьяна Рыбак Личные данные 1 55.02kb.
- 4 1234.94kb.
Нравственные истоки победы в Великой Отечественной войне - страница №1/1

ФИЛИАЛ НИЯУ МИФИ МОПК

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА


ПО ЛИТЕРАТУРЕ

на тему:
Нравственные истоки победы

в Великой Отечественной войне

(по произведению В.Быкова «Сотников»)


Выполнила:

студентка гр. 80-М



Babaskina A.

Преподаватель:



Grishina R. G.

г.о. Электросталь, 2010г.



«Истина заключается в том, что

несмотря на тяжелейшие испытания

мы победили».

А. Б. Чаковский

Шестьдесят пять лет минуло со дня великой Победы нашего народа.


Это была победа побед, самое великое нравственное свершение в истории России. И дело не только в огромном количестве жертв, унесенных без малого за четыре года жестоких боёв, хотя каждая из них - судьба. А из судеб людей, как известно, складывается судьба страны. Самое главное - это ненапрасность гибели каждого нашего человека на этой войне, ибо те, кто дошел до Победы, не забыли о своих погибших товарищах, матерях, отцах. Светлая им память. В то же время - вечное проклятие иудам-перевертышам, спасавшим свою жалкую шкуру ценой предательства, подлости, трусости и бесчестья. Бог им судья. Но суд всевышнего будет справедлив, и подлецы получат по заслугам! И примером для этих слов служат сотни повестей и рассказов, которые донесли до нас великие мудрецы того жестокого времени. Огромную роль в сохранении памяти о Великой Отечественной войне играет литература, одной из важнейших тем которой является тема подвига советского народа в тяжелые военные годы. Писатели, пережившие это страшное время, правдиво сумели показать истоки героизма советских людей, их нравственную силу, идейную убежденность, преданность Родине; донести до современников чувства и мысли героев военного времени.
Среди таких литературных деятелей, был Василь Быков -один из писателей военных лет, произведения которого на всю жизнь останутся в нашей памяти.
Быков сам прошёл через всю войну, был её активным участником. За годы сражений он встречал разных людей ,многие прошли перед ним, не оставив никаких воспоминаний ,а судьбы некоторых глубоко запали в его память. И после войны всё, накопившееся в нём, вылилось в его знаменитые произведения. Тема Великой Отечественной войны занимает важное место в творчестве Василя Быкова. Честь, совесть, достоинство, верность своему долгу — именно эти проблемы затрагиваются писателем. Но все-таки главной темой творчества Быкова остается, безусловно, тема героизма. Причем писателя интересует не столько его внешнее проявление, сколько то, каким путем человек приходит к подвигу, к самопожертвованию, почему, во имя чего совершает героический поступок. В произведениях Быкова мало батальных сцен, эффектных исторических событий, но зато ему удается с потрясающей глубиной передать ощущения рядового солдата на большой войне. На примере самых стратегически незначительных ситуаций автор дает ответы на сложные вопросы войны.
Проблема нравственного выбора героя на войне характерна для всего творчества В.Быкова. Эта проблема ставится практически во всех его повестях: «Альпийская баллада», «Третья ракета», «Обелиск», «Сотников» и других.
В повести Быкова «Сотников» подчеркнута, заострена проблема подлинного и мнимого героизма, которая составляет суть сюжетной коллизии произведения. Писатель дает художественное исследование моральных основ человеческого поведения, заставляет нас подумать над тем, что толкает человека на те или иные поступки.
Василь Быков строит сюжеты только на драматических моментах войны «местного», как говорят, значения с участием простых солдат. Шаг за шагом, анализируя мотивы поведения солдат в экстремальных ситуациях, писатель докапывается до глубин психологических состояний и переживаний своих героев, которые должены немедленно сделать выбор: героическая смерть или позорная жизнь предателя. И к такому приему автор прибегает не случайно, ведь в обычной обстановке не может полностью раскрыться характер человека, что мы и видим в повести «Сотников».
На первых страницах произведения перед нами предстают два бойца одного из партизанских отрядов — Сотников и Рыбак. Они оба молоды ,у них были цели и желания, к которым они стремились, но которым не суждено было исполниться. С одной стороны это разные люди - до войны они шли своими дорогами, которые никогда бы и не пересеклись, если бы не война.
С другой стороны они оба стали заложниками тех обстаятельств, сведших их вместе и показавших истинную суть каждого из них.
Рыбак - смелый, отважный, решительный. Он обладал такими качествами, имея которые, человек отличается уверенностью в себе, стойкостью и умением никогда не отступать назад, ни при каких обстоятельствах, не сдаваться. Но, как выяснилось позднее, на последнем рубеже своей жизни, Рыбаку всего этого стало мало.
Сотников же на вид не был таким смелым, отважным и решительным, но в душе, как оказалось, он был намного сильнее, чище и благороднее Рыбака. Вообще в Сотникове с самого начала чувствовалось что-то особенное, светлое, истинное чего не было у его напарника. Сотников противостоит Рыбаку отчётливо и резко, хотя смысл его присутствия отнюдь не сводится к наглядности противопоставления. Более всего важны уроки его жизни, которые обретают всеобщее значение духовных основ и нравственных норм человеческого бытия.
И вот сейчас эти двоя солдат, которые морозной, ветреной ночью отправляются на задание, и им поручено во что бы то ни стало добыть продовольствие для усталых, измученных товарищей, мы видим, что бойцы в неравном положении: Сотников идет на задание с тяжелой простудой. А на вопрос Рыбака, почему тот не отказался идти, если болен, отвечает: «Потому и не отказался, что другие отказались». Эти слова Сотникова говорят нам о его сильно развитом чувстве долга, сознательности, мужестве, выносливости…
По ходу повествования мы видим, что главных героев преследует одна неудача за другой. Во-первых, оказался сожженным хутор, где они надеялись достать продовольствие. Во-вторых, Сотникова ранили в перестрелке с врагом.
Интересна такая деталь — автор внешнее действие сопровождает действием внутренним. Особенно это заметно в развитии образа Рыбака. Сначала Рыбак немного не доволен Сотниковым, его недомоганием, которое не позволяет им двигаться достаточно быстро. Это легкое недовольство сменяется то жалостью и сочувствием, то невольным раздражением. Но Быков показывает вполне достойное поведение Рыбака, который помогает Сотникову нести оружие, не бросает его одного, когда тот не может идти из-за ранения.
По натуре Рыбак отнюдь не предатель и тем более не замаскированный враг, а нормальный человек со своими достоинствами и недостатками. Рыбак — крепкий и надежный парень, в котором живет чувство братства, товарищества, взаимовыручки. Но таков он в обычной боевой обстановке. Оставшись же наедине с задыхающимся от кашля раненым Сотниковым среди снежных сугробов, без пищи и в постоянной тревоге быть схваченным фашистами, Рыбак срывается. И когда он попадает в плен, в его душе происходит надлом. Он хочет жить. Боец не хочет предавать Родину, пытается найти выход из той ситуации, в которой он оказался. Примечателен его разговор с Сотниковым после допроса:
«Ты послушай, — помолчав, .горячо зашептал Рыбак. — Надо прикинуться смирными. Знаешь, мне предложили в полицию, — как-то сам не желая того, сказал Рыбак. Веки у Сотникова вздрогнули, затаенным тревожным вниманием сверкнули глаза. — Вот как! Ну и что ж - побежишь? - Не побегу, не бойся. Я с ними поторгуюсь. — Смотри, проторгуешься, — язвительно просипел Сотников».
Рыбак соглашается служить полицаем. Он надеется воспользоваться этим, чтобы бежать к своим. Но Сотников не ошибся, предвидя то, что мощная гитлеровская машина уничтожит Рыбака, что хитрость обернется предательством. Рыбак стал на путь предательства только во имя спасения собственной жизни. Жажду продолжения жизни, страстное желание жить почувствовал следователь-предатель и, почти не раздумывая, в упор ошеломил Рыбака: «Сохраним жизнь. Будешь служить великой Германии». Рыбак ещё не согласился идти в полицаи, а его уже избавили от пыток. Рыбак не хотел умирать и кое-что выболтал следователю. Что случилось с Рыбаком? Он не одолел судьбы заплутавшегося на войне человека. Он искренне хотел повеситься. Но обстоятельства помешали, и остался шанс выжить. Но как выжить? Начальник полиции полагал, что "подобрал еще одного предателя". Вряд ли начальник полиции видел, что творится в душе этого человека, запутавшегося, но потрясенного примером Сотникова, который был кристально честным, выполнившим долг человека и гражданина до конца. Начальник увидел будущее Рыбака в служении оккупантам
Финал повести весьма трагичен: бывший партизан по приказу гитлеровцев казнит своего бывшего товарища по отряду. После этого жизнь Рыбака, ранее такая дорогая ему, вдруг теряет свой смысл. Такова «коварная судьба заплутавшегося на войне человека», — пишет автор.
А что же Сотников? У него иной путь. Он выбирает смерть, тем самым пытаясь спасти ни в чем не повинных людей. Героическая смерть ради спасения жизней других людей — вот единственный возможный для него путь. Ведь не зря перед казнью Сотников заметил среди согнанных к этому месту деревенских жителей маленького мальчика в старой отцовской буденовке. Боец улыбнулся ему одними глазами, подумав при этом, что ради таких, как этот малыш, идет на смерть.
В повести Василя Быкова каждый занял в ряду жертв свое место. Все, кроме Рыбака, прошли свой смертный путь до конца, но никому не хотелось умирать. Сотников во время пытки терял сознание, но не выдал своих товарищей.
Полицаи в повести изображены тупыми и жестокими, следователь — хитрым и жестоким.
Сотников примирился со смертью. Он хотел бы умереть в бою, но это стало для него невозможно. Единственное, что ему оставалось, определиться в отношении к людям, оказавшимся рядом. Перед казнью Сотников потребовал следователя и заявил: "Я — партизан, остальные тут ни при чем". Следователь приказал привести Рыбака, и тот согласился поступить в полицию. Рыбак старался убедить себя, что он не предатель, что убежит.
В последние минуты жизни Сотников неожиданно утратил свою уверенность в праве требовать от других того же, чего он требует от себя. Рыбак стал для него не сволочью, а просто старшиной, который как гражданин и человек не добрал чего-то. Сотников не искал сочувствия в толпе, окружавшей место казни. Он не хотел, чтобы о нем плохо думали, и разозлился только на выполнявшего обязанности палача Рыбака. Рыбак извиняется: "Прости, брат". "Иди ты к черту!" — следует ответ.
Но писатель оставил Рыбаку возможность иного пути: продолжение борьбы с врагом.
Произведение проникнуто раздумьями о жизни и смерти, о человеческом долге и гуманизме, которые несовместимы с любым проявлением эгоизма. Углубленный психологический анализ каждого поступка и жеста героев, мимолетной мысли или реплики — одна из самых сильных сторон повести "Сотников".
Папа Римский вручил писателю В.Быкову за повесть "Сотников" специальный приз католической церкви. Этот факт говорит о том, какое общечеловеческое, нравственное начало усматривается в этом произведении. Огромная нравственная сила Сотникова состоит в том, что он сумел принять страдания за свой народ, сумел сохранить веру, не поддаться той низменной мысли, которой поддался Рыбак. "Все равно сейчас смерть не имеет смысла, она ничего не изменит". Это не так — страдания за народ, за веру всегда имеют смысл для человечества.
Подвиг вселяет нравственную силу в других людей, сохраняет в них веру.