«Направления и формы интернационализации деятельности компании Фольксваген Групп в странах брикс» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Информация Расскажите о своей компании (краткая история, направления... 1 32.91kb.
Направления деятельности 1 137.39kb.
Справка о ретроспективно анализе 1 39.18kb.
Стратегия инновационного развития компании «Бэ-Эм-Вэ Групп» в период... 5 677.39kb.
Фольксваген-Гольф 1 46.75kb.
Основные направления деятельности журнала «вестник образования россии»... 1 127.43kb.
Доклад XIV съезда Российского Союза Туриндустрии Итоги и основные... 2 557.79kb.
Краткая информация и обзор стратегии и деятельности компании gbi 1 143.83kb.
Доклад о результатах и основных направлениях деятельности уфмс россии... 17 2563.39kb.
Доклад о результатах и основных направлениях деятельности уфмс россии... 4 1867.34kb.
Методические указания и контрольные задания для студентов заочной... 4 1022.39kb.
ExCit group Компания ExCit group оказывает профессиональные консалтинговые... 1 84.89kb.
- 4 1234.94kb.
«Направления и формы интернационализации деятельности компании Фольксваген Групп - страница №1/3



Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»
Факультет мировой экономики и мировой политики

Кафедра международного бизнеса

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
на тему «Направления и формы интернационализации деятельности компании Фольксваген Групп в странах БРИКС»

студентка группы № 561

Шевелева Мария Владимировна

5 курс МЭиМП


Руководитель ВКР

к.э.н., доцент

Карпова Наталия Станиславовна
Москва, 2013
Содержание
Введение....................................................................................................................................3
1. Основные тенденции развития Фольксваген Группы на современном этапе.......6

1.1 История становления компании............................................................................6

1.2 Развитие Группы за период 2002-2012 ...............................................................11
2. Формы и направления интернационализации Фольксваген Группы...................19

2.1 Понятие интернационализации в современной экономике...............................19

2.2 Основные формы и направления интернационализации...................................22
3. Анализ деятельности Фольсваген Группы в странах БРИКС................................26

3.1 Страны БРИКС: история становления, основные показатели и вызовы за период 2002-2012..........................................................................................................26

3.2 Роль иностранных инвестиций в развитии стран БРИКС..................................31

3.3 Направления и формы интернационализации Фольксваген Группы в странах БРИКС...........................................................................................................................34


Заключение.............................................................................................................................42
Список использованной литературы.................................................................................45
Приложение.............................................................................................................................48

Введение
В современной глобализированной экономике одной из основных тенденций является интернационализация. Данный тренд охватывает всё большее число стран и компаний, в том числе малых и средних. По всему миру наблюдается сильный рост конкуренции, насыщение рынков, поэтому участники рыночных отношений должны искать новые пути поддержания своей конкурентоспособности. Таким способом становится выход на мировой рынок и расширение на нем своего присутствия. Во всех отраслях на сегодняшний день выделяются доминирующие участники. Таковой является Фольксваген Группа (далее Volkswagen Group) в автомобильной индустрии.

В работе было проанализировано то, каким образом Volkswagen Group осуществляет интернационализацию на территории стран БРИКС. Актуальность данной проблемы можно рассмотреть с трех позиций. Во-первых, как уже было сказано тренд интернационализации имеет глобальный охват, большинство крупных субъектов экономики стремятся идти по пути расширения деятельности на мировой арене. Во-вторых, сегодня большое значение имеет влияние деятельности транснациональных корпораций (ТНК) на развивающиеся страны. Выходя на рынок той или иной страны, ТНК прежде всего ищет необходимые ей выгоды, это могут быть снижение издержек производства и сбыта, поиск более дешевых трудовых ресурсов. Однако, присутствие корпорации не имеет одностороннего эффекта, её деятельность так или иначе оказывает влияние на экономику принимающей страны. В терминах глобальной экономики важным является изучение того, как именно проявляется данное воздействие ТНК, чтобы в будущем наулучшим образом учесть возможные негативные и позитивные эффекты подобного взаимодействия. И, в-третьих, актуальным является рассмотрение в работе именно стран БРИКС, так как они представляют группу самых перспективных экономик среди развивающихся государств на сегодняшний день. Их влияние сильно выросло за последнее десятилетие как в экономическом, так и в политическом плане. При этом они являются представителями 40% населения планеты. Их уровень земельных, трудовых и прочих ресурсов очень высок. Некоторые из стран отмечены наличием самых высококвалифицированных кадров. В целом данные экономики идут на пути перехода в индустриальное состояние. БРИКС представляют огромный интерес для крупных компаний, ищущих новые рынки сбыта, стремящихся открыть новые производственные базы. Присутствие на территории данных государств позволяет ТНК как снизить издержки ведения операций, так и сильно повысить ключевые финансовые показатели.

В основу работы были положены труды Е.Ф. Авдокушина, М.В.Жарикова. Объектом исследования стали формы и направления, используемые Volkswagen Group при осуществлении интернационализации на территории стран БРИКС. Предмета исследования можно разбить на три составляющих: 1) деятельность Группы в целом, её развитие и состояние на сегодняшний день; 2) понятие интернационализации и её значени в современной экономике; и 3) непосредственно активность Volkswagen Group в БРИКС, пути интернационализации компании.

Исследование охватывает педиод с 2002 на 2012 год. Такой выбор сделан в первую очередь потому, что наибольший интерес к станам БРИКС начал появлятся именно в это время. Слудующим фактором стало то, что в 2002 году Германия перешла на евро, в соответствии с чем финасовые показатели в годовых отчетах Volkswagen Group стали выражаться в данной валюте, вплоть до 2001 года они были представлены в немецких марках, что усложняет сопоставление данных до 2002 года и после. Также в целом удобно наблюдать тенденции за период в десять лет.

По структуре работа поделена на 3 главы, первые две из них состоят из двух параграфов каждая, а последняя из трех. исследования. В первой главе рассматриваются основные тенденции развития Volkswagen Group на современном этапе. Для того, чтобы лучшим образом оценить прогресс компании, в первом параграфе была оценена история её развития. Во второй главе раскрывается понятие интернационализации и её значение в современной экономике, также описаны основные формы и направления данного понятия. И в последней, третьей главе, была проанализирована деятельность Группы на территории БРИКС, и выявлены конкретные формы, применямые компанией при осуществлении интернационализации в данных государствах.

Теоретической основой стали годовые отчеты Volkswagen Group за весь рассматриваемый период, а также литература, посвященная анализу стран БРИКС. В качетве статистических источников были использованы данные Всемирного Банка, ЮНКТАД и Международного Валютного Фонда. Для проведения исследования был выбран кабинетный метод, подразумевающий использование уже существующих данных.

1. Основные тенденции развития Фольксваген Группы на современном этапе


    1. История становления компании

Свои истоки Volkswagen Group берет в 1904 году, когда в Германии впервые появилась мысль о производстве «народного автомобиля» - недорогого легкового транспортного средства, доступного для массового производства.1 На эту идею инженеров, занятых в автомобильной индустрии, подтолкнула американская модель, а именно разработки Генри Форда, которые отображали данную концепцию. Инженеры уже тогда видели будущее автомобильной промышленности за массовым производством, и в этом они не ошиблись. Однако, в начале ХХ века большинство аспектов затрудняли воплощение данной идеи, а также такой транспорт всё еще оставался дорогостоящим и принадлежащим к классу люкс.

В 1908 году компанией Ford Motors была выпущена первая модель «народного автомобиля», которая в дальнейшем стала прототипом для большинства европейских производителей. Именно тогда возникло понятие «Volkswagen» (в переводе с немецкого «народный автомобиль»). В начале 1930-х под «Volkswagen» еще не подразумевался бренд, это была лишь классификация недорогого автомобиля, которую использовали BMW, Mercedes, Ford, Opel и некоторые другие компании.2 К этому времени немецкие производители изрядно продвинулись в разработке данного концепта: малолитражного и экономичного автомобиля. Такому прогрессу способствовали в частности высокие цены на бензин и налог на транспорт. Таким образом, в это время, в США и Европе главной становится идея трансформации автомобиля из предмета роскоши в предмет повседневной необходимости.

История же самой Volkswagen Group начинается в 1937 году, когда в Берлине основана компания «Gesellschaft zur Vorbereitung des Deutschen Volkswagens mbH»,3 что в переводе означает «Общество с ограниченной ответственностью по подготовке немецкого народного автомобиля». В следующем году компания была переименована в «Volkswagenwerk GmbH» (ООО Volkswagenwerk). Тогда же началось строительство первого завода, рассчитанного на выпуск 500 000 автомобилей.4 Однако дальнейшее развитие компании было осложнено началом Второй Мировой войны, вследствие которой производство на заводе было переформировано под военные нужды. В 1945 году с падением нацистского режима началась новая эра для компании Volkswagen.

В послевоенное время компания стала символом надежности и начала новой эпохи в автомобильной промышленности. Она являлась самым крупным работодателем региона и гарантировала предоставление работы, проживания и пропитания. За счет такого положения Volkswagen попал во внимание британского военного правительства, располагавшегося на территории оккупированной Германии, которое в 1945 году приняло на себя обязанности по руководству компанией. В своих интересах они восстановили мирное производство на заводе. Управление Британии помогло производителю не только избежать провала на рынке и закрытия, но и достичь стремительных темпов развития. Уже к 1946 году был производен 10.000-ый автомобиль, а в начале 1947 была совершена первая сделка по экспорту в количестве 5 автомобилей, более того уровень экспорта был доведен до 4400 единиц на конец данного года. А в 1949 году в целях компенсации недостатка потребительского спроса компания положила начало своей финансовой деятельности, предоставив возможность займа для местных покупателей и дилеров.5 В этом же году Британское военное правительство сложило полномочия по управлению Volkswagenwerk GmbH. В целом период с 1945 по 1949 года, когда Volkswagen управлялся британцами, дал компании много преимуществ: позволил запустить массовое производство автомобилей, основать сервисные услуги, а также дать начало поставкам за рубеж, что соответственно стало отправной точкой к успеху компании на мировой арене. За достаточно краткий срок компания стала производителем практически половины всех автомобилей в Западной Германии.

В 1950 году компания стала ориентироваться на глобальный рынок. Серьезным шагом к расширению массового производства было добавление новых экспортных рынков. Если ранее это были лишь некоторые государства Европы, то теперь сюда входят страны Северной и Южной Америк. В данном году компания экспортировала 1/3 своей продукции 18ти странам мира.6 Особенно следует отметить тот факт, что уже на ранней стадии Volkswagen отдал приоритет потенциально важному рынку Южной Америки, дав старт поставкам в Бразилию. Регион стал тогда вторым по важности рынком сбыта для производителя. Не менее важным этапом в истории компании стал запуск производства в Бразилии, ЮАР и Австралии в середине 1950х годов, что означало выход на принципиально новый уровень развития.7

Невероятный успех как на внутреннем, так и на внешнем рынке компании принесла модель «Жук» (Volkswagen Beetle), которая стала воплощением той самой идеи «народного автомобиля», экономичного и надежного. Кроме того «Жук» удовлетворял нужды покупателей из развивающихся стран благодаря его эффективному потреблению топлива и дизайну, идеально подходившего для регионов со слаборазвитой дорожной системой. В середине 1950-х годов его рыночная доля в Германии составляла 40%, иными словами каждый третий автомобиль в стране. В целом к 1960-му году почти каждый второй автомобиль в Германии был марки Volkswagen. Всего в период с 1945 по 1961 года было выпущено 5.000.000 автомобилей марки «Жук», что стало абсолютным рекордом в автомобильной индустрии для такого срока. Эра «Жука» закончилась в 1978 году.8

Однако в середине 1960-х годов компания столкнулась с рядом трудностей, хотя и являлась на тот момент самым крупным экспортером мировой автомобильной индустрии. Во-первых, дальнейшему развитию на мировом рынке мешали протекционистские политики ряда стран. Во-вторых, и что более важно, сильно возросла конкуренция со стороны многих производителей, которые смогли довести качество своей продукции практически до уровня Volkswagen. Проблемы возникли и на внутреннем рынке ввиду того, что американские производители вышли на него со своим не менее привлекательным для немецкого потребителя товаром. Однако, такая ситуация, когда главное конкурентное преимущество – массовое производство одной модели – могло превратиться в недостаток, дала толчок к новому витку в истории компании. Именно в это время начинается формирование концерна Volkswagen Group. Первым шагом стало приобретение в 1965 году компании «Auto Union GmbH», бывшей до этого дочерним предприятием Daimler-Benz, и запуск производства автомобилей марки Audi.9 Таким образом компания вышла на путь расширения продуктового ряда и завоевания новых сегментов автомобильного рынка.

Со следующим вызовом мировой автомобильной индустрии компания столкнулась в конце ХХ века, когда большое влияние оказал ряд негативных тенденций: увеличение цен на энергетику, сильный рост конкуренции со стороны американских и японских производителей, возникновение экологических стандартов для данного сектора, - это потребовало поиска новых путей, а именно путей использования возможностей интернациональной кооперации для усиления позиций Группы. Тогда компания приняла следующее решение, которое как и многие другие оказалось продуманным и дальновидным: выход в перспективный и динамично развивающийся Азиатско-Тихоокеанский регион. С 1980х годов компания начинает создавать совместные предприятия с автомобильными производителями Китая.10 Рынок сбыта страны станет в будущем самым крупным для Группы.

Одновременно с этим Группа продолжила расширяться, приобретя в 1986 году испанскую автомобильную компанию SEAT, которая стала третьим независимым брендом концерна. Следующей компанией, в покупке которой Группа увидела большие возможности, стала чешская Skoda, имевшая на тот момент хорошую репутацию и пополнившая продуктовый портфель фирмы в 1991 году. С целью расширения предложения до автомобилей топ-класса в 1998 году Volkswagen Group присоединила три легендарных бренда: Bentley, Lamborghini и Bugatti. Кроме того в 1994 году была окончательно сформирована независимая финансовая группа – Volkswagen Financial Services AG (ОАО Финансовые Услуги Фольксваген). Также важным событием стала трансформация коммерческих автомобилей, производимых компанией Volkswagen, в полноценный бренд – Volkswagen Commercial Vehicles (Коммерческие Автомобили Фольксваген) в 1995 году.11 Следующий шаг к достижению присутствия на всех возможных сегментах рынка был совершен только через 10 лет. В 2008 году шведский производитель тяжелых грузовиков, автобусов и двигателей для кораблей Scania, который был эксклюзивным партнером Volkswagen в Швеции еще с 1948 года, интегрирован в Группу в качестве 9го бренда. Сразу после этого, в 2009 году был сделан важный шаг на пути включения в состав концерна 10го бренда, Porsche: было куплено 49,9% акций компании.12 Всего через три года осуществилась цель Группы по окончательному приобретению Porsche. Наряду с этим в 2011 году в состав Volkswagen Group вошел еще один крупный производитель грузовых автомобилей и автобусов, MAN, который таким образом дополнил альянс компании по производству коммерческих и грузовых транспортных средств.13 Однако, на этом концерн не завершил расширение своего продуктового портфеля. В 2012 году Группа вышла в совершенно новый для нее сегмент мотоциклов, включив в свой состав 12ый бренд, компанию Ducati.14

История становления Volkswagen Group больше, чем просто впечатляющая. Это история создания концерна, которая началась с идеи: идеи «народного автомобиля», доступного для потребителей среднего класса, удобного для массового производства. Этой мыслью были вдохновлены инженеры многих компаний, даже таких, как Mercedes и BMW, которые тем не менее сегодня производят в основном автомобили премиум и люкс класса. И из всех только Volkswagen прошел путь к воплощению данного концепта и развился до мульти-брендового автомобильного альянса, занимающего лидирующее положение в мире. Установив свое производство в таких регионах, как Азиатско-Тихоокеанский, Центральная и Восточная Европа, Южная Америка и Южная Африка, Группа не только вышла на потенциально прибыльные рынки, но и получила возможность сократить свои затраты на содержание производственных единиц и на выпуск автомобилей. В целом производительность и выручка компании росли непрерывно, лишь иногда колебания мировой экономики давали о себе знать, хотя Volkswagen всегда очень быстро выходил из кризисных положений.
1.2. Развитие Группы за период 2002-2012
Во введение был обоснован выбор временного промежутка 2002-2012. Поэтому в данном параграфе будет рассмотрен прогресс компании именно в это десятилетие.

К началу XI века компания стала самым крупным производителем Европы и достигла 12%ой доли на мировом автомобильном рынке. Группа располагала 42мя заводами по всему миру, а её производственные мощности позволяли выпускать 20.000 автомобилей в день.15 Всего в продуктовом ряду насчитывалось 50 различных моделей, представленных на тот момент 9ю брендами. (С тех пор многое изменилось, концерну удалось продвинуться гораздо дальше)

Volkswagen Group сегодня – это лидер среди производителей автомобильной индустрии, что могут с легкостью подтвердить основные финансовые показатели за 2012 год, которые побили предыдущие собственные рекорды компании за всё время её существования. Продажи компании по всему миру составили 9,344 миллиона единиц. Выручка при этом выросла до 192,6 миллиардов евро (+20,9% к 2011 году). Чистая прибыль составила 21,88 миллиардов евро (+38,5% к 2011 году), кроме того это означает, что данный показатель вырос в 8,5 раз за 10 лет, то есть с 2002 года, когда она равнялась 2,59 миллиардам евро. В 2012 году доля компании на мировом рынке легковых автомобилей составила 12,8%, а в Западной Европе Группа вновь подтвердила свое лидерство, обладая долью в 24,4%.16

Одним из основных конкурентных преимуществ Volkswagen Group – ее дифференцированный продуктовый портфель, в который входят 12 брендов, представляющие в общей сложности 280 моделей, из 7 стран Европы, которые не смотря на свою принадлежность к единой компании не теряют уникальности и действуют на рынке независимо: 1) Volkswagen Passenger Cars; 2) Audi; 3) SEAT; 4) Skoda; 5) Bentley; 6) Bugatti; 7) Lamborghini; 8) Porsche; 9) Ducati; 10) Volkswagen Commercial Vehicles; 11) Scania; 12) MAN.17 Располагая таким спектром продукции: от мотоциклов до малолитражных автомобилей и до автомобилей спорт, премиум и люкс класса, а также от легких коммерческих транспортных средств до грузовых и автобусов, - Группа способна покрыть практически все сегменты рынка.

Производственные мощности Группы также очень высоки, она располагает 100 заводов в 19 странах Европы, а также 8ми странах Северной и Южной Америк, Азии и Африки. А реализация продукции компания осуществляет в 153 странах. Volkswagen Group обеспечивает занятостью более 550 000 людей по всему миру, которыми ежедневно производится около 37.500 единиц транспортных средств.18

Если говорить о структуре Группы, то стоит начать с того, что головной компанией является Volkswagen AG (ОАО Фольксваген), которая состоит из Volkswagen Passenger Cars и Volkswagen Commercial Vehicles и является материнской для всех остальных брендов. Главными управляющими органами являются Совет Директоров Volkswagen AG и Наблюдательный Совет Volkswagen AG. Каждый из брендов также обладает своим Советом Директоров, что означает самостоятельное управление, но тем не менее кроме индивидуальных интересов главенствующие органы должны следить за соблюдением общих интересов концерна. Сама Группа делится прежде всего на два подразделения: Автомобильное и Финансовых услуг. Автомобильное подразделение в свою очередь представлено «легковыми автомобилями и легким коммерческим автотранспортом», «грузовыми автомобилями и автобусами» и отвечает за разработку, производство и реализацию всего продуктового ряда. Финансовое подразделение занимается предоставлением финансирования, лизинга, банковских услуг и страхования для покупателей и дилеров по всему миру.

Индекс транснационализации концерна в 2011 году составил 61,8%,19 что согласно определению вычисляется как среднее трех составляющих: отношения 1) количества иностранных активов к общему числу активов, 2) продаж на зарубежных рынках к общим продажам и 3) числа зарубежных занятых к общей численности сотрудников, - и таким образом отображает насколько в деятельности компании велика транснациональная составляющая.

Как было сказано ранее, компания является лидером среди производителей в автомобильной промышленности. Данный факт можно аргументировать также данными таблиц №1, 2 и 3 из приложения. Таблицы № 1 и 2 основаны на данных ЮНКТАД о 100 крупнейших нефинансовых ТНК за 2011 год. По уровню иностранных активов Volkswagen Group занимает 16-е место в общем рейтинге. Однако, интерес предоставляет автомобильная промышленность, и здесь компания на 2-м месте в ведущей 10-ке. Среди всех указанных компаний Группа является самым крупным работодателем (таблица №2).



Вероятно, куда более значимым показателем, позволяющим оценить размах деятельности компании, является рейтинг ведущей десятки производителей за 2011 год, отображенный в таблице №3 приложения. Здесь Группа также на втором месте, однако состав участников несколько иной. Хотя позиции компании на мировой арене достаточно прочны, ей еще есть куда расти. Одна из основных целей Группы – занять позицию абсолютного лидера индустрии. Для того чтобы понять, какого прогресса достигла Группа за 10 лет стоит проанализировать ряд ключевых показателей таких, как уровни продаж, выручки, чистой прибыли, численности рабочей силы и некоторых других.

На основе данных годовых отчетов компании были построены диаграммы, позволившие проанализировать данные по продажам компании. Для начала обратимся к общему уровню поставок концерна за период 2002-2012, отображенному на графике №1 приложения. Здесь наглядно видно, что за 10 лет Группе удалось достичь сильного роста данного показателя, практически в два раза с 2002 на 2012 год. Прирост за весь период, за исключением 2002 года, был положительным, данный тренд можно проследить на графике №2. Конечно, мировой финансовый кризис не обошел стороной концерн. Однако, не смотря на осложнившеюся рыночную ситуацию, компании удалось избежать отрицательного прироста продаж как в 2008, так и в 2009 году. Послекризисный 2010 год стал рекордным для периода, уровень и прирост продаж превысили показатели докризисного, 2007 года. Таким образом концерн показал способность противостоять даже таким сильным экономическим потрясениям, как мировой финансовый кризис. Если сравнивать продажи компании с продажами автомобильной индустрии в целом, продемонстрированным на графике №3 приложения, то можно заметить, что индустрия развивалась не столь плавно и равномерно, как сама Группа. График №4 «Прирост мировых автомобильных продаж 2002-2012, %» показывает, что промышленность достаточно сильно подверглась воздействию кризиса: продажи упали в 2008 году и продолжили снижаться в 2009-м. Тем не менее в 2010-м году последовало восстановление, однако при сравнении графиков №2 и №4 видно, что индустрия в целом не росла также бурно в 2010-2012 годах, как Группа. Такую же параллель можно провести и с показателями производства. Результаты сравнения представлены на графиках №5 и №6. Так же как и продажи, производство компании отмечено более равномерным трендом в изменении показателей от года к году. В отличие от поставок, на производстве концерна кризис сказался сильнее, приведя к падению в 2009 году. Впрочем Volkswagen Group демонстрирует хорошее и устойчивое положение на фоне автомобильной промышленности в целом. Говоря о производстве, стоит также проанализировать такой показатель, как средний уровень производства в день, чьи абсолютные данные и показатели прироста отображены на графиках №7 и №8 соответственно. Развитие данного параметра в общем не отличается от общего уровня производства: продемонстрирован сильный рост за период (в 1,75 раз с начала на конец периода), исключением оказался кризисный 2009 год, за которым последовал стремительный рост. Интерес также представляет то, как изменялся процент производимых автомобилей на территории Германии. На графике №9 видно, что до 2005 года данный показатель рос, но после пошел на спал и в результате общее снижение за период составило 10 процентных пунктов. Первую тенденцию можно объяснить преобладанием заводом компании именно в Германии, а вторую ростом в 2006 и 2007 году числа заводов за её пределами, в частности строительство первых заводов в России и Индии, также строительство новых производственных точек в Китае. Кроме того можно проследить как менялось процентное соотношение продаж на территории Германии и вне её. При сравнении графиков №10, 11 видно, что соотношение изменилось в пользу продаж за пределами Германии. Такого изменения компания добилась в основном за счет роста поставок в регионы Азии, Южной Америки и стран Центральной и Восточной Европы.

Успех компании на мировой арене можно подтвердить еще и таким показателем, как доля на мировом рынке, его изменение показано на графике №12. Такие изменения показателей внутри периода объясняются тем, что вначале века сильно росла конкуренция со стороны производителей США, Японии и Китая, борьба за власть на рынке увеличивалась, но Группе удалось не только вернуться на уровень 2002 года, но и улучшить показатель, доведя свою долю на рынке до рекордных 12,8%.20

Несомненно не менее важными в анализе деятельности компании являются данные по выручке и чистой прибыли. Выручка отображает совокупный уровень денежных средств, полученных от всех операций предприятия. Данный показатель вырос более, чем в 2 раза за оцениваемый промежуток времени. Изменения выручки Группы можно видеть на графике №13 (абсолютные показатели) и графике №15 (процентные изменения в течение оцениваемого периода). Не смотря на то, что продажи компании не были отмечены отрицательным ростом в годы финансового кризиса, о выручке такого сказать нельзя: в 2009 году она ощутимо упала. Но как было ранее отмечено, компании удалось уже к 2010 году не только восстановиться, но и побить показатели предыдущих лет, и сохранить столь впечатляющий тренд в росте до конца периода: в среднем с 2010 по 2012 год выручка концерна увеличивалась на 22,4%.

Кроме этого сменилось процентное разделение выручки по ключевым регионам Группы, что отображено на графиках №17 и 18. На круговых диаграммах видно, что хотя ключевым регионом и осталась Европа, её доля в общих доходах фирмы значительно снизилась. Также уменьшилась и доля Северной Америки, а такие перспективные регионы, как Азиатско-Тихоокеанский и Южная Америка, наоборот, стали более весомы.

Однако, куда более важным при оценке рентабельности компании является показатель чистой прибыли, так как она отображает ту часть дохода, которая остается у фирмы после уплаты налоговых и прочих сборов, а также различных других обязательств. Именно чистую прибыль компания может использовать для дальнейшего реинвестирования в свое развитие. Изменения чистого дохода показаны на графиках №14 и №16. Если в отношении выручки достижения Volkswagen Group впечатляющие, то касаемо чистой прибыли они феноменальны: показатель вырос почти в 9 раз за период. При этом мировой финансовый кризис привел к тому, что в 2009 году она упала практически в 3 раза по сравнению с началом периода, но в 2010 году рост составил 693,2%,21 или 8-ми кратное увеличение, что является безусловным рекордом для компании, в добавок к этому в последующих годах рост сохранился. Такой пример выхода из кризиса может составить конкуренцию многим другим крупным предприятиям.

Рекордные показатели доходов Группы позволяют ей войти в 10ку крупнейших компаний по рейтингу журнала Forbes за 2011 год как по уровню выручки, так и чистой прибыли. В таблице №4 показаны компании, среди которых Volkswagen Group занимает 7 место по уровню выручки в 2011 году. Примечательно то, что практически все компании из десяти заняты в нефтяной промышленности, кроме Wal-Mart Stores и одного из главных конкурентов Группы, Toyota Motor. В таблице №5, соответственно, отображен рейтинг по уровню чистой прибыли. Заметим, что состав участников несколько иной, и в добавок здесь уже нет прочих компаний автомобильной промышленности. Кроме всего прочего в обоих рейтингах Группа – единственный представитель Германии.

Среди прочих приоритетов компании стоит поддержание статуса одного из лучших работодателей индустрии. Сегодня Группа обеспечивает работой почти 550.000 человек по всему миру.22 Развитие показателя отображено на графике №19. В целом численность сотрудников за рассматриваемый период выросла. Но также можно отметить и другую тенденцию: снижения процента занятых в Германии, что можно проследить по графику №20. Такое изменение соотношения было достигнуто за счет расширения деятельности компании на наиболее важных для нее рынках Азии, Южной Америки и стран ЦВЕ, и соответственно обеспечения на них новых рабочих мест.

Если подвести черту к анализу всех выше перечисленных показателей, то очевидно, что прогресс компании за 10 лет был очень сильным. Кроме того развитие Группы выделяется на общем фоне автомобильной индустрии. На рассмотренный период приходится мировой экономический и финансовый кризис – событие, которое затронуло практически весь мир. Компании удалось не только продемонстрировать невероятную устойчивость к сильным потрясениям такого характера, но и выйти окрепшей уже к 2010 году, усилив свои позиции в отрасли. Безусловно такому успеху во многом способствовала мульти-брендовая стратегия концерна – одно из главных конкурентных преимуществ, позволяющее покрывать практически все сегменты рынка и удовлетворять потребности покупателей из как из разных слоев общества, так и в общем из разных стран и регионов. В настоящее время Volkswagen Group присутствует на всех ключевых автомобильных рынках мира, к ним относятся Западная Европа, Китай, Бразилия, США, Россия и Мексика.



2. Формы и направления интернационализации Фольксваген Группы
2.1. Понятие интернационализации в современной экономике
Основным трендом современной экономики является глобализация, которая охватывает практически все страны мира, даже с переходной экономикой. Рост взаимосвязанности государств привел к тому, что международное разделение труда, основанное на фокусе государств на их сравнительных преимуществах, перестало играть ключевую роль, так как теперь доступ к природным ресурсам и капиталу есть почти у всех стран. Однако, выросла зависимость от международного разделения труда в отношении человеческого капитала, а также предпринимательских способностей, знаний и технологий. Ключевую роль в осуществлении обмена вышеперечисленными ресурсами играют транснациональные корпорации (ТНК), являющиеся наряду с национальными хозяйствами главными субъектами экономики. Их влияние сегодня может быть сопоставимо с некоторыми государствами.

По мере того, как глобализация мировой экономики усиливалась, больше значения стали придавать и понятию интернационализации – процессу усиления участия страны в мировом хозяйстве.23 Если упрощенно обрисовать схему интернационализации то это взаимодействие «home country – host country», иными словами «экспортирующая, инвестирующая сторона – импортирующая, принимающая сторона». В нашем случае уместно говорить об интернационализации бизнеса, означающей выход компании на международный рынок и дальнейшее усиление её активности на нем. Далее речь будет идти только об интернационализации ТНК, поскольку это напрямую связано с работой.

Главными мотивами интернационализации выступают следующие факторы: стремление к расширению сбыта, необходимость приобретения ресурсов (например, недорогой и/или высококвалифицированной рабочей силы, а также уникальных технологий), диверсификация рынков потребления и сбыта, перераспределение сбыта, использование сравнительных преимуществ новых рынков, более выгодное экономическое положение страны-импортера, низкий уровень конкуренции, насыщенность национального рынка и ряд других.

Для фирмы, намеренной оставаться в своей сфере занятости, удерживать и укреплять при этом свои позиции, необходимо иметь конкурентные преимущества над её соперниками. Сегодня международная экспансия – один из наилучших способов поддержания конкурентоспособности, поскольку компания может извлечь большое количество выгод, особенно если речь идет о выходе предприятия индустриальной страны на рынок развивающейся.

При экспансии деятельности на мировом уровне компания должна учитывать ряд важных аспектов, как традиционно экономических и политических, так и культурных и социальных. В ряду функциональных элементов, необходимых для успешного расширении деятельности, стоят высокий инновационный потенциал, постоянное проведение НИОКР, маркетинговая стратегия, ценовая политика, качество продукции и принятие во внимание всех возможных рисков (экономических, политических, страновых, технологических, экологических и прочих). Кроме того, все перечисленные обстоятельства должны быть адаптированы для каждой конкретной страны. Так, скажем, при выходе на рынок индустриальных стран и развивающихся государств компания столкнется с совершенно разными барьерами: уровень конкуренции выше будет в индустриальных, а риски в развивающихся. Также если говорить о разнице стран Западной Европы и Восточной Азии – высок культурный контраст. Таким образом, при осуществлении зарубежных инвестиции экспортер сначала должен произвести анализ двух и/или более зарубежных сред, чтобы понять, куда целесообразней направить инвестиции, а потом сопоставить выбранные рынки с национальным, чтобы выявить принципиальные отличия реципиента. Однако, процесс вовлечения предприятия в интернациональные отношения – это не только осуществление движения международных потоков капитала, приносящих выгоду материнской компании, это еще и обмен технологией со страной-импортером, создание новых рабочих мест, улучшение инфраструктуры, обеспечение принимающей стороны недостающими ресурсами.

Сегодня урегулирование экономик происходит не только посредством внутренних механизмов, но и внешних. Так за последнее столетие возникло множество международных организаций, которые призваны создать наиболее благоприятные условия существования стран-участниц. Как правило, их механизмы не носят принудительного характера, и экономики решают для себя сами какие пути развития им выбрать и чем именно руководствоваться. Таким же инструментом воздействия можно назвать и транснациональные корпорации. Приходя на новый рынок, они приносят с собой устоявшиеся техники ведения бизнеса, технологии производства, знания в той области, в которой они заняты. Так распространенной практикой является создание ТНК специальных учебных баз для повышения квалификации рабочего персонала страны-реципиента, чтобы таким образом гарантировать соблюдение стандартов компании и поддержания её имиджа на высоком уровне. Некоторые компании располагают даже собственными учебными заведениями, где подрастающее поколение проходит узконаправленное обучение, познает всю специфику индустрии. Примером служит один из брендов Volkswagen Group, Skoda, который использует данную практику в Чехии.

Таким образом интернационализация очень важна для современной глобализированной экономики. Страны могут посредством ТНК обмениваться знаниями, накопленным опытом, восполнять недостатки тех или иных ресурсов друг друга, экспортировать излишки производства. Всё это в совокупности ведет к росту благосостояния как отдельных стран, так и мировой экономики в целом.
2.2 Основные формы и направления интернационализации
При изучении теоретических аспектов интернационализации, можно выделить определенные формы её осуществления. Прежде всего интернационализация может быть активной и пассивной в зависимости от того сама ли компания её осуществляет, или через посредника. Так при пассивной интернационализации компании не требуется ни непосредственного присутствия на конкретном рынке, ни прямого экспорта на него. Продажу товара будет осуществлять дилерская организация.

Далее формы интернационализации можно соотнести с жизненным циклом компании. Она может быть активной – когда компания находится в стадии подъема и процветания и делает шаг к мировому производству для наращивания мощностей и улучшений своих позиций. В таком случае мотивами выступят стремление к увеличению прибыли, повышению эффективности производства, получения эффекта от масштаба. Противоположной формой будет реактивная интернационализация – вариант вынужденного выхода на иностранный рынок, к чему могут привести такие неблагоприятные условия национальной экономики, как чрезмерное давление конкуренции, перепроизводство, падения внутреннего спроса и как следствие продаж, а также перенасыщение рынка.

К основным же способам осуществления интернационализации относятся: 1) зарубежное инвестирование (экспорт); 2) иностранное инвестирование (импорт); 3) лицензирование; 4) франчайзинг; 5) аутсорсинг; 6) стратегические альянсы; 7) слияния и поглощения; 8) открытие представительства; 9) строительство производственных объектов. Первые два пункта не требуют детального рассмотрения, они обозначают наиболее простую форму ведения международных операций. Поэтому можно перейти сразу к лицензированию, которое подразумевает передачу части прав на использование промышленной собственности компании-экспортера (лицензиара) компании-импортеру (лицензиату), с возможностью дальнейшего выкупа. Удобство такой формы состоит в том, что она не требует крупных инвестиций и прямого проникновения на рынок, при этом позволяя использовать его потенциал. Процесс начала производства за рубежом при лицензировании происходит достаточно быстро. Отрицательная сторона заключается в отсутствии прямого контроля за использованием технологии. Кроме того, лицензиат может превратиться в будущем в конкурента.

Следующий вид – франчайзинг, при котором компания распространяет свое присутствие на рынках за счет продажи готовой бизнес-модели, или франшизы. Как и лицензирование, франчайзинг выгоден быстрым проникновением на рынок. Однако, отсутствие гарантий по поддержанию имиджа делают опасным франшизу в отношении сложившейся репутации компании. Так, например, мировой лидер в сети кофеен, Starbucks, не занимается продажей франшиз, более того в России компания присутствует только в Москве и Петербурге, и не выказывает намерения о расширении точек продаж в дальнейшем в среднесрочном периоде. Учитывая особенность бренда, а именно позиционирование кофейни так называемым «домом» для постоянных клиентов, крайне важным становится сохранение уникального имиджа, который будет утерян в случае продаж франшиз частным предпринимателям. Выгодна такая форма для покупателя франшизы, франчайзи, который вместе с ней приобретает отработанную маркетинговую стратегию, готовый бренд, уже сложившуюся потребительскую базу и гарантированный успешный выход на рынок.

Стратегический же альянс является несколько отличной от предыдущих формой. Он подразумевает заключение партнерского соглашения о создании совместного предприятия на территории принимающей страны, не предполагая при этом слияния или поглощения. Альянс может быть создан как для выполнения единичного проекта, так и для создания более длительного сотрудничества. Так автомобильные компании, прибегая к такой форме союза, договариваются о производстве определенных моделей на заводах импортера. Оговариваются производственные мощности (уровень выпуска в год), дата завершения контракта и ряд других моментов. Выгодным такой тип интернационализации становится для обеих сторон, поскольку реципиент получает доступ к новым технологиям, а размещающая свои инвестиции компания приходит на рынок с определенной долей (той, которой обладает импортер), статусом и потребительской базой. В частности стратегический альянс удобен в том случае, если законодательство страны запрещает 100%-е приобретение активов национальных компаний. Стратегический альянс в свою очередь может быть горизонтальным (совместная деятельность с предприятием аналогичной отрасли) и вертикальным (союз с поставщиком или дистрибьютором).

Последние три вида интернационализации предполагают полное владение предприятием. Слияния и поглощения являются достаточно популярными способами выхода на иностранный рынок. Компания не просто приобретает существующего игрока, но и получает его долю и власть на ранке. Создание своих представительств куда более проблематичный путь, так как требует организации деятельности «с нуля». Строительство производственных точек также стоит в ряду самых эффективных способов интернационализации. При расширении производственной базы, компания приближается к доминированию на рынке быстрее, чем при любых других стратегиях.

Если говорить, о направлениях интернациональной деятельности, то они будут определятся целями, которые ставит перед собой компания. Кроме того, сильно будет влиять то, на каком уровне развития находится фирма, насколько её продукция отличается от уже существующих конкурентных товаров. Так международная деятельность может быть направлена на а) поддержание существующих предпринимательских единиц; б) дальнейшее развитие и достижение новых уровней; в) на выход из неблагоприятного положения. Если речь идет о крупной ТНК то её интернационализация как правило направлена на увеличение чистой прибыли, роста присутствия на ключевых рынках и увеличения влияния в секторе занятости.

Сегодня, компании стоят перед большим выбором вариантов интернационализации своей деятельности. Каждый конкретный пример продиктован мотивами компании. Для предприятия очень важно осознать, какого эффекта оно хочет добиться при выходе на международный рынок, чтобы не ошибиться с формой интернационализации деятельности. С другой стороны, компания должна адекватно оценивать существующие масштабы её активности, позицию по отношению к конкурентам отрасли, состояние рынка, на который она планирует выйти. Более того, как и в прочих экономических тенденциях, следует учитывать исторический аспект, то есть успешные и провальные примеры деятельности в данном направлении, чтобы отталкиваясь от этого строить свою стратегию.


3. Анализ деятельности Фольсваген Группы в странах БРИКС
3.1 Страны БРИКС: история становления, основные показатели и вызовы за период 2002-2012
Впервые о странах БРИКС, точнее на тот момент еще только о БРИК, заговорили в начале текущего столетия, а именно в 2001 году, когда была опубликована статья аналитиков инвестиционного банка Goldman Sachs «Строительство более эффективных кирпичей глобальной экономикой».24 Данная категория объединила под собой четыре страны: Бразилию, Россию, Индию и Китай, которые к тому моменту отличались крайне высокими темпами роста экономик, опережавшие остальные развивающиеся страны. Также выросла значимость всех четырех государств на мировой политической и экономической арене.

Кроме общего фактора, динамики развития ВВП, банк Goldman Sachs выделил и ряд других. Так Россию и Бразилию он отметил высоким ресурсным потенциалом, растущим спросом на энергоносители, что стимулирует рост экономики в целом, а также значительными улучшениями в проводимой государствами экономической политике. Индия и Китай были выделены по несколько иным признакам: во-первых, это, конечно, лидерство по численности населения, которое в совокупности составляет 40% от мировой популяции, такой фактор говорит о огромном потенциале рабочей силы; во-вторых, лидерство стран на глобальном рынке аутсорсинга, и в-третьих стабильно высокие темпы экономического роста25, подтверждение чего хорошо прослеживается на Графике № 21.

Группа превратилась в БРИКС только в 2011 году, когда к ней присоединилась ЮАР. Однако, в отличие от первоначального возникновения, ЮАР была добавлена уже по инициативе самих стран-участниц, а не с точки зрения аналитиков. Тем не менее, такой выбор показался несколько странным, поскольку ЮАР не мог стоять в одном ряду с экономиками БРИК по перечисленным выше критериям. Во-первых, к такому решению привело укрепление отношений между странами БРИК и ЮАР, а, во-вторых, правительства БРИК были заинтересованы больше в присоединении к своей группировке такой страны, где влияние ТНК ведущих индустриальных экономик минимально. Сами страны БРИК также видят конкурентное преимущество Южно-Африканской Республики в её огромном количестве минеральных ресурсах. ЮАР – самый крупный поставщик платины, хрома и марганца, третий по величине добытчик золота, а также представляет высококачественные услуги в области горнодобывающей промышленности.26 В соответствии с этим ЮАР вносит большой вклад ресурсную базу стран БРИКС.

Говоря о динамике ВВП стран БРИКС, можно сопоставить его с показателями стран Большой Семерки – группы наиболее развитых индустриальных стран мира, в которую входят США, Япония, Германия, Франция, Италия, Великобритания и Канада. По графикам №21 и №22 можно легко сравнить общие тенденции в приросте ВВП за период c 2002 по 2012 года. Диапазон процентного изменения ВВП в странах БРИКС более впечатляющий, чем у стран Большой Семерки. У первой группы максимальное значение за весь период доходило до 14,2% (рост ВВП Китая в 2007 году), а минимальное до -7,8% (спад ВВП России в 2009 году); во второй же группе минимальное значение хоть и было выше – это -6,3% в ВВП Японии в 2009 году, максимальное не достигало столь высоких значений – 3,96% (рост ВВП Японии в 2010 году). Кроме того, видно, что мировой финансовый кризис привел к отрицательному росту ВВП всех стран G7, чего нельзя сказать о БРИКС, где два из пяти государств, Китай и Индия, смогли не только добиться положительного прироста, но и удержать его на достаточно высоком уровне. На следующих двух графиках приложения, № 23 и 24, также по показателям среднего прироста ВВП за период можно наблюдать, что экономики стран БРИКС росла успешнее, чем у стран Большой Семерки. Среди государств БРИКС самый низкий средний прирост экономики за рассматриваемый промежуток времени наблюдался у ЮАР (3,57%), а самый высокий у Китая (10,46%). В странах же Большой Семерки самый высокий уровень прироста ВВП не смог превысить самого низкого среди БРИКС, и составил 1,92% (Канада), а самый низкий – 0,17 (Италия).27

Однако, при анализе развития страны нельзя полагаться только лишь на показатели изменения ВВП. Куда более точной характеристикой экономического развития государства и его благосостояния является ВВП на душу населения. И если по совокупному уровню ВВП страны БРИКС находятся в лидирующей десятке, за исключением ЮАР, занимающей 26 место (таблица №6), опережая при этом некоторые страны Большой Семерки, то в рейтинге по уровню ВВП на душу населения позиции стран крайне слабы (таблица №7). Тем не менее, стоит отметить, что за 10 лет всем странам удалось увеличить свои показатели подушевого ВВП (таблица №8). При этом Китай и Индия добились очень высокого роста: 218 и 128,9 % соответственно, - не уступает им и Россия с увеличением показателя на 100,6%. Хотя ЮАР продемонстрировала слабое увеличение ВВП на душу населения в рассматриваемом периоде, её абсолютные показатели были в 2002 году выше, чем в совокупности у Индии и Китая, и на 2012 год лишь несколько уступили.

Тем не менее при таком стремительном росте экономик, каждая из стран БРИКС сталкивается с теми или иными проблемами. Так, в Китае негативным последствием бурного роста стало увеличение доли государственного долга в ВВП в последние годы и в результате в целом по сравнению с началом периода, следствием чего становится понижение уровня процветания общества, что может привести к спаду социальной стабильности. Изменение уровней государственного долга стран БРИКС, отображенное в таблице №9, показывает, что с проблемой его возрастания столкнулась также ЮАР. Остальным странам удалось улучшить данный показатель, понизив его, хотя в Бразилии и Индии он всё еще остается достаточно высоким. Наряду с данными о задолженности государств в таблице №9 отображены показатели безработицы, также на начало и конец периода. Острейшим образом проблема безработицы стоит в ЮАР, где данное число достигает четверти рабочего населения. Бразилии и России удалось понизить данный показатель, в то время как в Индии он несколько возрос, а в Китае практически не изменялся весь изучаемый период. При этом лишь у Китая безработица не превышает естественного уровня.

Есть и другие слабые и сильные стороны стран БРИКС. Так экономика Бразилии хоть и является ведущей среди государств Латинской Америки характеризуется сильной зависимостью от цен на сырье, чрезмерная зависимость от внешнего рынка и высока чувствительность к социально-экономическим потрясениям. Кроме того страна отмечена недостатком высококвалифицированной рабочей силы, а также слабым внутренним спросом, который приводит к ориентации отечественных производителей преимущественно на экспорт товаров и услуг. Также города России и Индии характеризуется как в целом неравномерным распределением уровня жизни, так и в частности такой же проблемой в производстве. Имеет место высокая концентрация производственных объектов лишь в определенных городах, которые в результате превращаются в технопарки. В России таким городом является Калуга. Такой феномен безусловно хорошо сказывает на развитии такого города (так в Калуге уровень безработицы в 2011 году составил 1,1%)28, но это не приносит вклада в перераспределение благ между городами, развитие стран с географической точки зрения остается крайне неоднородным. Другими проблемами Индии и России являются плохое состоянии автомагистралей, недостаток транспортных сообщений, высокие цены на прочие средства передвижения. Уровень урбанизации в странах растет, соответственно и зависимость населения от автомобильных дорог вместе с ней, но их модернизация производится очень медленно, дороги становятся сильно перегруженными. Одной из сильных сторон российской экономики – её крайне высокий ресурсный потенциал, возможности которого тем не менее до сих пор не используются в полной мере. Помимо это наша страна входит в группу государств с самым квалифицированным рабочим персоналом в мире. Заметным преимуществом перед многими странами является и её географическое положение: это выход к морям, и соседство с экономиками ЕС и Китаем.

Говоря о высокой квалификации кадров, стоит отметить и Индию, которую также отличает данный показатель. Население страны достаточно молодое, среди него высок процент инженеров, специалистов в области IT-технологий, что несомненно является конкурентным преимуществом страны. Кроме того велик и средний класс страны. Поскольку в Индии достаточно быстрыми темпами растут промышленные объекты, иностранные предприятия могут экономить на издержках покупки нового оборудования, пользуясь аналогами, производимыми непосредственно на территории страны.

роста ВВП, ВВП на душу населения остается крайне низким, что было отмечено выше, а также всё еще стоит острая необходимость в модернизации, темпы которой всё еще очень медленные, и проведении ряда реформ. Только при улучшении данных позиций страны смогут реально приблизиться к индустриальным экономикам. Другим негативным аспектом является многоукладность, что прослеживается в целом в большинстве развивающихся стран. Это означает, что в странах нет ярко выраженного лидирующего сектора экономики.

Тем не менее, страны продолжают привлекать больше интереса в рамках иностранных инвестиций. БРИКС – это огромный потенциал развития для инвестирующих в них предприятий, это значительные ресурсы в виде человеческого капитала. Сегодня страны одни из ведущих по уровню доверия со стороны ПИИ.



следующая страница >>