«Написанная кровью сердца…» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
«Написанная кровью сердца…» - страница №1/1

Приложение №1
Шешина Людмила Алексеевна,

идентификатор 220-668-526,

учитель русского языка и литературы,

МОУ Гамовская средняя общеобразовательная школа, Пермский район, Пермский край



«Написанная кровью сердца…»

Проблема сохранения человеческого достоинства в повести К.Д.Воробьева «Это мы, господи!..»

2009 – 2010 учебный год



Тема занятия: «Написанная кровью сердца…»

Проблема сохранения человеческого достоинства в повести К.Д.Воробьева «Это мы, господи!..» (слайд №1)



Цель занятия: ознакомление учащихся с биографией К.Д.Воробьева. Изучение повести «Это мы, господи!..»

Задачи занятия:

  • Вызвать у учащихся размышление о прочитанном, переживания, душевный отклик.

  • Помочь учащимся понять смысл названия повести.

  • Совершенствовать умение анализировать ключевые сцены, эпизоды повести.

  • Воспитывать чувство сострадания, сопереживания, милосердия.

Оформление: портрет писателя К.Д.Воробьева, фотографии к отрывкам из произведения на слайдах (презентация, песня «Бухенвальдский набат» в исполнении М.Магомаева).
Ход занятия.
Эпиграф к уроку.

Забыть, забыть велят безмолвно,

Хотят в забвенье утопить

Живую боль. И чтобы волны

Над ней сомкнулись. Быль-забыть?

А.Твардовский



  1. Вступительное слово учителя.

К.Д.Воробьев – это писатель, который долго и трудно шел к читателю, хотя его произведения самобытны и отмечены талантом, а повесть «Это мы, господи!..» - произведение такой художественной значимости, что, по словам В.Астафьева «даже в незавершенном виде… может и должно стоять на одной полке с русской классикой».

Мы еще очень много не знаем о Великой Отечественной войне, об истинной цене победы. Произведение К.Воробьева показывает такие события Вов, которые не до конца известны читателям. Нам предстоит познакомиться с этой повестью и писателем, написавшим её.



  1. Рассказ учащихся о биографии К.Воробьева (слайд №2)

Константин Дмитриевич Воробьев (1919 – 1975) родился в с. Нижний Реутец Курской области. Здесь он окончил школу, затем учился в Москве. Будучи кремлевским курсантом К.Воробьев осенью 1941 года попадает на фронт, защищает Москву в самом тяжелом месяце 1941 года и попадает в плен.

Затем Саласпилсский и Шауляйский лагеря для военнопленных, неоднократные попытки вырваться на свободу. А когда, наконец, удалось организовать коллективный побег, он и его товарищи продолжали борьбу с фашизмом в литовских лесах.

24 года было К.Воробьеву, когда вынужденный с другими партизанами уйти в подполье, он стал писать о том, что еще совсем недавно пришлось пережить.

Под повестью «Это мы, господи!...» должны стоять три даты: 1943 – 1946 – 1986.

В 1943 в партизанском подполье повесть была написана.

В 1946 предложена московскому журналу и … потеряна. единственный ее экземпляр был обнаружен случайно.

В 1986 году предложен женой писателя В.В.Воробьевой журналу «Наш современник» и опубликован на его страницах. (слайд №3)


  • Слово учителя.

Итак, ничего не выдумано в повести «Это мы, господи!..» Об этих страданиях, невозможных, невыносимых, нечеловеческих, еще никто так не писал. Воробьев и хотел, чтобы о них узнали все, спешил написать, боялся не успеть, ведь в любую минуту могли убить. (слайд №4)

  1. Аналитическая беседа.

  • Что вы знаете, слышали о наших пленных во время Великой Отечественной войны, во время войны в Афганистане, в Чечне?

  • Как относитесь к людям, пережившим плен?

Слово учителя.

Сказать о горьком опыте старшего поколения, которому было внушено настороженное, недоверчивое отношение к бывшим узникам. К счастью, это время прошло. Перемены в нашей жизни, трагические события в Афганистане, в Чечне – все это освободило нас от зашоренного стереотипного взгляда, разделяющего пленных на хороших и плохих, пробудило милосердное отношение к людям, перенесшим немыслимые страдания.



  1. Работа с текстом художественного произведения.

(чтение учителем и учащимися особенно запомнившихся описаний, заставивших переживать за героев)

- Гонят пленных по широкому шоссе от Солнечногорска на Клин и дальше на Волоколамск. (слайд №5)

«...В эти дни немцы не били пленных. Только убивали!

Убивали за поднятый окурок на дороге.

Убивали, чтобы тут же стащить с мертвого шапку и валенки.

Убивали за голодное пошатывание в строю на этапе.

Убивали за стон от нестерпимой боли в ранах.

Убивали ради спортивного интереса, и стреляли не парами и пятерками, а боль­шими этапными группами, целыми сотнями — из пулеметов и пистолетов-автоматов! ..»

Вот Каунасский пересыльный лагерь:

«...лагерь «Г» был карантинным пересылочным пунктом…до… Лопата глубоко вошла ему в голову, раздвоив череп».



- Читается сцена из жизни немецкого концлагеря, находящегося в Ржеве: (слайд №6,7)

«На тринадцатые сутки умышленного мора голодом людей немцы загнали в лагерь раненую лошадь…до… А когда народ разбежался к баракам, на месте, где пять минут тому назад еще ковыляла на трех ногах кляча, лежала груда кровавых, еще теплых костей и вокруг их около ста человек убитых, задавленных, раненых...»



- Звучит описание, дающее представление о Смоленском лагере.

«Лагерь представлял собой огромный лабиринт, разделенный на секции густой сетью колючей проволоки….до… Если на букве «П» можно было повесить в один прием четырех пленных, то новая буква вмещала уже восьмерых...»



  • Описание Шяуляйской каторжной тюрьмы. (слайд №8,9)

«В Шяуляе самое большое здание – тюрьма...до... Один фургон был специально закреплен за ним…»

  1. Продолжение аналитической беседы.

  • Я вижу, что прочитанное не оставило вас равнодушными.

Как вы относитесь к услышанному?

  • Поговорим о зверствах фашизма, о системе уничтожения людей, свидетелях нацистских преступлений, о злодеяниях, с болью и ненавистью описанных К.Воробьевым в повести. (слайд №10,11) ( учащиеся приводят примеры из главы 2, 3, 4,17,)

  • Что давало силы бороться, сохранять человеческое достоинство измученным, больным, голодным людям? Ненависть к врагам, безусловно, сильна, но она ли основной движитель? (Вера в правду, добро, справедливость. Недаром на вопрос гестаповцев, какой он веры, Сергей Костров ответил: «Самой глубокой».

Любовь к жизни. Вот Сергея, бывшего в беспамятстве от тифа, лагерные полицейские раздели и голого затолкали под нары. Очнувшись он находит силы вылезти и потребовать себе место на нарах.

Когда больной дизентерией Сергей при смерти, его так жестоко рвет, что кажется выворачиваются наружу внутренности, капитан Николаев жалеет друга: «Больше в тебе ничего нет». Сергей Костров понимает эти слова по – своему и внутренне протестует: «Нет, не так! Ты не прав, капитан!» (голос автора сливается с голосом героя.)

Здесь мы видим, как самая суть человека особенно ярко проявляется в трудную минуту жизни. Это основа, стержень характера человека, который нельзя сломить ничем; у Сергея это воля к жизни, духовная стойкость, непримиримость к врагу, чувство собственного достоинства.)


  • Имеют ли значения эти особенности характера Сергея Кострова для других узников? (Учащиеся рассказывают о каждом из героев.)

(Рассказ о чувстве солидарности пленников, об их товариществе.

В Сергее видят опору организатора побега, у него много единомышленников: в Каунасском лагере – юный Ванюша;

в Саласпилсском лагере – седовласый полковник; (слайд №12,13)

в Ржевском лагере – доктор Лунин;

в Вяземском лагере – капитан Николаев;

в Паневежисской тюрьме – Устинов.)



Комментарий учителя.

Сила духа, мужество, несломленность героев, над которыми каждую минуту витает смерть, предстают из этих рассказов. Их бьют, кидают в камеру смертников, истязают пытками и голодом, но они умеют думать о жизни и жить даже в такие моменты.



  • Но многие пленные, как это показано в повести, даже и не пытались бежать. Как же к ним следует относиться?

(Да так же, как ко всем остальным пленным, так, как относится Сергей Костров. Повесть автобиографична, и главный герой во многом выражает авторский взгляд на жизнь. Сергей, прежде всего, ценит в человеке Человеческое.)

Комментарий учителя.

По сути в плену происходит то же, что и на войне – противостояние врагу. Однако это противостояние – не на равных. Ты унижен и забит, ты, безоружный, бессилен перед вооруженным врагом, к тому же глумящимся над тобой, испытывающим тупую самодовольную радость от твоего бесконечного унижения.

Сергей Костров стремится сохранить в себе человека, не потерять себя, не утратить веру, потому что именно здесь, в плену, в лагере смерти, видит всю подноготную фашизма и понимает, что смерть не самое худшее из всех бед на войне. Стремление во что бы то ни стало вырваться из плена крепнет у Сергея день ото дня.


  • Вспомним, как Сергей читает надписи на стене камеры.

(«Он поймал себя на мысли, что ни одну книгу, ни один самый замечательный роман он не читал с таким вниманием и чувством, как этот огромный корявый лист – стену из книги жизни». Люди, их судьбы, оборванные смертью, последние просьбы сообщить родным о расстреле, проклятия убийцам, стихи… Сергей убеждается: люди жили полной жизнью до последней минуты.)

  • Приведите примеры пытливого интереса Сергея к людям.

(Отношение Сергея к Федору Никифоровичу;

в камере смертников Сергей думает о Попове, что такие не ползают на коленях, подошел и встал рядом;

чуткое, милосердное отношение к пленным;

сцена разговора Сергея с умирающим солдатом.) (слайд №14)



Комментарий учителя.

Никакой стены отчуждения между Сергеем и его ближайшими друзьями и остальными узниками нет. Первые вызывают восхищение своим мужеством, но и все остальные пленные достойны нашего уважения и памяти.



  • Мы все время говорим о людях, которые равны Сергею по силе своего характера, мужеству. А как же относиться к другим пленным, которые на какое-то время растерялись, и тех, которые, не выдержав пыток, кончали жизнь самоубийством? Как к ним относится Сергей и автор?

  • В.Кондратьев, автор «Сашки», писал, что повесть К.Воробьева – это «написанная кровью сердца страница из той общей летописи войны, которую мы все пишем и пишем и не можем дописать». Как вы понимаете эти слова и согласны ли с ними?

(Слова Кондратьева говорят о том, что повесть написана не свидетелем, а участником событий, в полной мере переживших их, человеком, для которого нет чужой боли. Воробьев нашел горячее, проникновенные слова, которые выражают глубокие мысли и обостренные чувства писателя. Можно читать любой отрывок повести, и он будет подтверждать мысль Кондратьева.)

  1. Работа со средствами художественной выразительности языка повести.

  • Зачем даны в повести пейзажные описания? Они тоже написаны кровью сердца?

(«...Низко плывут над Ржевом снежные тучи-уроды…до… Тихо. Темно. Жутко». (гл.4)

Всегда ли природа так устрашающе мрачна?

Десятиклассники говорят, что чаще всего пейзажи соотносятся писате­лем с постоянной, напряженной устремленностью к побегу героев, которые воспринимают природу как своего союзника или противника. Тучи-уроды в Ржеве, поземка, сумерки не поддерживают узников, а в Вязьме — другое дело, здесь «хохочущее солнце» позволяет Сергею с товарищами работать у зенитчиков. «Была там надежда получить граммов сто — двести хлеба и «великая возможность смыться». Описание пейзажа дается поэтому совсем в иной тональности: «За городом, в дымке утренних паров, вставало хохо­чущее до дрожи в лучах молодое весеннее солнце»


  • Как вы думаете, какую мысль несет заглавие?

(В заглавии как бы слышится голос – стон измученных: «Мы готовы к смерти, к тому, чтобы быть принятым Тобой, Господи… Мы прошли все круги ада, но свой крест мы несли до конца, не потеряли в себе Человеческое». В заглавии и мысль о безмерном страдании, о том, что в этом страшном обличье полуживых существ, скелетов, обтянутых кожей, трудно узнать самих себя… «Это мы, господи!...»

Местоимение мы призвано выделить мысль о непомерном страдании, общем для всех заключенных: «Это мы, господи!...»



  • Как вы понимаете смысл эпиграфа к занятию? (Слайд №15)

(Забыть, что пережили солдаты в плену, нельзя. Нельзя предавать забвению страницы истории нашей Родины. Быть милосердными к людям, пережившим ужасы плена не только во время Вов, но и в Афганистане и Чечне.

(слайд №16)



Люди!

Покуда сердца стучатся,-

помните!

Какою

ценой

завоевано счастье,-

пожалуйста, помните!

Р.Рождественский



Слово учителя. Мы живем в XXI веке, тревожном веке. Хочется, чтобы вы были счастливыми, добрыми, памятливыми, благодарными и совестливыми, чтобы не потеряли в себе Человеческое…

  1. Выразительное чтение наизусть стихотворения Ю.Полякова ученицей.

Не обожженные сороковыми,

Сердцами вросшие в тишину,-

Конечно, мы смотрим глазами иными

На вашу большую войну.


Мы знаем по сбивчивым трудным рассказам

О горьком победном пути,

Поэтому должен хотя бы наш разум

Дорогой страданья пройти.


И мы разобраться обязаны сами

В той боли, что мир перенес,

Конечно, мы смотрим иными глазами,

Такими же, полными слез.

Звучит песня «Бухенвальдский набат» в исполнении Муслима Магомаева. Музыка В.Мурадели, слова А.Соболева.


  1. Домашнее задание.

Написать мини – сочинение «Сохранить в себе Человека». (По произведению К.Д.Воробьева «Это мы, господи!..»).

Приложение 2



Пояснение места медиа компонентов в структуре и содержании урока.

№ слайда

Содержание слайда

Примечание

1.

Тема урока




2.

Портрет писателя К.Д.Воробьева с цитатой Ю.Воронова.

Ознакомление с личностью писателя, его отношением к войне.

3.

Цитата В.Быкова.

Проблема памяти и правды в произведениях авторов военных лет.

4.

Слова В.Кондратьева о повести.

«Кровавая летопись войны…»

5.

Фотография к отрывку «Гонят пленных…»

В качестве иллюстративного материала к повести.

6,7.

Фотографии с военнопленными за колючей проволокой.

В качестве иллюстративного материала к повести.

8,9.

Фотографии к отрывку «Шяуляйская тюрьма…»

Правда изображения жизни и тяжести плена, отраженная в эпизодах повести.

10,11.

«Война – жесточе нету слова…» (фотографии о зверствах фашизма)

Правда изображения жизни, отраженная в эпизодах повести.

12,13, 14.

Фотографии Саласпилсского лагеря. Узники лагеря.

Усиление художественного восприятия текста, осознание того, что мы не имеем права забыть страшные страницы истории.

15.

Эпиграф А.Твардовского.

Понимание смысла эпиграфа.

16.

Слова Р.Рождественского.

Призыв помнить, «какой ценой завоевано наше счастье».