Начала XXI вв. Учебно-методический комплекс дисциплины - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс дисциплины менеджмент Направление подготовки... 3 725.34kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины 2 739.29kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Литературы народов... 1 277.27kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Этика и психология делового... 2 363.75kb.
Зарубежная литература и литература страны изучаемого языка учебно-методический... 2 555.09kb.
Зарубежная литература и литература страны изучаемого языка учебно-методический... 2 436.88kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины теоретический курс иностранного... 3 600.96kb.
Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности... 5 1367.29kb.
Учебно-методический комплекс анатомия цнс учебно-методический комплекс... 1 230.5kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины теория и история... 3 1063.11kb.
Учебно-методический комплекс направление подготовки специалиста:... 3 487.67kb.
Гидравлический лифт. История с продолжением Сегодня лифт стал неотъемлемой... 1 100.8kb.
- 4 1234.94kb.
Начала XXI вв. Учебно-методический комплекс дисциплины - страница №1/6


Министерство образования и науки РФ

ГОУ ВПО «Красноярский государственный

педагогический университет им. В.П. Астафьева»



Кафедра всеобщей истории

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ историИ

стран азии и африки ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ -

НАЧАЛА XXI ВВ.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Направление подготовки: 050100.68 Педагогическое образование

Магистерская программа: Историческое образование

Квалификация ( степень): Магистр



Красноярск 2011

(оборотная сторона титульного листа)


Рабочая программа составлена старшим преподавателем Е.В. Турчановым
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры всеобщей истории КГПУ им. В.П.Астафьева
"____" _____________ 201__ г.
Заведующий кафедрой всеобщей истории доктор культурологических наук и кандидат

философских наук, доцент А.В. Зберовский


Одобрено учебно-методическим советом (методической комиссией) исторического факультета
"____" _____________ 201__ г.
Председатель комиссии кандидат исторических наук,

доцент С.И. Кангун ___________________________________________________________



Структура УМКД «Основные проблемы изучения истории стран Азии и Африки второй половины ХХ — начала XXI вв.»:

1. Пояснительная записка к курсу «Основные проблемы изучения истории стран Азии и Африки второй половины ХХ — начала XXI вв.».

2. Организационно-методические документы.

2.1. Учебная программа.

2.1.1. Рабочая модульная программа курса «Основные проблемы изучения истории стран Азии и Африки второй половины ХХ — начала XXI вв..

2.1.2. Технологическая карта обучения дисциплине.

2.1.3. Технологическая карта внеаудиторной учебной работы.

2.1.4. Технологическая карта учебной проектно-исследовательской деятельности.

2.2. Учебные ресурсы.

2.2.1. Карта литературы.

2.2.2. Карта средств обучения

2.3. Компоненты мониторинга учебных достижений.

2.3.1. Технологическая карта рейтинга.

2.3.2. Портфолио.

2.3 3. Фонды оценочных средств.

2.3.4. Лист внесения изменений .



3. Дидактические рекомендации для студентов.

3.1. Рекомендации по организации внеаудиторной учебной работы.

3.2. Рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности.

4. Учебные материалы.

4.1. Печатные.

4.2. Электронные.

Старший преподаватель кафедры

всеобщей истории Турчанов Е.В.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСУ «ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ . ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ — НАЧАЛА XXI вв.».

Программа дисциплины «Основные проблемы изучения истории стран Азии и Африки второй половины ХХ — начала XXI вв.» рекомендуется студентам педагогических (гуманитарных) университетов, обучающимся в магистратуре по заочной форме обучения. В программе представлено основное содержание курса, который студенты должны усвоить на лекциях, семинарских и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной работы.

Курс «Основные проблемы изучения истории стран Азии и Африки второй половины ХХ — начала XXI вв.» предназначен для овладения студентами знаниями по истории этих стран. Основными составляющими данных знаний являются: народы населяющие страны Востока, религиозные конфессии, политико-правовые системы и сословно-классовые структуры изучаемых обществ, этапы, закономерности и проблемы социально-экономического и политического развития обществ и государств, важнейшие события. Необходимыми составляющими знаний по курсу являются знание географической и политической карты изучаемых регионов, знание имён и основных данных наиболее известных исторических деятелей, овладение понятийным аппаратом и знание дат важнейших событий.

Цель курса – формирование у студентов теоретических представлений о востоковедении, его особенностях как исторической дисциплины, о процессах исторического, политического, социально-экономического и культурного развития в странах Азии и Африки на протяжении второй половины ХХ - начала XXI века, о месте и роли молодых независимых государств Востока в современном международном сообществе, а также практических навыков и умений в работе с историческими источниками, учебно-методической литературой, научными трудами монографического и коллективного характера. На основе широкого объёма фактического материала создаётся база для вычленения проблем, их анализа и обобщения.

Курс «Основные проблемы изучения истории стран Азии и Африки второй половины ХХ — начала XXI вв.» является одним из основных профилирующих предметов, изучаемых на историческом факультете педагогического университета. Облегчает изучение данного курса то, что оно происходит на базе ранее изученных курсов всеобщей и отечественной истории с древнейших времён и по новейшее время. В силу единства истории человечества, проявляющихся во взаимосвязи событий, процессов и базирующихся на общих закономерностях развития человека и общества, история стран Азии и Африки неразрывно связана с историей других стран мира.

Курс «Основные проблемы изучения истории стран Азии и Африки второй половины ХХ — начала XXI вв.» делится на две составные части или два периода:

первый период (конец 40-х – первая половина 80-х гг. XX века) – общий кризис колониальной системы управления и эксплуатации, процесс образования и становления молодых независимых государств Азии и Африки. Вышеупомянутый процесс происходил в условиях возникновения и развития мировой социалистической системы, а также начавшейся «холодной войны» и блокового противостояния великих держав на международной арене;

второй период (середина 80-х гг. XX века – наши дни) – поиск путей, определение стратегии и тактики дальнейшего политического, социально-экономического и культурного развития молодыми независимыми государствами Азии и Африки, процессы дифференциации в их рядах, результаты и последствия этих процессов. Кризис коммунизма и последовавший за тем распад Советского Союза как государства, а также развал возглавляемой им мировой социалистической системы, окончание «холодной войны» и блокового противостояния между великими державами также оказали немалое воздействие на афро-азиатский мир.

Программа дисциплины «Основные проблемы изучения истории стран Азии и Африки второй половины ХХ — начала XXI вв.» структурно состоит из трёх следующих разделов:

Раздел 1. Общий кризис колониализма и проблемы постколониального развития молодых независимых государств Азии и Африки;

Раздел 2. Проблемы национального и государственного обновления стран Восточной, Южной и Юго-Восточной Азии;

Раздел 3. Исламский мир в движении. Традиционализм и проблемы исламско-фундаменталистского вызов современности.

Библиография является важнейшим ориентиром при изучении курса «Основные проблемы истории стран Азии и Африки второй половины ХХ — начала XXI вв.», она обеспечивает вариативность выбора научных подходов к анализу исторических, политических, социально-экономических, и иных процессов в восточных странах, государствах и обществах. Список литературы, относящейся к данному курсу, как учебно-методической, так и научной, рассчитан на углубленную систематическую работу студентов.

Курс «Основные проблемы истории стран Азии и Африки второй половины ХХ — начала XXI вв.» и разработанная на его основе программа соответствующей дисциплины, отвечают требованиям государственного стандарта, предъявляемым к изучению исторических дисциплин на исторических факультетах педагогических (гуманитарных) вузов.

Старший преподаватель кафедры

всеобщей истории Турчанов Е.В.



Карта литературного обеспечения дисциплины

Основные проблемы изучения истории стран Азии и Африки второй половины ХХ – начала XXI века

(наименование)


для студентов ООП

Педагогическое образование, магистратура, 050100.68, история

(напаравление и уровень подготовки, шифр, профиль)



По заочной форме обучения

(укажите форму обучения)



Наименование

Наличие

место/ (кол-во экз.)



Потребность

Примечания



Обязательная литература

















Модуль 1 Общий кризис колониализма и проблемы постколониального развития молодых независимых государств Азии и Африки.





1. Васильев Л.С. История Востока. В 2-х томах., М, 2000



5 Библиотека историче-

ского факультета.

Взлётная 20.




20








2. Васильев Л.С. История религий Востока., М, 1999




3 Библиотека историче-

ского факультета

20







3. Новейшая история стран Азии и Африки. ХХ век. В 3-х частях. Ч. 1:

1900-1945. Отв. Ред. Родригес А.М., М, 2001; 2003

55 Библиотека историче-

ского факультета

20







4. Новейшая история стран Азии и Африки. ХХ век. В 3-х частях. Ч. 2:

1945-2000. Отв.ред. Родригес А.М., М, 2001; 2004

15 Библиотека историче-

ского факультета

20







5. Новейшая история стран Азии и Африки. ХХ век. В 3- частях. Ч. 3.

1945-2000. Отв. Ред. Родригес А.М., М, 2001; 2003

14 Библиотека историче-

ского факультета

20







6. Родригес А.М. История стран Азии и Африки в новейшее время., М, 2006


2 Библиотека историче-

ского факультета

20







7. Трошин Ю.А История стран Азии и Африки в новейшее время., М, 2006



1 Краевая научная

библиотека.

К.Маркса 114.



10







8. Дзасохов А.С. Становление и эволюция постколониального мира:

вторая половина ХХ века., М, 1997

1 Краевая научная

библиотека

10







9. Капитализм на Востоке во второй половине ХХ века., М, 1997




1 Краевая научная

библиотека

10







10. Ефимова В.С. Привлечение иностранного капитала: опыт развивающихся стран.,

М, 1999.



1 Краевая научная

библиотека

10







11. Володин А.Г., Широков Г.К. Глобализация: начало, тенденция, перспективы., М, 2002




1 Краевая научная

библиотека

10







12. Войны и вооружённые конфликты второй половины ХХ века. Под общ. ред.

Громова Б.В., М, 2003



1 Краевая научная

библиотека

10










Модуль 2 Проблемы национального и государственного обновления стран Восточной, Южной и Юго-Восточной Азии.





13. История Японии. В 2-х томах. Отв. ред. Жуков А.Е., М, 1998




2 Библиотека историче-

ского факультета.

Взлётная 20.




10







14. Молодякова В.Э. и др. История Японии. ХХ век., М, 2007



1 Краевая научная

библиотека.

К.Маркса 114.




10







15. История Китая. Под. ред. Меликсетова А.В., М, 2002



5 Библиотека историче-

ского факультета

10







16. Усов В.Н. История КНР. В 2-х томах., М, 2006



1 Краевая научная библиотека



10







17. История Монголии. ХХ век. Коллективная монография. Отв. ред. Яскина Г.С., М, 2007



1 Краевая научная

библиотека

10








18. Яскина Г.С. Монголия и внешний мир., М, 2002



1 Краевая научная

библиотека

10







19. История Кореи. Новое прочтение. Под ред. Торкунова А.В., М, 2003



1 Краевая научная библиотека



10







20. Торкунов А.В. и др. Корейский полуостров: мтаморфозы послевоенной истории.,

М, 2008

1 Краевая научная

библиотека

10







21. Мосяков Д.В., Тюрин В.А. История Юго-Восточной Азии., М, 2004



1 Краевая научная

библиотека

10







22. Индокитай: тенденции развития. Отв. Ред. Бектимирова Н.Н., Шабалина Г.С., М, 2004



1 Краевая научная библиотека



10







23. Новакова О.В., Цветов П.Ю. История Вьетнама. В 2-х частях., М, 1995



1 Краевая научная

библиотека


10







24. Бектимирова Н.Н., Дольникова В.А. Камбоджа и Таиланд: тенденции политического

развития /1980 – 2000/., М, 2007.

1 Краевая научная

библиотека

10







25. Васильев В.Ф. История Мьянмы/Бирмы. ХХ век., М, 2010



1 Краевая научная

библиотека

10







26. Другов А.Ю., Тюрин В.А. История Индонезии: ХХ век., М, 2005



1 Краевая научная

библиотека

10







27. Андреев Ю.А. Филиппины: от диктатуры к демократии., М, 1990



1 Краевая научная

библиотека

10







28. Лунев С.И., Шахматов А.В. Индия. Политическое развитие и внешняя политика:

информационные базы, экономика и финансы., М, 2006.

1 Краевая научная

библиотека

10








29. Клюев Б.И. Религия и конфликт в Индии., М, 2003



1 Краевая научная библиотека



10








30. Белокреницкий В.Я., Москаленко В.Н. История Пакистана. ХХ век., М, 2008



1 Краевая научная

библиотека

10







31. Плешов О.В. Ислам и демократия. Опыт Пакистана., М, 1997



1 Краевая научная библиотека



10









Модуль 3 Исламский мир в движении. Традиционализм и проблемы исламско-фундаменталистского вызова современности.




32. Киреев Н.Г. История Турции. ХХ век., М, 2007.




1 Краевая научная

библиотека.

К.Маркса 114.



10







33. Еремеев Д.В. Турция в годы Второй мировой и «холодной» войн /1939-1990/., М, 2005



1 Краевая научная библиотека



10







34. Алиев С.М. История Ирана: ХХ век., М, 2004



1 Краевая научная библиотека



10







35. Ушаков В.А. Иран и мусульманский мир. 1979-1998., М, 1999



1 Краевая научная библиотека



10







36. Коргун В.Г. История Афганистана, ХХ век., М, 2004



1 Краевая научная

библиотека

10







37. Никитенко Е.Г. Афганистан: от войн 80-х до прогноза войн., М, 2004



1 Краевая научная библиотека



10







38. Звягельская И.Д., Карасова Т.А., Федорченко А.В. Государство Израиль., М, 2005



1 Краевая научная библиотека



10







39. Ланда Р.Г. История арабских стран., М, 2005



1 Краевая научная

библиотека

10







40. Сапронова М.А. Арабский Восток: власть и конституция., М, 2001



1 Краевая научная библиотека



10







41. Ахмедов В.М. Сирия на рубеже столетий: власть и политика., М, 2002.



1 Краевая научная

библиотека

10







42. Гасратян А.В. Проблемы социально-экономического развития Ливана /1970-2000 гг./.,

М, 2004

1 Краевая научная

библоотека

10







43. Шумов С.А., Андреев А.Р. Ирак: история, народ, культура., М, 2002.



1 Краевая научная

библиотека

10







44. Александров И.А. Монархии Персидского залива: этап модернизации., М, 2000



1 Краевая научная библиотека



10







45. Васильев А.М. История Саудовской Аравии /1745 – конец ХХ в./., М, 1997



1 Краевая научная

библиотека

10







46. Исаев В.А и др. Кувейт и кувейтцы в слвременном мире., М, 2002



1 Краевая научная библиотека



10








47. Егорин А.З. Египет нашего времени., М, 1998




1 Краевая научная

библиотека


10







48. Егорин А.З. История Ливии. ХХ век, М, 1999




1 Краевая научная

библиотека

10







49. Ланда Р.Г. История Алжира, ХХ век, М, 1999



1 Краевая научная

библиотека

10







50. Беседин А.С. Тропическая и Южная Африка в новое и новейшее время: люди,

проблемы, события., М, 2008.


1 Краевая научная библиотека


10








Дополнительная литература

















Модуль 1 Общий кризис колониализма и проблемы постколониального развития молодых независимых государств Азии и Африки.




1. Юрьев М.Ф. История стран Азии и Северной Африки после второй мировой войны

/1945 – 1990/., М, 1994.


1 Краевая научная

библиотека.

К.Маркса 114



10







2. Абдулатипов Р. Нация и национализм: добро и зло в национальном вопросе., М, 1999



1 Краевая научная библиотека



10







3. Онищук С.В. Некоторые особенности процесса перехода от доиндустриального к

индустриальному обществу., М, 1997


1 Краевая научная

библиотека


10







4. Широков Г.К. Парадоксы эволюции капитализма /Восток и Запад/., М, 1998



1 Краевая научная библиотека



10







5. Делягин М.Г. Мировой кризис. Общая теория глобализации. Курс лекций., М, 2004.



1 Краевая научная

библиотека

10









Модуль 2 Проблемы национального и государсьтвенного обновления стран Восточной, Южной и Юго-Восточной Азии




6. Дейноров Э. История Японии., М, 2008



1 Краевая научная

Библиотека.

К.Маркса 114



10







7. Япония – ХХ век: проблемы и судьбы. Коллективная монография.

Отв. ред. Молодякова Э.В. и Маркарьянц С.Б., М, 2003

1 Краевая научная

библиотека

10







8. Попов А.П. Политические системы и политические режимы в Китае ХХ века.,

М, 2009

1 Краевая научная

библиотека

10







9. Делюсин Л.П. Китай в поисках путей развития., М, 2004



1 Краевая научная

библиотека

10







10. Ланьков А.Н. КНДР вчера и сегодня. Неформальная история Северной Кореи.,

М, 2005.

1 Краевая научная библиотека



10







11. Мазуров В.М. От авторитаризма к демократии /практика Южной Кореи и Филиппин/.,

М, 1996

1 Краевая научная библиотека


10







12. Брагина Е.А. Юго-Восточнная Азия., М, 2004



1 Краевая научная библиотека



10







13. Деопик Д.В. История Вьетнама., М, 1994



1 Краевая научная библиотека



10







14. Мосяков Д.В. Социально-политическое развитие Камбоджи в ХХ веке.

Деревня и власть., М, 1999

1 Краевая научная библиотека


10







15. Цыганов В.А. История Индонезии. В 2-х частях., М, 1993



1 Краевая научная библиотека



10







16. Индия. Общество, власть, реформы. Сб. ст. Отв. ред. Ванина С.Ю., Кашин В.П.,

М, 2003

1 Краевая научная

Библиотека

10









Модуль 3 Исламский мир в движении. Традиционализм и проблемы исламско-фундаменталистского вызова современности.





17. Еремеев Д.Е. Турция на рубеже ХХ и XXI веков /1991 – 2007/., М, 2007



1 Краевая научная библиотека.

К.Маркса 114.

10







18. Евсеев В.В., Сажин В.И. Иран, уран и ракеты., М, 2009



1 Краевая научная библиотека



10







19. Бакланов А.Г. Ближний Восток на рубеже XXI веке., М, 2001.



1 Краевая научная библиотека



10







20. Балдин А.С. Тропическая и Южная Африка в новое и новейшее время: люди,

проблемы, события., М, 2008

1 Краевая научная библиотека


10








21. Гусаров В.И. РеколонизацияАфрики: опасность или спасение?, М, 1999



1 Краевая научная библиотека


10







22. Поляков К.И. История Судана, ХХ век., М, 2005.




1 Краевая научная библиотека



10







23. Френкель М.Ю. История Либерии в новое и новейшее время., М, 2000



1 Краевая научная библиотека



10







24. Хазанов А.М. История Анголы в новое и новейшее время /до 1975 г./., М, 1999



1 Краевая научная библиотека



10







25. Балезин А. и др. История Намибии., М, 1993.


1 Коаевая научная библиотека


10







Методические пособия, рекомендации















УМК по дисциплине «Основные проблемы изучения истории стран Азии и Африки».

Сост. Турчанов Е.В.

1

20

Необходимо в сеть





Старший преподаватель кафедры

всеобщей истории Турчанов Е.В.

Карта обеспеченности дисциплины средствами обучения

(карта средств обучения)

Основные проблемы изучения истории стран Азии и Африки второй половины ХХ – начала XXI века

(наименование)


для студентов ООП

Педагогическое образование, магистратура, 050100.68, история

(напаравление и уровень подготовки, шифр, профиль)



По заочной форме обучения

(укажите форму обучения)


Средства обучения



Форма обучения




Потребность


Форма доступа


Альтернативные

замены



Учебные модули 1 – 3.


1. Видеопроектор



Демонстрация материалов лекций, семинарских и практических занятий, учебных и научных видеоматериалов



1

Аудитория 2-03.

Взлётная 20



2. Персональные компьютеры



Подготовка учебно-методических материалов для обучающихся в магистратуре, доступ последних к образовательным ресурсам



10

Информационно-ресурсный центр.

Взлётная 20



Личные


персональные

компьютеры


3. Сканер



Формирование базы электронных ресурсов: практикумов, хрестоматий, электронной библиотеки



1

Информационно-ресурсный центр.

Взлётная 20






4. Копировальный аппарат



Тиражирование учебных заданий, материалов для семинарских и практических занятий, самостоятельной работы обучающихся в магистратуре



1

Информационно-ресурсный центр.

Взлётная 20


Коммерческие

фирмы и организа-

ции

5. Сетевой сервер

Организация дистанционной формы обучения, контакт обучающихся с тьютором, доступ кобразовательным ресурсам



1

Информационно-ресурсный центр.

Взлётная 20



Интернет

6. Комплект наглядных пособий (карты)

На лекциях, семинарских и практических занятиях


1

Информационно-ресурсный центр.

Взлётная 20






7. Комплект раздаточных материалов (атласы, практикумы)



На практических и семинарских занятиях


20

Информационно-ресурсный центр.

Взлётная 20





Старший прподаватель кафедры

всеобщей истории Турчанов Е.В.

Рабочая модульная программа курса «Основные проблемы истории стран Азии и Африки второй половины ХХ — начала XXI вв.». Общие положения.

1. Место курса в реализации основных задач ОПП.


Новейшее время является одним из наиболее насыщенных периодов мировой истории вообще, истории стран Востока в частности. Оно связано с развертыванием процессов кризисного развития и трансформации традиционного восточного общества, крушения колониальных империй европейских /по преимуществу/ держав, образования и становления молодых независимых государств Азии и Африки, поиска последними путей дальнейшего политического, социально-экономического и культурного развития. Программа курса «Основные проблемы истории стран Азии и Африки второй половины ХХ — начала XXI вв.» ориентирована на комплексное изучение сложных политических, социально-экономических, цивилизационных и духовных процессов и явлений, обозначивших магистральный путь развития восточного общества в XX веке, а также специфики развития отдельных стран и регионов в течение этого времени.
1.2. Место курса в обеспечении образовательных интересов личности студента, обучающегося по данной ОПП.
Курс «Основные проблемы истории стран Азии и Африки второй половины ХХ — начала XXI вв.» занимает важнейшее место в обеспечении образовательных интересов студента, обучающегося на историческом факультете, поскольку период новейшей истории, это особый этап процесса революционного обновления и модернизации восточного общества, связанный не только с завоеванием политической независимости, но и с комплексным развитием индустриальной и постиндустриальной систем, прорывом восточного общества в осмыслении происходящих событий, глубинной трансформацией самих основ человеческого бытия, рождением новых и активным сопротивлением старых общественных парадигм.
Без освоения основных понятий курса «Основные проблемы истории стран Азии и Африки второй половины ХХ — начала XXI вв.» невозможно практическое научное восприятие тех сложнейших процессов и тенденций политического, социально-экономического, культурного и духовного развития, а также бытового существования, переживаемых современной мировой человеческой цивилизацией, качественное усвоение учебного материала. Так как исторические процессы в России следует рассматривать, как часть общемировых исторических процессов, а сама она находится на стыке цивилизаций Запада и Востока, то курс «Основные проблемы истории стран Азии и Африки второй половины ХХ — начала XXI вв.» помогает более глубокому пониманию процессов, происходивших и происходящих в России в период Новейшего времени.
1.3. Место курса в удовлетворении требований заказчиков выпускниками университета по данной ОПП.
Курс «Новейшая история зарубежных стран» является частью курса всеобщей истории изучаемого в школе, на который отводится не менее 30 % всех часов, выделяемых на всеобщую историю. В свою очередь, курс «Основные проблемы истории стран Азии и Африки второй половины ХХ — начала XXI вв.» является составляющей курса «Новейшая история зарубежных стран». Без знания Новейшей истории освоение ряда других дисциплин, таких как история России и обществознание, чрезвычайно затруднено. Отсюда вытекает заинтересованность заказчика в фундаментальной подготовке студентов по Всеобщей истории и в частности по Новейшей истории Азии и Африки.
1.4. Знание каких учебных дисциплин должно предшествовать изучению курса в данной ОПП.
Курс «Основные проблемы истории стран Азии и Африки второй половины ХХ — начала XXI вв.» опирается прежде всего на знания полученные студентами при изучении дисциплин всеобщей истории и составляющих её курсов «Истории древнего мира», «Истории средних веков», «Новой истории стран Европы и Америки», «Новой истории Азии и Африки», «Новейшей история стран Европы и Америки» и «Истории России». В определённой степени он связан и с дисциплинами политологии, философии, экономики и религиоведения изучаемыми на первом – четвёртых курсах бакалавриата.
1.5. Для изучения каких дисциплин будет использоваться материал курса при реализации ОПП.
Прежде всего, курс «Основные проблемы истории стран Азии и Африки второй половины ХХ — начала XXI вв.» сопряжён с изучением курса «История Европы и Америки XX — XXI вв.» и «История России ХХ — начала XXI вв.», а также используется при изучении курсов теории и методики изучения истории и обществоведения.
1.6. Цели и задачи преподавания курса.
Целью преподавания курса «Основные проблемы истории стран Азии и Африки второй половины ХХ — начала XXI вв.» является формирование у студентов теоретических представлений о востоковедении, его особенностях как исторической дисциплины, о процессах исторического, политического, социально-экономического и культурного развития в странах Азии и Африки на протяжении вышеуказанного периода времени, о месте и роли молодых независимых государств в современном международном сообществе, а также практических навыков и умений в работе с историческими источниками, учебно-методической литературой, научными трудами монографического и коллективного характера. Курс предназначен для овладения студентами знаниями по истории стран Азии и Африки. Основными составляющими данных знаний являются: народы населяющие страны Востока, религиозные конфессии, политические и правовые системы, сословно-классовые структуры изучаемых обществ, этапы, закономерности и проблемы политического и социально-экономического развития обществ и государств, важнейшие события. Необходимыми составляющими знаний по курсу является знание географической и политической карты изучаемых регионов, знание имён и основных данных наиболее известных исторических деятелей, овладение понятийным аппаратом и знание дат важнейших событий.
1.7. Технология процесса обучения по курсу.
Преподавание курса осуществляется на основе модульно-рейтинговой системы, которая предполагает, что кроме лекционного курса, курса семинарских и практических занятий значительное место отводится самостоятельной работе студентов (индивидуальному изучению тех или иных тем), собеседованиям по монографиям и основных понятиям курса. В соответствии с этим, курс делится три основных модуля, каждый из которых предполагает контроль за усвоением студентами основного материала и понятий каждого из основных модулей, а также дополнительный модуль, поскольку собеседования по монографиям и понятийному аппарату относится к курсу в целом, а не к отдельным модулям.
В соответствии с этим, банк контрольных заданий и вопросов предусмотрен как к каждому модулю, так и к курсу в целом.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ СТРАН . АЗИИ И АФРИКИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ — НАЧАЛА XXI вв.».


Содержание курса «Основные проблемы изучения истории стран Азии и Африки второй половины ХХ — начала ХХI вв.» включает в себя краткое изложение изучаемого в течении всего курса учебного материала и предназначено для подготовки студентов отделения магистратуры исторического факультета КГПУ занимающихся по заочной форме обучения к сдаче зачета по данному курсу.

Оптимальным способом подготовки к сдаче зачёта является составление развёрнутого плана-конспекта по каждому из вопросов к зачёту. План-конспект составляется на основе предложенной рабочей модульной программы, в которой по каждому вопросу дана логика и последовательность ответа, основные вопросы, события, понятия, географические названия и имена. При подготовке плана-конспекта необходимо на основе программы лекционного материала и конспектов семинарских занятий, при помощи учебной литературы, монографических исследований и исторических источников включённых в программу данного курса, выделить и сформулировать основные проблемы, кратко раскрыть суть происходивших событий, определить географические и хронологические рамки вопроса, выяснить место и роль основных действующих лиц, подвести итоги и сделать выводы по вопросу.

М о д у л ь 1

ОБЩИЙ КРИЗИС КОЛОНИАЛИЗМА И ПРОБЛЕМЫ ПОСТКОЛОНИАЛЬНОГО . РАЗВИТИЯ МОЛОДЫХ НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ АЗИИ И АФРИКИ.



Общий кризис колониальной системы управления и эксплуатации после

окончания второй мировой войны.

Колониализм как явление всемирно-исторического значения в процессе становления и развития мировой человеческой цивилизации.

Основные варианты европейской колониальной экспансии. Постепенное освоение чужих, но пустующих, либо слабозаселённых земель поселенцами-колонистами. Миграция новопоселенцев в районы со значительным местным населением, опирающимся на собственные традиции цивилизации и государственности. Колонизация районов с неблагоприятными для европейцев условиями обитания и с преобладанием туземного населения. Захват и порабощение территорий с развитой многовековой культурой и богатой традицией государственности.
Основные этапы развития европейской колониальной экспансии. Колониализм эпохи Великих географических открытий и первоначального накопления капитала (конец ХV в. - ХVI в.). Колониализм эпохи мануфактурного капитализма (ХVII-ХVIII вв.). Колониализм эпохи промышленной революции в Европе и США (конец ХVIII в. - XIX в.). Колониализм эпохи империализма (начало XX в. - 50-е гг. XX в.). Неоколониализм как особый этап в развитии европейской колониальной экспансии (50-е - 90-е гг. XX в.).
Историческая роль колониализма в странах Востока. Оценка колониализма в мировой и отечественной историографии.
Предпосылки и причины крушения колониальной системы управления и эксплуатации. Развитие кризиса данной системы, основные этапы этого процесса. «Пробуждение Азии» (1910 - 1913 гг.). Первая мировая война и межвоенный период (1914-1940 гг.). Вторая мировая война и повсеместный подъём национально-освободительных движений (начало 40-х - конец 60-х гг. XX в.).. Завершение краха «старой», «классической» системы колониального угнетения и эксплуатации (70-е - 90-е гг. XX в.).
Общий кризис колониальной системы управления и эксплуатации после окончания второй мировой войны. Основные факторы предопределившие крушение данной системы в Азии и Африке.
Социально-экономические, политические и культурные сдвиги в колониях и полуколониях. Нарушение экономических связей в мировом капиталистическом хозяйстве в результате военных действий. Усиление позиций национальной буржуазии, ослабление позиций буржуазии компрадорской. Рост численности и концентрации рабочего класса в городах, расслоение крестьянства. Деятельность национально-буржуазных, революционно-националистических, демократических и марксистско-социалистических партий и организаций направленная на достижение политической независимости.

Возникновение и развитие мировой социалистической системы, её влияние на ход национально-освободительных процессов в странах Востока. Рост международного авторитета СССР в результате победы советского народа и его вооружённых сил во второй мировой войне, превращение СССР в великую мировую державу. Установление социалистических режимов в ряде стран Центральной и Восточной Европы, Восточной и Юго-Восточной Азии. Образование на Евразийском материке единого континентального массива социалистических государств главе с СССР. Провозглашение союза международного коммунистического движения с национально-освободительным движением колониальных и зависимых стран. Дипломатическая и военно-политическая поддержка дружественных социалистическому содружеству режимов в странах Азии, Африки и Латинской Америки. Экономическая помощь, подготовка национальных кадров в высших и других специализированных учебных заведениях социалистических государств. Столкновение интересов СССР и КНР в странах «третьего мира», его причины и последствия.


Ослабление империализма метрополий в итоге второй мировой войны, перегруппировка сил в ряду развитых капиталистических государств. Поражение фашизма и милитаризма, военно-политический разгром и экономический крах Германии, Италии и Японии. Сдача былых позиций ведущими европейскими колониальными державами - Великобританией и Францией, а также Бельгией, Нидерландами и Португалией. Кризис «старых» колониальных фирм, традиционно ориентированных на внешние рынки. Укрепление и усиление позиций США на мировой арене в послевоенные годы, наступление американских монополий на европейских партнёров. Превращение США в крупнейшего экспортёра капитала активизация американской экспансии в колониальные владения европейских держав. Численный рост транснациональных корпораций (ТНК) и транснациональных банков (ТНБ), их деятельность на мировом капиталистическом рынке. Складывание глобальной ситуации для полного и окончательного краха колониальной системы управления и эксплуатации. Политика метрополий направленная на максимальное сохранение своих позиций в афро-азиатском мире. Возникновение противоречия между социально-экономическим отставанием стран Азии, Африки и Латинской Америки и новыми формами экспансии международного капитала представленного ТНК и ТНБ.

Процесс деколонизации в странах Востока, образование молодых

независимых государств в Азии и Африке.

Начало крушения британской, французской и голландской колониальных империй в Азии и Африке. Образование первых независимых государств в Южной и Юго-Восточной Азии (1945-1965 гг.).

Положение в Индии. Углубление кризиса колониального режима и подъём национально-освободительного движения в 1945-1946 гг. Выступления рабочих и крестьян, восстание военных моряков в Бомбее и волнения в армии. Программы ИНК и Мусульманской лиги. Деятельность КПИ. Позиция британского правительства Эттли в индийском вопросе. Создание временного правительства Индии (сентябрь 1946 г.). Попытки М.К.Ганди и Дж.Неру прекратить индусско-мусульманскую вражду. План Маунтбэттена. Провозглашение независимости Индийского Союза и Пакистана (15 августа 1947 г.). Проблема спорных территорий, вооружённый конфликт в княжестве Джамму и Кашмир. Убийство М.К.Ганди. Образование Республики Индия (2б января 1950 г.).

Положение в Бирме. Антифашистская лига народной свободы (АЛНС, август 1944 г.) и её деятельность. Аун Сан как лидер национально-освободительной борьбы бирманского народа. Провозглашение независимости Бирманского Союза (4 января 1948 г.).

Положение на Цейлоне. Образование зависимого от Великобритании правительства Объединённой национальной партии (ОНГ, 1947 г.). Провозглашение острова независимым и самоуправляющимся доминионом в составе Британского Содружества наций (4 февраля 1948 г.).

Положение в Индонезии. Подъём национально-освободительного движения на завершающем этапе второй мировой войны..Антияпонское восстание и провозглашение независимости страны, принятие конституции и создание национального правительства (август 1945 г.). Ахмед Сукарно как глава нового индонезийского государства. Отказ правительства Нидерландов признать независимость Индонезии, развязывание колониальной войны. Обсуждение индонезийского вопроса в ООН. Конференция “круглого стола” в Гааге и её решения. Образование Республики Соединённых Штатов Индонезии и последующая реорганизация этой федерации в унитарное государство – Республику Индонезия (август 1949 г. - август 1950 г.).

Положение в Филиппинах. Активизация процессов национально-освободительного характера в годы второй мировой войны. Партизанская армия Хукбалахап и её борьба с японскими оккупантами. Возвращение США на острова архипелага (август I944 г.). Вопрос о предоставлении независимости Филиппинам и позиция Вашингтона. Демократический альянс, Партия националистов, Либеральная партия и их деятельность. Провозглашение Филиппин суверенной республикой (4 июля 1946 г.).

Положение в странах Французского Индокитая (Вьетнам, Лаос и Камбоджа). Особенности развития национально-освободительного движения во Вьетнаме. Коммунистическая партия Индокитая (КПИК) и Лига независимости Вьетнама (Вьет Минь, май I941 г.), их деятельность. Августовская революция 1945 года и провозглашение независимости страны. Образование Демократической Республики Вьетнам (ДРВ, 2 сентября 1946 г.). Консолидация патриотических сил страны и создание Национальной лиги Вьетнама (Льен Вьет, май 1946 г.). Хо Ши Мин как глава нового вьетнамского государства. Отказ правительства Франции признать независимость ДРВ, развязывание колониальной войны. Война Сопротивления вьетнамского народа против французских колонизаторов (I946-1954 гг.). Поддержка США колониальной войны Франции во Вьетнаме. Распространение боевых действий на Лаос и Камбоджу. Разгром французского экспедиционного корпуса под Дьенбьенфу (март - май 1954 г.). Совещание министров иностранных дел пяти великих держав (СССР, Китая, Франции, Великобритании и США) в Женеве и решение вопроса о прекращении войны и восстановлении мира в Индокитае (26 апреля - 21 июля 1954 г.). Основные положения Женевских соглашений по Индокитаю. Признание Францией независимости Вьетнама, Лаоса и Камбоджи. Отказ США от подписания Женевских соглашений.

Завершение процесса деколонизации в Южной и Юго-Восточной Азии. Начало крушения португальской колониальной империи в Азии и Африке. Индийско-португальский конфликт из-за Гоа (Гоа, Диу и Даман) и ликвидация последнего колониального анклава на территории Индии (18 декабря 1961 г.). Индонезийско-голландский конфликт из-за Западного Ириана (западная часть острова Новая Гвинея) и его мирное разрешение (июль 1962 г. - май 1963 г.). Ситуация в Малайе, образование независимого малайского государства и создание Федерации Малайзия (I957-1963 гг.). Выход Сингапура из состава Малайзии и образование суверенной Республики Сингапур (август-декабрь 1965 г.). Индийско-пакистанский вооруженный конфликт 1970-1971 гг., выход Восточной Бенгалии из состава Пакистана и образование Народной Республики Бангладеш (НРБ, I2 января 1972 г.). Провозглашение независимости султанатом Бруней (I984 г.). Проблема Восточного Тимора и её решение (2002 г.).

Национально-освободительное движение народов Арабского Востока. Обстановка в арабском мире после второй мировой войны. Основные тенденции политического развития арабских стран, сочетание современных и традиционных социально-экономических укладов. Усиление исламского фактора, исламский фундаментализм как политико-философское течение мусульманской мысли. Причины затяжного характера процессов национального освобождения. Общее и особенное в формах борьбы арабских стран за самоопределение. Политика великих держав на Арабском Востоке. Позиция ООН. Возникновение Государства Израиль и палестинский вопрос. Создание в центре арабского мира обстановки территориального, этнического и религиозного кризиса.

Положение в Египте. Острый внутренний кризис , его причины. Движение египетских националистов за вывод с территории страны британских войск. Организация «Свободные офицеры» и её деятельность. Революция 23 июля 1952 года в Египте и её значение. Ликвидация монархического режима короля Фарука и установление республиканского строя (июнь 1953 г.). Гамаль Абдель Насер как лидер нового Египта.

Положение в Судане. Кризис колониального режима кондоминиума. Борьба суданцев за политическую независимость и национально-государственную самостоятельность своей родины. Июльская революция 1952 года в Египте и её влияние на Судан. Ликвидация режима кондоминиума, вывод английских и египетских войск из страны. Провозглашение Судана унитарной республикой (1 января 1956 г.).

Положение в Ливии. Отказ Италии от всех прав на свою бывшую колонию (I947 г.). Борьба ливийцев за вывод английских и американских войск из страны и предоставление независимости Ливии. Обсуждение ливийской проблемы в ООН. Провозглашение независимости Ливии и установление режима конституционной монархии во главе с королём Идрисом I (24 декабря 1951 г.).

Положение в Тунисе, Алжире и Марокко. Политика Франции направленная на сохранение своих колониальных владений в Северной Африке и её кризис.

Ограниченные реформы 1945-1947 гг. в Тунисе. Активизация деятельности партии «Новый Дустур». Созыв Национального конгресса и принятие Декларации независимости (август 1946 г.). Всеобщая политическая стачка и её значение (декабрь 195I г.). Ликвидация режима протектората и признание Францией независимости Туниса , установление республиканского режима в стране (20 марта 1956 г. и 25 июля 1957 г.). Бизертский кризис и ёго разрешение (1961-1963 гг.).

Рост политической напряжённости в Алжире в послевоенные годы. Обострение взаимоотношений между евроалжирцами и арабо-берберским населением страны. Образование Движения за торжество демократических свобод (МТДЛ, 1947 г.). Создание Революционного комитета единства и действия и переход к методам вооружённой борьбы. Отказ правительства Франции от политического урегулирования алжирского кризиса. Национально-освободительная война алжирского народа за свободу и независимостъ своей родины (1954-I962 гг.). Образование Фронта национального освобождения (ФНО) и формирование Армии национального освобождения (АНО). Национальный совет алжирской революции (НСАР) как руководящий орган ФНО. Создание Временного правительства Алжирской республики (19 сентября 1958 г.). Политика Де Голля в отношении войны в Алжире. Франко-алжирские переговоры и подписание Эвианских соглашений (18 марта 1962 г.). Признание Францией независимости Алжира. Провозглашение Алжирской Народной Демократической

Республики (АНДР, 26 сентября 1962 г.), первые шаги на пути независимого развития. Ахмед Бен Белла как лидер нового Алжира.

Манёвры французских и испанских колонизаторов в Марокко. Партия «Истикляль» («Независимость», 1943 г.) и Марокканский национальный фронт (МНФ, 1951 г.), их деятельность. Реакционный переворот 14 августа 1953 года в Марокко и его последствия. Кризис колониального режима и активизация национально-освободительной борьбы марокканского народа. Признание Францией и Испанией независимости Марокко (март - апрель 1956 г.). Установление в стране режима конституционной монархии во главе с Мухаммедом бен Юсуфом (Мухаммед V, 1957 г.). Проблема Танжера и её решение. Эвакуация иностранных войск из Марокко (1956-1963 гг.).

3авершение процесса деколонизации в странах Арабского Востока. Антимонархические перевороты революционного характера в Ираке (13-14 июля 1958 г.) и Йемене (26-27 сентября 1962 г.), провозглашение Иракской Республики и Йеменской Арабской Республики (ЙАР, Северный Йемен). Предоставление независимости Кувейту, образование на его территории независимого эмирата (I9 апреля 1961 г.). Изгнание британских колонизаторов из Адена (Южный Йемен) и создание Народной Демократической Республики Йемен (НДРЙ, 30 ноября 1967 г.). Объединение ЙАР и НДРЙ в единое национальное йеменское государство – Йеменскую Республику (22 мая 1990 г.). Подъём национально-освободительного движения в султанатах и эмиратах Южной Аравии на рубеже 70-х гг. ХХ века. Образование султаната Оман и восстановление им политической независимости (9 августа 1970 г.). Ликвидация британского протектората над Катаром и прилегающими островами (1 сентября 1970 г.). Предоставление независимости эмирату Бахрейн (14 августа 197I г.). Образование независимого государства Объединённые Арабские Эмираты (ОАЭ, 2 декабря 1971 г .). Проблема Западной Сахары.
Национально-освободительное движение народов Тропической Африки, его характерные черты и особенности. Обстановка в африканских странах после второй мировой войны. Пятый панафриканский конгресс в Манчестере (октябрь 1945 г.) и выдвижение лозунга политической независимости.

Появление первых независимых государств в Африке южнее Сахары. Провозглашение независимости Ганы (6 марта 1957 г.). Образование независимой Гвинейской Республики (2 октября 1958 г.). Кваме Нкрума и Ахмед Секу Туре как лидеры национально-освободительного движения ганского и гвинейского народов.

1960 год – «Год освобождения Африки». Образование новых независимых государств на месте бывших британских и французских колониальных владений в Тропической Африке. Нигерия, Сомали и Ботсвана. Мавритания, Мали, Сенегал, Верхняя Вольта (Буркина-Фасо), Берег Слоновой Кости (Кот д’Ивуар), Того, Дагомея (Бенин), Нигер, Чад, Камерун, Народная Республика Конго, Центрально-Африканская Республика, Малагасийская Республика (Мадагаскар).

Положение в Бельгийском Конго. Кризис системы колониального управления страной. Провозглашение независимости Конго в условиях внутренней нестабильности (30 июня 1960 г.). Политический портрет и деятельность Патриса Лумумбы, его трагическая судьба. Сепаратистский мятеж в провинции Катанга (Шаба) и открытая бельгийская интервенция в Конго. Введение в страну войск ООН. Установление режима Мобуту Сесе Секо. Образование Демократической Республики Конго (август 1964 г.).

Окончательный развал британской и французской колониальных империй в Азии и Африке. Провозглашение независимости Сьерра-Леоне и Танганьики (1961 г.), Уганды, Руанды и Бурунди (I962 г.), Кении и Занзибара (1963 г.). Слияние Танганьики и Занзибара в одно государство – Объединённую Республику Танзания, распад британской федерации Родезии и Ньясаленда, возникновение независимых Замбии и Малави (1964 г.). Предоставление независимости Гамбии (1965 г.), Лесото (1966 г.), Экваториальной Гвинее, Свазиленду и острову Маврикий (1968 г.), Коморским и Сейшельским островам (1975 и 1976 гг.), Джибути (1977 г.).

Завершение процесса деколонизации на Африканском континенте. Кризис колониального режима в «заморских провинциях» Португалии. Отказ португальских властей от мирного разрешения конфликта. Вооружённая борьба народов португальских колоний за свободу и независимость своих стран (196I-1974 гг.). Антифашистско-демократическая революция «алых гвоздик» в Португалии (апрель 1974 г.) и распад последней колониальной империи в Африке.

Образование Республики Гвинея-Бисау (24 сентября 1973 г.), Республики Кабо-Верде (5 июля 1975 г.) и Демократической Республики Сан-Томе и Принсипи (12 июля 1975 г.).

Положение в Анголе. Размежевание и поляризация основных политических сил в ангольском обществе накануне провозглашения независимости. Народное движение за освобождение Анголы (МПЛА) и его программа. Политический портрет и деятельность Агостиньо Нето. Национальный фронт освобождения Анголы (ФНЛА) и Национальный союз за полную независимость Анголы (УНИТА), роль этих организаций в эскалации ангольского кризиса. Начало гражданской войны и вторжение страну войск Заира и ЮАР. Образование Народной Республики Ангола (11 ноября 1975 г.) и борьба против внешней интервенции и внутренней реакции. Помощь Анголе со стороны СССР и Кубы. Соперничество великих мировых держав за влияние в Анголе.

Обстановка в Мозамбике. Фронт освобождения Мозамбика (ФРЕЛИМО) и его программа. Образование Народной Республики Мозамбик и становление молодого государства (25 июня 1975 г.). Политический портрет и деятельность Саморы Машела.

Проблемы Южной Африки. Режимы расовой и этнической дискриминации в Южной Родезии, Южно-Африканской Республике (ЮАР) и Намибии. Борьба патриотов этих стран за ликвидацию последних очагов колониализма и расизма на континенте.

Ситуация в Южной Родезии после распада федерации Родезии и Ньясаленда. Обострение расовых и этнических проблем. Партии белого населения - Родезийский фронт и другие. Партии чёрного населения - Африканский национальный союз Зимбабве (ЗАНУ) и Союз африканского народа Зимбабве (ЗАПУ). Реакционный переворот 1965 года и установление расистского режима Яна Смита. Переход ЗАНУ и ЗАНУ к методам вооружённой борьбы, создание Патриотического фронта (I979 г.). Роберт Мугабе и Джошуа Нкомо как лидеры национально-освободительного движения зимбабвийского народа. Лондонское соглашение 1980 года и его положения. Образование Республики Зимбабве и начало политической стабилизации (I980 г.).

Положение в ЮАР после второй мировой войны. Приход к власти Националистической партии. Провозглашение расистской доктрины апартеида («раздельного развития рас»). Создание бантустанов. Массовые репрессии против коммунистов и демократов. Расстрел в Шарпевиле и его последствия.

Сопротивление режиму апартеида. Кампания неповиновения расистским законам (I952 г.). Хартия свободы. Деятельность Коммунистической партии Южной Африки, Африканского национального конгресса (АНК), других демократических партий и организаций ЮАР. Ужесточение репрессий со стороны властей. Нельсон Мандела как лидер антирасистского, демократического и освободительного движения в ЮАР.

Попытки правящих кругов ЮАР модернизировать режим апартеида и подъём массового освободительного движения в 70-х - 80-х гг. ХХ века. Восстание в Соуэто (I976 г.) и его значение. Формы и методы освободительной борьбы в ЮАР. Активизация деятельности вооружённого крыла АНК – «Умконто ве сизве» («Копьё нации»). Кризис режима апартеида.

Приход к власти правительства Фредерика де Клерка и начало процесса либерализации и демократизации в ЮАР. Достижение исторического компромисса между белой, чёрной и «цветной» общинами страны, создание многорасового общества. Избрание Н.Манделы президентом ЮАР. Нормализация отношений ЮАР с государствами Африки.

Намибия как подмандатная территория ЮАР. Распространение режима расовой дискриминации на эту страну. Движение намибийского народа за суверенитет и демократию. Народная организация Юго-Западной Африки (СВАПО) и её программа. Политический портрет и деятельность Сэма Нуйомы. Урегулирование внутренних и внешних аспектов намибийской. проблемы. Провозглашение независимости Намибии (1990 г.).

Территориальные изменения на Африканском континенте не связанные с процессом деколонизации. Внутренний конфликт в Эфиопии, выход провинции Эритрея из состава этого государства и образование нового независимого государства в Африке – Республики Эритрея (1993 г.).

Страны Востока после достижения политической независимости. Последствия эпохи колониального владычества для стран и народов Азии и Африки, пути и методы их преодоления.

Проблемы экономического и социального прогресса стран Востока в постколониальный период. Традиционный восточный рынок, колониальный капитал и мировое капиталистическое хозяйство. Приспособление старой структуры к изменившимся обстоятельствам и сопротивление навязываемым извне переменам. Возрастание роли государства в странах Азии и Африки после обретения последними политической независимости. Укрепление и усиление позиций национального капитала в странах современного Востока

Особенности протекания процесса индустриализации в странах «третьего мира» Аграрный сектор экономики как стартовая база экономического подъёма, «зелёная революция» и её результаты. Модернизация отраслей лёгкой и пищевой промышленности, создание современной инфраструктуры, развитие сферы услуг и туризма. Ускоренный рост добывающих и обрабатывающих отраслей промышленности, производств средств производства и энергетического комплекса. Неравномерность экономического и социального развития молодых освободившихся государств Азии и Африки.

Глобальные проблемы человечества и «третий мир». Демографическая и продовольственная, энергетическая и экологическая проблемы. Проблемы образования, здравоохранения и социального обеспечения. Жилищный кризис, рост безработицы, насилия и преступности, наркомании и алкоголизма. Увеличение разрыва в уровне доходов между индустриально развитыми странами и наименее развитыми странами мира (проблема взаимоотношений Север -Юг), между богатыми и бедными непосредственно в странах «третьего мира». Национальные, этнические и расовые конфликты, межобщинные и межконфессиональные противоречия и распри. Перспективы глобальной

социальной катастрофы планетарного масштаба, пути и методы её преодоления и ликвидации.

Дифференциация развивающихся государств Азии и Африки на современном этапе их развития. Научные критерии и методология дифференциации.

Верхний эшелон развивающихся государств Азии и Африки, особенности его формирования.

Новые индустриальные страны (НИС) - Южная Корея, Тайвань, Сянган (Гонконг) и Сингапур, Таиланд, Малайзия, Индонезия и Филиппины, Турция и Иран, Израиль и ЮАР.

Страны – производители и экспортёры нефти – Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Оман, Бахрейн, Катар и Бруней, Сирия, Ирак, Египет, Ливия и Алжир, Нигерия и Габон.

Промежуточный эшелон развивающихся государств Азии и Африки, особенности его формирования.

Величайшие страны Азии – Индия и Китай.

Страны с переходной экономикой смешанного типа - Монголия, Северная Корея, Вьетнам и Лаос, Пакистан и Шри Ланка (Цейлон), Ливан., Иордания и Йемен, Тунис, Марокко и Мавритания, Намибия, Зимбабве, Ботсвана, Замбия и Кения, Камерун, Демократическая Республика Конго (Заир), Народная Республика Конго, Сенегал и Маврикий.

Мельчайшие страны – островные территории и государства расположенные в бассейнах Тихого, Индийского и Атлантического океанов – Вануату, Восточное и Западное Самоа, Гуам, Кирибати и Кокосовые острова, острова Кука, Мидуей и острова Микронезии, Науру, Ниуэ и Новая Каледония, Норфолк. Питкэрн и Полинезия, остров Рождества, Соломоновы острова и Токелау, Тонга, Тувалу, острова Уоллис и Футуна, Уэйк и Фиджи, Мальдивские, Коморские и Сейшельские острова, Реюньон, Кабо-Верде, Сан-Томе и Принсипи, остров Святой Елены. Государства – анклавы расположенные на Африканском континенте – Джибути и Свазиленд.

Нижний эшелон развивающихся государств Азии и Африки, особенности его формирования.

Наименее развитые страны (НРС) – Афганистан, Непал, Бутан и Бангладеш, Мьянма (Бирма), Камбоджа (Кампучия) и Папуа - Новая Гвинея, Западная Сахара, Мали, Нигер, Чад и Судан, Эфиопия, Эритрея и Сомали, Гамбия, Гвинея, Гвинея-Бисау и Экваториальная Гвинея, Сьерра-Леоне, Либерия, Кот-д’Ивуар (Берег Слоновой Кости), Буркина Фасо ‚Верхняя Вольта, Гана, Того, Бенин (Дагомея) и Центрально Африканская Республика, Уганда, Руанда, Бурунди и Малави, Танзания, Ангола, Мозамбик, Мадагаскар и Лесото.

Социально-классовая структура постколониальных обществ стран Востока. Формирование новых, распад и трансформация старых классов, социальных групп и сословий, основные факторы влияющие на этот процесс. Становление современного индустриального (постиндустриального) общества с присущими ему характеристиками, производительными силами и производственными отношениями. Включённость развивающихся обществ в систему мировых связей, совокупность внешних связей, воздействие демонстрационного эффекта. Демографический взрыв в странах Азии и Африки и его последствия. Объективно детерменированное и идущее в русле общемировых процессов повышение роли государства в экономическом и социальном развитии.

Трансформация социально-классовой структуры в развивающихся странах Азии и Африки как совокупность процессов протекающих на разных этажах социальной пирамиды восточных обществ.

Традиционная светская и духовная элита. Государственная бюрократия и чиновничество. Финансовая, промышленная и торговая буржуазия. Крупные и средние аграрии. Национальная интеллигенция и “средний класс”. Промышленный рабочий класс и другие категории лиц городского наёмного труда. Городские и сельские ремесленники и торговцы. Крестьянство, фермерство и батрачество. Маргинальные слои города и деревни.

Проблема выбора дальнейшего пути развития у молодых независимых государств Азии и Африки. Эталоны для ориентации. Еврокапиталистическая и марксистско-социалистическая альтернативы как основные варианты модернизации и стран восточных обществ и государств в ХХ веке, условия и обстоятельства их реализации. Религиозно- цивилизационный фундамент как фактор выбора. Демонстрационный эффект и его роль. Исходный уровень политического, экономического и социального развития. Наличие у власти социальных сил, политически и организационно, способных провести соответствуюшую модернизацию и трансформацию. Роль личности, конкретных политических и общественных деятелей в этом процессе. Влияние фактора политико-идеологического противостояния двух мировых социально-политических систем (олицетворяемых США и СССР) на судьбы современного Востока.

Основные модели и перспективы развития капиталистически ориентированных государств Азии и Африки – японская или восточноазиатская модель, индийская и африканская модели.

Основные модели и перспективы развития социалистически и просоциалистических ориентированных государств Азии и Африки – марксистско-социалистическая модель и близкие к ней по духу и характеру модели жёсткого, авторитарного социализма, модели социал-демократического типа и модели немарксистского социализма.

Опыт Китая в деле реформирования марксистско-социалистической модели развития. Социалистическая и коммунистическая идея в странах современного Востока.



Неоколониализм и проблема взаимоотношений Север – Юг в современных условиях. Противодействие молодых независимых государств Азии и Африки политике неоколониалистского закабаления и угнетения.

Неоколониализм как особая историческая форма колониальной экспансии европейских держав, США и Японии. Сущность неоколониалистского воздействия на молодые независимые государства Азии, Африки и Латинской Америки. Возрастание экономических и финансовых возможностей высокоразвитых капиталистических государств после второй мировой войны. Усиление роли ТНК и ТНБ в мировом капиталистическом хозяйстве, экспансия международного капитала в страны «третьего мира». Основные формы деятельности ТНК и ТНБ на рынках развивающихся стран. Проблема взаимоотношений Север – Юг в современных условиях. Мётоды неоколониалистского воздействия на молодые независимые государства. Азии Африки и Латинской Америки. Основные черты неоколониализма в сферах экономики, политики и идеологии.

Особенности неоколониалистского воздействия на молодые независимые государства Азии, Африки и Латинской Америки.

Специфика взаимоотношений Великобритании и Франции со странами «третьего мира». Создание Британского Содружества наций (1931 г.) и трансформация последнего в Содружество наций. Образование Французского Союза (1946-1947 гг.), реорганизация его во Французское сообщество и Движение франкофонии. Принципы функционирования, цели и задачи деятельности, состав участников этих международных объединений. Идея создания «Евроафрики» и её крах.

Специфика взаимоотношений США со странами «третьего мира». Управление международного развития (УМР) и его деятельность. Реализация УМР соответствующих американских программ экономической и иной помощи с привлечением к этому процессу и других государственных структур США, частных фирм, и общественных организаций. Использование правительством США в своих интересах международных финансовых и экономических организаций – Международного валютного фонда (МВФ), Всемирного банка реконструкции и развития (ВБРР) и других.

Специфика взаимоотношений Германии и Японии со странами «третьего мира». Экономический подъём в Германии и Японии в после -военный период и его результаты. Использование правительствами этих стран значительных валютных резервов, передовых наукоёмких и ресурсосберегающих технологий для завоевания рынков развивающихся стран и вытеснения с них американских, английских и французских конкурентов.

Противодействие молодых независимых государств Азии и Африки политике неоколониалистского закабаления и угнетения. Исторические перспективы преодоления неоколониалистской тенденции в отношениях между странами «третьего мира» и высокоразвитыми капиталистическими государствами.

Бандунгская конференция молодых независимых государств Азии и Африки (18-24 апреля 1955 г.) и её значение. Принятие «Декларации о содействии всеобщему миру и сотрудничеству», её основные положения. «Панча шила».

Основание и становление Движения неприсоединения, принципы его деятельности. Белградская конференция неприсоединившихся государств (1961 г.) и её решения. Политика «позитивного нейтрализма». Ведущие идеологи Движения неприсоединения и их роль в укреплении мира и взаимопонимания между народами земного шара - Дж.Неру, Г.А.Насер,. И.Б.Тито, А.Сукарно, И.Ганди и Р.Ганди. Позиция неприсоединившихся стран в ООН. Отношение великих мировых держав к Движению неприсоединения.

Другие межрегиональные и субрегиональные политические и политико-экономические объединения и союзы молодых независимых государств Азии, Африки и Океании. Организация солидарности народов Азии и Африки (ОСНАА), Организация исламская конференция (ОСНАА), Организация африканского единства - Африканский Союз (ОАЕ – АС), Африканское экономическое сообщество (АфрЭС), Лига арабских государств (ЛАГ), Общеарабский народный конгресс ,Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), Организация стран экспортёров нефти (ОПЕК). Экономическое сообщество Западно-Африканских государств (ЭКОВАС), Межправительственное агенство по развитию (ИГАД), Общий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА), Организация экономического сотрудничества (ОЭС), Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК), Комиссия Индийского океана (КОИ), Ассоциация регионального сотрудничества стран Индийского океана (АРСИО), Азиатско-Тихоокеанский совет (АЗПАК), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Южнотихоокеанский форум (ЮТФ) и их деятельность.

Начало процесса интеграции развитых и развивающихся стран в единые экономические и политико-экономические структуры. Международный форум в Сиэтле с участием глав правительств государств АТР (США, ноябрь I993 г.) и создание организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС).

Проблема милитаризации в странах Востока. Основные причины милитаризации и роста расходов на военные нужды в молодых независимых государствах Азии и Африки. Численный рост армий в странах «третьего мира» и создание предприятий национальной оборонной промышленности. Втягивание стран Востока в орбиту военной политики ведущих мировых держав.

Специфика военного сотрудничества СССР со странами «третьего мира». 3аключение двусторонних договоров и соглашений о дружбе и сотрудничестве, о взаимопомощи с Китаем, Северной Кореей, Монголией Индией и Индонезией, Вьетнамом, Лаосом и Камбоджей (Кампучией),. Афганистаном, Египтом и Сирией, Ираком и Южным Йеменом, Алжиром и Ливией, Эфиопией, Анголой и Мозамбиком, Кубой и Никарагуа. Посылка военных советников и специалистов в эти страны, поставки вооружений и техники военного назначения.

Специфика военного сотрудничества США, Великобритании и Франции со странами «третьего мира». Заключение многосторонних военно-политических союзов и образование региональных блоков соответствующего характера. Организация центрального договора (СЕНТО), Организация договора Юго-Восточной Азии (СЕАТО), АНЗЮС и АНЗЮК. Распространение сферы действия НАТО за пределы Европейского континента. Развёртывание военных баз в стратегически важных для США и государств- участников НАТО районах земного шара, размещение здесь своих воинских контингентов, оружия массового поражения и средств его доставки. Посылка военных советников и специалистов, поставки вооружений и военной техники в страны с прозападными режимами.

Участие великих мировых держав в локальных войнах и вооружённых конфликтах в странах «третьего мира» и его последствия. Угроза распространения гонки ядерных вооружений в афро-азиатском мире. Расширение членства в «ядерном клубе» (США, Россия, Великобритания, Франция и Китай) за счёт Индии, Пакистана, Израиля и ЮАР. «Пороговые страны» - Северная и Южная Кореи, Иран, Ирак и другие. Перспективы ограничения, сокращения и устранения гонки ядерных и неядерных вооружений в странах «третьего мира».

Опасность возникновения региональных военных конфликтов в странах Востока и перерастания их в мировые. Международные кризисы и их последствия. Перспективы ограничения, устранения и ликвидации региональных военных конфликтов в странах Востока и на земном шаре.

Страны Востока на рубеже и вначале ХХI века. Возникновение новых центров политической, экономической и деловой активности на планете.

М о д у л ь 2

ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОГО И ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБНОВЛЕНИЯ

СТРАН ВОСТОЧНОЙ И ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ.





следующая страница >>