Н. А. Некрасова Научно-методический отдел Литературно-художественный журнал и культура чтения пользователя библиотеки Методические р - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Пленительные образы некрасова (Литературно-музыкальный вечер, посвящённый... 1 201.77kb.
Союз журналистов республики татарстан литературно-художественный... 1 184.49kb.
«Центральная городская детская библиотека г. Таганрога: сохраняя... 1 79.58kb.
Научно-методический центр выборгского района 4 785.14kb.
Берега Литературно-художественный и общественно-политический журнал... 8 4392.36kb.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов... 5 1428.88kb.
Методические рекомендации по «Введению» (7 класс) Поурочные рекомендации... 5 1749.29kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины 1 124.53kb.
Научно-методический журнал №1 (12) 2010 Основан в 2005 году Выходит... 9 3650.72kb.
Методические рекомендации по срсп методические рекомендации по срс 1 274.05kb.
Методические рекомендации об организации контроля за соблюдением... 2 686.1kb.
«Влияние человека на природу» 1 199.56kb.
- 4 1234.94kb.
Н. А. Некрасова Научно-методический отдел Литературно-художественный журнал и культура - страница №1/3

x:\отделы и секторы\научно-методический отдел\толстые журналы пособие\приложения\журналы_стопка.jpg

Ярославская областная универсальная научная библиотека

имени Н.А. Некрасова

Научно-методический отдел

Литературно-художественный журнал

и культура чтения пользователя библиотеки
Методические рекомендации

«Читай не затем, чтобы противоречить и опровергать;

не затем, чтобы принимать все на веру,

и не затем, чтобы найти предмет для беседы;

но чтобы мыслить и рассуждать».

Ф. Бэкон

Ярославль, 2013

Ярославская областная универсальная научная библиотека

имени Н.А. Некрасова

Научно-методический отдел

Литературно-художественный журнал

и культура чтения пользователя библиотеки
Методические рекомендации

Ярославль, 2013

Составители:



Еланцева Е. В.,

вед. методист научно-методического отдела

(От составителей; Вступление; Формы и методы работы с литературно-художественными журналами: из опыта работы публичных библиотек)
Ткачук С. А.

зав. отделом периодических изданий

(Современные литературно-художественные журналы в сети Интернет;

Литературные сайты, представляющие в Интернете

содержание литературных журналов)
Гуляева С. Л.,

гл. хранитель ЯОУНБ имени Н.А. Некрасова

(Обеспечение сохранности фонда периодических изданий)

Ответственный за выпуск:



Е. С. Семенова,

зав. научно-методическим отделом

Литературно-художественный журнал и культура чтения пользователя библиотеки: метод. рекомендации / ЯОУНБ имени Н. А. Некрасова; сост.: Е. В Еланцева, Т. А. Ткачук, С. Л. Гуляева ; отв. за вып. Е. С. Семенова. – Ярославль, 2013. – 70 с.

СОДЕРЖАНИЕ



Вступление 7

Формы и методы работы


с литературно-художественными журналами:
из опыта работы публичных библиотек 10

Современные литературно-художественные журналы 22

в сети Интернет: обзор 22

Обеспечение сохранности фонда


периодических изданий:
Методико-инструктивные материалы 54

Приложение №1 61

Приложение №2 63

Приложение №3 64

Приложение № 4 65

Приложение № 5 66



Уважаемые коллеги!


Ярославская областная универсальная научная библиотека имени Н. А. Некрасова предлагает вашему вниманию методическое пособие рекомендательного характера «Литературно-художественный журнал и культура чтения».

В 2010 году Центр чтения Российской национальной библиотеки совместно с журналом «Библиотечное дело» приступили к осуществлению проекта «Читаем литературно-художественные журналы». В течение трех лет на страницах журнала «Библиотечное дело» было напечатано 14 выпусков актуальных материалов, представленных редакциями самых популярных в России «толстых» журналов. Целью проекта является не только повышение их роли в жизни общества, но и привлечение библиотек к активной просветительской деятельности: формированию и воспитанию культуры чтения посредством литературно-художественного журнала.

Анализ годовых отчетов муниципальных библиотек Ярославской области за прошедшие три года подтверждает, что библиотеки ведут серьезную, целенаправленную работу по продвижению чтения. Во всех муниципальных образованиях действуют одноименные программы, разрабатываются авторские проекты. Но, к сожалению, мало примеров активной работы с фондом литературно-художественных журналов.

Составители пособия ставили своей задачей помочь библиотекарям-практикам в выборе форматов мероприятий по данной теме, разобраться в огромном перечне предлагаемых журналов. При прочтении материала особое внимание рекомендуется уделить информации, рассказывающей об электронных версиях литературно-художественных журналов. Литературно-художественный журнал является частью фонда периодических изданий, поэтому в пособии есть материал, отражающий вопросы его формирования, учета и сохранности.

Представленные методические материалы сгруппированы в соответствии с методикой составления методического пособия, но вступительная часть имеет свои особенности.

Учитывая значимость обсуждаемой темы, составители использовали эмоциональные приемы в тексте, которые, возможно, акцентируют внимание библиотекарей на литературно-художественные журналы.

В приложении даны фактические и иллюстрированные материалы.


Вступление


Мое детство прошло в те времена, когда люди ждали и были уверены, что все будет хорошо. Валентина Васильевна с третьего этажа ждала, когда подойдет ее очередь на ковер, Валерка с пятого ждал «Мелодий и ритмов зарубежной эстрады», мой папа ждал, когда наступит коммунизм, причем, он был уверен, что наступит он именно в 1989 году. Самое удивительное, в этот год родилась моя дочь, может это и есть своеобразный коммунизм в сердце. А я ждала пятницу. В этот день Галина Сергеевна разрешала мне брать книги из своей домашней библиотеки. Был установлен четкий регламент. В воскресенье утром книги обязательно надо вернуть. Коллекция была потрясающая. Полное собрание сочинений А. Дюма, Жюль Верн, сборники фантастики. К сожалению, прочитывалось не все. Однажды я была допущена в кладовку, где стопками лежали «толстые журналы». До сих пор помню волнение от забитых до отказа полок. Эта кладовка открыла для меня мир настоящей литературы. Никогда не забуду «Иностранку», в которой впервые прочитала «Чайку по имени Джонатан» Ричарда Баха. Потом был Булгаков в «Москве», Аксенов в «Юности». Одним словом, меня не интересовали контрольные по физике, математике. Главным в жизни была пятница. А потом все резко закончилось. Я провинилась — не отдала книги вовремя. Уж не знаю, то ли благодаря, то ли вопреки, но для себя решила: «Все ... поступаю на библиотечный. Буду работать в библиотеке, и книги больше не придется выпрашивать». После окончания института я работала в юношеской библиотеке. Фонд был большой, но почти вся литература имела общественно-политическую направленность. Единственное, что представляло интерес – это толстые литературные журналы. Мы, библиотекари, создавали картотеки, отражающие содержание каждого журнала. Читателей было много, и роспись журналов приходилось чаще всего делать дома. Это не вызывало ощущения обязанности. Работа приносила только радость. Сколько замечательных произведений было прочитано в те годы. Читатели буквально боролись за каждый новый номер «толстушки». У нас в коллективе персонал делился не по возрастному признаку, а по читательским предпочтениям. Кто-то читал только «Наш современник», кто-то ленинградские журналы, кто-то горой стоял за «Сибирские огни». Я обожала «Иностранную литературу». Литературные журналы того времени открыли для читателя публицистику. В библиотеках мы проводили презентации, где обсуждались новые произведения и темы публицистических статей. Именно в конце 1980-х самой интересной формой работы с читателем был обзор литературных журналов. В каждой библиотеке работал литературный дискуссионный клуб, на котором собиралась вся творческая интеллигенция, чтобы обсудить прочитанное. Тогда, благодаря «толстушкам», библиотеки достойно пережили «книжный голод».

С тех пор прошло почти тридцать лет. За это время многое изменилось в нашей жизни, в библиотечном деле. Изменилось и отношение к литературному журналу. А ведь именно на страницах современной «толстушки» идет настоящий литературный процесс. И кто знает, возможно, сейчас у нас, у библиотекарей, есть шанс опередить время и рассказать читателю о произведении, которое станет Классикой для будущих поколений.


Формы и методы работы
с литературно-художественными журналами:
из опыта работы публичных библиотек


Перед библиотечным специалистом сегодня стоит трудная задача убедить читателя в том, что произведения, которые печатаются в литературно-художественных журналах, могут служить людям всех поколений. Они нацелены на поиск эффективных форм и методов работы, чтобы вернуть привычку к чтению «серьёзной» литературы. Теоретически, каждый библиотекарь это понимает, но с практической точки зрения возникают вопросы. Что конкретно необходимо сделать, чтобы всколыхнуть интерес к литературным журналам и в конечном результате привлечь читателя в библиотеку.

Начальным этапом в решении этой задачи является изучение использования журналов художественной и литературоведческой направленности. Невозможно успешно работать в данном направлении не имея ясного представления о целевой аудитории, ее составе, социально-демографическом портрете, тематических предпочтениях и интересах. Действенным механизмом в получении реальной информации по изучению спроса и предложения являются библиотечные маркетинговые исследования. Используя метод анкетирования, в библиотеке можно провести анализ социальных ролей библиотекаря и пользователя, определить их взаимные ожидания. С одной стороны, ожидания пользователя удовлетворить свои читательские интересы в библиотеке и с помощью библиотеки. С другой стороны, поиск библиотекарем путей и способов оправдания этих ожиданий. Маркетинговые исследования в использовании «толстых» журналов позволят:



  • -откорректировать комплектование библиотеки литературно-художественными журналами;

  • -отредактировать справочный аппарат, позволяющий добиться соответствия проблематике запросов;

  • -обеспечить контроль и анализ эффективности обслуживания.

В структуру и содержание бланка анкеты должны входить:

  • - социально-демографические характеристики респондентов;

  • -библиотечные характеристики респондентов;

  • -содержание и спрос выдачи;

  • -мотивы обращения к литературно-художественным журналам.

Под библиотечными характеристиками подразумевается библиотечный стаж пользователя и интенсивность его посещений. Затем необходимо выяснить степень удовлетворенности репертуаром литературно-художественных журналов, справочным аппаратом. Основные данные об использовании литературно-художественных журналов будут получены из вопросов, касающихся содержания и спроса выдачи. Это могут быть вопросы следующего характера: «Какой, конкретно, литературный журнал Вас интересует?» или «Какие публикации Вас интересуют в литературно-художественных журналах?». Данные о книговыдаче можно получить из ответов на вопросы: «Вы получили запрашиваемый материал?», «Какие еще материалы и услуги Вы получили в библиотеке?» В результате, вы выявите библиотечный «дефицит», отказы и их причины. Информацию о мотивах обращения в библиотеку в целом и к конкретным материалам можно считать центральной, важнейшей информацией, получаемой при изучении спроса. Почему пользователь пришел именно в библиотеку, и были ли удовлетворены его потребности – вот главный акцент в исследовании, определяющий сегодняшнюю и завтрашнюю деятельность библиотеки. Именно владение такого рода данными позволит внедрить новые формы и методы работы в библиотечном обслуживании. Например, в читальном зале открыть уголок литературного журнала или подготовить цикл мероприятий, посвященных современным направлениям в литературе. Эти же данные станут аргументами и иллюстрациями в записках и справках для органов управления в проектной документации, в заявках на гранты и т. д.

Методика предполагает получение информации об источнике или источниках информации о запрошенных и выданных материалов. В анкете следует предложить блок вопросов, в которых идет речь о «добиблиотечных» и «библиотечных» источниках. Полученная информация даст возможность выявить значимость библиотечных источников для различных групп пользователей.

При составлении анкеты необходимо внести вопросы, касающиеся удовлетворения спроса. Это отметки о получении или неполучении материала. Исходя из этого, составляется список отказов. Данные о неудовлетворительном или не полностью удовлетворенном спросе позволят определить: какие категории пользователей чаще всего получают отказы, какие информационные потребности библиотека удовлетворяет слабо.

Как показывает практика, результаты исследования помогают и находят применение при разработке программ, проектов в поддержку чтения, в данном случае, эффективного использования литературно-художественных периодических изданий.

Очень интересный опыт в этом направлении у коллег Тверской областной универсальной научной библиотеки имени А. М. Горького. В рамках партнёрского проекта библиотек Тверской области на сайте создан блог «Представляем = Рекомендуем» http://jinlib.tverlib.ru/.

Следует отметить, что библиотеки активно используют в своей деятельности современные форматы мероприятий. Например, передвижной читальный зал, который был впервые проведен в рамках проекта «Библиотека под зонтиком» коллегами из Алтайской краевой универсальной научной библиотеки имени В. Я. Шишкова. Авторами проекта стали библиотекарь читального зала Е. И. Фомина и заведующая отделом обслуживания М. Г. Пушенко. http://www.nlr.ru/nlr/div/nmo/zb/lib/search.php?id=2366&r=4

В Ярославской области уже более 6 лет ЦБС г. Ярославля реализует мега-проект «Читающий Ярославль». В рамках этого проекта Центральная библиотека имени М. Ю. Лермонтова на страницах газеты «Городские новости» открыла «Книгоафишу», где в течение 2012 года было размещено 48 советов-рекомендаций на лучшие произведения современной прозы, напечатанные в литературно-художественных журналах.

Центральная библиотека Любимской ЦБС в рамках акции «Мы за читающую Россию» организовала библиотечный маршрут «Читающий автобус по улицам Любима» с остановками на предприятиях и учреждениях города (Приложение № 1). Конечной остановкой читающего автобуса был летний читальный зал, где сотрудники библиотеки провели мини-анкетирование «Читаю я, читаем мы, читают все», представили весь спектр периодических изданий, в том числе и литературно-художественных.

Подобные специальные мероприятия показывают, что просветительское предназначение библиотек сегодня невозможно без использования элементов маркетинга. Активно рекомендовать актуальную публицистику и произведения высокого художественного достоинства, которые напечатаны на страницах литературных журналов можно через событийный маркетинг.



Событийный маркетинг — маркетинговый инструмент, комплекс специальных мероприятий и акций, проводимых с целью манипулирования поведением и мнением специально приглашенной на событие аудитории. Его задача сформировать у человека положительное личностное отношение, вызвать интерес. Событийный маркетинг использует поводсобытие: реальное или вымышленное, плановое или специально организованное, широко известное или созданное специально для конкретной аудитории. Используется не столько в качестве инструмента напоминания о себе, сколько при появлении или продвижении определенного направления. Примером можно назвать презентацию регионального литературного журнала «Мера», которая прошла не только в Ярославской областной универсальной научной библиотеке имени Н. А. Некрасова http://yarreg.ru/articles/16917 , но и в муниципальных библиотеках области (Центральная библиотека имени И. З. Суркова г. Углича http://www.gazetauglich.ru/showArticle.php?article_id=3155, Центральная библиотека г. Данилова) (Приложение №2).

Презентация журнала вызвала интерес у творческой интеллигенции. Так, в Опочининской библиотеке г. Мышкина журналом заинтересовались участники клуба «Озарение», статья С. Овсянникова «Эх, дороги» (Мера. 2011. № 2.) помогла библиотекарям в создании сценария поэтического праздника «Пусть всегда будет солнце», посвященного 100-летию Льва Ошанина. В Гаврилов-Ямской центральной библиотеке журнал нашел отклик у педагогов русского языка и литературы, в частности, рубрика «Литературное краеведение».

При обыгрывании планового события необходимо учитывать тот факт, что интерес к новому вызывает больший отклик. Правильно оперируя всеми рекламными средствами событийного маркетинга в совокупности, можно обеспечить выгоду как для тех, кто организует событие, так и для тех, кто в мероприятии участвует.

Работа с «толстыми» журналами требует от библиотекаря творческой инициативы. Собственно, будущее библиотечного дела в целом напрямую зависит от развития и совершенствования форм и методов обслуживания пользователей. Библиотечную профессию погубит не Интернет и электронная книга, как предрекают в обществе. Нас погубит нехватка воображения. Профессиональный рост библиотечного специалиста сегодня возможен только при умении видеть не то, что есть, а то, что может быть в будущем. И, особенно важно, присутствие личного интереса. Почему сегодня литературно-художественные журналы остаются невостребованными в библиотеках? Хотя, на сайте «Журнальный зал» http://magazines.russ.ru/, где собраны все Интернет-версии журналов, их читает 8 тысяч человек в день, 240 тысяч в месяц, это не так уж и мало. Следовательно, они по-прежнему оказывают важнейшее влияние на литературу и общество в России. «Толстый» литературный журнал – пожалуй, самое оптимальное средство для библиотек при нехватке бюджетного финансирования на комплектование книжного фонда. Только через «толстые журналы» читатель библиотеки узнает, что же реально сейчас происходит в прозе, поэзии, литературной критике. Донести эту мысль библиотекарь может лишь, пропустив ее через личностное восприятие.

Творческий подход, яркий, эмоциональный взгляд библиотекаря на современную литературу лучше всего выражается через рекомендательную библиографию. Именно рекомендательная библиография необходима в работе с литературно-художественными журналами. Сотни тысяч публикаций в журналах, Интернете заставляют читателя задуматься: как же разобраться в этом мощном потоке, выбрать необходимое и лучшее. Помощь в выборе лучшего необходима не только читателю, а даже более необходима самим библиотекарям. Конечно, все прочитать невозможно, но знать необходимо. Рекомендуем воспользоваться идеей С. И. Забелышинской, заведующего отделом по проблемам чтения Российской государственной юношеской библиотеки.

В 2006 году отдел выпустил четыре сборника рекомендательного пособия под названием «Литературный подиум». http://www.library.ru/1/education/journal/archive/mbd_4_2006.pdf

Формат этого материала можно использовать сразу в двух направлениях: в рамках курсов повышения квалификации библиотекарей и непосредственно в библиотечном обслуживании пользователей, так как разделы пособия являются готовыми заголовками к выставке, посвященной «толстым журналам».

Авторы издания взяли за основу тему моды. Литературная мода – особое явление, хотя в нем, как и в любой другой моде есть свои законодатели и ниспровергатели. Есть те, кто представляет Высокую моду. «От кутюр» - так называется один из разделов. Просматривая литературные журналы, вы сразу поймете, что здесь представляются, например, лауреаты литературных премий классики литературы, печатающиеся на страницах журналов (Приложение №3).

Согласно принятой в мире моды традиции, следующий раздел «Прет-а-порте» - то, что на профессиональном языке модельеров называется «готовое платье для потребителя», т.е. в случае «Литературного подиума» - это произведения, написанные в увлекательном сюжете, легкие без философского осмысления.

«Модные аксессуары» – этот раздел может перекликаться с первым, так как здесь представляются Имена и обсуждаемые произведения. Чаще всего, эти авторы и становятся лауреатами премий.

«Литературный подиум» не обойдется без раздела «Ретро», где представляются авторы произведений, которые стали лучшими образцами литературы, но начинали печататься именно в литературных журналах. Многие муниципальные библиотеки России эту идею развили более в масштабном смысле. «Литературные подиумы» стали не просто выставочными проектами, а крупными городскими мероприятиями.

Образцом творческого подхода в использовании рекомендательной библиографии для популяризации литературно-художественных журналов может служить опыт ЦБС г. Белово Кемеровской области. Чтобы показать читателю все богатство повестей, романов, рассказов, собранных в литературно-художественных журналах, центральная библиотека издает аннотированный указатель «Лучшее в «толстых» журналах». Это совместная работа библиотекарей всех филиалов ЦБС. В создании указателя принимают участие читатели. Два раза в год в методическом отделе собирается редакционная коллегия, которая обсуждает, отбирает, редактирует заранее написанные аннотации сотрудниками ЦБС. Отредактированные аннотации включаются в библиографический указатель. Несомненно, выбор субъективен, но как говорят авторы идеи – методист ЦБС г. Белово И. А. Мантурова и библиограф М. В. Балаганская: «Мнение библиотекарей и читателей совпадает с комментариями известных критиков». Аннотированный указатель «Лучшее в «толстых» журналах» – удачная форма работы и прекрасная возможность обратить внимание читателей на новинки в художественной литературе.

В Центральной библиотеке г. Кунгур сотрудники абонемента проводят демонстрации медиопрезентаций «Что можно почитать в периодических изданиях». Параллельно в библиотеке была объявлена акция «Лучший читатель литературно-художественных журналов» и выделен стеллаж для данной периодики. На протяжении акции действовали выставки рекомендательного характера. Например, интерес представляют выставки одной книги «Захар Прилепин: Именины сердца: разговоры с русской литературой» и «Л. Данилкин: Нумерация с хвоста: Путеводитель по русской литературе», которые знакомят читателей с современными авторами. Захар Прилепин в своей книге «провел ряд бесед» как с живыми классиками русской литературы, так и с молодыми литераторами. На выставке были представлены книги авторов, с которыми беседовал Прилепин – А. Проханов, Л. Юзефович, А. Кабаков, Е. Попов, М. Елизаров, П. Крусанов, А. Иванов, С. Лукьяненко, Д. Гуцко, Р. Сенчин и др. Кроме книг из фонда библиотеки, на выставке экспонировались книги из других библиотек города. В организации выставки использовался внутрисистемный обмен, что отразилось на росте показателей книговыдачи. Электронный каталог ЦБ позволил быстро отобрать список всех книг.

Говоря о формах и методах библиографического информирования пользователей нельзя не упомянуть о Днях информации. Назначение Дней информации – максимально широкое и многоаспектное раскрытие ресурсов библиотеки, рассчитанное на разнородную по составу читательскую аудиторию. Обычно такие комплексные мероприятия проводятся в библиотеках по мере поступления новой литературы, и посещать их могут все желающие.

О месте и времени проведения Дня информации библиотека заранее извещает читателей и пользователей, а также заинтересованные организации и учреждения. Он может быть полностью посвящен литературно-художественным журналам, и в этом случае нем экспонируются все документы, отражающие содержание журналов: книги авторов, печатающихся на страницах «толстых журналов», новые публикации, аудио-видеоматериалы, касающиеся прямым или косвенным образом тем публикаций, CD-диски и прочее.

Особенностью Дня информации является то, что все мероприятия, проходящие в этот день, должны быть взаимосвязаны, дополнять друг друга.

Подготовительный этап:


  • рассылаются открытки-приглашения читателям или приглашения по телефону;

  • обращается внимание на приглашение читателей, временно не посещающих библиотеку;

  • распределяются обязанности между работниками различных отделов библиотеки в соответствии с интересами и возможностями каждого сотрудника;

  • разрабатываются концепции выставок. Выставки могут быть разноплановые, но все объединенные одной темой, в нашем случае «Литературно-художественный журнал»;

  • делается акцент на новые журналы;

  • продумываются тексты бесед и библиографических обзоров;

  • составляются книжные закладки и т.д.

Программа Дня информации «Литературно-художественный журнал» включает:

  • библиографический обзор о новых публикациях;

  • беседы, литературные часы, викторины об авторах произведений, напечатанных на страницах «толстых» журналов;

  • консультации о том, как следить за новыми публикациями в литературно-художественных журналах;

  • выставки-просмотры по темам и жанрам произведений, напечатанных в журналах;

Формы работы, используемые в программе Дней информации:

  • выставка-просмотр новых публикаций;

  • выставки одного издания или одного литературного жанра;

  • премьеры новых журналов в виде обзоров-представлений;

  • презентации БД;

  • встречи с авторами, сотрудниками издательств;

  • библиографические обзоры;

  • беседы, викторины, конкурсы;

  • книжные закладки; буклеты, листовки.

  • уроки информационной культуры с обучением навыкам самостоятельного поиска нужной информации.

  • мультимедийный презентации, буктрейллеры, обсуждения-онлайн.

В день проведения мероприятия пользователям раздается анкета участника Дня информации (Приложение № 4).

Методика проведения Дней информации не является обязательным инструментом для четкого исполнения, но ее алгоритм поможет в разработке концепции проведения мероприятия. Эффективность Дней информации подтверждает представленный опыт http://za-kultu.ru/2011-10-24-12-58-35/2011-10-25-16-44-59/647-l----lr-r.html.

Анализируя опыт работы библиотек с литературно-художественными журналами видно, что самой распространенной формой являются обзоры. На первый взгляд, может показаться, что составление обзора процесс несложный. Но если вы берётесь провести обзор «толстых» журналов, например, для педагогов, то вам следует не только уловить общую тенденцию в педагогических исканиях настоявшего момента, но и обратить внимание слушателей на материалы, которые они могут непосредственно использовать в своей работе. Не забывайте, что основная ваша цель - привлечь внимание к периодическому источнику и, в конечном счёте, побудить слушателей к обращению за изданием в вашу библиотеку. Трудность в том, что от библиотекаря потребуется полное вхождение в тему, внимательное прочтение всех публикаций, анализ и обобщение разных точек зрения и мнений. При этом самому библиотекарю необходимо демонстрировать интерес к обсуждаемым произведениям, высказывать своё мнение, не искажая авторского смысла. Во вводной части обзора необходимо дать краткую характеристику истории журнала, его учредителей, состава редакционной коллегии, где много имен известных писателей, поэтов, литературоведов, на которых обязательно стоит обратить внимание читателей. Необходимо дать информацию о главном редакторе журнала, его вкладе в культуру, в развитие журнала. Следующим шагом является характеристика основных рубрик журнала – проза, поэзия, публицистика, литературная критика, библиография, письма читателей. Наиболее значительные публикации в каждой рубрике характеризуются в процессе обзора.

При составлении текста обзора рекомендуем использовать сторителлинг.



Что это такое? в переводе с английского это рассказывание историй. Сторителлинг является современной системой эффективного распространения интеллектуальных знаний и эмоционального опыта. Возможности технологии сторителлинга вот уже с лишним 20 лет широко используют во всём мире в области бизнеса, педагогики, журналистики, политики. Благодаря приемам и правилам сторителлинга тексты устной и письменной речи могут вызывать не только восхищение, но и сподвигнуть на определенные поступки. Искусство владения «живым словом» очень уместно в библиотеках. Если вы воспользуетесь некоторыми элементами сторителлинга в обзоре «толстых» журналов, то интерес к представляемому материалу будет обеспечен. http://www.story-telling.ru/storytelling/kak-rasskazyvat-istorii.

Однако излишнее увлечение эмоциональными приемами может привести к тому, что обзор потеряет свое первоначальное предназначение. Для этого библиотекарю стоит придерживаться методики составления обзоров (Приложение № 5).  


Уважаемые коллеги! В данном пособии мы остановились только на нескольких формах работы с литературно-художественными журналами. Как показывает практика библиотечного обслуживания, этот перечень может быть бесконечным. Таким же бесконечным, как и творческое мышление самого библиотекаря.


следующая страница >>