Музыкальная культура России XVIII века - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Музыкальная культура России XVIII века - страница №1/1




Музыкальная культура России XVIII века

План.1. Введение2. Музыкальная культура и быт 1. Основные проблемы музыкально-исторического развития. 2. Музыкальная жизнь. Театр.3. Русская музыка в конце XVIII столетия и ее основные жанры. 1. Формирование русской национальной композиторской школы. 2. Народная песня. 3. Опера XVIII века. 4. Хоровая музыка. 5. Камерные жанры.4. Заключение Введение1. Главной задачей музыкально исторического курса является раскрытиеосновных закономерностей формирования и развития русской музыкальнойкультуры.2. Выдвигая на первый план проблемы музыкального творчества и музыкально-стилевой эволюции, также раскрываются и другие важные стороны музыкальнойкультуры: общеисторические условия ее существования, развитие идейно-эстетических воззрений, музыкальной жизни и образования, исполнительскогоискусства.3.Путь русской музыкальной культуры на протяжении XVIII векахарактеризуется решительной победой светского начала в мироощущении ихудожественном дознании русского общества, а также широким освоениемрусскими музыкантами форм европейской музыки. Этот период завершаетсярассмотрением процесса формирования русской национальной композиторскойшколы. Ее рождение в последней трети века было обусловлено активизациейдемократических национальных сил во всех сферах русской культуры иискусства и протекало при обострении социальных противоречий в недрахабсолютистско-дворянского строя.2. Музыкальная культура и быт.2.1 Основные проблемы музыкально-исторического развития. 1. "Век разума и просвещения" - так говорили о своем времени великиемыслители XVIII столетия, провозвестники новых революционных идей. Висторию мировой культуры XVIII век вошел как эпоха больших идейных иобщественно-исторических сдвигов, острейшей борьбы с феодально-монархическими устоями и религиозным догматизмом. Распространениематериалистического мировоззрения и утверждение духа свободолюбия нашлияркое отражение в философии, науке, литературе, в просветительскойдеятельности крупнейших философов, ученых, писателей этого времени - Дидрои Гольбаха, Вольтера и Руссо, Лессинга, Гёте и Шиллера, Ломоносова иРадищева. В новый период вступает и русская культура, пережившая на рубежеXVII и XVIII столетии знаменательный перелом. После долгого временинасильственной культурной изоляции, обусловленной трехвековым монгольскимзавоеванием, а также влиянием православной церкви, старавшейся оградитьРусь от всего "еретического", "западного" (в том числе образованности,нравов, форм культурного быта), русское искусство вступает на путьобщеевропейского развития и постепенно освобождается от оков средневековойсхоластики. Это был первый век развития светской культуры, век решительнойпобеды нового, рационалистического мировоззрения над суровыми,аскетическими, догмами религиозной морали. "Мирское" искусство приобретаетправо на общественное признание и начинает играть все более важную роль всистеме гражданского образования, в формировании новых устоев общественнойжизни страны. И вместе с тем русская культура XVIII века не отвергаласвоего прошлого. Приобщаясь к богатому культурному наследию Европы, русские деятели в тоже время опирались на коренные отечественные традиции, накопленные задлительный предшествующий период художественно-исторического развития, наопыт древнерусского искусства. Именно в силу этой глубокой преемственностиРоссия сумела в течение XVIII века не только принять активное участие вобщем процессе движения мировой культуры, но и создать свои национальныешколы, прочно утвердившиесяВ литературе и поэзии, в архитектуре и живописи, в театре и музыке.К концу столетия русское искусство достигает огромных успехов.2. О значении сдвигов, происшедших в русской культуре, говорит тотфакт, что впервые в XVIII веке светская, нецерковная музыка выходитиз области устной традиции и приобретает значение высокогопрофессионального искусства. Интенсивный рост русской культуры в XVIII веке в огромной мере былобусловлен крупными преобразованиями во всех областях жизнирусского общества, осуществленными вэпоху Петра I.3. Петровские преобразования в корне изменили весь строй культурной иобщественной жизни России. Рушатся старые "домостроевские" обычаисредневекового церковно-схоластического мировоззрения.4. Политические и культурные достижения петровской эпохи содействовалиукреплению в народе чувства национальной гордости, сознания величия и мощиРусского государства.5. Неоценимый вклад в развитие русской культуры XVIII века внесли русскиемузыканты - композиторы, исполнители, оперные артисты, в большинствесвоём вышедшие из народной среды. Перед ними стояли задачи огромнойтрудности, в течение нескольких десятилетий они должны были освоить векаминакопленные богатства западноевропейской музыки.6. На протяжении всего XVIII столетия русская музыка переживала бурныйрост. Формировалась светская музыкальная культура нового времени,складывались свои профессиональные традиции в области музыкальноготворчества, образования, исполнительского искусства. Это был сложный,противоречивый процесс. Он протекал в обстановке господства феодально-крепостнической системы, с присущими ей сословными разграничениями.Оторванность дворянства от народной среды неизбежно накладывала отпечатокна вкусы, культуру и эстетические требования образованных слоев русскогообщества. В дворянских кругах господствовало представление о музыке как освоеобразном украшении аристократического или придворного быта, приятномразвлечении в часы досуга. Занятия музыкой считались в этой среде преждевсего признаком тонкого европейского воспитания и светской "галантности". Аэто в свою очередь порождало тот дух слепого подражания Западу, противкоторого столь резко протестовали наиболее просвещенные, передовые русскиедеятели XVIII века Кантемир, Ломоносов, Фонвизин, Радищев, Новиков. Борьбаза подлинно национальную, самобытную культуру, за развитие русскоголитературного языка, за овладение народными художественными традициямихарактеризует их творческую жизнь и деятельность.7. Как и другие виды художественного творчества, ,музыка в России XVIIIвека не сдёлалась подражательным явлением. Она создавалась в условиях самойнапряженной и острой борьбы за утверждение национального самосознания.2.2 Музыкальная жизнь. Театр.В общем пути исторического развития русского искусства XVIII векавыделяются три основных периода:1) первая четверть века, связанная с реформами Петра;2) эпоха 30-60-х годов, ознаменовавшаяся дальнейшим ростом национальной культуры, крупными достижениями в области науки, литературы, искусства и вместе с тем усилением сословного гнета;3) последняя треть столетия (начиная с середины 60-х годов), отмеченная большими общественными сдвигами, обострением социальных противоречий, заметной демократизацией русской культуры и ростом русского просветительства.Петровская Эпоха положила начало развитию светской музыки нового типа.Творчество этого времени пока еще очень незначительно: оноограничивается в основном простейшими жанрами прикладной музыки - военной,застольной, танцевальной.На улицах новой столицы - Петербурга - играют военные оркестры; во дворцеустраиваются ассамблеи с танцами; музыка звучит и на торжественныхпразненствах, и на военном параде, и на театральных подмостках.Строительство нового "государства Российского" настойчиво требовало новых,особых, специфических форм музицирования. Новая функция музыкального искусства особенно полно проявилась в жанрахпарадной, торжественной музыки.В честь Петра I и его полководцев исполнялись специально сочиненныепеснопения, носившие названия "панегирических", или "виатных", кантов.В музыкальном поэтическом отношении панегирические канты были типичнымвыражением героико-патриотических настроений петровской эпохи. Они породили особый стиль торжественно-пышной, гимническойхоровой музыки стиль, получивший высшее завершение в хоровых концертах,кантатах и ораториях конца века.Особой популярностью пользовались танцевальные жанры.Танцы петровских ассамблей - менуэт, полонез, англез - прочно укоренилисьна русской почве, а некоторые из них, в первую очередь менуэт, сталиизлюбленными в дворянском обществе.Достаточно разнообразным был музыкальный репертуар петровских ассамблей.В последние годы царствования Петра музыкальные развлечения при двореприобретают иной характер. Постепенно к музыке начинают приобщаться наиболее образованныепредставители русской аристократии. Некоторые из них хорошо владелиискусством игры на клавикордах, скрипке и флейте. При дворе входят в модугалантные песни любовно-лирического содержания ("арии"), исполнявшиеся подаккомпанемент клавесина, флейты или скрипки.Видное место музыка заняла и в театре. Первые годы царствования Петра Iположили начало активному развитию театральной жизни в России.Впервые театр стад доступным для сравнительно широкого круга зрителей.Неизменной участницей всех спектаклей была инструментальная музыка. Дляоформления театральных постановок, по-видимому, требовалась довольнобольшая группа музыкантов. Начав свое существование в первые годы царствования Петра I, русский театрпродолжал расти и развиваться в течение всего XVIII века. Театр становитсяважным центром музыкальной жизни в послепетровскую эпоху, когда искусствозавоевывает все более широкое общественное признание.Эпоха 30-60-х годов XVIII столетия ознаменовалась ростом национальногосамосознания и укреплением национальных культурных традиций. Огромноезначение имела деятельность Михаила Васильевича Ломоносова - первогорусского ученого мирового масштаба. Росла и крепла русская литература;расцветала поэзия русского классицизма, представленная в творчестве того жеЛомоносова и его ближайших современников В. К. Тредиаковского и А. П.Сумарокова. Успехи русского искусства наглядно проявились в творчествезнаменитого зодчего В. В. Растрелли, в портретной живописи А. П. Лосенко,А. П. Антропова и И. П. Аргунова. В период 30-40-х годов музыка постепенно выходит из сферы прикладногоискусства на самостоятельный путь развития. Осваиваются сложные музыкальныежанры: опера, кантата, соната, сюита. Музыкальные инструменты, в том числе клавикорды, скрипка и арфа, получают все более широкое распространение вдворянском быту. При дворе и в домах знатных вельмож устраиваются камерныеконцерты. Формируются хоровые капеллы, оркестры и оперные труппы, русскиемузыканты овладевают исполнительским мастерством. Тем самым развивающиесятрадиции бытового и концертного музицирования готовили почву дляпоследующего возникновения русской композиторской школы. Основным жанром, характеризующим развитие музыкального искусства XVIIIвека в России, была опера. Не удивительно, что именно в оперном жанре ярчевсего проявились впоследствии творческие возможности русских композиторовXVIII века. Наряду с оперным искусством в России приобретают популярностьразличные жанры камерной музыки. В середине XVIII века камерные концертыпри дворе становятся обычным явлением.Большим успехом камерное музицирование пользовалось в аристократическихлюбительских кругах. К этому времени заметно выросла и роль придворногооркестра.В начале 60-х годов оркестр был разделен на две самостоятельные группымузыкантов - исполнителей оперно-симфонической и бальной музыки. Такаядифференциация была несомненным признаком роста исполнительских сил.Не случайно из среды музыкантов придворного оркестра выдвинулись в концевека такие даровитые русские композиторы, как В.А.Пашкевич и И.А.Хандошкин.Последняя треть XVIII века характеризуется значительной демократизациеймузыкально-общественной жизни. Театральная жизнь выходит далеко за пределыпридворного, аристократического быта. Развивается музыкальное образование,нотопечатание и нотоиздательское дело. Музыка становится достоянием болеешироких кругов русского общества: домашнее музицирование получаетраспространение в мелкопоместной и городской мещанской среде.Ведущая роль в музыкальной жизни России по-прежнему принадлежит оперномутеатру. Однако развитие музыкального театра к этому времени приобретаетновое направление: меняется и оперный репертуар, и состав зрителей.Огромное значение для развития оперного жанра в России имели успехиотечественного драматического театра. Большого подъема театральная жизньдостигла в период 1770 - 1780-х годов, в эпоху деятельности передовыхрусских драматургов Фонвизина, Николаева, Княжина, Капниста. В 1776 году вМоскве состоялось открытие Петровского театра, на основе котороговпоследствии возник Большой театр. Наряду с городскими "вольными" театрами в конце XVIII века широкоразвертывается сеть крепостных театров, разбросанных по всей России.Особенно широкой известностью пользовались театры графа Н. П. Шереметева вего подмосковных имениях Кусково и Останкино.Театр Шереметьева был в первую очередь оперным, причем основу репертуарасоставляли последние театральные "новинки" - комические оперы французских иитальянских композиторов. На этой сцене шли лучшие произведения Паизиелло,Пиччини, Гретри и Монсиныи. А в главных ролях блистала знаменитая "первая певица" шереметевскоготеатра Прасковья Ивановна Ковалева (по сцене - Параша Жемчугова, 1768-1803), чье имя вошло в народные предания и было овеяно легендарной славой. Широкой популярностью в быту крепостнической России пользовался особый видисполнительства - музыка роговых оркестров.В конце XVIII века роговые оркестры исполняли также и достаточно широкийконцертный репертуар классической музыки (в том числе симфонии Гайдна иМоцарта) и даже участвовали в оперных спектаклях.К концу XVIII века все более систематический характер приобретаетконцертная жизнь. Ораториальные, хоровые концерты пользовались большим успехом у публики.Одновременно устраивались и сольные концерты.Большим успехом пользовались выступления клавесинистов и органистов В.Пальшау, И. Гесслера, А. Сартори, известных в России также и по своейпедагогической деятельности. Успехи музыкального образования и театрально-концертной жизнисоздали прочную Основу для дальнейшего роста музыкальной культуры. Если вначале века домашнее музицирование процветало лишь в узком кругу русскойаристократии и было в значительной степени данью «иноземному вкусу», тотеперь оно сделалось потребностью.К музыкальному искусству, несмотря на сословные ограничения, тянутся всеболее широкие слои населения, и даже представители крепостного сословиятеперь составляют едва ли не основную группу музыкантов-профессионалов. Кконцу XVIII века можно говорить о вполне сложившихся, устойчивыхнациональных традициях в области музыкального исполнительства,оперного театра, концертной жизни. Но самым важным и самым почетнымзавоеванием русской музыкальной культуры XVIII века явилось создание своейтворческой традиции - рождение национальной композиторской школы.3. Русская музыка в конце XVIII столетия и ее основные жанры.3.1 Формирование русской национальной композиторской школы.Последняя треть XVIII века занимает рубежное положение в истории русскоймузыки. В это время в России укладывается и созревает своя, национальнаякомпозиторская школа. Наступает первый расцвет молодой светской музыкальнойкультуры, подготовленный реформами Петра I и всем предшествующим развитиеммузыкально-общественной жизни. Выдвигается группа талантливых композиторов,завоёвывающих известность не только в России, но и за рубежом.Березовский, Бортянский, Пашкевич, Фомин, Хандошкин утверждаютсамостоятельное значение молодой русской композиторской школы.Это не было случайным явлением. Блестящими достижениями отмечен в концеXVIII века весь путь русского искусства. Особенно крупными сдвигамиознаменовался этот период в русской литературе, представленной именамиФонвизина, Новикова, Крылова, Державина, Карамзина. Её идейной вершинойявилось творчество Радищева, определившее великое историческое значениеэтой переломной эпохи.К передовому направлению русской литературы близко примыкает русскаякомпозиторская школа. Возникшая на волне общественного подъема, онасложилась как школа подлинно народная и национальная по своим эстетическимпринципам. Её демократические тенденции во многом определялись близостьюсамих композиторов к народной среде. Деятельность всех этих музыкантов развертывалась в условиях ужасающегобесправия, сословного неравенства и социального гнета. Даже самыеталантливые из них, как, например, Фомин, влачили существование людей, струдом добывающих кусок хлеба своим искусством.Одной из главных проблем в изучении русской композиторской школыXVIII столетия до сих пор остается вопрос о влиянии на русскую музыкуустановившихся западноевропейских традиций, соотношение в ней "русского" и"западного".Значительность этих влияний не подлежит сомнению. В условиях стремительногороста светского искусства русские музыканты неминуемо должны были усваиватьопыт старших композиторских школ Европы. Ведь именно им, талантливымсоздателям первых русских опер, ораторий, инструментальных произведений, инадлежало вывести отечественную музыку на путь общеевропейского развития иприобщить её к достижениям мировой культуры. В первых опытах русскихкомпозиторов нетрудно обнаружить следы влияния итальянской или французскойоперы, инструментальных традиций итальянской, немецкой, австрийской иличешской школы, а главное - классических творений Моцарта, Глюка, Гайдна. Ноэто отнюдь не лишало русскую композиторскую школу национальногосвоеобразия. Скорее напротив: помогало ей обрести свой самостоятельныйоблик, свое лицо.Как и в других областях русского искусства, в русской музыке нашлиотображение различные стилистические направления, сложившиеся в европейскомискусстве XVIII столетия, - классицизм, сентиментализм, реализм. Ноположение музыки было неодинаковым с литературой, архитектурой и живописью,ибо русская композиторская школа ко времени ее формирования была самоймолодой среди различных художественных школ нашей страны. Активно развивается в XVIII архитектура русского классицизма.Наглядно эволюционирует и русская живопись, преодолевая условность сухогоакадемизма и углубляя свое реалистическое содержание в искусстве портрета.Музыка же конца века, естественно, не дает столь ясной картиныпоследовательной эволюции. Русская композиторская школа, развивавшаяся напротяжении всего лишь тридцати лет, не могла за столь короткий срок пройтивесь этот сложный путь; в ней не успели оформиться с той же законченностьюхудожественные направления, которые нашли более полное выражение в смежныхискусствах, Применительно к музыке можно говорить скорее о своеобразномусвоении, обобщении этих различных стилистических направлений при общейустремлённости крупных композиторов к национальной самобытности своегоискусства.Явственно прослеживается в русской музыке и влияние классицизма,этого господствующего художественного направления XVII-XVIII веков.В настойчивом стремлении русских музыкантов овладеть конструктивнымизаконами музыкального искусства, сложившимися музыкальными формами, вуменье подчинить свои замыслы строгой логике музыкального мышления нельзяне усмотреть воздействия эстетики классицизма, с её идеалом гармонии форм,пластических образов, ясности выражения. Наиболее отчетливо и наглядно этотэстетический идеал выразился в творчестве Бортнянского - крупнейшегорусского композитора XVIII века - в его хоровых композициях, сонатах иувертюрах.И вместе с тем все эти художественные течения, присущие мировой культуреXVIII века осваивались русскими музыкантами отнюдь не механически, и былобы грубой, ошибкой рассматривать русскую музыку этого столетия только сточки зрения подражания западноевропейской культуре.Осваивая достижения западноевропейской музыки, русские композиторы сумелипроявить к ним творческое отношение, использовать их в духе своейнациональной культуры.Русские композиторы XVIII века стремились выразить в музыке своенациональное содержание, свою тематику, свой образный строй.Процесс освоения основных форм профессиональной музыки носил у нихтворческий характер прежде всего потому, что в эти традиционные формы онистремились вложить оригинальное, самобытное содержание и опирались при этомв первую очередь на русскую народную песню.Народная песня - главный источник творчества композиторов XVIII века.3.2 Народная песня.Развитие профессионального композиторского творчества в России началось сизучения народной песни. Только в XVIII веке ее впервые стали записывать,разрабатывать, изучать. Эта сложнейшая задача привлекала в то время нетолько музыкантов, но и крупнейших писателей, поэтов, ученых. Не случайно кконцу XVIII столетия относится создание первых научных трудов о музыкальномтворчестве русского народа.Народная песня этого времени отличалась редким богатством и многообразиемсодержания. Век крепостничества и крестьянской войны породил в народе новыепесни, чутко отображавшие тяжелую долю народа, его чаяния и освободительнуюборьбу. К XVIII веку относится формирование городской песни.В громадном большинстве песенных сборников XVIII начала XVII векаотражен именно этот слой народной песенной лирики, связанной с городскойтрадицией.В XVIII веке впервые появились нотные записи народных песен.Интерес к народной песне был вызван высоким подъемом русской национальнойкультуры и национального самосознания. Последние десятилетия XVIII века ознаменовались выходом в свет первыхпечатных нотных сборников русских песен.Первые печатные сборники народных песен послужили прочной основой длякомпозиторского творчества. Они обильно использовались в русской музыкеконца XVIII - начала XIX века. Особое место среди песенных сборников XVIII века занимает так называемый"Сборник Кирши Данилова", составленный в середине XVIII века в ЗападнойСибири. Сборник этот долгое время существовал только в рукописи и былвпервые издан (без нот) в 1804 году под названием "Древние российскиестихотворения, собранные Киршею Даниловым". Богатое и многообразное народное творчество XVIII века послужило тойплодородной почвой, на которой выросла и развилась русская композиторскаяшкола. Начиная с этой поры процесс собираний и изучения народных песенстановится важным, необходимым условием всего дальнейшего развития русскоймузыкальной культуры. Широкое отражение народная песня нашла в русскойпрофессиональной музыке XVIII века, и, прежде всего в ее важнейшем жанре -комической опере.3.3 Опера XVIII века.Среди различных жанров профессиональной музыки конца XVIII века операзанимает первое место. Именно опера в эту эпоху становится наиболееразвитым, наиболее профессиональным и вместе с тем наиболее массовым видоммузыкального творчества. Опера привлекает к себе и широкую аудиторию илучшие творческие силы. Опера вызывает живые отклики в общественном мнении,в поэзии, литературе и критике. С большой непосредственностью и полнотойона отображает передовые, демократические тенденции русского искусства.В опере, как и в комедии, затрагивались самые острые, коренные проблемырусской действительности, и в первую очередь вопрос о социальномнеравенстве, о тяжелом, бесправном положении крепостного крестьянства.Русская опера XVIII века - это прежде всего реалистическая опера-комедия бытового плана, тесно связанная со всем укладом русскойобщественной жизни.На оперной сцене в конце XVIII века выступает галерея типическихперсонажей, давно знакомых зрителю по комедиям того времени.Опера по-своему метко высмеивала отсталые нравы русского общества, бичевалапороки скотининых и простаковых.Критическая, обличительная направленность определяет главную, основнуютенденцию реалистической оперы-комедии XVIII века, вошедшей в круг самыхзначительных, прогрессивных явлений русского искусства радищевской поры. Молодое искусство оперы XVIII века со всей очевидностью свидетельствует обудивительном разнообразии путей развития русской композиторской школы.Опера, со всей сложностью и многообразием ее форм, питала всю русскуюпрофессиональную музыку содействовала развитию других жанров.В ней коренились основы и русского симфонизма, и русской хоровой классики.Тесно соприкасаясь с народной песней и бытовым романсом, она оказывалавоздействие и на профессиональную вокальную лирику.Активное развитие оперной драматургии в XVIII веке во многом заранееобусловило ту важную роль, которую суждено было играть оперному жанру втворчестве композиторов-классиков.3.4 Хоровая музыка. Хоровая музыка - наиболее древняя, устойчиво сложившаяся область русскогомузыкального искусства. Высокие традиции хорового исполнительства с давнеговремени прочно установились в древней Руси. Этими историческими условиями взначительной мере был подготовлен высокий расцвет хоровой культуры в XVIIIвеке в творчестве таких мастеров, как Бортнянский и Березовский.Богатой и плодотворной почвой для развития хорового творчества служиланародно-бытовая опера XVIII века.К концу XVIII века появились самостоятельные обработки народных песен дляхора с оркестром.Широкое распространение в быту получили также и хоровые произведения"малых форм" - простые куплетные песни для солистов с припевом хора. Кчислу популярных жанров принадлежат застольные, военно-патриотические,приветственные и поздравительные песни, исполнявшиеся в домашнем кругу. Излюбленной формой хорового творчества у русских композиторовXVIII века становится духовный концерт. Свободная форма концерта, несвязанная с каноническими традициями обычных песнопений церковного обихода,давала композитору возможность более широко проявить свои творческиевозможности.3.5 Камерные жанры.Среди различных жанров русской музыки XVIII века особое место занимаетвокальная лирика - песня и ранний романс. Если опера, привлекавшая к себелучшие творческие силы, становится к концу века подлинным центром высокойпрофессиональной культуры, то камерная вокальная музыка, выполняла инуюзадачу. Не достигая еще высокого профессионального уровня, она была тем неменее самым любимым, простым и доступным жанром музыкального творчества,одинаково распространенным в различных социальных слоях. Народная песня вкрестьянском быту, канты в мещанской городской среде, сентиментальная илигалантная песенка "на голос менуэта" в кругу столичного дворянства - таковдалеко не полный перечень песенных жанров XVIII века. Создавая талантливые образцы оперной, хоровой и камерной музыки,композиторы XVIII века одновременно закладывают основы русскогосимфонизма. В творчестве Фомина, Бортнянского, Пашкевича формируютсяпринципы симфонического мышления, созревают предпосылки для созданиярусской симфонической школы.Русская музыка XVIII века возникла в результате огромных творческих усилий,огромного напряжения национальных культурных сил. Наеё основе выросло впоследствии все музыкальное искусство эпохи Глинки:опера, симфонические и камерные инструментальные жанры, вокальная лирика.Самое большое историческое будущее принадлежало опере - молодомупрогрессивному жанру. Камерная музыка - вокальная и инструментальная - особенно тесносвязана с бытом. Выдающиеся произведения Бортнянского, Хандошкина иКозловского в целом еще не определяют ее общего уровня. Русский романс ифортепианная миниатюра XVIII века - это в большинстве случаев простое,бытовое искусство, творимое безвестными музыкантами.Но именно в широком, общедоступном значении русской камерной музыки изаключалась ее жизненная сила. От раннего романса XVIII века очень недолгимоказался путь к вокальной лирике Алябьева, Глинки и Даргомыжского. Пышнорасцветшая в начале XIX века культура русского романса в дальнейшемоказалась той родной почвой, которая продолжала питать классическую музыку.4. Заключение. Путь, пройденный русской музыкой в течение длительного историческогопериода - от древнейших времен до середины XIX века, - представляет собойзакономерный процесс формирования, развития и неуклонного роста богатейшеймузыкальной культуры великого народа. Рост этот совершался в обстановкеострых социальных противоречий, вопреки многовековому и жестокомуполитическому и духовному угнетению народа. Он не прекращался даже вусловиях тяжелой, героической борьбы народа за национальную независимостьРодины и ее культурно-историческое наследие в периоды вражеских нашествий,для отражения которых потребовалось величайшее напряжение всех народныхсил. О труднейших и неблагоприятных обстоятельствах исторического развитиярусской культуры и, не смотря на них, о её величайших художественныхдостижениях писал А.М. Горький: "В области искусства, в творчестве сердцарусский народ обнаружил изумительную силу, создав при наличии ужаснейшихусловии прекрасную литературу, удивительную живопись и оригинальную музыку,которой восхищается весь мир. Замкнуты были уста народа, связаны крыльядуши, но сердце его родило десятки великих художников слова, звуков,красок".Неиссякаемым источником вдохновения для современных русских композиторовостается музыкальное творчество народа - его древнейших и более позднихисторических пластов, вплоть до видов и форм, рожденных Советской эпохой. Внаши дни в русской музыке находят отражение и давние традиции древнерусскойхоровой культуры.От русской классической музыки последующих исторических периодов советскиемузыканты воспринимают и по-новому развивают в своей деятельности важнейшуюидейно-эстетическую традицию всей русской художественной культуры - теснуюсвязь искусства с передовыми социальными и нравственными идеалами эпохи,утверждение высоких идей народности, гуманизма через образы немеркнущейхудожественной правды и красоты...Список литературы:1. История русской музыки. Т. 1. От древнейших времен до середины 19 века. 1973. О. Левашёва, Ю. Келдыш, А. Кандинский.2. Русская лира. «Очерки о музыкальной России». 1971. Миронов А. Г.3. О русском искусстве. Собрание сочинений т. 24. М., 1953. Горький А.М.4. У истоков русского театра. Кузьмин А.И. М. 1984.