Музыкальная культура Беларуси - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Музыкальная культура Беларуси - страница №1/1

Открытый урок.

Музыка.

6 класс.

Апрель 2007 года.
Тема: Музыкальная культура Беларуси.

Истоки развития белорусской музыки.



Духовная музыка Беларуси.

Учитель: Самошина О.В.






Тема: Музыкальная культура Беларуси.

Истоки развития белорусской музыки.



Духовная музыка Беларуси.
Цель: Формировать у учащихся яркое, образное представление о истоках развития белорусской музыкальной культуры посредством знакомства с духовной музыкой Белоруссии.


Задачи:

1. Формировать знания о духовной музыки Белоруссии.

2. Развивать музыкальные способности.

3. Развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание

в процессе восприятия музыки;

4. Способствовать всестороннему духовному развитию.



Структура урока.
I. Организационный момент.

II. Вводная часть.

III. Теоретический материал. Духовная музыка.

IV. Слушание.

V. Теоретический материал. Белорусские канты.

VI. Слушание.

VII. Хоровое пение.

VIII. Рефлексия.


Организационный момент.

Белорусская музыкальная культура своими корнями уходит в глубокую древность. Важную роль в её развитии играла взаимосвязь с искусством соседних народов. Эти связи обогащали национальные традиции, создавали основы для их плодотворного роста. Решающую роль при этом играла прирождённая талантливость белорусского народа. Она помогала ему создавать духовные ценности непреходящего значения. (видео фильм)


Мураванка 16 век Новогрудский замок 11-12 века



Каменецкая башня Памятник основателю Заславль Спасо-Преображенская

Каменецкой крепости церковь

Памятник Кирилле Туровскому Несвижский костёл иезуитов 1587 г.



Памятник «Рогнеда и Изяслав» Городище Заславль 10-11 века


Духовная музыка.
В развитии профессиональных традиций белорусской музыки значительную роль сыграло исполнительское церковно-певческое искусство. Здесь следует особо отметить роль Софийского собора и Спасо-Ефросиньвской церкви в Полоцке – крупнейших очагов духовной культуры средневековья.

Полоцк Софийский Собор


Ефросиньевский православный монастырь – основан 1128г. 12 век


В основе церковного песнопения лежал знаменный одноголосный распев. Исполнялось оно в унисон без сопровождения. Мелодия отличалась распевностью, несложным ритмическим рисунком, определяемым текстом, свободной метрикой без деления на такты. Так возникли песнопения на старославянском языка, которые были собраны в сборник хоровых и сольных образцов, посвящённых белорусской просветительнице Ефросинии Полоцкой.

Видеопослание. (клуб знатоков)


Около 1110 г. В семье Полоцкого князя Святослава-Георгия и его жены Софии, дочери Владимира Мономаха, родилась девочка, которую назвали Предслава.

Детство княжны проходило не только в княжеских хоромах отца. Она любила многоголосные и многоязычные сборы людей, на которых можно было встретить гусляра, увидеть выступления скоморохов, заходила в мастерские торговцев и ремесленников. Её с детства восхищали полоцкие храмы и больше всего Софийский собор с его чудесными фресками.

От кормилицы, матери, нянек она узнала обрядовые песни, заговоры, заклинания своего народа.

Княжна с детства слышала рассказы о своих великих и далёких предках, чья жизнь прошла под знаком любви к древнему городу Полоцку. О них рассказывали и учителя – просвещённые монахи, которых приглашал отец для обучения дочери. Они учили её писать и читать, учебниками служило Святое писание. В доме отца она читала «Изборник», содержащий много афоризмов, рассказы о подвигах Александра Невского.

Когда ей исполнилось 12 лет, отец решил выдать Предславу замуж. Но дочь решила свою судьбу иначе. Под именем Ефросинии она тайно от родителей приняла постриг, чтобы посвятить свою жизнь духовному совершенствованию. Прожив несколько лет в монастырской слободке, княжна – чтобы быть ближе к библиотеке – попросила у полоцкого епископа Ильи разрешения поселиться в Софийском соборе. Там в келье она и начала «писать книги своими руками».

Процесс письма тогда был очень сложным и трудным. Писали на пергаменте без наклона большими и прямыми буквами, причём каждая буква отделялась от соседней. Переписчик не только должен был быть грамотным человеком, но и художником, так как начальные буквы и заголовки разделов нужно было украшать орнаментом с видами животных или растений.

Это был нелёгкий физический труд. Им занимались мужчины – монахи, живущие в монастырях. Уже то, что за такую тяжёлую работу взялась женщина – было подвигом.

Ефросиния мечтала о том времени, когда перепиской книг в Полоцке будут заниматься не единицы, а десятки грамотных людей. Вскоре в деревне Сельцо она основала женский монастырь, затем открыла и мужской монастырь. В монастырях Ефросиния организовала мастерские по переписке книг. Была открыта и иконописная мастерская, чтобы обеспечить церкви Полоцка иконами. Она открыла школы, в которых дети начали обучаться грамоте и счёту. Однако высокообразованная игуменья расширила границы обыкновенных школьных программ. Кроме церковнославянского языка юные полочане стали изучать греческий и латинский язык, а также природоведение, медицину и риторику. Очень часто уроки вела сама Ефросиния, они отличались красноречием и образностью.

Необходимо отметить, что Полоцкое княжество успешно отстаивало свою независимость от Киева. Кроме политических и экономических выгод это давало творческую свободу зодчим, живописцам, ювелирам, у которых никто не требовал обязательного подражания киевским узорам. Полоцкая земля – не только прародина белорусов, но и колыбель белорусской культуры. Ефросиния неустанно собирала вокруг себя таланты, была и первой меценаткой.

Взлётом полоцкой школы зодчества стало создание Спасской или Спасо-Преображенской церкви – бесценного памятника мировой культуры. В 1161 г. Ефросиния сделала заказ ювелиру Лазарю Богшу – крест-ковчег для присланных из Царьграда и Иерусалима христианских реликвий. Крест – шестиконечный, символизирует собой Мир, созданный Богом.

В конце своей жизни Ефросиния решила совершить духовный подвиг – паломничество на Святую Землю. В Иерусалиме и окончилась земная жизнь преподобной просветительнице. Её почитают и глубоко уважают вместе православные и католики.







Слушание: Песнапенні ў гонар св. Еўфрасінні Полацкай. (одноголосный напев, распевная мелодия, исполнение без сопровождения)




Сколько голосов звучит?




Дайте характеристику мелодии?




Вид исполнения?




Стихотворение. Міхася Скобла


Жоўты крыж і нябёсы сінія.

Сняць аблокі свой белы сон.

Зноў з вялебнаю Еўфрасінняю

Размаўляе самотны звон.


Бом – плыве і сціхае ў далечы.

Бом – ляціць Дзвіне наўздагон.

Полацк славячы, Бога хвалячы,

Еўфрасінню вітае звон.


Келя. Свечка. Акенца вузкае.

І пяра мітуслівы след.

Кнігі першыя беларускія

Бласлаўляе князёўна ў свет.



Письмо-послание Ефросинии от современного поколения.(на экране видео-ролик с музыкальным сопровождением Старый Ольса)

Брама-колокольня Спасо-Преображенская церковь



Церковь «тёплая» Крестовоздвиженский собор




В эпоху барокко в 17 веке в Полоцкой братской школе преподавал видный просветитель, поэт, драматург и общественный деятель Симеон Полоцкий, внёсший значительный вклад в историю поэзии и драматургии.

Слушание: Псальма на верш Сімяона Полацкага №51

Во главе Брестского братства стоял известный просветитель, публицист и общественный деятель Афанасий Филиппович, создатель гимнообразного канта Социально-полемистического содержания.
Слушание: Кант “Даруй пакой” Афанасія Філіповіча
Белорусские канты.

Основой белорусского профессионального музыкального искусства является возникновение кантов и псалмов, зародившихся в Беларуси в городском и крестьянском быту.



Кант в переводе с латинского языка – пение, песня. Кантам свойственна строфическая (куплетная) форма. Исполнялись канты как одноголосно так и многоголосно. Фактура их обычно гармоническая, изредка – полифонического склада. Канты и псалмы создавались просвещёнными людьми – церковнослужителями, учащимися братских школ. Их исполняли по случаю религиозных праздников, на свадьбах, в быту; позже они вошли в репертуар лирников, калик перехожих, старообрядцев. Канты и псалмы разнообразны по тематике и жанрам. Среди них встречаются хвалебные, славильные, духовные, на библейский сюжет, философские, нравственно-морализующие, скорбные, лирические, шуточные. Их важный отличительный признак – связь с белорусской народно-бытовой музыкой.
Слушание и анализ.


Название канта

Жанр

Вид исполнения

Скінія златая







Пейце братцы







Дзяўчынонька галубонька







Ах, ты жачык вучоны






Хоровое пение.

Распевание:


  1. упражнение

  2. упражнение

Нова радасць.

Задача: развитие навыка двухголосного пения.

развитие навыка цепного дыхания.


План работы:

1. Сольфеджирование по голосам, работа над унисоном, звуковедением.

2. Сведение голосов вместе, работа над интонацией.

3. Работа с литературным текстом, выразительностью исполнения.

4. Прослушивание произведения в записи, сравнительный анализ.

5. Заключительное исполнение

Духовное пение в Беларуси достигло высокого уровня развития в XVI – XVII вв. Подтверждением высокого профессионализма белорусской церковно-певческой культуры явилось появление печатных нотных сборников – «Брестский канционал» (1558г.) и «Несвижский песенник» (1563г.). В XVIII-XIX вв. духовная музыка и хоровое культовое пение достигло ещё большего расцвета. В XX веке появляются церковные жанры, где сочетаются традиционные композиции с современной техникой письма. В XXI веке стали проводить ежегодные фестивали православной духовной музыки с участием не только церковных хоров но и светских хоровых коллективов. Значит можно сделать вывод, что духовная музыка актуальна и интересна современному обществу.

Рефлексия.

Завершая урок, мне бы хотелось, чтобы вы создали логическую цепочку от понятия духовная музыка _________ _______ _________ к понятию современность.
Технологическая карта

урока музыки

6 «А» класса

СОШ №67


С эстетическим направлением

Г. Гомеля


Тема: Истоки развития белорусской музыки.
Цель: формирование у учащихся яркого, образного представления о

истоках развития белорусской музыки.



Задачи:

- способствовать формированию знаний о духовной и кантовой музыки

Белоруссии;

- развивать музыкальные способности;

- развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание в процессе

восприятия музыки;

- развивать вокально-интонационные навыки;

- способствовать всестороннему духовному развитию.



План урока.

  1. Организационный момент.

  2. Теоретический материал - духовная музыка.

  3. Слушание. Песнопение о Ефрасинии Полоцкой, Псалом на стихи Симеонна Полоцкого, Кант «Даруй пакой» Афанасия Филипповича.

  4. Теоретический материал - белорусские канты.

  5. Слушание. Скінія златая, Пейце братцы, Дзяўчынонька галубонька, Ах, ты жачык вучоны.

  6. Хоровое пение. Нова радасць.

  7. Подведение итогов урока.

Планируемые результаты.

- Умение сознательно воспринимать музыкальное произведение;

- Развитие аналитических способностей;

- Умение различать жанры музыкальных произведений и вид исполнения;

- Навык двухголосного пения;

- Навык цепного дыхания.


Методы обучения, формы организации учебного процесса.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Формы работы: индивидуальная, коллективная.



Приёмы деятельности учителя.

Создание ситуации психологического комфорта; стимулирование мотивационной сферы учащихся; показ и объяснение теоретического и практического материала; контроль за правильностью выполнения заданий; использование межпредметных связей (музыка, история Белоруссии, белорусская литература);

Познавательная деятельность.

Информационно – справочные сообщения и практические задания.

Основные понятия и термины.

Вид исполнения, кант, жанры кантов, гомофонная фактура, полифоническая фактура, цепное дыхание.

Подведение итогов.

Самооценка.

Учитель: Самошина О.В.

Карта заданий на уроке



Задание №1 песнопение о Ефрасинии Полоцкой


Сколько голосов звучит?




Дайте характеристику мелодии?




Вид исполнения?





Задание №2 энциклопедическая справка
1. Кант -___________________________________________________________

2. Форма __________________________________________________________

3. Количество голосов _______________________________________________

4. Фактура _________________________________________________________

5. Жанры __________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

6. Отличительный признак ___________________________________________

__________________________________________________________________
Задание №3 белорусские канты


Название канта

Жанр

Вид исполнения

Скінія златая







Пейце братцы







Дзяўчынонька галубонька







Ах, ты жачык вучоны






«Нова радасць стала»





Д/З

Создать логическую цепочку от понятия духовная музыка ___________ к понятию современность.



Духовная музыка _________________________________________________

_____________________________________________ современность.