«Модест петрович мусоргский великий сын россии!» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
«Модест петрович мусоргский великий сын россии!» - страница №1/1

Ананьева Марина Венедиктовна, преподаватель методики музыки

ГОУ СПО «Куртамышский педагогический техникум»


КОНСПЕКТ УРОКА ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Тема: «МОДЕСТ ПЕТРОВИЧ МУСОРГСКИЙ – ВЕЛИКИЙ СЫН РОССИИ!»
Группы: 31 группа, специальность 050709 «Преподавание в начальных классах» с дополнительной подготовкой в области музыкального воспитания; 41 группа, специальность 050704 «Дошкольное образование» с дополнительной квалификацией в области музыкального воспитания

Продолжительность: 45 минут

Цель: Расширить понимание связи музыки с изобразительным искусством на примере программной музыки русского композитора 19 века М.П.Мусоргского.

Задачи:

  1. Познакомить с оригинальным, выразительным музыкальным языком композитора, отличающегося острой реалистической характерностью, тонкостью и многообразием психологических оттенков;

  2. Развить музыкальное мышление обучающихся (желание и умение высказывать своё мнение, рассуждать о средствах выразительности музыки).

  3. Сформировать эмоционально положительное отношение обучающихся к дисциплине «Музыкальная литература».

  4. Воспитать эмоциональный отклик на музыку М.П.Мусоргского и уважения к музыкальному наследию России.

Структура:

  1. Организационный момент

  2. Изучение нового материала

  3. Рефлексия

  4. Итог урока

  5. Домашнее задание

Оборудование: проектор, интерактивная доска, персональный компьютер, музыкальный центр, записи музыкальных фрагментов на разных носителях, «Словарь эстетических эмоций».

Литература:

  1. Учебник «Музыка»5 класс, В.В.Алеев, Т.Н.Науменко

  2. Учебник «Музыка»5 класс, Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина

  3. Компьютерный диск «Энциклопедия классической музыки» («Интерактивный мир»)

  4. ru.wikipedia.org›Мусоргский

  5. images.yandex.ru›картинки с выставки Мусоргского

  6. ru.wikipedia.org›wiki/Картинки_с_выставки


Ход урока:


  1. Организационный момент

Я рада приветствовать вас в нашей музыкальной гостиной. Нашим гостем сегодня будет замечательный русский композитор 19 века, один из самых значительных композиторов 19 века - Модест Петрович Мусоргский. СЛАЙД №1(портрет)


  1. Изучение нового материала

Мусоргский мог одновременно обдумывать несколько творческих замыслов. Еще не закончив одно произведение, он задумывался над созданием второго, а в промежутке между их написанием умудрялся сочинить еще несколько.

В трудной жизни Мусоргского редким островком чистой радости и полного упоения творчеством стал июнь 1874 года. В это время 35-ти летний композитор создал произведение поистине уникальное в мировой музыкальной литературе – цикла пьес для фортепиано «Картинки с выставки». СЛАЙД № 2(название) Это стало новой страницей в творчестве не только самого Мусоргского, но и в фортепианной программной музыке его времени. СЛАЙД № 3(нотный сборник). Как вы понимаете термин «программная музыка»?



Название точно соответствует содержанию. «Картинки» написаны Мусоргским под впечатлением посмертной выставки художника и архитектора В.К.Гартмана. СЛАЙД № 4(портрет Гартмана)

Гартман был человеком живым, легким в общении, увлекающимся. Богатство фантазии и воображения, изобретательность во всяких выдумках и розыгрышах делали художника незаменимым в дружеской компании. С Мусоргским Гартмана связывали теплая дружба и взаимное уважение. Поэтому страшная весть о скоропостижной смерти друга в 1873 году потрясла Модеста Петровича. Свое произведение, рожденное под впечатлением выставки в память о друге, Мусоргский первоначально озаглавил «Гартман».

Устроители на выставке собрали картины, акварели, архитектурные проекты, эскизы театральных декораций и костюмов, рисунков с натуры, а также художественные изделия - например, каменные часы в русском стиле в виде избушки на курьих ножках, щипцы для раскалывания орехов. Здесь представлены были жанровые сцены и типы, нарисованные Гартманом в годы его путешествий по Италии, Франции и Польше, а также заимствованные из русской национальной поэзии и жизни. Из них 10 произведений Мусоргский переложил на язык музыки, которые составили фортепианный цикл из 10 пьес - чередование картинных зарисовок. Это произведение представляет собой целую галерею излюбленных русским искусством тем: сказочной, фантастической, богатырской…. Каждая пьеса цикла – это настоящая картина – образ, меткая, яркая, достоверная.

Циклическая форма «Картинок с выставки» позволяет назвать его (цикл) СЮИТОЙ. Вспомним определение сюиты. (Это циклическое музыкальное произведение, состоящее из самостоятельных, контрастных по характеру частей, объединенных общим замыслом).



Итак, сколько самостоятельных пьес в «Картинках с выставки? (10)

«Картинки с выставки» были созданы композитором на взлете вдохновения и в необычайно короткий срок - за 3 недели июня 1874 года.

Мусоргский очень вольно подошёл к истолкованию отдельных произведений Гартмана. Взяв за основу отдельной пьесы сюжет того или иного рисунка, эскиза или макета, он предоставлял затем полную свободу своей фантазии. Так выросла целая серия музыкальных зарисовок. Сюда вошли картинки быта и природы, портреты, комические и даже сказочные сценки.

О «Картинках с выставки» мудро, лаконично сказал музыкальный критик Б. В. Асафьева «Картинки эти – душа вещей!» Нам следует «прочитывать» и постигать их в символической двухплановой системе знаков: что мы слышим, что диктует нам наше воображение, и какие смыслы стоят за этой реальной конкретностью.

Цикл начинается с пьесы «Прогулка», СЛАЙД № 5(название) которая является общей музыкальной темой, объединяющей все 10 пьес. Тема прогулки звучит несколько раз, изменяется, развивается. «Прогулка» призвана настроить слушателя на соответствующий лад, подготовить его к восприятию серии ярких музыкальных картин. Далее эта тема будет повторяться неоднократно между другими номерами цикла.

У Гартмана прототипа «Прогулки» нет, этот образ создан самим Мусоргским. Стасов пояснял: «Произведение «Прогулка» как бы иллюстрирует переход зрителя к следующему экспонату выставки и что здесь Мусоргский изобразил сам себя». Тему «Прогулки» композитор назвал интермедиями, что в переводе с латинского означает промежуточный, срединный. «Именно в этой теме «перехода» от одной картинки к другой видна, по выражению Мусоргского, его физиономия. С одной стороны, мы почти точно изобразительно слышим и видим, как ступают по выставке посетители ее, как сходятся, расходятся, останавливаются, проходят мимо, недоумевают, иронизируют, смеются, восхваляют! С другой стороны, мы слышим в «прогулках» спокойную, распевную тему, напоминающую одноголосный запев с хоровым подхватом, свойственный русским песням.

Вы услышите «Прогулку» в исполнении пианиста Евгения Кисина. СЛАЙД № 6 (пианист КИСИН)

СЛУШАНИЕ «Прогулки»

Итак, «Прогулка» символизирует обобщённый характер русского народного духа. Назовите черты характера русского человека, запечатленные в «Прогулке»?

Мусоргский был мастером музыкальных зарисовок характеров русских людей, его по праву называют «великим сыном России».

Особое место отведено в «Картинках с выставки» изображению фантастического. СЛАЙД № 7(название «Гном») «Гном» Мусоргского – музыкальный портрет маленького сказочного существа. Герой пьесы № 1. «Гном» Мусоргского не вполне похож на веселых и милых бородатых гномов, о которых пишут сказочники. Конечно, ни о какой иллюстративности музыки здесь не может быть и речи, так глубоко «личностна» звучащая в ней «нота» у самого композитора. (У Гартмана - это всего-навсего детская ёлочная игрушка, изображающая кривоногого безобразного карлика).

Не только в музыке, но и в изобразительном искусстве СЛАЙД № 8(рисунок гнома) важно не просто изображение, передача внешнего облика, а проникновение в глубинную, душевную сущность персонажа. Пьеса «Гном» - один из примеров такого произведения.

Причудливые изломы мелодии, судорожный ритм передают ужимки этого смешного, уродливого человечка. Но иногда всё-таки прорываются интонации жалобы, стона, это заставляет нас посочувствовать гному, этому обездоленному существу, его затаённому горю. Его страдание уже не совсем сказочное, а живое, человеческое. Музыка резко меняет свой характер.

Для воплощения фантастического портрета в музыке композитор выбирает музыкальные краски с удивительной точностью. Кажется, что гном затаился и осторожно перебегает с места на место. Он топчется на месте, спотыкается, его маленькие кривые ножки заплетаются. Он то чего - то боится, то начинает охать, стонать, жаловаться, то опять бежит без оглядки.

Этот образ рисует и изломанная мелодия, которая ассоциируется с быстрыми, угловатыми движениями, и чередование быстрых пробегающих звуков с длинными, замирающими. Все это похоже на движения, перебегающего с места на место испугавшегося, скрывающегося человека. Гном кажется злым, жалким, испуганным, обиженным. Это подчёркивает холодный мрачный минор. Но вместе с тем это сказочный, фантастический образ. Однако при всех устрашающих чертах гном у Мусоргского остается игрушкой: в музыке оттенок игрушечности, шутливости отодвигает трагическое в сферу сказочности. «В музыке нет света и радости: фантастическая игрушка лишена надежды на тепло и человеческое счастье». Но вот гном насторожился, как бы почувствовал опасность.

Тема звучит более трагично и гневно. Последняя фраза налетает как ураган и уносит за собой печали и горести гнома.

СЛУШАНИЕ «Гном»

Отзвучала музыка, но так хочется верить, что бедный маленький гном пройдёт свой путь «по лесным кочкам и трущобам» и выйдет туда, где сияет солнце и ждёт его счастье. СЛАЙД № 9(название пьесы «Балет невылупившихся птенцов)

Пьеса № 5. «Балет невылупившихся птенцов» виртуозная пьеса, к которой комментарии не требуются! Эта очень интересная пьеса по музыкальному языку во многом предвосхищает эстетику 20 века.

СЛАЙД № 10(рисунок «Балет невылупившихся птенцов)

Мелодия нарочито неуклюжая, пассажи внетональные (не понятно: минор или мажор), ритм причудлив, но не вычурен. Очень умело используются все возможности фортепиано. Подберите слова из словаря эстетических эмоций, образно характеризующих музыку.

СЛУШАНИЕ «Балет невылупившихся птенцов»

СЛАЙД № 11(название пьесы «2 еврея)

Пьеса № 6 «Два еврея» - блестящая изобразительная пьеса. Написана под впечатление 2 картин В.А. Гартмана: «Бедный еврей Сандомир» и «Еврей в меховой шапке». СЛАЙД № 12(портреты 2-х евреев)

Внимательно прослушайте пьесу и охарактеризуйте музыкальный образ каждого героя, используя «Словарь эстетических эмоций».

СЛУШАНИЕ «2 еврея»

Вначале возникает образ богатого еврея. Его тема, звучащая в низком регистре, изобилует властными, надменными интонациями. Затем вступает тема бедного еврея. Это жалостливая, просительная музыка. Повторяющиеся в быстром темпе ноты создают ощущение суетливости. Затем с великолепным полифоническим мастерством автор соединяет эти темы. Создается настоящая зримая картина. Темы построены так, Что в одновременном звучании они не перебивают друг друга, а, наоборот, дополняют. СЛАЙД № 13(название пьесы «Избушка на курьих ножках»)

Пьеса 9. Избушка на курьих ножках (Баба-Яга).Чье это жилище? Баба – Яга – популярный персонаж русских волшебных сказок. Какой рисует ее русский фольклор? (Старая злобная колдунья, с устрашающим обликом – хромая, горбатая, Баба – Яга живет в лесу густом, в избушке на курьих ножках). СЛАЙД № 14 (рисунок часов).

Весьма значимый, общеизвестный персонаж русского фольклора Баба-Яга понимается в современном научном мышлении как образ смерти. И всегда, и во всех сказках Баба-Яга появляется как носительница зла. И если не всегда преследуемые ею люди или добрые духи погибают, то есть если им удается выйти из ее ужасающих, цепких преследований, так или иначе Баба-Яга неуклонно все путает, всему мешает, всему вредит, и не приведи Господь повстречаться с нею! Сопровождает ее зачастую и змея, тоже образ смерти.

Все эти элементы весьма наглядно даны – по «картинке» Гартмана СЛАЙД № 15 (рисунок Бабы – Яги) – в музыке Мусоргского. Однако в центре произведения Баба-Яга превращается в другой фольклорный образ – чаровницы, русалки, «вилы». Нет больше Бабы-Яги, есть Кащевна, есть нежная, шаловливая «вила».

В пьесе Мусоргского «Избушка на курьих ножках» изображен полет на метле всем известной злой колдуньи, которой няньки пугают детей. В этой пьесе композитор очень натурально, почти зримо рисует эту сцену: слышатся броски, толчки, удары ее клюки, баба-яга разгоняется и летит с посвистом и гиканьем, как и положено нечистой силе. Основная тема похожа на русскую пляску, под такую музыку можно прыгать и, подбоченясь, идти вприсядку, а можно и прокатиться на метле. В средней части показан зачарованный лес: звуки дрожат, шуршат, слышится таинственный стук – несколькими штрихами показана ночная природа. В музыке слышно, как оживает ночной колдовской лес, наполняется шорохами: трещат сучья, оживают пни, скрипят ветви. И над всеми этими таинственными звуками слышен свист летящей ступы Бабы – Яги: она улетает на свое прибежище – Лысую гору.

Задание на слушание: поднимите руку, когда музыка «нарисует» «зачарованный лес».

СЛУШАНИЕ БАБА – ЯГА



Какие музыкальные средства использовал композитор для передачи образа «зачарованого леса»?

Картинка «Баба-Яга» – картинка фольклорная, сказочная, сельская, народная! Ночь прошла, солнце взошло, сновидения, искушения и страхи позади. Наступает утренняя заря.…СЛАЙД № 16 (название «Богатырские ворота»)

Пьеса10. Богатырские ворота в стольном городе во Киеве.

И вот последняя картинка цикла, «Богатырские ворота», создана под впечатлением эскиза «Богатырские ворота в стольном городе во Киеве» СЛАЙД №17 (рисунок «Богатырские ворот»). «Богатырские ворота в стольном городе во Киеве» – синтез русской культуры, образ собирательный, созданный не одним – пусть хоть и гениальным творцом, но всем народом, его соборной, всемирной мечтой, сотнями его мозолистых рук, трудолюбием и сноровкой его умелых пальцев, его богатырских плеч, его легендарным, былинным долготерпением, его смекалкой, его единомыслием, его всенародным вдохновением, победившим татар, половцев, печенегов и других врагов земли Русской… его любовью к Родине и друг к другу. Русский храм, его архитектура, его смысл и назначение, общенародное пение, ликующее многолюдство, колокольный звон… Музыка «Богатырских ворот» вполне могла бы стать российским гимном, столько в ней силы и мощи, так прочна в ней связь с русским народным духом – эта мелодия напоминает широкую спокойную величальную песню. Она символизирует саму Русь – матушку. Чтобы картина сверкающих богатырских ворот в городе Киеве стала еще более впечатляющей, Мусоргский украшает мелодию прорезающими гаммами и завершает тему колокольным звоном: композитор обладал особым мастерством музыкального подражания русским колоколам, и этот вариант – лишь один из многих в его творчестве. По силе звука в этой пьесе фортепиано способно конкурировать с полнозвучным оркестром.

СЛУШАНИЕ «Богатырские ворота»

Итак, музыкальной картиной древнерусской жизни завершает Мусоргский свою сюиту «Картинки с выставки».




  1. Рефлексия

Сегодня в нашей музыкальной гостиной вы были наблюдателями, предлагаю вам устно «дописать» фразу, которая покажет, как вы усвоили связь музыки с изобразительным искусством на примере программной музыки русского композитора 19 века М.П.Мусоргского: я сделал(а) открытие…….., я пришел(а) к выводу……., я уверен(а), что………… .


  1. Итог урока

Цикл «Картинки с выставки» были изданы 5 лет спустя после смерти Мусоргского. Композиторов-симфонистов постоянно привлекало в них богатство красок. Одно из оркестровых переложений цикла осуществил французский композитор - импрессионист Морис Равель.

СЛАЙД №18(портрет Мусоргского)

Я ничего не рассказала вам о жизни Мусоргского: о детских годах, юности, зрелости, становлении его как композитора. Надеюсь, что все, о чем вы сегодня узнали, услышали, подтолкнет вас на более подробное знакомство с этим удивительным человеком, который предпочел музыку карьере военного и принес мировую славу русскому музыкальному искусству.




  1. Домашнее задание: самостоятельно изучить биографию М.П.Мусоргского.


До новых встреч в нашей музыкальной гостиной!