Министерство здравоохранения республики беларусь - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Министерство здравоохранения республики беларусь 12 4268.63kb.
Министерство промышленности Республики Беларусь представляет перечень 2 512kb.
Министерство здравоохранения республики беларусь 1 154.07kb.
Министерство здравоохранения республики беларусь 15 5067.18kb.
Министерство здравоохранения республики беларусь гу «клецкий районный... 1 21.52kb.
Министерство здравоохранения республики беларусь 14 4679.6kb.
Государственный комитет по науке и технологиям республики беларусь 1 330.4kb.
Министерство здравоохранения республики беларусь 1 21.94kb.
Согласие на предоставление Национальным банком Республики Беларусь... 1 11.8kb.
Статья 57 Конституции Республики Беларусь Основного Закона страны 1 71.24kb.
Научно-практическая конференция «Актуальные вопросы акушерства, гинекологии... 1 88.21kb.
Баразгова Е. С. Американская социология (традиции и современность) 1 10.73kb.
- 4 1234.94kb.
Министерство здравоохранения республики беларусь - страница №1/2



МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»




Матвейчик Т.В., Губарь Л.М., Самойло Л.Л.

Игры самораскрытия как инструмент общения

в медико-социальной работе

(сборник cитуационных задач и тестов)

Минск 2008

УДК 614. 253 (075.9)

ББК 88 я 73

М 33


Авторы:

Матвейчик Т. В. – кандидат медицинских наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения Государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования»
Губарь Л.М. – преподаватель Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский колледж»
Самойло Л.Л. – директор Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский колледж»

Рецензенты:
Тищенко Е.М. – доктор медицинских наук, профессор, декан факультета медицинских сестер с высшим образованием Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет»
Вальчук А.Э. – директор Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский колледж»
Учебно-методический совет Государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования»

(протокол № ____ от «___»____________ 2007 г.)


Учебное пособие соответствует обучающей программе « Типичные проблемы при медико-социальном уходе на дому», утверждённой Министерством здравоохранения Республики Беларусь в 2007г.
Рекомендуется педагогам медицинских колледжей, учащимся (слушателям), медицинским сестрам паллиативной помощи, общей практики, работающим по уходу на дому, врачам общей практики. Решение ситуационных задач тренирует готовность сестры к штатным и нештатным ситуациям в осуществлении медико-социального ухода.

Заурядный учитель говорит.

Хороший учитель объясняет.

Отличный учитель показывает.

Великий учитель вдохновляет.

Вильям Артур Уорд


Возрастание продолжительности жизни, наряду с другими демографическими проблемами, вызвало изменение отношения общества к медико-социальному уходу. Между тем, потребность в квалифицированных сестрах, готовых предоставить уход за тяжелобольным пациентом в стенах лечебного учреждения или на дому превышает их наличие.

Изучение опыта развитых зарубежных стран позволило пересмотреть место и роль сестринского персонала в системе здравоохранения. Образ сестры-исполнителя устарел, поскольку перестал отвечать таким признакам профессии, как возможность карьерного роста в рамках профессии, право принятия решений при ограниченных полномочиях, научные исследования, стандартизация.

В этой связи перед педагогами стоит сложная задача подготовки к реальной практике сестер, зачастую не имеющих ни жизненного, ни профессионального опыта.

Совершенствование знаний, умений и навыков современной сестры особенно успешно, если происходит в игровой форме. Сборник ситуационных задач и тестов «Игры самораскрытия как инструмент общения в медико-социальной работе» помогает педагогу и учащемуся (слушателю) воссоздать типичные и внештатные ситуации в её практике, повышает интерес к обучению, объединяет силой коллективного мышления.

Обучение и профессиональная деятельность медицинской сестры должны стать мотивированными. Осуществление медико-социального ухода потребует возрастания общей и профессиональной культуры ее исполнителей, которая возможна через самопознание и саморазвитие. Только это позволит использовать тезис: «От знаний на всю жизнь – к знаниям через всю жизнь».


Глава 1. Методы, компоненты и технологии педагогической деятельности в обучении сестер медико-социальному уходу

Метод коллективного обучения

Одним из элементов циклической модели является выбор методов обучения.

Коллективное обучение – это эффективная стратегия, при которой небольшие команды углубляют свое понимание предмета путем выполнения заданий. Каждый член команды отвечает не только за собственную успеваемость, но, помимо этого, должен помогать членам своей команды. Таким образом, создается дух успеха.Учащиеся работают над заданием до полного усвоения материала.

При совместной работе в команде обучаемые стремятся добиться взаимной выгоды, чтобы все:



  • Выигрывали: твой успех выгоден мне, а мой успех принесет пользу тебе;

  • Признали, что все члены команды взаимозависимы: мы поплывем или утонем вместе;

  • Гордились достижениями своей команды и вместе праздновали их: мы все поздравляем себя с успехом.

Исследования показали, что метод коллективного обучения:

  1. Делает учебу более привлекательной;

  2. Способствует усвоению знаний слушателей;

  3. Увеличивает время закрепления знаний в памяти;

  4. Повышает самооценку участников;

  5. Позволяет улучшить навыки устной речи.

5 компонентов метода коллективного обучения

Коллективная работа может быть успешнее плодотворной, чем индивидуальное обучение на основе конкуренции, но при соблюдении определенных условий.

Условия следующие:


  1. Продуктивная взаимозависимость (плывем или тонем вместе).

    • Успех группы безоговорочно требует работы каждого участника;

    • Каждый участник команды в силу своих ресурсов и/или роли и обязанностей в рамках задания должен внести уникальный вклад в работу группы.

  1. Стимулирование взаимных успехов.

  • Устные рассуждения на тему, как решить ту или иную проблему;

  • Передача своих знаний другим;

  • Проверка понимания;

  • Обсуждение изучаемых понятий;

  • Установление связи между новой и изученной информацией.

  1. Личная и групповая ответственность (никакой лени и праздного безделья).

  • Поддержка небольшого размера команды, поскольку, чем меньше человек, тем больше индивидуальная ответственность;

  • Выдача индивидуального теста каждому;

  • Случайный выбор учащегося для устного представления результатов общей работы команды в присутствии остальных;

  • Контроль объема личного вклада каждого учащегося (слушателя);

  • Назначение одного из участников в каждой группе на роль проверяющего;

  • Преподаватель просит других членов группы логически обосновать и аргументировать ответы;

  • Организовать передачу учениками полученных знаний другим.

4. Навыки межличностных отношений и работы в небольшой команде.

  • Необходимо обучать учеников следующим навыкам общения:

  • Лидерство;

  • Принятие решения;

  • Построение доверительных отношений;

  • Общение;

  • Сглаживание конфликтов.

5. Оценка групповой работы.

  • Члены группы обсуждают, насколько удалось достичь поставленных целей и поддержать продуктивные рабочие отношения;

  • Описывают полезные и бесполезные действия членов команды.

  • Принимают решения, какое поведение было уместно, а какое нужно изменить.

Исследованиями, проведенными в государствах Западной Европы, установлено наличие таких качеств сестры по медико-социальному уходу как коммуникабельность, честность, новаторство, ответственность за принимаемые решения, умение разрешать конфликты, содействие качеству жизни пациента.

На современном этапе развития сестринского дела к личности персонала, осуществляющего медико-социальную помощь, предъявляются следующие профессионально-квалификационные требования:



  • профессиональная компетентность в навыках ухода, базирующаяся на личной нравственности, культуре, воспитании и образовании;

  • высокий профессиональный уровань в навыках ухода;

  • стремление к непрерывному профессиональному самосовершенствованию, универсальность, осознание личной ответственности за качество предоставляемой помощи;

  • умение принимать нестандартные и самостоятельные решения, предвидеть риск и его последствия, навыки анализа и самоконтроля;

  • способность к состраданию, милосердию, самопожертвованию;

  • умение и желание использовать новейшую медицинскую и научно-техническую информацию в прикладных целях;

  • конфиденциальность при соблюдении медицинской тайны;

  • физическое и психологическое здоровье, умение соблюдать самому азы здорового поведения и осознанно пропагандировать его.

«Valetudo bonum optimum» — «Здоровье — наивысшее благо!». Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, оптимизмом, психологически устойчивый, с высокой умственной и физической работоспособностью может активно жить (высокая жизненная позиция), успешно преодолевать жизненные трудности.

Подготовка сестер по медико-социальному уходу, отвечающих вышеперечисленным характеристикам — трудоемкий и длительный процесс. Системный подход позволяет мотивировать их стремление к самообучению.



Технологии применения метода коллективного обучения

В средствах массовой информации говорится о трансформации общечеловеческих ценностей и переориентации на материальную обеспеченность, о смещении на последний план по степени важности доброты, чуткости и сострадания. Эта ситуация ставит задачу не допустить падения нравственности у медицинских работников. Профессиональная деятельность медицинской сестры, должна осуществляться на основе таких принципов:



  • воспитание уверенности в правильности выбора жизненного пути;

  • привитие профессиональной гордости на примерах жизни и достижений отечественных медиков и медицины;

  • освоение новых технологий воспитания (личностно-ориентированных, личностно-деятельностных, системно-ролевых).

Личностно-ориентированные технологии обучения

По определению Б.Т. Лихачева «технология обучения — это совокупность психолого-педагогических установок методов, способов, приемов, обучающих и воспитательных средств; она есть организационно-методический инструмент педагогического процесса».

При обучении медицинских сестер можно рекомендовать следующие личностно ориентированные технологии обучения: обучение в сотрудничестве и развивающее обучение.

Обучение в сотрудничестве. Обучение в малых группах используется давно – это важный элемент прагматического подхода к образованию в философии Дж. Дьюи (1970), его проектного метода. Это одна из технологий гуманистического направления в педагогике. Используется в Германии, Нидерландах, Великобритании, Австрии, Израиле, Японии, но детально разработана американскими педагогами Славиным, Р. Джонсом и Д. Джонсон.

Первоначально назывался методом проблем и был связан с идеями гуманистического направления в философии и образовании. Сущность метода заключается в акцентировании важности проблемы, знакомой и значимой для обучаемого, взятой из реальной жизни. Для решения проблемы необходимо приложить как полученные знания, так и новые, которые нужно приобрести. Обучаемая сестра должна самостоятельно или с направляющими действиями педагога решить проблему.



Теория развивающего обучения берет свое начало в работах И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, К.Д. Ушинского. В основе его – развитие познавательных навыков, умений, развитие мышления, ориентация на самостоятельную деятельность обучаемого: индивидуальную, парную, групповую.

Требования к использованию метода:

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания.

2. Познавательная значимость предполагаемых результатов.

3. Самостоятельная деятельность учащегося.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы решения, обсуждение методов исследования, анализ полученных результатов.



Технология развивающего обучения подразумевает совершенствования человека не через развитие у него отдельных психологических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения. Скорее это общее развитие воли, ума и чувств личности. Не только усвоение, а переработка знаний, в которых участвуют различные виды умственной деятельности - логическое мышление, наблюдательность, различные виды памяти, воображение, - характеризуют развитие ума. При том нужно опираться на веру в каждого учащегося, в его силы. Он воспринимается таким, каков есть. При этом педагогом учитывается, что уровень развития каждого человека индивидуален.

Цель технологии метода коллективного обучения: научить лучшему пониманию себя для использования этого навыка при взаимодействии с другими.

Медико-социальные и демографические проблемы состояния здоровья населения требуют адекватности обучения, мотивации учащихся (сестер) к медико-социальной работе.



Задачи обучения учащихся (слушателей) коллективным играм:

  1. Обучить пониманию собственных желаний, мотивов, целей.

  2. Научить применять навыки эмпатии.

Методика осуществления занятия в коллективном общении с учащимися.

Преподаватель в группе зачитывает текст, объяснив условия: коллективная, но анонимная игра, в которой ответ знает только играющий.рекомендаций и выводов преподаватель не делает, предоставляет игрокам сделать это самостоятельно. Если возникают вопросы во время или после игры – отвечает преподаватель.



  1. Пила – учащиеся делятся на группы по 5 человек. Каждый учащийся получает материал, который он должен изучить, а затем объяснить остальным. Чтобы облегчить процесс обучения, учащиеся всей группы, работающие над одной и той же темой, собираются вместе, чтобы выделить важные моменты и обсудить, как объяснить данный материал остальным. После работы в «экспертной» группе учащиеся возвращаются в исходные группы и учат друг друга.

  2. Размышление - работа в парах – обсуждение – состоит из трех этапов. На первом этапе учащиеся отдельно про себя обдумывают предложенный инструктором вопрос. На втором этапе учащиеся разбиваются по парам и обмениваются мыслями. На третьем этапе пары обсуждают ответы с другими парами, командами или всей группой.

  3. Трехступенчатое интервью – каждый человек выбирает партнера из своей команды. На первом этапе учащиеся задают друг другу наводящие вопросы. На втором этапе партнеры меняются ролями. На заключительном этапе учащиеся делятся ответами партнеров с группой.

  4. Мозговой штурм «Карусель» - команда разбивается на небольшие группы (по 4-6 человек), один учащийся ведет протокол. Задается вопрос, предполагающий множество ответов, дается время обдумать ответы. После того, как время на размышления вышло, участники по кругу делятся мнениями. Ведется протокол. Начинают с того, кто сидит рядом с пишущим. Затем каждый по порядку предлагает свой ответ, пока не закончится отведенное время.

  5. Трехминутный обзор – педагог в любое время прерывает объяснения или обсуждение и дает учащимся три минуты, чтобы пересмотреть все, что было сказано до этого, задать наводящие вопросы или ответить на его вопросы.

  6. Номера – слушатели организуют группы по четыре человека. Каждому присваивается номер от 1 до 4. группе задаются вопросы. Учащиеся работают в группе таким образом, чтобы каждый мог устно ответить на вопрос. Затем педагог называет номер (например 2) и каждый второй номер отвечает на вопрос.

  7. Команда Пара Соло – слушатели решают задачи сначала в команде, затем в парах. Далее самостоятельно. Данное занятие разработано с целью обучения учащихся решению проблемы, которые сначала кажутся им не по силам. Основывается на принципе опосредованного обучения. Уччащиеся способны добиться больших успехов при посредничестве других, чем самостоятельно. Благодаря этому они работают над решением задач, которые не могли решить сами. Сначала в команде, а затем с партнером, они развиваются до уровня, на котором способны самостоятельно справиться с задачей, которую раньше не могли решить без посторонней помощи.

  8. Мудрец в кругу – вначале педагог опрашивает отдельных активных учащихся, чтобы выяснить, у кого есть особые знания, которыми он может поделиться. Например, можно спросить, кому удалось сделать сложное домашнее задание по фармакологии и кто из присутствующих был в Москве, кто знает, какая химическая реакция позволяет использовать соль, чтобы убрать снег с улиц. Эти учащиеся (мудрецы) встают с мест и расходятся по классу. Затем педагог предлагает остальным образовать кольцо вокруг каждого из мудрецов, причем не более двух членов одной команды должны находиться возле одного и того же мудреца. Мудрец делится своими знаниями, а остальные однокашники слушают его, задают вопросы и делают пометки. Затем учащиеся возвращаются в свои команды. Каждый по очереди рассказывает о том, что он узнал. Так как все они были у разных мудрецов – сравнивают записи. Если возникают разногласия, учащиеся действуют как команда, где разногласия разрешаются.

  9. Партнеры - команда разбивается на группы по 4 человека. Партнеры собираются в одной части помещения. Половина команды получает задачу, которую они должны решить и научить этому остальных. Партнеры изучают материал и могут консультироваться с другими парами, которые работают над тем же вопросом. Затем пары возвращаются в свои команды и учат остальных участников. Партнеры опрашивают и обучают своих товарищей по команде. Затем команды анализируют, насколько эффективно происходило преподавание и изучение, обсуждают, каким образом можно усовершенствовать этот процесс.

Предлагаемые методы обучения учащегося (слушателя) могут комбинироваться:

  • подражание (копирование) — медицинская сестра прикрепляется к более опытному коллеге, учится, копируя его действия;

  • ротация для получения дополнительной профессиональной квалификации. Медицинская сестра по соглашению переводится на новую работу сроком от нескольких дней до нескольких месяцев;

  • наставничество — совершенствование индивидуальных навыков молодого специалиста на рабочем месте с помощью опытного профессионала;

  • метод усложняющихся заданий — расширение объема заданий и повышенная сложность по специальной программе рабочих действий, выстроенная по степени важности;

  • использование учебных методик и изучение инструкций по работе с аппаратурой, деловые игры;

  • лекции и практические занятия;

  • дистанционное обучение с киновидеосюжетами из практики медсестры.

Возможность управления процессом обучения позволяет использовать для медицинского персонала следующие принципы обучения:

  • системность, подразумевающую взаимодействие компонентов для разрешения общей задачи;

  • научность, базирующуюся на научно-обоснованных методиках прочности обучения (ценнее знать не много, а важное);

  • программно-целевой — наличие цели программы и системы средств для ее достижения;

  • связь с жизнью, т.е. практическая направленность;

  • обучение от простого к сложному, от доступного всем к индивидуальному;

  • наглядность обучения (лучше одни раз увидеть, чем пять раз услышать);

  • эмоциональный интерес.

Самым проблемных местом ухода за медико-социальными пациентами является контакт медсестры в диалоге общения. В этой связи обучение правилам взаимодействия является актуальным элементом.

Компоненты педагогической деятельности влияют на качество дипломного и последипломного обучения. Предоставление учебным заведениям прав по формированию гибких обучающих программ положительно сказывается на качестве подготовки учащихся и сестринского руководителя (рис. 1)


Компоненты











1. Профессионализм:

- достижение уровня профессиональной компетентности;

- целостное видение проблем;

- способность к самообучению;

- умение применять теорию в практике медицины.

2. Интеллект:

- коммуникативная и духовная культура;

- развитие познавательных способностей;

- целостная картина мира.

3. Патриотизм:

- ответственность за судьбу Родины;

- бережное отношение к традициям, культуре страны и

истории сестринского дела;

- гражданское самосознание.

4. Нравственность:

- гуманизм;

- милосердие;

- этика и деонтология.




1. Диагностика личности.

2. Организаторские способности (лидерство).

3. Содержание деятельности руководителя.

4. Психологический портрет личности.

5. Информационно-обучающая система.

Рис. 1. Компоненты системы педагогической деятельности



Глава 2. Ситуационные задачи по курсу повышения квалификации «Типичные проблемы при медико-социальном уходе на дому»

Предлагаемые ситуационные задачи составлены согласно изложенного выше.

Они базируются на отработке сестринских навыков по составлению и осуществлению плана ухода за больным согласно этапам сестринского процесса.

Задача 1

Больной Н.,76 лет, находился в онкологическом стационаре с диагнозом: рак желудка с МТС в печень, 4 степени. Выписан для симптоматического лечения по месту жительства. При осмотре больного отмечается значительное увеличение живота, одышка, рвота.

Сестринский диагноз.

План по уходу за больным.



Задача 2

Родственники тяжелого онкологического больного заметили изменения на коже в области крестца и пяток. Больной стал беспокойный, плохо спит. Предъявляет жалобы на боль и чувство онемения в проблемных местах.

Из анамнеза: Больному 75 лет. В последнее время сильно похудел и ослаб. Поворачивается в постели с помощью родственников. Мало ест и пьет.

Локально: В области крестца кожа резко гиперемирована, отечна. Видны участки отслойки эпидермиса в виде единичных небольших пузырей и эрозий. В области пяток кожа сухая и резко гиперемирована.

Сестринский диагноз.

План по уходу за больным.



Задача 3

Выполняя патронаж тяжелобольной женщины, вы услышали ее жалобы на появление сыпи, сильного зуда, жжения и боли в области кожи под грудными железами.

Из анамнеза: Женщина много лет страдает тяжелой формой сахарного диабета. Имеет лишний вес. С трудом себя обслуживает. Сильно потеет.

Локально: Кожа под грудными железами резко гиперемирована, влажная на ощупь, покрыта белым налетом. В глубине складки - темно-красные эрозивные очаги с подрытыми краями.

Сестринский диагноз.

План по уходу за больным.



Задача№4

Вы принесли еду пожилому пациенту с хроническим заболеванием. Когда пришли за посудой, обнаружили, что пища осталась нетронутой.

Ваша тактика в данной ситуации?

Задача№5

У медицинской сестры пациент спрашивает: «Отчего может быть положительная реакция Грегерсена?»

Как следует поступить медицинской сестре в ситуации, если она что-то забыла или не знает?

Задача№6

К медицинской сестре обратился с вопросом пациент: «Что означает увеличение СОЭ?»

Как поступить в данной ситуации?

Задача№7

На глазах у матери скончался тяжёлобольной сын. У матери началась истерика. Как должна поступить медицинская сестра в данной ситуации?



Задача№8

Пациентка очень боится очистительной клизмы и всячески пытается избежать этой манипуляции.

Как настроить пациентку на манипуляцию?

Задача 9

Больная не разрешает проветривать комнату, объясняя это тем, что у нее пневмония, повышенная температура и т.д. Как поступить?



Задача 10

Меняя загрязненное бельё тяжелобольному, медицинская сестра обнаружила на крестце интенсивное покраснение кожи.

Сестринский диагноз.

План по уходу за больным



Задача 11

Проводя утренний туалет, медицинская сестра обратила внимание, что у больного в наружном слуховом проходе много серы. Как удалить её?



Задача 12

Больной жалуется на сухость в носу, образование корочек. Как помочь больному?



Задача 13

У ослабленного больного после ночного и дневного сна склеиваются веки и ресницы. Что предпринять?



Задача 14

У больного, длительно находящегося на постельном режиме, появился неприятный запах изо рта.

В чем возможная причина?

Как помочь больному?



Задача 15

У больного температура тела 41 ºС, он возбужден, бредит, на щеках румянец.

Сестринский диагноз.

В каком периоде лихорадки находится больной?

В какой помощи он нуждается?

Задача 16

Больной жалуется на плохое самочувствие, «ломоту» во всем теле, головную боль, ему холодно, никак не может согреться. Температура тела 37,5 ºС.

Сестринский диагноз.

В каком периоде лихорадки находится больной?

Какая помощь ему необходима?

Задача 17

Больному при температуре тела 41,3ºС были введены жаропонижающие препараты. Через 20 минут температура снизилась до нормы, но состояние больного ухудшилось: появилась резкая слабость, пульс нитевидный, АД 80/60 мм рт.ст., конечности холодные, бельё (постельное и нательное) мокрое от пота.

Сестринский диагноз.

В каком периоде лихорадки находится больной?

Какая помощь ему необходима?

Задача 18

Больному с выраженными отеками родственники приготовили ужин: сок, красную икру, жареную курицу, морковные котлеты. Можно ли разрешить такие продукты?



Задача 19

Выполняя патронаж тяжелобольной женщины, медицинская сестра увидела, что у больной началась рвота, имеющая вид кофейной гущи.

Сестринский диагноз.

Какова последовательность действий медицинской сестры?



Задача 20

При постановке очистительной клизмы через несколько минут из кишечника выделилась только вода. Как расценить эффективность клизмы? Что предпринять для очищения кишечника?



Задача 21

При собирании мочи для пробы Зимницкого с 21 до 24 часов у больного мочеиспускания не было. В какую банку должна быть собрана моча при мочеиспускании в 3 часа ночи?



Задача 22

Больному, страдающему хронической почечной недостаточностью, родственники приготовили творог, отварную курицу с картофельным пюре, яйцо. Можно ли разрешить такие продукты?



Задача 23

Совместно с врачом медицинская сестра пыталась снять с умершего пациента ценности для передачи их родственниками. Однако в результате отёков снять кольцо не удалось. Как поступить?



Задача 24

Мать пациентки при виде крови внезапно побледнела и упала, потеряв сознание. АД 90/60 мм рт. ст.

Сестринский диагноз.

Какова тактика медицинской сестры?



Задача 25

Больная внезапно потеряла сознание, упала. Появились тонические судороги, которые через минуту сменились клоническими. Изо рта выделялась пена, отмечено непроизвольное мочеиспускание. Приступ длился 3 минуты. Через 10 минут приступ судорог повторился.

Сестринский диагноз.

Какова тактика медицинской сестры?



Задача 26

Пациентка Серафима Петровна - пенсионерка 76лет, инвалид второй группы .Проживает одна в неблагоустроенном доме. Сын 55 лет живет в другом городе.

Диагноз: рак тела матки ТНМ. ИБС: стенокардия покоя. ФК-3. Инсулинонезависимый сахарный диабет, субкомпенсированный. Диабетическая энцефалопатия 1степени.

Не состоит на обслуживании социальной службы.

Самостоятельно ухаживает за волосами, умывается, пользуется туалетом, затруднений при одевании нет. Испытывает значительную слабость, поэтому осуществлять покупки, готовить пищу и мыть тело не в состоянии.

Замкнута, с соседями общается редко. Одиночество переносит легко.

Жалуется на усиление болей в животе, отсутствие аппетита, отек нижних конечностей, появившийся 3 дня и увеличивающийся. Мочится 1 раз в день с затруднением.

Объективно: запах ацетона изо рта. Истощена, дефицит массы тела 15%, тургор тканей снижен. Кожа живота с элементами расчесов и очагом темно-красных эрозий с нечеткими границами

Сестринский диагноз

План ухода за больной.

Необходимые для дальнейшего ухода службы, контакты.

Кто их должен осуществлять.



Глава 3. Тесты самораскрытия

Игра дает возможность научиться преодолевать барьеры непонимания, лежащие в основе жалоб пациентов, т.е. по сути конфликта сестры и больного. Щекотливые или запретные темы даются в развлекательной и забавной форме, позволяя сохранить полную анонимность для игроков.

Целью предлагаемых тестов самораскрытия является понятие собственных притязаний, эмоциональных и поведенческих реакций, которые возникают при проживании и преодолении стресса, необходимого атрибута сестринской деятельности, а также выявление в себе личной позиции к альтруизму и гуманизму для нуждающихся пациентов.

Желаем вам испытать радость от делового времяпрепровождения, которая всегда бывает, когда узнаешь что-то о себе и других, кто является частью жизни.


1

Вам судить.

Удар молотка, изворотливые адвокаты, демонстрирующие свою хитрость, тишина, наступающая, когда зачитывается решение присяжных,- лишь немногие кинематографические мизансцены выглядят более драматично, чем зал суда. Это наполненная тревогой и неизвестностью битва интеллектов, в которой грань между правильным и неправильным часто бывает размыта, а связь между законом и справедливостью теряется в потасовке.

Если бы вы были актером, играющим в драме, действие которой разворачивается в зале суда, кого бы из следующих персонажей вы бы сыграли?

1. Адвоката.

2. Детектива.

З. Обвиняемого.

4. Свидетеля.

Ключ к тесту «Вам судить».

На языке психологии актер ассоциируется с вашей социальной личностью (латинский термин, означающий «маску»), лицом, которое вы надеваете, когда имеете дело с внешним миром. Представляя себя актером, вы можете свободно сыграть ту роль, в которой действительно себя видите. Декорации зала суда добавляют сцене ощущение интенсивности и возбуждения. Роль, в которой вы себя видите, показывает, как вы обычно реагируете на кризисные ситуации (нередкие в работе сестры).

1. Адвокат. Обычно даже под огнем вы сохраняете невозмутимый вид и редко допускаете, чтобы кто-то увидел, как вы покрываетесь потом. Но у вас также есть и другое лицо, которое выходит на поверхность только под очень интенсивным давлением, - горячая голова, способная забыть о самообладании и взорваться, когда этого требует ситуация Это сочетание готовности и огненной страсти выводят вас из самых отчаянных ситуаций.

2. Детектив. Вас не захлестывает хаос и смятение, и вы всегда сохраняете голову, когда окружающие теряют свои. Люди чувствуют и уважают эту невозмутимость и склонны обращаться к вам за помощью, когда попадают в затруднительное положение. Это означает, что неприятности, похоже, следуют за вами, но вы не возражаете против дополнительного стресса - по сути, он лишь делает вас еще спокойней.

3. Обвиняемый. На первый взгляд вы кажетесь крутым и беспечным, но под всем этим вам не хватает чего-то такого, что необходимо для того, чтобы довести свои битвы до конца. Когда ситуация становится жесткой, вы теряете время, пересматривая свое первоначальное мнение и осуждая себя, вместо того, чтобы безотлагательно взяться за решение проблемы. Вероятно, в ваших интересах было бы объединиться с кем-нибудь, кто более практичен в улаживании проблем.

4. Свидетель. Похоже, что в любой конкретной ситуации вы готовы к сотрудничеству и помощи, но ваша гибкость и желание угодить становится для вас источником проблем другого рода. Пытаясь всегда со всеми ладить, вы закончите тем, что окажетесь непоследовательным и даже ненадежным. Не беспокойтесь так сильно о том, обрадуют ваши заявления людей или расстроят. Единственное, что вам необходимо доказать,- это свое собственное я.


2

Синяя птица.

Однажды синяя птица неожиданно влетает в окно вашей комнаты и попадает в ловушку. Что-то в этой заблудившейся птице привлекает вас и вы решаете оставить ее у себя. Но, к вашему удивлению, на следующий день птица меняет цвет с синего на желтый! Эта очень необычная птица меняет цвет каждую ночь - наутро третьего дня она ярко-красная, а на четвертый день становится совершенно черной. Какого цвета птица, когда вы просыпаетесь на пятый день?

1. Птица не меняет цвет; она остается черной.

2. Птица возвращается к своему изначальному синему цвету.

3. Птица становится белой.

4. Птица становится золотой.



Ключ к тесту «Синяя птица».

Птица, которая влетела в вашу комнату, кажется символом удачи, но неожиданно она меняет цвет, заставляя вас беспокоиться о том, что счастье будет непродолжительным. Ваша реакция на эту ситуацию демонстрирует то, как вы реагируете на трудности и неопределенность в реальной жизни.

1. Те, кто сказали, что птица осталась черной, смотрят на жизнь пессимистически.

Вы склонны полагать, что, если ситуация однажды ухудшилась, то она никогда уже снова не нормализуется? Может быть, вам необходимо попробовать думать в таком ключе: если все так плохо, то хуже уже не будет. Помните, нет дождя, который не закончился бы, и нет ночи, после которой не наступил бы рассвет.

2. Те, кто сказали, что птица снова стала синей, практичные оптимисты.

Вы верите в то, что жизнь - это смесь хорошего и плохого и что не стоит бороться с этой реальностью. Вы принимаете неприятности спокойно и позволяете вещам идти своим чередом без излишнего беспокойства и стресса. Этот взгляд позволяет вам благополучно переносить волны бедствий и не давать им унести себя.

3. Те, кто ответили, что птица стала белой, под давлением ведут себя спокойно и решительно.

Вы не тратите время на волнение и нерешительность, даже когда развивается кризис. Если ситуация становится слишком скверной, вы чувствуете, что лучше вовремя прекратить это невыгодное дело и поискать другой путь к своей цели, чем увязнуть в никому не нужном горе. Этот подход означает, что все, вроде бы, происходит естественным образом и по- вашему.

4. Тех, кто сказал, что птица станет золотой, можно описать словом «бесстрашный».

Вы не знаете, что такое давление, для вас каждый кризис – это благоприятная возможность. Вас можно сравнить с Наполеоном, который сказал: «…Невозможно – это не французское слово». Но будьте осторожны, не дайте своей безграничной уверенности взять над вами верх. Грань между бесстрашием и безрассудностью очень тонкая.


3

Доктор сейчас вас примет.

Для разных людей больница означает разные вещи. Те, кто приходят туда впервые, чтобы установить диагноз, могут выглядеть взволнованными и испуганными. Для тех, кто выходит из ее дверей, выздоровев после долгой болезни или неся на руках прекрасного здорового ребенка, больница ассоциируется со счастьем и облегчением. Больница – это целый мир, где жизнь и смерть, печаль и радость пересекаются и перемешиваются каждый день. И для людей, живущих в этом мире, каждый день это еще один шанс вылечить не только тело, но и сознание.

Возможно, вам приходилось раньше бывать в больнице или, может быть, это ваш первый визит. В любом случае приготовьтесь, потому что доктор вас сейчас примет.

1. Вы сидите в приемной поликлиники, ожидая, когда вас вызовут. Маленький мальчик бегает без присмотра по всей приемной, и вы говорите ему, чтобы он вел себя потише и не бегал так быстро. Как он реагирует на ваши слова?

2. Дверь в смотровую немного приоткрыта, и в щель вы замечаете бледного, нездорового на вид человека, которого осматривает врач. Пациент – человек, которого вы знаете. Кто этот человек?

З. Ассистент врача выходит и называет ваше имя. Как это ни странно, но ассистент очень сильно напоминает вам кого-то из ваших знакомых. На кого похож ассистент?

4. После осмотра доктор вызывает вас к себе в кабинет, но, когда вы входите, он остается сидеть к вам спиной, изучая вашу медицинскую карточку и бормоча себе что-то под нос. Похоже, он не собирается вам ничего объяснять. Что вы делаете?

Ключ к тесту «Доктор сейчас вас примет»

Больница – это место болезни и исцеления. Представив себя в этом сценарии, вы затрагиваете слабые области своей психики или те ее области, которые требуют ухода и заботы.

1. Реакция мальчика демонстрирует, как вы реагируете, когда вас критикуют или замечают ваши недостатки. Так как он себя вел? Сделал вид, что ничего не слышал, остановился и извинился или показал вам язык, как плохо воспитанный ребенок? Теперь вы понимаете, что чувствуют другие люди?

2. Человек, которого вы представили в роли пациента на смотровом столе, — это тот, на кого, как вам кажется, вы никогда не можете положиться в кризисной ситуации. В конце концов, какой от него может быть толк, если он выглядит более больным, чем вы сами?

3. Ассистент врача представляет того, кто в силах определить вашу судьбу. Человек, которого вам напоминает ассистент, — это тот, на кого вы всегда смотрели снизу вверх, либо из страха, либо из уважения. Независимо от того, каким сильным вы когда-ни6удь сможете стать, этот человек всегда будет в вашем сознании выше вас. Возможно, это связано с тем, что во власти этого человека сказать вам: «Теперь снимите рубашку, наклонитесь и покашляйте».

4. Ваша реакция на поведение врача демонстрирует то, как вы справляетесь с ситуациями, когда вас задирают или дразнят. Некоторые предпочитают переждать, другие требуют объяснений, а некоторые просто поднимаются и выходят. Что же сделали вы?


4

Монстр

Монстр! Мы все используем это слово, но кто из нас когда-нибудь видел хоть одного? Попросите сотню людей нарисовать монстра, и они нарисуют вам сотню совершенно разных картинок. Существует множество видов монстров — чудовища, которых мы видим в кино, или преследующие нас в кошмарных снах, чудовища из сказок, из историй о привидениях и даже из видеоигр. Они варьируют от трехсотфутовых ящериц до особей человеческой формы. Какой образ вызывает это слово в вашем сознании?

Монстр движется прямо на вас, ужасный и неотвратимый. Этот монстр вне себя от ярости, с ним невозможно говорить или убедить его в чем-то. Но почему он так рассержен?

1. Он голоден и идет добывать себе пищу.

2. Он ищет свою потерянную любовь.

3. Он отчаян, потому что слишком уродлив.

4. Он зол на весь мир.

Ключ к тесту «Монстр»

Монстр в вашем воображении — это проявление архетипа, известного как Тень, представляющего темную сторону каждой личности. Тень присутствует в каждом из нас, а злость монстра на самом деле направлена на источник стресса в нашей собственной жизни.

1. Он голоден и идет добывать себе пищу. Голодный монстр — это реакция на вашу собственную борьбу со своим аппетитом. Не сражались ли вы недавно с весом посредством диеты? Сложно сохранять ясную голову, когда пустой желудок. Помните, во всем нужна практичность, в том числе и в самой умеренности. Лучше лишний раз перекусить, чем доводить дело до голодного обморока или начинать есть все подряд.

2. Он ищет свою утраченную любовь. Если вы подумали, что монстр исступленно искал свою любовь, то, возможно, сами прошли через трудности на любовном фронте. Иногда напоминайте себе, что любовь без переживаний — это не любовь вовсе.

З. Он отчаян, потому что слишком уродлив. Те, кто предположил, что монстр охвачен яростью из-за собственного уродства, неудовлетворенны своей внешностью. Внутренний взгляд может увеличивать недостатки и это негативное представление о себе влияет и на то, как нас воспринимает остальной мир. Первый шаг к тому, чтобы стать любимым, состоит в том, чтобы научиться любить то, что вы видите, когда смотрите в зеркало.

4. Он зол на весь мир. У людей, которые выбрали этот ответ, пессимистический взгляд на мир. Не только стакан наполовину пуст, но и вода к тому же теплая и противная на вкус. Хорошо уметь находить ошибки, требующие исправления, но вы никогда не измените мир, если будете только жаловаться. Давайте посмотрим, можем ли мы найти способ использовать эту энергию более позитивно.


5

История Золушки.

3олушка –одна из классических сказок мировой литературы, история о том, как исполнились мечты бедной девушки о богатстве и счастье. Какая из сцен этой сказки наиболее ярко предстает в вашем сознании?

1. Золушка, страдающая в руках своей злой мачехи.

2. Золушка, превращенная своей волшебной крестной в прекрасную принцессу.

3. Золушка, теряющая свою туфельку на ступенях дворца, в то время как часы бьют полночь.

4. Сцена, где принц наконец-то находит ее и надевает туфельку ей на ногу.



Ключ к тесту «История Золушки»

Почему вы так сильно реагируете на эту сцену? Более детальное рассмотрение элементов каждой сцены говорит нам, к каким недостаткам вещей и личности имеет отношение ваш выбор.

1. Золушка, страдающая в руках своей злой мачехи.

Мысль о бедной Золушке, надраивающей полы, в то время как ее мачеха и сестры осыпают ее оскорблениями, вызывает сильное чувство жалости. Но обратной стороной жалости является чувство превосходства и гордости. Вы запомнили эту сцену потому, что она дала вам возможность почувствовать себя в лучшем положении, чем кто-то. Вам нравится, когда вы смотрите на других сверху вниз заботливым взглядом, но остерегайтесь своей склонности постоянно смотреть на них сверху вниз.

2. Золушка, превращенная своей волшебной крестной в прекрасную принцессу.

Взмахом своей волшебной палочки фея-крестная превращает Золушку в очаровательную принцессу и навсегда изменяет ее мир. Но здесь, в реальном мире, все не так просто. Ваши самые большие недостатки — это слепота по отношению к практическим вопросам жизни и недостаток внимания к планированию и последствиям. Похоже, вы забываете, что не существует никаких волшебных крестных, ожидающих лишь, как бы спасти вас от проблем, которые вы сами себе создаете.

3. Золушка, теряющая свою туфельку на ступенях дворца, в то время как часы бьют полночь.

Эта сцена оказала на вас такое сильное впечатление потому, что она сыграла на вашем чувстве зависимости от других. Очень легко увидеть себя, убегающим с ударами часов, оставляющим после себя лишь проблемы и неразрешенные вопросы. Если всегда рассчитывать, что другие исправят то, что вы напортили, это на какое-то время может облегчить вам жизнь, но рано или поздно вам все равно придется расплачиваться.

4. Сцена, где принц наконец-то находит ее и надевает туфельку на ногу.

Почти все любят хеппи-энды, и вы причисляете себя к этому большинству. И в этом заключается ваша проблема. Вас слишком легко удовлетворяет все простое, нормальное, среднестатистическое. Все, что вы ожидаете от жизни, - это обычная работа, обычная зарплата, обычные друзья, обычная семья, обычные дети… Больше работайте над раскрытием своей уникальности и оригинальности. Помните, что вы индивидуальность, даже если вы себя таковой и не чувствуете.


6

На ваш день рождения...

День вашего рождения — это единственный день и году, когда вы вправе ожидать, что все будет хоть немного лучше, чем всегда. Пожелания и поздравления, подарки и открытки, а может быть, даже вечеринка или романтический ужин на двоих.

Сегодня ваш день рождения, и, проверяя свой почтовый ящик, вы видите, что вам прислал открытку человек, от которого вы совершенно этого не ожидали, Кто этот отправитель? Вы также получили ряд подарков от членов семьи и друзей. Кто из этой группы людей прислал вам самую большую посылку? (Отвечая на вопросы теста, назовите имена людей, реально существующих в вашей жизни.)


Ключ к тесту«Ваш день рождения»

Ответы, которые вы дали, означают подлинные чувства, которые вы испытываете к людям в вашей жизни – чувства, о которых вы, возможно, даже сами не подозреваете.

Человек, который неожиданно прислал вам открытку — это на самом деле тот, от кого вы хотели бы получать больше заботы и внимания. Короче говоря, человек, которого вы сделали отправителем, — это тот, кому вы поклоняетесь издалека. Это кто-то, кого вы едва знаете, кто-то, к кому вы не решаетесь приблизиться, или просто друг, от которого вы уже довольно давно не получали никаких новостей? Может быть, пришло время сделать первый шаг к преодолению разделяющего вас расстояния?

На поверхности вы, возможно, ассоциируете самую большую посылку с добрыми чувствами по отношению к отправителю. Но с психологической точки зрения человек, которого вы назвали, на самом деле тот, чью привязанность вы воспринимаете как само собой разумеющееся. Это не обязательно должно означать недостаток уважения, но вы определенно уверены в его чувствах к вам. Будьте осторожны, не становитесь чересчур уверенным. То, что вам кажется уверенностью, со стороны может выглядеть как простой эгоизм.


7

Картинки с выставки

Весьма неплохо изредка делать перерывы в своем плотном трудовом графике и лично соприкоснуться с миром искусства. Некоторые из нас идут на концерты или спектакли, некоторые танцуют или играют на музыкальном инструменте, другие пробуют свои силы в различных ремеслах. И, конечно же, всегда существует возможность пойти в музей...

Вы стоите перед картиной в музее, руки заложили за спину и изо всех сил стараетесь проникнуть в замысел художника, как вдруг совершенно незнакомый вам человек подходит и что-то вам говорит. Что из нижеследующего говорит вам незнакомец?

1. «Не правда ли, эта картина прекрасна?»

2. «Что вы думаете об этой картине?»

3. «Извините, у вас есть время?»

4. «Вы знаете, я и сам художник».

Ключ к тесту «Картинки с выставки»

Когда с вами неожиданно заговаривает незнакомец, всегда возникает смешанное чувство опасения и ожидания. В этом вымышленном сценарии слова, которые произносит незнакомец, на самом деле отражают то, как вы реагируете на случайные и неслучайные встречи с другими людьми. Ваши ответы раскрывают, какое впечатление вы производите, когда впервые встречаетесь с человеком.

1. «Не правда ли, эта картина прекрасна?» Ваш дружественный и позитивный характер производит великолепное впечатление практически на каждого, с кем вы встречаетесь. Единственной вашей заботой должно быть то, что люди могут вначале не воспринять вас всерьез.

2. «Что вы думаете об этой Картине?» Вы относитесь к тому типу людей, который любит выяснять темперамент другого человека прежде, чем приступить к общению. Люди могут почувствовать вашу нерешительность, и это может повлиять на их реакцию. При своем осмотрительном подходе вы никогда никому не наступите на ногу, но можете закончить тем, что будете жить на чужих условиях.

3. «Извините, у вас есть время?» Половина людей воспринимает вас как вполне нормального человека, но для другой половины вы выглядите немного странным. При первой встрече создается впечатление, что вы живете в своем собственном ритме и являетесь личностью, которую некоторые могут назвать эксцентричной. Вы не придаете большого значения тому, что другие могут думать или чувствовать. Плохо это или хорошо, но в этом заключается ваш секрет.

4. «Вы знаете, я и сам художник». Впервые встретив кого-либо, вы производите впечатление человека несколько нервного и чересчур активного. Может быть, вы слишком сильно стараетесь понравиться, но, чем сильнее вы стараетесь, тем худшее впечатление производите. Не беспокойтесь так сильно о том, чтобы люди думали о вас хорошо, вы понравитесь им больше, если просто расслабитесь.

8


следующая страница >>