Михаил булгаков - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Михаил булгаков - страница №1/1

МИХАИЛ БУЛГАКОВ

1

Приветствую вас, дорогие мои гении и злодеи! я снова начинаю свое шоу, на этой, за пределами всех органов восприятия, сцене! и как здесь всё удивительно, ну, согласитесь? Никогда не знаешь, что наступит раньше – следующий день или следующая жизнь! //////////////// О-о-о-о, прекрасно! Ваше воображение, я вижу, уже начинает сгущать декорации предлагаемых обстоятельств! А слишком ужасных исторических декораций, как известно, не бывает! И сегодня я как никогда обрушу на ваши несчастные головы тонны, цистерны, междустрочных, сводящих с ума, недомолвок и недосказанностей! Ведь где-то улыбчивая лягушка уже плюхнулась в центр круга… И как, черт возьми, ей это удается – всегда попадать именно в центр круга? И это самая что ни на есть первая подсказка в моей сегодняшней игре, будьте внимательны! И жизнь, конечно же, нужно прожить так, чтобы Бог с восторгом предложил тебе еще и еще одну! Итак, дамы и господа, лейдис анд джентльмен! Сегодня вам несказанно повезло, поскольку на сцену нашего с вами Театра Реальности уже готов выйти тот, прихода кого каждый из вас, и я в этом даже не сомневаюсь, искренне ждал и звал! И вот на календаре уже конец 19 века.. и я уже рождаюсь, как вы видите, в одном из славнейших городов, а если быть чуть точнее – матери городов одной великой страны! Отец мой – человек более чем интеллигентный! Вон он! вот… не окликайте, он спешит на очередную лекцию! Безбожно занятой человек! Профессор духовной академии! И, естественно, рождение в такой семье – не что иное, как залог блестящего образования, верно? И вот я уже заканчиваю лучшую в городе гимназию, что разрушительнейшим образом влияет на мой интеллект: учит не только красиво говорить и писать, но также придумывать хитроумные ребусы и головоломки, над которыми часами бьются мои однокашники, уже пойманные искусом, во что бы то ни стало, найти… трам – тарарам… разгадку! но в возрасте 7 лет я уже глотаю одну книгу за другой... читаю не просто много.. но невообразимо много! моя старшая сестра Вера расскажет уже после моей смерти, как в 9 лет я взахлеб прочитал «Собор Парижской Богоматери» Виктора Гюго и не просто прочитал, но принял этот сюжет так близко к сердцу, что более трех дней лежал на постели не вставая, упиваясь сладостными слезами сопереживания роковой судьбе столь прекрасно-соблазнительной героини! Отец всячески поощряет меня на чтение! В доме полно иностранной литературы! И (как чуть ли не хором утверждают мои биографы) именно эта неконтролируемая свобода доступа к алхимическим составам художнических кодов, которую даровал мне безумный родитель, и способствовала столь быстрому развитию так называемого образного мышления! но об этом чуть позже, дорогие мои! Всему, как говорится, своя последовательность! И жизнь, несомненно, нужно прожить так, чтобы Бог (ну если он есть, конечно) с восторгом предложил тебе еще и еще одну! шоу-тайм, дорогие мои! шоу-тайм!



2

Итак, дамы и господа… В современном мире, как кто-то дерзает сегодня заявить, нет места для ИСТИНЫ! В прошлых веках – было! А в современном, увы, нет! Или, говоря словами Дитриха Бонхёффера: «Полная правда – это всегда ложь»! //////////////////// Или ещё чуть иначе: «Предельно яркий свет проявляется как тьма, а полная тьма порождает весь свет мироздания»… более чем искусно заплетенное заявление, согласитесь… О! Прекрасно, дорогие мои, какой замечательный обзор исторической перспективы! будьте добры, приблизьте фокус! так, еще сильнее! А теперь сконцентрируйтесь вон на той точечке! Просто замечательно! И означает ли это, что в нашем изначально парадоксальном мире нет и не может быть правил? Что в мире людей невозможно что-то раз и навсегда определить, схватить, назвать и передать как некий непререкаемый опыт будущим поколениям? что антихрист изначально более справедлив и честен, чем Христос! или, говоря словами великого мистика: «Делай что хочешь!» И вопросам этим, как мы понимаем, нет и никогда не будет конца! А я, блестяще окончив гимназию, уже поступаю на медицинский факультет одного университета! Учебе предаюсь легко и непринужденно, как бы флиртуя с полной соблазна девушкой! И это ни к чему не обязывающее, но чрезвычайно увлекательное общение, делает меня в итоге дипломированным мастером! Распределение заносит в маленький уездный городок! Что же касается дальнейшей судьбы, то она, скорее всего, развилась бы самым что ни на есть скучным образом, подобно сюжету сентиментального романа, в котором обязательно фигурируют крошечная, уютная квартирка, любящая женушка и розовощекие детки, гуськом бредущие за родителями по жизни. Мою юношескую уверенность в собственном будущем подкрепляет и то, что за год до поступления в университет я встречаю свою первую любовь – Танечку! Вот она! Вот, полюбуйтесь, дорогие мои! и наш головокружительный подростковый роман уже сводит с ума моего во всех отношениях степенного папашу! Да и все наши родственники с обеих сторон в один голос уже предрекают, что эта чрезмерно пылкая влюбленность рискует закончиться весьма плачевно! Еще бы! Я пару раз уже грожу покончить с собой, если Татьяна не приедет ко мне в Киев! И она, очертя голову, уже несется ко мне и в третий, и в четвертый, и в пятый разы! Что вы ждете, немедленно представляйте рев поезда и стук колес! А навстречу этому другой, с не менее диким ревом, несущийся локомотив! Разгоняйте до полной неуправляемости, дорогие мои! До искр из-под колес! Когда уже никаких тормозов не хватит! И теперь смотрите, смотрите вожделенно, с сладострастием ненасытного вампира! Ведь именно для этого вы и собрались в нашем Вневременном зрительном зале! И, как говорится, шоу-тайм, дорогие мои! ШОУ-ТАЙМ! И согласитесь, так искусно обострить обстоятельства и приковать ваш взгляд к экранам вашего воображения могу только я – волшебник подсознания! искрометный кукольник и престидижитатор! Но время финала, к сожалению, ещё не здесь, дорогие мои, и точно так же, как я сгустил роковое предчувствие, я его и распущу! Переведя железнодорожные стрелки в разные стороны! И кто-то из вас, я уверен, уже схватил суть этой грандиозной метафоры – успешная учеба, любовь до гроба, уютный домик, куча детишек и т.д. и т.п. – все это, конечно же, прекрасно! Но в судьбе такой грандиозной личности, как я сегодняшний, разве может быть всё так прозаично? Нет, конечно, нет! А страну уже начинает лихорадить революционными настроениями, и кровавые мятежи один за другим уже прорываются наружу, как вы видите! В марте 1917 года я, молодой земский врач, днями и ночами лечу толпы сбежавших с фронта в родные деревни солдат! Превалирующий диагноз – сифилис, ну вы понимаете! В один из дней отсасываю ртом через трубочку дифтеритные пленки из горла тяжелобольного мальчика! Одна из пленок попадет мне на слизистую, я, естественно, заболеваю! Со страшными болями помогает справиться только морфий! После выздоровления необходимость в морфии отпадет, но я не поспешу от него отказаться, напротив, всё чаще и чаще буду уходить от разрывающей мне сердце реальности в густую пелену забвения и безразличия ко всему внешнему! И земля, как вы видите, уже начинает вращаться в другую сторону! Время начинает катиться вспять! Солнце исчезает! с запада поднимается грозно и неуклонно мрачная туча! Но на время действия волшебного зелья, в лучших традициях моего шоу, берем вынужденную паузу, дорогие мои! Шоу-тайм! Шоу-тайм… Шоу-тайм!!!

3

Итак, дамы и господа, вот они – эти отвратительные, тревожно желтые цветы, что несет в руках необыкновенной красоты девушка.. И вас, я уверен, поражает не столько ее красота, сколько невиданное и ничем неприкрытое одиночество в глазах, верно? ////////////////// Ааа, прекрасно! Вы, я вижу, уже вообразили что-то, что вообразить не смог бы даже мой, более чем смелый и изощренный в зрелищах, мозг! О, что это? Ааа! Багровый свет от камина, в котором уже сверкает перед кем-то из вас обоюдоострая шпага, и кто-то омерзительного вида уже выкладывает на золотую тарелку шипящий кусок мяса, поливает его лимонным соком и подает вам золотую двузубую вилку: «Отведайте, не побрезгайте!». Итак, дамы и господа, лейдис анд джентльмен! Вот в 1919-м в Киев уже входит Добровольческая армия белых.. Я призван на фронт в качестве военного врача.. И череда тяжелых, изнуряющих переездов закончится теперь только на Северном Кавказе.. К этому времени я, уже пропахшей порохом шинелью своей, чую, что при существующем в стране режиме, жизнь простого рабочего человека, ох как не скоро станет приятной и безоблачной! и все эти дети в матроских костюмчиках и продажа сладкой ваты на солнечных проспектах – всего лишь червячок на крючочке, которым власть питает наивные фантазии масс! я же, сейчас, как вы видите, на самой что ни на есть настоящей войне! – кровь, грязь, стоны, раны, эпидемии, бездонный разврат! все сливается в моем сознании в дьявольско-сладострастную какофонию! и как-то ночью, глухой осенью, я уже пишу, как вы видите, свой первый рассказ! в редакции какой-то газеты его неожиданно печатают! и в 1920-м, уже поддет на кончик вилки вездесущей критикой, и, как серьезная угроза для подрыва существующего строя, отправлен в рот, для дальнейшего пережевывания! и разве может быть иначе? ведь в своих, на первый взгляд невинных фельетончиках, я даю более чем жесткую оценку экономического состояния России, а оно таково, что глаза хочется закрыть, понимаете меня! от созерцания этих неутешительных перспектив появляется ощущение, что страна медленно, но верно разворовывается, как морально, так и ресурсно! И вот, я уже окончательно перебираюсь в Москву! поселяюсь в коммунальной квартире коридорного типа в самом центре города! красные орды, к этому времени уже захватившие власть, полностью перекраивают окружающую реальность! по улицам уже передвигаются толпы скандирующих тунеядцев, славящих новый режим, в очистительную силу которого я, хоть убейте, поверить не могу! и, судя по всему, моя прекрасная родина – это та страна, в которой тираны будут бесконечно сменять один другого! И вот он – тот самый поворот! с которого начнётся, как утверждают биографы, превращение из писателя от Бога в писателя от обратной стороны! и эти две сущности так никогда и не одолеют друг друга в моем воображении! но придут к молчаливому согласию во имя создания чего-то большего, чем унылое равновесие! И если вы дослушаете мою сегодняшнюю историю до конца, вы, несомненно, узнаете, что это за равновесие! Итак, дамы и господа, лэдис энд джентельмен! Внимание! Как говорится, давайте наведем резкость! основная суть моего сегодняшнего месседжа в том, что божественные методы борьбы со злом малоэффективны! и это более чем сильное заявление, верно? И чтобы мир стал хоть немножечко чище и справедливее, нужно что? – правильно – присягнуть Злу! – Дьявол, в отличие от Бога, реально может помочь! и чтобы прекратить ад, который люди творят, нужно встать на его сторону! т.к. Зло можно исправить только Злом! И вот она – вереница моих героев, что живут полнокровной, глубоко чувственной жизнью – болью, страхом, отчаянием, неприкрытой радостью и любовью! всегда на грани ненависти, безумия и святотатства! и многие, как вы слышите, уже поговаривают, что талант мой определенно несет в себе разрушительную доминанту! И вы, скорее всего, не знаете, что собственноручно нарисованный мною и раскрашенный цветными карандашами портрет Мефистофеля, заменив собой икону, уже давно висит над моим рабочим столом! и это обстоятельство, равно как и то, что я упорно продолжаю принимать морфий, не может не настораживать окружающих меня людей! но важно отметить, что я различаю два вида зла: одно людское (т.е. с зло маленькой буквы), другое божественное (с большой буквы)! Но в определенный момент в головах людей произошло смешение этих зол и они стали приписывать мелкую людскую мерзость божественной силе, т.е. злу во имя справедливости! и моя прекрасная жена, как вы видите, уже отказывается доставать мне все новые и новые дозы морфия! я же гоняюсь за ней по дому с револьвером! Потом, растратив все патроны, каюсь, плачу, бьюсь головой о стены и прошу ее ни в коем случае не бросать меня одного! врач советует жене разбавлять дозы дистиллированной водой! и в последнем шприце, который она мне принесет, будет уже одна вода! но кому-то из вас нужна пауза, я вижу! шоу-тайм, дорогие мои! шоу-тайм! шоу-тайм!!!

4

Итак, дорогие мои, вот я снова иду по московским улицам, в толпе, в которой для меня сливаются безликие шеренги рабочего люда, смешанные с чертями и служителями ада ещё более низкого пошиба.. нет! давайте немедленно нарисуем это.. прекрасно! более чем красочно! в матросских шинелях, располосованных красными рубцами папахах.. и на фоне освобождения от пристрастия к наркотикам, в голове моей уже крепнет уверенность в том, что я могу дать расчетвертованной в междоусобной бойне родине нечто большее, чем просто едкую сатиру! я могу вернуть ей утопленную в революционной клоаке душу! пока эти, обмотанные пулеметными лентами служители преисподней, не утащили в своё полыхающее кумачом будущее и меня заодно! Итак, дамы и господа, лэйдис энд джентельмен! я сегодня тот, кто написал один из самых культовых романов советской эпохи! и уверен, даже те, кто терпеливо прочел его от корки до корки, так и остались в недоумении: о чем же, трам-тара-рам, он? трудности расшифровки закодированных в нём подтекстов, как утверждают исследователи, связаны не столько со сложной структурой самого текста, сколько с богатой ассоциируемостью его центральных образов с реальными прототипами времени! ведь я славен тем, что преследуемый сатирическим бесом, кодирую в своих персонажах реальных представителей своего беспощадно-наблюдательного глаза! начать хотя бы с главных героев, ведь большинство из вас уверены, что я закодировал в них себя и свою третью жену Елену Сергеевну, верно? но если это так, то почему Мастер не заслужил в финале света, скажите мне? в чем моя вина? и почему от внимания комментаторов ускользнуло обстоятельство, что в контексте 30-х годов система подразумевает под словом «мастер» (которое я упорно пишу с маленькой буквы) совсем не что-то величественное и от системы независимое! но творческие шестеренки, готовые создавать угодные ей, системе, творения! чувствуете разницу? Максимально остро этот титул заточился после ареста Мандельштама в мае 34 года (за стишок о кремлевском горце). Ну, Вы помните? В известном телефонном разговоре Сталин спрашивает Пастернака: «Послушай, но ведь он же мастер, мастер?» … о том, что я вкладываю в это понятие именно одиозно-пародийный смысл говорит и то, что при попытке создать заказную, хвалебную пьесу о Сталине «Батум» (ну, вы помните..) в качестве одного из вариантов названия я предусматриваю именно это! – Мастер! а отступничество «мастера», ярко проявленное в кульминационном эпизоде, его беседе с мистером «Д», что является, как вы помните, моментом истины! и «мастер» что? ну? правильно! – отказывается от предложения мессира использовать свой талант в разоблачении пособников советского режима, отменившего гуманистические ценности и насадившего вместо истинных творцов культуры приспособленцев из Массолита! Ууууу! сегодня много, много говна выплеснется за границы отстойников тюрьмы Времени! и у вас, как всегда, есть право прервать трансляцию! и не за это ли отступничество мастер будет лишен света, как вы думаете? теперь рассмотрим его подругу! я понять не могу, как сложился в умах обывателя образ ангела-хранителя? прекрасный лик неподдельно любящей женщины! возьмем хотя бы первые строки 19-й главы: «Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? да отрежут лгуну его гнусный язык! за мной, читатель! и я покажу тебе такую любовь!» эти слова я диктую Елене Сергеевне уже смертельно больным в январе 1940 года! интересно, я один вижу здесь вычурную иронию, что разрывает эти слова на словосочетания, склеенных друг с дружкой клеем наигранной патетики? или кто-то ещё верит, что весь этот вычурно-вазелинистый пафос – мой истинный месседж! А на календаре уже 1930-й год! и тяжелая форма неврастении уже безжалостно затягивает меня в тугой бантик на ноге моего главного персонажа! Помните, как у Цветаевой: «...в чулках как кровь, при паре бантов, // упав, как лямки с барабана.. – Кто ты? – Кто я? забавно слышать!» – и дальше уже из Гете: «Я сила та, что без числа творит добро, всему желая зла!». И вот, отчаянно совокупляясь с собственными припадками страха и сердечной тоски, я уже аккумулирую все новые и новые замыслы, но физических сил уже нет никаких! И мне уже не удается зашифроваться до полного сокрытия лезущих из меня смыслов и метафор! и правительство во главе со Сталиным уже подвергает меня откровенной критике, недвусмысленно указывая на антисоветскую агитацию! и они правы! сочные, дьявольско-притягательные образы напористо вылетают из паровозной трубы моего, вконец расшатанного, воображения! … над последними главами я работаю уже тяжелобольным! и глядя на это иссиня-бледное лицо, отекшие руки и ноги, трудно поверить, что мне всего 48 лет.. а косые полосы чернильных дождей продолжают заштриховывать лист за листом.. и в чьем-то воображении уже возникает этот заплатанный, заштопанный, кривой и бесконечно длинный, как коридор советской коммуналки, переулок с покосившейся дверью нефтелавки, где кружками продают керосин и жидкость от паразитов во флаконах.. А-а-а! осторожнее! осторожнее! не разбейтесь насмерть о старый покосившийся фонарь на углу! ведь, даже будучи совершенно свободными и невидимыми, нужно быть хоть немножко благоразумными, верно? третий переулок ведет прямо к Арбату, ну вы знаете! и надеюсь, вы уже освоились с управлением щеткой? уже поняли, что она слушается малейшего прикосновения рук или ног.. и что, летя над городом, нужно быть более чем внимательными и не слишком буйствовать! и далее словами поэта, дорогие мои: «Зарядье, Кремль, Москва-река, // И Самотека, и Неглинка, // Стремянный, Сретенка, Стромынка, // Староконюшенный, Бега.. // Мой взор мечтанья оросили: // Вновь – там, за башнями Кремля, – // Неподражаемой России / / Незаменимая земля.. // В ней и убогое богато, // Полны значенья пустячки: // Княгиня старая с Арбата // Читает Фета сквозь очки... // Кузнецкий мост. Цветной бульвар, // Калашный, Хлебный, Поварская, // Колбасный, Скатертный, Тверская, // И Разгуляй, и Крымский вал. // У старика своя скамья, // У кулика свое Болото. // Привет, Никитские ворота! // Садово-Сухаревская!» Шоу-тайм, дорогие мои.. шооооу-тааааайм!

5

Итак, дамы и господа, надеюсь, вы не разбились! Или уже приземлились? Кто-то еще нет! замечательно! ///////////////// и не приземляйтесь никогда! хотя, у вас, судя по всему, уже нет выбора! И еще немного, и вы вечно останетесь кружить там, куда я вас сегодня забросил! ведь 13 февраля 1940 года уже наступило, как все вы видите! и Аннушка уже разливает свое гребаное масло! А! а! И я уже диктую своей жене Елене последние правки.. и ровно через месяц сердце моё, не в силах справиться с повышенным давлением, уже остановится.. диагноз: почечная гипертония! и вот он – я! тот, кто будет спать уже до утра, со счастливым лицом ребенка и видеть никому неизвестные, но обязательно счастливые, сны! и с этого момента, прокуратор Иудеи, Понтий Пилат, в белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, будет каждое утро выходить на крытую колоннаду дворца Ирода Великого.. а легендарный трамвай, поворачивающий с Ермолаевского на Бронную, выходя на прямую, будет внезапно вспыхивать изнутри электрическим светом и траурно завывать на поворотах.. а из зеркал всех ваших квартир, причем одновременно, будет внезапно выходить широкоплечий, в котелке, с торчащим изо рта клыком, некто омерзительный.. ведь, как вы помните, человек не просто смертен! Он, извините, внезапно смертен! Итак, дорогие мои, после смерти эта моя рукопись пролежит в шкафу целых 25 лет! но в один прекрасный день, словно выждав необходимое время, она стряхнет с себя пыль, и, отчихавшись, внезапно вывалится из шкафа! и это, несомненно, означает, что время пришло, верно? ведь содержание этой книги, полностью противоречащее всей советской подцензурной литературе, уже готово быть воспринятым! и вот он – этот грандиозно-одиозный маскарад! в котором.. чьи лица только не мелькают! и Максима Горького, мертвеца, хватающего живых! Вон, вон, ну вы видите! и худшие из мертвецов это, конечно же, живые мертвецы! и седого как снег, без единого черного волоса, старика Римского! Приветствую вас, дорогой мой! с кого списан, как вы думаете? ну! на счет три! Раз, два, три! читаем Немировича: «у Станиславского в 33 года была совершенно седая голова!», нет, ко всему этому, конечно же, можно отнестись и как к бреду! но совершенно отказываться от таких параллелей, думаю, не стоит! иначе, книгу эту – не понять! не осилить! не усвоить! «Сегодня у меня праздник, дорогие мои! – пишу я в письме Леонтьеву, – ровно 10 лет тому совершилась премьера моих «Турбиных».. сижу у чернильницы и жду, что откроется дверь, и появится делегация от Станиславского… трам-тара-рам! с ценным подношением! подношение будет выражено в большой кастрюле какого-нибудь благородного материала, наполненной той самой кровью… трам-тара-рам! которую они выпили у меня за 10 лет».. а вот и сам антихрист Толстой! – «Приветствую вас!» – бесспорный прототип Левия, верно?.. помните его истерику: «Проклинаю тебя, Господи! или глаза твои совсем закрыл дым из курильниц храма, а уши твои перестали что-либо слышать, кроме трубных звуков священников? ты – Бог разбойников и воров! их покровитель и душа!» а вот и сам Сатана! – «Приветствую вас, мессир! Позвольте вас обнять! Очень приятно вас видеть!» – с кого списан? ну-ка, проверим вашу генетическую память! и перестаньте кружить, а то башку расшибете! конечно же, – «Будьте знакомы!» – Владимир Ульянов! хотя, с воображением художника не всё так просто, верно? и роман мой – это далеко не только язвительная сатира на злой гений дедушки Ленина! и всё вышесказанное, конечно же, можно и должно оспорить, но зачем в папке с черновыми материалами именно для этого романа, наряду с биографическими данными о королеве Марго и Маргарите Наваррской, я храню бюллетени о состоянии здоровья товарища Ленина? нет, глупость! несомненно! и в образе этом в неделимый сплав слиты не только Ленин! здесь безгранично сатанинское.. и не надо меня одергивать! искусно, и более чем вариабельно, переплетается с бесконечно божественным! что, в конечном счете, создает уникальный, и, каждый раз выскальзывающий из рук, образ Спасителя и антихриста в одном, трам-тара-рам!... сверкающим сифилическим зрачком! но почему сифилическим-то? ну, как же: «..два глаза уткнулись Маргарите в лицо! правый с золотою искрой на дне, сверлящий любого до дна души, и левый – пустой и черный, вроде как узкое игольное ушко, как вход в бездонный колодец всякой тьмы и теней»! – я врач, дамы и господа! я практиковал на дому (на том самом Андреевском спуске) именно как венеролог! я, как никто, знаю этот взгляд! и исполнение Воландом во время шабаша самого причастия, функции Сына Божьего, совсем не святотатство! потому что в моё, трижды вывернутое время, если Сын Божий и пришел бы, то, только сверля мир именно таким взглядом! и моя захлебывающаяся гноем сатира, с одной стороны, это – жесткое, медицинское препарирование национальной трагедии! с другой – единственный шанс транслировать правду моего времени! Понимаете, мои дорогие?.. помните мои слова? – «А ЧТОБ ЗНАЛИ!» и, описывая этот сатанинский шабаш, я снова и снова, пинками под зад выталкиваю на сцену своего грандиозного господина «Д» и, дергая его ручки и язык за ниточки, принуждаю выпустить на волю все пороки человечества одновременно! и разыгрываю эту страшную траги-комедию, равнозначную по своим масштабам разве что казни Христа! в свете догм социалистического реализма и в гнойно-сатирическом духе исторического оптимизма снова указываю на революционную Голгофу ХХ века! нет! нет! нет! нет! нет! это невозможно! получается, что антихрист-Воланд более справедлив, чем Христос! и «Козлиный пергамент» – новая версия Завета?! что говорит Иешуа, помните?: «Я заглянул в этот свиток и ужаснулся! решительно ничего из того, что там записано, я не говорил!» Итак, дамы и господа, лейдис анд джентльмен! вы еще со мной? или кое-кого уже испепелило саркастическим огнем моей сегодняшней глагогольщины! и вот он! этот знаменитый булыжник на монастырском кладбище, на могиле Николая Гоголя, прозванный Голгофой! через некоторое время кладбище это уничтожат, Гоголя перезахоронят, на его могиле установят бюст.. а камень этот моя последняя супруга, Елена, переставит на мою могилу.. исполнив тем самым моё страстное желание, которое я при жизни так часто озвучивал: «..укрой меня, учитель, своей шинелью».. и как, черт возьми, этим негодяям-гениям удается всегда и, не смотря ни на что, но обязательно попадать в центр круга? и жизнь, конечно же, нужно прожить так, что бы Бог, с восторгом, предложил тебе еще и еще одну! если он, конечно.. хотя, у вас, несомненно, свои версии на этот счет.. Шоу-тайм, дорогие мои.. шоу-тайм..